Экономичные обороты для бензинового двигателя

Оптимальные обороты двигателя при эксплуатации автомобиля

Режим эксплуатации двигателя – один из главных факторов, влияющих на скорость износа его деталей. Хорошо, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой либо вариатором, самостоятельно выбирающим момент перехода на высшую или низшую передачу. На машинах с «механикой» переключением занимается водитель, который «раскручивает» мотор по своему разумению и не всегда правильно. Поэтому автолюбителям без опыта стоит изучить, на каких оборотах лучше ездить, чтобы максимально продлить ресурс силового агрегата.

Движение на малых оборотах с ранним переключением

Зачастую инструктора автошкол и старые водители рекомендуют новичкам ездить «в натяг» – переходить на высшую передачу при достижении 1500–2000 об/мин коленчатого вала. Первые дают советы из соображений безопасности, вторые – по привычке, ведь раньше на машинах стояли низкооборотные моторы. Сейчас подобный режим годится разве что для дизеля, чей максимальный крутящий момент находится в более широком диапазоне оборотов, чем у бензинового двигателя.

Не все автомобили оборудованы тахометрами, поэтому малоопытным водителям при данном стиле езды стоит ориентироваться по скорости движения. Режим с ранним переключением выглядит так: 1-я передача – движение с места, переход на II – 10 км/ч, на III – 30 км/ч, IV – 40 км/ч, V – 50 км/ч.

Подобный алгоритм переключения – признак очень спокойного стиля вождения, дающий несомненное преимущество в безопасности. Минус – в повышении скорости износа деталей силового агрегата и вот почему:

  1. Масляный насос достигает номинальной производительности начиная с 2500 об/мин. Нагрузка при 1500–1800 оборотах вызывает масляное голодание, особенно страдают шатунные подшипники скольжения (вкладыши) и компрессионные поршневые кольца.
  2. Условия сжигания топливовоздушной смеси далеки от благоприятных. В камерах, на тарелках клапанов и днищах поршней усиленно откладывается нагар. В процессе работы эта сажа раскаляется и воспламеняет топливо без искры на свече зажигания (эффект детонации).
  3. Если нужно резко увеличить обороты двигателя при езде с самых «низов», вы нажимаете на акселератор, но разгон остается вялым, пока мотор не достигнет своего крутящего момента. Но как только это происходит, вы включаете высшую передачу и частота вращения коленвала снова падает. Нагрузка большая, смазки недостаточно, помпа слабо перекачивает антифриз, отсюда возникает перегрев.
  4. Вопреки распространенному мнению, экономия бензина в данном режиме отсутствует. При нажатии на педаль газа топливная смесь обогащается, но сгорает не полностью, значит, расходуется впустую.

Владельцам авто, оснащенных бортовым компьютером, легко убедиться в неэкономичности движения «в натяг». Достаточно включить на дисплее показ мгновенного расхода горючего.

Подобная манера езды усиленно изнашивает силовой агрегат, когда автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях – по грунтовым и проселочным дорогам, с полной загрузкой либо прицепом. Не стоит расслабляться и владельцам авто с мощными моторами объемом 3 л и более, способными резко ускоряться с «низов». Ведь для интенсивного смазывания трущихся деталей двигателя нужно держать минимум 2000 об/мин коленчатого вала.

Чем вредна высокая частота вращения коленвала?

Манера езды «тапку в пол» подразумевает постоянное раскручивание коленчатого вала до 5–8 тыс. оборотов за минуту и позднее переключение скоростей, когда от шума двигателя буквально звенит в ушах. Чем чреват данный стиль вождения, кроме создания аварийных ситуаций на дороге:

  • все узлы и агрегаты автомобиля, а не только мотор, испытывают максимальные нагрузки в течение срока эксплуатации, что снижает общий ресурс на 15–20%;
  • из-за интенсивного нагрева двигателя малейший сбой охлаждающей системы ведет к капитальному ремонту вследствие перегрева;
  • трубы выхлопного тракта прогорают значительно быстрее, а вместе с ними – дорогостоящий катализатор;
  • ускоренно изнашиваются элементы трансмиссии;
  • поскольку частота вращения коленвала превышает нормальные обороты чуть ли не вдвое, расход горючего тоже увеличивается в 2 раза.

Эксплуатация автомобиля «на разрыв» имеет дополнительный негативный эффект, связанный с качеством дорожного покрытия. Движение на большой скорости по неровным дорогам буквально убивает элементы подвески, причем в кратчайшие сроки. Достаточно влететь колесом в глубокую выбоину – и передняя стойка согнется либо треснет.

Общее техническое состояние автомобиля, в том числе его двигателя, системы охдаждения, трансмиссии и многое другое, всегда можно проверить с помощью персонального ODB-II автосканера. Одним из лучших представителей данного рода устройств является сканер корейской сборки Scan Tool Pro Black Edition.

Помимо точной диагностики всех узлов и агрегатов автомобиля, автосканер способен в режиме реального времени отображать обороты, давление масла, показания со всех датчиков и т.д. Сканер совместим с большинством автомобилей имеющих ODB-II разъём и довольно прост в эксплуатации. Информацию о состоянии вашего авто всегда можно вывести на любое устройство под управлением iOS, android или windows.

Как правильно ездить?

Если вы не автогонщик и не приверженец езды «внатяжку», которому трудно переучиться и поменять стиль вождения, то для сбережения силового агрегата и автомобиля в целом старайтесь удерживать рабочие обороты двигателя в диапазоне 2000–4500 об/мин. Какие бонусы вы получите:

  1. Пробег до капитального ремонта мотора увеличится (полный ресурс зависит от марки авто и мощности мотора).
  2. Благодаря сгоранию топливовоздушной смеси в оптимальном режиме вы сможете экономить горючее.
  3. Быстрый разгон доступен в любой момент, стоит лишь нажать на педаль акселератора. Если оборотов недостаточно, с ходу переключайтесь на низшую передачу. Те же действия повторяйте при движении в гору.
  4. Система охлаждения будет функционировать в рабочем режиме и убережет силовой агрегат от перегрева.
  5. Соответственно, дольше прослужат элементы подвески и трансмиссии.

Рекомендация. На большинстве современных автомобилей, оснащенных высокооборотными бензиновыми моторами, лучше переключать передачи при достижении порога 3000 ± 200 об/мин. Это касается и перехода с высшей на низшую скорость.

Как говорилось выше, приборные панели авто не всегда имеют тахометры. Для водителей с малым стажем вождения это является проблемой, поскольку частота вращения коленвала неизвестна, а ориентироваться по звуку новичок не умеет. Есть 2 вариант решения вопроса: купить и установить на торпедо электронный тахометр либо пользоваться таблицей, где указаны оптимальные обороты двигателя по отношению к скорости движения на разных передачах.

Читать еще:  Внешнероторный двигатель что это
Позиция 5-ступенчатой коробки передач 1 2 3 4 5
Оптимальная частота вращения коленвала, об/мин 3200–4000 3500–4000 не менее 3000 > 2700 > 2500
Приблизительная скорость автомобиля, км/ч 0–20 20–40 40–70 70–90 более 90

Примечание. Учитывая, что у различных марок и модификаций машин разное соответствие скорости движения и числа оборотов, в таблице приведены усредненные показатели.

Несколько слов о езде накатом с горы либо после разгона. В любой системе топливоподачи предусмотрен режим принудительного холостого хода, активирующийся в определенных условиях: автомобиль движется накатом, включена одна из передач, а обороты коленвала не опускаются ниже 1700 об/мин. Когда режим активирован, подача бензина в цилиндры блокируется. Так что вы спокойно можете тормозить двигателем на высшей скорости, не боясь напрасно израсходовать горючее.

Рулим экономно: как ездить без лишнего расхода топлива

Расход топлива для каждой модели автопроизводители определяют почти в идеальных условиях. А реально ли приблизить к ним свой стиль езды?

Расход топлива во многом зависит от того, насколько рационально водитель использует возможности двигателя. Поэтому один и тот же автомобиль может потреблять топливо с разницей до 25% в руках двух разных водителей.

Современные силовые агрегаты настроены на экономичную езду, поэтому их электроника старается держать обороты максимально низкими: на 90 км/ч – уже шестая передача и обороты 1600 об/мин.

Между тем, не обязательно прибегать к каким-то невероятным приемам, чтобы достичь экономичности, указанной в заводских документах на автомобиль. Мы поделимся несколькими «секретами» даже не экономического, а скорее сказать – рационального вождения. (Предупредим, что здесь речь не пойдет о «тошнотной» езде со скоростью меньше скорости потока и долгим подкатыванием к красному светофору на «нейтралке»).

Итак, для понимания сути экономичного вождения – немного теории. Почему двигатель потребляет больше горючего, чем надо:

  • Работа на неоправданно высоких оборотах
  • Работа на чрезмерно низких оборотах
  • Частые переходные режимы – набор или снижение оборотов
  • Работа под нагрузкой при непрогретом двигателе

Для экономичной езды водителю важно знать крайние точки кривой крутящего момента (синяя линия). Это графики почти идеального двигателя, чей диапазон эффективных оборотов чрезвычайное широк: 1300 – 4000.

Понятно, что во время движения меньше всего горючего двигатель потребляет, если работает на постоянных оборотах и ​​в том диапазоне оборотов, который производитель считает наиболее эффективными. Владельцам машин с механической коробкой передач узнать эти цифры можно из графиков – внешней скоростной характеристики вашей модели двигателя. Также на них указывают рекомендации по оборотам переключения передач. Во многих автомобилях на приборной панели в нужный момент высвечивается подсказка, на какую передачу следует переходить. Этой рекомендации стоит придерживаться, ведь она “заточена” именно на экономичность. Правда, динамического разгона при этом не достичь, ведь экономная электроника советует переключаться вверх уже при 1700 об./мин.

Что до автоматических трансмиссий, то большинство из них «по умолчанию» настроены на экономичность и экологичность. Но при этом многие из современных “автоматов” имеют свойство адаптироваться под стиль езды водителя. Поэтому если вы будете ездить агрессивно, АКП через некоторое время увидит это и начнет переключатеся при более высоких оборотах, поднимая аппетит машины.

Двигаясь с горы накатом, оставляйте передачу включенной: это и безопасность движения, и экономия топлива (хотя на самом деле не такая уж и большая)

Приемы экономичной езды

Для начала придется запомнить диапазон эффективных оборотов вашего двигателя (по его внешней скоростной характеристике). В первую очередь речь идет о кривой крутящего момента (а не мощности), ведь именно от него зависит динамика и аппетит машины при разгоне. У типичных бензиновых автомобилей обычно это «полочка» графика в районе 1800-3000 об./мин. плюс-минус 200 оборотов. У двигателей с наддувом, особенно большого и среднего объема, эта полочка гораздо шире. У дизелей, даже наддувных, этот диапазон узок и заметно смещен в зону низких оборотов.

  • Переключайтесь вовремя, согласно выше упомянутой характеристике
  • Разгоняйтесь энергично, достигайте запланированной скорости решительно, сразу за один прием, не затягивайте процесс
  • Не разгоняйтесь зря – например, когда видите впереди светофор, перекресток или пробку
  • На спусках не переходите на нейтралку. На автомобилях с механической коробкой катитесь с включенной передачей, в таком случае расход горючего будет нулевой, а на холстом ходу – порядка 0,5-0,7 л/час.
  • Заправляйтесь качественным топливом. Это касается и бензина, и дизеля.
  • Следите за состоянием машины: давлением в шинах, подшипниками ступиц и углами установки колес (развал)

Суфлеру, который подсказывает момент переключения и номер передачи, можно доверять, если хотите сэкономить. Но для хорошего ускорения его лучше игнорировать

Уместно будет напомнить, что расход горючего на самом деле во многом зависит от технического состояния машины. Кроме вышеупомянутой ходовой, это в первую очередь также топливная система, в которой важно правильное давление топлива в магистрали и его нормальное распыление через форсунки (инжекторы).

Рекомендация Авто24

Пожалуй, не стоит подчинять движение автомобиля исключительно идее экономии – ведь есть еще соображения безопасности, комфорта, затраты времени и другое. Но нужно сделать так, чтобы приемы экономичного вождения стали для вас естественными. Доведите рациональные навыки до автоматизма, и тогда такое управление не будет вызывать у вас напряжение.

Семь способов снизить расход топлива в дальних поездках

Сначала — о, казалось бы, очевидном — стиле вождения. Ведь показатели «расходомера» в конечном счете напрямую зависят от того, какая крейсерская скорость поддерживается, равно как от того, как интенсивно вы нажимаете на «газ».

Читать еще:  Что проверять когда не заводится двигатель

Что касается наиболее «экономичной» скорости, то речь идет о движении по трассе в диапазоне 90-110 км/ч.

Кроме того, на экономичность положительно повлияет, если вы откажетесь от резких стартов и езды на пониженных передачах, и, соответственно, на высоких оборотах двигателя. Кроме того, не следует увлекаться долгим прогревом двигателя. Достаточно дать мотору поработать на холостых пару минут.

Существует целый ряд неисправностей, при которых расход бензина или дизтоплива повышается существенно.

Значительный перерасход могут давать, к примеру, неисправные свечи зажигания, растянутый ремень ГРМ, а также барахлящие датчики холостого хода, лямбда-зонда, а также сильное засорение масляного и воздушного фильтров.

Кроме того, для поддержания оптимального расхода топлива необходимо регулярно делать развал-схождение и балансировку колес. В противном случае помимо перерасхода вы столкнетесь еще и с неравномерным и повышенным износом шин.

Не секрет, что многие модели шин заточены на экономию топлива. Существует даже отдельная категория энергосберегающих покрышек. Такая резина имеет пониженное сопротивление качению, что выливается в экономию топлива до 5%.

Главным же недостатком энергосберегающей резины является ее высокая стоимость, Однако ведущие автопроизводители стремятся устанавливать именно такие покрышки на свои новые модели, чтобы обеспечить таким новинкам максимальную экономичность.

Не менее важно поддерживать в шинах правильное давление. Например, опытные водители в курсе, что если поднять давление в колесах на 0,2 бара перед дальней дорогой, можно рассчитывать на снижение расхода топлива.

Более того, можно надуть покрышки еще сильнее и добиться соответственно еще большей экономичности. Однако такая практика чревата повышенным износом центральной части протектора и в перспективе ухудшением эксплуатационных характеристик шин. К тому же при перекаченных шинах дорожные неровности будут преодолеваться жестковато.

Вопрос о том, использовать или нет специальные присадки для снижения расхода топлива на самом деле — риторический.

Производители таких химикатов обещают экономию до 10%. Однако фактически речь может идти о снижении расхода на пару процентов.

При этом не понятно, какой побочный эффект может оказать использование присадок. Как вариант, частицы таких присадок могут кристаллизоваться и забить фильтры и шланги топливной системы. Так что разумнее сделать выбор в пользу более дорогого фирменного топлива, которое, как обещают производители, обладает улучшенными характеристиками в том числе и по части экономичности.

Еще одно слагаемое топливной экономичности — правильное моторное масло. Сразу исключаем «минералку» как самую «неэкономичную» смазку. В случае же с полусинтетикой и синтетикой стремимся заливать наименее вязкий лубрикант из допустимых регламентом.

Понятно, что увлекаться радикально «текучими» маслами типа 0W-20, особенно в сильную жару, и тем более, если ваш автомобиль далеко не новый, не стоит. Как бы то ни было, сделав выбор в пользу качественных масел с пониженной вязкостью, можно рассчитывать на снижение расхода топлива в отдельных режимах на 5-10%.

Понятно, что с багажниками на крыше достичь оптимального расхода топлива не получится. Однако повышенный расход могут вызвать даже, казалось бы, такие невинные доработки, как нештатные дефлекторы на капоте.

Такой тюнинг только выглядит эффективным. На самом деле любые нештатные аэродинамические элементы могут существенно повысить аэродинамическое сопротивление и, как следствие, аппетит силового агрегата. Езда с кондиционером, как известно, также повышает потребление топлива как минимум на 1 л/100 км и в ряде случаев еще и крадет мощность у силового агрегата.

В результате «экономы» во время езды на «дальняк» отключают «кондей» или климат и открывают окна или люк в крыше для проветривания салона. Однако такая практика тоже ведет к перерасходу горючего, поскольку заметно растет аэродинамическое сопротивление.

Если ставится задача радикально сэкономить топливо, то имеет смысл оставить включенными лишь минимум электронных приборов. О «прожорливости» кондиционера мы уже упомянули.

Кроме того, работающие фары требуют дополнительно около 0,5 л/100 км, поэтому лучше в светлое время суток пользоваться дневными ходовыми огнями или противотуманками. На расход влияют также и, казалось бы, такие «невинные» потребители энергии, как печка, подогрев сидений, магнитола, видеорегистратор и подзарядка смартфона.

Гибридные автомобили: какими они бывают и зачем они нужны

Электромобили пока стоят дорого и требуют частой зарядки. Если вам нужен экономичный транспорт на каждый день, лучше присмотреться к гибриду. Рассказываем, как работает гибридный автомобиль, в чем его преимущества, и что нужно знать перед покупкой.

Принцип действия гибридного автомобиля

Слово «гибридный» означает «смешанный». Гибридные автомобили используют два источника энергии — горючие нефтепродукты и электричество. В таких машинах больше одного мотора. Силовые агрегаты работают вместе, передавая мощность на колеса через сложную трансмиссию.

Обычно электромотор помогает двигателю внутреннего сгорания в сложных ситуациях: при подъеме, при старте со светофора, при обгоне. Обороты основного мотора снижаются, замедляется износ, сокращается расход топлива, а динамика остается такой же или улучшается.

Принцип работы некоторых гибридов позволяет авто стартовать на электротяге. Лучшие модели проезжают до 50–100 км без запуска двигателя внутреннего сгорания — в городе они едут бесшумно, с нулевым выхлопом.

Есть и гибридные автомобили, в которых одна ось приводится бензиновым двигателем, а вторая — электрическим. Это позволяет повысить проходимость и улучшить управляемость, не усложняя схему автомобиля и почти не увеличивая расходы на его обслуживание.

Преимущества и недостатки гибридов

Главный плюс гибридного автомобиля — меньший расход топлива. Toyota Prius 2021 года потребляет 4,3 литров бензина на 100 км в смешанном цикле. Сопоставимая по мощности Skoda Octavia 1,6 MPI расходует 7,5 литров топлива в тех же условиях. При среднем годовом пробеге 16 000 км и стоимости бензина 50 рублей за литр машины потратят:

  • Skoda Octavia — 7,5 * (16 000 / 100) * 50 = 7,5 * 160 * 50 = 60 000 рублей;
  • Toyota Prius — 4,3 * 160 * 50 = 34 400 рублей.
Читать еще:  Двигатель r36 технические характеристики

Годовая экономия — 25 600 рублей.

Если учесть, что Toyota Prius может заряжаться от сети и проезжать около 30 км на электротяге, мы получим еще более впечатляющую цифру. Разделив среднегодовой пробег на число рабочих дней в году, получим 60 км в день. Половину из них гибрид проезжает на электричестве, затрачивая 5 кВт*ч энергии. Стоимость одного киловатта в Москве — 5,66 рублей. Тогда затраты равны:

  • бензин — 4,3 * (8 000 / 100) * 50 = 17 200 рублей;
  • электричество — (8000 / 30) * 5 * 5,66 = 7 550 рублей;
  • итого — 17 200 + 7 550 = 24 750 рублей.

Годовая экономия — 35 250 рублей.

Сниженный расход топлива гибридных автомобилей — не единственный плюс. Гибриды дольше обходятся без заправки. Toyota Prius может добраться от Москвы до Санкт-Петербурга без посещения АЗС. Если гибридная машина может двигаться на электротяге, она шумит намного меньше бензиновой — комфортнее как для пассажиров, так и для окружающих. Кроме того, электромотор развивает максимальный крутящий момент на малых оборотах — гибрид быстрее стартует с места.

Минусы исходят из принципа действия гибридного автомобиля. Кроме двигателя внутреннего сгорания, ему требуются электромоторы, батареи, сложные агрегаты в трансмиссии и дополнительные блоки управления. Машина получается намного сложнее и стоит дороже. Стоимость подержанного Prius в нашем примере начинается от 1 миллиона рублей, новой Skoda Octavia — от 800 тысяч рублей, а б/у машины с бензиновым двигателем — от 450-500 тысяч рублей

Часто приходится слышать о том, что гибридные автомобили требуют больше затрат на ремонт. Это популярный миф, расходы на обслуживание даже ниже. Бензиновый двигатель работает в максимально щадящих условиях и изнашивается медленнее. Но проблема с ремонтом существует: в России пока мало автомехаников, которые специализируются на гибридном приводе и электромоторах. Приготовьтесь к тому, что на специализированном СТО будет очередь.

Классификация гибридных автомобилей по устройству

Микрогибриды

Вместо обычного стартера установлен мощный мотор-генератор. При плавном замедлении он вырабатывает электричество, заряжая батарею повышенной емкости. Двигатель внутреннего сгорания тратит меньше энергии на вращение обычного генератора или не тратит ее вовсе. Такую технологию устройства гибридов используют Mazda, Hyundai, BMW, Audi и другие бренды. Она сокращает расход топлива на 5–15 % в зависимости от манеры вождения.

Мягкие (умеренные) гибриды

Двигателю внутреннего сгорания помогает электромотор малой мощности до 30 лошадиных сил. Он включается в особо тяжелых условиях, чтобы снизить расход топлива и замедлить износ. Машина не может двигаться на электротяге. В лучшем случае она стартует бесшумно, а на скорости выше 5 км/ч запускается бензиновый двигатель. Источником питания служат компактные батареи или конденсаторы. Последние дешевле, надежнее и менее чувствительны к холоду. Технологию умеренного гибрида используют General Motors, Honda, BMW и даже Ferrari. Экономия топлива достигает 15–25 %.

Параллельный гибрид

Автомобиль может двигаться на чистой электротяге до 30–150 км без запуска двигателя внутреннего сгорания. Чаще всего дополнительный мотор установлен в силовом агрегате между основным двигателем и коробкой передач. Тогда его мощность невелика — до 50 лошадиных сил. Он работает самостоятельно, когда вы едете с постоянной скоростью 30–60 км/ч, без динамичных рывков. Такую конструкцию используют Volkswagen, Porsche, Audi и Mercedes-Benz.

Если электромотор установлен отдельно, его мощность не ограничивается — у некоторых моделей она превышает 200 лошадиных сил. Соответственно, вы получаете лучшую динамику на чистой электротяге. Такую технологию предпочитают Toyota, BMW и Lexus.

Иногда двигатель внутреннего сгорания и электромотор установлены на разных осях. Так удается получить полный привод с относительно простой механической схемой. Проходимость автомобиля повышается, расход топлива снижается, управляемость улучшается. По такой схеме работают гибридные авто Peugeot, Citroën, Nissan и FIAT.

Последовательный гибрид

Автомобиль всегда движется на электротяге. Запас хода — от 150–200 километров. Когда батарея разряжается, запускается двигатель внутреннего сгорания. Здесь он служит генератором, который не связан с колесами напрямую. Мотор работает в спокойном режиме при постоянных оборотах, поэтому изнашивается он намного медленнее, чем в обычных автомобилях. Расход топлива — от 1,5 до 3,5 литров на 100 км. Серийных примеров пока немного, можно вспомнить Chevrolet Volt и Opel Ampera.

Параллельно–последовательный гибрид

Такой гибридный автомобиль сочетает особенности двух конструкций. Когда он едет по ровной дороге с постоянным темпом, двигатель внутреннего сгорания вращает мощный генератор и заряжает батарею. Когда нагрузка повышается, включается электромотор, который ускоряет разгон и помогает преодолевать неровности. Такую схему довела до совершенства Toyota. Ее также можно встретить в Volvo и BMW.

Перспективы гибридизации

Гибридные автомобили изначально создавались для американского и японского рынков. Там были «обкатаны» технологии и испробованы разные варианты компоновки. Популярность гибридов растет — они появляются в других странах, включая Россию. Цена снижается, что делает их более доступными для широкой публики. В 2021 году гибридные машины стоит покупать ради их надежности, динамики и впечатляющего запаса хода. В ближайшие годы список преимуществ пополнится экономичностью. Если разница в цене будет окупаться за 4–5 лет, владеть гибридом будет намного выгоднее. Требования к двигателям внутреннего сгорания постоянно ужесточаются. Поэтому к 2030–2035 годам гибридные машины могут стать единственной альтернативой электрокарам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector