Двигатель 408 москвич схема

Двигатель 408 москвич схема

Особенности Московского автомобилестроения

Как правило, смена моделей на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1969 года — Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола) заключалась в том, что новая модель на конвейере не в один момент заменяла старую, а новые узлы и детали постепенно внедрялись на предыдущей. Кузов — самая сложная и дорогая часть машины, всегда несколько запаздывал за агрегатами и появлялся на конвейере последним, обычно в то время, когда завод уже был готов осваивать узлы следующей модели. Плюсов у такой тактики было много: заводу было легче проводить поэтапную модернизацию выпускаемой
продукции, чем перестраивать все производство разом. Новшества быстро попадали на конвейер — не нужно было дожидаться освоения абсолютно новой модели. А главное, сохранялась преемственность машин разных поколений, что упрощало их ремонт и модернизацию в дальнейшем.

Проектирование базовой модели третьего поколения «Москвичей» началось в 1959 году и велось в течение нескольких лет. При этом особое внимание на «Мо-
сквиче-408» уделили дизайну, так как его агрегатная база осталась практически без изменений по сравнению с предыдущими моделями, «407» и «403». Многое для него было заимствовано от переходного «Мjсквича-403», в котором сочетались новые, только что освоенные в производстве узлы с серьезно модернизированными агрегатами, и старый кузов второго поколения. По большому счету, перед конструкторами московского завода и стояла задача создать современный кузов для уже существующих агрегатов.
На этапе поиска новой формы предлагалось множество вариантов внешнего вида, воплощенных позже в пластилиновых и деревянных макетах. Ранние эскизы, которые задали направление дальнейшего развития темы «408-ой» модели, принадлежали Борису Иванову. На фоне отечественных и зарубежных одноклассников «Москвич-408» выглядел очень стильно. Его строгий кузов с обилием плавных, ниспадающих от передка к задней части линий больше напоминал лимузин, чем малолитражку. Солидности «Москвичу» добавила и пониженная общая высота кузова, в основном за счет применения «маленьких» 13-дюймовых колес. Кстати, колеса такого размера среди всех советских легковых автомобилей впервые были применены именно на «Москвиче».
Кроме стандартного двухфарного варианта оформления передка, существовал
и претенциозный четырехфарный, что еще больше роднило малолитражку с дорогими автомобилями. Машины с четырехфарным оформлением предназначались в основном на экспорт или производились в специальной комплектации. И получить «четырехфарник» могли только избранные советские граждане, например, по чекам «Внешпосылторга».
«Москвич-408» был первой в стране машиной, чей кузов прорабатывался с точки

зрения пассивной безопасности. Он же стал первым советским автомобилем, который на полигоне НАМИ в Дмитрове подвергли лобовому удару о бетонный куб — краш-тесту. Также в конструкции этого легкового автомобиля был впервые в СССР применен капот с навеской на передних петлях. Считалось, что такой капот никогда не откроется на ходу встречным потоком воздуха при неисправности замка. Рука дизайнера-конструктора коснулась и внутреннего убранства автомобиля, где стал господствовать советский пост- аэрокосмический стиль с преобладанием синтетических материалов: пластмассы
и цветного кожзаменителя. Главное место в интерьере автомобиля теперь занимал щиток приборов, собравший в один блок все контрольные приборы и сигнальные лампы. Оригинальным дизайном отличался и новый двухспицевый руль. Подрулевых переключателей два: слева — указатели поворотов с автоматическим отключением при обратном повороте руля, справа — управление коробкой передач. Отсутствующий рычаг КП между сидений позволил сделать на машине сплошной диван спереди (на первых выпусках автомобиля, до января 1968 года). Салон «четыреста восьмого» кажется очень
просторным — причиной тому удачные цветовые решения. Неплоха и эргономика. Задние пассажиры, правда, слегка обделены комфортом (сказывается небольшая база машины), тем не менее, люди среднего роста размещались здесь свободно, не упираясь головой в потолок. А огромное панорамное ветровое и задние стекла, тонкие стойки кузова обеспечивали отличный обзор. В то же время, в техническом плане «Москвич-408» можно назвать консервативным и очень крепким автомобилем. Он комплектовался двигателем в 1358 см3 мощностью всего 50 л. с. Это слегка модернизированный мотор модели «407», конструкция которого своими корнями уходит еще в довоенную эпоху, к двигателю автомобиля Opel Kadett: в блоке — внутренний распредвал,приводящийся косозубой текстолитовой шестерней, штанговый при-
вод клапанов, чугунный блок, трехопорный коленвал, неполнопоточная раздельная фильтрация масла. Повышение мощности двигателя достигалось за счет изменения впускного коллектора и нового двухкамерного карбюратора К-126, специального воздушного фильтра. Видно, что ничего сверхъестественного в его конструкции не было, но этот силовой агрегат отличался высокой надежностью и прекрасной тягой на низких оборотах, хорошо работал даже
в экстремальных условиях. Вдобавок крепкая многорычажная передняя подвеска, такая же, как у «Москвича-403», и чуть измененная задняя рессорная неплохо сочетались с нашими не самыми лучшими дорогами. В результате
люди, эксплуатировавшие«Москвич-408» в сельской местности, всегда нахваливали его за незаурядную проходимость. Трансмиссия «Москвича-408», по сравнению с предшественниками, претерпела лишь незначительные изменения. По большому счету, изменилось лишь передаточное число главной пары — 4,22 — в связи с применением на машине 13-дюймовых колес. Зато в тормозных барабанных механизмах появилась авторегулировка — редкость для массовых малолитражек в 60-х годах. Это нововведение позволило несколько сократить объем технического обслуживания автомобиля.

Модернизация

С 1967 года в том же кузове, что и «Москвич-408», параллельно, во все возрас-
тающих объемах, стал выпускаться более современный «Москвич-412». Внешне не отличаясь от 408-го, он получил новый двигатель, передние дисковые тормоза и многие другие прогрессивные агрегаты. В феврале 1969 года с целью повышения безопасности выпускаемые автомобили стали оснащаться мягкими накладками на панель приборов и на внутренние стойки кузова. В декабре этого же года обе модели получили модернизированный кузов с прямоугольными фа-
рами вместо круглых на передней кузовной панели и горизонтальными, а не вертикальными фонарями сзади.
С 1971 года панель приборов автомобилей вновь изменилась — теперь все видимые ранее металлические части оказались покрыты слоем пенополиуретана. В 1973 году в салоне произошли более серьезные изменения: рычаг стояночного тормоза, до того находившийся под панелью приборов, стал устанавливаться между передних сидений, а рычаг переключения передач переместился с руле-
вой колонки на моторный туннель на полу. Отличить внешне «408» и «412» модели в этот период практически невозможно, есть лишь небольшие детали, характерные для той или иной машины: у «Москвича-412» должен
хорошо просматриваться за передней юбкой кузова полнопоточный масляный фильтр; диаметр выхлопной трубы у новой модели был существенно больше, чем на «408-ом». Есть две основные причины сохранения выпуска «Москвича-408» после освоения «412-го»: Уфимский моторный завод был не готов обеспечить новыми двигателями весь объем производимых на АЗЛК автомобилей, да и для сельских районов с плохими дорогами и слабо развитым сервисом «408»
оказывался предпочтительней.

Читать еще:  Характеристика двигателя шевроле блейзер

Миллионный

Весной 1967 года Московский завод малолитражных автомобилей отмечал важное событие в своей жизни — выпуск миллионного автомобиля. Юбилейной машиной стал светлый «Москвич-408» в экспортном исполнении, с заветной цифрой на решетке радиатора. Этому экземпляру выпала честь остаться на МЗМА и положить начало заводской коллекции автомобилей.
Впоследствии к нему присоединились двухмиллионный «Москвич-412» и трех-
миллионный «Москвич-2140», а также множество других отреставрированных
«Москвичей», «КИМов» и «Фордов» 30-х годов, выпущенных на московском заводе. Для уникальной автомобильной коллекции в начале 80-х годов даже было построено необычное здание в виде летающей тарелки у одного из выходов станции метро «Текстильщики». На многие годы этот музей стал своеобразной Меккой для любителей марки «Москвич». К сожалению, после того как перестал существовать сам завод «Москвич», прекратил существование
и его музей. В 2008 году здание в форме летающей тарелки окончательно передали новому собственнику, а коллекцию автомобилей распределили по другим московским автомобильным музеям.

Экспорт

«Москвич-408» долгое время был самым экспортируемым советским автомоби-
лем. Его международный дебют состоялся в 1964 году на лондонском автосалоне в Earls Court Arena. Почти одновременно с этим новый «Москвич» стал блистать на междуна- родных соревнованиях по ралли, удивляя европейцев надежностью и прочностью. К тому же «Москвич» оказался значительно дешевле зарубежных аналогов при более богатой комплектации — в нее входил полный набор инструментов, прилагавшийся к каждой машине, омыватель ветрового стекла, двухско ростной стеклоочиститель, огни заднего хода, обилие декоративных элементов, добавлявших внешней солидности, и транзисторный
приемник АТ-64 с полутораметровой телескопической антенной. Причем, помимо приема диапазонов ДВ и СВ, приемник обеспечивал еще и регулировку тембра!

Спорт

Автомобили этой модели широко использовались в спортивных соревнованиях, особенно в шоссейных гонках, ралли и кольцевых гонках. В общей сложности на «Москвичах» модели 408 выиграно девять золотых медалей чемпионатов страны. Он успешно выступал в своем классе в международных соревнованиях, в том числе на ралли «Рейд польский» (Польша, 1965), чехословацком ралли «Валтава» и на греческом «Акрополисе» в 1966 году, чем привлек к себе внимание за рубежом. Секрет «четыреста восьмого» заключался в выносливости, не свойственной многим зарубежным одноклассникам, но характерной для советских автомобилей.

Форма и содержание

Вертикальные задние фонари соответствовали автомобильной моде начала 60-х годов и придавали даже малолитражному автомобилю солидности

До 70-х годов рычаг переключения коробки передач на «Москвичах» стоял на рулевой колонке, а рычаг стояночного тормозапод панелью приборов

Замок зажигания находился на панели приборов слева от водителя, о совмещении противоугонных функций замка с блокировкой рулевой колонки тогда еще не задумывались

Педальный узел на «Москвиче-408» мало чем отличался от современных автомобилей

У современников «Москвича-408» удивление вызывала совмещенная в один блок комбинация приборов

На этой машине впервые в нашем автопроме были применены
синтетические отделочные материалы вместо натуральных

Управление воздушными потоками приточной вентиляции
осуществляли движки, расположенные сверху, на приборной панели

Для автомобилей 50-х годов характерно обилие хромированных
деталей во внешней отделке

На крышке перчаточного ящика — фирменная надпись «Москвич»

Стильный плафон из матового оргстекла хорошо вписывался в интерьер салона

Четырехфарная облицовка радиатора устанавливалась в основном на машины, предназначенные на экспорт, хотя это не было обязательным условием

Сильно выступающие наружу дверные ручки на «Москвиче» трудно назвать травмобезопасными

Заливная горловина спряталась за задней номерной табличной

На «Москвиче-408» появились белые огни заднего хода, которых не было на предыдущих моделях

Приток воздуха к радиатору системы охлаждения можно было регулировать специальными жалюзи. Позднее эту полезную деталь на машинах упразднили, полностью положившись на термостат

Фильтр тонкой очистки масла со сменным фильтрующим элементом

На «Москвиче-408» был применен новый карбюратор К-126 с оригинальным кожухом воздушного фильтра

Схема проводки Москвич 412: особенности обслуживания электрооборудования

Свою «родословную» Москвич 412 ведет с 1967 года, когда существующая модель «408» получила более современный мотор. Чтобы упростить производство, кузову автомобиля изменили переднюю часть, что позволило устанавливать двигатель УЗАМ-412 и более широкий радиатор. Так на свет появился Москвич 412.

Одна модель – два производителя

Первые экземпляры «412» выпускались на заводе МЗМА, который впоследствии переименовали в АЗЛК.

Параллельно с этим выпуск Москвичей освоили в Ижевске, и машина выпускалась сразу на двух независимых предприятиях:

  1. С 1967 по 1977 года – на МЗМА;
  2. С 1968 по 1997 года – на автомобильном заводе в Ижевске.
Читать еще:  Чем опасна отсечка двигателя

Справочно: Хотя Ижевский завод размещал на радиаторной решетке свой логотип, однако по документам автомобиль продолжал оставаться «Москвич 412». Это подтверждалось и видео тех лет – автомобиль рекламировался только так. Чтобы различать их, автолюбители в обиходе используют комбинации названий: «Иж-Москвич-412» либо «ижевский «Москвич-412».

На базе Москвича 412 Ижевский автозавод освоил выпуск еще двух моделей, у которых был грузопассажирский кузов, приспособленный для перевозок:

  1. ИЖ-2715 – развозной автомобиль-фургон с грузоподъемностью 500 кг;
  2. ИЖ-27151 – его модификация в пикап.

Вся внутренняя «начинка» была аналогична платформе Москвича 412. Поэтому в обслуживании автомобилей не было никаких трудностей – электропроводка Москвич 412, силовой агрегат и шасси были идентичны.

Дополнительная аббревиатура

Разработанный еще в послевоенные годы кузов в 70-х перестал отвечать требованиям пассивной безопасности.

А поскольку в те годы большая часть автомобилей продавалась за рубеж, то конструкторам пришлось поработать над решением этих проблем:

  1. силовые элементы кузова «М-412» был переделаны под установку ремней безопасности. Начиная с 1969 года ремни стали штатным оборудованием автомобиля;
  2. панель приборов и другие травмоопасные элементы салона получили мягкие накладки. Все авто, начиная с февраля 1969 года, получали обновленные детали салона.

Справочно: В заводской документации модернизированные Москвичи получили дополнительные индекс – были добавлены буквы «И» и «Э», а сама модель стала называться «Москвич 412 иэ».

Силовые агрегаты

Интересна и история разработки силового агрегата Москвича 412, имевшего краткое заводское обозначение М-412, и более полное – УЗАМ-412, которая очень схожа с историей предшественника – мотора М-408:

  1. Для «408» Москвича был взят за основу силовой агрегат от Opel Kadett , который вместе с документацией по производству оказался в нашей стране в послевоенное время;
  2. двигатель М-412 основывался на 1500 кубическом силовом агрегате BMW M10 , который оказался крайне удачным в техническом плане. Причем, сами баварцы не скрывали, что основные идеи ними также были скопированы с разработок фирмы Talbot образца 1955 года.

Тем не менее, конструкторами многие элементы силового агрегата были переработаны и улучшены, что сделало автомобиль Москвич 412 самым скоростным легковым автомобилем тех лет.

Особенности обслуживания электрооборудования

Проводка Москвич 412 была выполнена по однопроводной схеме:

  1. на «+» контакты исполнительных механизмов подавалось питание от АКБ и генератора;
  2. роль второго провода выполнял металлический кузов автомобиля, а все «-» выводы приборов и устройств имели надежный контакт с кузовом.

Справочно: применяемые для соединений контакты типа «лопаточка» нередко окислялись, что требовало их периодической зачистки для восстановления надежного электрического контакта.

Из особенностей обслуживания системы зажигания можно отметить некоторое несоответствие деталей.

В частности, для первых выпусков Москвич 412 предприятиями-смежниками:

  1. производился выпуск трамблеров модели Р-118;
  2. позже автомобили выпускались с трамблерами Р-147 (бесконтактная схема), имевшими иную посадочную глубину.

Совет: При замене пришедшего в негодность прерывателя зажигания нужно либо переделывать более позднюю модификацию, либо искать «родную» запчасть.

На модификациях автомобиля изменялось расположение задних фонарей, ряд автомобилей комплектовались прямоугольными блок-фарами производства ГДР, что сказалось и на проводке:

  1. На заводе МЗМА Москвич 412 имел дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения новых фар;
  2. Новые бампера заставили конструкторов видоизменить и форму подфарников – они стали более широкими
  3. На заводе в Ижевске Москвич 412 оснащался горизонтальными задними фонарями;
  4. Для автомобилей, предназначенных на экспорт, устанавливалась другая радиаторная решетка вместе с прямоугольными фарами.

Совет: При самостоятельной установке более современных осветительных приборов на Москвич 412 проводку следует заменить. У новых фар больше мощность, а старая проводка не будет ей соответствовать. Кроме того, разные разъемы не позволят без доработки их подключить.

Панель приборов также может вызвать некоторые сложности в обслуживании, поскольку с годами изнашивается механизм счетчика пробега. Новые запчасти для ремонта не выпускаются, проще заменить панель целиком.

Цена советского автомобиля делала его весьма привлекательным и для европейского рынка, что также сказалось на оснащенности отдельных партий машин. В частности:

  1. Москвич 412 поставлялся в Болгарию в виде машинокомплектов, где доводился до продажного состояния и предлагался покупателям под обозначением Rila. Автомобиль дополнительно оснащался новой панелью приборов и радиолой, что потребовало доработки внутри салонной проводки;
  2. Отверточная сборка «412» осуществлялась и в Бельгии. Готовые автомобили продавались под именем Moskvitch Scaldia 1500, а из особенностей можно отметить установку дизельных двигателей западного производства и различной комплектации электрооборудования.

Совет: существовавший дефицит вынуждал автолюбителей, работавших в соцстранах, приобретать и ввозить на территорию СССР автомобили с западной комплектацией. И при обслуживании своими руками возникали вопросы относительно принадлежности проводки, не обозначенной в заводской схеме.

Выводы: как видите, одна и та же модель автомобиля Москвич 412 могла иметь различия, что сказывается на ее работе и обслуживании. При эксплуатации авто следует учитывать не только конструктивные особенности, но и модификации.

Москвич-408Б

«Москвич-408» — один из самых популярных легковых автомобилей в СССР второй половины 60-х и 70-х годов. Он выпускался Московским Заводом малолитражных автомобилей МЗМА, который как раз в разгар выпуска этого автомобиля (в 1968 году) был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола АЗЛК.

Кузов автомобиля полностью разработан конструкторами МЗМА без участия коллег других советских автозаводов или из НАМИ. Дизайн кузова «Москвича-408» не повторял ни одну иностранную модель и являлся стопроцентной отечественной разработкой. Автором внешнего вида этого автомобиля стал художник-конструктор АЗЛК Б.С. Иванов. Исходный вариант «Москвича-408» выпускался с ноября 1964 года, до июня 1965-го — параллельно с прежней моделью «Москвич-403».

Читать еще:  Газ 31029 двигатель троит

К исходу 1969 года завод подготовил модернизацию внешнего вида (рестайлинг) «Москвича». Первые машины с обновленной внешностью сошли с конвейера в середине декабря 1969-го, до конца года «Москвичи» старого и нового образца собирали параллельно, а с января 1970-го завод полностью перешел на модернизированную модель. Новый вариант отличался прямоугольными фарами фирмы FER (ГДР), радиаторной решеткой, измененной формой багажника и задних сигнальных фонарей. Дизайн-проект обновленной внешности разработан художником-конструктором АЗЛК М.А. Елбаевым.

С октября 1967 года АЗЛК выпускал «Москвич-408» параллельно с автомобилем «Москвич-412», отличавшимся новым двигателем принципиально измененной конструкции. Также у модели 412 рычаг переключения передач с 1968 года располагался на полу, а у модели 408 до 1973-го — на рулевой колонке. Внешне эти автомобили ничем не различались между собой ни до рестайлинга 1970 года, ни после него.

В сентябре 1971 года была введена в эксплуатацию новая территория завода АЗЛК, расположенная не внутри нынешнего Третьего транспортного кольца, а с его наружной стороны. Поэтому в 1972-1975 годах объемы выпуска автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412» увеличились в несколько раз. В 1976 году на смену этим автомобилям пришла новая серия «Москвич-2138» (с двигателем 408) и «Москвич-2140» (с двигателем 412), ставшая успешным и достойным конкурентом автомобилям «Жигули».

В коллекции Музея находится редкая модификация автомобиля «Москвич-408Б» , предназначенная для инвалидов. Такие машины завод выпускал в небольшом количестве. В отличие от инвалидных модификаций «Запорожца» и мотоколясок СМЗ, «Москвичи» с ручным управлением не распределяли через организации Социального обеспечения, а продавали инвалидам только за наличный расчет. Существовали сменные комплекты рычагов для комплектации каждого конкретного «Москвича», рассчитанные на водителей без левой ноги, без правой ноги или без обеих ног.

В Музее — «Москвич-408Б» 1971 года выпуска с пробегом менее 10 тысяч километров, сохранившийся без реставрации со всеми оригинальными деталями кузова и агрегатов, в «родной» заводской окраске. Данный автомобиль оснащен ручным приводом педали тормоза.

Техническая характеристика

Один на миллион: «Москвич-408»

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Все уже поздравили мужчин с профессиональным праздником, а я свою пост-праздничную колонку хочу адресовать одному Москвичу. О таких говорят «один на миллион», «душа компании» и «мировой мужчина» — всё это про «Москвич-408» и всё это правда.

Идет сборка автомобилей «Москвич-408». Из архива В. Хухлаева

Легендарный автомобиль открыл третье поколение, рождённое на МЗМА. Не вдруг, конечно. Сначала на 403-й модели появились новые двигатель и шасси, а к сентябрю 1964 был готов и кузов, в котором собрались все модные веяния дизайна и передовые технические решения тех лет.

Рабочие завода приветствуют окончание сборки миллионного автомобиля. из выпущенных заводом за время его существования. Из архива В. Хухлаева

Визитной карточкой «Москвича-408» стал фирменный нос с обратным наклоном радиаторной решётки и небольшими «капюшонами» над фарами. Прибавьте к этому новые тринадцатидюймовые колёса (вместо привычных пятнадцати), панорамные переднее и заднее стёкла, изящные двери, приличную шумоизоляцию и отопление, и поймёте, что этому «Москвичу» просто суждено было сорвать фанфары и стать миллионным автомобилем, выпущенным на МЗМА.

Но все знают, как коварна порой бывает красота, поэтому новый «Москвич» хотели сделать также максимально комфортным и безопасным. Так, 408-й красавец стал первой советской машиной, созданной с учётом современных требований к пассивной безопасности. Для этого ему пришлось пройти не одну полосу смертельно опасных препятствий на дмитровском полигоне НАМИ: перевороты, столкновения с бетонным кубом и другими автомобилями. Манекены, пережившие все краш-тесты, подтверждали соответствие 408-й модели европейским стандартам. А значит путь за рубеж был окончательно открыт: не даром этот «Москвич» долгое время оставался самым экспортируемым советским автомобилем, а объёмы партий, покидавших страну Советов, превышали половину всего выпуска.

«Москвич-408» стал настолько культовым, что его передали для выпуска на возрождённый автозавод в Ижевск. Название, номер модели и даже надпись «Москвич» на крышке багажника сохранили. Только на решётке радиатора удмуртских двойников легенды МЗМА появилась эмблема «Иж».

На основе 408-й модели было выпущено много замечательных автомобилей: и 412-я с новым 75-сильным двигателем, и универсалы и даже детские педальные автомобильчики — они выпускались на соседнем конвейере с «взрослыми» машинами. Но один прототип точно попадает под категорию «невероятно, но факт»: кабриолет «Москвич Гран Туризмо» 1964 года рождения, а для своих просто «Турист». Стильный, элегантный — самое то для серпантинов Лазурного берега, особенно если осторожно выпускать по 150 экземпляров в год. Однако ни на французскую, ни даже на крымскую ривьеру разработка так и не добралась. Причина отказа проста и прозаична: помимо второстепенной модификации у конструкторов МЗМА было ещё слишком много головной боли.

Миллионный Москвич-408 на Ленинских горах в пробном пробеге по городу. Москва, 1967 г. Из архива В. Хухлаева

В целом, дела у «Москвича-408», конечно, шли в гору. Даже летели. И знаменитая сцена из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая с эпическим полётом этого автомобиля очень точно совпала с умопомрачительными высотами в биографии МЗМА. А 408-я модель осталась в памяти поколения «битников» как самый народный и горячо любимый автомобиль. Давайте вспоминать вместе!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector