Датчик оборотов вентилятора двигателя

Датчик оборотов вентилятора двигателя

Вентилятор системы охлаждения двигателя

Всем привет! В данной статье мы рассмотрим принцип работы вентилятора охлаждения ДВС, его особенности и виды, основные причины поломок вентилятора и способы их устранения.

Принцип работы вентилятора охлаждения ДВС

В процессе работы двигатель выделяет большое количество тепла, которое необходимо отводить, чтобы агрегат не вышел из строя. Для этого в автомобиле предусмотрена система охлаждения двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует по небольшим тонким трубкам радиатора. В случаях, когда автомобиль стоит в пробке или движется с маленькой скоростью долгое время, температура жидкости поднимается, и радиатор не может предотвратить перегрев самостоятельно. В этот момент в работу включается вентилятор, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе.

Устройство вентилятора достаточно простое, он объединяет четыре элемента:

  • крыльчатка с четырьмя и более лопастями;
  • привод вентилятора;
  • кожух;
  • блок управления вентилятором.

Вентилятор находится в центре кожуха, который формирует поток воздуха от вентилятора и препятствует его рассеиванию. Размеры лопастей вентилятора и их количество зависят от модели автомобиля. Конструкция вентилятора монтируется на радиатор.

Типы привода вентилятора радиатора

Привод вентилятора осуществляет его вращение.
Привод бывает трех видов:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический.

Самый простой тип — механический. Он представляет собой постоянный привод от коленчатого вала посредством ременной передачи. Запуск вентилятора происходит одновременно с включением двигателя. Стоит принять во внимание, что данный привод снижает мощность мотора, так как тратит много энергии на вращении вентилятора.

В настоящее время такой тип привода вентилятора практически не используется.

У гидромеханического типа привода в отличии от предыдущего, лопасти соединяются со шкивом с помощью муфты (вязкостной или гидравлической).

Вязкостная муфта соединена с коленвалом мотора. Блокировка муфты происходит, если температура силиконовой жидкости, заполняющей муфту, повышается. Это приводит в повышению нагрузки на двигатель. В свою очередь, блокировка муфты способствует включению вентилятора. В гидравлической муфте блокировка происходит за счет изменения объема масла.

Самый распространенный тип привода в современных легковых машинах — электрический.
Он состоит из датчика, электронного блока управления двигателем, реле включения двигателя и непосредственно электродвигателя. Датчик фиксирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Если она поднимается выше нормы, датчик передает сигнал в электронный блок управления, который, в свою очередь, его обрабатывает и активирует реле включения вентилятора.

В автомобилях с климат-контролем, обычно находятся два вентилятора, которые обслуживают каждый свой реле включения.

Основные неисправности вентилятора радиатора

Водителю самому под силу убедиться, исправен вентилятор охлаждения радиатора или нет. Для этого нужно запустить двигатель и некоторое время дать ему поработать на холостом ходу.

Когда температура охлаждающей жидкости будет подходить к критической норме (это будет видно на приборной панели), датчик передаст информацию и вентилятор заработает. В это же время дополнительным сигналом водителю будет служить шум из-под капота, а если его открыть, будет видно, как крутится крыльчатка вентилятора.

В случаях, когда охлаждающая жидкость подошла к критической норме, но вентилятор не включился, значит возникла какая-то неполадка.

К основным причинам неисправностей вентилятора можно отнести следующие:

  • Поломка привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты) из-за которой вентилятор может не включаться.
  • Неисправность термостата или блока управления двигателем вентилятора приводит к постоянной работе вентилятора на последней максимальной скорости.

  • Обратное направление нагнетания воздуха. Такая проблема возникает, когда полюса электродвигателя подключены неправильно.
  • Крыльчатка разрушается из-за износа и повышенных нагрузок.
  • «Залипли» контакты реле.
  • Возникли проблемы с электродвигателем. Если он вышел из строя, то крыльчатка вращаться не будет.
  • Отсутствие напряжения в цепи питания вентилятора. Такая проблема возникает, если обрываются провода или из строя выходит предохранитель.

Чтобы вентилятор служил долго, и ни одна из его частей не ломалась, советуем придерживаться нескольких простых правил.

  • При диагностики автомобиля проверяйте температуру охлаждающей жидкости и отслеживайте, как срабатывает вентилятор при приближении к критической отметке.
  • Не забывайте проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке и при необходимости ее восполнять.
  • Контролируйте охлаждающую систему, чтобы не возникало течи.
  • На моторах, где вентилятор работает принудительно, не забывайте проверять натяжение приводного ремня.
  • Если во время движения, охлаждающая жидкость достигла критической температуры, остановите машину и попытайтесь найти и устранить причину.
  • Не забывайте очищать вентилятор охлаждения радиатора от загрязнений не реже раза в год. Тем более, что очистку вентилятора можно провести без демонтажа детали.
  • Также советуем проводить каждые 1-2 года мойку пакета радиатора, так как в процессе эксплуатации автомобиля, там скапливаются пух, остатки насекомых, дорожная грязь. Это приводит к снижению эффективности работы радиатора, что в свою очередь повышает частоту срабатывания вентилятора охлаждения ДВС и снижает его ресурс.
Читать еще:  Форд маверик троит двигатель

Если вы столкнетесь с проблемой поломки вентилятора радиатора в автомобиле Вольво, советуем все же обратиться в специализированный сервисный центр.
Специалисты Vollux смогут правильно установить причину поломки, подобрать необходимые детали и выполнить качественный ремонт или замену вентилятора.

Назначение датчика включения вентилятора. Устройство и принцип работы.

05 апреля 2021 г.

505

Время на чтение: 3 мин.

Необходимость наличия в автомобиле датчика вентилятора охлаждения

Работа датчика вентилятора охлаждения состоит в регулярном включении и выключении вращающегося вентилятора для охлаждения циркулирующей в двигателе жидкости. Это устройство должно быть исправным, потому что перебои в его работе могут сопровождаться перегревом силового агрегата.

Устройство узла

В состав датчика вентилятора входят следующий в детали:

1. Корпус с резьбой. Он вкручивается в радиатор.

2. Уплотнительное кольцо.

3. Реагирующий элемент внутри корпуса.

Изменяющаяся температура циркулирующей по двигателю жидкости приводит к срабатыванию датчика. Это происходит во время набора тосолом температуры в интервале 85-110 градусов. После замыкания контактов включается вентилятор. Начинается обдув двигателя. В некоторых системах изменяется скорость вращения лопастей вентилятора. Это позволяет регулировать активность процесса охлаждения жидкости.

Существующие виды датчиков

На разные марки автомобилей устанавливаются определённые виды датчиков:

— Восковые. В корпусе таких устройств содержится воск или церезит. Расширяясь в объёме с повышением температуры, вещество воздействует на мембрану, которая двигаясь, соединяет контакты. Охлаждение приводит к сжатию воска. Как результат, контакты размыкаются.

— Биометрические. Здесь вместо воска установлена металлическая пластина. Когда температура жидкости невысокая, контакты разъединены. Нагреваясь, пластина деформируется, что приводит к соединению контактов. Затем сигнал поступает на реле. В этот момент происходит включение крыльчатки. В некоторых случаях наличия реле не требуется. Сигнал подаётся сразу на электродвигатель. При охлаждении пластина занимает своё исходное положение, и крыльчатка останавливается.

— Бесконтактные. В таких датчиках контакты не замыкаются, а идёт подача сигнала на ЭБУ. И только потом поступает команда на работу или отключение клетчатки.

Контактные датчики подразделяются на односкоростные и двухскоростные модели. Второй вариант позволяет изменять величину скорости вентилятора.

Проверка исправности и замена датчика

Плохая работа датчика выражается в несвоевременном включении и отключении вентилятора. Это часто приводит к перегреву силового агрегата. Однако сначала нужно убедиться в исправности реле. Для этого все провода отключаются от датчика и подключаются напрямую к вентилятору. Если крыльчатка заработала, значит, поломку нужно искать в датчике. Порядок проверки и замены этого элемента состоит из шагов:

1. С двигателя сливается охлаждающая жидкость.

2. От датчика отключаются провода, а корпус откручивается.

3. Прибор снимается и помещается в любую ёмкость с водой. Затем жидкость с помещенным в неё датчиком подогревается

4. Идущие от датчика провода подключаются к мультиметру.

5. В зависимости от изменения температуры подогреваемой жидкости прибор будет давать показания качества работы устройства.

Меняется датчик просто. На место поломанного устройства вкручивается новый прибор. Заводом изготовителем допускается вместо оригинала устанавливать его аналоги. Основным условием является наличие у нового прибора точно таких же параметров.

Вентилятор охлаждения двигателя автомобиля

В процессе эксплуатации транспортного средства происходит нагревание двигателя. Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, автомобили оборудованы системой охлаждения. Главная деталь, которая обеспечивает обдув мотора и жидкости в радиаторе — это вентилятор системы охлаждения двигателя.

Приводное устройство вентилятора

Конструкция вентилятора охлаждения агрегата состоит из шкива и закрепленных на нем лопастей. Эффективность нагнетания воздуха обеспечивается установкой лопастей под определенным углом. Принцип работы вентилятора охлаждения двигателя зависит от конструктивных особенностей привода.

Механический

Вращение на шкив от коленчатого вала через ременную передачу. Это простейшая установка, которая находится в постоянном зацеплении с коленвалом. Недостаток такого механизма в том, что для постоянного вращения вентилятора охлаждения радиатора ДВС затрачивает много полезной энергии.

На сегодняшний день механический тип привода почти не встретить. Обычно их устанавливают на агрегаты с продольным расположением, вездеходные джипы.

Гидромеханичиеский

Это приводное устройство, работающее от разницы давления в муфте. Муфты бывают двух типов: гидравлическая и вязкостная. Частота вращения последнего равна входным оборотам коленчатого вала. Поэтому, для сохранения крыльчатки и лопастей при высоких оборотах мотора используют вязкостную муфту.

Читать еще:  Citroen picasso характеристика двигателя

Как она работает

Корпус такой муфты заполнен специальной жидкостью — силиконом. Когда движок работает под постоянной нагрузкой или на высоких оборотах, происходит процесс нагрева силиконовой жидкости. По мере нагрева жидкость расширяется, постепенно зажимая муфту, что приводит в работу вентилятор охлаждения.

Гидравлическая конструкция работает в зависимости от изменения объема масла. Момент блокировки не зависит от частоты вращения коленвала. В режиме высоких оборотов ДВС муфта не дает крыльчатки разгонятся, предохраняя ее от разрушения. Первоначальной задачей системы управления вентилятором является удерживать оптимальные обороты необходимые для эффективного охлаждения.

Электронное приводное устройство

На современные автомарки, оборудованы автоматическими системами контроля начали устанавливать электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Достоинством привода является независимое функционирование, легкость в настройке.

Управление вентилятором охлаждения двигателя осуществляется через температурные модули охлаждающей жидкости. По данным с датчиков блок управления вентилятором охлаждения двигателя корректирует скоростной режим крыльчатки, изменяя скорость вращения и период работы.

Питание на двигатель вентилятора поступает через электронные приборы автомобиля (аккумулятор, генератор).

Методы управление вентилятором системы охлаждения двигателя:

  • термовыключатель;
  • блок управления.
Наименование Двигатель
88 кВт/5500 об/мин 104 кВт/6000 об/мин 122 кВт/6500 об/мин
Тип системы охлаждения Водяное с электроприводом
Тип насоса Центробежный с ременным приводом
Термостат
Температура срабатывания, С° 80,0 — 85,0
Максимальное открытие, С° 97
Ход при предельном открытии, мм От 8
Давление открытия клапана в крышке, кПа 112,9 — 142,5

Термовыключатель использовался на ранних этапах производства автомобилей. По показателям с датчика температуры в радиаторе, механизм определяет, включится или отключится вентилятор охлаждения двигателя. В агрегатах с термовыключателя вентилятор системы охлаждения двигателя работает в узком температурном диапазоне. Включается вентилятор охлаждения при прогреве блока до 85 С°, отключение происходит при остывании до 70 С°.

Принцип работы механизма

Когда температура тосола в радиаторе прогревается до максимально заданного значения, происходит замыкание контактов терморегулятора. Цепь питания в двигателе вентилятора замыкается, и вентилятор охлаждения двигателя начитает вращатся. После снижения температуры контакты расходятся, работающий вентилятор останавливается.

Схема управления с ЭБУ

Чтобы узнать, как работает вентилятор охлаждения двигателя с ЭБУ, необходимо ознакомится с ее строением.

Стандартное электронное управление состоит из таких элементов:

  • электродвигатель;
  • расходомер воздуха;
  • модуль частоты вращения коленчатого вала;
  • реле момента включения вентилятора;
  • датчик колебания температуры охлаждающей жидкости.

Для контроля над температурой жидкости в патрубке радиатора установлен датчик температуры. Некоторые модели авто оборудованы двумя датчиками, один на выходном канале радиатора, другой в блоке цилиндров.

Для более точного определения режима работы движка установлены модуль частоты вращения и воздухомер. Показания с датчиков поступают на центральный блок. ЦБ обрабатывает информацию и задает программу работы на реле.

Сохранность системы охлаждения

После нагрева движка до предельной температуры, должен включаться вентилятор. Существует много минусов резкого старт, которые негативно действуют на электропроводку автомобиля.

Перегрузку получают такие элементы:

  • генератор, аккумуляторная батарея, электропроводка;
  • детали крепления, подшипники;
  • датчики температуры, вследствие эффекта термокачки.

Чтобы проводка выдержала пусковые перегрузки, в автомобиль установлен мощный и дорогой предохранитель. Решить проблему перегрузки поможет плавное включение вентилятора охлаждения. Многие современные модели авто уже имеют такую функцию, но есть такие которые нужно переоборудовать своими руками.

Известно несколько способов плавного включения вентилятора охлаждения двигателя самостоятельно.

  1. Установить в свой радиатор датчик охлаждения с более низкой температурой срабатывания.

Особенности функционирования штатного устройства:

  • высокая производительность. Привод работает на высокой скорости, что приводит к частым старт-стопам системы.
  • высокая температура срабатывания датчика, что приводит к перебоям в оборотах двигателя и закипанию.

Хорошую производительность обеспечит невысокие обороты привода и плавное срабатывание.

  1. Установка кнопки принудительного обдува. Такой способ позлит водителю самостоятельно решать, когда включится вентилятор охлаждения двигателя. Такое решение поддерживает стабильную температуру ОЖ и сохраняет систему от резкого скачка напряжения. Это обеспечивается благодаря установке дополнительного реле с большим сопротивлением.
  2. Монтаж генератора пуска. Метод подходит для водителей, которые знакомы с устройством электрики и методами пайки. Регулятор придется переделать индивидуально для автомобиля и установить в цепь питания устройства. Как работает генератор: после подачи напряжения на устройство, для определения момента открытия затвора, ток проходит через драйвер транзисторов, диоды и конденсатор. Величина и плавность открытия заслонки зависит от емкости конденсатора. Инструкции по подключению можно найти на форумах.
  3. Эффективный, но дорогостоящий вариант — это установить блок управления. Его эффективность заключается в постепенном изменении оборотов электромотора в зависимости от изменения температуры ОЖ.
Читать еще:  Электронная система управления работой двигателя впрыск и зажигание

Регулятор температуры RT-833 для управления скоростью оборотов вентилятора

      • Описание
      • Характеристики
      • Тех. документация

      Цена указана за реле без датчика температуры

      Предназначение:
      Регулятор предназначен для непосредственного управления скоростью оборотов вентилятора 12/24В постоянного тока в шкафах управления (либо подобных инсталляциях) в функции температуры.

      При росте значения температуры выше заданого значения Tmin будет задействован вентилятор, а скорость его вращения будет пропорциональна к измеряемой температуре и настройкам регулятора:
      — для температуры Tmin скорость вращения будет равна заданой минимальной скорости.
      — для температуры Tmin + Δ скорость вращения — 100%.
      — для температуры с диапазона Tmin<>Tmin+Δ скорость вращения будет пропорционально установлена в диапазоне от установленого минимального значения до 100% скорости.

      Регулятор имеет релейный выход для организации сигнализирования слишком высокой температуры либо повреждения (отсутствия питания) регулятора. Во время нормальной работы контакты 7-9 замкнуты. Если измеряемая температура будет на протяжении трёх минут выше от максимального значения (Tmin+Δ), то контакты разомкнутся. При повреждении регулятора либо отсутствии его питания, контакты 7-9 могут использоваться для сигнализирования ошибки.

      Чтобы избежать проблемы стопорения двигателя на малых оборотах, регулятор имеет функцию старта от максимальной скорости — вентилятор стартует на максимальной скорости и потом притормаживает до соответствующего значения.

      Сигнализирование:
      1. LED зелёная U: питание устройства
      2. LED красная:
      — выключена – температура ниже от значения Tmin
      — мигает (50% ON – 50% OFF) – температура выша значения Tmin, но в диапазоне регулирования.
      — включена – температура длительное время (более чем 3 минуты) выше от предельного значения (Tmin+Δ).

      Настройки:
      1. Tmin — темп.минимальная, диапазон установки 25÷60°C
      2. ΔT — прирост температуры, диапазон установки 5÷30°C
      3. RS — минимальная скорость, диапазон установки 0÷80%

      Схема подключения:

      1-3 питание регулятора
      4-6 вход датчика температуры
      7-9 контакт на размыкание 1R
      10-12 выход, управляющий вентилятором

      Дополнительная информация:

      Цена указана за реле без датчика температуры

      Возможные к использованию датчики температуры [F&F]

      маркировка RT
      датчик температуры KTY 81-210
      размеры датчика Ø5; h=20мм
      изоляция датчика термокембрик
      провод OMY 2×0,34мм²; l=2,5м
      маркировка RT823
      датчик температуры KTY 81-210
      размеры датчика Ø8; h=40мм
      изоляция датчика металлическая трубка
      провод термостойкий SIHF 2×0,5мм²; l=2,5м

      Цена указана за реле без датчика температурыПредназначение:Регулятор предназначен для непосредс..

      Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) LUZAR

      Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) лузар

      Картинка Код товара Производитель Товарная группа Описание Цена средняя, ГРН
      LFR20308 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 373.45
      LFR20307 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 453.75
      LFR1914 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 814
      LFR1100 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 866.53
      LFR1075 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 1802.35
      LFR1039 LUZAR Регулятор оборотов вентилятора 1156.38

      Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Luzar

      • Датчик температуры охлаждающей жидкости Luzar
      • Датчик давления масла Luzar
      • Клапан (регулятор) холостого хода Luzar
      • Датчик положения распредвала Luzar
      • Датчик положения (оборотов) коленвала Luzar
      • Датчик потока (расхода) воздуха, расходомер M.A.F. — (Mass Airflow) Luzar
      • Датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) Luzar
      • Датчик давления наддува Luzar
      • Реле вентилятора Luzar
      • Датчик детонации Luzar
      • Реле свечей накала Luzar
      • Датчик уровня масла двигателя Luzar
      • Датчик уровня охлаждающей жидкости в бачке Luzar
      • Датчик давления выхлопных газов Luzar
      • Датчик положения дроссельной заслонки (потенциометр) Luzar
      • Датчик температуры охлаждающей жидкости, на приборе Luzar
      • Датчик температуры воздушной смеси Luzar
      • Датчик температуры топлива Luzar
      • Датчик Холла Luzar
      • Датчик положения педали акселератора (газа) Luzar
      • Датчик уровня воды топливного фильтра Luzar
      • Регулятор дроссельной заслонки Luzar
      • Датчик уровня охлаждающей жидкости в радиаторе Luzar
      • Датчик давления EGR Luzar
      • Датчик температуры вакуумный Luzar
      • Датчик зажигания (пропусков зажигания) Luzar
      • Клапан подачи вторичного воздуха Luzar
      • Датчик температуры масла двигателя Luzar

      Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Luzar

      • Выберите автозапчасть которая подходит вам по: стоимости, расположению продавца, состоянию, времени доставки, наличию гарантии;
      • Нажмите на автозапчасть, — откроется вкладка с информационной карточкой продавца;
      • Свяжитесь с продавцом по номеру телефона который есть в профиле продавца.

      Цена на регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Лузар

      © 2021 Автопро
      Запчасти без посредников

      Используя Автопро, вы принимаете Условия использования сайта

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector