Эбу двигателя схема связей

Как проверить ЭБУ двигателя на работоспособность

ЭБУ (электронный блок управления) — устройство, осуществляющее контроль параметров механизмов в ходе работы. В большинстве случаев сокращение ЭБУ применяют по отношению к блоку управления двигателем.

На самом деле, в автомобиле имеется еще блоки управления тормозной совокупности (блок ABS), блок управления кузовом, что довольно часто именуется Body Control Module (BCM либо BSI), блок управления климатом (климат-контроль) и другие.

Принцип работы

Принцип работы электронного блока управления двигателем выстроен на стандартной архитектуре микроконтроллера. Информацию о параметрах двигателя с разных датчиков поступают в ЭБУ, после этого обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

Главную обработку данных по определенному методу создаёт процессор, что по выходной шине дает сигналы на аккуратные устройства. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифры в аналог, усиливаются) и поступают на разъемы электронного блока управления.

В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателя, входит диагностика работы главных узлов. Современные ЭБУ смогут выяснить разнообразные неточности:

  • отсутствие напряжения питания на электронных узлах двигателя либо пониженное питание;
  • обрыв электрических цепей либо замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчиков;
  • пропуски впрыска и зажигания;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.

Неточности сохраняются в энергонезависимой памяти впредь до их удаления посредством диагностических устройств (действующие неточности удалить запрещено без устранения обстоятельства неточности).

В машинах более ранних годов выпуска неточности возможно было удалить временным (около 15 мин.) отключением аккумулятора от бортовой сети автомобиля.

ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя при несанкционированного доступа. Любой электронный блок управления двигателем осуществляет эту функцию в соответствии с заложенным производителем методом.

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска горючего;
  • разрешение на запуск стартера и др.

В некоторых машинах двигатель может запускаться на пара секунд и глохнуть.

Для многих блоков управления существуют безиммобилайзерные firmware ЭБУ (immooff). Возможно перепрошить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, но автомобиль делается при таких условиях более уязвимым с позиций угона.

Схема

Принципиальная электрическая схема самого блока управления двигателем есть производственной тайной, и отыскать ее кроме того для отечественных машин сложно.

Исходя из этого ремонт ЭБУ создают лишь опытные электронщики большого уровня. В большинстве случаев в блоках управления выходят из строя транзисторы управления зажиганием и впрыском, стабилизаторы опорных напряжений, слетает firmware.

Эксперты, занимающиеся чип-тюнингом, время от времени намерено изменяют программную прошивку с целью повышения приемистости двигателя или уменьшения потребления горючего.

Видео — firmware ЭБУ М74:

С целью проведения ремонта электронных узлов двигателя требуется электрическая схема подключения ЭБУ. Такую схему возможно отыскать в управлениях по ремонту и эксплуатации машин, программно-технических комплексах типа AUTODATA и TOLERANCE.

Для примера разглядим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volksvagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель АЕЕ, блок управления Magneti Marelli 1 AV.

Не углубляясь в схему, возможно заметить, что в качестве датчиков ЭБУ применяет сигналы датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, дроссельной заслонки, кислорода.

Сигнал, приходящий с датчика распредвала имеет форму:

В качестве аккуратных механизмов ЭБУ руководит сигналами впрыска инжекторов, привода дроссельной заслонки, зажигания на коммутатор катушки:

ЭБУ связан с иммобилайзером, приборной панелью.

Для того, дабы проверить электрические соединения узлов схемы с электронным блоком управления двигателем нужно знать размещение выводов контактов (распиновку), которая кроме этого приводится в справочниках:

Где стоит блок управления двигателем

В машинах впредь до 90-х годов выпуска самоё рациональным местом размещения блока управления двигателем считалось пространство в салоне автомобиля около левой или правой передней стойки в области ног пассажира либо водителя. В первую очередь, считалось, что это самый защищенные места с позиций механических проникновения и повреждений жидкости.

Видео — перенос ЭБУ на Калине:

С середины 90-х блоки управления двигателем ставят в подкапотное пространство. Это связано со следующими мыслями:

  • под капотом легче создавать поиск неисправностей электрических соединений;
  • все коммуникации с исполнительными механизмами и датчиками двигателя становятся меньше, следовательно, надежнее;
  • ЭБУ стали более надежно защищаться от жидкости посредством особых герметиков.

При отсутствия справочников отыскать электронный блок управления двигателя нетрудно, двигаясь по громадному жгуту проводов совокупности управления двигателем. Он в большинстве случаев воображает маленькой электронный блок в железном кожухе с одним либо несколькими разъемами в торцевой части.

Во многих случаях получить доступ во внутреннее пространство блока к электрической схеме непросто: она залита компаундами, каковые нужно удалять. Плата, в большинстве случаев, содержит маленькое количество компонентов.

Показатели неисправности ЭБУ

Среди автоэлектриков имеется вывод, что электронная совокупность управления двигателем выходит из строя в последнюю очередь. Причем, диагностические сканеры не всегда могут выяснить неисправности блока управления двигателем.

Вправду, ЭБУ может продиагностировать узлы, подключаемые к нему, но произвести диагностику собственной работоспособности в большинстве случае он не в силах.

Что может свидетельствовать о неисправности ЭБУ?

самые частые показатели неисправности — постоянное перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике эксплуатации нередки случаи переполюсовки подключения аккумуляторной батареи. В схеме ЭБУ имеется защитные диоды на данный случай.

Если они пробиваются, появляется замыкание по питанию, что и ведет к постоянному перегоранию предохранителей. Неисправные нужно поменять.

Кроме этого неисправность по питанию может привести к отключению АКБ на протяжении работы двигателя. При таких условиях блок управления запитывается лишь от генератора и, если он неисправен, может появиться обстановка некорректно поданного на блок напряжения.

Запрещено на трудящемся двигателе снимать клеммы АКБ (!), как это делают многие автомобилисты при запуске от чужого аккумулятора.

Как проверить ЭБУ на работоспособность

Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.

Второй этап – компьютерная диагностика. В случае если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже показатель работоспособности ЭБУ.

Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда нужно привязывать ключи.

В некоторых случаях для определения неисправности нужно разобрать ЭБУ, другими словами удалить герметик и снять крышку, взяв доступ к плате. На ней возможно найти прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, другие элементы и диоды.

Самый надежный метод проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть или безиммовый или придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.

Время от времени на разборках продается комплект ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае неприятностей нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, по окончании чего заводите двигатель.

Защита

Для более уверенной защиты блока управления двигателем от переполюсовки аккумуляторной неисправностей и батареи генератора возможно по питающим цепям установить диоды (лучше замечательные стабилитроны с напряжением стабилизации 15 — 17 Вольт) в обратном включении.

Читать еще:  Двигатель 2az низкие обороты

Тогда переполюсовка и перенапряжение приведут к выходу из строя предохранителей, обслуживающих цепи питания ЭБУ, повышенное напряжение или напряжение обратной полярности на блок управления не пройдет, а это самая громадная опасность.

В целях защиты ЭБУ от климатических действий нужно смотреть за качеством герметика. Через пять лет эксплуатации нужно улучшать герметичности, поскольку прошлый герметик может рассохнуться в условиях повышенных температур под капотом.

Видео — защита блока управления двигателем Рено Дастер (Логан, Ларгус):

Запрещено закрывать доступ к блоку дополнительными конструкциями, класть ветошь около него. Это сокращает естественную вентиляцию устройства, которое в ходе работы автомобиля нагревается.

Замена блока управления двигателем

В случае если блок управления перестал работать, и не подлежит ремонту его направляться заменить на подобный с таким же номером, указанным на корпусе ЭБУ.

Время от времени допускается маленькое отклонение в номере. К примеру, изменение последних двух-трех цифр может свидетельствовать о втором количестве двигателя или модификации, что может фактически не сказаться на технических чертях.

Но не нужно забывать, что при замене ЭБУ требуется привязка ключей или приобретение набора ЭБУ+иммобилайзер+чип. Для привязки ключей многие эксперты скачивают прошивку от родного блока управления, если она осталась цела, и «заливают» в новый ЭБУ. Работа не такая дорогая.

Советы по эксплуатации

Дабы не появилось обстановок, которые связаны с выходом электронного блока управления двигателем из строя направляться:

  • ни за что не снимать клеммы аккумуляторной батареи при трудящемся двигателе;
  • нельзя снимать клеммы АКБ при подключенном зажигании, поскольку это может привести к уничтожению firmware ЭБУ и связи с ключами, не отключайте блок, исполнительные узлы и датчики при подключенном зажигании;
  • смотрите за целостностью проводов, жгутов, обслуживающих блок управления двигателем, в ходе эксплуатации автомобиля они смогут разрушаться за счет процесса электролиза, вызывать сбои в работе устройства;
  • в случае если в следствии аварии либо иного механического действия ЭБУ взял трещину в корпусе, ее срочно направляться залить гермет-клеем;
  • не допускайте нарушений режима естественного охлаждения блока;
  • осуществляйте контроль исправность датчиков лишь при отключенных от ЭБУ разъемах:
  • не вносите трансформаций в схему управления двигателем и применяйте другие узлы и датчики строго по каталогам оборудования для конкретной модели автомобиля.

Смотрите из-за чего кипит аккумулятор на машине и что следует сделать в этом случае.

Возможно ли смазать клеммы аккумулятора и чем это лучше делать.

Как верно снимать АКБ http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/kak-pravilno-snyat-akkumulyator-s-avtomobilya.html с автомобили.

Видео — установка защиты на ЭБУ Toyota Camry v50:

В обязательном порядке к прочтению:
  • Открылась бесплатная телефонная горячая линия для начинающих водителей
  • Эвакуатор — изюминки услуги
  • Объявление «Дам бесплатно автомобиль» — будь внимателен
  • Порядок организации времени отдыха и труда водителей машин
  • Как возможно вывести из строя автомобильный генератор
  • Как приобрести авто в автосалоне с умом
  • Нужно ли запрещать антирадары?

Ремонт Блока Управления Двигателем. Блок ЭБУ. Школа Алексея Пахомова. Пахомов скачать

Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

Совокупность питания современного бензинового двигателя с впрыском горючего в большинстве случаев складывается из топливного бака , топливного насоса с электроприводом, топливного фильтра, распределительного…

уход и Обслуживание за автомобилем Как проверить компрессию в двигателе? В большинстве случаев автолюбители не задаются этим вопросом до того момента, в то время, когда двигатель начинает троить, обороты становятся…

Выход из строя реле-регулятора – самая частая обстоятельство неисправности автомобильных генераторов. Как раз исходя из этого с проверки регулятора в большинстве случаев начинают контроль работоспособности узлов…

уход и Обслуживание за автомобилем Двигатели современных машин трудятся под управлением электроники. Фактически все марки авто имеют ЭБУ — электронный блок управления, что…

Электронные совокупности автомобиля Электронный блок управления двигателем – без этого компонента современный автомобиль попросту немыслим. Во всей совокупности управления силовым агрегатом ЭБУ есть…

Электронная система управления двигателем (ЭСУД)

ЭСУД модификаций 1,6 (16V) и 1,6 (8V) почти одинаковые. Отличия в разных катушках зажигания и расположении элементов.

ЭСУД состоит из электронного блока управлениядвигателем (ЭБУ) , датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

Элементы электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):

Схема электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):

Элементы ЭСУД 1,6 (8V) (воздушный фильтр снят):

Схема ЭСУД 1,6 (8V):

Электронный блок управления двигателя (ЭБУ)

ЭБУ получает всю необходимую информацию с датчиков и управляет исполнительными механизмами. Как и в большинстве автомобилей фирмы Renault, на автомобиле Lada Largus ЭБУ устанавливается в моторном отсеке на кронштейне за аккумулятором. Он представляет собой электронный блок типа EMS 31.32 с 90-контактным интерфейсным разъемом. (замена ЭБУ)

На рисунках выше показан общий вид подкапотного пространства с расположением элементов ЭСУД, в том числе ЭБУ. а также элементов электрооборудования автомобиля.

В состав ЭБУ входят микроконтроллер со встроенной Flash-памятью (программируемое постоянное запоминающее устройство – ППЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), микросхемы АЦП, драйверы управления работой двигателя регулятора холостого хода (РХХ), сигнала управления топливным насосом и т. д. Микроконтроллер формирует напряжение питания нагревателя датчиков кислорода и расхода воздуха. После включения зажигания контролер включает индикатор. расположенный в комбинации приборов, который информирует водителя об исправности или выявлении какой-либо неисправности ЭСУД.
Внешнее диагностическое оборудование подключается к розетке для информационной связи с контроллером по двунаправленной линии K-line.

В ОЗУ при отключении питания (аккумулятора) информация не сохраняется, в отличии от ППЗУ, которое является энергонезависимым устройством.

Лампа (индикатор) на комбинации приборов, сигнализирующая о неисправности ЭСУД

Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящим (мигающим) индикатором неисправности ЭСУД. Допускается движение автомобиля до места ремонта. Если неисправность кратковременна, то лампочка погаснет через 10 секунд, при условии, что в памяти ЭБУ не будет других кодов неисправностей, вызывающих включение данного сигнализатора.

Диагностический разъём

Диагностический разъём (колодка диагностики) расположен в вещевом ящике на его задней стенке. С его помощью могут быть считаны коды неисправностей, находящиеся в ЭБУ. На рисунке показано расположение диагностического разъёма, а назначение контактов приведено в таблице ниже.

Распиновка диагностического разъёма

Таблица: Назначение контактов диагностического разъёма

Номер контакта Назначение
1 Шина «+» после включения зажигания
2, 3 Земля
6 Не используется
7 Диагностический сигнал К (шина К-line)
8-14 Не используются
15 Диагностический сигнал L (шина К-line)
16 Шина «+» аккумуляторной батареи

Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя (ДПКВ)

Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала индуктивного типа, он предназначен для синхронизации работы электронной системы ЭБУ с угловым положением коленчатого вала и первого цилиндра двигателя. Датчик располагается в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике двигателя. Задающий венец представляет собой зубчатое колесо. Для синхронизации работы на диске отсутствуют два зуба — это начало отсчета.

Читать еще:  Вентилятор с реверсивным двигателем что это такое

При вращении задающего диска в обмотке датчика формируются импульсы переменного тока, сигнал подается непосредственно на ЭБУ.

При отказе датчика пуск двигателя невозможен, датчик проверяют в следующем порядке:
— проверяют целостность соединений;
— отключают колодку соединителя и измеряют сопротивление обмотки датчика, оно должно быть в пределах 200. 270 Ом;
— если сопротивление обмотки в норме, к датчику подключают технологический соединитель и с помощью осциллографа проверяют выходной сигнал датчика — амплитуда импульсов должна быть не менее 0,9 В, в противном случае датчик заменяют.

Находится на картере сцепления, над маховиком двигателя.

Датчик температуры входного воздуха (ДТВ)

Датчик температуры имеет в своем составе терморезистор, он установлен во впускном коллекторе. С ЭБУ через токоограничительный резистор на датчик поступает опорное напряжение 5 В. Температура воздуха на впуске рассчитывается по падению напряжения на датчике. ЭБУ использует показания этого датчика для расчета длительности импульсов открытия топливных форсунок и угла опережения зажигания.

На двигателе 1,6 (16V) находится в ресивере спереди.
На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик охлаждающей жидкости по конструкции аналогичен предыдущему датчику — это терморезистор, сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре охлаждающей жидкости. Датчик устанавливается на блоке цилиндров, в его задней части. По падению напряжения на датчике ЭБУ определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете параметров системы впрыска и зажигания.

На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии корпуса термостата, расположенного с левой стороны ГБЦ.
На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии с левой стороны ГБЦ.

Датчик фаз (положения распределительного вала)

Датчик фаз индуктивного типа устанавлива ется только на двигатель К4М, его работа основана на эффекте Холла. Датчик установлен на задней части крышки головки блока цилиндров. При прохождении через датчик кромки задающего диска, установленного на распределительном валу, изменяется магнитное поле и формируются импульсы напряжения переменного тока. Сигнал с датчика поступает на ЭБУ для обеспечения работы фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров ДВС. При появлении сбоев в работе датчика ЭБУ вносит в память код ошибки и включает световой индикатор, расположенный на комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)


Находится на оси заслонки дроссельного узла (замена)

Датчик детонации (ДД)


На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии на передней стенке блока цилиндров, расположенное в районе между 2-м и 3-м цилиндрами.
На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии на задней стенки БЦ, в районе 3-го цилиндра.

Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК)


Установлен в резьбовом отверстии выпускного коллектора. (замена)

Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДКК)


Установлен в трубе системы выпуска отработавших газов после каталитического нейтрализатора. (замена)

Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)


На двигателе 1,6 (16V) установлен в ресивере справа.
На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева

Датчик скорости автомобиля (ДСА)


Установлен сверху на картере коробки передач.

Электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

Электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

Электронный блок управления (ЭБУ или ECU – Electronic Control Unit) модели EDC7UC31-14.HO со встроенным охлаждающим каналом устанавливается на блок цилиндров двигателя с левой стороны. Обозначение ЭБУ – 650.3763010 (фирмы BOSCH – 0 281 020 111).

Электронный блок управления.

1 – разъем жгута промежуточного (транспортного средства), 2 – разъем жгута датчиков; 3 – разъем жгута форсунок.

Основными задачами блока управления являются получение информации от датчиков, ее обработка и управление исполнительными механизмами. Кроме того ЭБУ двигателя может взаимодействовать с блоками управления других систем транспортного средства.

Устройство и характеристика.

Печатная плата с электронными элементами помещается в металлическом корпусе ЭБУ. Датчики, исполнительные механизмы и кабели подачи напряжения соединяются с блоком управления через многоштыревые герметичные разъёмы 1 – 3. Все контакты в этих разъёмах пронумерованы. Охлаждение ЭБУ осуществляется топливом, которое омывает блок управления по каналу внутри корпуса.

На корпусе ЭБУ установлен датчик атмосферного давления. Этот датчик участвует в вычислении коррекции подачи топлива при эксплуатации ТС в высокогорье.

Основные характеристики:

  • Масса ЭБУ приблизительно 1,6 кг.
  • На блоке располагаются:
  • разъём 1 – разъем жгута промежуточного с 89 контактами;
  • разъём 2 – разъем жгута датчиков с 36 контактами;
  • разъём 3 – разъем жгута форсунок с 16 контактами.

К контактам разъёмов подключены:

  • 17 аналоговых входа, 4 частотных входа и 14 цифровых входа для замеров параметров двигателя;
  • 4 ШИМ-выхода для управления исполнительными механизмами,
  • 8 (или 10 для двигателя ЯМЗ-536) высоковольтных выхода для управления форсунками,
  • 8 дискретных выхода для включения реле и сигнальных ламп и один частотный выход.
  • Время программирования при скорости передачи данных 38,4 кбод – 490 с.
  • Напряжения питания, определяемые на контактных разъемах ЭБУ:

номинальное напряжение:

  • VBAT++28,8 В (+14,4 В);
  • VBAT–0 В;

номинальная сила тока:

    ЭБУ функционирует без нагрузки (T15 включен)

Схема связи между блоками управления АКПП и двигателем Daewoo Leganza

Всем доброго времени суток!Ну дайте кто нибудь схему электропроводки. Все темы на два раза просмотрел,ни чего не нашел.

Схему электропроводки на что.

Все схемы идут отдельными блоками ,что именно тебе надо?

нужна схема связи между блоками управления АКПП и двигателем.

А какая у тебя машинка, двигатель, АКПП.

вот на двигло2.2

to xdriver: Имеется сервисные инструкции тут и тут .

Посмотрите, может есть что-то интересующее.

to voltik: Леганза,американка,2,2,айсиновский автомат.

Ну вот там на схеме американка2.2.Сопряжение эл.блока коробки айсин с эбу двигла.

to ALEKS KLAVA 22: Спасибо большое,что скинули схему!Очень признателен!

Диагностику АКПП надо делать диллерским сканером.

to voltik: а если в моем городе нет дилеров,как можно еще ее сделать?может какая нибудь прога нужна?

to xdriver:
Должен же быть сервис по ремонту АКПП с диагностическим оборудованием, или у Вас так все плохо.

to voltik: Еще не искал,первый раз с этим сталкиваюсь.А разве диагностика через комп и коробки это не одно и тоже?Или как диагностируется АКПП?

На форуме есть диагносты по АКПП?Дайте пожалуйста ответ. Что за ошибка р1781,и как ее излечить?Относится она вообще к АКПП или нет?На форуме нашел ответ,что это неисправность цепи сигнала крутящего момента двигателя.И что это связано с неисправностью связи между компами АКПП и двигла.Всю проводку прозвонили,везде есть связь,обрыва ни где нет.КАК ЕЕ УСТРАНИТЬ. ЗАДОЛБАЛСЯ УЖЕ САМ И ЭЛЕКТРИКА ЗАМУЧАЛ. ПОМОГИТЕ,КТО МОЖЕТ.

to xdriver: Есть спец хекхек. По вашей ошибки Р1781 — Отклонение от нормы сигнала переключателя пониженной передачи 4×4.Видимо где то у тебя на коробке или раздатке есть соленоид, который отвечает за режим полного привода

Читать еще:  Шаговый двигатель 42byghw609 характеристики

Что такое ЭБУ в автомобиле

Практически все бензиновые двигатели современных автомобилей имеют впрысковые топливные системы, исполнительные механизмы которых имеют электрический привод – это форсунки, электромагнитные клапаны и различные заслонки.
Управляются все эти механизмы автоматически, по заданной программе. Управляющие импульсы отдаёт ЭБУ (расшифровывается как «электронный блок управления»). Но для того, чтобы иметь возможность отдавать «адекватные» команды, ЭБУ должен иметь и обратную связь с двигателем – именно этой цели и служат различные датчики.

Принцип работы ЭБУ

Схема работы электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля

ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, его не зря называют «мозгом» двигателя. Приём информации, её обработка и посыл управляющих сигналов должны происходить практически мгновенно.
Простое нажатие на педаль «газа» водителем изменяет сразу целый комплекс изменений сигналов, идущих от датчиков к ЭБУ и от него на форсунки и другие механизмы. Помимо этого, сформировать сигналы таким образом, чтобы они не входили в противоречие с реальной обстановкой режима движения авто. Особенно сложные процессы происходят в ЭБУ автомобилей, «напичканных» различной электроникой – системами ABS, ASR и др.

ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, которую называют «мозгом» двигателя.

В задачу ЭБУ входит также и оптимизация расхода топлива и состава выхлопных газов, причём с минимальным ущербом для мощностных характеристик двигателя. Помимо этих основных функций, блок осуществляет постоянную диагностику всей системы. Для профессиональной «расшифровки» состояния системы управления двигателем устройство снабжено выходом с колодкой для подключения диагностического оборудования.
В связи с тем, что ЭБУ представляет собой небольшой компьютер, параметры его работы можно изменить в соответствии с личными требованиями к машине.
Для этой цели и применяют так называемый чип- тюнинг, или изменение прошивки ЭБУ, внося коррективы в заложенную производителем программу работы блока. Достаточно доступным для автолюбителя оборудованием для прошивки ЭБУ является программатор – при условии, что у вас есть ПК или подобная аппаратура.

Программатор ЭБУ

Один из программаторов ЭБУ

Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО. При выборе устройства необходимо учитывать совместимость его с моделью контроллера – распиновки ЭБУ различны, а индивидуальные особенности программатора, как раз, и определяются в основном кабелем для прошивки ЭБУ – различные устройства могут быть собраны на базе одного процессора. Цена программатора определяется количеством компонентов, в него входящих. Некоторые программы для прошивки ЭБУ уже включены в стоимость комплекта.
Устройство имеет подробную инструкцию по применению, и если позволяет комплектация, вопросов, как с его помощью прошить ЭБУ, не должно возникнуть – практически все сейчас имеют навыки работы с подобной техникой.

Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО.

Для того, чтобы стереть ошибки ЭБУ, достаточно воспользоваться автосканером, (например, на базе процессора ELM 327) подключаемым к стандартной колодке диагностики. Автосканер можно использовать и для диагностики системы управления двигателем – причём такие устройства способны передавать данные на смартфон, а пользоваться ими проще и безопаснее – распиновка колодки диагностики OBD 2 стандартна.
Но для того, чтобы получить наиболее полноценную информацию с помощью автосканера, нужно установить на ПК так называемый редактор прошивок ЭБУ автомобилей – программу, благодаря которой вы сможете изменять команды, отдаваемые блоком исполнительным механизмам.
Но использование автосканера иногда ограничено самой конструкцией «мозгов» – наиболее устарелые их версии не выдают информацию на колодку OBD 2 в должном объёме. Программатор же, оснащённый кабелем для прошивки ЭБУ, позволяет получить все данные о блоке и системе управления двигателя в целом.
В любом случае, определённые навыки по перепрошивке ЭБУ нарабатываются практикой. При наличии некоторого опыта вы уже сможете самостоятельно выявить недостатки и достоинства каждой из программ. Начинать лучше с тех, которые можно скачать в сети бесплатно. Но вот обучающие курсы, как правило, платные.
Но не всегда изменение прошивки ЭБУ приносит желаемый положительный результат. Например, вы хотите добиться увеличения мощности двигателя за счёт увеличения количества впрыскиваемого топлива. Увеличиваете время открытия форсунки – а мотор всё так же «не тянет». Причинами могут быть и засоренные форсунки, и даже некорректная работа датчика температуры всасываемого воздуха и т.д. ЭБУ же будет отдавать сигнал, рассчитывая его на основе показаний датчиков, а не измерением реального количества впрыскиваемого топлива – поэтому перепрошивка в таком случае ничего не даст и нужно углубляться в «матчасть» – промывать форсунки, проверять соединения проводов с приборами и т.п.

Ремонт ЭБУ двигателя

Ремонт электронного управления (ЭБУ) автомобиля лучше поручать специалистам

Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.
Даже если корпус контроллера разборный, визуально можно лишь увидеть коррозию на его деталях или, что бывает нечасто, констатировать расплавление или перегорание деталей.
Кроме того, при попытке отремонтировать ЭБУ своими руками можно вывести из строя ранее исправные детали, например, просто прикоснувшись к ним рукой. Дело в том, что полупроводниковые приборы очень чувствительны к разрядам статического электричества.

Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.

Но в любом случае, нужно сначала найти, где находится ЭБУ. Чаще всего его располагают либо около панели приборов (у бардачка), либо под передними сиденьями. Но если точно не знаете, воспользуйтесь руководством по эксплуатации авто.
На Ладе Калине первых выпусков ЭБУ располагался под радиатором отопителя. Такое «оригинальное» размещение блока приводило к тому, что антифриз, вытекающий из прохудившегося радиатора, заливал «мозги», выводя их из строя. Впрочем, даже удачное размещение ЭБУ на ГАЗ 3110 не спасало его от воды, попадавшей в него из-за протекающего уплотнителя лобового стекла.
Признаком неисправности ЭБУ является то, что нет связи ЭБУ с управляющими и исполнительными механизмами. Как проверить ЭБУ? Самостоятельно можно лишь кропотливо проверяя мультиметром прохождение сигналов к блоку и от него. Но лучше всего отдать машину в автосервис, в распоряжении которого есть мотор-тестер с осциллографом.
Рядовой же автолюбитель, не вникающий в тонкости конструкции автомобиля, может лишь обеспечить защиту ЭБУ правильной его эксплуатацией – избегать скачков напряжения, вызванных отключением приборов при включенном зажигании, например, а также при необходимости «доработать» заводские просчёты – изолировать блок от попадания в него воды.

Ссылка на основную публикацию