Что такое вечный двигатель можно ли его построить

Что такое вечный двигатель можно ли его построить

Что такое вечный двигатель можно ли его построить

В конце первого года работы Университета детей, ученые, участвовавшие в проекте выбрали самые интересные на их взгляд детские вопросы. Вопрос, на который мы сейчас отвечаем, стал темой целой лекции, которую философ науки Владимир Григорьевич Буданов прочел на дне открытых дверех второго сезона Университета детей.

Так что же думают современные ученые насчет машины времени, вечного двигателя и эликсира вечной молодости? Оказывается, все может быть не так уж печально.

Согласно, современным физическим представлениям путешествия назад во времени не осуществимы. Идеи, как построить такую машину, конечно появлялись. В последнее время их связывали, например, с существованием так называемых кротовых нор, пространственно-временных дыр, связывающих разные области пространства-времени. Однако, выяснилось, что такие модели машины времени противоречат квантовой механике, разделу физики, который описывает свойства микромира, состоящего из мельчайших частиц вещества вселенной.

Но вот придумать сценарии, которые отправят нас в будущее намного проще. Есть несколько способов.

Во-первых, биологические. Самый простой пример – это летаргический сон. Это состояние похожее на сон, в котором человек неподвижен, не реагирует на внешние раздражители, практически не проявляет признаков жизни, но тем не менее не умирает. Причины летаргического сна до конца непонятны, и путешествие это довольно коротокое и не из самых приятных. Но тем не менее человек может проспать таким образом несколько лет (хотя чаще несколько месяцев), а потом проснуться.

Другой вариант – это криогенные технологии. Существует теория, согласно которой можно заморозить человека при температуре жидкого азота (- 196ºС), а потом разморозить его в будущем. С некоторыми живыми организмами такие трюки даже выходят, но с человеком пока успеха добиться не удалось. Тем не менее некоторые люди просят заморозить их в надежде на то, что в будущем технологии разморозки людей будут созданы. Никаких теоретических законов, которые бы запрещали такие технологии пока не найдено.

Существует и физический сценарий путешествия в будущее. Он связан с тем, что согласно теории относительности Эйнштейна при путешествиях с околосветовыми скоростями время для путешествующего должно замедляться. Это значит, что если космонавт слетает с околосветовой скоростью к ближайшей звезде, находящейся в нескольких световых годах от солнца, то когда он прилетит обратно на Землю, на на ней пройдет несколько лет, хотя для него него время во время путешествия почти остановилось. Получится, что он практически не старея переместился в будущее. Конечно, сейчас мы не можем себе представить себе технологии, способные на такое, но, что может мешать им существовать теоретически, мы тоже не знаем.

С вечным двигателем ситуация более определенная. Закон сохранения энергии и начала термодинамики запрещают существование вечных двигателей. В наблюдаемой нами вселенной энергия не возникает из ниоткуда и не пропадает в никуда. Откуда мы это знаем? Это подтверждают все наблюдения, которые у нас есть. На основании этого знания построена значительная часть современной физики. Если бы этот закон не работал, не работали многие проверяемые следствия из многих других физических законов. А раз они работают, то и закон сохранения энергии тоже. Но то, что вечный двигатель нельзя построить, не так уж и страшно. Дело в том, что существует огромное количество источников энергии, пока еще не освоенных. Это и солнечная энергия, и энергия ветра, и энергия приливных волн. При грамотном использовании этой энергии нам хватит, если и не навечно, то на достаточный срок.

Что касается эликсира вечной молодости, то здесь теоретических препятствий вроде бы нет, и действительно определенный прогресс в этом направлении наблюдается. Люди уже в среднем живут в два раза дольше, чем сто лет назад. Дело здесь, конечно, не в каком-то волшебном эликсире, а в развитии гигиены и медицины. Люди теперь во-первых, болеют реже, потому что лучше соблюдают правила гигиены, а во-вторых, лекарства, в первую очередь антибиотики, теперь могут вылечить огромное количество болезней, от которых в конце 19, начале 20 века умирали.

Что ждет нас на этом фронте в будущем? Есть три многообещающих направления. Первое – это развитие регенеративной медицины на основе стволовых клеток. Стволовые клетки – это клетки, которые могут превращаться в совершенно разные клетки нашего организма и обновлять его. Успехи здесь поражают каждый день. Уже сейчас уеные научились выращивать из стволовых клеток целые органы, а что нас ждет в будущем, представить пока трудно. Второе напрвление – это развитие идей трансгуманизма, то есть соединения человеческого организма с техникой. Сейчас это представлено различными протезами и даже экзоскелетом, который может управляться напрямую электрическими сигналами от мозга, конечно, при помощи сложного оборудования. Прогресс в этом направлении идет семимильными шагами. Ну и наконец третье, самое фантастическое, направление – это полный уход в виртуальную реальность. Примерно то же самое, что показано в фильме Матрица, но более оптимистично. Здесь, правда, никаких конкретных достижений пока нет, но учитывая скорость развития современной нейробиологии, возможно эти достижения появятся в самом ближайшем будущем.

Почему у пожилых людей седеют волосы?

Никто точно не знает. Причем ученые пока не могут однозначно ответить ни на вопрос, зачем это нужно, ни как это происходит. Но некоторые идеи на этот счет есть. Начнем с того, как.Есть две основных версии того, как люди седеют. Обе они сходятся в том, что это происходит, когда в клетках, из которых вырастают волосы, перестают производиться белки-пигменты, которые придают волосам цвет. Согласно первой версии это происходит просто из-за старения этих клеток. Со временем в ДНК любых клеток могут накапливаются ошибки, и они перестают работать нормально. В случае клетками, которые отвечают за рост волос, это приводит к тому, что они теряют возможность нормально производить пигменты.

Его уже открыли и не могут закрыть

Вчера на пресс-конференции в РИА «Новости» группа российских ученых заявила о сенсационном открытии — в ходе их экспериментов из обычного речного песка было получено горючее для вечного двигателя. Об этом говорили вполне серьезно настоящие академики.

Руководитель группы исследователей, директор Волгоградского института материаловедения Российской академии естественных наук и лауреат Ленинской и Государственной премий Валериан Соболев, заявил, что при переплавке обычного кварцевого песка получилось новое вещество, крепче стекла в несколько раз и, главное, способное стать источником энергии. По словам господина Соболева, он и его коллеги открыли «новое знание», которое они назвали «обеднением процесса». «Обеднение подобно электролизу, но исходным веществом в нем является обычный речной песок, а продуктом — монолитные многоэлементные химические соединения типа кварцевого стекла»,— пояснил Валериан Соболев и добавил, что «многоэлементные химические соединения, получаемые в этом процессе, необъяснимы существующими законами химии».
— Вещество содержит упорядоченные структуры, которые излучают изменяющийся во времени магнитный ток,— заявил ученый. По его мнению, материалы, содержащие магнитный заряд, и есть новый, ранее не известный науке источник энергии.
— Наконец-то мы, как когда-то мечтал Менделеев, перестанем топить печь ассигнациями,— развивал свою мысль господин Соболев.— Расходование сырьевых ресурсов, газа и нефти, сократится многократно, что благоприятно скажется на экологии. Уже в ближайшие десятилетия возможен демонтаж плотин на великих реках, и реки, которые призваны выполнять сложную работу по экологическому балансу планеты, заживут своей первозданной жизнью.
Отходами «новой энергетики» будет сверхпрочная, устойчивая в кислотной среде, водонепроницаемая, но пропускающая воздух пленка со сроком годности до 50 лет, по истечении которых ее можно переплавить обратно в речной песок и снова использовать этот песок для извлечения энергии. На реализацию этих заманчивых проектов, по словам господина Соболева, требуется всего $2 млн. «К нам уже обратились с предложениями дать деньги такие компании, как American Electronic Powers, Emerson Electric, Sony, Toshiba, Mitsubishi,— сказал Валериан Соболев.— Инвесторов интересуют автономные бытовые электростанции мощностью 3-4 кВт, которые пополняются энергией из внешних полей Земли. Такие источники питания, которые будут запущены в массовое производство уже через полтора года, сведут на нет всю борьбу сверхдержав за энергоресурсы. Песок-то есть везде, у любой реки».
Профессор Сергей Капица и академик РАН Валерий Рубаков, которые специально приехали, чтобы «посмотреть на это чудо», были настроены, правда, не столь оптимистично. Господин Рубаков прямо сказал журналистам, что «все, что вы здесь только что слышали, либо заблуждение, либо обман». А профессор Капица объяснил, что сначала результаты исследования должны быть опубликованы в специальных научных журналах для их всесторонней проверки специалистами. Впрочем, как сказал Сергей Капица, еще до проверки ясно, что первооткрыватели «нового знания» много энергии из земных полей не наскребут, а энергия гравитационного поля вообще отрицательная.
На выпады коллег господин Соболев заявил, что все необходимые научные публикации появятся в самое в ближайшее время, причем на страницах «лучших научных журналов мира».

Читать еще:  Что такое самозапуск асинхронного двигателя

Как работает вечный двигатель и можно ли его построить?

«Вечный двигатель». Даже если между вами и наукой лежит огромная пропасть, вы наверняка не раз слышали это словосочетание. Во все времена ученые и не очень люди были одержимы им, пытались его создать. Это настоящая панацея науки, способная исцелить мир от нехватки энергии и принести очень много пользы как прямо сейчас, так и в долгосрочной перспективе на многие тысячи лет вперед. На то этот двигатель и вечный. Но что это вообще такое, как его изобрести, если это можно сделать? Есть ли уже концепции, а может даже прототипы? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Что это такое

Сперва нужно разобраться в том, что это вообще такое. Людям, незнакомым с наукой может показаться, что это просто любое устройство, которое может работать бесконечно долго. Но это далеко не так.

Вечным двигателем первого рода называют механизм, который должен неограниченное количество времени вырабатывать энергию. Достигается это увеличением его КПД за пределы ста процентов. То есть он просто вырабатывает больше энергии, чем потребляет. Ну и делает это бесконечно долго, так как питает сам себя.

Вечный двигатель это то, что невозможно даже в теории

Но есть еще и вечный двигатель второго рода, с которым все тоже непросто. Это устройство должно полностью превращать потребляемую энергию в работу. Если к первому есть куча вопросов, то ко второму их нет вообще, потому что он не может быть построен в принципе. Сама мысль идет в разрез с первыми двумя законами термодинамики. Так что существование этой концепции в нашей Вселенной невозможно.

Сама концепция вечного двигателя второго рода противоречит первому и второму законам термодинамики, поэтому не может существовать.

Некоторые могут сказать, что вся Вселенная – это нечто вроде вечного двигателя. Она вырабатывает колоссальное количество энергии, и сама себя обеспечивает топливом для существования. Неизвестно, как умрет Вселенная, но, скорее всего, точно умрет. Звезды рано так или иначе затухнут, а все остальное либо умрет в холоде, либо поглотится черными дырами, которые в конце концов пожрут друг друга. Это лишь один из возможных сценариев. Поэтому космос, скорее всего, тоже не вечен.

Даже вращающиеся планеты рано или поздно лишаться своей кинетической энергии и остановятся. Мы этого не замечаем, потому что в космических масштабах потери энергии крайне малы, но они есть.

Вселенная

Вечный двигатель не обязательно должен работать до конца времен. Возможно, он тоже когда-нибудь остановится под влиянием тех или иных факторов. Но главное требование к нему и не звучит как «должен работать вечно». Нет, он должен вырабатывать больше энергии, чем тратить на работу. Тогда он всегда сможет самостоятельно обеспечивать себя топливом.

Как запатентовать такое изобретение

Сегодня получить патент можно на все что угодно. Все, кроме вечного двигателя. Патентное бюро США перестало принимать такие патенты еще в начале прошлого века, а Парижская академия наук – еще на пару десятков лет раньше.

Даже если вдруг вы обойдете законы физики и изобретете такое устройство, то максимум, что вам дадут, это Нобелевскую премию. Ну и спасибо скажут за неоценимый вклад в развитие науки и всего человечества.

Как построить вечный двигатель

Концепций такого устройства существовало и существует огромное множество. Все, кому не лень пытаются создать вечный двигатель, но еще никто не смог представить даже работающий прототип. Поэтому, если вам кто-то в интернете скажет, что изобрел вечный двигатель, посмейтесь ему в лицо. Все концепты либо вообще не проходили испытаний, либо просто проваливали их. Ниже мы разберем самые интересные из них. Возможно, вам даже покажется, что они действительно могут работать вечно, но знайте, что это не так. И скоро вы поймете, почему.

Читать еще:  Что такое двигатель продолжает работать когда заглушен

Первый из первых

Доподлинно неизвестно, кто первым заговорил о возможности постройки механизма, который будет вечно вырабатывать энергию. Но пионером в этой области принято считать математика из Индии Бхаскару Второго.

Примерно так выглядел концепт первого вечного двигателя

В своих записях от 12-века он описывал устройство, которое вращается благодаря перетеканию жидкости внутри небольших трубочек, расположенных в колесе. Чаще всего это была ртуть, но рассматривались и другие варианты. Жидкость перетекает из одного конца трубки в другой и таким образом заставляя колесо вращаться.

Звучит просто, как все гениальное, но в реальной жизни приходит в физика и все обламывает. Рано или поздно эти трубки уравновесят друг друга, и колесо остановится. Если сделать только две трубки, то они будут перешивать друг друга гораздо дольше, но толку от такого «двигателя» крайне мало. Это все равно что подуть на ветряк, чтобы он превратил это в энергию. Таким даже лампочку не запитаешь.

Идея Бхаскары понравилась многим изобретателям, и они пытались модифицировать ее, повесив грузы вместо трубочек с жидкостью или заменив ртуть на что-то другое. Но ни одна из «модификаций», конечно же, не сработала.

Вечный двигатель на магнитах

Пожалуй, это один из самых известных концептов вечного двигателя, на котором пытаются заработать деньги все, кому не лень. Есть даже настоящие финансовые пирамиды, организованные для якобы инвестиций в развитие такого проекта. Не будем показывать пальцем, да мы здесь и не за этим.

Одна из вариаций на тему вечного двигателя Бхаскара

Суть этого двигателя очень проста, поэтому на нем все так и «хайпят». Но проблема заключается в том, что даже лучший в мире магнит рано или поздно размагнитится, и двигатель остановится. Нельзя построить вечный двигатель из невечных материалов – так это не работает.

Кому первому пришла в голову идея вечного двигателя на магнитах, неизвестно. Самый популярный персонаж в этой области – инженер из Южной Африки Майкл Брэйди. Он смог запатентовать свою идею, хоть и не в качестве вечного двигателя. Но патенты сейчас раздают всем, кому не лень, поэтому это не самое главное. Знаменитым он стал после того, как был арестован за то, что собрал деньги на постройку своих двигателей и не выполнил обещаний.

Как вообще работает такое устройство? Очень просто: магнит притягивает металлические части двигателя, чем и приводит его в работу. Вот такая простая идея, которая не учитывает трение и износ магнитов. Поэтому она никогда и не сработает, а люди, вкладывающие в нее деньги, не разбираются в элементарной школьной физике.

Вечный двигатель Архимеда

Кто бы что ни говорил, Архимед никогда не изобретал вечных двигателей и даже не создавал концептов. Он лишь сформулировал закон, описывающий работу такой системы. Закон, который даже был назван в его честь, и все вы с ним хорошо знакомы.

Вечный двигатель Архимеда

Тело, погруженное в жидкость или газ, будет выталкиваться этой средой наверх с силой, равной произведению плотности среды, ускорения свободного падения и объема той части тела, которая погружена в эту жидкость/газ.

Концепция двигателя, основанного на этом законе, использует силу Архимеда для выталкивания шариков на поверхность жидкости, тем самым раскручивая двигатель. Но, как вы понимаете, шарики с поверхности придется вернуть назад под воду, а для этого нужно совершить большую работу и потратить больше энергии, чем выделяется при их всплывании. Поэтому такая концепция двигателя полностью бесполезна.

На удержание воды постоянно с одной стороны резервуара тоже тратится энергия. А ее подливание из вне уже не будет соответствовать требованиям к вечному двигателю. И оно тоже требует дополнительной энергии.

Механизм на противовесах

Этот концепт интересен тем, что использует не круглую систему для вращения, а смещенную. В ней грузы, подвешенные на цепь, должны вращать весь механизм. Но здесь проблема точно такая же, как была и у самого первого «вечного двигателя». Очень быстро система уравновесит саму себя и просто перестанет работать.

Механизм на противовесах

Первым такую систему предложил математик из Голландии Симон Стевин еще в 16-ом веке. По его задумке цепочка с 14 шарами перебрасывалась через треугольную призму, и таким образом с одной стороны шаров оказывалось в два раза больше, чем с другой. По мнению Стевина, вращение цепи по такой схеме должно было быть непрерывным, так как шары с длинной стороны тянули шары с короткой, а грузы внизу вообще не участвовали в процессе, чтобы не сбивать его.

По логике может показаться, что система вполне работоспособна, но физика и здесь имеет противоположную точку зрения. Все очень просто: из-за того, что часть призмы, где шаров больше, более пологая, сила тяжести там меньше. А это значит, что вся система очень быстро остановится из-за того, что потеряет кинетическую энергию и придет в равновесие.

Так можно ли его построить?

Вы уже наверняка поняли, что создать вечный двигатель – задача невероятно трудная. Но выполнима ли она вообще, если за столько лет никто даже не приблизился к ее решению? С точки зрения существующих законов физики – нет. Сама идея вечного двигателя им противоречит. Невозможно движением вырабатывать больше энергии, чем тратится на это самое движение.

Но, хочется все-таки оставить толику надежды тем, кто думает, что такая идея осуществима. Раньше мы думали, что многие вещи невозможны, а сейчас пользуемся ими каждый день. Во Вселенной есть еще уйма загадок, которые мы не решили, и, возможно, секрет вечного двигателя кроется в одной из них.

Что такое вечный двигатель можно ли его построить

На протяжении ряда столетий многие изобретатели пытались построить такую машину, которая совершала бы полезную работу, не потребляя при этом извне какой-либо энергии. Иначе говоря, они стремились создавать энергию из ничего. Такую фантастическую машину назвали вечным двигателем, или перпетуум мобиле, что значит вечное движение.

Работая над созданием вечного двигателя, изобретатели, проявляя смекалку, остроумие, выдумку, пытались использовать самые различные явления природы — силу тяжести, магнетизм и пр.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя g16a

Действительно, заманчиво иметь машину, которая совершала бы работу, не требуя затрат, например топлива, электрической или механической энергии. Единственное, что понадобилось бы, это периодически её смазывать.

Изобрести вечный двигатель считалось не меньшим счастьем, чем добыть сказочную скатерть-самобранку или найти фантастический кошелёк, из которого можно без конца вытаскивать золотые монеты. В средние века многим казалось, что изобретение вечного двигателя принесёт богатство, откроет неисчерпаемые творческие возможности. Подобное представление о вечном двигателе мастерски показано в произведении А. С. Пушкина «Сцены из рыцарских времён»: «Постой! — говорит Мартын, — ну а если опыт твой тебе удастся и у тебя будет и золота и славы вдоволь, будешь ли ты спокойно наслаждаться жизнию?

— Займусь, — отвечает Бертольд, — ещё одним исследованием: мне кажется, есть средство открыть perpetuum mobile.

— Что такое perpetuum mobile?

— Perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому… видишь ли, добрый мой Мартын, делать золото — задача заманчивая, открытие может быть любопытное, но найти perpetuum mobile… о!»

Любопытно, что стремление изобрести вечный двигатель возникало словно эпидемия, поражающая постепенно одну страну за другой. В Европе оно, проникнув из Греции, захватило сперва итальянских физиков, учёных и изобретателей. Затем эта «болезнь» распространилась среди учёных и изобретателей Франции, Германии, потом Англии, Америки и России.

По различным документам, чертежам и литературным данным можно установить, что первая попытка изобрести вечный двигатель относится к XIII веку. Впервые модель колёсного вечного двигателя появляется в 1245 году. Его предложил французский архитектор времён Людовика Святого Виллар д’Оннекур.

С XIII по XVII век над изобретением вечного двигателя работали главным образом учёные. Среди них можно встретить довольно крупных для того времени людей науки. Но, начиная с XVII века, учёные постепенно прекратили это бесплодное занятие. Однако над осуществлением этой заманчивой, но бесплодной мечты продолжают, к сожалению, работать ещё и по сей день.

Вечный двигатель пытаются изобрести вот уже более семисот лет. За это время создано множество проектов и моделей. В Британское патентное бюро, например, лишь за вторую половину XIX века было представлено более 500 проектов вечных двигателей, а в России с 1915 по 1916 год только в отдел изобретений Московского Военно-промышленного комитета поступило 28 проектов.

В наше время хотя и редко, но всё же встречаются заблуждающиеся изобретатели вечного двигателя.

Каков же результат упорного труда огромного числа изобретателей, с такой настойчивостью стремившихся создать вечный двигатель на протяжении многих столетий? Не напрасно ли трудились изобретатели? Можно ли изобрести вечный двигатель?

Об этом мы и расскажем в нашей книжке.

1. Колёсные вечные двигатели

В 1245 году французский архитектор Виллар д’Оннекур разработал чертёж, а затем изготовил модель колёсного вечного двигателя. Устройство его несложно (рис. 1).

Рис. 1. Модель колёсного вечного двигателя с откидывающимися грузами Виллара д’Оннекура (XIII век).

На ось, укреплённую в поперечных планках станины, надето свободно вращающееся колесо. К его ободу прикреплены на шарнирах семь стержней, имеющих на концах грузы. Колесо должно вращаться против часовой стрелки. Справа стержни с грузами прилегают к ободу колеса, а слева откидываются и являются продолжением спиц колеса. Таким образом грузы слева находятся значительно дальше от оси вращения колеса, чем грузы справа. На основании этого В. д’Оннекур считал, что равновесие колеса будет постоянно нарушенным и оно должно вращаться вечно, не требуя постороннего подталкивания. Вращение колеса должно поддерживаться непрерывными толчками откидывающихся грузов.

Но… это предположение изобретателя оказалось неправильным. На самом деле всё происходило иначе: колесо, совершив несколько оборотов, останавливалось. Вращение его прекращалось как только энергия, сообщённая колесу при пуске, оказывалась израсходованной на преодоление трения. Чтобы колесо вращалось, его требовалось вновь и вновь подталкивать, сообщать ему новую порцию энергии через некоторые промежутки времени.

Двумя столетиями позже среди многих был предложен вечный двигатель, показанный на рисунке 2.

Рис. 2. Колёсный вечный двигатель с откидывающимися грузами; колесо на одну треть погружено в воду (XV–XVI век).

Чертёж его обнаружен в записках и набросках знаменитого итальянского художника и учёного Леонардо да Винчи, жившего в 1452–1519 гг. Достоверно известно, что он не занимался изобретательством вечного двигателя. По-видимому, этот чертёж попал к нему на заключение от какого-либо итальянского изобретателя.

В этом проекте неизвестного изобретателя XV–XVI веков повторяется идея конструкции вечного двигателя В. д’Оннекура. Здесь тоже есть колесо с семью откидывающимися грузами. Но изобретатель погрузил одну треть его в воду, обоснованно предполагая, что вес этой части колеса и грузов уменьшится по известному закону Архимеда: тело, погружённое в жидкость, теряет столько в весе, сколько весит вытесненная им жидкость.

Однако это усовершенствование не принесло успеха изобретателю. Нетрудно заметить, что потеря веса колеса, погружённого в жидкость, одинакова как справа от вертикальной линии, проведённой через ось колеса, так и слева. Следовательно, такое усовершенствование не улучшало условий движения колеса.

Этот вечный двигатель, как и предыдущий, вращался лишь до израсходования на преодоление трения энергии, сообщённой ему при пуске. Беспрерывное вращение его было возможно только в том случае, если колесо подталкивали со стороны через некоторые промежутки времени.

На протяжении веков многие изобретатели неоднократно пытались создать вечный двигатель по принципу, впервые предложенному В. д’Ониекуром. Но всё напрасно. Ведь допустить возможность вечного двигателя подобной конструкции значит считать, что тело способно подняться за счёт энергии падения вновь до той высоты, с которой оно упало. «Ни одно тело не может при помощи своего движения, падения вернуться на первоначальную высоту; движение его имеет конец», — писал Леонардо да Винчи. «Искатели вечного движения, какое количество пустейших замыслов пустили вы в мир, идите к искателям золота»…. «О, исследователи вечного движения, сколько суетных планов вы создали при подобных исканиях».

Однако, как и прежде, попытки построить вечный двигатель продолжались.

Но тщетно. Двигатели не работали. Например, итальянский архитектор Александро Капра из Кремоны предложил в 1683 году колёсный вечный двигатель с восемнадцатью откидывающимися грузами. В этом проекте (рис. 3) откидывающихся грузов чётное количество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector