Двигатель газ 4301 схема
Газ 4301 двигатель
ГАЗ-4301 Википедия
Годы пр-ва | 1989 — настоящее время |
Колея задняя | 1690 мм |
Колея передняя | 1630 мм |
Полная масса | 7850 кг |
Макс. скорость | 90 км/ч |
Расход топлива | 19,6 л |
Объём бака | 105 л |
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 — советские и российские автомобили в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года, а турбодизельный грузовик ГАЗ-3309 — с конца 1994 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995) и 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995). C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.
История создания и развития
Работы по созданию нового поколения среднетоннажных грузовых автомобилей марки ГАЗ для перспективной замены предыдущего семейства ГАЗ-53А начались уже во второй половине 1960-х годов. Вначале планировалось лишь модернизировать выпускавшуюся заводом модель. В 1972 году были построены опытные образцы такого грузовика получившие обозначение ГАЗ-53-11. Автомобили отличались новыми панелями оперения и интерьером кабины. Они прошли испытания, однако становилось ясно, что требуется абсолютно новая модель. Тем более, что извечный соперник Горьковского автозавода московский ЗИЛ уже вовсю работал над новым поколением грузовика ЗИЛ-169Г (будущий ЗИЛ-4331). Одним из самых трудных в создании грузовика являются разработка новой кабины и силового агрегата, например первые кабины ЗИЛ-169Г были неудачными[источник не указан 241 день]. В это время в СССР стали поступать тяжёлые грузовики марки Магирус-Дойц западно-немецкого концерна Клекнер-Хумбольдт-Дойц. И хотя по западным меркам эти автомобили не были столько выдающимися, на советских специалистов они произвели впечатление, дизели воздушного охлаждения прекрасно зарекомендовали себя в суровых условиях Сибири. А прошедший в феврале-марте 1976 года XXV съезд КПСС постановил начать массовую дизелизацию грузового автопарка СССР. Перспективное поколение грузовиков ГАЗ было принято решение сделать дизельным и не просто, а с дизелями воздушного охлаждения. Двигатель немецкого грузовика и его просторная кабина оказали существенное влияние на замысел горьковчан. Начались переговоры с немцами на условия покупки лицензии на производство дизелей воздушного охлаждения.
Технический проект нового грузовика получивший индекс ГАЗ-4301 рассмотрели на научно-техническом совете Минавтопрома 9 февраля 1978 года. Работу над новой машиной возглавил инженер Александр Михайлович Бутусов. Ведущий конструктор Валерий Дмитриевич Запойнов, дизайнер Станислав Витальевич Волков. Первые опытные образцы были построены в 1979 году. Вторая серия опытные машин была закончена в 1981 году.
Автомобиль получил более просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления, впервые применённую на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году. В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля.
На выставке «Автопром-1984» был представлен демонстрационный образец тягача ГАЗ-4509[1]. 26 декабря 1986 года завод ГАЗ завершил испытания ГАЗ-3307[2]. Серийное производство 4,5-тонного грузовика ГАЗ-3307 (4х2) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 мощностью 125 л.с. началось в конце 1989 года.
В 1992 году на ГАЗе было развёрнуто серийное производство 5-тонного грузовика ГАЗ-4301 с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы Deutz, а также сельскохозяйственного самосвала ГАЗ-САЗ-4509 на его шасси для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп ГКБ-8536). При значительных конструктивных различиях, например, колёса у моделей 3307 и 4301 невзаимозаменяемы, внешне автомобили практически идентичны. Производство ГАЗ-4301 продолжалось до 1995 года. Всего произведено 28 158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.
В 1993 году освоен выпуск замены модели ГАЗ-52 — 3-тонный грузовик ГАЗ-3306 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. По некоторым данным в 1992 году ограниченной серией была выпущена 2,5-тонная модификация 33061 с карбюраторным двигателем от ГАЗ-52. Производство трёхтонки ГАЗ-3306 (преимущественно в исполнении «Грузовое такси») продолжалось до 1995 года.
В конце 1994 года с освоением на ГАЗе выпуска четырёхцилиндрового турбодизеля воздушного охлаждения ГАЗ-5441 мощностью 116 л.с. появилась модель ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т, полностью унифицированная по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только трубой воздухозаборника двигателя с левой стороны кабины). К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторный грузовик 3307. В середине 1997 года собственное производство дизельных «воздушников» на ГАЗе было признано экономически нецелесообразным, вследствие чего выпуск модели 3309 был приостановлен до конца 2001 года, а в производстве была восстановлена карбюраторная 4,5-тонка ГАЗ-3307. В дальнейшем ГАЗ переориентировался на закупку белорусских дизелей ММЗ Д-245.7 (аналогичный турбодизель водяного охлаждения устанавливался на ЗИЛ-5301 «Бычок») Минского моторного завода (ММЗ), которые также начали устанавливать на возобновлённую в производстве модель ГАЗ-3309.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях. В начале 2000-х на его базе было создано семейство грузопассажирских автомобилей ГАЗ-3325 «Егерь» с двойной 5-местной кабиной, а также полноразмерный внедорожник ГАЗ-3309 (ГАЗ-330811) «Вепрь», выпускаемый под заказ.
В 2006-2008 годах на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливали бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а в 2008-2012 годах — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но в течение нескольких лет сохранялось их мелкосерийное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307), но в настоящее время (конец 2017 года) даже ограниченное производство под заказ прекращено[источник не указан 241 день]. Карбюраторная модель 3307 также поставлялась в 2011–2014 гг. ограниченными партиями на экспорт, например, в Белоруссию, где её оснащали ГБО. В 2010-2012 гг. среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащали преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2. В 2013-2016 годах все грузовики ГАЗ 4-поколения гражданского назначения в качестве базового двигателя использовали турбодизель ММЗ Д-245.7 Е-4 мощностью 119 л.с. По состоянию на конец 2017 года применение дизелей серии Д-245.7 производства ММЗ на грузовиках ГАЗ 4-поколения (в том числе военного назначения) ограничено экспортными версиями экологических классов Евро-0 и Евро-2 для поставок в Египет и прочие страны третьего мира.
В 2012-2016 годах под заказ производилась модификация ГАЗ-33096 с дизелем Cummins ISF 3.8L, аналогичном использовавшемуся на грузовике ГАЗ-3310 «Валдай». В 2013 году двигатель был сертифицирован под Евро-4.
В феврале 2013 года в серию пошла модификация ГАЗ-33098 с новым дизелем российского производства — ЯМЗ-5342.10 класса Евро-4,а также новая версия грузовика-вездехода ГАЗ-33088 «Садко» с аналогичным двигателем ЯМЗ-5344 класса ЕЭК-96. По состоянию на конец 2017 года именно данный двигатель является основным для среднетоннажников производства ГАЗ.
Фургон на шасси ГАЗ-33091 с длинной базой. Длиннобазный «Добрыня» с тюнинговой отделкой кабины и спальным отсеком фирмы «Чайка-Сервис».
Технические характеристики карбюраторного двигателя
- Двигатель
- модель ЗМЗ-5231.10
- описание:
V-образный, 8-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением, с карбюраторной системой питания и системой рециркуляции отработанных газов (СРОГ), клапанный механизм OHV, алюминиевые блок и ГБЦ, третий экологический класс (Евро-3).
- рабочий объем, л 4,67
- степень сжатия 7,6
- мощность брутто л.с. (кВт) / об/мин 124 (91,2) / 3200—3400
макс. крутящий момент брутто, кГс·м (Н·м) / об/мин 30,5 (298) / 3000—3400
- минимальный удельный расход топлива г/лс·ч (г/кВт) 240 (313)
- масса, кг 2750
- топливо: автомобильный бензин А-76 «Нормаль» или АИ-80 «Стандарт». При соответствующей регулировке зажигания допустимо применение бензина АИ-92 «Регуляр».
Технические характеристики дизельных двигателей
Модель ММЗ Д-245.7Е4 (для ГАЗ-3309)
Рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива, четвёртый экологический класс (Евро-4).
- рабочий объем, л 4,75
- степень сжатия 17,0
- мощность, л.с. (кВт) / об/мин 125,4 (92,2) / 2200
- макс. крутящий момент, кГс·м (Н*м) / об/мин 42,5 (417) / 1100-2100
- удельный расход топлива, г/л.с.·ч (г/кВт) 154 (210)
- масса, кг 430
- топливо: дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 вида II или III
ЯМЗ-534
Модель ЯМЗ-5344 (для ГАЗ-33098)
Рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива, четвёртый экологический класс (Евро-4).
- рабочий объем, л 4,43
- степень сжатия 17,5
- мощность, л.с. (кВт) / об/мин 134,5 (99) / 2300
- макс. крутящий момент, кГс·м (Н*м) / об/мин 42,5 (417) / 1200-2100
- удельный расход топлива — 197(145)
- масса — 460 кг.
- топливо: дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 вида II или III
По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем.
Модификации
Ссылки
- ↑ Грузовик пятилетки // «Техника молодёжи», № 1, 1985. стр.35
- ↑ Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1987 (вып. 31). М., «Советская энциклопедия», 1987. стр.42
Характеристики грузовика ГАЗ 4301
Название маркиAbarthACAcuraAlfa RomeoAROAsiaAston MartinAstraAudiBAWBeifang BenchiBeijingBentleyBMWBrillianceBugattiBuickBYDCadillacChanaChanganChangFengChangheCheryChevroletChryslerCitroenDaciaDadiDaewooDAFDaihatsuDatsunDerwaysDodgeDong FengEagleFAWFerrariFiatFordFotonFreightlinerGeelyGMCGreat WallGrozHafeiHaimaHaniaHINOHoldenHondaHOWOHuachenHummerHyundaiInfinitiInternationalIntrallIran KhodroIsuzuIvecoJACJaguarJCBJeepKenworthKiaLADALamborghiniLanciaLand RoverLDVLexusLifanLincolnLotusLuxgenMACKMANMaseratiMazdaMercedes-BenzMercuryMGMiniMitsubishiMorganNissanOldsmobileOpelOtokarPeterbiltPeugeotPlymouthPontiacPorscheProtonRange RoverRavonRenaultRolls-RoyceRoverSaabSamsungSaturnScaniaScionSeatSetraShaanxiShacmanSkodaSMASmartSpykerSsangYongSubaruSuzukiTataTatraTeslaToyotaTVRVauxhallVolkswagenVolvoVortexWartburgWestern StarWiesmannXinKaiYUEJINZhonghuaZhongxingZotyeZukАвтобусыАвтокаталогАвтомобильные запчастиАвтомобильные наклейкиАЗЛК (Москвич)Акционные предложенияАтласы и картыБАЗБелазБогданВАЗ (Лада)ВИСГАЗГазобалонное оборудованиеГрузовикиДвигателиДонинвестЗАЗЗИЛИЖКАвЗКамазКарбюраторыКарты и АтласыКвадроциклыКомбайныКРАЗКузовной ремонтЛИАЗЛитература для автошколЛитература для СТОЛодочные моторыЛУАЗМАЗМопедыМотолодкиМотороллерыМотоциклыПАЗПлакатыПравила дорожного движенияРазноеРаспродажаРАФСельхозтехникаСкутерыСтритрейсингТагазТесты по правилам дорожного движенияТракторыТюнингУАЗУралУчебная литератураЭкзаменационные билетыЭлектрооборудованиеЭнциклопедии автоЮридическая помощьНазвание модели Показать
Двигатель газ 4301 схема
Запчасти для грузовых автомобилей
Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104
- ГАЗ-3307
- ГАЗ-53
- ГАЗ-3309
- ГАЗ-66
- ГАЗ-3308/33081
- ГАЗ-2705
- ГАЗ 3310
- Двигатель ГАЗ-53
- Дизель Д-245
Грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем
Описание бортового автомобиля ГАЗ-4301
Грузовой автомобиль ГАЗ-4301 — среднетонажный заднеприводный грузовик отечественного производства с дизельным двигателем ГАЗ-542/544. Автомобиль имеет просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления. От предшественников отличается применением дизельного двигателя с возможностью постоянной работы в составе автопоезда.
Серийное производство автомобиля ГАЗ-4301 было запущено в 1992 году. Грузовик выпускался с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., который являлся лицензионной копией двигателя Deutz (лицензия была куплена на целое семейство дизелей разной мощности). ГАЗ-542 — это первый дизель собственного производства Горьковского автозавода.
Кроме дизельного двигателя особенностями обладают и другие узлы и механизмы автомобиля ГАЗ-4301: передняя ось, коробка передач, задний мост с опционной блокировкой дифференциала, подвеска, рама, карданная передача.
Еще одним отличием от автомобилей ГАЗ-53 является двухконтурная тормозная система с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями. Хорошую устойчивость автомобилю обеспечили низко расположенный центр тяжести, широкая колея передних и задних колес.
На повышение потребительских качеств в грузового автомобиля ГАЗ-4301 направлены эффективная система отопления и вентиляции, электрофакельное устройство для облегчения пуска двигателя, устройство обдува и обмыва полупанорамного ветрового стекла, регулируемое подрессоренное водительское сиденье, рулевое управление с гидроусилителем.
Между грузовыми автомобилями ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307 есть различия, но они не играют большой роли.
Например, это оригинальные колесные диски с четырьмя маленькими отверстиями между вентиляционными окнами (такие колеса нельзя поставить на автомобили других моделей, так как у ГАЗ-4301 диск центрируется на ступице не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием) и два главных тормозных цилиндра с пневмоусилителями, которые расположены слева на раме за кабиной перед топливным баком.
Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ-4301
Двигатель ГАЗ-542
Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением)
Число цилиндров — 6
Порядок работы цилиндров — 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120
Рабочий объем, л — 6.23
Степень сжатия — 18
Номинальная мощность двигателя при 2800 об/мин, кВт (л.с.) — 92 (125)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин, Н·м (кгс·м) — 37 (37)
Максимальная частота вращения на холостом ходу, не более, об/мин — 3040
Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин — 575–625
Система вентиляции — Закрытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) ГАЗ-542 — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором
Топливный насос низкого давления — Поршневого типа
Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива
Форсунки — закрытого типа, давление начала подъема иглы 17,16 МПа (175 кгс/см2)
Топливные фильтры ГАЗ-542:
грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами
Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности
Система охлаждения дизеля ГАЗ-542 — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ)
Пусковой подогреватель дизеля ГАЗ-542— Воздушный дизельный
Трансмиссия ГАЗ-4301
Сцепление ГАЗ-4301 — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной.
Привод сцепления — гидравлический
Коробка передач ГАЗ-4301 — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х. — 5,429
Карданная передача — Двумя валами открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 5,857
Дифференциал — Конический, шестеренчатый с принудительной блокировкой
Управление механизмом блокировки — Дистанционное, пневматическим краном
Ходовая часть ГАЗ-4301
Колеса — Дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом
Шины — Пневматические, радиальные, размером 8,25Р20, норма слойности — НС12
Давление в шинах, кПа (кгс/см2):
— передних колес — 370 (3,8)
— задних колес — 540 (5,5)
Схождение колес, мм — 0–3
Передняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополни тельной резиновой рессорой сжатия
Задняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополни тельными рессорами
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия, установлены на передней оси
Рулевое управление ГАЗ-4301
Рулевой механизм — Глобоидный червяк с трехгребневым роликом на шариковом подшипнике.
Передаточное число — 21,3 (среднее)
Усилитель руля — Гидравлический
Тормоза ГАЗ-4301
Рабочая тормозная система — Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом и двумя пневматическими усилителями, с барабанными тормозными механизмами на всех колесах, имеет двухпроводный пневмовывод для управления тормозами прицепа.
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система — Функцию стояночной тормозной системы выполняют тормозные механизмы задних колес, имеющие механический привод
Электрооборудование ГАЗ-4301
Тип — Однопроводная, отрицательные выводы источников тока соединены с корпусом автомобиля
Номинальное напряжение, В — 24
Генератор — 5101.3701 переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
Аккумуляторные батареи — Две 6СТ-110А емкостью каждая 110 А·ч
Фары — Две ФГ122-ВВ1
Передние фонари — ПФ130АБ
Задние фонари — 35.3716
Выключатель приборов и стартера — 2101.3704000-10 с противоугонным устройством
Кабина ГАЗ-4301
Кабина — Двухместная, двухдверная, металлическая, оснащена местами крепления ремней безопасности
Отопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя
Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе
Сиденья — Раздельные — водителя и пассажира
Оперение — Металлическое с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Специальное оборудование ГАЗ-4301
Коробка отбора мощности — Механическая, односкоростная
Авторизация
Первый дизельный грузовик Горьковского автозавода — ГАЗ-4301 — сошёл с конвейера 30 лет назад, 21 апреля 1984 года. У этой истории, как и положено, имелась своя предыстория. 26 августа 1970 года приказом № 256 министра автомобильной промышленности СССР был утверждён «Типаж грузовых автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов на 1971 — 1980 гг.». В 1975 году в нашу страну начали поступать тяжёлые грузовики Magirus-Deutz с просторной кабиной и высокоэффективным дизелем воздушного охлаждения. И, наконец, в 1982 году на майском пленуме ЦК КПСС была принята «Продовольственная программа», по сути, признававшая убыточность и низкую рентабельность колхозов и совхозов. На первый взгляд не связанные между собой, эти события тем не менее создали предпосылки для появления нового среднетоннажного грузового автомобиля Горьковского автозавода. Традиционно продукция ГАЗа направлялась в сельскую местность, поскольку обладали меньшей по сравнению с грузовиками ЗиЛ осевой нагрузкой. В 1970-е страна приняла курс на дизелизацию грузового автопарка. Двигатель грузовика Magirus-Deutz и его просторная кабина оказали существенное влияние на замысел горьковчан.
Технический проект ГАЗ-4301 рассмотрели на научно-техническом совете Минавтопрома 9 февраля 1978 года. Работы над машиной возглавил главный конструктор грузовых автомобилей ГАЗ, многоопытный, «липгартовской закваски» инженер Александр Михайлович Бутусов. Ведущим конструктором по машине был поставлен Валерий Дмитриевич Запойнов, а разрабатывать дизайн поручили Станиславу Витальевичу Волкову.
Постановлением Совета министров СССР от 6 декабря 1979 года за № 1080 «О перспективах развития Горьковского автомобильного завода (ПО «ГАЗ») основным назначением грузовика определялось использование в сельском хозяйстве для работы в составе автопоездов — обычном бортовом и самосвальном. Грузоподъёмность ГАЗ-4301 должна была составить 4,5 т, прицепа, соответственно, столько же. Разработка автопоезда, получившего индекс ГАЗ-6008, велась параллельно. Если грузоподъёмность базового автопоезда с грузовиком ГАЗ-4301 в роли тягача составляла 9 т, а полная масса — 15050 кг, то у самосвального автопоезда 6008 масса кузова и подъемно-опрокидывающего устройства тягача (самосвала ГАЗ-САЗ-4509) и прицепа ГКБ-САЗ-8536 съедала целую тонну.
На новом горьковском грузовике предполагалось использовать рядный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения рабочего объема 6,23 л, развивающий мощность 125 л.с. при 2800 об/мин и максимальный крутящий момент 37 кгс.м при 1600 — 1800 об/мин. Лицензию на производство мотора СССР приобрёл у западногерманской компании Klöckner-Humboldt-Deutz после всеобъемлющих испытаний. Учитывая, что двигателей в нашей стране делать не умели, для создания современного дизеля мобилизовали все ресурсы — с ГАЗа, Владимирского тракторного, Ярославского моторного, НАМИ, УралАЗа. Проанализировали аналоги мотора компаний Daimler-Benz, Klöckner-Humboldt-Deutz, Perkins, Saviem, Tatra, Volvo. В 1978-1979 году группа специалистов ГАЗа и НАМИ съездила в шестидневную загранкомандировку на фирму Klöckner-Humboldt-Deutz и десятидневную — на народное предприятие Tatra. Мнения о том, каким быть будущему двигателю, разделились. Кое-кто настаивал, что можно обойтись четырьмя цилиндрами, увеличив их диаметр. С большего литража одного цилиндра обеспечивается лучшая экономичность, и это справедливо. А струйное масляное охлаждение поршней — в нём нет необходимости, это сложно и дорого. И, наконец, почему не использовать для коленчатых валов чугун вместо стали — у моторов ЗМЗ они чугунные, и ничего! Главный конструктор дизельных двигателей Николай Давыдович Пархоменко отбивался, как мог: в перспективе нагрузки возрастут, поскольку поставим турбонаддув. На Горьковском автозаводе предполагалось освоить семейство 4-, 5- и 6-цилиндровых «воздушников» с диаметром цилиндра 105 мм и ходом поршня 120 мм для грузовых автомобилей ГАЗ, автобусов Курганского и Павловского заводов. Базовым становился шестицилиндровый дизель ГАЗ-542.10. В период с 1977 по 1980 год были разработаны четыре серии 6-цилиндровых дизелей для проведения всесторонних испытаний. Предполагалось добиться ресурса до капремонта на дорогах второй категории в 200 тыс.км, а первой категории — 300 тыс.км.
Новому грузовику предстояло заменить «кормильца» завода, ГАЗ-53А. От него в новинке остались без изменений только шарниры рулевых тяг да рама. Но и в ней теперь использовали низколегированные стали (для лонжеронов 22Г2ТЮ, для поперечин — 12ГС). Большинство узлов, перешедших от ГАЗ-53А, были пересмотрены с учётом возросших нагрузок и снижения материалоёмкости. Например, установленное на заводе зуборезное оборудование американской фирмы Gleason не позволяло изменить число зубьев ведомой гипоидной шестерни заднего моста, однако за счёт увеличения модуля шестерён главной передачи и усиления термообработкой картера заднего моста стало возможным передавать увеличенный крутящий момент и выдерживать возросшую на 12% осевую нагрузку.
Использование пластмасс в ГАЗ-4301 по сравнению с ГАЗ-53А возросло с 8,3 до 51 кг (более чем в шесть раз), использование низколегированных сталей — с 54,7 до 412 кг (т.е. в 7,5 раз), а доля алюминиевых деталей увеличилась в 2,4 раза, т.е. составила 155,5 кг.
В тоже время, на ГАЗ-4301 использовался проверенный временем рулевой «червяк-ролик» от. ГАЗ-51А. Кроме того, в конструкцию вошли узлы от ЗиЛ-130, КамАЗ, ГАЗ-66 и даже легкового ГАЗ-14 «Чайка» (цилиндр гидроусилителя рулевого механизма).
Первые три опытных образца (включая самосвальный автопоезд) построили в 1979 году. Вторая серия образцов после внесения уточнений и замечаний была изготовлена во втором квартале 1981 года.
Отдельная история — о коробке передач. Учитывая преимущественно сельскохозяйственное назначение автопоезда, для него на основе четырёхступенчатой коробки ГАЗ-53А разработали специальную коробку передач с увеличенным отношением первой передачи (10,004 против 7,48), обеспечивающее уверенное движение на скоростях 2-3 км/ч. Это важно для работы в паре с сельскохозяйственными орудиями. Испытания проводили в полевых условиях совместно с Горьковским сельскохозяйственным институтом. С силосоуборочными и зерновыми комбайнами автопоезд работал исправно. Правда, обнаружилось, что переключиться на вторую передачу не всегда получается из-за потери скорости. Требовалось сократить разрыв между передаточными отношениями первой и второй передачи. Запас мощности двигателя позволял сделать это. Для обеспечения нормальной разгонной характеристики образцам второй серии ГАЗ-4301 спроектировали новую — теперь уже пятиступенчатую — коробку с более стройным геометрическим рядом. Передаточное отношение первой передачи уменьшили до 9,886, второй — увеличили с 4,44 до 5,836, третьей — увеличили с 2,555 до 3,224. На всех передачах шестерни находились в постоянном зацеплении. Предусматривалась дополнительная шестерня и лючок в картере для отбора мощности на дополнительные механизмы.
Автомобиль, к производству которого малой серией приступили в 1984 году, получил коробку с передаточными числами 8,032-3,782-2,246-1,372-1,0 и задний ход 6,57. Отношение главной пары 5,857:1.
Для повышения проходимости в механизм дифференциала была введена принудительная блокировка в виде зубчатой муфты, соединяющей ведомую шестерню главной передачи через коробку дифференциала с одной из полуосевых шестерен редуктора. Блокировка имела пневмопривод.
Специализированный сельскохозяйственный автопоезд для ГАЗа представлял собой совершенно новое поле деятельности. Поэтому и вопросов в процессе его создания возникало больше, чем при конструировании обычных грузовозов. Скажем, тягач и прицеп должны развивать одинаковое удельное давление на грунт. А как этого добиться, если прицеп обут в шины 240-508Р (8,25-20) с номинальным давлением 6 кг/см2, а у тягача — 4,3 кг/см2? Кроме того, взамен двускатной ошиновки ГАЗ-4301 на тягач сельскохозяйственного автопоезда предполагалось ставить сзади специальную универсальную шину Кировского завода, обеспечивавшую снижение удельного давления на твёрдый грунт с 3,6 кг/см2 до 2,5-3,0 кг/см2.
Для сварки новой просторной трехместной кабины ГАЗ-4301 (впервые на ГАЗе — подрессоренное сиденье водителя) закупили французский автоматизированный сварочный комплекс Skiaky. В это время ГАЗ интенсивно оснащается ЭВМ, САПР, станками с ЧПУ, — как заметил генеральный директор ПО «ГАЗ» Николай Андреевич Пугин, «Покупали максимум вычислительной техники из того, что в принципе могли себе позволить».
В декабре 1983 года закончились приёмочные испытания автопоезда ГАЗ-6008. Кстати, на заключительном этапе испытаний грузовик «обновил» заводской автотрек, строительство которого завершилось в 1983 году. Междуведомственная приёмочная комиссия рекомендовала автопоезд к постановке на производство.
В силу целого ряда причин выйти на запланированные объемы производства дизельных грузовых автомобилей ГАЗу не удалось. Поначалу автопоезд ГАЗ-6008 собирали небольшими партиями, «для галочки». И только в 1988 году начался мелкосерийный выпуск. Делали автопоезд до 1993 года. Пятитонный ГАЗ-4301 пошёл в серию только в 1990 году, и до 1995-го изготовили 29158 единиц. Просторную кабину машины в октябре 1989 года передали бензиновому грузовику ГАЗ-3307, представлявшему дальнейшее развитие устаревшего ГАЗ-53А. Только 27 мая 1996 года президент ОАО «ГАЗ» Н.А.Пугин подписал приказ о прекращении его производства с целью увеличения объёмов выпуска дизельных модификаций. Согласно приказу, базовым среднетоннажником становился ГАЗ-3309 с четырёхцилиндровым дизелем ГАЗ-544.1 с турбонаддувом (4,15 л, 116 л.с. при 2800 об/мин, 382 Н.м при 1600 об/мин) — двигателем того же, «дойтцевского» семейства. Эта машина шла с середины 1994 года, а до этого с 1992-го изготавливали трехтонный ГАЗ-3306 с четырехцилиндровым 85-сильным дизелем ГАЗ-544. Производство ГАЗ-3306 прекратили в 1995 году, построив всего 10433 грузовика. Горьковскому автозаводу решительно не везло с дизельными грузовиками. В конце 1990-х, соблазнившись «морковкой» в виде совместного предприятия с Fiat по выпуску легковых автомобилей, ГАЗ сам погубил робкие ростки дизелизации. Практически готовый завод мощностью 75 тысяч дизелей в год перепрофилировали. Производство дизельных «газонов» прекратили вовсе. Возобновили его только в 2001-м, моделью ГАЗ-3309, оснащённой дизелем ММЗ Д-245.7 производства Минского моторного завода. При этом, невзирая на прошлые приказы, ГАЗ продолжал выпускать бензиновые 3307. По состоянию на 2006 год собрали 530 859 таких автомобилей.
В июне 1998 года Горьковский автозавод попытался ещё раз вернуться к дизельной теме. В Вене между фирмами Magna-Steyr, Regge и ОАО «ГАЗ» было подписано соглашение о создании в Нижнем Новгороде совместного предприятия по выпуску двигателей ГАЗ-560 Steyr. Увы, и у этой истории не оказалось достойного завершения.
ГАЗ-4301: отечественный ГАЗончик
Восьмидесятые года прошлого столетия были для Горьковского автомобильного завода знаменательными. Ведь именно тогда был выпущен первый дизельный самосвал этой марки ГАЗ-4301, который заслуживает отдельного внимания.
ГАЗ 66: технические характеристики (тюнинг, расход топлива, компрессор, тормозная система), цена, видео, фото.
- Технические характеристики
- Движущая сила
- Насос и задний мост
- Запчасти
- Отзывы
- Заключение
Технические характеристики
ГАЗ-4301 имеет такие показатели:
- полная масса автомобиля составляет 8 тонн;
- допустимые нагрузки на оси: передняя – 3 тонны, задняя – 5;
- обладает грузоподъемностью в 4,5 тонны;
- снаряженный автомобиль имеет массу 3,5 тонны;
- сцепление является однодисковым, постоянно замкнутое, есть функция сухого трения, имеет диафрагменную пружину;
- на 5-ти ступенчатой, механической коробке передач пять скоростей;
- подвеска рессорная;
- ходовая часть состоит из дисковых, имеющих двухкомпонентный обод и разрезное бортовое кольцо, колес и пневматических, радиальных шин;
- в двухместной, двудверной кабине есть места для крепления ремней безопасности. Она отапливаема;
- авто уснащено гидравлическим насосом.
[attention type=green]Для переоборудования грузовых автомобилей нужны специальные разрешения ГИБДД. С информацией и перечнем документов можно ознакомится в статье, перейдя по ссылке.[/attention]
Движущая сила
Грузовик ГАЗ-4301 оборудован дизельным четырехтактным двигателем модели 542.10. Под капотом этого «зверя» 125 л.с. Блок состоит из шести цилиндров. Они расположены в ряд и работают в порядке 1-5-3-6-2-4.
Благодаря наличию воздушной системы охлаждения, машина не требует радиатора и охлаждающей жидкости. «Сердце» авто является лицензионной копией немецкого производителя «Deutz».
На заводе ГАЗ – это был единственный, изготовленный лично дизельный мотор.
Насос и задний мост
Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.
Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.
Запчасти
Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.
Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.
ГАЗ 53: технические характеристики (коробка передач, рулевое управление, схема электрооборудования), видео, фото, модификации модели, история создания и отзывы.
Технические характеристики КамАЗа 43114 здесь.
О МАЗе 500 читайте в этой статье.
Отзывы
ГАЗ-4301 экономичный, не требует частого ремонта, неплохо проявляет себя, как буксировщик.
Ходовые свойства хорошие, как для старенькой модели.
К недостаткам можно отнести быстрый приход в неисправность тормозной системы и компрессора.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что модель достойная, имеет больше плюсов, чем минусов. Может прослужить верным помощником и «рабочей лошадкой» многие годы.
Грузовик ГАЗ-4301
В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.
Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.
Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.
Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.
Технические особенности грузовика
В качестве силового агрегата для новинки было решено использовать шестицилиндровый дизельный мотор ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., являющийся лицензионной копией двигателя фирмы Deutz. Это был первый дизельный мотор, производимый на мощностях Горьковского автомобильного завода.
Топливная система ГАЗ-542 состоит из двух видов насосного оборудования: низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Плунжерная топливоподкачивающая помпа позволяет, в случае необходимости, осуществлять подкачку дизеля в ручном режиме. Двигатель снабжен следующими топливными фильтрами: для грубой очистки – в виде фильтровального сепаратора с сетевым компонентом; для тонкой очистки – в виде сменного фильтровального бумажного компонента. Также имеется система сухого воздушного фильтрования, оснащенная сменными фильтрами и датчиком степени загрязненности. Воздушное охлаждение выполняется за счет шестеренной вентиляторной передачи с применением гидромуфты.
Трансмиссия состоит из однодискового замкнутого сцепления сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравлической установкой. Установлена механическая пятиступенчатая трехходовая коробка переключения передач, в которой осуществлена синхронизация на всех передачах, за исключением первой и задней. Карданная передача осуществляется за счет пары открытых валов, имеющих в промежутке опору и три шарнира на подшипниках.
Тормозная система ГАЗ-4301 – двухконтурная, в каждом колесе смонтированы тормозные узлы, и имеется два автономных привода, позволяющих работать с ними. Максимальную эффективность процесса торможения с сохранением высокой степени управляемости обеспечивает грамотное распределение тормозного усилия на каждое колесо. В случае оптимального соответствия этих сил производится одновременная блокировка всех колес, независимо от дорожных условий. Поэтому определение соответствия тормозных нагрузок всех колес происходит так, чтобы в случае осуществления максимального торможения предотвращалась преждевременная блокировка передних колес, ведущая к снижению управляемости, и блокировка задних колес, вызывающая занос автомобиля.
При плавной остановке грузовика с замедлением 0,6 м/с осуществляется перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям в соотношении примерно 60:40. Это обусловливает необходимость повышения продуктивности передних колес в полтора раза. Поэтому ГАЗ-4301 комплектуется двухконтурными тормозами с гидроприводом и двумя пневмоусилителями. Кроме того, грузовик оснащается двухпроводным пневматическим агрегатом, управляющим тормозной системой прицепа.
Каждое колесо оснащено литым чугунным тормозным барабаном. Передние барабаны центрируют и устанавливают на кромках ступиц, а задние – на кромках полуосей. С целью упрощения контроля они изготавливаются съемными. В тормозной системе ГАЗ-4301 имеется специальный прибор, обеспечивающий автоматическую регулировку величины зазора в системе «колодка-барабан». Тормозные узлы задних колес снабжены механическим приводом и используются в качестве стояночных тормозов.
самосвал-тягач ГАЗ-САЗ 4509 на базе ГАЗ-4301
В производстве ГАЗ-4301 используются оригинальные детали, призванные улучшить потребительские характеристики автомобиля: электрофакельный механизм, обеспечивающий простоту запуска дизеля; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
Отличительные особенности автомобиля
В техническом плане линейка ГАЗ-4301 и 3307 достаточно серьезно различались, а вот внешне они были практически идентичными. Одним из немногих отличий являются оригинальные колесные диски, которые, помимо четырех продолговатых вентиляционных окон, имеют еще четыре небольших отверстия, размещенных между ними. Эти диски не подходили для установки ни на один другой автомобиль, поскольку их центровка на ступице выполняется не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием.
Кроме того, разницу между ГАЗ-4301 и 3307 заключается в наличии двух главных тормозных цилиндрах с пневмоусилителями, расположенными с левой стороны рамы между кабиной и топливным баком.
ГАЗ-4301 комплектуется радиальными пневматическими шинами серии 8,25Р20, имеющими класс слойности НС12. Компрессия в передних колесах составляет 370 кПа, задних – 540 кПа; величина развал-схождения составляет от 0 до 3 мм. За счет разноплановой унификации по механизмам и оборудованию снижается себестоимость производства грузовика, а также упрощает техобслуживание и проведение капитального ремонта.
ГАЗ-4301 оснащается рулевым механизмом на основе глобоидального червяка с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. Рулевой аппарат серийной модели получил гидравлический усилитель, обеспечивающий облегчение выполнения поворота, что по достоинству оценило большое количество водителей впоследствии. Использование гидроусилителя способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого механизма, благодаря чему необходимость в многократном вращении руля по направлению поворота и назад в процессе поведения маневра отпала. Это имеет особенную ценность при движении автомобиля в условиях ограниченного пространства.
За счет гидравлики сглаживаются удары на рулевой механизм от дорожных неровностей, а также улучшается управляемость грузовика при контакте с крупными булыжниками либо в случае пробития шины.
Инженеры Горьковского автомобильного завода полностью переработали конструкцию большей части узлов, обновили коробку переключения передач, заднюю ось с возможностью дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана, передний мост и другие агрегаты, что положительно сказалось на устойчивости автомобиля. Для достижения этой же цели была увеличена ширина колесной колеи и понижен центр тяжести.
В основе грузовика лежит высокопрочная, износоустойчивая и долговечная рама. Передняя подвеска ГАЗ-4301 является комплексом узлов и механизмов, обеспечивающих соединение опорных частей колес с корпусом автомобиля. Ее главным предназначением является снижение уровня нагрузок и равномерное их распределение по опорным частям в процессе движения, а также улучшение тяговых показателей транспортного средства. В данной модели грузовика установлена пара фронтальных пружин полуэллиптического типа с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя пару пружин и вспомогательные рессоры.
Установленные амортизаторы обеспечивают эффективную трансформацию динамической работы в тепловую, продуктивное гашение колебаний и поглощение толчков на автомобильной раме. Гидравлические амортизаторы телескопического типа с двухсторонним эффектом устанавливаются на переднюю ось и сочетаются с упругими узлами.
В автомобиле установлено однопроводное электрооборудование, негативные выводы источников питания подключены к корпусу. Оптимальный уровень напряжений – 24 В. Силовой агрегат, вырабатывающий ток марки 5101.3701, укомплектован интегрированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Также присутствует пара аккумуляторных батарей серии 6СТ-110А емкостью по 110 Ач и устройство для пуска марки 3002.3708.
ГАЗ-4301 стал значительным шагом вперед в производственной деятельности Горьковского автозавода и всего отечественного автопрома. Однако посредственное качество дизельных силовых агрегатов и их неудовлетворительная работа сдерживали спрос и не позволяли наладить массовый выпуск данной модели. Еще одним фактором, негативно влияющим на популярность грузовика, являлась ее невысокая проходимость.
Вследствие установки более мощного и массивного силового агрегата нагрузка на переднюю ось значительно увеличилась, поэтому в раскисшем грунте грузовик нередко застревал. Кроме того, повлиял и экономический кризис девяностых годов, приведший к ликвидации государственных заказов на сельхозтехнику и, как следствие, увеличению себестоимости единицы продукции ввиду малых объемов производства. Все это привело к вынужденному прекращению выпуска собственных дизелей и снятия ГАЗ-4301 с производства в 1995 году. Общее число сошедших с конвейера автомобилей составило 28158.