Двигатель 4 y тойота на что устанавливался

Двигатель 4 y тойота на что устанавливался

Двигатели Toyota Y серии

Силовые агрегаты Тойота линейки Y – не самая известная серия знаменитого японского производителя. Корпорация выпускала их изначально с целью установки на коммерческие авто, но в итоге линейка разошлась на огромный модельный ряд компании. Это простейшие бензиновые агрегаты, но ряд их модификаций во второй и третьей генерации получил экологическое оборудование, электронные системы управления.

Для моторов линейки Y в России практически не было места на рынке. Сегодня эти движки популярны на вторичном рынке в виде контрактных моторов из Японии по одной простой причине – они дешевые и невероятно простые в обслуживании. Правда, стоит учитывать и довольно древнюю конструкцию первых экземпляров, которая точно не красит силовой агрегат сегодня.

Двигатель 1Y – первый воин в линейке

Мотор 1Y появился в 1982 году. Компания приняла решение создать практичную и простую линейку моторов для более дешевой альтернативы уже существовавшим на то время более технологичным движкам. И это получилось выполнить сполна.


Вот лишь некоторые характеристики двигателя 1Y:

Рабочий объем 1.6 л
Мощность двигателя 77 л.с.
Крутящий момент 132 Н*м
Блок цилиндров чугунный
Головка блока алюминиевая
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 86 мм
Ход поршня 70 мм
Тип топлива бензин 92, 95
Система подачи топлива карбюратор
Расход топлива:
— городской цикл 12 л / 100 км
— загородный цикл 9 л / 100 км
Тип привода системы ГРМ цепь

Сразу бросается в глаза малый ход поршня. При довольно большом диаметре ход оказывается слишком коротким. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем модифицировать движки и сделать их большего объема.

Интересно, что первое предназначение 1.6-литрового моторчика – коммерческие авто. Это неразумная сфера в данном случае, так как 77 сил для того же Hiace или Hilux оказались слишком слабыми показателями. Поэтому и модификации 1Y не заставили себя ждать.


Моторы серии ставились на Mark II, Hiace, Hilux, Crown, TownAce, Classic. Не в каждом авто движки зарекомендовали себя хорошо.

Серия 2Y – что поменяли при смене генерации?

Наверное, самым плохим решением в этом движке остался карбюратор. Двигатель в целом зарекомендовал себя неплохо.


В различных модификациях мотор получил от 79 до 95 л.с., а также до 152 Н*м крутящего момента. Устанавливали двигатель на Hiace и TownAce, исключительно в коммерческих целях использования.

Версии 2Y-J и 2Y-U увеличили экологичность и сократили ресурс, их в России крайне сложно найти. В большинстве своем они просто умерли в Японии, не попав на рынок контрактных двигателей.

Особое внимание вызывает версия 2Y-P. Этот мотор Toyota подготовила для работы на сжиженном газе. Установка LPG не губит мотор, поэтому экономить на топливе на нем оказалось вовсе не сложно. Двигатель хорошо настроен именно для работы на газу, при этом его ресурс практически не меняется.

Генерация 3Y – самая популярная из семейства в Японии

Увеличив ход поршня до 86 мм, компания Toyota создала наиболее привлекательную версию двигателя Y-серии. Это 3Y с его многочисленными модификациями. Изначально движок имел 88 лошадок, 155 Н*м момента и ставился на Hiace и Hilux. Система подачи топлива осталась карбюраторной, и это главная проблема мотора.


Но затем Toyota начала играть с модификациями и получила целую серию различных вариантов двигателей:

  1. 3Y-C – невероятно редкая версия, оборудованная неким подобием катализатора. Выпустила Тойота очень мало таких экземпляров, это редкость.
  2. 3Y-E – первый агрегат в линейке, который получил электронный впрыск топлива, мощность увеличена до 97 л.с. Мотор избавился от многих недостатков серии.
  3. 3Y-EU – такой же двигатель, но с увеличением экологической безопасности. Для данного агрегата подходит только топливо без содержания свинца (unleaded fuel).
  4. 3Y-P – еще одна версия 2-литрового агрегата, которая предназначена для работы на LPG, подготовлена под использование сжиженного газа.
  5. 3Y-PU – также мотор под газ, но уже с уменьшенными выбросами в атмосферу, есть ряд экологического оборудования.
  6. 3Y-PE – специально разработанная газовая версия движка для Crown. Производитель добавил многоточечную систему впрыска EFI и сильно увеличил крутящий момент при мощности всего 79 лошадок.

Общие проблемы у двигателей линейки 3Y – очень неудачная конструкция распредвала. Также вызывают определенные проблемы клапаны в ГБЦ. В остальном движки простые, живут достаточно долго.

Для всей линейки проблематичной остается цепь ГРМ, обслуживание которой вызывает сложности. Будет очень дорого обслуживать систему газораспределения каждые 100 000 км. Меняется целый комплект – цепь, звездочки, натяжитель, успокоитель.

4Y – две жизни последней генерации линейки Y

В 1985 году этот двигатель уже не был слишком современным и интересным. Карбюратор в базовой версии 2.2-литрового 4Y просто стал легендой, на сервисах в Японии его даже не брались ремонтировать, столь сложной была конструкция. Поэтому также появилась версия 4Y-EC. Мотор получил не только удачную систему впрыска EFI с меньшим количеством проблем, но и стал более приспособленным к экологическим требованиям.


Устанавливали движок на Hilux, а затем он получил вторую жизнь в Китае. По сей день используют разработку в таких целях:

  • для разработки и модификации двигателей некоторых китайских производителей автомобилей;
  • в качестве техники для коммерческого оснащения, в частности, для погрузчиков различного типа;
  • для модификации и установки в качестве свапа на старые японские автомобили;
  • в качестве донора для использования надежных запчастей блока цилиндров и ГБЦ для ремонта других движков;
  • для разгона с помощью установки турбины и изменения характеристик с форсированием в два и более раза;
  • для прочих целей в производстве авто, включая тесты, испытания и применения в качестве эталона.

Это интересно, так как мотор точно не является самым удачным. Но именно 4Y китайцы выбрали для подражания. Возможно, поэтому многие жалуются на надежность китайских силовых установок. Впрочем, у 4Y есть и свои преимущества. Найти контрактный мотор в России не проблематично, но их состояние далеко не всегда соответствует довольно высокой запрашиваемой стоимости.

Выводы по линейке моторов Y от Toyota

Корпорация Тойота создала дополнительную серию двигателей с обозначением Y и получила довольно много разных отзывов от пользователей авто с такими агрегатами. Проблема в том, что во время разработки 1Y уже была серия 4A, которая оказалась во много раз лучше. Тем более, для коммерческого использования первые движки вообще не подходили.

Снизили рейтинг данной техники не самые надежные цепи ГРМ с необходимостью замены комплекта 1 раз в 100 000 км, а также не самые лучшие карбюраторы. В остальном движки можно назвать классическими и не самыми проблемными. Но для свапа лучше выбирать 4A, если вы хотите получить надежный и недорогой в обслуживании агрегат.

Контрактные двигатели Toyota Corolla E12 2001-2006 в Бресте

Закажите обратный звонок

Закажите обратный звонок

Закажите обратный звонок

  • 1CDFTV
  • 1NZFE
  • 1ZZFE
  • 2ZZGE
  • 3ZZFE
  • 4ZZ-FE

Двигатели Тойота 1CDFTV устанавливались на автомобили с октября 2011 года по февраль 2007 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 2 л. (1995 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 110 (81) / 3600 / 129 (95) / 3600;
  • Особенности двигателя: Турбо;
  • Топливо: Дизель;
  • Количество цилиндров: 4.

Двигатели Toyota 1NZFE устанавливались на автомобили с августа 2000 года по октябрь 2006 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 1,5 л. (1496 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 103 (76) / 6000 / 109 (80) / 6000;
  • Особенности двигателя: Инжектор;
  • Топливо: Бензин;
  • Количество цилиндров: 4.

Двигатели Тойота 1ZZFE устанавливались на автомобили с августа 2000 года по август 2008 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 1,8 л. (1794 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 118 (87) / 6000 / 125 (92) / 5600;
  • Особенности двигателя: Инжектор;
  • Топливо: Бензин;
  • Количество цилиндров: 4.
Читать еще:  Электронная схема эбу двигателя

Двигатели Toyota 2ZZGE устанавливались на автомобили с ноября 2001 года по декабрь 2007 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 1,8 л. (1796 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 164 (121) / 7600 / 182 (134) / 7600;
  • Особенности двигателя: Инжектор;
  • Топливо: Бензин;
  • Количество цилиндров: 4.

Двигатели Тойота 3ZZFE устанавливались на автомобили с ноября 2001 года по февраль 2007 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 1,6 л. (1598 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 108 (79) / 6000 / 110 (81) / 6000;
  • Особенности двигателя: Инжектор;
  • Топливо: Бензин;
  • Количество цилиндров: 4.

Двигатели Toyota 4ZZ-FE устанавливались на автомобили с ноября 2001 года по декабрь 2007 года и имеют следующие технические характеристики:

  • Рабочий объем: 1,4 л. (1398 куб.см);
  • Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.: 95 (70) / 6000 / 97 (71) / 6000;
  • Особенности двигателя: Инжектор;
  • Топливо: Бензин;
  • Количество цилиндров: 4.

Двигатель тойота

Основные характеристики

Мотор имеет инжекторную систему питания, поэтому может обозначаться буквой I. Цилиндров 4, объем составляет 1.6 литра, мощность – 190 л. с.; городской расход такой же, как у предыдущей версии, по трассе потребление составит около 6 литров, при смешанном использовании – 7.

Корпус создан из алюминия, что сделало силовой агрегат более легким, избавило его от перегревов. Основные недостатки:

  • Частой проблемой является высокое потребление масла. Если расход масла повышен, проблему следует искать в маслосъемных кольцах. Внимательно нужно смотреть на то, какой масляный фильтр установлен. При использовании неоригинального расход масла может повышаться из-за плохой очистки.
  • Цепь ГРМ может растягиваться со временем, поэтому появляется характерный стук. Реже его причиной становятся клапаны.
  • Большой проблемой может стать вкладыш, если обслуживать мотор нерегулярно. Проблема перегревов хоть и значительно снизилась, но не была полностью устранена.

Ресурс данного двигателя Тойота составляет не менее 200 тыс. км. Ремонтопригодные цилиндры позволяют его увеличить.

Перечень модификаций ДВС

Существует две основные модификации двигателей 4Y, выпущенные Тойотой:

  • 4Y-E. Выпустился одновременно с основной версией мотора. Наиболее часто устанавливался на погрузчики. По сравнению с 4Y имеет слабое место в виде натяжителя цепи ГРМ;
  • 4Y-EC. Модернизация двигателя 4Y-E позволила достичь 102 лошадиных сил, без необходимости увеличения рабочего объема.

Мотор 4Y является завершающим этапом развития силового агрегата 1Y, выпущенного в 1982 году, поэтому количество его модификаций достаточно мало. Данный факт не смог помешать завоевать двигателю обширную долю рынка, благодаря возможности увеличить мощность и самостоятельно усовершенствовать устройство.

Двигатели Тойота для легковых автомобилей

Двигатель Toyota 3S-FE, 3S-GE Тойота Камри, Корона, Тойота
Селика, Карина

Двигатель Toyota 3S-FE, 3S-GE и его характеристики
Блок цилиндров и головка блока двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GEГРМ
двигателя Тойота 3S-FE, 3S-GE

Распредвалы двигателей Toyota 3S-FE и 3S-GE
Коленвал двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
Система охлаждения двс Toyota 3S-FE и 3S-GE
Топливная система двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE

Двигатель toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри,
Тойота Рав 4, Лексус РХ

Двигатели Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE автомобилей Тойота
Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер,
Калдина

Установка головки блока цилиндров двигателя Toyota 4A-GE
Установка головки блока цилиндров двигателя Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FEСнятие
головки блока цилиндров двигателей Тойота 4A-GEСнятие
головки блока цилиндров двигателя Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FEРемень
привода ГРМ двигателя Toyota 4A-GEРемень
привода ГРМ двигателей Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя toyota 4A-GE
Регулировка тепловых зазоров в клапанах двигателей Тойота 4A-FE, 5A-FE,
7A-FE

Система охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Водяной насос двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Термостат и радиатор двигателей Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE —
снятие и установка
Вентилятор системы охлаждения с электроприводом двигателя Toyota 4A-FE,
5A-FE, 7A-FE, 4A-GE

Система смазки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Система впрыска топлива двигателей Toyota 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
Топливный насос двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FEФорсунки
двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Дроссельная заслонка двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Система зажигания двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Двигатели Тойота 1ZZ-FE, 1G-FE, 1JZ-GE, 2JZ-GE

Характеристика
и оборудование двигателя Toyota 1ZZ-FE
Система управления двигателем Toyota 1ZZ-FEЗамена цепи
привода ГРМ двигателя Тойота 1ZZ-FEБлок и
головка цилиндров двигателя Тойота 1ZZ-FEЗамена
ремня привода ГРМ двигателя Тойота 1G-FE
Головка блока цилиндров двигателя Toyota 1G-FE BeamsПроверка и
регулировка зазоров в клапанах двигателя Тойота 1JZ-GE/2JZ-GEЗамена
ремня привода ГРМ двигателя Toyota 1JZ-GE, 2JZ-GE

  • АКПП Ауди 09E
  • Гидротрансформатор АКПП Ауди 09E
  • Гидроблок Мехатроник Ауди 09E
  • Компоненты АКПП Ауди-Фольксваген VW-Audi 01L, 01V
  • Вариатор CVT 01J — фрикционы и планетарный механизм
  • Гидросистема вариатора CVT 01J
  • Механизмы переключения передач коробки-автомат Ауди 09L
  • АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
  • АКПП ZF 6HP19 / ZF 6HP21
  • Механизмы переключения коробки-автомат ZF 6HP19 / ZF 6HP21
  • Устранение неисправностей АКПП без снятия ее с двигателя
  • Масляный фильтр АКПП и замена масла
  • АКПП Митсубиси
  • АКПП Aisin Warner 55-50SN
  • АКПП Форд 4F27E
  • АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
  • АКПП Мазда FN4A-EL
  • Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
  • Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
  • Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
  • Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
  • Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
  • Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
  • Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
  • Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
  • Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE
  • Клапаны, распредвал и ГРМ 4G18/4G15 Мицубиси
  • Топливная система и система охлаждения 4G15/4G18 Mitsubishi
  • Замена ремня привода ГРМ Митсубиси 4G63
  • Блок и головка цилиндров Mitsubishi 4G63
  • Привод ГРМ двигателя 4G64/4G69
  • Характеристика и регулировки Митсубиси 4М40
  • Детали распредвала и ГРМ двигателя F15S3
  • Детали блока цилиндров и головки блока двигателя F15S3
  • Головка блока цилиндров и распредвалы F16D3, F16D4
  • Компоненты системы управления двигателем F16D3, F16D4
  • Датчики системы управления двигателем F14D4/F14D3
  • Замена ремня привода ГРМ F14D4, F14D3
  • Ремонт головки блока цилиндров и регулировка клапанов A15SMS
  • Топливная система двигателя A15SMS
  • Двигатель ЗМЗ-409
  • Двигатель ЗМЗ-406
  • Двигатель ЗМЗ-405
  • Двигатель ЗМЗ-402

Обзор неисправностей и способы их устранения

Наличие гидрокомпенсаторов позволяет не прибегать регулярной регулировкие теплового зазора клапанов.

Снятая крышка головки блока цилиндров

Нарушения в техническом обслуживании ведут к залеганию поршневых колец. Производя разбор двигателя желательно выполнить его капремонт. Выполняя все операции желательно придерживаться рекомендаций, записанных в руководство по эксплуатации автомобиля

По завершению сборки важно правильно выставить порядок работы цилиндров, так как это может помешать успешному запуску мотора

Внешний вид цилиндров и поршней в двигателе, требующем капитального ремонта

Частой проблемой 4Y является течь масла из под сальников. Причина может скрываться и в том какое масло залито, и в том в каком состоянии цилиндропоршневая группа. Своими руками устранить течь бывает затруднительно, так как требуется демонтаж двигателя.

Мотор Toyota 4Y на ревизии

Кому рейтинги отдали лидерство

Ассоциации со словом «дизель» у жителя России всегда однозначны: запах солярки от пассажирского автобуса, чёрная гарь от проезжающего мимо грузовика, винтажные джинсы и часы одноименного бренда. Тем не менее у большинства жителей Европы слово, происходящее от фамилии немецкого изобретателя — это синоним надежного, недорогого и мощного «сердца» автомобиля. В нашей же стране его популярность не такая высокая, видимо, из-за погодных условий и знаний, что солярка густеет на холоде.

Рейтинги надежности, а особенно для автомобилей — дело неблагодарное. Сколько мнений, столько и списков, в которых составитель просто выражает свой взгляд на тот или иной предмет

Читать еще:  Холостые обороты двигателя саманд

Именно поэтому хотим обратить внимание, что приводимый ниже рейтинг не претендует стать неоспоримой истиной, а всего лишь попытка систематизировать данные, знания и (частично) личная точка зрения составителя

В поисках ответа на вопрос, какой двигатель на дизельном топливе занимает ведущее место в комплектации легковых автомобилей, можно заметить, что некоторые рейтинги называют самой лучшей продукцию концернов Mercedes и BMW. Однако ситуация в мире автопромышленности сегодня несколько иная, попробуем разобраться.

Как показывают рейтинги крупных мировых автомобильных салонов, времена, когда дизельные двигатели легковушек представляли собой уменьшенные копии агрегатов, установленных на тяжеловесных грузовиках, ушли в прошлое. Особенно преуспел в выпуске таких моторов известный всем концерн Volkswagen, разработавший двигатель 1,9 TDI. На сегодняшний день он занимает первое место и считается самым сбалансированным по динамике и мощности.

Благодаря новейшим инженерным решениям, в частности, обновлённой турбине и увеличению давления в камерах сгорания, удалось не только добиться уникальных экологических характеристик, но и снизить . Причём мощность осталась на прежнем уровне (90–120 л. с.). Самые новые автомобили серии Passat оборудованы сейчас двигателем с максимальными показателями (комплектация BlueMotion). Расход топлива составляет 3,3 л на 100 км.

Обзор неисправностей 4E-FE

Вот какие неполадки часто наблюдаются:

  1. Двигатель может неожиданно заглохнуть во время движения. В этом случае надо снизить скорость, отведя машину в безопасное место. Затем снова попробовать запустить мотор. Главная причина этой неисправности — топливный насос не успевает обеспечить требуемое давление в магистрали. Поэтому повторный запуск часто оказывается удачным. Проверить неполадку бензонасоса можно так: открутить любой шланг топливосистемы прямо на стоянке. Если давления нет, значит, неисправен насос или клапан на рампе инжектора. Также возможно, что есть утечка бензина, и воздух попал в систему;
  2. Перегрев тоже не редкость для этого агрегата. В первую очередь надо смотреть на указатель ТОЖ. Кроме того, о перегреве сигнализируют такие признаки, как потеря тяги и легкий металлический стук;
  3. Жор масла — обычное дело на моторах с большим пробегом. Масло сгорает в цилиндрах двигателя, о чём свидетельствует белый выхлоп. Проблема решается заменой маслосъёмных колпачков;
  4. Троение ДВС возникает по причине прогара выпускного клапана. Надо снять ГБЦ, найти и заменить проблемный клапан, остальные, рабочие — притереть. Поставить новую прокладку, собрать на новых болтах, замерить компрессию.

Коды неисправностей

Они считываются по количеству вспышек индикатора Чек Энгин. Выводы разъёмов DLC1 или DLC3 должны быть при этом принудительно замкнуты, чтобы система азбукой шифров сообщила о той или иной проблеме. Если работа двигателя нормальная, то индикатор мигает с периодичностью 0,25 секунды. В случае неполадок он начинает мигать гораздо чаще, с паузами в 4-5 секунд.

Коды ошибок 4E-FE и 5E-FE. По ним можно определить конкретные неисправности двигателя или датчиков

43 года назад самолет этого парня бесследно пропал. Его исчезновение до сих пор не разгадано

Он очень хотел летать. К своим 20 годам житель австралийского Мельбурна Фредерик Валентич уже успел получить лицензию пилота, и очередной рейс на небольшой «Сессне», заявку на который он подал 21 октября 1978 года, выглядел совершенно заурядно. Взлет из некрупного пригородного аэропорта, около 230 километров над Бассовым проливом, приземление на острове Кинг, недалеко от побережья Тасмании. Затем все то же самое, но в обратном направлении.

Дома Валентича ждала девушка, с ней он планировал поужинать в ресторане. До посадки оставалось около получаса, когда пилот вышел на связь с диспетчером и сообщил, что вокруг него начало твориться что-то необъяснимое. Шесть минут активного радиообмена и последнее сообщение, над которым специалисты и энтузиасты авиации ломают голову уже более 40 лет: «Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висити это не самолет». С тех пор ни «Сессну», ни ее пилота никто не видел. За прошедшие годы появилось немало версий случившегося. Что же на самом деле произошло тем октябрьским вечером над водами Бассова пролива?

Парень со странностями

Фредерик Валентич родился 9 июня 1958 года в семье итальянских эмигрантов из города Триеста, расположенного на берегу Адриатического моря. Вырос Фред в пригороде Мельбурна Эвондейл Хейтс, и, судя по тому, что родители смогли оплачивать недешевые увлечения сына, его детство и юность были достаточно благополучными. Это, впрочем, не касалось учебы в школе. Если со спортивными достижениями у Валентича было все в порядке, то другие предметы давались ему куда тяжелее. В лучшем случае оценки держались на среднем уровне, а принципиально важные для своей будущей судьбы дисциплины парень и вовсе завалил.

Он с детства мечтал о службе в ВВС. Когда наконец школа была окончена и появилась возможность стать военным летчиком, Валентича ждало лишь разочарование. Он не смог сдать математику, более того, пояснение экзаменатора выглядело как приговор: «Очень низкий балл. Низкий IQ. Пригоден только для неквалифицированной работы».

Надо отдать должное Фреду. Из-за армейской неудачи он не собирался отказываться от своей мечты, решив попытать счастья в гражданской авиации. Уже в феврале 1977 года Валентич получил лицензию курсанта и принялся усердно проходить испытания на пилота. Получалось откровенно плохо. В течение следующих полутора лет он не смог сдать сразу пять теоретических экзаменов на коммерческую лицензию пилота. Пересдачи также не помогали, герою пришлось даже брать репетитора. При этом с практической частью подготовки все обстояло лучше. Валентич получил разрешение на самостоятельные полеты на одномоторных самолетах, ему даже дали согласие на перевозку им пассажиров. С тех пор любимым занятием Фреда стали тренировки по выходным, которые он совмещал с работой консультантом в одном из городских магазинов туристического снаряжения.

Однако инциденты порой случались и во время полетов. Как выяснилось после его исчезновения, в 1978 году у Валентича было как минимум два случая нарушения границ запрещенного для полетов пространства, после которых ему выносились официальные замечания с отметкой о плохих навигационных навыках.

Еще одной специфической особенностью Валентича было его увлечение уфологией. В 1970-е годы это не было чем-то странным. Вера многих в НЛО и прочие труднообъяснимые феномены (или казавшиеся такими явления) вроде Бермудского треугольника, «снежного человека» и так далее находилась на пике популярности. Кино, телевизионные сюжеты, сотни книг и бесчисленное количество газетных текстов лишь подстегивали дальнейшую популяризацию данной тематики. Юный Валентич охотно втянулся в нее. Если его девушка утверждала, что про НЛО парень говорил мало, то отец Фреда заявлял обратное. Более того, теоретическим интересом дело не ограничивалось. В беседах со следователями после пропажи сына Валентич-старший рассказывал, как однажды его жена заметила странный светящийся шар на небе, успела позвать Фреда и тот будто бы тоже стал свидетелем «неопознанного летающего объекта». Можно лишь предполагать, какое влияние это произвело на психику молодого человека.

Последний полет

День 21 октября 1978 года в жизни Фредерика Валентича был восстановлен буквально по минутам. Утренний завтрак дома, затем работа в магазине с 9 до 12, переезд на аэродром Мураббин под Мельбурном, обслуживавший рейсы на остров Кинг, теоретические занятия там до 17:00. В 17:23 Валентич регистрирует свой план полета на остров с вылетом в 17:45. По факту его Cessna 182L поднимается в воздух на 34 минуты позже — пилот за это время успевает съездить на обед в ближайший McDonald’s. Такая задержка означает, что финальная часть рейса будет проходить в условиях сумерек.

Странности были зафиксированы еще на этапе подготовки к полету. Как указывалось в поданном Валентичем официальном плане, он должен был забрать на острове Кинг неких пассажиров, хотевших вернуться в Мельбурн. Но, по словам родственников и девушки, им он говорил о планах взять на борт груз лангустов на Кинге. При этом после разбирательства в островном аэропорту выяснилось, что ни пассажиры, ни лангусты на самом деле Валентича не ожидали. Судя по всему, это был полет ради полета и о настоящей его цели можно лишь строить предположения.

Читать еще:  Шнур для запуска двигателя стройбат

Из аэропорта Мураббин под Мельбурном Валентич вылетел в 18:19. Далее примерно 40 минут полет проходил над водой в западном направлении вдоль побережья Австралии, затем самолет отвернул на юг к острову Кинг. Вскоре после этого поворота, в 19:06, пилот связывается с диспетчером Стивом Роби и уточняет, известно ли тому о каком-либо трафике на высоте ниже 5000 футов. Диспетчер отвечает отрицательно, тогда Валентич заявляет, что наблюдает на этой высоте «большой самолет». При дальнейшем радиообмене выясняется: Фред видит «четыре яркие точки, похожие на посадочные огни» и этот самолет пролетает над «Сессной». Далее показания Валентича еще больше озадачивают диспетчера Роби.

«Мне кажется, он играет в какую-то игру, он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить», сообщает Фред в 19:08. В 19:09 следует: «Когда он пролетает, он кажется длинным… не могу сказать больше, он на такой скорости. Он передо мной прямо сейчас». Еще спустя полминуты: «Мельбурн, похоже, что он преследует меня. Что я сейчас делаю — двигаюсь по кругу, и этот объект тоже кружит надо мной. У него зеленый свет и что-то типа металлической поверхности, она вся блестящая».

За оставшиеся две минуты Валентич успевает сообщить сначала об исчезновении наблюдаемого «самолета», а затем о его новом появлении. При этом на заднем плане слышны помехи в работе двигателя. Наконец в 19:12 пилот произносит: «Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висит… и это не самолет», после чего микрофон работает еще 17 секунд, на фоне слышны некие лязгающие звуки, и, наконец, всякая связь с «Сессной» Валентича прекращается. Вся ситуация развивалась 6 минут.

Когда в назначенное время (19:33) самолет не прибывает в аэропорт назначения, начинаются его поиски. Несмотря на наступившую темноту, по маршруту Валентича высылают самолет, в Бассовом проливе о ситуации сообщают проходящему в районе прекращения связи кораблю. В следующие три дня район работ расширяется, к ним подключаются новые суда, воздушные и водные. 25 октября операция официально прекращена. Никаких следов Cessna 182L и ее пилота не обнаружено. Валентич бесследно исчез.

Над Бассовым проливом

Падение (или исчезновение) любых самолетов привлекает внимание, даже таких небольших. В данном случае журналистский ажиотаж был многократно усилен загадочными обстоятельствами, при которых инцидент произошел. Переговоры Фредерика Валентича с диспетчером быстро стали достоянием австралийских газет, ну а дальше наступило время их разнообразных интерпретаций.

Естественно, в эту работу активно включились местные (и не только) уфологи. Казалось бы, все в сообщениях пилота подтверждало факт встречи с чем-то необъяснимым. Заголовки СМИ вовсю эксплуатировали сенсационность темы. Обычные журналисты и «профессиональные уфологи», естественно, нашли много свидетелей, также видевших таинственные свечения, шары, огни, перемещавшиеся в это время по вечернему небу. Спустя 6 недель после происшествия обнаружилась фотография, сделанная неким Роем Манифолдом на закате 21 октября, примерно в то же время, когда исчезал Валентич. На ней видно некое черное пятно. Публикация снимка сопровождалась комментариями «экспертов», утверждавших, что это не дефект пленки или грязь на объективе, а действительно некий объект, размытый из-за большой скорости его движения.

Интересно, что версию столкновения с НЛО, судя по опубликованным в начале 2010-х годов материалам официального расследования, не отрицали и настоящие специалисты, его проводившие. Другой вопрос, что в их терминологии НЛО означал не корабль инопланетян (как это происходит в массовом сознании), а буквально «неопознанный летающий объект» как таковой.

Среди других версий рассматривалось и самоубийство пилота. Учитывая увлеченность Валентича уфологией, это выглядело бы правдоподобно, если бы Фред решил не просто покончить с собой, а сделать это максимально загадочно, лишний раз дав подтверждения факту существования инопланетных гостей на планете. Однако множество интервью, проведенных с родственниками Валентича, его девушкой, коллегами, преподавателями и курсантами, в итоге позволили заключить, что суицидальных намерений тот не имел. Все в один голос говорили: о возможности подобного поступка ничего не намекало. Фред вел себя как обычно, строил планы, никогда не высказывал мыслей о смерти, не находился в депрессии. Это, впрочем, не означает, что так оно и было.

Специалисты, относившиеся к уфологическим теориям со скепсисом, в конечном итоге пришли к заключению, что в условиях сгущавшихся сумерек и не имея опыта движения по приборам (здесь-то и вспомнились его предыдущие ошибки в навигации) Фред Валентич потерял ориентацию в пространстве. В какой-то момент «Сессна» свалилась в т. н. «траурную спираль». Неопытный пилот упоминал про то, что движется по кругу. При выполнении длительного разворота жидкость внутреннего уха перестанет двигаться. При этом при переходе вновь к прямолинейному полету вам покажется, что вы начинаете разворачиваться в противоположную сторону и вернетесь к первоначальному развороту. Из-за этой иллюзии самолет находится в постоянном снижении и в конечном итоге врезается в землю (или воду).

За описанные в разговоре с диспетчером огни Валентич мог принять огни собственного самолета, отражавшиеся от поверхности воды. В случае если бы «Сессна» по каким-то причинам перевернулась и летела «верх ногами». Это объяснило бы и барахлящий двигатель: подача топлива в данной модели самолета гравитационного типа — при перевернутом полете оно быстро перестанет поступать в двигатель. Впрочем, и эта версия не имеет стопроцентного подтверждения, ведь в таком случае надо допустить, что Валентич в условиях пусть и сумерек, но не кромешной темноты каким-то образом не заметил, что летит верх ногами. Также существует версия, что за перемещающиеся огни летящий по кругу пилот принял яркие в этот вечер Венеру, Марс, Меркурий и Антарес.

Ни одна из рассматривавшихся специалистами любого толка версий не была признана полностью достоверной, поэтому до сих пор, спустя 43 года, дело об исчезновении Фредерика Валентича не раскрыто. Обычно в природе верным оказывается самый простой вариант. В данном случае надо представить, что над Бассовым проливом в тот осенний вечер сошлись крайняя неопытность пилота, увлекающегося уфологией, плохая видимость и климатические условия самого пролива.

Случая с Валентичем оказалось достаточно для появления теорий о т. н. «Бассовом треугольнике», некоем австралийском аналоге всем известного Бермудского треугольника. Старожилы немедленно вспомнили десятки случаев исчезновения больших и малых кораблей на этом участке Мирового океана, разделяющем Австралию и Тасманию. Никакого треугольника, конечно, нет. Есть специфические условия данной конкретной точки планеты, где малая глубина и большое количество мелей сочетаются с перманентно сильными ветрами даже в самую хорошую погоду. Они-то в комбинации с другими факторами, скорее всего, и погубили двадцатилетнего парня.

Когда в 2012 году официальное «дело Валентича» было опубликовано на сайте Национального архива Австралии, выяснилось одно обстоятельство, которое ранее не сообщалось публике. Спустя пять лет после исчезновения Фреда на берегу острова Флиндерс, расположенного в том же Бассовом проливе, но в 300 км к северо-востоку от острова Кинг, был обнаружен фрагмент створки капота двигателя Cessna 182L. В ходе последовавшего исследования выяснилось, что деталь устанавливалась на самолеты данного типа с конкретными серийными номерами. Номер «Сессны» Валентича укладывался в обозначенный диапазон.

Естественно, данное обстоятельство никак не сократило количество человек, искренне верящих, что на самом деле несчастный парень вступил в контакт с нашими сожителями по Вселенной.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector