Что ядерный космический двигатель 2014

Учёный оценил перспективы разработки ядерного космического двигателя в России

17:57 Дек. 12, 2020 2800

Фото: РИА Новости

Ранее стало известно, что «Роскосмос» и «Конструкторское бюро «Арсенал» приступили к созданию буксира «Нуклон» для полётов в дальний космос.

Стоимость заключённого контракта превышает 4,17 млрд рублей. Планируется, что он будет исполнен 28 июля 2024 года.

Главная особенность этого двигателя — способность автономно вырабатывать энергию за счёт ядерного реактора мегаваттного класса в течение длительного времени.

Руководитель института космической политики Иван Моисеев рассказал радиостанции «Говорит Москва», что этот проект начали разрабатывать ещё 12 лет назад, но из-за проблем задумку не смогли реализовать до сих пор. По его словам, на создание буксира уйдёт гораздо больше времени, чем десятилетие.

«Это явно продолжение ТЭМа — того двигателя топливно-энергетической установки, который начали делать в 2008 году. Это установка мегаваттного класса с электроракетными двигателями. Стратегически это перспективное направление, но оно столкнулось сразу с двумя проблемами. С техническими проблемами — свести всё это. Вторая проблема — урезание финансирования, которое идёт постоянно. Сейчас он передаётся то от центра Келдыша, теперь в «Арсенал» перешли, который раньше работал с подобными вещами, но только в энергетическом смысле, не как двигатели. Каркать не хочется, но если в том духе будут, как раньше вестись работы, то, скорее всего, это не то, что в тридцатом, но и в сороковом году не появится. А так, это направление весьма обещающее».

Согласно документам, в 2030 году буксир планируют отправить на Луну, далее — на Венеру и оттуда к одному из спутников Юпитера.

Иван Моисеев пояснил, что теоретически это возможно, однако даже при наличии ядерного двигателя в стране нет технического оснащения, которое этот двигатель понесёт в космос. Речи о создании космических аппаратов под такой буксир пока тоже не шло.

«Такие проекты идут с середины прошлого века. Они опираются только на бумажные расчёты. Зная удельный импульс, зная тягу можно говорить о технических возможностях. За счёт того, что очень высокая скорость истечения, могут работать очень долго эти вещи и давать такие скорости, чтобы летать и к планетам, и к Луне — это нет проблем. Создать сам двигатель — достаточно сложная задача, но кроме этого нужно создать и саму технику, которая не создаётся — то, что будет летать на этом двигателе. А эта задача вообще не поставлена — ни работ не ведётся, ни финансирования. Но с точки зрения отработки на бумаге, это да, пожалуйста, это и в прошлом веке проштудировано было».

Сегодня на МКС в российском блоке снова сломалась система получения кислорода. Космонавт Сергей Рыжиков сообщил об аварийном выключении «Электрона» из-за низкого давления в системе. Это совпало с отключением пылесоса, который используется на станции для уборки.

Ядерная электродвигательная установка

Ядерная электродвигательная установка (ЯЭДУ) — двигательная установка космического аппарата, включающая в себя комплекс бортовых систем космического аппарата (КА), таких как: электрический ракетный двигатель (ЭРД), система электропитания, обеспечиваемого ядерным реактором, система хранения и подачи рабочего тела (СХиП), система автоматического управления (САУ).

Содержание

  • 1 Общее описание
    • 1.1 Перспективы
  • 2 История
  • 3 Современные разработки
    • 3.1 в России
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Общее описание [ править | править код ]

Внешние изображения
Перспективные космические аппараты КБ «Арсенал» с ядерной энергетической установкой

ЯЭДУ иногда путают с ядерным ракетным двигателем, что не совсем корректно, так как ядерный реактор в ЯЭДУ используется только для выработки электроэнергии [1] . Она, в свою очередь, используется для запуска и питания электрического ракетного двигателя (ЭРД), а также обеспечивает электропитание бортовых систем космического аппарата [1] [2] .

ЯЭДУ состоит из трёх основных устройств: реакторной установки с рабочим телом и вспомогательными устройствами (теплообменник-рекуператор и турбогенератор-компрессор), электроракетной двигательной установки, холодильника-излучателя [3] [4] [5] [6] .

Достоинствами ЯЭДУ являются возможность 10-летней эксплуатации, большой межремонтный интервал и продолжительное время работы на одном включении [4] . С физической точки зрения ЯЭДУ — компактный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах. [4] [1] .

Перспективы [ править | править код ]

По оценкам российских учёных ядерный ракетный двигатель может добраться до Плутона за 2 месяца [7] [8] и вернуться обратно за 4 месяца с затратой 75 тонн топлива, до Альфы Центавра за 12 лет, а до Эпсилон Эридана за 24,8 года [9] .

История [ править | править код ]

Начало работ над ядерными двигателями приходится на 1960-е годы [3] [10] Ряд предприятий советской отрасли, в частности центр Келдыша, КБХА, Институт Доллежаля, принимали участие в этих работах, в результате был накоплен колоссальный опыт не только по работе с ядерными двигателями, но и по термоэмиссионным и термоэлектрическим энергоустановкам, а также по материалам и топливу [3] [11] [12] .

В советское время c 1968 по 1988 гг. была выпущена серия спутников «Космос» с ядерными реакторами. Несколько аварий спутников этой серии вызвали большой резонанс [13] [14] .

Установки первого поколения до начала XXI в. отличались невысокой мощностью [12] : установки типа «Бук», производимые в 1970-е годы НПО «Красная звезда», имели мощность 5 киловатт, в то время как установка начала XXI в. имеет по проекту мощность в 200 раз выше — 1 мегаватт [12] .

Отличие от ядерного ракетного двигателя, в котором реактор был нужен для разогрева рабочего тела и создания реактивной тяги [12] [3] , реактор ЯЭДУ установки вырабатывал тепловую энергию, которая преобразуется в электрическую и далее расходуется на работу двигателя, установка работает по замкнутому циклу без выброса радиоактивных веществ [3] [12] , специально для ЯЭДУ в СССР [ нет в источнике ] был создан стационарный плазменный двигатель СПД-290, тягой до 1500 мН [15] [16] [17] .

Также для ЯЭДУ рассматривался [ когда? ] вариант ионного двигателя (ИД) высокой мощности разработанный исследовательским центром Келдыша — ИД-500 [4] . Его параметры: мощность 32-35 кВт, тяга 375—750 мН, удельный импульс 70000 м/с, коэффициент полезного действия 0,75 [4] ; он имеет электроды ионно-оптической системы, выполненные из титана с диаметром перфорированной отверстиями зоны 500 мм, катод газоразрядной камеры, который обеспечивает ток разряда в диапазоне 20-70 А и катод-нейтрализатор, способный обеспечить нейтрализацию ионного пучка в диапазоне токов 2-9 А [4] . На следующем этапе разработки двигатель будет оснащен электродами из углерод-углеродного композиционного материала и катодом с поджигающим электродом, выполненным из графита [4] .

Современные разработки [ править | править код ]

После того как подобная программа в США (проект NERVA) была свёрнута в 1971 году, в 2020 году американцы вновь вернулись к данной теме, заказав разработку ядерного теплового двигателя (Nuclear Thermal Propulsion, NTP) компании Gryphon Technologies, для военных космических рейдеров на атомных двигателях для патрулирования окололунного и околоземного пространства [18] , также с 2015 г. идут работы по проекту Kilopower.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя перегревается

В 2021 г. Космическое агентство Великобритании заключило соглашение с компанией Rolls-Royce, в рамках которого планируется создать ядерный силовой двигатель для космических аппаратов дальнего действия. [19]

в России [ править | править код ]

В 2009 году проект ЯЭДУ мегаваттного класса для космических транспортных систем (сейчас — космический буксир «Нуклон») утвердила Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте России [20] [21] . Проект направлен на то, чтобы вывести Россию на лидирующие позиции в создании энергетических комплексов космического назначения, способных решать широкий спектр задач в космосе, таких как исследование Луны и дальних планет с созданием на них автоматических баз [22] . Особенность проекта 2009—2018 гг. заключается в использовании специального теплоносителя — гелий-ксеноновой смеси [12] , а также то, что рабочие органы системы и защиты реакторной установки выполнены из труб, изготовленных из молибденового сплава [23] [24] .

С 2010 года в России начались работы над проектом. Главным предприятием конструктором считается «НИКИЭТ», во главе с директором — генеральным конструктором Юрием Драгуновым. [1] На начало 2016 года завершено эскизное проектирование [1] , проектная документация [25] , завершены испытания системы управления реактором [26] , проведены испытания ТВЭЛ [4] , проведены испытания корпуса реактора [27] , проведены испытания полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки [28] .

На 2021 г. ведётся отработка макета; к 2025 году планируется создать опытные образцы данной энергоустановки; заявлена плановая дата лётных испытаний космического тягача с ЯЭДУ — 2030 год.

США прекращают закупать ракетные двигатели РД-180 — что ждет российскую и американскую космические отрасли?

United Launch Alliance завершает производство ракет Atlas V, в связи с чем навсегда прекращает закупать двигатели для ракеты-носителя РД-180, поставляемые российским заводом “Энергомаш”. Таким решением компания выводит из эксплуатации одну из самых надежных ракет-носителей правительства США, которая долгое время оставались вне конкуренции. Своим успехом ракета обязана в основном чуду российской инженерной мысли, которому почти 20 лет в мире не было аналогов. Продажа этих двигателей была весомым источников доходов для российской космической отрасли, и составляла примерно треть доходов завода “Энергомаш”. Годовой объем выручки от них составлял около 10-12 млрд рублей в год. Решение, в целом, вполне ожидаемое. Удивительно, что США смогли позволить себе отказаться от закупки российских двигателей лишь спустя семь лет с момента введения санкций. И тем не менее, решение скажется как на американской космической отрасли, так и российской. Но какие теперь перспективы у обоих стран?

Американская ракета ракет Atlas V с российскими двигателями РД-180 прекратит полеты к середине 2020-х годов

США отказывается закупать российские ракетные двигатели — с чем это связано

ULA — это совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin. Впервые свою ракету Atlas V компания запустила в 2002 году. Одноразовая пусковая установка оказалась настолько удачной, что стала центральным аппаратом, который позволил ULA создать практически монополию на миссии по доставке спутников на орбиту. Кроме того, ракета участвовала в различных программах НАСА по исследованию космоса, в том числе была задействована во всех непилотируемых миссиях на Марс.

Но когда США ввели санкции против РФ за аннексию Крыма в 2014 году, Конгресс дал указание ВВС прекратить использование ракет Atlas V по причине использвоания в них российских двигателей РД-180. Согласно принятому закону, космические силы должны прекратить эксплуатацию Atlas V в интересах Пентагона к 2022 году.

В общей сложности “Энергомаш” поставил США 122 двигателя РД-180. Последние 6 двигателей были отгружены в апреле нынешнего года. Но впереди еще 29 миссий Atlas V, прежде чем ракеты будут полностью выведены из эксплуатации. То есть полеты будут продолжаться до середины 2020-х годов.

Российские двигатели РД-180 используются в американской ракете без малого 20 лет, и долгое время не имели аналогов

Как сообщает генеральный директор компании Тори Бруно, место Atlas V займет строящаяся в ракета Vulcan. В настоящий момент в ракеты Atlas V для будущих миссий установлено несколько двигателей РД-180. Остальные находятся на складах и ждут своего часа. “Мы заранее закупили необходимое количество двигателей РД-180” — говорит Бруно.

Двигатели РД-180 — аналогов не было, но они появились

Конец монополии ULA с ее ракетой Atlas V положила компания Илона Маск SpaceX. Она представила гораздо более дешевую и многоразовую ракету Falcon 9. В результате часть государственных контрактов перетянула на себя, что и не удивительно. ULA уже и так пришлось снизить стоимость пусков со 187 до 100 миллионов долларов США. Однако стоимость пуска Falcon 9 составляет около 62 миллионов долларов. Этот показатель для ULA попросту недостижим. Ранее мы сообщали, что двигатель SpaceX Raptor превзошел по характеристикам РД-180.

Тем не менее нельзя сказать, что Atlas V к 2021 году вовсе утратила актуальность. Последняя ее победа состоялась в апреле, когда Amazon выбрала эту ракету для запуска своих спутников Койпера. В прошлом году по программе Space Force компании ULA и SpaceX государство выделило миллиарды долларов на запуск от 30 до 35 миссий для Пентагона в период с 2022 по 2027 год. При этом ULA получила 60 процентов контрактов, а остальное досталось конкуренту.

Многоразовая ракета Falcon 9 компании SpaceX, главный конкурент Atlas V

Как уже было сказано выше, Atlas V с 2022 года в этих миссиях участвовать не будет. На смену ей придет более дешевая ракета Vulcan с ракетными двигателями BE-4. Последние разрабатывает компания Blue Origin. Правда, пока с ними не все так однозначно. Постоянные проблемы с разработкой турбонагнетателей двигателя и чрезмерные вибрации заставили перенести дебют ракеты на конец 2021 начало 2022 года.

Следите за новостями о компаниях Blue Origin, ULA, SpaceX, а также технологиях, связанных с освоением космоса, на нашем Telegram-канале.

По словам Бруно, проблемы наконец устранены. Поэтому первая партия двигателей должна поступить уже в конце 2021 года. Но у космических сил США, судя по всему, большого оптимизма на этот счет пока нет. Как сказал генерал Джейсон Котерн, заместитель командующего ракетным подразделением Космических сил, они взвешивают, нужно ли им искать «резервные варианты», если задержки BE-4 продолжатся и в следующем году.

У Космических сил США нет уверенности, что альтернатива российским двигателям РД-180 появится до конца 2021 года

По сути, резервный вариант только один, и им является компания SpaceX, на которую может быть перенесена часть нагрузки.

«Очевидно, мы обеспокоены, но мы работаем с ULA, и они активно взаимодействуют с Blue Origin. Мы “осторожно оптимистичны”, на счет того, что готовые к полету двигатели BE-4 будут доставлены в ULA до конца года», — сказал генерал Котерн

Читать еще:  W210 дизель двигатель характеристики

Как повлияет отказ США покупать двигатели РД-180 на российскую космическую отрасль

Не секрет, что сделка между ULA и Роскосмосом была важным источником дохода для российской космической отрасли. Как накануне сказал Дмитрий Рогозин — «Это значительный серьезный для нас заработок. Это выгодно. Это для нас престижно».

После отказа ULA от российских двигателей от представителей Роскосмоса еще не было комментариев. По словам Тори Бруно, его российские коллеги заявили, что, если ULA когда-либо решит вновь покупать двигатели РД-180, они будут готовы их создавать и продавать в необходимом количестве. Но пока ULA не планирует их покупать в будущем. Поэтому, по словам Бруно, российская программа РД-180, скорее всего, будет завершена.

Какая дальнейшая судьба ждет российские ракетные двигатели РД-180 и какие перспективы ждут российскую космическую отрасль мы обязательно расскажем на нашем Яндекс.Дзен-канале

Так ли это на самом деле, пока сложно сказать. Ранее бывший директор космического агентства Игорь Комаров сообщал, что у Роскосмоса есть запросы на поставки РД-180 от некоторых других стран, которые разрабатывают ракеты-носители и имеют свой опыт в космосе. Поэтому, вполне вероятно, что Роскосмос просто сменит заказчика.

Напоследок напомним, что Россия также поставляет ракетные двигатели РД 18 американской компании Orbital ATK для ракет Antares. Последние используются для доставки на Международную космическую станцию грузовые корабли Cygnus.

Что ядерный космический двигатель 2014

  • Новости главная страница
  • Разделы темы новостей
    • Космическая политика
    • Программа НАСА
    • Пилотируемая космонавтика
    • Наука
    • Исследования космоса
    • Другое
    • Теория экспансии
      • 1. Люди и автоматы
      • 2. Начнется ли космическая экспансия?
      • 3. Космическая экономика
      • Dragon: испытание САС на старте
      • Первый пуск ракеты Ангара-А5
      • Первый полет корабля Orion
      • Архив
        • Первый пуск ракеты Ангара-1.2ПП
        • Обсерватория Спектр-РГ
        • Лунная программа России
        • Луна-25 «Глоб»
        • Луна-26 «Ресурс»
        • Луна-27 «Ресурс»
        • Луна-28 «Грунт»
        • Экзомарс-2016
        • Ракета «Ангара»
        • Корабль нового поколения (ПТК НП)
        • Сверхтяжелая ракета
        • Ядерный буксир

        Транспортно-энергетический модуль

        Важной проблемой космических перелетов является необходимость постоянно затрачивать топливо для изменения скорости движения. Современные космические аппараты используют два типа двигательных систем. Классические химические реактивные двигатели позволяют быстро ускоряться, но требуют большого количества топлива и этим сильно ограничивают максимальную скорость. Поэтому двигатели включаются только для коррекции курса, а для значительного ускорения аппаратов, отправляющихся к планетам гигантам, приходится использовать уловки вроде гравитационных маневров у планет. Второй вариант — электрореактивные двигатели. Они могут быть ионными либо плазменными, однако суть одна. Такие двигатели имеют очень маленькую тягу и большое энергопотребление, однако используют относительно небольшое количество топлива. Ионные двигатели уже устанавливались на некоторых научно-исследовательских автоматических станциях, таких как Deep Space 1 или Dawn.

        Электрореактивные двигатели удобны для дальних экспедиций тем, что позволяют увеличивать скорость в течение всего полета. Однако из-за малой тяги для существенного приращения скорости тяжелого аппарата потребуется установить на него много двигателей, а много двигателей потребуют много, очень много электроэнергии. Так и родилась идея транспортно-энергетического модуля — специального буксира, который мог бы стыковаться с полезным грузом и перемещать его в пространстве. Такой модуль можно использовать для транзита спутников с низкой орбиты на геостационарную, для доставки тяжелых исследовательских станций к планетам-гигантам и, наконец, для отправки пилотируемых экспедиций в дальний космос.

        Есть две концепции электрореактивного буксира. НАСА до конца 2014 года планирует определиться с архитектурой Solar Electric Propulsion (SEP). Согласно «дорожной карте» (уточненные планы) американского космического агентства, подобный модуль, использующий гигантские солнечные батареи, будет иметь мощность 50 кВт на первом этапе в начале 2020-х годов. SEP планируется использовать в качестве транспортного модуля автоматической миссии ARM по захвату и доставке на орбиту Луны астероида. Ее запуск запланирован на декабрь 2019 года. К концу 2020 должен появиться гибридный электрореактивно-химический буксир первого этапа. Его электрическая мощность составит 190 кВт (150 кВт на двигательную систему). Химические двигатели будут использоваться для торможения. Наконец, в ходе экспедиции к Марсу в 2030-х годах планируется использовать гибридный буксир второго этапа с мощностью солнечных батарей от 250 до 400 кВт и с уровнем энергоснабжения электрореактивной двигательной установки от 150 до 200 кВт. В качестве топлива ЭРДУ будут использоваться 16 тонн ксенона. Очевидным недостатком модуля на солнечных батареях является невозможность использовать его у планет-гигантов, поскольку уже на орбите Юпитера энергия солнечного излучения падает почти в 30 раз. По всей видимости, на SEP будут установлены рекордно мощные ионные двигатели наподобие NEXT. В декабре 2009 года завершились испытанния таких двигателей, в ходе которых они непрерывно работали в течение 5,5 лет.

        Описание

        В России с 2011 года ведется работа над ядерной электрореактивной двигательной установкой. В качестве источника энергии ЯРДУ будет использован реактор разработки Исследовательского центра им. Келдыша.

        По неофициальным свидетельствам, проблемы возникли в процессе разработки «космической» части проекта и были связаны в первую очередь с отсутствием необходимой компонентной базы. Созданием двигательной системы, в которой должны быть использованы ионные двигатели ИД-ВМ с тягой 725 мН и удельным импульсом 7000 с, изначально занималась РКК «Энергия». Она же была головным разработчиком проекта на первом этапе его развития. Позднее, уже в ГКНПЦ им. Хруничева, буксир уже претерпел существенные изменения. Мощность энергоустановки была уменьшена с 1 МВт до 500 кВт (за вычетом питания собственно борта). Сам буксир уменьшился в размерах и по массе. Разработчики отказались от планов вывести его в космос отдельными пуском.

        Из Центра им. Хруничева проект передали санкт-петербургскому машиностроительному заводу «Арсенал», который не имеет опыта работы с турбомашинным преобразованием энергии в реакторе. Инженеры «Арсенала» заменили турбину на термоионный преобразователь, в результате чего значительно снизилась выдаваемая полезная электрическая мощность. Фактически, сейчас аппарат не представляет интереса в качестве транспортного буксира. В таком виде он в новую Федеральную космическую программу и не попал. Теперь предполагается отрабатывать ядерный реактор в качестве источника питания для космических аппаратов на высокой орбите Земли.

        Сейчас он должен выводиться в космос вместе со спутником. Аппарат будет отвечать за доставку спутника на рабочую орбиту и снабжение его энергией. И даже после такого упрощения в проекте российского транспортно-энергетического модуля осталось множество нерешенных технических проблем. Стоит отметить, что объективным недостатком ядерного буксира является маленький срок эксплуатации. Для российского буксира он, согласно техническому заданию, составляет 10 лет, однако ситуация с ресурсом ЯРДУ требует прояснения.

        Замечание

        Новости

        Макет ядерного буксира был представлен на выставке МАКС-2013 (фото). Планируется, что наземные испытания прототипа реактора начнутся в 2018 году.

        В конце июня 2014 года на конференции по случаю 60-летнего юбилея пуска Обнинской АЭС глава Научно-исследовательского и конструкторского института электротехники им. Доллежаля (НИКИЭТ) Юрий Драгунов рассказал, что его предприятие проводит испытания системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки. По его словам, работа идет по графику. На данный момент полностью испытан регулирующий орган реактора, продолжаются испытания тепловыделяющих элементов. Ядерная электродвигательная установка должна быть готова в 2018 году.

        На круглом столе «Освоение ближайших планет Солнечной системы на примере поверхности Луны» в ИТАР-ТАСС 10 октября 2014 года подтвердилось, что проектная мощность буксира снижена до 550 кВт при кампании 1 год. В первом же образце будет использоваться машинное преобразование энергии, а не термоэмиссионное.

        На октябрьской (2014) конференции в НИКИЭТ им. Доллежаля было объявлено, что планируемая маневренность мощности буксира составляет 1% в секунду в диапазоне 10-100%. В 2016 году возможен запуск опытного блока на стенде.

        24 апреля 2015 года некоторые информационные агентства, имеющие возможность изучить новый проект Федеральной космической программы, сообщили, что Роскосмос намерен прекратить финансирование разработки ядерной электрореактивной двигательной установки. Эти заявление были опровергнуты представителем Роскосмоса. В действительности финансирование соответствующих опытно-конструкторских работ в ФКП 2016-2025 продолжится, хотя и будет сокращено. До конца 2025 года возможен запуск испытательных образцов ядерной двигательной установки и электрореактивной двигательной системы, но ядерный транспортный буксир, каким он должен был стать по первоначальной задумке, в ближайшей перспективе не появится.

        Дата последнего обновления: 30 апреля 2015 года

        Новый космический корабль НАСА не обещает астронавтам комфорта

        Автор фото, NASA

        Теснота, спертый воздух да еще и, возможно, морская болезнь — звучит не очень вдохновляюще, но именно такая перспектива открывается перед теми смельчаками, которым предстоит полететь на новом космическом корабле НАСА «Орион».

        В 1959 году, когда члены самого первого отряда астронавтов НАСА увидели, в какой крошечной капсуле корабля «Меркурий» одному из них предстоит отправиться в космос, они были, мягко говоря, разочарованы.

        Ни одного иллюминатора и почти без возможности управления — для лучших из лучших летчиков-испытателей страны это выглядело чуть ли не оскорблением. Они пожаловались, что астронавт во время полета будет чем-то вроде тушенки в банке.

        Этот конфликт — между желанием астронавтов управлять звездолетом и практичными планами инженеров запустить человека на орбиту и благополучно вернуть его оттуда на Землю — был изображен в фильме 1983 года «Парни что надо» (The Right Stuff).

        Героически выглядящий в своем серебристом скафандре Джон Гленн угрожал рассказать все, что он думает об устройстве «Меркурия» журналистам, толпящимся у ворот ангара, и проектировщики уступили — предусмотрели иллюминаторы и органы управления.

        Почти 60 лет спустя похожий сценарий разыгрывается в Хьюстоне — только не так конфликтно. Астронавты обсуждают с инженерами-конструкторами, как будет выглядеть изнутри четырехместный корабль «Орион» и как он будет управляться.

        • Новая космическая гонка: Россия взялась за сверхтяжелую ракету
        • Догнать и перегнать: насколько велики космические амбиции Китая
        • Как собирают новую сверхтяжелую ракету НАСА
        • Космическая одиссея 2020: полетим ли мы на Луну и Марс?

        В 2014 году уже был осуществлен его первый беспилотный испытательный полет. Пилотируемый полет должен состояться в ближайшие пять лет.

        Сегодня роль Джона Гленна возложена на бывшего командира атомной подводной лодки и ветерана трех миссий шаттла (семь выходов в открытый космос) Стива Боуэна.

        Я попросил его поделиться впечатлениями от «Ориона». «Все очень тесно, — сказал он. — Особенно для четырех человек. Два члена экипажа, сидящие сзади, будут упираться взглядом в сиденья пилота и командира».

        На первый взгляд, «Орион» выглядит очень похоже на «Аполлон», доставивший в свое время трех астронавтов на Луну — и конической формой, и тепловым экраном в нижней цилиндрической части.

        Новый космический корабль, конечно, больше, но не слишком, поскольку он все равно должен уместиться на верхушке ракеты-носителя.

        Миссии «Аполлона» длились лишь несколько дней, причем с «перерывом» на прогулку по Луне. Полеты «Ориона» планируются как минимум на три недели, и без возможности для членов экипажа выйти и размяться.

        Автор фото, NASA

        Инженеры НАСА уже построили макет «Ориона», чтобы астронавты могли попробовать, как они будут чувствовать себя внутри

        «Не знаю, смогут ли все четверо в одно и то же время комфортно для себя вытянуть свои конечности внутри кабины, — говорит Боуэн, имеющий большой опыт работы и жизни в ограниченных пространствах. — Но так уже бывало не раз, и не думаю, что это как-то осложнит нам задачу — главное, вы должны быть привычны к работе в таких условиях».

        Помимо экипажа и органов управления, инженерам предстоит разместить внутри капсулы кухню, туалет и зону отдыха.

        «Кое-что мы можем усовершенствовать — например, поменять расположение кресел экипажа. После того, как мы найдем оптимальное решение, нам будет проще понять, как лучше распорядиться оставшимся пространством и как мы будем жить и работать в его рамках», — рассказывает Боуэн.

        Для долгих космических путешествий — скажем, для полета на Марс — «Орион» почти наверняка будет дополнен жилым модулем. Но во время первых полетов 9 кубических метров — это всё, что будет у четырех астронавтов, в этом пространстве им предстоит работать, спать, выполнять упражнения для поддержания физической формы и отдыхать.

        Представьте, что вам придется провести несколько недель запертым с тремя коллегами по работе в маленькой комнатушке с туалетом. И вокруг — космос.

        • Пять самых захватывающих космических экспедиций будущего
        • «Союз»: сверхнадежное детище советской космической эры
        • Лифт на орбиту: научная фантастика или вопрос времени?

        «На каком-то этапе мы придем к оптимальному варианту внутреннего устройства капсулы, и нам будет более или менее ясно, в каких условиях будут проходить недели полета, — говорит Боуэн. — Не думаю, что здесь будет просторно, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то жаловался на условия».

        Астронавты, кроме того, участвуют в испытаниях запуска и приземления. Космический челнок в свое время критиковали за то, что в нем не было предусмотрено возможности спасения астронавтов в случае аварии ракеты-носителя на старте (в 1986 году шаттл «Челленджер» разрушился вскоре после взлета, его топливный бак взорвался, все семь членов экипажа погибли).

        На орбиту «Орионы» будут выводиться новой сверхтяжелой ракетой-носителем SLS (Space Launch System, Система космических запусков). Как и «Аполлон», «Орион» будет оборудован маленьким ракетным двигателем, который в случае аварии поможет убрать капсулу с экипажем от носителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector