Датчик малых оборотов двигателей

Датчик малых оборотов двигателей

Регулятор (датчик) холостого хода: устройство, неисправности и выбор нового устройства

INTEGRA sedan (01.85 — 12.89)

1750-2000 sedan (03.68 — 12.83)

Клапан холостого хода, который многие автолюбители называют датчиком холостого хода, является одним из важных компонентов современных двигателей. Принцип его работы на словах очень прост: пропускать воздух во впускной коллектор (по сути, в обход дроссельной заслонки) и удерживать холостые обороты силового агрегата авто в заданных конструктивно пределах. Если рассмотреть особенность его работы, а также изучить основные неисправности, станет ясно, что это небольшое устройство хитрее, чем могло казаться на первых порах. Давайте разберемся.

Подробнее о конструкции и работе

Итак, регулятор холостого датчика (РХХ), он же датчик и клапан холостого хода . Работает в тандеме с электронным блоком управления авто. На вопрос о том, где находится датчик холостого хода, ответить очень просто — рядом с дроссельной заслонкой. В современных авто он зачастую размещается внутри дроссельного узла, защищенного кожухом. Само устройство состоит из таких элементов:

  1. Игла;
  2. Шаговый электромотор со штоком;
  3. Пружина.

Суть работы регулятора в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю в том случае, когда дроссельная заслонка закрыта. Как только зажигание включается, РХХ выдвигает шток и игла попадает в специальное калибровочное отверстие. Уже при запуске мотора регулятор приоткрывает проход, через который воздух может пройти дальше. В случае если охлаждающая жидкость недостаточно прогрета , регулятор подает еще больше воздуха — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и, соответственно, быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора автомобиль может стартовать с места практически сразу — риска заглохнуть минимален. На сегодняшний момент регуляторы холостого хода подразделены на три типа. А именно:

  1. Соленоидный. Работает с использованием электромагнитной силы. При подаче напряжения на катушку, находящийся внутри нее сердечник втягивается, уводя за собой механически связанную заслонку и открывая канал. Работа устройства регулируется изменением частоты подачи т.н. командных сигналов. В исправно работающем регуляторе частота сигналов очень велика, а воздух подается двигателю мелкими порциями;
  2. Шаговый. В конструкции такого регулятора имеется четыре электромагнитные обмотки и кольцевой магнит. На обмотки поочередно подается напряжение, и они создают вокруг себя магнитное поле. За счет очередности поле в устройстве вращается, а вместе с ним вращается и ротор. Последний соединен с механизмом, отвечающим за отпирание и запирание воздушного канала;
  3. Роторный. По сути, это видоизмененный регулятор соленоидного типа. Управления осуществляется частотными импульсами, однако ключевым исполнительным элементом является именно ротор.

Запчасти на Mazda 3

3 hatchback (BL) (09 — 13)

Запчасти на Hafei princip

PRINCIP/SAIBAO sedan (05 — )

Как показала практика, регуляторы всех трех типов имеют неплохой эксплуатационный ресурс и выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.

Неисправности датчика холостого хода

К несчастью, даже современные датчики холостого хода не имеют системы самодиагностики, так что владельцу авто придется выявлять поломку по косвенным признакам. Заметим, что при поломке даже не загорится индикатор “Check Engine”. Проблема будет крыться в недостатке или, напротив, избытке кислорода, поступающего к двигателю на холостых. Это и нужно учитывать. Признаки поломки РХХ будут следующими:

  • Двигатель глохнет на холостых;
  • Обороты «плавают» на холостом ходу;
  • Двигатель глохнет сразу после того, как водитель переводит РКПП в нейтральное положение;
  • Силовой агрегат требует долгого прогрева для нормальной работы.

Как видите, симптомы практически те ж, что и при поломке датчика положения дроссельной заслонки, однако есть одно важное отличие — при его поломке загорается “Check Engine”. Как и в случае проблем с ДПДЗ игнорирование проблемы чреваты ускоренным износом двигателя , а также практически всех элементов топливной системы. К слову, сам регулятор изнашивается быстрее, если в дроссельный узел попадают сторонние жидкости, а также редко меняется воздушный фильтр.

Проверка и ремонт

Как уже было сказано выше, в случае если дроссельный узел вашего автомобиля защищен кожухом, добраться до регулятора может быть не просто. Перед началом проверки советуем изучить этой узел, а также проверить целостность проводки. Важный момент: дальнейшая проверка регулятора не может быть произведена корректно при разряженном аккумуляторе . Если со всем этим проблем нет, то можно приступить к проверке. Существует несколько методов:

  1. Проверить сопротивление между обмотками. Между С и B, а также A и D должен быть обрыв (бесконечное сопротивление). А вот между A и B, C и D сопротивление должно составлять от 30 до 100 Ом ;
  2. Проверка самодельным тестером. Сделать его можно из трансформатора переменного тока на 6V. Вооружившись таким тестером необходимо будет проверить, нормально ли ходит шток регулятора. Некоторые автолюбители просто слегка упирают палец в конец штока и пытаются понять, приходит ли шток в движении.

Сразу отметим, что в случае выхода из строя элементов «начинки» датчика менять придется все устройство — оно не является ремонтопригодным. Однако некоторые манипуляции могут решить проблему хотя бы на время. Так, например, если вы проверили регулятор вторым методом и убедились в том, что шток перестал двигаться, проделайте следующее:

  1. Расклиньте регулятор силиконовой смазкой. Если она попадет внутрь устройства, последствий не будет;
  2. Если смазывание не помогло, замочите шток в спирте и протрите ватной палочкой. Спирт может заменить и средство для чистки карбюраторов;
  3. В случае неэффективности вышеперечисленных чистящих средств воспользуйтесь WD-40 . Это крайне агрессивное средство, которым стоит пользоваться в последнюю очередь.

Если чистка регулятора не дала результатов, придется покупать новое устройство. Автолюбитель может его разобрать и попытаться выявить причину поломки. В большинстве случаев регулятор перестает исправно работать в случае негодности направляющей конусной иглы (клин, истирание, деформация).

Читать еще:  Что такое двигатель multifuel

Подбор нового датчика холостого хода

С выбором нового устройства нет особых сложностей. Особых нюансов в подборе датчика в зависимости от страны сборки автомобиля тоже нет. Обращать внимание при выборе устройства стоит скорее на фирму-производителя , о чем чуть позже. Чтобы быть уверенным в том, что регулятор подойдет к вашему двигателю, при выборе необходимо руководствоваться чем-то из следующего:

  • Данными автомобиля: маркой, моделью, а также параметрами ДВС, годом выпуска;
  • Кодом имеющегося регулятора холостого хода;
  • VIN-кодом автомобиля.

Сегодня все больше автолюбителей ищут запчасти по данным своего транспортного средства. Такой метод поиска стал невероятно удобным благодаря развитию интернет-магазинов. Впрочем, в них также реализован поиск по кодам. Как и было указано выше, отдавать предпочтение стоит регуляторам от известных производителей. Например: Bosch, Valeo , Continental, VDO/Siemens. Более дешевые устройства от Era, LCC и других фирм нижнего звена имеют значительно меньший эксплуатационный ресурс, так что особого смысла в экономии нет. Стоит опасаться лишь подделок.

Как распознать поддельный регулятор холостого хода

К несчастью, современный рынок контрафактной продукции предлагает практически все, что автолюбителю может понадобиться для ремонта. В большинстве случаев распознать подделку несложно, особенно если производитель оригинальный запчастей защищает свои товары QR-кодом , голограммой или индивидуальными проверочными кодами . Вот только серьезных и хорошо заметных защитных признаков у регуляторов холостого хода большинства производителей попросту нет. Вполне надежная проверка подлинности требует наличия оригинального регулятора, с которым и будет сравниваться купленный/запланированный к покупке. Вот что нужно сделать:

  • Проверить QR-код, защитный кода и убедиться в подлинности голограммы. Так защищают свою продукцию далеко не все фирмы;
  • Проверить упаковку. Дизайн должен быть оригинальным, полиграфия четкой, все надписи должны хорошо читаться. Обязателен логотип производителя;
  • Изучить пружину штока. В большинстве подделок пружина имеет частую навивку;
  • Изучить заклепки. Как показала практика, на поддельных регуляторах заклепки имеют крайне неряшливый вид;
  • Проверить корпус регулятора. Он должен быть выполнен качественно, без единых сколов и следов оплывшего пластика. Особое внимание уделите крепежным отверстиям;
  • Убедитесь в том, что регулятор имеет полную комплектацию. Подделки часто поставляются без резиновых и металлических колец.

К несчастью, сегодня распознать поддельный регулятор становится все сложнее. Если в прошлом подделку можно было распознать по наклейке, то теперь наклейки имеют правильную форму и даже содержать информация для проверки подлинности продукта (на неофициальных ресурсах, разумеется). Что производителе подделок действительно делают плохо, так это упаковку. Если элементы оригинальной картонной упаковки склеиваются по точкам, то упаковки с подделкой в 90% случаев имеют линии из клея (часто его количество избыточно). Правда, для такой проверки упаковку придется разорвать. Мы советуем вам быть предельно внимательными при покупке автозапчастей. Так, например, поддельная голографическая наклейка может содержать надпись… с грамматической ошибкой. Также не советуем руководствоваться одной лишь ценой. Подделка всегда стоит дешевле фирменного продукта и поначалу вызывает больший интерес у потенциального покупателя, на чем играют недобросовестные продавцы.

Вывод

Регулятор холостого хода — небольшой компонент дроссельного узла, который выполняет очень серьезную работу. Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требуют долгого прогрева и хорошо работает на холостых оборотах. Подход к регулировке холостого хода за последние 10-15 лет серьезно изменился. Все более востребованными становятся электронные дроссельные заслонки, которые не нуждаются в регуляторе, так как с его задачами справляется сама заслонка. Такие дроссели не боятся низких температур и поломки «механики», так как ее практически нет. Что касается автомобилей с классическими дроссельными заслонками двигателей, то подобрать соответствующие им регуляторы сегодня довольно просто. Выпускать их будут еще очень долгое время.

Причины нестабильности двигателя на малых оборотах

Неустойчивая работа мотора на малых оборотах и холостом ходу – незначительная, на первый взгляд, но неприятная неисправность, доставляющая водителю немало неприятностей. Приходится постоянно находиться в напряжении, ожидая, что в самый ответственный момент машина заглохнет, или, напротив, ускорится, что приведёт к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы подобного не случилось, поломку следует устранять при появлении первых симптомов и дополнительно пройти курсы экстремального вождения.

Холостой ход – это режим, при котором двигатель функционирует без нагрузки на малых оборотах, потребляя минимальное количество горючего. Для машин, оборудованных системой впрыска, он является базовой точкой отсчёта, относительно которой прошитое в памяти электронных блоков управления (ЭБУ) программное обеспечение (ПО) вносит необходимые изменения в работу различных узлов и агрегатов. И если на этом этапе возникает сбой, проблемы растут как снежный ком:

  • Возрастает расход топлива.
  • Мотор начинает перегреваться.
  • Увеличивается износ деталей ДВС.
  • Повышается нагрузка на трансмиссию.
  • Падает мощность.
  • Появляются провалы при разгоне.

Самое досадное, что обнаружить источник неисправностей не всегда удаётся даже специалистам сервисного центра.

Существует множество причин, из-за которых обороты двигателя на холостом ходу становятся неустойчивыми. Многое зависит от конструкции систем зажигания и подготовки топливной смеси. В данном случае мы рассмотрим самый распространённый на сегодняшний день вариант оснащения современных машин – бензиновый ДВС с искровым зажиганием и распределённым впрыском.

На оборудованной подобным образом машине холостой ход двигателя изменяется под влиянием трёх основных факторов. Это происходит из-за:

  1. Увеличения или уменьшения объёма поступающего в цилиндры воздуха.
  2. Избытка или недостатка подаваемого форсунками топлива.
  3. Повреждения электропроводки или некорректной работы ЭБУ.

Любая из перечисленных категорий поломок определяется при проведении компьютерной диагностики. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.

Объём воздуха

Чувствительная электроника вносит изменения в состав горючей смеси, опираясь на показания нескольких датчиков. В данном случае их два:

  1. MAF-сенсор (датчик массового расхода воздуха), расположенный на патрубке, идущем от воздушного фильтра к впускному коллектору. Штука дорогая, но надёжная, редко выходящая из строя.
  2. MAP-сенсор (датчик абсолютного давления), подключённый к впускному тракту. Доступная по цене деталь, заменить которую не представляет проблемы.
Читать еще:  Асинхронный двигатель как подключить к инвертору

Поскольку при полностью отпущенной педали газа дроссельная заслонка закрыта, за необходимые изменения отвечает регулятор холостого хода (РХХ). Он, как правило, и является наиболее уязвимым узлом.

Количество топлива

Данные о составе горючей смеси ЭБУ получает от лямбда-зонда (датчика кислорода). На машинах, соответствующих современным экологическим стандартам, таких устройств может быть два или более. Они вступают в дело, как только мотор наберёт рабочую температуру. Опираясь на ошибочные показания, передаваемые загрязнённым или неисправным датчиком, блок управления неверно регулирует количество топлива. Как следствие, холостые обороты на прогретом двигателе становятся неустойчивыми.

Повреждения проводки и сбои в работе ЭБУ

Такие поломки обнаружить трудно. Теоретически, блок управления должен сам сообщать о том, что он вышел из строя, сигнализируя об этом лампой CHECK ENGINE и информируя диагноста прошитыми в ПЗУ кодами. Но на практике это происходит не всегда. Ну а чтобы найти место, где повреждена изоляция или окислились контакты, приходится обследовать проложенные не в самых доступных местах разъёмы и провода. С точки зрения сложности обнаружения поломки это самый худший вариант.

Обнаружение и устранение неисправностей

Но не надо отчаиваться! Не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Решить проблему можно, действуя методом последовательных исключений. Он помогает даже тогда, когда до ближайшей станции технического обслуживания десятки, а может, и сотни километров. Начинать следует с наиболее вероятных причин поломок.

Ослабление затяжки хомутов на воздуховодах

Проверьте, плотно ли затянуты хомуты на воздуховодах, идущих от воздушного фильтра и иных устройств к дроссельной заслонке и впускному коллектору. Если необходимо – подтяните. Воздух, поступающий в обход MAF-сенсора, частенько виноват в том, что плавают обороты на авто.

Проблемы с регулятором (клапаном) холостого хода

Деталь капризная, и из-за неё, чаще всего, глохнет машина на холостом ходу. Но не надо сразу отправляться в магазин за новой запасной частью. Попробуйте выполнить несколько простых действий:

  1. Найдите, где установлен регулятор. В зависимости от типа системы впрыска, клапан холостого хода на двигателе может иметь разную конструкцию. В любом случае он находится на корпусе дроссельной заслонки или соединён с ним шлангами.
  2. Скинув провода с аккумулятора, отключите разъём от РХХ и, открутив 2 – 3 винта, демонтируйте клапан.
  3. Подсоедините разъём обратно, накиньте провода на АКБ и, повернув ключ зажигания в первое положение (лампы на приборной панели загорятся), убедитесь, что регулятор работает. Если никаких шевелений нет, деталь неисправна и её необходима замена.
  4. Определив, что клапан исправен, не торопитесь прикручивать его назад. Прежде всего, осмотрите его прокладки и уплотнения. Повреждённые или задубевшие поменяйте. Некоторые РХХ состоят из двух скреплённых винтами частей, между которыми находится резиновая прокладка, через которую может подсасывать воздух.
  5. Очистите деталь от загрязнений, уделив внимание движущимся частям. Для этих целей используйте аэрозольный очиститель карбюратора.
  6. Действуя в последовательности, описанной в пункте 2, установите регулятор на место.
  7. Заведите мотор и, не касаясь педали газа, дайте ему пару минут поработать.

Если дело было в этом узле, а вы всё сделали правильно, большой холостой ход двигателя постепенно снизится до нормальных оборотов и стабилизируется. Проблема будет решена.

Неисправность клапана рециркуляции выхлопных газов

Установленный на впускном коллекторе узел, снижающий содержание вредных веществ в выхлопных газах, часто выходит из строя. Если, после пережатия подходящих к нему трубок, обороты движка не меняются, клапан необходимо снять и очистить от загрязнений. В случае, когда чистка не дала желаемого результата, деталь необходимо заменить.

Помните, что это лишь наиболее вероятные неисправности, которые удаётся обнаружить, имея под рукой простейшие инструменты. Если проблема в чём-то другом, для диагностики понадобится специальное оборудование. Учтите, что вибрация двигателя на малых оборотах – это отдельная поломка, со своими причинами и следствиями. К проблемам с холостым ходом она не имеет прямого отношения.

Подобные проблемы вы всегда можете обсудить с педагогом, и для этого необязательно приезжать. У нас есть автошкола онлайн, где можно пройти теорию и проконсультироваться с опытными водителями по всем вопросам.

Причины падения оборотов двигателя на холостом ходу

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле начинался эффект падения оборотов на холостом ходу. Зачастую, это приводит к тому, что двигатель и вовсе глохнет. Данный эффект имеет множество причин, которые необходимо срочно устранить, чтобы не вызвать еще больших проблем.

По каким причинам падают обороты

Много автолюбителей вовсе не смотрят за состоянием своих автомобилей, а уж тем более за двигателя. Зачастую, последствия могут выразиться в неисправности, которые перерастут в капитальный ремонт, который потянет не маленькую сумму денежных средств. Именно, по этим причинам, если возникают неисправности с движком, необходимо вернуть ему нормальную функциональность.

Итак, рассмотрим, основные причины, которые приводят к тому, что на холостых оборотах падают обороты:

  • Нарушена регулировка винтов «количества» и «качества»

Распространённая причина низких оборотов холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Зачастую подкрутки винтов регулировки топлива бывает достаточно, что восстановить нормальные обороты.

  • Неправильно отлажен уровень топлива

Помимо падения оборотов двигателя на холостом ходу это приводит к падению мощности. Мотор может глохнуть или запускаться после долгих мучений. Долгая работа на обеднённом топливе может привести к отказу мотора.

  • Посторонний воздух попадает в карбюратор

«Подсос» лишнего воздуха может нарушать работу двигателя. Другой вариант — загрязнён воздушный фильтр и воздуха попадает недостаточное количество.

  • Некачественное топливо
Читать еще:  Двигатель била своими руками

Двигатели, рассчитанные на потребление качественного топлива, могут барахлить или отказывать, если их «покормить» топливом более низкого качества, например, 92-й вместо 95-го. Более того, на двигатель может обрушиться масса новых проблем, которые придётся решать, поэтому лучше использовать хороший бензин.

  • Сбоит бортовой компьютер

Бывает и так, что бортовой компьютер начинает показывать неточные данные. Если по ощущениям с двигателем всё отлично, но электроника настойчиво говорит о наличии проблемы, можно попробовать подключать исправный БК и проверить на нём.

  • Пора менять свечи зажигания

Определение причины неисправности

Помочь в определении причины, почему упали холостые обороты, помогут следующие шаги.

  1. Если нет дополнительных признаков падения оборотов (например, вибрации) — можно проверить двигатель на другом бортовом компьютере.
  2. Проверить датчики.
  3. Осмотреть свечи зажигания.
  4. Убедиться, что уровень топлива и холостого хода отрегулирован верно
  5. Убедиться, что в карбюратор не «подсасывает» лишний воздух.
  6. Осмотреть воздушный фильтр на наличие загрязнений.

Подходы к решению проблемы

Когда все причины определены, можно перейти к устранению неисправностей. Конечно, существует разное количество способов решить проблему, но не стоит забывать о том, что необходима определенная последовательность действий. Стоит рассмотреть вопрос более детально.

Отрегулировать уровень топлива и холостого хода

Регулировка холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Понадобится тахометр и шлицевая отвёртка. Проводить работы нужно на прогретом двигателе. Поворачивая винт «количества» по направлению хода часовых стрелок, можно добиться увеличения оборотов.

Если же с помощью одного винта «количества» решить эту проблему не удаётся, нужно подключить винт «качества», на котором, если им ещё не пользовались, может стоять заводская заглушка. Её можно вытащить, ввинтив в пластмассу подходящий саморез и вытащив его.

Регулировка обыкновенно проводится в 2-3 (несколько) заходов.

Заменить свечи

Даже если свечи недавно были заменены, они могут быть некачественными или бракованными. Оригинальные запчасти всегда лучше более дешёвых аналогов. Падающий ХХ нередко намекает на эту неисправность.

Заменить топливо

С помощью датчиков необходимо проверить давление в системе подачи топливо и наличие загрязнителей. После чего нужно поменять топливо на более чистое и качественное. В крайнем случае, следует задуматься о том, чтобы заправляться на АЗС другой компании.

Проверить воздушный и топливный фильтры

Воздушный фильтр может быть загрязнён. По мере загрязнения фильтра количество воздуха, которое поступает в двигатель, уменьшается. Понижается мощность двигателя и значительно увеличивается потребление топлива.

Воздушный фильтр нужно прочистить или, что приоритетнее, заменить. Лучше всего проводить эту процедуру заблаговременно, чтобы в будущем избежать других проблем.

Промыть датчик холостого хода

Если в датчик попадает масло и другие загрязнители, он выходит из строя. Датчик чистится средством для промывания карбюраторов и аэрозольной жидкостью. Приборчик необходимо вытащить и промыть. Аэрозольной жидкостью аккуратно очищается игла.Будьте внимательны, чтобы жидкость не попала во внутренности (то есть под пружину), во избежание выхода его из строя.

Вывод

Падение оборотов двигателя — довольно распространённая проблема. Она может случиться не только по какой-либо одной причине — при сильном износе мотора бывает, необходим комплексный подход, причём поломки могут быть довольно специфичными. В таком случае, возможно, следует обратиться за профессиональной помощью.

5 причин, почему неожиданно стали «плавать» обороты мотора

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда стрелка тахометра вдруг начинает дергаться, а мотор синхронно подвывать, а то и вовсе глохнуть при, скажем, торможении. Что делать, ведь современные двигатели очень сложные по конструкции и для их диагностики понадобится дорогое оборудование. Тем не менее, ряд проблемы можно победить самостоятельно, не прибегая к помощи сервисменов. Тем более, если неприятности застали в дороге.

Для начала надо найти причину плавающих оборотов. Если с двигателем все нормально, стрелка тахометра будет «плавать» возле единицы (800—1000 об/мин) и без резких прыжков. А если с мотором что-то неладно, диапазон увеличится: примерно от 500 до 1500 оборотов в минуту.

Заправка «паленым» топливом

Это одна из самых частых причин, почему обороты двигателя начинают «плавать». Ведь забиваются грязью топливные форсунки, появляется нагар на свечах зажигания. Как правило, после замены свечей и заправки качественным топливом неисправность исчезнет или станет проявляться менее ярко. Останется лишь почистить форсунки, но это можно сделать на СТО, а не в дороге.

Проблемы с топливоподачей

Такая неисправность, подчас, вытекает из первой. Топливный фильтр забивается грязью, либо начинает сбоить топливный насос. Если фильтр сменный, то есть расположен не в баке, а под днищем, его легко можно поменять и проблема исчезнет. Ну а если он интегрирован в топливный насос — рассчитывайте только на везение.

Система зажигания

К «плавающим» оборотам может привести неисправность высоковольтных проводов или крышки трамблера. Лечится это, к сожалению, только заменой. Кстати, есть экстремальный способ понять, «живы» высоковольтные провода или нет. Для этого нужно потрогать их руками. Ударило током? Провода надо менять.

Клапан EGR

Клапан рециркуляции отработавших газов кто только не ругал. Его функция сводится к тому, что часть газов из выпускного коллектора он направляет во впускной. Тем самым улучшаются экологические показатели двигателя. Беда в том, что клапан забивается сажей, вот мотор и начинает «чудить». Самое неприятное, когда при торможении обороты вдруг резко падают и машина глохнет. После остановки ее можно завести и поехать дальше, пока клапан снова не залипнет и проблема не повториться. Лечение простое — чистка клапана, либо его замена.

Проблемы посложнее

«Плавающие» обороты могут говорить и о появлении серьезных проблем. Скажем, неисправен электронный блок управления двигателем, датчик положения дроссельной заслонки или регулятор холостого хода. Тут полумерами не обойтись. Нужно добираться до сервиса и решать проблему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector