Давление двигателя уаз дизель

Давление двигателя уаз дизель

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Практически всем владельцам Уаз с двигателем ЗМЗ-409 и его модификациями, известна ситуация, когда внезапно, по показаниям на приборной панели, на холостых оборотах, падает давление масла в двигателе. Между тем, это совсем не означает, что у вас вытекло все масло из двигателя. Проблема может быть исключительно в «бочонке».

Бочонок — это сленговое название основного датчика давления масла ММ-358, или его аналогов 23.3829 и 3902-3829, который и выводит показания на указатель давления масла в системе смазки двигателя, расположенный на приборной панели.

Падение давления масла в двигателе ЗМЗ-409, проблема датчика давления масла ММ-358, 23.3829, 3902-3829 на ЗМЗ-409.

Сам по себе датчик не плохой, вот только с его расположением на двигателе ЗМЗ-409, на Ульяновском автозаводе несколько намудрили. На двигателе это датчик расположен прямо над выпускным коллектором двигателя. Начиная с Евро-3 завод стал ставить на двигатель защитные экраны выпускного коллектора, оставив датчик там же.

И вышеописанная проблема в падении давления масла может вполне заключаться именно в расположении этого датчика. Он находится в самом пекле, над выпускным коллектором, поэтому и работает корректно в таких условиях совсем недолго. Начиная постепенно давать ошибочные показания, а потом и вовсе выходя из строя.

Или еще один вполне вероятный вариант — несовместимость датчика давления масла и указателя давления масла в системе смазки двигателя расположенного на приборной панели. Об этом ниже.

Поэтому падение давления масла в двигателе «по приборам», если оно не сопровождается включением аварийной красной лампы, на которую уже выдает показания отдельный датчик аварийного давления масла 30.3829 (6012.3829, 6202.3829, ММ111Д) срабатывающий при давлении 0.4-0.8 кгс/см2 и ниже, особых опасений вызывать не должно.

Нормальное и максимальное давление в системе смазки двигателя ЗМЗ-409.

Нормальное давление в системе смазки на прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу в 850+-50 оборотов в минуту :

— для двигателя ЗМЗ-409.10 : не менее 1.0 кгс/см2,
— для двигателей ЗМЗ-40905.10 и ЗМЗ-40911.10 : не менее 0.7 кгс/см2.

Максимальное давление масла в системе смазки – 6.0 кгс/см2. Но при исправном редукционном клапане масляного насоса оно не должно достигать таких значений, потому что при давлении масла в 4.6 кгс/см2 происходит открытие этого редукционного клапана и перепуск масла обратно в зону всасывания масляного насоса, благодаря чему рост давления в системе смазки уменьшается.

Решение проблемы датчика давления масла ММ-358 (23.3829, 3902-3829) на двигателе ЗМЗ-409.

В принципе, проблема может решаться периодической заменой этого датчика при плановом замене моторного масла во время технического обслуживания. Но разве это нормальный выход из ситуации?

В качестве профилактики, надо проверить совместимость датчика давления масла и самого указателя давления масла в системе смазки двигателя. Дело в том, что в датчике встроен резистивный элемент и при изменении давления масла меняется сопротивление самого датчика, а разные указатели воспринимают эти данные по своему.

В Уаз Хантер датчик давления масла ММ-358 нормально работает только совместно с указателем 15.3810. Датчик 23.3829 с указателем 152.3810, а датчик 3902.3829 только совместно с указателем давления масла 341.3810. И если какая то из этих пар у вас не совпадает, то надо менять на соответствующий или датчик, или указатель.

Подробнее о диагностике и определении неисправности датчиков давления масла для двигателей ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911 установленных на Уаз Хантер и грузопассажирских автомобилях семейства Уаз-3741 вагонной компоновки и оборудованных стрелочными контрольными приборами — в этом материале. Методика диагностики контрольных приборов, в том числе указателя давления масла, комбинации приборов Уаз Патриот подробно расписана в этом материале.

Частично же решить проблему можно установкой защитного экрана над выпускным коллектором, как на Евро-3. На двигатели Евро-2 и ниже, с небольшими минимальными доработками, нормально становится экран коллектора выпускного 4062.1008099-11. Конечно же с одновременной заменой датчика. Заводской защитный экран от Евро-3 на двигатели Евро-2 и ниже не подходит, там совсем другие крепления.

Есть еще вариант, подключить вместо этого датчика-бочонка механический указатель давления масла с выводом его на приборную панель в салон Уаз. На эту роль прекрасно подходит, что не раз доказано в тематических публикациях в Интернете, механический указатель давления масла от Камаз, каталожный номер УК170, заводской номер 14.3830-02. О плюсах и минусах такой доработки и необходимости ее установки, пусть каждый судит исходя из собственного опыта.

Другие возможные причины низкого давления масла, падения или отсутствия давления масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-409 на Уаз.

— Заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении, поломка или ослабление пружины плунжера.
— Засорение масляного фильтра.
— Засорение сетки маслоприемника масляного насоса.
— Залипание противодренажного клапана масляного фильтра после длительной стоянки автомобиля.
— Перегрев двигателя.
— Повышенные зазоры в масляном насосе, износ шестерен насоса.
— Увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах в тех узлах, куда масло подается под давлением.
— Пониженный уровень масла в масляном картере.
— Неисправен привод масляного насоса.
— Залито моторное масло низкого качества или несоответствующее сезону эксплуатации.
— Неисправность датчика сигнализатора или замыкание провода от датчика до сигнализатора на массу.

Уаз примеряет Bosch

Возможно, я не прав, но по-прежнему сомневаюсь, что экологический стандарт ЕВРО-4 – это то, чего серьезно не достает нашим автомобилям. Мне кажется, что есть вещи поважнее. Но раз уж верхи решили, что нам надо равняться на запад (не по качеству машин, но их экологичности!), раз уж мы все -таки добились вступления в ВТО, то низам приходится подчиняться. И УАЗ здесь опережает, как кажется, всех.

Копайте глубже

Речь пойдет о двигателях ЗМЗ-51432.10, что отныне устанавливают на UAZ Patriot и его модификации. Именно эти дизели соответствуют строгим нормам Евро-4, которые после неоднократных отсрочек вступают в России в силу в этом году. Думаю, среди автолюбителей распространено убеждение, что «чистый» выхлоп двигателя внутреннего сгорания – это забота исключительно катализаторов ОГ, адсорберов паров топлива, разнообразных фильтров и проч. На деле все несколько сложнее. Для качественного прорыва в этой области необходимо оптимизировать сам процесс сгорания топлива, что приводит к серьезным доработкам конструкции двигателя. У дизеля ЗМЗ пришлось изменить и форму камеры сгорания, и всю систему питания, и турбонаддув, и систему рециркуляции ОГ. Опытом такой модернизации двигателя наши моторостроители не располагали, поэтому обратились к одному из мировых лидеров в этой сфере – компании Bosch. Владельцы «Патриотов» наверняка замечали комплектующие этой фирмы в своем автомобиле, теперь сотрудничество с немецкой стороной пошло дальше и в количественном, и в идейном смысле.

Читать еще:  Включается вентилятор на холодном двигателе пежо 3008

Заволжский дизель, сконструированный уже довольно давно, обзавелся современной топливной системой Common Rail CRS2-14. Ее основные части – ТНВД СР1Н, рампа высокого давления, инжекторы (форсунки) и блок управления. Давление впрыска достигает 1450 бар, топливо в цилиндры поступает в три этапа, разделенные по времени 800 микросекундами, а ЭБУ контролирует до 7000 параметров, относящихся как к двигателю, так и к автомобилю в целом.

Все вместе это, как утверждает производитель, позволяет снизить расход топлива аж на 30%, уменьшить шумность мотора и, конечно, заметно сократить количество вредных выбросов, ведь ради этого все и затевалось. Сравнение технических характеристик предыдущего дизеля (ЗМЗ-5143.10, Евро-3) и нынешнего показывает, что улучшились также мощностные и динамические характеристики – расхожее мнение об удушении двигателя в угоду экологии в данном случае не работает.

В окружении секретов

Находясь на территории компании Bosch Engineering GmbH в городе абштате, я ощущал себя, словно на секретном военном объекте. Никакой частной фотосъемки, никаких отклонений от намеченного маршрута экскурсии, мимо то и дело проезжают полностью закамуфлированные автомобили неизвестных марок. В длинных пустынных подземных коридорах запросто можно снимать боевики из жизни «штази», разведки времен ГДР.

При нашем появлении в лаборатории сотрудники тут же сворачивали открытые окна на мониторах компьютеров – не дай бог, подсмотрим. Исследуемые автомобили находятся в боксах, но окна плотно закрыты жалюзи: каждый проект – это маленькая или большая тайна, в которую посвящены только те, кто над ним непосредственно работает.

Так же, говорят, было и с UAZ Patriot. компания занимается никак не производством, но именно разработкой, исследованиями и доводкой самых различных электронных систем. Это может быть и ЭБУ двигателя, и система безопасности и динамического контроля движения, и мониторинг параметров автомобиля через Интернет и многое другое. Причем совершенно не важно, насколько то или иное решение востребовано производством – исследовать могут и единичный экземпляр. Работы ведут преимущественно с автомобилями, но не отворачиваются и от иной колесной техники (мотоциклы, тракторы или даже трициклы)ю Впрочем, наличие колес – не решающий фактор: нам продемонстрировали автомобильный дизель, адаптированный к применению на легком самолете!

Люди, роботы, ТНВД

​Мы побовали на производстве ТНВД СР1Н фирмы Bosch. На заводе в Фойербахе (по-нашему – один из округов штутгарта) в год выпускают около полумиллиона насосов этой модели. На УаЗ идет малая часть из этого количества: многие производители дизелей в мире используют эти же ТНВД с электронным управлением. Помимо трехплунжерного насоса высокого давления механизм включает в себя также подкачивающий насос для забора топлива из бака. Очевидно, что на разных режимах работы двигателю требуется разное количество топлива, и в данном случае отсечка про- исходит по низкому давлению, а не по высокому, что практиковалось на прежнем дизеле ЗМЗ. Это разумно с позиций энергетических: зачем же тратить энергию на сжатие той части топлива, что отправится потом в обратку? Производство высокоавтоматизированное: повсюду видны практически одни лишь роботы, функционирующие с поражающей воображение быстротой. Интересно, что, например, при механической обработке корпуса насоса не различный режущий инструмент подводится к неподвижно закрепленному корпусу, но, напротив, корпус перемещается манипулятором между инструментами. какое-то скопление людей заметно только на линии сборки, выстроенной в форме буквы U в стеклянном аквариуме, чтобы минимизировать попадание пыли на узел, собираемый с прецизионной точностью. комплектующие в специальных контейнерах, словно лотки с хлебом, подвозятся к приемным коридорам. Интенсивность сборки такова, что мне трудно было поверить в то, что смена длится восемь часов (вообще, произ- водство круглосуточное). Мне кажется, я бы умер через час! Герметичность насоса проверяется при помощи гелия, потом уже идут проверки с технологической жидкостью, близкой по свойствам к солярке.

Электромагнитные форсунки с возможностью многократных впрысков – тоже фирмы Bosch, но производятся они на другом заводе… в Турции. Полагаю, наличие производственных площадок Bosch по всему миру нынче никого не удивит. Рампу для нашего дизеля делают в чехии, ЭБУ – в Венгрии, свечи накаливания – во Франции. Узнав, что диаметр некоторых каналов в форсунке сравним с толщиной человеческого волоса, я тут же поинтересовался, проводилась ли адаптация системы питания к российскому топливу? На что получил ответ, что, конечно, машины следует заправлять «соответствующим топливом, а не суррогатом». Звучит довольно расплывчато. Немного успокоили, добавив, что дюжина уазиков была проверена в реальных условиях эксплуатации, когда заправляться приходилось не только на брендовых АЗС. Посмотрим…

Научить и проэкзаменовать

Мало все это хозяйство установить на двигатель и откалибровать, то есть отладить для корректной со- вместной работы. За самочувствием сложной системы еще нужно следить на протяжении всего срока службы автомобиля. В противном случае Евро-4 может сползти до уровня «тройки» или еще ниже. Функция бдительного котролера возложена на европейскую систему бортовой диагностики (EOBD). Если заглянуть в многостраничный и тяжело воспринимаемый дилетантом документ под названием «Правила ЕЭк ООН №83» – своего рода Библию для тех, кто приручает автомобиль к природе и людям, то можно выяснить, что под борто- вой диагностикой подразумевается «система контроля за выбросами, способная выявлять возможную зону неисправности при помощи программ, введенных в память компьютера». О существовании сигнала «Check Engine» владельцы современных автомобилей знают и проявляют понятную обеспокоенность, когда он вдруг загорается. Это лишь видимый маячок системы, и при ее разработке инженеры бьются как раз над тем, чтобы он всегда появлялся, когда это нужно, но был не виден, когда все исправно. Специалисты могут при помощи сканер-тестера подробнее узнать о неисправности, выявленной системой, причем интерфейс для общения с ней стандартизирован (SAE J1979). ЭБУ – это компьютер, работающий по определенной программе, которую надо в него заложить и всесторонне отладить. Излишне говорить о сложности этой задачи, и нет ничего удивительного, что дело поручили настоящим профессионалам – компании Bosch Engineering GmbH, располагающей самым современным оборудованием и грамотным инженерным составом.Работы с дизелем проводились на UAZ Patriot, доставленном в Германию, как на специальных стендах, так и во время ходовых испытаний. На все про все вместе с сертификацией EOBD и эмиссии ОГ по Евро-4 ушло пять месяцев. Столь жесткий срок установил заказчик, то есть компания Sollers. Как видим, УаЗ шагает в ногу со временем. Быть может, без должной оглядки назад, на страну, где пока еще «даже стулья плетеные держатся на болтах и на айках». Или все уже изменилось? Один из сотрудников Bosch Engineering, наш бывший соотечественник, сделал поразившее меня признание: «я бы с удовольствием купил уазик, но у нас в Германии не продают автомобили ниже Евро-5». Выходит, наш ведущий производитель внедорожников находится на верном пути, не зацикливаясь на внутреннем рынке, но смотря вширь, в будущее. Остается пожелать, чтобы оно было для УаЗа действительно счастливым.

Читать еще:  Что такое футорки для двигателя

Текст: Андрей Фаробин ФОТО: Robert Bosch Gmbh

Самостоятельная диагностика и замена датчика давления масла на автомобилях семейства УАЗ

Датчик давления масла в автомобилях семейства УАЗ регулирует уровень смазки узлов и деталей двигателя. Его принцип работы и функции традиционны — контроль давления масла в системе и подача сигнала при недостаточном или избыточном давлении. Однако автомобили УАЗ различной модификации и даже года выпуска имеют разные допустимые показатели давления масла и места расположения датчиков.

Принцип работы и основные параметры датчиков давления масла автомобилей УАЗ

Датчики давления масла автомобилей УАЗ различных моделей и модификаций заметно отличаются друг от друга. Поэтому автовладельцу при замене датчика необходимо быть очень внимательным. Маркировка нового элемента должна полностью совпадать с информацией, указанной на корпусе старого, вышедшего из строя.

«Хантер»

Датчик давления масла автомобиля УАЗ «Хантер» представляет собой резистор переменного тока — его сопротивление будет меняться в зависимости от давления. Он имеет маркировку ММ358 и следующие характеристики:

  • рабочее напряжение — 12 В;
  • максимально допустимое давление масла — 6 кг/см 2 ;
  • резьба под винт М4;
  • при давлении масла 4,5 кг/см 2 сопротивление датчика 51–70 Ом;
  • работает в паре с указателем типа 15.3810.

Так выглядит датчик давления масла автомобиля УАЗ «Хантер»

«Буханка»

Датчик автомобиля УАЗ «Буханка» имеет маркировку 23.3829. Его технические характеристики и принцип работы аналогичны рассмотренному выше УАЗ «Патриот». Незначительное отличие заключается в том, что рабочим элементом является реостат, а не резистор.

Так выглядит датчик давления масла автомобиля УАЗ «Буханка»

«Патриот»

Датчик этой модели УАЗ маркирован как 2312.3819010. Его принцип действия тот же, что и у «Хантер» и «Буханка». Основной элемент — резистивное устройство, чувствительное к изменению давления масла в системе. Он имеет следующие технические характеристики:

  • рабочее напряжение — 12 В;
  • максимально допустимое давление масла — 10 кг/см 2 ;
  • резьба под винт М4;
  • при давлении масла 4,5 кг/см 2 сопротивление датчика 51–70 Ом;
  • работает в паре с указателями всех типов.

Датчик давления масла автомобиля УАЗ «Патриот» паохож на своих предшественников

Расположение датчика

Датчик расположен в подкапотном пространстве автомобиля УАЗ. На моделях УАЗ «Буханка» и «Хантер» он установлен непосредственно на двигателе над выпускным коллектором. На УАЗ «Патриот» он находится там же, но закрыт защитным кожухом от высокой температуры и пара, выпускаемого коллектором.

Датчик установлен на корпусе двигателя над выхлопном коллектором

Проверка работоспособности

Технология проверки работоспособности датчика давления масла автомобилей УАЗ «Хантер» и УАЗ «Буханка» практически идентична, а для УАЗ «Патриот» предлагается несколько иной порядок действий.

«Хантер» и «Буханка»

Для диагностики исправности датчика давления масляной жидкости следует выполнить следующие действия:

Отсоедините разъём ХР1 от панели приборов в салоне автомобиля.

Присоедините дополнительный кабель к контакту № 9 и замкните его на корпус. Индикатор давления масла на приборной панели должен показать 6.0 кг/см 2 .

Перекиньте дополнительный кабель на контакт № 10. Показания индикатора в салоне должны увеличиться до 10 кг/см 2 .

Если реальная величина давления соответствует указанным значениям, то датчик исправен. Если нет — его следует срочно заменить.

«Патриот»

  1. Отсоедините клемму №9.
  2. Включите зажигание.
  3. Соединить клемму № 9 с массой колодки ХР1.

Исправный элемент при изменении давления должен показывать следующие значения:

  • при 0 кгс/см 2 — 290–330 Ом;
  • при 1.5 кгс/см 2 — 171–200 Ом;
  • при 4.5 кгс/см 2 — 51–79 Ом;
  • при 6 кгс/см 2 — 9.3–24.7 Ом.

При любом несоответствии указанных значений устройство подлежит замене.

Видео: проверка работоспособности с помощью манометра

Замена

Алгоритм замены датчика давления масла на автомобилях семейства УАЗ достаточно прост. Вам понадобятся следующие инструменты и расходные материалы:

  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 22;
  • отвёртка;
  • герметик.
Читать еще:  Что стучит на холодном двигателе на polo

Рекомендуется выполнять работы в следующем порядке.

  1. Пометьте провода датчика, один из которых подключён непосредственно к его контакту, а другой к сигнализатору в салон, маркерами разных цветов. Отсоедините провода.
  2. Открутить винт крепления наконечника провода, идущего к устройству.
  3. С помощью отвёртки снимите защиту с двигателя.

Гаечным ключом отсоедините минусовую клемму аккумулятора

От неисправного датчика давления масла следует отсоединить два провода

Таким образом, процедура проверки работоспособности и замены неисправного датчика давления масла на автомобилях семейства УАЗ достаточно проста. Особое внимание при установке нового устройства следует обратить на его маркировку — на разных моделях используются разные элементы. Удачи на дорогах!

В поисках давления масла, установка маслонасоса ЗМЗ 514, УАЗ Патриот рестайлинг

И снова здравствуйте!

Суть данного отчета слегка покрыта догадками-загадками, что дает нам полет фантазии и не стандартность мысли.
О чем это Я?!
Месяц назад поставил я свой патриот в гараж, примерно на неделю, вот глупец , все это было навеяно неспешными мыслями о вскрытии клапанной крышки для частичной дефектовки ГРМ «Прогресс» Евро-3, установки полуколец распредвала (полукольца осевой фиксации распредвала от Rodos-M), с попутной установкой паука-гемморойщика, о чем я писал ранее Установка выпускного коллектора 4-2-1 «Stinger-auto» на УАЗ Патриот рестайлинг
Так вот, впереди был почти неожиданный двухнедельный отпуск, машина скучала в гараже. Когда я ставил машину в гараж, ни каких признаков малого давления масла на XX не было, точнее сказать сработки аварийной сигнализации малого давления масла, собственно и раньше намеков на это не было. И вот настал час X, все желания сделаны. Выезд, поездка, все радует. После примерно 10-15 минут работы ДВС c нагрузкой на ХХ стал подмигивать световой указатель «аварийное давление масла».
— Понятно, меняем датчик давления. (Давление замыкания/размыкания 0,6 кгс/см2: ).
— Не помогло!
— Меряем давление масла механическим прибором (манометром).
— И слегка становится не по себе.
Почитав форумы немного ужаснулся, на родных маслонасосах давление «на горячую» у кого то 2 кг/см2, у кого-то и 2.5 кг/см2, а у кого-то и 0.5 кг/см2, и все довольны… где истина друг ?!

— Наверное проблема в возвратном клапане масло-фильтра.

— меняем фильтр на такой-же, результат ноль!
— меняем на фильтр Bosсh P3154 (0 451 203 154) у него открытие возвратного клапана выше и составляет 1.2 бар в отличии от стандарта 0.8 бар — результат ноль!
Масло с первых километров нового патриота заливаю синтетику 5W40 Лукойл люкс
Анализ и характеристики масла Лукойл люкс 5W40
Начались бредовые мысли…
— А может что то с маслом случилось? Например у меня слетал шланг с расширительного бачка, и тосол частично попал внутрь двигателя (клапанная крышка была снята). Возможно я не заметил. Масло вроде чистое…
— Меняем масло, результат ноль (на тот момент пробег масла был 3000 км, и так-как я езжу на ГБО оно имело чистейший вид).
Читатель может сказать: можно например залить масло повышенной вязкости 10W40 соответственно и давление повысится, возможно! Но суть проблемы это не решит, напомню, что и на 5W40 проблем не было.
А может дело в пауке? Ведь температура выхлопных газов плохо гасится верхней частью паука, и масло сильно разжижается? В заводском исполнении выпускной коллектор из чугуна, он хорошо «отводит тепло». Но почему тогда еще с заводским коллектором при долгой буксовке в жару, да и просто на долго заведенном двигателе не загоралась аварийная сигнализация?! Ведь температура газов по сути всегда одна, и чугун в любом случае будет со временем набирать, и отдавать эту температуру в моторный отсек. Эх, жаль не задумывался я о давлении раньше, когда все было стоковое, ну так из-за любопытства.
А может это банальное совпадение с дефектовкой, и просто подошло время?! Во-общем все как я писал выше теперь — это «догадки-загадки».
-Cнимаем поддон, маслонасос, смотрим, оцениваем состояние маслонасоса на пробеге 36700 км.
Первым делаем проверяем работоспособность редукционного клапана, он закрыт, и при многократных нажатиях не подклинивает, хотя при нагреве металл расширяется, но по ощущениям он рабочий.
P.S. Редукционный клапан стравливает избыточное давление в маслосистеме, соответственно в открытом состоянии клапана, насос не сможет набрать давление. А вообще бывало у кого-то заклинание клапана?
Площадка имеет странную рисочную выработку (видимо связано с заводской обработкой шестерен, поправьте если ошибаюсь), но на ощупь не критично (примерно одна десятка), и это наверное не может быть источником проблем, хотя конечно незначительная потеря тут есть.

На валике риска (выработка), но основные размеры не ушли.

Шлифуем площадку, с огромным трудом находим новые шестеренки (в Ульяновске шестеренки днем с огнем не найти), собираем и … и все.
Были мысли купить маслонасос ЗМЗ 514 (устанавливается на дизельный ЗМЗ) но цена от 6000 т.р. и выше как-то отпугивала, и заставляла еще больше найти причину возможного (как я думаю) малого давления, но тут подвернулся случай с ценой в 4000 т.р., берем, и быстро забываем о родном маслонасосе…

Вся разница в этих насосах в высоте шестерен.
Слева шестерни ЗМЗ 514, они имеют длину — 40 мм, справа родные — 30 мм.

Пружины и плунжеры идентичны.
В обеих насосах в системе редукционного клапана было установлено по две шайбы.

Валик (шестигранный шток) у ЗМЗ 514 длиннее, наверное из-за конструктивных особенностей дизельного двигателя.

Сверху фото родного плунжера (имеется не большая выработка).

Обратите внимание на посадочную глубину штока, на маслонасосе ЗМЗ 514 она выше. Ставим родной валик.

Хорошо это или плохо, давление поднялось не значительно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector