Двигатель g4gc технические характеристики

Все о двигателе 2.0 л G4GC Beta II

#1 Офлайн Pro100

  • Администратор
  • 3.795 сообщений
    • Имя: Юрий
    • Город: Киев
    • В гараже:
    • Hyundai Elantra (2007)
    • Daewoo Lanos (2009)
    • Smart ForTwo (2006)
    • Honda CR-V (2011)

    Перейти в гараж

    002965_engine11.jpg 169,02 КБ 2 Скачано

    Данные по 2-литровому мотору G4GC Beta II:

    Производится на заводе: Ulsan plant (г. Ульсан, Корея)
    Код двигателя: G4GC, выпускается с 2002 года

    • Объем двигателя: 1975 кубических сантиметров.
    • Мощность двигателя: 137 — 143 л.с. при 6000
    • Крутящий момент – 184 Нм при 4500 оборотах в минуту

    Блок цилиндров выполнен из чугуна.

    • Система питания: инжектор
    • Тип расположения цилиндров: рядный, 4-цилиндровый,
    • Клапанов: 16 (4 клапана на цилиндр)
    • Ход поршня: 93,5 мм
    • Диаметр цилиндра: 82 мм
    • Степень сжатия: 10.2
    • Топливо: бензин не ниже А-92
    • Экологические нормы: Евро 4
    • Масса мотора превой комплектности: 144 кг
    • Расход топлива: 9,3 / 7,1 / 5,9 л (город / трасса / смешаный) на 100 килоиетров
    • Расход масла допускается до 1 литра на 1000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.

    Рекомендованное моторное мало для g4gc: синтетическое 5W-30, 5W-40
    Объем масла в двигателе G4GC: 4 л.
    Межсервисный интервал: 10-15 тыс. км. (с началом выпуска Elantra HD был 10 тыс. км. Позже производитель увеличил срок до 15 тыс. км.)

    Ресурс двигателя G4GC:

    • По данным завода: 300 тыс. километров
    • Реальные пробеги: 300-350+ тысяч километров.

    Тюнинг двигателя G4GC:

    Без угрозы для уменьшения моторесурса:

    150-155 лошадиных сил.

    Двигатель устанавливался на: Kia Cerato, Kia Sportage, Hyundai Elantra, Kia Ceed, Kia Spectra, Hyundai Tucson, Hyundai Sonata EF, Hyundai i30, Hyundai Coupe, Hyundai Trajet, Kia Carens

    Неисправности и ремонт двигателя G4GC 2.0 л.

    Двигатель G4GC старшая модель семейства Beta II и продолжение выпускающегося с 1997 года G4GF, в моторе был изменен блок цилиндров, доработан коленвал (8 противовесов вместо 4-х), изменена шатунно-поршневая группа и камера сгорания, другая прокладка головки блока цилиндров и конструкция головки блока, опоры двигателя, катализатор и т.д.

    Моторы модификации G4GC оснащены системой изменения фаз газораспределения на впускном валу CVVT, но не оснащены гидравлическими компенсаторами. Поэтому мотор может потребовать регулировки зазоров клапанов еще до 100 тыс км. При появлении характерного клацающего звука в двигателе, не спешите пугаться — скорей всего это клапана. Привод газораспределительного механизма ременной и чтобы избежать обрыва и загиба клапанов, нужно вовремя менять ГРМ-ремень и ролики. Известны случаи когда было проехано более 100 тыс. км. на заводском ремне.

    Недостатки и неисправности G4GC:

    Главный недостаток — мотор G4GC более шумный, чем его предшественники. Склонен к вибрациям разного рода и может при работе издавать звук немного похожий на дизельный — это нормально. Часто встречаются жалобы на рывки как при наборе скорости, так и на холостых оборотах, а так же провалы при разгоне. Проблема частично решается заменой катушки зажигания, высоковольтных проводов или свечей.

    Часто встречаются случаи зависания оборотов. Это решается перепрошивкой ЭБУ (электронного блока управления двигателем) — на официальном сервисе эту проблему знаю и нужную прошивку имеют.

    В общем двигателя G4GC считаются удачными. Благодаря простоте конструкции, надежности, долговечности и неприхотливости, главное — относительно низкой стоимости запчастей, этому мотору можно простить его небольшие недостатки и утверждать, что G4GC однозначно хороший и безпроблемный мотор.

    Современным двигатели серии Beta были заменены новым и более мощным семейством Theta.

    Номер двигателя G4GC выбит на блоке цилиндров справа, над КПП, для просмотра захватите зеркальце.

    Тюнинг двигателя G4GC, чип-тюнинг

    Простым чип-тюнингом (заменой прошивки ЭБУ) этот мотор может выдать около 150 л. с. и избавиться от провалов на невысоких оборотах. Для поднятия мощности до 160 л. с. нужно провести более серьезный тюнинг, который может состоять из:

    • прямоточный выхлоп, паук 4-2-1
    • валы с фазой 268/264
    • распредвалы от мотора 1.8 G4GM с большим подъемом клапана.

    Двигатель G4GC

    Двигатель G4GC — самый большой двигатель серии Beta II. Его предшественник — G4GF, выпускаемый с 1997 года. Но двухлитровый двигатель G4GC совершенно новый. Двигатель G4GC имеет много переработанных и совершенно новых деталей.

    Двигатель имеет чугунный блок цилиндров, новый коленчатый вал с восемью противовесами, более прочные шатуны и измененные поршни. Двигатель имеет 16-клапанную алюминиевую головку цилиндров DOHC. Впускной распределительный вал оснащен системой изменения фаз газораспределения CVVT. В этом двигателе нет гидравлических подъемников. Вам необходимо регулировать клапанные зазоры каждые 60 000 миль (100 000 км). Не волнуйтесь, услышите ли вы стук; может быть, это большой клапанный зазор. Также в клапане двигателя используется ремень ГРМ (следите за его состоянием).

    Бензин АИ-92 АИ-95

    Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.

    176 (18) / 4500; 180 (18) / 4600; 182 (19) / 4500; 184 (19) / 4500; 184 (19) / 4600

    Расход топлива, л/100 км

    Доп. информация о двигателе

    Диаметр цилиндра, мм

    Количество клапанов на цилиндр

    Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.

    134 (99) / 6000; 137 (101) / 6000; 138 (101) / 6000; 140 (103) / 6000; 141 (104) / 6000

    1. G4GC громче по сравнению с предыдущими двигателями Hyundai. Двигатель страдает от различных вибраций и шумов, похожих на дизельные двигатели. Это уникальная особенность.
    2. Двигатель дрожит на холостых оборотах или пинает при ускорении и торможении. Эта проблема решена путем замены катушек зажигания, свечей и проводов.
    Читать еще:  Чем заливают обмотку двигателей

    Основные характеристики

    Двигатель серии Beta был заменен новыми и более мощными двигателями серии Theta. G4GC не является исключением, и 2,0-литровый G4KD является текущим силовым агрегатом для моделей Hyundai и KIA с 2005 года.

    Двигатель Hyundai G4GC используется для установки Kia Cerato, Kia Sportage, Hyundai Elantra, Kia Ceed, Kia Spectra, Hyundai Tucson, Hyundai Sonata EF, Hyundai i30, Hyundai Coupe, Hyundai Trajet, Kia Carens.

    Двигатель оснащен системой газораспределения CVVT. Двигатель надежен и неприхотлив, обладает высоким ресурсом более 300 тыс. Км. G4GC — самая старая модель семейства Beta II.

    В течение 2001-2002 годов новый двигатель Beta II (G4GC) дебютировал в таких моделях, как XD Elantra и GK Tiburon. Выходная мощность составляет 138 л.с. (102 кВт) при 6000 об / мин с крутящим моментом в 184 Ньютон на метр при 4500 об / мин. Он имеет чугунный блок цилиндров и алюминиевые головки цилиндров DOHC . Последняя версия 2.0L Beta Engine (G4GC) имеет CVVT , который существует только на стороне впуска, впервые для Hyundai / Kia. Были отмечены следующие изменения.

    Особенности

    Модернизированный блок с внешним контуром отверстий цилиндров (вместо плоских сторон), дополнительным ребром и одной дополнительной точкой крепления коробки передач (теперь 5)

    Коленчатый вал теперь имеет 8 противовесов вместо 4. (NVH)

    Литой и ребристый алюминиевый поддон (вместо штампованного стального листа) с более прочным шарниром к коробке передач (NVH)

    Измененные камеры сгорания, цилиндры и поршни, что улучшает производительность, снижает расход топлива и выбросы в окружающую среду.

    20 мм (0,8 дюйма) больше впускные клапаны на 8% больше, усовершенствована система охлаждения, добавлен резонатор, момент зажигания оптимизирован под подъем клапана, более легкие пружины клапанов, более плотные подшипники шатунов, топливная система (вместо обратного типа) с более высоким давлением топлива и небольшими форсунками.

    • Головка блока цилиндров обработана для более точного хода
    • Прокладка головки теперь 2-х слойная (вместо 3-х)
    • Скорость холостого хода снижена до 700 об / мин с 800 об / мин (NVH)
    • Гидравлические опоры двигателя вместо резиновых (NVH)
    • Тепловой экран установлен между двигателем и воздушным фильтром, уменьшая нагревание впускного воздуха.
    • Новый чехол с полипропиленовой перегородкой с высокой удельной массой
    • Уменьшен расход масла (экономия)
    • Механические регуляторы зазора клапанов (сплошные компенсаторы) заменяют гидравлические, улучшая точность регулировки зазора клапанов, что увеличивает (долговечность).
    • Переработанная нагрузка пружины клапана снижает трение в клапанной системе
    • Установлена новая крышка двигателя
    • Каталитический нейтрализатор теперь выше по потоку, прилегая к выпускному коллектору

    Другие изменения в деталях: генератор, раскос впускного коллектора, гидроусилитель руля и шкивы кондиционера, привод холостого хода, крышка маслозаливной горловины и пластина привода между двигателем и гидротрансформатором

    В 2008 году Beta II была модифицирована для производства 142 лошадиных сил (106 кВт) и 186 Ньютонов на метр крутящего момента.

    Четырехтактный четырехцилиндровый бензин с электронной системой управления впрыском и зажиганием топлива, с расположенным в ряд расположением цилиндров и поршней, вращающих один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распределительных валов (с системой CVVT). Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и распылением.

    Головка блока цилиндров G4GC выполнена из алюминиевого сплава. Привод распределительных валов осуществляется зубчатым ремнем. Сам ремень приводит в движение только выпускной распределительный вал, а впускной распределительный вал приводится в движение от выпускного клапана с помощью цепи, он находится в задней части головки цилиндров, как и механизм изменения фаз газораспределения. На двигателе отсутствуют гидравлические компенсаторы, требуется регулировка зазоров клапанов при пробеге в 90 тыс. км.

    Тюнинг

    Из-за мягкой подвески автомобилей многие владельцы автомобилей с этим двигателем, считают приоритетным улучшение характеристик управления своим автомобилем. Опустите автомобиль на 30-35 мм и установите более жесткие амортизаторы, в большинстве случаев увеличение мощности требует настройки подвески и ходовой. Безопасность – главный приоритет.

    Вашей целью в настройке двигателя должно быть увеличение пиковой мощности и крутящего момента в диапазоне высоких оборотов. Установите новую прошивку двигателя и коробки передач, в случае с автоматом. Этап 1: редизайн, литые диски, спортивный выхлоп, новое зажигание, маховик, модернизация подвески (уменьшение клиренса на 30-40мм), усовершенствование воздушного фильтра.

    Этап 2: модернизация топливных форсунок и топливного насоса, обработка и усиление головки блока цилиндров, новые кулачки и силовая муфта.

    Этапы 2: усиление коробки передач, добавление или модернизация принудительной индукции (турбонагнетатель), балансировка двигателя, внутренняя модернизация двигателя (поршни / головка / клапаны). Ваши детали при настройке двигателя должны быть настроены на работу с широким диапазоном крутящего момента. Не нужно, чтобы вся мощность находилась на верхнем уровне диапазона оборотов, если вы не создаете гоночный автомобиль.

    Новая система впрыска топлива будет одним из лучших вариантов для повышения производительности, в случае, если вам не хватает мощности после стандартной прошивки.

    Читать еще:  Блок запуска двигателя генератора

    Двигатель Kia/Hyundai G4GC 2л/137 – 143 л. с.

    Двигатель G4GC относится к серии Beta, имеет схожую конструкцию с мотором G4FC, но отличается от него большим объемом камер сгорания – 2,0 л вместо 1,6 л, чугунным блоком взамен алюминиевого. Изготавливается в Китае на заводе Ulsan Plant, а не головном корейском предприятии корпорации Beijing Hyundai Motor Co.

    Технические характеристики G4GC 2л/137 – 143 л. с.

    Изначально в двигателе заложено несколько передовых конструкторских решений:

    • чугунный блок с расточенными внутри него цилиндрами без гильз;
    • рядная схема двигателя для поперечной установки под капотом;
    • схема газораспределения DOHC с двумя верхними распредвалами;
    • в модификации 143 л. с. имеется электромагнитная регулировка фаз газораспределения CVVT, только на впускном распредвалу.

    Это позволило добавить крутящего момента уже на средних оборотах и увеличить мощность в целом. Для упрощения конструкции изготовителем использована регулировка тепловых зазоров клапанов шайбами без гидротолкателей, поэтому к качеству масла ДВС не прихотлив в принципе.

    Для удобства пользователей технические характеристики G4GC собраны в таблицу:

    смешанный цикл 5,9 л/100 км

    маховик – 120 Нм

    болт сцепления – 20 – 30 Нм

    крышка подшипника – 30 Нм + 90° (коренной) и 50 – 53 Нм (шатунный)

    От завода каждый пользователь получает руководство по эксплуатации авто, в котором содержатся:

    • описание систем ДВС и его параметров;
    • пошаговые инструкции, позволяющие осуществить капитальный ремонт;
    • график техобслуживания мотора.

    Существует отдельный мануал для ремонта двигателя или целой серии моторов конкретного производителя.

    Особенности конструкции

    Предназначен двигатель G4GC для поперечной установки в переднеприводных авто Kia/Hyundai. Это рядная атмосферная четырехцилиндровая модель со следующими нюансами конструкции:

    • ременный привод выпускного распредвала на пяти опорах;
    • цепная передача от него на звездочку механизма CVVT впускного распредвала;
    • схема газораспределения DOHC;
    • автоматическое натяжение ремня;
    • металлическая пакетная прокладка ГБЦ;
    • цилиндры расточены внутри блока из ВЧ чугуна, а рубашка охлаждения отлита;
    • крышка картера у движков алюминиевая, вместо прокладки используется герметик;
    • вкладыши коленвала стальные с фрикционным покрытием;
    • для стартера используется основной венец маховика, а для датчика ДПКВ имеется дополнительный венец;
    • для авто с АКПП вместо маховика движок комплектуется ведущим диском гидротрансформатора;
    • система картерной вентиляции вакуумная, двухветвевая;
    • навесное оборудование имеет ременную передачу;
    • гидросистема CVVT имеет дополнительный маслофильтр со встроенным обратным клапаном.

    Регулировка фаз газораспределения VVT устанавливалась только на поздних версиях для увеличения мощности до 143 л. с. Для управления этой системой использовались другие версии прошивок – SIMK41 или SIMK43 для механической и автоматической коробки передач, соответственно.

    На ранних версиях мотора G4GC мощностью 137 л. с. стоит ЭБУ Kefico, достаточно проблематичная прошивка, редко удовлетворяющая пользователей. Однако для Kefco используется датчик ДАД, а для SIMK уже ДМРВ, который не отличается корректными показаниями, поэтому в общей сложности конструкция мотора выиграла незначительно.

    Простая конструкция позволяет выполнить капремонт в условиях гаража своими руками. Мотор обладает потенциалом 50 л. с., возможна форсировка механическим способом и турбирование. Для обеспечения заявленного ресурса производителя рекомендовано соблюдать график ТО и использовать указанные ГСМ и ОЖ.

    Плюсы и минусы

    У атмосферного бензинового движка G4GC за время эксплуатации выявлены недостатки:

    • сложная компоновка под капотом, например, для снятия впускного коллектора должна быть предварительно демонтирована вся головка блока цилиндров вместе с этим узлом, а поддон картера снимается только после демонтажа двух подушек;
    • звездочка CVVT впускного распредвала имеет 2 метки, поэтому можно перепутать положение при сборке;
    • поршнями гнет клапана при обрыве ременной ГРМ передачи
    • для обеспечения экологических норм Евро-4 на конвейере заужено сечение выпускного коллектора, падает мощность;
    • сбиваются настройки тепловых зазоров клапанов, каждые 15 – 20 тысяч пробега требуется их регулировка.

    С другой стороны, устройство ДВС включает в себя несколько передовых конструкционных решений, но в умеренном количестве. Сохранив объемы камер сгорания, можно повысить эксплуатационные характеристики на 10% простым изменением версии ПО бортового компьютера.

    Важной особенностью остается снижение расхода ГСМ, обеспечение ресурса 350000 км и повышение эксплуатационных параметров.

    Список моделей авто, в которых устанавливался

    Создан мотор G4GC для комплектации следующего линейного ряда транспортных средств производителя Kia:

    • Sportage – небольшой кроссовер;
    • Cerato – миниатюрный хетчбэк и седан;
    • Spectra – пятиместный седан;
    • Ceed – хэтчбэк и универсал С-класса;
    • Carens – компактвэн.

    Подошли характеристики двигателя для установки его внутри моделей автомобилей Hyundai:

    • Trajet – минивэн;
    • Coupe – трехдверный лифтбэк;
    • I30 – универсал и хетчбэк;
    • Sonata EF – среднеразмерный кроссовер;
    • Tucson – компактный кроссовер;
    • Elantra – хетчбэк;
    • Matrix – субкомпактвэн.

    В РФ многие владельцы Hyundai Getz делают свап, заменяя штатный двигатель этим мотором. Вне корпорации HMG этот силовой привод не использовался. Все машины изготавливались и для внутреннего, и для внешнего рынка.

    Регламент обслуживания G4GC 2 л/137 – 143 л. с.

    Периодичность техобслуживания и порядок работ по замене расходников на двигатель G4GC выглядит следующим образом:

    • ресурс обычного ремня ГРМ 60000 км, производителя Гетс – 150000 пробега;
    • замена масла каждые 10000 км для обеспечения работоспособности CVVT;
    • замену антифриза производитель рекомендует через 30000 пробега, так как охлаждающая жидкость после этого теряет свойства;
    • картерную вентиляцию следует промывать/продувать после 30 тысяч км;
    • свечи лучше менять ежегодно, а аккумулятор в соответствии с требованиями изготовителя;
    • ремень, приводящий во вращение навесное оборудование, подлежит замене через 70 – 90 тысяч пробега;
    • выпускной коллектор прогорает после 4 – 5 лет использования;
    • воздушный фильтр нужно менять ежегодно, а топливный втрое реже.
    Читать еще:  Что такое рдв 406 двигатель

    Никак не влияет на ресурс ДВС модернизация перепрошивкой ЭБУ. Зато после установки турбины указанные сроки снижаются на треть.

    Обзор неисправностей и способы их ремонта

    Помимо дизельного звука в момент запуска мотор G4GC часто пугает владельца различными стуками:

    2)повышенный осевой зазор коленвала

    2)замена упорного полукольца

    2)износ поршневых пальцев

    3)выработка вкладышей подшипников

    При замене коленвала или КШМ рекомендуется балансировка в сборе во избежание повышенных вибраций. В отличие от алюминиевых блоков чугунное изделие считается многократно ремонтопригодным. Однако для хонингования зеркала расточенных цилиндров понадобится специальное оборудование.

    Варианты тюнинга мотора

    По данным завода двигатель G4GC имеет потенциал в пределах 70 л. с., поэтому возможен как механический тюнинг, так и установка надувного оборудования. В первом варианте атмосферный тюнинг заключается в улучшении трех узлов:

    • ГРМ – установка распредвалов с фазами 268/264;
    • впускной тракт – шлифовка каналов, использование фильтра нулевого сопротивления;
    • выпускной тракт – прямоточный выхлоп с сечением 51 – 63 мм.

    После чего, необходимо изменить версию прошивки ЭБУ и отключить кислородные датчики. При этом снизится стандарт экологичности до Евро-2, но повысится приемистость мотора.

    Турбо тюнинг обходится значительно дороже, так как придется выполнить следующие действия:

    • замена поршней на аналог с лунками под степень сжатия 8,5 – 8,8;
    • установка высокопроизводительных форсунок 650сс;
    • использование 63 мм выхлопа;
    • применение распредвала с фазами 264 – 270 градусов;
    • установка компрессора с давлением 0,7 – 1 бар, например, TD04 или Eaton;
    • применение интеркуллера, для которого нужно найти место под капотом.

    На выходе будет более 200 л. с., однако при самостоятельном турбировании пользователь часто получает турбоямы, то есть «провал» мощности на низких оборотах.

    Таким образом, мотор G4GC условно относится к «миллионникам» при собственном ресурсе от 300000 км пробега и возможности многократного капремонта блока цилиндров. Кроме комплектации ассортимента машин Hyundai и Kia, часто устанавливается пользователями для свапа других автомобилей.

    Контрактный (б/у) двигатель G4GC-G для Hyundai Elantra / Trajet Fo / Coupe 136-143 л.с 16V 2.0 л нормальный бензин (91) неэтилированный

    • Наличие: Есть в наличии
    • Применимость: HYUNDAI elantra, HYUNDAI coupe, HYUNDAI trajet fo

    • Описание
    • Характеристики
    • Отзывы
    • Доставка

    Данный двигатель является контрактной деталью с прекрасными качественными и техническими характеристиками

    Двигатель G4GC-G выпускался с 2002 года.
    Контрактный двигатель имеет минимальный пробег и все необходимые документы.

    Преимущества покупки б/у ДВС у нас

    Наш интернет-магазин принимает заявки круглосуточно, предоставляя широкий спектр высококачественных услуг по Москве, московской области. Здесь вы сможете купить б/у мотор недорого без дефектов, а также воспользоваться установкой агрегата. Специалисты тестируют каждый контрактный мотор на современном оборудовании, проверяя работу всех составляющих деталей.

    Все запчасти, находящиеся на страницах интернет-магазина, доставляются после разборок в европейских странах, Америке, Японии, Китае. Наши менеджеры находят подход к каждому клиенту, подбирая только высококачественные силовые агрегаты.

    Условия доставки и гарантийные обязательства

    Купив у нас контрактный мотор на свой автомобиль, вы можете оформить доставку в любую точку нашей страны, забрать агрегат самостоятельно в Москве или заказать курьера. Сроки доставки по Москве составляют 24 часа, а в отдаленные города России по условиям транспортных компаний.

    На все бывшие в употреблении двигатели действует гарантия, так называемый проверочный срок, в течении которого клиент имеет право на ремонт или замену некачественного агрегата.

    Обращайтесь к нам! Здесь вы купите двигатель в идеальном состоянии по доступной цене.

    Комментарий:
    Описание

    Характеристики двигателя:
    Маркировка двигателя G4GC-G
    Доп. информация о двигателе DOHC
    Количество клапанов 16
    Мощность 136-143 л.с.
    Объём двигателя 1975 ccm
    Тип двигателя Бензиновый двигатель
    Расположение ряд
    Привод Зубчатый ремень
    Компрессия 10.1 : 1
    Топливо нормальный бензин (91) неэтилированный
    Впрыск Впрыскивание во впускной коллектор/Карбюратор

    Доставка

    Возможны следующие варианты доставки:

    • Самовывоз: г. Москва, м.Теплый-стан
    • Транспортными компаниями по Московской области и во все регионы России, такими как «ПЭК», «Деловые линии» «КИТ», либо любой другой удобной для Вас. Оплата расходов по доставке за счет покупателя

    Агрегат упаковывается в жесткую упаковку, что гарантирует его целостность и сохранность.

    Оплата

    Варианты оплаты заказа:

    • Наличными в офисе (г. Москва, м.Теплый-стан)
    • Денежным переводом на карту или счет.

    Условия оплаты для регионов

    Оплата производится в два этапа:

    • При заключении договора вносится аванс 15%-20% от стоимости заказа, как гарантия оплаты транспортных расходов доставки заказа из Москвы в город заказчика;
    • оставшаяся часть суммы – вносится точно также как аванс, только по факту прибытия заказа на терминал транспортной компании Вашего региона.

    Сомневаетесь, подойдет ли деталь
    к вашему автомобилю?

    Закажите бесплатную консультацию
    у специалиста РСТ Сервис.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector