Двигатель cat 3116 технические характеристики
ТЕХНОЛОГИЯ МИРОВОГО КЛАССА. Двигатель Cat» 3116 ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ — О. t * CATERPILLAR
-
Анна Геева 4 лет назад Просмотров:
1 ТЕХНОЛОГИЯ МИРОВОГО КЛАССА 231 Двигатель Cat» 3116 ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ — О t * CATERPILLAR
2 Высокая производительность умеренно тяжелым режимом Уникальная мощность. Высокая производительность. Топливоэкономичность. Надежность. В двигателе Cat 3116 для грузовых автомобилей и автобусов сочетаются преимущества двигателей Cat, предназначенных для тяжелых режимов работы, и преимущества дизелей для умеренно тяжелых режимов. Это — весьма ценное качество для пробегов на дальние расстояния. Высокий крутящий момент и высокая мощность в широком рабочем диапазоне, показывают, что двигатель 3116 применим в целом ряде областей, требующих умеренно
3 ь заложена в двигатель с /L работы ГИ- г, тяжелого режима работы. Двигатель 3116 неоднократно доказывал свою способность к высокой производительно. Двигатель 3116 принесет вам также много выгод уже по одному тому, что он требует меньше технического ухода, является более надежным, обладает большим ресурсом. Все эти преимущества сокращают общие расходы на двигатель и обеспечивают более высокую рентабельность. При нынешней сложности рынка двигатель 3116 будет разумным выбором. В КОНСТРУКЦИЮ ВХОДЯТ КОМПОНЕНТЫ НАИЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА Блок цилиндров Блок цилиндров — это прочный фундамент долговечности двигателя. Блок цилиндров 3116, непревзойденной прочности, с удлиненной нижней частью, изготовляется из легированного чугуна прочностью не менее ф/кв.д (206,7 Мпа). Максимальная долговечность обеспечивается достаточной толщиной поперечных перемычек, передней и задней. Коленчатый вал из кованой стали Другим компонентом, от которого зависит долговечность двигателя, является его коленчатый вал. Конструкция двигателя 3116, из кованой стали, с индукционной закалкой, обеспечивает незаурядную надежность и облегчает техническое обслуживание. Поскольку у коленчатого вала двигателя 3116 диаметр коренного подшипника значительно больше, чем у конкурирующих моделей, нагрузка распределяется на площади более значительных размеров. Результатом являются больший ресурс до капитального ремонта, повышенная надежность, более низкие затраты за весь срок службы двигателя.
4 ** I ; » *** Конструкторские решения — эффективность мирового Высокая топливоэкономичность Двигатель 3116 отличается компактными, работающими под высоким давлением форсунками, с предельной точностью регулирующими подачу топлива, превосходным показателем пробега в милях на галлон израсходованного топлива,низким выделением выхлопных газов. Кроме того, отсутствие наружных топливопроводов высокого давления обеспечивает впрыск под очень высоким давлением и точность его регулирования. Форсунки размещены в латунных втулках, которые изолируют их от газов сгорания и охлаждающей жидкости. Это обеспечивает их долговечность и облегчает технический уход. Поршни для тяжелых рабочих режимов Охлаждаемые маслом поршни, предназначенные для работы в тяжелых условиях, отличаются длительным сроком службы, бесшумной работой, полнотой сгорания топлива, низким выделением отработавших газов. В двигателях 3116 с более низкой мощностью, используются цельные алюминиевые, трехколыдевые поршни с эксцентричной выточкой. Вариант двигателя более высокой мощности снабжен сочлененным поршнем, состоящим из двух частей, с головкой из кованой стали и с литой алюминиевой юбкой. При наличии стали в своих наиболее нагруженных частях, поршень обладает более высокой прочностью в сравнении с поршнями из алюминия. Это способствует также предотвращению трещин на закраинах поршня при высоких внутренних температурах, которые могут возникнуть в некоторых областях применения.
5 класса Шатуны Шатуны из кованой стали обеспечивают продолжительный срок службы, так как скошенный конец шатуна увеличивает контактную поверхность между его подшипником и поршневым пальцем. Нагрузка распределяется на площади больших размеров, что сокращает силу ударной нагрузки и механическое напряжение. Шатуны можно снимать через верх двигателя — это облегчает обслуживание. Следящие ролики толкателя Следящие ролики толкателя резко снижают потери на трение и износ, что повышает топливоэкономичность двигателя. Следящие ролики размещены на колебательном рычаге, причем обычно такая компоновка предназначается для двигателей с тяжелым рабочим режимом. Распределительный вал и следящие ролики размещены высоко в блоке цилиндров. Это дает возможность использовать короткие штоки толкателей, сокращая таким образом силу инерции и обеспечивая более точное регулирование времени открытия и закрытия клапанов. Боковые крышки обеспечивают быстрый доступ к следящим роликам, облегчают осмотр выступов кулачков и снятие штоков толкателей без снятия кулачков. mttuin ‘*ЯШ
6 Материально-техническое обслуживание всегда и повсюду, Вы — владелец двигателей наивысшего качества. Пользуйтесь же фирменными запчастями и техническим обслуживанием Caterpillar, чтобы извлечь из ваших двигателей Cat для грузовых автомобилей максимальный ресурс и максимальную производительность. Наличие, в ключевых местах, квалифицированных центров технического обслуживания Caterpillar гарантирует вам легкий доступ к фирменным запчастям и техобслуживанию. По своей ценности и качеству, материально-техническое обслуживание Caterpillar не имеет себе равного. После инвестирования в двигатель Cat для грузовых автомобилей или для автобусов, вашим следующим, наиболее выгодным деловым решением будет неизменное использование запчастей и технического обслуживания Cat.
7 где оно требуется т^^явяшшшшяяяшяшяшившшт Технические характеристики двигателя Cat 3116 для грузовых автомобилей Сертификация ЕВРО II Номинальная мощность двигателя [в л. с. при об/ми] 170 при при * при при * при * при при при при при 2450 Максимальный крутящий момент [в фунт/фут при об/мин] 420 при при при при при при при при при при 1470 Увеличение крутящего момента [в%] * Пониженная уставка крутящего момента для автоматических коробок передач. Выбор технических спецификаций для грузового автомобиля при помощи компьютера Секрет правильного выбора технических спецификаций кроется в проведении подробного анализа требований заказчика и правильном выборе компонентов трансмиссии, чтобы обеспечить максимальную производительность и экономию топлива. «КэтТрак Энджин Про» является программным обеспечением на основе СД-РОМ, которое позволяет сравнивать рабочие характеристики конкретных компонентов трансмиссии в различных комбинациях. Оно содержит также предназначенную исключительно для транспортных нужд программу моделирования маршрутов, позволяющую подвергать выбранные спецификации испытанию на более чем миль пробега, чтобы с большей точностью оценить рабочие характеристики транспортного средства. За более подробной информацией о программе «Кэт Трак Энджин Про» двигателей Cat для грузовых автомобилей обращайтесь в представительство Caterpillar.
8 Заключение Двигатель 3116 идеален для езды на автомобильных дорогах, для развозки товаров по городским улицам и для целого ряда профессиональных областей применения, в том числе для вывозки мусора, строительных работ, уборки снега, а также для использования на грузовых автомобилях общего назначения, снабженных грузоподъемной стрелой. За справками можно обращаться по следующим адресам: CATERPILLAR OVERSEAS S.A. Power Systems Department 76, route de Frontenex BP 6000, CH-1211 Geneva 6 Switzerland Telephone: Telefax: (41 22) (41 22) КАТЕРПИЛЛАР ОВЕРСИЗ C.A. Москва Краснопролетарская ул,, 2/4, стр. 13 Тел: (095) Факс: (095) КАТЕРПИЛЛАР ОВЕРСИЗ С.А. Санкт-Петербург наб. р. Мойки, 14, офис 2 Тел.: Факс: (812) (812) КАТЕРПИЛЛАР ОВЕРСИЗ С.А. Владивосток ул. Станюковича, 29а Тел.: Факс: (4232) (4232) КАТЕРПИЛЛАР ОВЕРСИЗ С.А. Алматы ул. Толы-би, 69 Тел.: Факс: (3272) (3272) КАТЕРПИЛЛАР ОВЕРСИЗ С.А. Хабаровск ул. Дзержинского, д. 43, кв. 605 Тел.: Факс: (4212) (4212) CATERPILLAR Напечатано в Швейцарии 1996 Caterpillar Inc. LRCT6515 (7/97)
ДВИГАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬ 2ZR-FE
ДВИГТЕЛЬ ДВИГТЕЛЬ 2ZR-FE -99 J ДВИГТЕЛЬ 1. Крышка головки блока цилиндров D Используется литая алюминиевая крышка головки блока цилиндров, отличающая малым весом и высокой прочностью. D Внутри крышки головки
CATERPILLAR 3116-3126
ООО «Компания «Детройт-СТ» является поставщиком запасных частей к дизельным двигателям Caterpillar. С качественными запасными частями Ваш двигатель после ремонта будет работать как новый. Продлите жизнь Вашему дизельному двигателю, не жертвуя производительностью выполняемой им работы, благодаря высококачественным запасным частям. Мы предлагаем оригинальные запасные части и их аналоги для дизельных двигателей Катерпиллар производства США и Европы В НАЛИЧИИ и под заказ.
Для идентификации запасных частей Caterpillar мы используем трехзначный префикс и следующий за ним цифровой серийный номер. Префикс и номер Вы можете посмотреть в документах на технику либо на идентификационной табличке Caterpillar. Зная префикс и серийный номер, наши специалисты подберут запасные части в строгом соответствии с Вашей модификацией двигателя Caterpillar. Таким образом исключается возможность ошибки при заказе. Если вам неизвестен номер требуемой запчасти, то и в этом случае вам помогут наши специалисты — подберут нужную запчасть, оформим и поставим Ваш заказ в кратчайшие сроки.
Компания «Детройт-СТ» предоставляет весь спектр услуг по диагностике и ремонту двигателей Caterpillar, устанавливаемых на спецтехнику (экскаваторы, бульдозеры, фронтальные погрузчики, краны и т.д.), дизель-генераторные установки и различное промышленное оборудование. Благодаря слаженному коллективу профессионалов, обладающих многолетним опытом в сфере ремонта двигателей, а также наличию профессионального оборудования и специнструмента, «Детройт-СТ» выполняет ремонт моторов Катерпиллар любой сложности. Мы, в отличие от многих конкурентов, даём расширенную гарантию на проведенный капитальный ремонт двигателей Катерпиллар сроком на 1 год или 2000 моточасов!
Список запчастей CATERPILLAR 3116-3126
№ | Наименование | Каталожные номера |
1 | Клапан впуск CAT 3116 | 7W-8064 |
2 | Клапан выпуск CAT 3116 | 136-0819 |
3 | Направляющая клапана CAT 3116 | 9Y-8848 |
4 | Пружина клапана выпускного CAT 3116 | 6I-2307 |
5 | Пружина клапана впускного CAT 3116 | 7C-4273 |
6 | Сухарь клапана CAT 3116 | 1W2715 |
7 | Маслосъемные колпачки CAT 3116 | 119-3036 |
8 | Стаканы форсунки CAT 3116 | 119-3061 |
9 | Рукав воздушного компрессора CAT 3116 | 090-7055 |
10 | Прокладка крышки картера распределительных шестерен CAT 3116 | 7W-6552 |
11 | Прокладка заглушки CAT 3116 | 135-9819 |
12 | Прокладка клапанной крышки CAT 3116 | 119-2940 |
13 | Вкладыши коренные CAT 3116 | 107-7708 |
14 | Упорный подшипник CAT 3116 | 212-4893 |
15 | Форсунка охлаждения поршня CAT 3116 | 4P-5651 |
16 | Втулка распредвала CAT 3116 | 216-5586 |
17 | Втулка распредвала CAT 3116 | 2w—7213 |
18 | Ремень помпы CAT 3116 | 7E-0744 |
19 | Подшипник ролика нятяжного CAT 3116 | 117-7114 |
20 | Болт крепления маховика CAT 3116 | 5P-8245 |
21 | Шайба болта CAT 3116 | 7X-3350 |
22 | Рукав воздушного компрессора CAT 3116 | 127-4976 |
23 | Рукав воздушного компрессора CAT 3116 | 118-0284 |
24 | Штанга клапанная CAT 3116 | 6I-1241 |
25 | Штанга форсуносная CAT 3116 | 4P-8577 |
26 | Толкатель CAT 3116 | 7E-6794 |
27 | Толкатель CAT 3116 | 146-8147 |
28 | Прокладка поддона CAT 3116 | 115-4202 |
29 | Вкладыш шатуна CAT 3116 | 7W-9415 |
30 | Поршень головка CAT 3116 | 107-7553 |
31 | Поршень юбка CAT 3116 | 107-7791 |
32 | Кольца поршневые CAT 3116 | 107-7787 |
33 | Кольца поршневые CAT 3116 | 4P-1807 |
34 | Кольца поршневые CAT 3116 | 4P-1806 |
35 | Палец CAT 3116 | 7C-3901 |
36 | Стопора CAT 3116 | 7C-0111 |
37 | Вкладыш шатуна CAT 3116 | 224-6638 |
38 | Юбка поршня CAT 3116 | 238-2716 |
39 | Сальник КВ передний CAT 3116 | 245-7339 |
40 | Сальник КВ задний CAT 3116 | 7С-3571 |
41 | Фильтр масляный CAT 3116 | 1R-1807 |
42 | Прокладка подачи масла CAT 3116 | 1S-7057 |
43 | Прокладка слива масла CAT 3116 | 7W-2398 |
44 | Насос масляный CAT 3116 | 200-4497 |
45 | Термостат CAT 3116 | 119-3075 |
46 | Прокладка крышки термостата CAT 3116 | 195-7339 |
47 | Прокладка корпуса термостата CAT 3116 | 2W-7212 |
48 | Насос водяной CAT 3116 | 4P-3683 |
49 | Насос водяной CAT 3116 | 126-5918 |
50 | Прокладка впускного коллектора CAT 3116 | 4P-1624 |
51 | Прокладка выпускного коллектора CAT 3116 | 6I-3034 |
52 | Прокладка корпуса коромысел CAT 3116 | 6V-5223 |
53 | Турбина CAT 3116 | 133-5324 |
54 | Прокладка CAT 3116 | 7С-7434 |
55 | Фильтр топливный CAT 3116 | 1R-0751 |
56 | Форсунка CAT 3116 | 127-8225 |
57 | Болт крепления форсунки CAT 3116 | 139-5925 |
58 | Щуп масляный CAT 3116 | 205-3983 |
Ремонт двигателей Caterpillar 3116-3126
Компания «Детройт-СТ» осуществляет поставку широкого перечня запчастей и выполняет текущий и капитальный ремонт Caterpillar 3116-3126.
Перечень выполняемых работ
- диагностика моторов;
- дефектоскопия деталей;
- разборка/сборка моторов;
- ремонт головок блока цилиндров;
- замена цилиндро-поршневой группы;
- починка коленчатого вала и замена подшипников;
- регулировка и отладка топливной аппаратуры;
- капитальный ремонт двигателей Caterpillar.
Более подробную информацию Вы можете получить у наших специалистов по телефону: (343) 288-78-48.
Модельный ряд двигателей Caterpillar 3116-3126
Нажав на интересующую Вас вкладку вы можете получить дополнительную информацию по техническим характеристикам и ремонту двигателей Caterpillar 3116-3126.
- Caterpillar 3116
- Caterpillar 3126
Двигатель Caterpillar 3116 устанавливается на спецтехнику, грузовую технику и автобусы. В России наибольшее количество двигателей Caterpillar 3116 можно встретить на автобусах марки ЛиАЗ. Опыт ремонта и эксплуатации показывает высокую надежность и экономичность данных двигателей. Установленная на двигателе топливная система с насос-форсунками долговечна при условии использования качествнного топлива, но нуждается в претензионной регулировке с использованием индикатора с часовой стрелкой.
Количество и расположение цилиндров: 6 цилиндров, рядно;
Рабочий объем: 6600 см 3 ;
Максимальная мощность в зависимости от модификации: 170 — 275 л.с.;
Вес: 550 кг.
Двигатель Caterpillar 3126 был разработан компанией Caterpillar в конце 90-х годов. Двигатель имеет электронное управление и топливную систему с насос-форсунками. Устанавливается Caterpillar 3126 на грузовую технику, спецтехнику и автобусы.
Количество и расположение цилиндров: 6 цилиндров, рядно;
Рабочий объем: 7200 см 3 ;
Максимальная мощность в зависимости от модификации: 175 — 300 л.с.;
Вес : 720 кг.
Силовой экопродукт
По экологическим параметрам российские автобусы уже превосходят отечественные легковые машины. Добиться этого удалось за счет партнерства с лидером мирового моторостроения
В июне на городских маршрутах столицы появились первые автобусы особо большого класса — ЛиАЗ-6212. Премьера этих отечественных машин нового поколения состоялась меньше года назад на московском мотор-шоу. Несколько месяцев ушло на доработку, и теперь уровень комфортабельности и технические характеристики модели действительно отвечают международным стандартам. Один из важнейших параметров — соответствие автобуса экологическим нормам «Евро-3», намеченным к повсеместному внедрению в большинстве развитых стран только в 2007 году.
Такие показатели обеспечил автобусу двигатель Caterpillar 3126Е, которым будут оснащаться все ЛиАЗ-6212. В этом моторе американская компания применила свою новейшую технологию впрыска топлива с электронным управлением, позволившую значительно снизить не только объем вредных выбросов, но также расход топлива и уровень шума. Впрочем, и предыдущая модель — Caterpillar 3116 — гарантирует автобусам и грузовикам экологическую безопасность стандарта «Евро-2». Такие моторы поставляются в Россию еще с 1994 года, и на больших городских автобусах ЛиАЗ-5256 их установлено уже более двух тысяч. Судя по динамике, в ближайшие годы сотрудничество российских предприятий с лидером мирового дизельного моторостроения существенно расширится.
Моторы для России
Продвижение двигателей для автомобилей и автобусов на российский рынок компания Caterpillar начала в 1993 году, и уже через несколько месяцев первый мотор был установлен на одну из машин Ликинского автобусного завода. Рассказывают, что представители ЛиАЗа и эксплуатационники тогда очень ревниво и придирчиво следили за экспериментальным автобусом. Но в итоге не могли не признать, что двигатель чрезвычайно эффективен, надежен, ремонтопригоден и обеспечен полной технической поддержкой фирмы-производителя.
Поэтому в 1995 году ЛиАЗ подписал контракт на полтысячи двигателей модели 3116 стоимостью порядка 10 тыс. долларов каждый. Однако по-настоящему прочные связи с Россией у американской фирмы установились в последние три-четыре года — после объединения отечественных автобусных заводов в компанию «Русавтопром», недавно переименованную в «Русские автобусы». Теперь большие сочлененные автобусы с моторами под маркой Cat курсируют по Москве и Подмосковью, Липецку, Белгороду, Калуге, Рязани, Ярославлю, Тольятти. В Санкт-Петербурге один из них прошел 680 тыс. км без единого серьезного ремонта силового агрегата.
Впрочем, случались и казусы. «Придя несколько лет назад на работу в ‘Мострансавто’, я обнаружил двадцать снятых моторов Caterpillar, — рассказывает главный инженер крупнейшего автотранспортного предприятия Московской области Николай Гривас . — Их чуть ли не готовили к списанию, но затем мы решили разобраться, почему такие дорогие двигатели известной марки у нас не работают. Оказалось, их неверно эксплуатировали».
Новые аргументы в свою пользу Caterpillar смогла предъявить подмосковным транспортникам уже непосредственно на заводе в Бельгии, где эти двигатели делают. Увидев, как на предприятии организован технологический процесс, каков уровень производства и контроля качества, российские инженеры иначе взглянули на чуть было не выброшенные моторы и взялись за их восстановление, освоили капремонт. Теперь моторы вновь стоят в машинах и исправно работают, некоторые прошли уже свыше 600 тыс. километров, а «Мострансавто» приобрело еще около 350 машин с такими двигателями.
Видимо, в Caterpillar учли тот опыт. И недавно вместе с компанией «Русские автобусы» вновь организовали поездку на завод неподалеку от Брюсселя большой группы руководителей отечественных автотранспортных предприятий. Пригласили и корреспондента «Эксперта».
За заводскою проходной
Завод в городке Гесселис — важнейшее предприятие компании за пределами США. Три его огромных корпуса компактно размещены на 98 га, есть своя водонапорная башня и электроподстанция, просторная площадка для готовой продукции, железнодорожная ветка, рядом — крупная дорожная развязка. В 1993 году завершилась реконструкция предприятия по программе «Завод будущего», длившаяся восемь лет. За это время в него было вложено почти 400 млн долларов, и до сих пор объемы ежегодных инвестиций составляют порядка 20 млн.
Сегодня здесь производят шесть моделей погрузчиков и восемь моделей гусеничных экскаваторов грузоподъемностью от 20 до 80 тонн, а также всевозможные транспортные двигатели не ниже стандарта «Евро-2» и приличный ассортимент комплектующих. Чуть более 4 тыс. работников завода в прошлом году произвели продукции на 853 млн евро, а чистая прибыль составила 8,1 млн евро.
Изумрудные травяные лужайки и цветущие кустарники вокруг производственных корпусов поначалу действительно заставляют думать, что «завод будущего» и внутри напоминает хирургическое отделение больницы. Однако управляющий по продажам двигателей для грузовых автомобилей, автобусов и сельхозтехники московского представительства Caterpillar Алишер Оспанханов подчеркивает: «Вы увидите, что это предприятие похоже на многие другие современные заводы, и люди здесь работают совершенно обычные. Но дело организовано так, что на выходе мы получаем самую лучшую продукцию».
Мы убедились в этом, пройдя по всей технологической цепочке сборки двигателей для автомобилей и автобусов. Бельгийские рабочие и впрямь от своих российских коллег внешне почти не отличаются: в перерыве на скамеечках или прямо на полу между станками перекусывают, играют в карты, обсуждают футбол. К работе тоже приступают как бы неспешно, однако все делают четко и слаженно, без лишних движений. Это на тех участках, где без людей не обойтись. А еще массу всевозможных операций выполняют роботы, и даже доставка заготовок и деталей на многих этапах автоматизирована, вплоть до передвижения электрокаров.
Даже мелкие детали (например, болты) отбалансированы и взвешены, так что никаких отклонений в собранном моторе быть не может. Более того, еще на подготовительном этапе для каждого отдельного двигателя готовится свой комплект деталей. Скажем, кольца притираются к конкретным поршням, нумеруются, и затем они уже ни в коем случае не попадут на какой-то другой мотор. А степень усилия, с которым закручиваются болты, фиксируется компьютером и остается в его памяти. На конвейере каждый двигатель сопровождается сборочным листом, где указана его спецификация и установочные параметры; там же каждый сборщик после своей операции ставит личную печать. По этим данным даже через годы можно восстановить всю технологическую цепочку и выявить, где и кем допущен брак, если таковой обнаружится.
Завершающий этап — проверка продукции. Каждый двигатель на стендах по часу гоняют во всех режимах: прогрев, холостые и средние обороты, полная нагрузка. Тут же электроника замеряет параметры выброса вредных веществ, шумов. Так, при обнаружении повышенного шума всего в несколько долей децибела (даже неразличимых человеческим ухом) двигатель разбирают и заново доводят до нужных параметров. Наконец, каждый готовый мотор фотографируют, и затем снимок вместе со спецификацией вкладывается в паспорт.
«Умные» двигатели
Видя на улицах заполненные пассажирами автобусы, мало кто из нас задумывается, чем эти машины приводятся в движение. Между тем современные автомобильные двигатели становятся все более сложными и «умными».
Скажем, поставляемый на ЛиАЗ мотор Caterpillar 3126Е обладает просто фантастическими возможностями. Его электронный блок хранит в памяти информацию о работе всех систем, начиная с момента первого запуска на заводском конвейере. Все данные по 23 параметрам работы двигателя можно в течение минуты вывести на дисплей водителя, экран ноутбука и даже карманной электронной книжки. И узнать, каковы были в тот или иной момент температура охлаждающей жидкости, давление масла или режим работы силового агрегата. При этом одиннадцать параметров тут же можно перепрограммировать (например, выставить максимальные и холостые обороты, ограничение скорости, включение противоугонного устройства, время работы холостого хода, после которого мотор будет автоматически глохнуть).
Информация с электронного блока становится незаменимой при учете и планировании затрат транспортных предприятий. Никакой другой хронометраж и замеры не позволят с точностью до 1 грамма (!) определить, сколько потрачено топлива в тот или иной день или рабочую смену, установить расход топлива на каждый пройденный километр и на холостом ходу, время работы мотора.
Едва ли не самым актуальным в мире сегодня становится вопрос экологической безопасности автомобильных моторов. Руководитель производства двигателей на заводе Caterpillar в Гесселисе Пол Фастре рассказал «Эксперту»:
— Пока в разных государствах подобные требования еще заметно отличаются. Так, в Швеции, Германии, Швейцарии, Австрии нормативы по выбросам, шумам, применяемым маслам гораздо жестче, чем в США и некоторых других странах. Наши инженерные и дизайнерские центры действуют в разных регионах.
— Значит, для различных рынков вы разрабатываете и производите разную продукцию?
— Пока некоторые отличия в поставках действительно существуют, но грани постепенно стираются. К примеру, в Калифорнии действуют очень жесткие экологические стандарты. Они близки к европейским, а в чем-то даже превосходят их. Но уже в 2007 году везде будет введен норматив «Евро-3», и тогда требования в Европе и Америке станут полностью идентичными. Поэтому в Caterpillar стремятся как бы заглядывать в будущее и работать на опережение. Наши конструкторы уже разрабатывают двигатели, в которых можно будет использовать биологическое масло и биологическое топливо. Причем подобные исследования касаются всех видов двигателей: автомобильных, тракторных, корабельных, для буровых установок.
О масштабах научных исследований и конструкторских программ Caterpillar можно судить по цифрам: ежегодно компания тратит на них 100-150 млн долларов, при этом цикл создания нового двигателя составляет в среднем пять-шесть лет. Примером может служить программа ACERT (Advanced Combustion Emission Reduction Technology — «Усовершенствованная технология снижения объема выхлопных газов для двигателей внутреннего сгорания»). Она разрабатывалась шесть лет, была впервые представлена в декабре 2002 года и сразу же признана прорывной. Значительно повысив экологическую безопасность дизельных двигателей, технология ACERT сохранила все их характеристики по мощности, надежности и рентабельности.
Начавшиеся с января 2003 года продажи таких моторов показали, что природосберегающая новинка пользуется хорошим спросом, в связи с чем председатель совета директоров и президент компании Caterpillar Глен Бартон заметил: «Реакция потребителей на нашу технологию ACERT отражает мнение рынка и подтверждает, что мы сделали правильный выбор».
Российских предприятий в числе первых покупателей этой весьма недешевой продукции не оказалось. Однако и опыт компании «Русские автобусы», и готовность властей многих регионов вкладывать средства в надежный, комфортабельный и безопасный общественный транспорт обнадеживают.
Поставки двигателей Caterpillar для российских автобусов
Год | Моторы (шт.) |
---|---|
2001 | 495 |
2002 | 788 |
2003 | 860* |
2004 | 1495* |
2005 | 1921* |
*План. | |
Источник: компания «Русские автобусы» |
Компания Caterpillar («гусеница») была основана в США для выпуска тракторов в 1925 году в результате слияния Holt Caterpillar Company (образованной в начале 1880-х годов Бенджамином Холтом) и фирмы C. L. Best Tractor Co., (созданной в 1910 году). Сегодня Caterpillar признана мировым лидером в производстве техники для горнодобывающей и строительной промышленности, нефте- и газодобычи, заготовки леса (она производит строительные и карьерные самосвалы, экскаваторы, погрузчики, дорожные машины, комплектующие); треть оборота составляют продажи двигателей различного назначения.
В составе компании 115 заводов, расположенных в различных регионах мира. В девяти странах Европы базируется двенадцать предприятий, в том числе завод «Caterpillar-Тосно» в Ленинградской области, с 2000 года выпускающий компоненты для гусеничных тракторов и экскаваторов. Общее число сотрудников Caterpillar (включая 31 дистрибуторский центр) — более 67 тыс. человек. В штате 220 дилеров — еще свыше 90 тыс. работников.
объем продаж компании за 2002 год составил 20,15 млрд долларов, 50% из которых пришлись на США. По итогам I квартала 2003 года доходы от продаж составили 4,82 млрд долларов, а прибыль достигла 129 млн долларов (что на 61% больше аналогичного показателя за январь-март 2002 года). Общий объем инвестиций в исследования и разработки в прошлом году составил 132 млн долларов.
Производство двигателей для мобильной техники было освоено на заводе Caterpillar в 1930 году, а в 1939-м компания выпустила свой первый автомобильный двигатель. Сегодня в модельной линейке ее дизельных моторов для грузовиков и автобусов несколько сотен модификаций двигателей мощностью от 110 до 600 л. с. Моторы с логотипом Cat специалисты называют эталонными по таким параметрам, как надежность, долговечность, экономичность, инновационность.
В России первые тракторы Беста, как и тракторы Холта, появились еще до 1913 года, а в конце 20-х годов Советский Союз приобрел 1350 колесных тракторов Caterpillar. Московское представительство Caterpillar открылось в 1973 году и сейчас занимается операциями на территории всего СНГ.
Двигатели Катерпиллер рождаются в жесткой конкурентной борьбе
История Сaterpillar берет начало от компании Stockton Wheel Company, основанной в 1883 году в Калифорнии братьями Холт, специализировавшимися на выпуске техники для сельского хозяйства. Первым название Сaterpillar получил гусеничный трактор в 1904 году и предприятие начало динамично развиваться, постепенно открывая дочерние фирмы по всему миру, а в 2000 году всемирно известный производитель техники открыл первый завод в России, в Ленобласти.
Сегодня CАT входит в когорту самых крупных международных производителей строительной и горнодобывающей техники. Предприятия по всему миру выпускает землеройные и строительные машины, газовые и дизельные двигатели Катерпиллер, энергетические установки и прочее оборудование.
Область применения двигателей CAT
Компания Сaterpillar является ведущим производителем моторов и турбин, работающих на дизельном топливе. Высокотехнологичные силовые агрегаты САТ, способные обеспечить большую мощность при минимальных затратах горючего и сохранении экологических норм, успешно применяют на:
- спецтехнике и грузовых транспортных средствах
- морском и сухопутном транспорте
- электростанциях
- разноплановом оборудовании.
Двигатели CАТ побеждают Cummins и Detroit Diesel
Сегодня двигатель Сaterpillar опережает на мировом рынке своих главных конкурентов — Cummins и Detroit Diesel, тогда как в 1991 году с ужесточением норм эмиссии в США и переходом на моторы, управляемые электроникой, САТ выпускал добротные моторы 3406В, но, увы, не отвечающие новым нормам.
В 1994 году на рынок выходит версия мотора DD60ser. 12.7 л от Detroit Diesel, захватившая рынок двигателей высокого класса, дорогостоящих и расходных. В то же время Cummins предлагают силовой агрегат М-11 объемом 11,1 л, соответствующий эконом-классу. СAT лишь усовершенствовал существующую версии 3406 с ЕСМ и электронными насос-форсунками, в итоге получился двигатель 3406Е, но с неудовлетворительной ЭБУ и насос-форсунками.
Конкурентная борьба между тремя «китами» вынуждает каждую из компаний искать новые решения при модернизации своих моторов и использовать инновационные технологии при создании новых версий двигателей.
Но не у каждого все складывалось гладко, так М-11 от Cummins считается явной неудачей, зато Detroit Diesel выводит на рынок безупречный 11,1 литровый вариант, затем появился 12,7-литровый агрегат с увеличенной мощностью и лидер сегодняшних продаж в США – 14-лировый мотор с EGR. Но захватить европейский рынок у детройтцев не получилось, зато это удалось Сaterpillar.
В 2002 году CAT выводит на рынок новый силовой агрегат – 3116, который помимо Европы и США стали активно внедрять и в России, сначала по ЕВРО-2, а затем и ЕВРО-3. Зарубежная компания адаптировала мотор под некачественное топливо и масла, сомнительное обслуживание и сложные дорожные условия эксплуатации.
В итоге Сaterpillar победил конкурентов и выдал новый результат – двигатель катерпиллер 12, с экономным расходом горючего, небольшим весом и высокой надежностью. В результате модернизации изменились электронная система, форсунки, фильтрация и подогрев топлива.
Технические характеристики линеек двигателей, использующихся в спецтехнике и грузовых автомобилях
Созданные компанией Катерпиллер двигатели характеризуются, как долговечные, производительные и экономичные силовые агрегаты с высокими эксплуатационными качествами. Их часто устанавливают на специальную с/х технику, дорожные и строительные машины. Современная линейка моторов CAT предлагает передовые инженерные решения для дизельных и газовых силовых установок.
Так многие из моделей оснащены электронными контроллерами HEUI (электронно-управляемыми инжекторами топливной системы гидроприводом), а также электронно-механическими блоками инжектора MEUI, что позволяет сократить выбросы токсинов в атмосферу.
Двигатель 3408
Модель 3408 — это V-образный 8-цилиндровый вариант мотора 3406, впервые представленного еще в 1970-х годах.
Позже был снят с производства. Новый дизельный двигатель 3408 обеспечивает приличную мощность 440-520 л.с. и вырабатывает до 266 кВт электроэнергии. Моторы отличаются длительным сроком службы до 16 000 моточасов.
Двигатель 3412 E
Основные технические характеристики двигателя Сaterpillar линейки 3412Е — уникальная мощность, износоустойчивость и надежность.
12-цилиндровый мотор объемом 27,00 см3 и весом 2200 кг. V-образное расположение цилиндров и невероятная мощность в 1050 л.с., при этом силовой агрегат отличается компактностью, а его ресурс до первого капремонта составляет 16000 моточасов.
Двигатель 3114
Дизельный мотор 3114 с рядным расположением четырех цилиндров отличается особой компактностью, но при этом мощность двигателя достигает 110 л.с. Силовые установки линейки 3114 экономичны, надежны и просты в эксплуатации.
Двигатель C10
Современный дизельный мотор линейки С10 получил 6 цилиндров, расположенных в ряд, непосредственный впрыск Cat Electronic Ignition System, турбонаддув с охладительной системой.
ЭБУ ADEM F4, топливную систему HEUI, высокоэффективные масляные фильтры, облегченную конструкцию блока цилиндров и разъемные шатуны. Объем двигателя 10,3L, максимальная мощность – 425 л.с. при 2200 об/мин.
Двигатель C13
Во всем мире отмечен неограниченный диапазон использования моторов CAT. Двигатель Катерпиллер С13 успешно работает на сельскохозяйственной технике, тяжелых грузовиках и других погрузочно-разгрузочных машинах, гидравлическом, горном и другом промышленном оборудовании.
Максимальная мощность 6-цилиндровика с промежуточным охлаждением достигает 470 л.с.Простой и эффективный турбокомпрессор с балансировочным клапаном обеспечивает оптимальное управление воздухом и повышенную экономичность.
Двигатель 3406С
Моторы линейки 3406 обеспечивают высокую производительность и долговечности, для бесперебойной работы машин и оборудования. Расход топлива оптимизирован под рабочие циклы широкого спектра техники с сохранение невысоких эксплуатационных расходов.
Максимальная мощность мотора 465 л.с. при крутящем моменте 1350 об/мин. Силовой агрегат устанавливают на грузовые машины и специализированную технику для сельского хозяйства, погрузочно-разгрузочных работ, строительстве и др.
Двигатель C12
Легендарный Сaterpillar 12, двигатель получил рядное расположение 6 цилиндров, мощность мотора варьируется в пределах 340-490 л.с. или 254-366 кВт при крутящем моменте 1600 об/мин. Рабочий объем дизеля составляет 12,0 л. Вес силового агрегата – 940 кг. Мотор оснащен системой охлаждения воздухом и охлаждающей жидкостью в объеме 10,2 л.
Оптимальное соотношение массы и мощности свидетельствуют о высоком качестве мотора по сравнению с другими из аналогичного диапазона. Топливная система и ЭБУ лучшие в данном сегменте. С12 отличается экономичностью, надежностью и длительным сроком работы.
Двигатель 3176
Еще одна моторная линейка — двигатель САТ 3176 отличается универсальностью применения в различных промышленных отраслях, в том числе для оснащения грузовой и специализированной техники.
Надежные и производительные моторы с комплектацией ЭБУ упрощают работу с ним. Рабочий объем рядного 6-цилиндрового силового агрегата -10,2 л, максимальная мощность до 310 л.с. при крутящем моменте 2100 об/мин, в зависимости от модификации.
Двигатель С15
Надежный, малошумный и долговечный силовой агрегат С15.
Поставляется с номинальной мощностью 475-580 л.с. или 354-433 кВт при крутящем моменте в пределах 1800-2100 об/мин. Основная сфера применения: техника для с/х работ, дорожного строительства, буровых установок, в лесном хозяйстве, тяжелых грузовиках, асфальтоукладочном оборудовании и др.
Двигатель 3116
Дизельный 6-цилиндровый мотор отличается малыми размерами, но высокой мощностью.
Производительность силовой установки достигает 275 л.с. при крутящем моменте 820 Нм, зависит от конфигураыии. Объем 6600 см3, вес – 550 кг. Как и вся продукция знаменитой фирмы, мотор 3116 отличается надежностью и износоустойчивостью.
Двигатели CAT в России
С 2000 года в городе Тосно в Ленинградской области развернулось производство Сaterpillar.
На котором выпускают две модели карьерных самосвалов и гидравлических экскаваторов, а также комплектующие для машин и различного оборудования, которое экспортирует на заводы САТ в Европе. Наряду с машинами в ассортимент продукции входят дизельные двигатели и моторы на природном газе, оборудование для строительной и горнодобывающей отрасли.
Официальным дилером CAT в России является компания «Цеппелин Русланд». Наряду с продажей спецтехники российский представитель дарит вторую жизнь технике, осуществляет ремонт двигателей Катерпиллер и восстанавливает их, что продлевает срок службы моторов в три раза.
В 2007 году в Москве был открыт распределительный центр запчастей Сaterpillar для полноценного ремонта техники и оборудования.
До открытия фирменного производства, компания Сaterpillar с 1994 года поставляет двигатели САТ 3116 для автобусов и грузовых машин на дорогах РФ и даже после 600 000 км пробега, моторы не требуют ремонта, что говорит о высоком качестве продукции концерна.
Заключение
Компания Катерпиллер и ее двигатели репутацию на мировом рынке имеют надежную, крепкую. К основным признакам высокого качества относится износостойкость и долговечность. Сегодня на рынке известно более 500 различных моделей моторов CAT и их модификаций. Дизельные силовые агрегаты распространены в самых различных сферах деятельности, а их мощность варьируется в рамках 10-760 л.с. Моторы устанавливают не только на транспорт и технику производителя, но и машины и оборудование других марок, таких как Freightliner, International и отечественного ЛиАЗ.