Двигатель автомобиля как основное средство

Двигатель автомобиля как основное средство

Дата публикации 01.01.2021

В связи с поломкой двигателя в автомобиле организация закупила и установила в автомобиль новый двигатель стоимостью 126 000,00 руб. (в т.ч. НДС 20% – 21 000,00 руб.). Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить операцию по замене двигателя?

Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.

Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.

Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.

При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).

  1. Ремонт автомобиля

Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к запасам организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 9, п. 11, п. 12 ФСБУ 5/2019).

После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).

В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).

  1. Модернизация автомобиля

В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Смотрите также

  • Как подтвердить необходимость проведения ремонта
  • Можно ли единовременно учесть затраты на восстановление (ремонт) основного средства, в результате которого характеристики объекта улучшились?

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

При замене на автомобиле старого двигателя на новый, в целях налогового учета, что происходит ремонт или модернизация?

Вопрос: При замене на автомобиле старого двигателя на новый, в целях налогового учета, что происходит ремонт или модернизация? И влияет ли большая мощность в новом двигателе на порядок учета расходов? Как отразить в бухгалтерском учете ремонт и модернизацию?

Ответ: Произошла замена на автомобиле старого двигателя на новый.

Ситуация 1.
Если машина работала и со старым двигателем, но его заменили на новый (например, более мощный), то произошло техническое перевооружение основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ). То есть расходы на новый двигатель нужно будет включить в первоначальную стоимость автомобиля.

Ситуация 2.
Если же двигатель сломался, и его заменили на двигатель с аналогичными параметрами, то это считается ремонтом, и стоимость нового двигателя можно отнести на расходы текущего периода (понятие ремонта в НК РФ отсутствует, подразумевается, что ремонт представляет собой поддержание или восстановление первоначальных качеств объекта, можно, например, сослаться на Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2007 ? А74-3968/06-Ф02-3757/07).

Ситуация 3.
Изношенный двигатель заменили на агрегат с большей мощностью. Возникает спорная ситуация: если организация данные расходы отнесет на расходы как ремонт основного средства, то налоговые органы могут обвинить организацию в том, что она завысила расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, поскольку расходы на техническое перевооружение основных средств должны быть списаны через амортизацию, а не единовременно, и как следствие могут доначислить налог на прибыль, пени и штрафные санкции.

Техническое перевооружение основных средств — комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. То есть ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а техническое перевооружение основных средств (модернизация, реконструкция) на их увеличение (улучшение) или создание новых.

Читать еще:  Гибрид стуки в двигателе

Но даже если в ходе проведения капитального ремонта изношенные детали были заменены на более совершенные, это не свидетельствует о наличии признаков техническое перевооружение основных средств (модернизация, реконструкция), расходы на которую должны увеличивать первоначальную стоимость объекта.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 ? А56-20587/2006 рассматривается ситуация с ремонтом катера. Организация, к которой инспекция предъявила претензии, осуществила замену пришедшего в негодность двигателя катера на двигатель, мощность которого в два раза выше. Инспекция сочла, что в данном случае имеет место не ремонт, а модернизация или техническое перевооружение. Следовательно, по ее мнению, увеличению подлежит первоначальная стоимость катера, а не расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Однако суд с этим не согласился и вынес решение в пользу налогоплательщика.

Т.е. в рассматриваемой третьей ситуации правомерно отнести стоимость нового двигателя на текущие расходы. Но если налоговые органы предъявят претензии, нужно быть готовым оспорить их решение в судебном порядке.

Списание расходов на ремонт автомобиля можно отразить по одной из следующих схем:
1) отнесение расходов на ремонт автомобиля на текущие расходы в том отчетном периоде, в котором расходы произведены;
2) списание расходов за счет резерва на ремонт основных средств (если такой резерв предусмотрен в организации);
3) отнесение сумм расходов на ремонт автомобиля в состав расходов будущих периодов с последующим их списанием на расходы в порядке, закрепленным в учетной политике организации;
4) включение расходов на замену двигателя в состав капитальных вложений в случае модернизации автомобиля.

Рассмотрим варианты 1 и 4.

Отнесение расходов на приобретение двигателя на текущие расходы.

ОС или запчасть

Подскажите пожалуйста,
Как оприходовать мотор для лодки (стоит 75 т.р.)как основное средство или как запчасть. (Мотор может быть использован на разных лодках)
Спасибо.

Если речь идет о съемном моторе, то это ОС.
Да и при стационарном. его тоже можно учитывать, как ОС, в силу разного СПИ.

«Согласно ПБУ 6/01:
«4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.»

Далее п.6 ПБУ 6/01:
«. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.»

Как запчасть, в любом случае, приходовать нельзя, т.к. в том же ПБУ установлен лимит для МПЗ 20 000 руб. Так что мое мнение приходовать нужно как ОС, но есть еще вариант как оборудование (сч.07).
А вообще, внимательно изучите ПБУ 6/01 и определитесь, как для Вас будет вернее.»

а какой тогда код по Классификатору будет, если это ОС?
для справки, из Классификатора:
Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно — сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно — сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

какую функцию может выполнять мотор отдельно?

> какую функцию может выполнять мотор отдельно?

Меня в этом случае всегда интересует вопрос: а какую функцию может выполнять токарный, например, станок, если к нему не подведено электричество? А если подведено, значит ли это, что в комплекс надо включать и трансформаторную подстанцию?
Мотор может выполнять функцию движителя.

> Как запчасть, в любом случае, приходовать нельзя,
Бред полнейший.
Если двигатель учтен в составе ОС (например, двигатель автомобиля), его приобретение для замены вышедшего из строя будет запчастью НЕЗАВИСИМО от того, сколько он стОит.
ПБУ 5/01 ограничения в стоимости не содержит.

«Перед тем, как отсылать меня к классификатору, неплохо бы во-первых, его самому почитать.
Тем более такому амбициозному, как ты.
Примеров там с двигателями более, чем достаточно, особенно с электрическими.
И во-вторых, изучение следует начинать с букваря. Например, с приказа Минфина 91н.
Там для особо упертых приведен достаточно красноречивый пример:

> Авиационные двигатели гражданской авиации в силу того обстоятельства, что срок полезного использования указанных двигателей отличается от срока полезного использования воздушного судна, учитываются как отдельные инвентарные объекты.

Авиационный двигатель, в силу его характеристик и особенностей эксплуатации гораздо более сочленен с самолетом чем любой другой двигатель ;))
Так что. учи сначала матчасть, а потом возражай. «

про матчасть уже слышали и про авиационные двигатели.
только:
1. это не авиационный двигатель
2. где сказано, что если мотор снимается, то это объект ОС?
3. все-таки, если признать двигатель ОС, то какой код ОКОФ вы присвоите?

Читать еще:  Бензиновый двигатель работает как дизель форд фокус

> > какую функцию может выполнять мотор отдельно?
>
> Меня в этом случае всегда интересует вопрос: а какую функцию может выполнять токарный, например, станок, если к нему не подведено электричество? А если подведено, значит ли это, что в комплекс надо включать и трансформаторную подстанцию?
> Мотор может выполнять функцию движителя.

1. если к токарному станку не подведено электричество, то он не введен в эксплуатацию. в учете это будет как затраты на приобретение токарного станка на 08 счете. как подведете электричество, введете в эксплуатацию, то это будет ОС токарный станок на 01 счете. а если станок введен в эксплуатацию и не подвели электричество, то вводом в эксплуатацию вы признаете, что электричество все-таки подведено.
2. чтобы определить, что входит в состав ОС, посмотрите в т.ч. классификатор. трансформаторные подстанции выделены отдельно и у них совсем другие функции.
заметьте, если трансформаторная подстанция «под крышей», то сама трансформаторная подстанция будет отдельным ОС и здание для нее будет отдельным ОС, т.к. обычно у них срок полезного использования разный.
3. теперь к нашим баранам. ) попробуйте мотор от лодки заправить топливом, поставить в воду и завести. какую функцию он будет выполнять? только тонуть. двигать он явно ничего не сможет.

Учитываем отдельные элементы основного средства

Для моторной лодки, числящейся на балансе организации в составе основных средств, был приобретен мотор лодочный. Вновь приобретенный мотор по техническим характеристикам совпадает с эксплуатируемым мотором. Эксплуатация мотора в ближайшее время не предполагается. Куда относится данный актив: к основным средствам или к материально-производственным запасам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, мотор лодочный не может быть учтен в качестве объекта основных средств, а должен учитываться в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов на субсчете «Запасные части» счета 10.

Обоснование вывода:

При отнесении актива к основным средствам или материально-производственным запасам (далее — МПЗ) необходимо определить назначение и характеристики объекта.

Основным нормативным документом, регулирующим учет основных средств, является ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Учет МПЗ регулирует ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В соответствии п. 4 ПБУ 6/01 в качестве основных средств активы принимаются организацией к бухгалтерскому учету, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Однако, несмотря на то, что, на первый взгляд, мотор лодочный удовлетворяет этим четырем критериям, его нельзя признать отдельным инвентарным объектом, выполняющим самостоятельные функции.

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Так как мотор самостоятельно без лодки не может выполнять никаких функций, то, по нашему мнению, его нельзя учесть в качестве самостоятельного объекта основных средств.

Основные средства необходимо поддерживать в рабочем состоянии, что требует определенных затрат.

В соответствии с п. 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
При этом в ПБУ 6/01 не раскрываются понятия ремонта, модернизации и реконструкции.

Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства.

Согласно п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Применительно к рассматриваемой ситуации можно было бы говорить о модернизации основного средства. Но, поскольку в рассматриваемом случае мощность приобретенного мотора не превышает мощности старого мотора, рассматривать замену мотора как модернизацию основного средства оснований нет.

Следовательно, замену мотора на моторной лодке можно квалифицировать как ее ремонт с последующим включением расходов на его приобретение в состав расходов по обычным видам деятельности при вводе мотора в эксплуатацию.

В соответствии п. 2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

— используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

— предназначенные для продажи;

— используемые для управленческих нужд организации.

В отдельные группы выделены такие МПЗ, как готовая продукция и товары. А все остальные МПЗ (сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, тара, хозяйственные принадлежности и подобные ценности), согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, отражаются на счете 10 «Материалы».

В рассматриваемой ситуации приобретение лодочного мотора должно быть отражено на субсчете «Запасные части» счета 10.

После принятия организацией решения о списании старого мотора и ввода в эксплуатацию нового мотора учтенная на счете 10 фактическая себестоимость мотора будет списана на счета учета затрат (20, 23 и т.д.) в соответствии с учетной политикой организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Читать еще:  Duramax что за двигатель форум

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
Компания «Гарант», г.Москва

Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относятся к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).

Обоснование

К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:

— 310.29.10.2 Автомобили легковые

— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые

— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 2017 года

(с 01.01.2017 изменилось нормативное регулирование вопроса)

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Рубрики:

Советуем прочитать

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector