Что является двигателем рыночной экономики общество 8 класс

Обществознание. 8 класс

Основные понятия и термины: Рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство, фирма.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи урока:

• сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни;

• создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами;

• способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приведение доказательств, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем; раскрыть социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

• способствовать формированию у учащихся знаний организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, умений объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса, выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве, оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

• совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» на уроке

Личностными результатами являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны на основе знания экономики;

• осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:

• формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.

Предметные результаты включают:

• знать понятия рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство;

• уметь определять условия функционирования рынка;

• понимать, что, конкуренция — двигатель рынка, что рыночный механизм — механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка;

• уметь формулировать формулирования собственного мнения и позиции

Основное содержание:

Основные понятия и термины: Рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство, фирма.

1. Организационный этап.

Мотивационный модуль.

Проходит обсуждение материалов модуля и формируется тема урока. Обсуждается понимание термина «рынок», обсуждаются основные характеристики рыночного типа экономики.

Поиск и обработка текстовой и визуальной информации о законах спроса и предложения, основах предпринимательской деятельности – в дополнительных источниках, в том числе Интернете. Значение понятий: рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство.

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль

Вводятся новые понятия, обсуждение экономики, хозяйственных процессов, типов хозяйствования и основных участников.

План изучения:

3. Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

— решение задач по новой теме;

Контрольный модуль

— самостоятельная работа (даётся по 2 вариантам с целью контроля первичного усвоения материала).

• Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая и др.. – М.: Просвещение, 2017.

• Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для общеобразоват. организаций / Котова О. А., Лискова Т. Е. — М.: Просвещение, 2018.

• Популярная экономическая энциклопедия / под ред. А. Д. Некипелова — М., 2003.

Тесты 13 – 16

Материал содержит тестовые задания по теме «Экономика»

Представленные контрольно-измерительные материалы для 8 класса написаны к учебнику «Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая , Л. Ф. Иванова и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой (М. : Просвещение).

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

Тест 13. Экономика и ее роль в жизни общества. ОБЩ – 8

Вариант 1.

А 1. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:

1. Цель 2. Средство 3. Потребность 4. Производство

А 2. Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов:

1. Прибыль 2. Ресурсы 3 . Материальное благо 4. Альтернативная стоимость

А 3. Верны ли суждения о благах?

А. Все жизненные блага человек производит сам.

Б. Жизненные блага бывают предметами потребления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о рациональном выборе?

А. Рациональный выбор – это лучший вариант поведения с учетом доходов и расходов семьи.

Б. Рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Заполните схему:

УЧАСТНИКИ ЭКОНОМИЧЕКИХ ОТНОШЕНИЙ

Семья Предприятие _____________

С 1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов.

С 2. Что такое альтернативная стоимость?

Тест 13. Экономика и ее роль в жизни общества. ОБЩ – 8

Вариант 2.

А 1. Одной из главных экономических проблем является:

1. Ограниченность свободных благ

2. Ограниченность ресурсов

4. Альтернативная стоимость

А 2. Компромисс является способом:

1. Решения проблемы ограниченности ресурсов

2. Полного удовлетворения потребностей человека

3. Быстрого увеличения доходов семьи

4. Экономического выбора

А 3. Верны ли суждения о потребностях человека?

А. Потребности человека безграничны.

Б. Потребности человека делятся на материальные, духовные и социальные.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения об альтернативной стоимости?

А. Альтернативная стоимость существует только для потребителей.

Б. Альтернативная стоимость – это стоимость купленных товаров.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного относится к свободным благам?

1. Солнечный свет 2. Воздух 3. Чистая вода 4. Ветер 5. Каменный уголь 6. Информационные ресурсы

С 1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов.

С 2. Что такое альтернативная стоимость?

Тест 14. Главные вопросы экономики ОБЩ – 8

Вариант 1.

А 1. Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечивать неограниченный

выпуск товаров и услуг?

1. Что производить?

2. Как производить?

3. По какой цене продавать?

4. Для кого производить?

А 2. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:

Читать еще:  Ямаха викинг 540 4 технические характеристики мощность двигателя

1. Рыночная экономика 2. Традиционная экономика 3. Командная экономика

4. Централизованная экономика

А 3. Верны ли суждения о технологии?

А. Технология – это знания о том, как производить товар.

Б. Использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о смешанной экономике?

А. Смешанная экономика – это современное хозяйство большинства стран мира.

Б. Смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию

« командная экономика». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Дефицит 2. План 3. Директива 4. Прибыль 5. Государственный план 6. Централизованная экономика

С 1. Какие вопросы экономики являются главными?

С 2. Что такое экономическая система? Назовите типы экономических систем.

Тест 14. Главные вопросы экономики ОБЩ – 8

Вариант 2.

А 1. Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

1. Натуральное хозяйство

2. Альтернативная стоимость

3. Издержки производства

4. Экономическая эффективность

А 2. Характерным признаком традиционной системы является:

1. Высокая производительность труда

2. Удовлетворение минимальных потребностей

3. Использование новых технологий

4. Государственное регулирование

А 3. Верны ли суждения о прибыли?

А. Прибыль – это цена продукта.

Б. Стремление получить прибыль заставляет предпринимателя внедрять новые технологии.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о командной экономике?

А. Командная экономика – экономическая система СССР.

Б. Командная экономика характеризует государственная собственность на средства производства.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных вопросов являются основными вопросами экономики?

1. Когда производить7

2. Для кого производить7

3. Где производить?

4. Что производить?

5. Как производить?

6. Сколько производить?

С 1. Какие вопросы экономики являются главными?

С 2. Что такое экономическая система? Назовите типы экономических систем.

Тест 15. Собственность ОБЩ – 8

Вариант 1.

А 1. Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества:

1. Экономическая категория

2. Социальные отношения

3. Имущественные отношения

4. Моральные нормы

А 2. Извлечение из имущества полезных свойств:

1. Владение 2. Распоряжение 3. Пользование 4. Дарение

А 3. Верны ли суждения о собственности?

А. В РФ все формы собственности равноправны.

Б. Муниципальная собственность в России является государственной.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о правах собственника?

А. Все произведенное человеком является его собственностью.

Б. право собственности защищается государством.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного не может являться частной собственностью в РФ?

1. Жилой дом 2. Земельный участок 3. Территориальный парк 4. Завод

5. Военный аэродром 6. Континентальный шельф

С 1. Что такое имущественные отношения? Составьте два предложения, содержащие информацию об

С 2. Кто является субъектом права собственности? Какие права имеет собственник?

Тест 15. Собственность ОБЩ – 8

Вариант 2.

А 1. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность

материальных благ конкретным лицам:

1. Право собственности

2. Имущественные отношения

3. Конституционное право

4. Основные экономические законы

А 2. Фактическое обладание вещью:

1. Распоряжение 2. Пользование 3. Владение 4. Хранение

А 3. Верны ли суждения о физическом лице?

А. Физическое лицо может обладать имуществом.

Б. Физическое лицо может заниматься предпринимательской деятельностью.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о праве собственности?

А. Собственником можно стать, только получив наследство.

Б. Собственник вправе требовать возмещения убытков, если его имущество пострадало

или было уничтожено.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию

« субъект права собственности». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Физическое лицо 2. Государство 3. Гражданин 4. Парламент 5. Органы местного самоуправления 6. Юридическое лицо

С 1. Что такое имущественные отношения? Составьте два предложения, содержащие информацию об

С 2. Кто является субъектом права собственности? Какие права имеет собственник?

Тест 13. Экономика и ее роль в жизни общества. ОБЩ – 8

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

В 1. Государство В 1. 1 2 4

Тест 14. Главные вопросы экономики ОБЩ – 8

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 1 А 1. 4

А 2. 1 А 2. 2

А 3. 3 А 3. 2

А 4. 1 А 4. 3

В 1. 4 В 1. 2 4 5

Тест 15. Собственность ОБЩ – 8

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 3 А 1. 1

А 2. 3 А 2. 3

А 3. 1 А 3. 3

А 4. 2 А 4. 2

В 1. 1 2 4 В 1. 4

Тест 16. Рыночная экономика ОБЩ – 8

Ключи

Вариант 1 Вариант 2

А1. 2 А 1. 1

А 2. 4 А 2. 2

А 3. 2 А 3. 4

А 4. 3 А 4. 1

В 1. 1 2 5 В1. 3 4 5

Тест 16. Рыночная экономика ОБЩ – 8

Вариант 1

А 1. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:

1. Экономика 2. Конкуренция 3. Альтернативная стоимость 4. Потребление

А 2. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время

и в конкретном месте:

1. Потребность 2. Цена 3. Необходимость 4. Спрос

А 3. Верны ли суждения о рыночном равновесии?

А. Если цена будет выше равновесной, то продавцы не станут ее понижать.

Б. Рыночное равновесие – это идеальная ситуация на рынке.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о рынке?

А. Рынок воздействует на все сферы экономики.

Б. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых для общества товаров и услуг.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного является условием успешного функционирования экономики?

1. Частная собственность на средства производства

3. Государственное планирование

4. Постоянный рост цен

5. Свободное ценообразование

6. Установление цен государством

С 1. Что такое конкуренция? Приведите пример экономической конкуренции.

С 2. Почему австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал конкуренцию на рынке

Тест 16. Рыночная экономика ОБЩ – 8

Вариант 2

А 1. Что является двигателем рыночной экономики?

1. Конкуренция 2. Спрос 3. Предложение 4. Рыночное равновесие

А 2. Желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретное время

и в конкретном месте:

1. Спрос 2. Предложение 3. Равновесие 4. Потребность

А 3. Верны ли суждения о рыночной цене?

А. Рыночная цена устанавливается государством.

Читать еще:  Шум при запуске двигателя на холодную акцент

Б. на рыночную цену может влиять только производитель товара.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о «»невидимой руке» рынка?

А. «Невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо.

Б. «Невидимая рука» рынка – это желание продать товары и услуги как можно дешевле.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного способствует повышению спроса?

2. Задержка заработной платы

3. Ожидание роста цен

4. Рекламная кампания

5. Расширение ассортимента товаров

6. Экономический кризис

С 1. Что такое конкуренция? Приведите пример экономической конкуренции.

С 2. Почему австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал конкуренцию на рынке

Т. Д. Шипилова, МБОУ » Повалихинская СОШ», Первомайский район, Алтайский край

div > .uk-panel’>» data-uk-grid-margin>

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК — бесплатно без регистрации

Рыночная экономика

Презентация по обществознанию представлена для учащихся 8 классов. В ней рассматриваются вопросы, связанные с рынком и условиями его функционирования. Затрагивается понятие конкуренция-главный двигатель рынка.Из презентации можно получить информацию о законе спроса и предложения, а также получить ответ на вопрос: «Что является»невидимой рукой»рынка».

Просмотр содержимого документа
«Рыночная экономика »

Рыночная экономика

  • Цель урока : создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики
  • Задачи:
  • А) образовательные : научить определять условие функционирования рынка, подвести к понятию конкуренция-двигатель рынка, рыночный механизм-механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка
  • б) развивающие : развить способность формирования собственного мнения и позиции: развивать способность развивать логическую цепочку рассуждений
  • В) воспитательная : развивать познавательный интерес

  • 1. рынок и условия его функционирования
  • 2. конкуренция
  • 3. спрос и предложение на рынке
  • 4. рыночное равновесие
  • 5. невидимая рука «рынка»

Рынок и условия его

Функционирования

Рынок- это особый способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и самостоятельном принятии решений об объемах, ценах продаж; это механизм согласования интересов потребителей и производителей на основе взаимодействия спроса, цены и предложения.

Рыночная экономика

Свободный обмен частная собст. материальн. между продавцами на экономич. ответсвенн. и покупателями ресурсы за результаты принятых решений

Условия функционирования

1. свободное ценообразование

2. конкуренция

3.свобода предпринимательской деятельности

Конкуренция

Конкуренция- это соперничество, борьба -она позволяет обойтись без общественного контроля производства -обеспечивает свободное ценообразование -стимулирует выпуск более дешевых и качественных товаров -государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции

Спрос и предложение

Спрос это потребность или желание потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте

Факторы, влияющие на спрос:

2. рост населения

4.вкусы потребителей, мода, сезонность

5 . Цена –это денежное выражение экономической ценности благ, определяемой затратами на их производство и полезностью.

Закон спроса

  • Р-цена
  • Q-кол-во товара
  • D-спрос

Чем выше цена, тем ниже спрос, т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно- пропорциональной зависимости.

Предложение — возможность и желание продавца ( производителя ) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров-заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка

Закон предложения

  • Р- цена
  • Q-кол-во товара
  • S-предложение

Закон предложения можно сформулировать так: чем выше на рынке цены на какой-либо товар, тем большее количество данного товара готовы поставить на рынок производители и продавцы .

Равновесная цена

  • Когда количество товаров, которые хотят купить покупатели соответствует количеству товаров, которые продавцы хотят продать

НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой » рынка , т.е. только лучший результат производства будет приносить планируемый доход . ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни.

Использованный материал: 1.Обществознание учебник 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, изд. Просвещение 2014г. 2.Методическое пособие «Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова, изд. Волгоград 3. Интернет-ресурсы nsportal, учительский портал

Обществознание 8 класс. Рыночная экономика
план-конспект урока по обществознанию

Скачать:

Вложение Размер
03_02_8klass_obshchestvo_rynochnaya_ekonomika.docx 37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рыночная экономика

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе

  • Научить определять условия функционирования рынка.
  • Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
  • Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
  • Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
  • Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : практикум

Знакомство с темой, целями и планом урока

Актуализация знаний по теме « Собственность»

Какие проблемы собственности отражены в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание : Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) “Характерные черты рыночной экономики”; 2) Условия функционирования рынка

Задание: прочитайте пункт “Конкуренция” на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

– Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

– Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Конкуренция – это соперничество между производителями.

  • Это двигатель торговли.
  • Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогрес и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.

Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения. Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

– Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями “спрос” и “предложение”.

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость, а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары – заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

. Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.

  1. Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

Спрос — это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  • какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  • как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение — выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

  1. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена — это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 113-114. Прочитать и ответить на вопрос — о какой «невидимой руке идёт речь»?

3. Закрепление изученного материала.

Решить задачи (групповая работа)

Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?

Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?

Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?

1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

2. Выполните задание в рабочей тетради № 5 стр.47.

Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию «Рынок и рыночная экономика» 10 класс. Содержит раскрытие понятия «рынок», условия возникновения ранка. признаки, типы, функции.

сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализироват.

урок к учебнику под редакцией Боголюбова Л. Идёт формирование представления о механизме рыночной экономики.

конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока — урок изучения нового материала. Используется презентация.

Обществознание. 8 класс. Урок 4 Экономика. Рыночная экономика. По учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Разработка урока с презентацией.

Изучаем тему «Рыночная экономика» по учебнику Л.Н.Боголюбова за 8 класс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector