Двигатель 1д20 технические характеристики
Дизель УТД-20, запчасти. 5Д20 двигатель
Двигатель УТД-20 устанавливается на некоторых моделях военной техники. С некоторыми доработками его также применяют на грузовиках. Особенно часто его устанавливают на КамАЗах. Это востребованный тип моторов, который применяется также и на тяжелой спецтехнике. Технические характеристики, типичные поломки и прочие особенности представленного двигателя будут рассмотрены далее.
История создания
Начиная обзор двигателя УТД-20, следует отметить, что этот мотор имеет давнюю историю. Так, во времена войны на был запущен в массовое производство двигатель В-2 на дизельном топливе. Затем в 50-60-х годах прошлого столетия на его основе была разработана серия унифицированных танковых двигателей, которые получили название УТД.
Основным в этой серии был мотор УТД четырехтактного типа, который имел размерность 15 х 15. Эта особенность позволила увеличить мощность цилиндра, скорость вращения. Также была уменьшена высота V-типа. В конструкции предусмотрен однокомпонентный картер. Он оснащается подшипниками качения. Это повысило и его жесткость. В кривошипном механизме были зафиксированы шатуны, что позволило сократить продольные габариты мотора.
Конфигурация камеры сгорания УТД изменилась по сравнению с В-2, но клапанный механизм сохранился прежним. Он запускался с помощью шестерен цилиндрической конфигурации. Их стало проще изготавливать. При этом такие элементы системы доказали свою высокую надежность, по сравнению со скошенными. Конструкторы представленного предприятия разработали прототипы двигателей на 12, 10, 8 и 6 цилиндров. Дальше были созданы модификации с большим количеством этих элементов. Причем разрабатывались как наддувные, так и безнаддувные разновидности.
Техпроцесс сборки двигателя УТД-20 претерпевал ряд изменений. В результате появились модификации с мощностью 150-1200 кВт. При этом удельный расход топлива составлял 240 г/кВт*ч. Двигатели устанавливались на бронированные самоходные машины. Их период эксплуатации составлял не менее 1000 часов. В депонированных коммерческих версиях этот показатель составлял 15-20 тыс. часов.
Применение и модернизация
Самым востребованным в серии представленных моторов стала 6-цилиндровая модификация. Она нашла применение в боевой пехотной технике в машинах БМП-2 и БМП 1. Двигатель УТД-20 производился массово на заводах Чехословакии, в Барнауле и Токмаке.
Десятицилиндровый дизельный четырехтактник был установлен на автомобиле пехоты БМП-3. Исследования в области разработки представленных моторов привели к появлению многоцелевых высокоскоростных двигателей. Их мощность варьировалась в диапазоне 74-965 кВт. Эти вариации предназначены для установки в коммерческих автотранспортных средствах. Также их можно устанавливать в броневики. Они соответствуют ряду требований.
Производство многоцелевых разновидностей УТД имеет значительные перспективы, так как изготовление вооружения в современных условиях сокращается. На БТР требовалось сократить пространство. Поэтому дизельные моторы начали отходить на второй план. Научные изыскания проводились в области газотурбинного мотора. В военной технике он вытеснил дизельные УТД.
Разработка газотурбинных двигателей стали активно развиваться также благодаря большому опыту в создании подобного оборудования для авиации. Также конкретные успехи в танковой отрасли привели к развитию этого направления. Удалось решить такую проблему, как торможение при помощи двигателя, работы мотора в условиях высокой запыленности и т. д.
Газотурбинные моторы вытеснили двигатель УТД-20 по причине меньших габаритов. Также они, по сравнению с дизелями, не нуждаются в громоздкой охладительной системе, проще запускаются. По показателям мощности новая разновидность моторов также превосходит газотурбинные двигатели. При этом последние более дорогостоящие. Поэтому сегодня дизельные моторы УТД с некоторыми доработками устанавливают на грузовую и тяжелую спецтехнику. Отличаясь высокой надежностью, такие двигатели завоевали популярность и признание среди автовладельцев.
Танк «Объект 219РД» и двигатель 2В-16-2 » Военное обозрение
Несколько лет назад на задворках танкового полигона в Кубинке стоял ничем не примечательный с виду танк. По характерным очертаниям корпуса, башни и ходовой части в нем можно было узнать Т-80, который находился в серийном производстве с середины семидесятых годов. Однако конкретно этот экземпляр представлял большой интерес для людей, интересующихся советской бронетанковой техникой. При внимательном рассмотрении бронемашины можно было заметить, что выпускные патрубки двигателя находились не на корме, а на левом борту. Фактически лишь этот признак говорил о том, что на полигоне был не стандартный серийный Т-80.
Заброшенная и ржавеющая машина представляла собой опытный образец проекта «Объект 219РД», появившегося в самом конце семидесятых годов. Принятый на вооружение незадолго до того Т-80 имел хорошие характеристики, которые обеспечивались газотурбинным двигателем мощностью в 1000 лошадиных сил. Однако платой за сравнительно высокую скорость и удобство эксплуатации в зимних условиях оказался слишком большой расход топлива. Запас хода Т-80 был значительно меньше, чем у других советских основных танков того времени. Кроме того, газотурбинная силовая установка стоила на порядок больше, чем дизельный двигатель аналогичной мощности. Поэтому уже в конце семидесятых министерство обороны инициировало начало разработки проекта модернизации танка, целью которого было сохранение ходовых качеств бронемашины, одновременное повышение топливной эффективности и снижение стоимости готового танка.
В это время конструкторы Челябинского тракторного завода работали над созданием семейства танковых дизелей 2В. Планировалось сделать несколько четырехтактных Х-образных двигателей с мощностью от 300 до 1600 лошадиных сил. Именно двигатель семейства 2В был выбран в качестве силовой установки для новой модификации танка Т-80, получившей название «Объект 219РД». С разработкой новых двигателей была связана примечательная история. Первоначально, в 1976-77 годах, на ЧТЗ проектировался 16-цилиндровый дизель мощностью в 1000 л.с. Однако к моменту окончания конструкторских работ выяснилось, что оборонная промышленность не нуждается в таком моторе. Все танки, на которых он мог бы работать, уже были оснащены двигателями других типов. Поэтому на базе получившегося 2В-16-1 начали создавать более мощный 2В-16-2 с максимальной мощностью до 1200 л.с.
С использованием двигателя 2В-16-2 челябинские инженеры создали моторно-трансмиссионную установку МТУ-2, представлявшую собой двигатель и трансмиссию, собранные в единый агрегат. Такой подход к проектированию применялся впервые в советской практике. Из других особенностей установки следует отметить гидродинамическую трансмиссию, электрогидравлическую систему управления, оригинальные агрегаты охлаждения, а также воздушные фильтры. Моноблок двигательной установки занимал объем всего в 3,6 кубических метров.
В начале восьмидесятых годов один из серийных танков Т-80Б подвергся переделке с доведением до состояния «Объект 219РД». С него сняли оригинальную силовую установку с газотурбинным двигателем, место которой занял агрегат МТУ-2. Моторно-трансмиссионный моноблок хорошо показал себя уже на стадии установки. В ходе проверки ремонтопригодности танка с ним бригада из четырех ремонтников смогла заменить двигатель и трансмиссию всего за 65-70 минут. Стоит отметить, модернизацией Т-80Б занялись не только ленинградские конструкторы с Кировского . На Челябинском тракторном заводе в то же время шло проектирование танка «Объект 785» с аналогичной силовой установкой. Характерной чертой нового челябинского опытного танка стал более длинный корпус с семью опорными катками на борт. Был построен всего один экземпляр такой бронемашины, серийное производство не начиналось.
«Объект 219РД», получивший новые агрегаты силовой установки, оказался немного тяжелее оригинального Т-80Б и весил почти 44 тонны. Из-за того, что мощность в 1200 л.с. была максимальной для двигателя 2В-16-2, ходовые характеристики нового танка оказались немного ниже, чем у базовой модели. Максимальная скорость «Объекта 219РД» уменьшилась до 60-65 километров в час, что, однако, было компенсировано большим запасом хода. Из-за менее прожорливого дизеля он мог преодолевать на одной заправке около 500 км.
Переоборудованный из серийной бронемашины «Объект 219РД» во всем соответствовал Т-80Б, не считая агрегатов моторно-трансмиссионного отделения. Танк сохранил комбинированную броню на основе катаных листов. Ввиду незначительного увеличения мощности двигателя ходовая часть тоже не претерпела изменений: остались прежние шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Комплекс вооружения «Объекта 219РД» состоял из орудия-пусковой установки 2А46-2 с возможностью запуска противотанковых ракет комплекса 9К112-1 «Кобра», двух пулеметов (зенитный НСВТ калибра 12,7 мм и спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТ) и дымовых гранатометов. Применение вооружений обеспечивалось системой управления огнем 1А33, сопряженной со стабилизатором вооружений, баллистическим вычислителем, лазерным дальномером и т.п. В целом, вооружение и электроника опытного танка соответствовали набору аппаратуры, устанавливавшемуся на Т-80Б ранних серий.
Останки Объекта 219РД в Кубинке
В середине восьмидесятых годов несколько образцов двигателей 2В-16-2 прошли межведомственные испытания, в ходе которых каждый из них отработал по 700 часов. В это же время полигонные испытания прошел опытный образец «Объекта 219РД». В ходе поездок по танкодрому бронемашина почти полностью израсходовала ресурс установленного на ней двигателя. Отзывы испытателей и заказчика были в целом положительными. Меньшая максимальная скорость движения с лихвой компенсировалась большим запасом хода и значительно меньшей стоимостью дизельного двигателя. Однако судьбу проекта решили не технические и не экономические особенности.
На проекте «Объект 219РД» прежде всего плохо сказались взгляды военных. Этот танк рассматривался лишь как замена Т-80Б на случай необходимости быстрого развертывания массового производства. Кроме того, соответствующие ведомства не спешили готовить промышленность к производству нового двигателя 2В-16-2, а сам Челябинский тракторный завод не мог освоить его массовую сборку ввиду загруженности своих мощностей. Концом истории этого мотора, а вместе с ним и проекта «Объект 219РД» стали несколько документов, изданных руководством оборонной промышленности. В 1988 году дизель 2В-16-2 и установку МТУ-2 рекомендовали к серийному производству, после чего вся документация ушла в архив.
Вскоре после этого заказчик в лице министерства обороны предпринял попытку сохранить семейство двигателей 2В и, возможно, танка «Объект 219РД». Челябинскому тракторному заводу заказали разработку унифицированной силовой установки для всех имеющихся на вооружении танков. За основу для нее взяли 12-цилиндровый Х-образный мотор 2В-12-2, мощность которого удалось вывести на уровень предыдущего 2В-16-2. Однако в дальнейшем военные отказались от подобных двигателей. Обновление парка бронетанковой техники посчитали нерентабельным, вследствие чего все документы по этому проекту тоже легли на архивную полку. Семейство двигателей 2В существует до сих пор, но даже спустя 25 лет после тех событий оно не получило должного распространения.
Сам танк «Объект 219РД» за ненадобностью отправили на хранение. Пару лет назад в свободном доступе появились фотографии, на которых было запечатлено состояние никому не нужной опытной бронемашины. Заброшенный танк производил печальное впечатление: отсутствовали некоторые детали, а другие были покрыты ржавчиной. Так закончилась одна из попыток оснастить танк Т-80 дизельным двигателем. Стоит отметить, эта идея в дальнейшем все же принесла свои плоды в виде основного боевого танка Т-80УД «Береза». Однако и этой разработке было не суждено служить долго. К концу девяностых годов все «Березы» вооруженных сил России из-за технических проблем были выведены из эксплуатации.
По материалам сайтов:https://otvaga2004.ru/https://alexfiles99.narod.ru/https://engine.aviaport.ru/https://nvo.ng.ru/https://vestnik-rm.ru/https://military.tomsk.ru/blog/topic-308.html
Автор: Рябов Кирилл
Описание
Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.
Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.
Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.
Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.
Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.
Двигатель 5Д20
- от:
- до:
Двигатель на БМП-1 УТД 20: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель УТД 20 – это бескомпрессорный четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель, который имеет угол развала блока цилиндров в 120 градусов.
Этот мотор развивает мощность в 300 лошадиных сил и устанавливается на ряд военной техники, а с небольшими доработками достаточно часто применяется на грузовиках, КамАЗах и других разновидностях тяжелой спецтехники. Благодаря своей отличной надежности и простоте эксплуатации он получил сегодня широкое распространение и пользуется любовью у автовладельцев.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | Прямой впрыск |
Тип | V-образный |
Рабочий объем, л | 15.9 |
Максимальный крутящий момент | 980 Н·м, при 1600 об/мин |
Мощность, л. с. при 2600 об/мин | 300 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Порядок работы цилиндров | 1л-1п-2л-2п-3л-3п |
Ход поршня, мм | 150 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Степень сжатия | 15.8 |
Охлаждение | жидкостное |
Топливо | ДЗ, ДА, ТС-1 |
Расход топлива | Не более 175 литров в час |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 790/1150/742 |
Вес, кг | 665 |
Гарантийный срок службы, ч | 500 |
Двигатель устанавливается на БМП-1, а его модификация УТД-20С1 на БМП-2.
Описание
Это чрезвычайно надежный силовой агрегат с жидкостным охлаждением, который использует систему непосредственного впрыска топлива. Дизельный двигатель отличается простотой в использовании, он надежен и долговечен. Отметим неприхотливость этого силового агрегата к качеству используемого топлива.
Одной из особенностей этого силового агрегата является использование в нём не подшипников скольжения в коленчатом валу, а подшипников качения. Подобная конструкция позволила несколько упростить эксплуатацию этого силового агрегата, обеспечивая его максимальную надежность.
Рабочий объем двигателя УТД 20 составляет 15,9 литров, благодаря чему мотор отличается великолепными тяговыми характеристиками, что позволяет применять его на танках и тяжелых машинах пехоты БМП-1. В последующем этот силовой агрегат с минимальными изменениями применялся на КамАЗах и другой спецтехнике. Подобное решение позволяет существенно повысить надежность используемых грузовых автомобилей, а сам мотор отличается простотой в ремонте и великолепной надежностью.
Двигатели УТД 20 не имеют системы слива топлива, так называемой обратки, что характерно для большинства других дизельных моторов, предназначенных для установки на тяжёлую спецтехнику или же в военных машинах БМП-1.
Отметим отсутствие системы пуска двигателя в холодное время года, что несколько усложняет эксплуатацию автомобиля зимой, когда могут отмечаться проблемы с замерзанием дизельного топлива в двигателе. Необходимо сказать, что подобная система появилась на модификации данного двигателя под индексом УТД-20С1. В данном моторе используется факельный безфорсуночный подогрев впускного воздуха, что позволяет выполнять пуск двигателя даже при температурах окружающей среды ниже минус 20 градусов.
Сам силовой агрегат изготовлен из высококачественного металлического сплава, который отличается устойчивостью к перегреву. Поэтому имеется возможность эксплуатации данного силового агрегата в условиях повышенных нагрузок.
Модификации
Из модификаций можно отметить, разве что модель УТД-20С1, которая представляла собой модернизированный вариант силового агрегата, оснащённый обраткой, что позволяло полностью подготовить двигатель к зиме, слить с него топливо и провести качественную консервацию. Кроме всего прочего, наличие у данной модификации системы подогрева топлива позволяло эксплуатировать транспортное средство даже в холодное время года. Более каких-либо существенных отличий между двумя этими модификациями двигателей не было.
Техническое обслуживание
Если же говорить о сервисном обслуживании двигателя УТД 20, то следует отметить простоту выполняемых работ, что существенно упрощает эксплуатацию техники. Раз в тысячу мото-часов работы рекомендуется провести замену масла, а по прошествии 3000 мото-часов эксплуатации мотора нужно провести очистку топливной системы, вскрыть головку блока цилиндров и провести очистку клапанной системы.
Более каких-либо серьезных сервисных работ проводить не требуется. В том случае, если двигатель не эксплуатируется в зимнее время года, то необходимо слить топливо и все технические жидкости. На модификации УТД 20 данные работы, по причине отсутствия обратки, представляли определённые сложности.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Двигатель отказывается заводиться. | Причиной подобного является неправильная работа топливной системы. Следует определить подается ли топливо в цилиндры, после чего можно вскрывать двигатель и проводить глубокую диагностику повреждения мотора. |
Появилась течь из-под прокладки клапанной крышки. | В данном случае ремонт заключается во вскрытии мотора и замене поврежденной прокладки. |
Мотор дымит и потребляет много масла. | Причиной являются прогоревшие поршни колец, что и приводит к существенному увеличению расхода масла. |
Мотор потерял часть своей мощности, плохо держит обороты. | Причиной может стать выход из строя топливного насоса высокого давления, который не обеспечивает качественную подачу топлива. Это неремонтопригодный элемент и требуется его полная замена. |
Тюнинг
Возможности по увеличению мощности этого силового агрегата существенно ограничены. Двигатель и так максимально форсирован, поэтому любые изменения, в том числе замена ТНВД или уже расточка блока цилиндров неизменно отрицательно скажется на показателях надежности этого силового агрегата.