Экран двигателя что это

Экран двигателя что это

LADA Vesta SW Cross

  1. Главная
  2. Модельный ряд
  3. LADA Vesta
  4. Vesta SW Cross

Обзор LADA Vesta SW Cross

LADA Vesta SW Сross.
Скажи жизни да!

Больше возможностей на дороге и вне ее пределов – вот философия LADA Vesta SW Cross!Контрастный спортивный стиль сочетается с комфортом и отличной проходимостью: у LADA Vesta SW Cross дорожный просвет, достойный кроссовера. 203 миллиметра клиренса позволяют не переживать о высоте бордюра, глубине снега или грунтовой колеи.

Позволить себе чуть больше

LADA Vesta
Совершенство – в графике и характере

Стремительный автомобиль на мощных колесах. Высоко приподнятый кузов, окаймленный полосой защитного пластика. Пластиковый обвес порогов, арок колес и дверей защитит эмаль кузова при поездках по лёгкому бездорожью. А еще эти стильные элементы делают автомобиль зрительно крупнее!

Самый просторный в классе салон

Самый просторный в классе салон – это возможность разместиться с максимальным удобством. А полный комплект опций для достижения наибольшего комфорта позволяет сконцентрироваться на главном — удовольствии от вождения. Особое внимание уделено пассажирам – для них предусмотрен обогрев заднего сиденья, отдельный плафон освещения и USB-гнездо для подзарядки гаджетов.

Мультимедийная система

Мультимедийная система с 7-дюймовым экраном – это любимая музыка, новости по радио, телефонная связь hands free. Все, что нужно, чтобы поездка проходила быстрей и приятней! А навигатор сделает путешествие не только быстрее, но и проще, эффективней. На экран мультимедиа выводится изображение с камеры заднего вида – вместе с парктроником это обеспечивает уверенное маневрирование в тесноте городов.

Трансформация багажного отсека

«Органайзер на колесах» — лучший комплимент для автомобиля такого класса. Двойной пол багажника, множество ниш и крепежа для самого разнообразного груза, раскладная спинка сиденья – каждая деталь LADA Vesta SW Cross говорит о практичности семейного автомобиля. Объем багажного отделения – 480 л (до полки-шторки), а при сложенных сиденьях второго ряда – 825 л (до подоконной линии).

Высокий уровень защиты

Высокий уровень безопасности, начиная с базовой комплектации – это часть философии LADA Vesta. Система контроля устойчивости ESC позволяет уверенно маневрировать на дорогах с любым покрытием. Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, мощный каркас кузова с применением сталей повышенной прочности и фронтальные подушки безопасности – это надежная защита водителя и пассажиров.

Двигатели

LADA Vesta – это возможность выбрать силовой агрегат в соответствии с индивидуальным стилем вождения и потребностями в динамике. 1,6л + «механика» — экономичный вариант. 1,8л + «механика» — солидный запас тяги! 1,6л + автоматическая трансмиссия – плавное движение и уверенный разгон! Ну а специальные настройки шасси обеспечивают комфорт и азартную управляемость.

Рабочий объем 1596 см
Мощность 106 л.с. (78 кВт) при 5800 об/мин
Момент крутящий 148 Нм при 4200 об/мин
Нормы токсичности ЕВРО-5

Рабочий объем 1774 см
Мощность 122 л.с. (90 кВт) при 5900 об/мин
Момент крутящий 170 Нм при 3700 об/мин
Нормы токсичности ЕВРО-5

Рабочий объем 1598 см
Мощность 113 л.с. (83 кВт) при 5500 об/мин
Момент крутящий 152 Нм при 4000 об/мин
Нормы токсичности ЕВРО-5

Любая модель LADA Vesta теперь может стать еще более яркой, контрастной и стильной. Достаточно заказать опционное покрытие крыши и наружных зеркал в черном глянцевом цвете. Какое сочетание смотрится лучше? Черный и красный? Черный и синий? А может, черный и оранжевый? Выбирать вам! Черная крыша применяется совместно со всей палитрой эмалей LADA Vesta, исключая «Маэстро» и «Фантом».

31. Экран двигателя

Если уже из базы убрали подогрев сидений, то что уж говорить про экран двигателя.
«И мыть подкапотку будет спокойнее, и вид лучше, и грязи будет меньше на движке, и давно с машиной ничего не улучшал» — такие были мысли, когда увидел письмо со скидкой на крышку декоративную для 1.6.
Покупал в ВестаШопе, он же Гранвес.

Это аналог, по форме и назначению как оригинал, отличия:
— Внешний вид. На оригинале ладья глянцевая, основная текстура менее выраженная. На этом экране пластик везде одинаковый, выглядит не дорого.
— На обратной стороне наклеен теплоизоляционный материал.

На нижней стороне четыре резиновые опоры. Сам пластик стандартный ABS, маркировки нет(возможно под изоляцией).
Устанавливается предельно просто — посадить на шпильки на двигателе и чуть прижать. Чтобы снять обратно нужно приложить немного усилий, сидит хорошо.

Если слегка нажимать левую нижнюю часть — она со звуком по двигателю может стучать, при движении явно проявится, такой стук отлавливать будет неприятно.
Фото сзади, слева и справа(ничего не перетирает):

А теперь самый неприятный момент — передняя часть(с выемкой) вплотную прижимается к патрубку. Вибрации со временем могут привести к перетиранию! Такое и у оригинальных бывает, надо или не прижимать сильно(гайки на шпильки накрутить), или подрезать.
Фото не сделал, зато на видео показал.

Если уплотнитель наклеен, то грязь не летит сильно под капот, и экран несет только декоративную функцию.

Запчасти

Лада Vesta SW 2019, двигатель бензиновый 1.6 л., 106 л. с., передний привод, механическая коробка передач — аксессуары

Машины в продаже

Лада Веста, 2021

Лада Веста, 2021

Лада Веста, 2021

Лада Веста, 2020

Комментарии 17

Если такой же двигатель — должна подойти

На ларгус подойдёт значит тоже?

Заказывал по такому же артикулу в автодоке, нет нихрена блистяшки с обратной стороны, только маленький квадратик неведомой мягкой хрени и все, значок вроде отличается от крышки

Ну тогда оригиналу привезли

Хз зачем оно надо здесь, функционала не добавляет, а гемороя с дребезжанием вполне.

Как я ригинал не пытался прижать, не уперса в сапун, когда мотор с подушки слетел на 25 тыщах крышкой ударило по телику и оторвало резинку, вот немного набило ресивер вовремя увидел, подложил шланг на шпильку все собираюсь купить новые резинки, говорят подходят от 12 стоят 60р четыре штуки, от весты 450 вот такой парадокс

Их там две штуки приклеено. Я одну оторвал и на противоположную сторону приклеел. Крышка теперь сидит плотно.

На оригинале приклеена, что то в виде губки, которая упирается в рессивир и крышка не стучит.

О. А у меня такой небыло, пришлось самому дорабатывать

Это не шумовиброизолятор, а обычный теплоэкран. На заводских крышках наклеена звукоизолирующая губка.
По поводу стука … у меня тоже был стук, пришлось немного подточить кромку и дополнительно приклеить битопласт.

У меня такой сломался за 15 т. км. Пришлось клеить. Верхняя крышка и крепления не одно целое.

Пока там что то перетрется — машина сгниет 10 раз. И стучать ничего не будет.

Тема стука не раскрыта -) по идее не должна она стучать… Резиновая ножка по шпильке не стучит. Мало того, если ножка на шпильке, то крышка такой свободы, как на видео, не должна иметь. Три других угла крышки же не стучат и не прогибаются так… На оригинальной крышке у каждой ножки по два места установки (на разные движки), и, если ножку поставить не в нужное место, она на шпильку не попадёт. На этой крышке вторых мест не видно.
Проверьте, может правая передняя ножка просто на шпильку не попала?

Бывает дребезг/стук, у других на драйве читал о подобном. Экран не дубовый, пластик гнется и может немного постукивать.
Были предположения, что не попала опора на место, но следы гаек были на каждой, когда снял. Потом еще раз примерю.
Сейчас подсветку допилить нужно

Читать еще:  Электрическая схем а запуска двигателей

У меня в комфорте Св, сент. 2018, уже не было этой крышки.

Pandora Online Pro

На основном экране приложения отображены основные параметры охраны и самого автомобиля: напряжение аккумулятора, температура двигателя/салона/за бортом, уровень топлива, охрана включеня/выключена, двигатель запущен/остановлен.

Там же расположены кнопки управления, используемые наиболее часто: включение/выключение охраны, запуск/останов двигателя, включение/выключение активной охраны, включение/выключение функции Smart Parking и включение/выключение трекинга. Последнюю кнопку вы можете перенастроить по своему усмотрению, назначив на нее управление багажником, управление предпусковым подогревом и т.д.

Управление режимами охраны

Чтобы включить или выключить охрану Pandora, нажмите на кнопку с замочком на основном экране и удерживайте ее.

В режиме охраны все установленные блокировки двигателя включены, замок капота (если установлен) заперт.

В случае срабатывания тревоги по одной из охраняемых зон вы немедленно получите соответствующее уведомление.

Автозапуск двигателя

Чтобы дистанционно запустить двигатель, нажмите кнопку «Start Engine» на основном экране и удерживайте ее.

Вы также можете настроить автоматический запуск по расписанию в заданные дни недели в заданное время, либо настроить периодический запуск – в этом случае двигатель будет запускаться циклически через указанные интервалы времени.

Также вы можете настроить автозапуск по температуре от -40 до 0 градусов, и по напряжению аккумулятора от 10 до 12,5 В. Все параметры доступны в разделе «Настройки» — «Запуск двигателя».

Smart Parking

Функция Smart Parking предназначена для удобного поиска автомобиля на стоянке. Воспользовавшись данной функцией, вы увидите электронную карту с отмеченными на ней координатами автомобиля и своими собственными.

Таким образом, вы сможете найти автомобиль, ориентируясь по собственному местонахождению. Функция Smart Parking незаменима на парковках крупных торговых центров, вокзалов и аэропортов.

Передача данных

Вы можете настроить параметры передачи данных, используемые системой – включить или отключить передачу данных при тревожном событии или при возобновлении GSM-связи, разрешить или запретить работу в роуминге, включить или отключить постоянное соединение.

Здесь же можно настроить часовой пояс. Для настройки указанных параметров зайдите в меню, выберите «Настройки» — «Передача данных».

Предпусковой подогрев

Если ваш автомобиль оснащен предпусковым подогревателем, вы можете дистанционно управлять им с помощью Pandora Online Pro. Для этого зайдите в раздел «Настройки» — «Предпусковой подогрев» и активируйте данную функцию.

Вам будет предложено настроить несколько параметров: температуру включения (от -40 до +40 градусов), время работы (от 10 до 100 мин.) и температуру отключения (от -40 до +80 градусов). Также вы можете указать, следует ли отключать предпусковой подогреватель после старта двигателя.

Трекинг, мониторинг

Для того, чтобы увидеть свой автомобиль на карте, на основном экране управления нажмите кнопку, расположенную в правом верхнем углу.

На экран будет выведена электронная карта с отмеченным на ней автомобилем, а также самая полная информация о его состоянии перемещениях – время в пути, протяженность трека, скорость, уровень топлива, напряжение аккумулятора, температура двигателя/салона/за бортом.

Чтобы вернуться на основной экран, снова нажмите на кнопку, расположенную в правом верхнем углу.

История событий

Pandora ведет подробную историю всех произошедших событий с указанием точного времени каждого события и координат.

Поиск по названию и удобная система фильтров позволяют выбрать из огромного числа событий те, которые интересуют в настоящий момент: сервисные события, тревоги, запуски двигателя и т.д. Всего существует более 100 типов событий.

Также вы можете фильтровать треки по длине, продолжительности или скорости, что особенно актуально при контроле служебных автомобилей.

Контроль нескольких автомобилей

Вы можете управлять несколькими автомобилями, оборудованными охранными комплексами Pandora, под одной учетной записью.

Чтобы добавить новый автомобиль, зайдите в меню и выберите «Мои автомобили», далее нажмите значок «+» в правом верхнем углу и введите всю необходимую информацию.

Подобный функционал позволяет контролировать как несколько семейных автомобилей, так и целый автопарк.

Датчики

Используя мобильное приложение, вы можете дистанционно настраивать чувствительность всех имеющихся в системе датчиков: удара, движения, наклона, а также дополнительно установленных датчиков, например, датчика объема.

Чувствительность настраивается в процентах от 0 до 100; в случае необходимости вы можете отключить определенные датчики.

Уведомления

Вы имеете возможность гибко настраивать рассылку уведомлений, производимую системой в случае наступления одного из массы возможных событий. Зайдите в меню, выберите «Настройки» — «Уведомления».

Например, вы можете выбрать отправку уведомлений обо всех произошедших событиях на свой собственный номер, а на дополнительные номера настроить отправку тревожных уведомлениях. Здесь же можно выбрать, каким именно способом будет осуществляться уведомление – звонком или SMS-сообщением.

Система также может отправлять Push-уведомления – диалоговое окно с вопросом о разрешении или запрете Push-уведомлений автоматически появится при запуске приложения.

Настройки приложения

Настройте приложение по своему вкусу, чтобы использовать его с максимальным комфортом. Для наибольшей безопасности вы можете защитить приложение PIN-кодом и активировать запрос пароля после закрытия приложения.

Здесь же вы можете включить или отключить звуки, а также выбрать картографический сервис.

Тураевское МКБ «Союз»

Акционерное общество «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» является разработчиком двигателей для космоса и ВПК мирового уровня. Предприятие располагает структурой, позволяющей полностью замкнуть цикл создания двигателей и двигательных установок для летательных аппаратов. Это конструкторское и технологическое бюро, опытное и мелкосерийное производство, экспериментальная база, включающая в себя лабораторию прочностных динамических и статических испытаний, стенды для огневых испытаний двигателей.

Научно-технический, конструкторский и производственный потенциал КБ позволяет не только постоянно совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования в области гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Коллектив ТМКБ «Союз» участвовал в престижных космических программах:

  • создание первых маневрирующих искусственных спутников Земли
  • облёт Луны с фотографированием её обратной стороны
  • экспедиция за лунным грунтом
  • доставка на Луну автоматического аппарата «Луноход»
  • обеспечение старта космических аппаратов с промежуточной орбиты к другим планетам Солнечной системы
  • поддержание спутников связи в заданной «точке» стационарной орбиты искусственного спутника Земли
  • стабилизация орбитальной обитаемой космической станции «Алмаз»
  • стабилизация аналога космического самолёта «Бор»
  • коррекция стационарной орбиты спутников связи «Грань», «Экран», СНТВ, решивших, в частности проблему трансляции телевидения на ранее не доступные районы России

Кроме этого, продукция конструкторского бюро использовалась в важнейших оборонных проектах:

  • перехват космической цели
  • раннее обнаружение старта баллистических ракет

За свою более чем 40-летнюю историю специалистами КБ накоплен большой опыт в создании жидкостных реактивных двигателей различного назначения, двигательных установок стабилизации и коррекции космических аппаратов, прямоточных воздушно-реактивных двигателей для крылатых ракет. Кроме этого, предприятие имеет обнадёживающие результаты в области исследований и разработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Генеральный директор — Рац Виктор Антонович

  • История

История Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» началась 1 августа 1964 года, когда Министерством авиационной промышленности на базе ОКБ-300 академика Сергея Константиновича Туманского было учреждено новое КБ, которое сначала носило название «Почтовый ящик 1864». Новое предприятие расположилось в подмосковном посёлке Тураево, где уже имелась производственная база.

Основной задачей конструкторского бюро была разработка и создание ракетных двигателей малой тяги, а затем на их основе – двигательных установок стабилизации и коррекции космических аппаратов. К концу 50-х годов отечественная космическая отрасль вплотную подошла к созданию управляемых искусственных спутников Земли, для которых было предложено создать жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) на двухкомпонентном топливе, что увеличивало запас энергии на борту космического аппарата в 4-5 раз. Кроме этого, жидкостные ракетные двигатели требовались и для оснащения крылатых ракет, входивших в боекомплект военной авиации. Для решения этой задачи в ОКБ Сергея Туманского в течение нескольких лет формировался коллектив, состоящий из молодых талантливых учёных.

Читать еще:  Большие обороты при запуске двигателя газ 31105

Первым директором КБ стал одарённый конструктор Владимир Георгиевич Степанов, которому нужно было создать организацию, включающую в себя собственно конструкторское бюро, производство и испытательную службу, а также наладить процесс создания новых изделий, не имеющих аналогов в мире. На полигоне близлежащего посёлка Фаустово был построен стендовый комплекс для испытаний двигателей и двигательных установок (ДУ). Таким образом, Владимиру Степанову удалось замкнуть на одном предприятии весь цикл создания ЖРДМТ и ДУ – проектирование, изготовление и экспериментальную отработку новых изделий.

В сжатые сроки были созданы первые в мире жидкостные ракетные двигатели 210А и 210Б тягой 0,6 кГ и 10 кГ соответственно, а также ЖРД для военно-воздушных сил. Двигатель Р201-300 предназначался для крылатой ракеты Х-22, а Р200-300 – для ракеты мишени.

Реализация космической программы МКБ началась с разработки для двигательной установки 5Д18 оригинальных струйных порционеров, обеспечивающих равномерную выработку топлива из всех баков. При создании этих изделий был реализован целый каскад новых конструкторских решений:

  • на порядок повышена эффективность системы ориентации, стабилизации и коррекции космического аппарата за счет создания ЖРД малой тяги
  • обеспечена надежная подача жидких компонентов топлива в условиях невесомости благодаря первым в мире сферическим бакам с металлическими разделительно-вытеснительными диафрагмами
  • обеспечено минимальное смещение центра масс космического аппарата по мере выработки топлива

В дальнейшем семейство двигательных установок ТМКБ «Союз» пополнилось ещё рядом моделей. В 1967 году появился блок 11Д79, используемый и сегодня для старта космического аппарата в условиях невесомости с промежуточной орбиты к планетам солнечной системы, а также ДУ 100, 101, 98, 113, предназначавшиеся для различных модулей лунной экспедиции.

Коллектив предприятия рос, накапливался опыт в космическом двигателестроении. Продолжалась активная работа по доводке микро – ЖРД, в конструкцию которых вносились принципиальные изменения. Модернизированные двигатели тягой 10 кГ успешно использовались для обеспечения устойчивости аппарата «Луна-16», впервые в мире совершившего облет Луны и посадку на Землю в 1970 году. Кроме этого, двигатели и двигательные установки конструкторского бюро использовались для коррекции и стабилизации автоматических станций для забора лунного грунта и аналога космического самолёта серии «Бор», выгрузки «Лунохода», для стандартизации долговременной орбитальной станции «Алмаз», в программе перехвата космических целей.

В 70-е годы ТМКБ «Союз» параллельно с космической тематикой освоил новое тематическое направление – прямоточные воздушно-реактивные двигатели, в процессе работы над которыми коллективом КБ впервые была реально воплощена концепция ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с автономным корпусом внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ракетного двигателя, его корпус выбрасывается из камеры скоростным напором.

Первым в этом ряду стал 3Д81 для ракеты класса «корабль-корабль» 3М80 комплекса «Москит». В дальнейшем была проведена его модернизация и на этой основе создан 3Д83 для ракеты 3М82, отличающийся наличием регулируемого двухпозиционного сверхзвукового сопла. В рамках этого проекта был разработан уникальный в своем классе прямоточный воздушно-реактивный двигатель 31ДПК для тактической управляемой ракеты Х-31.

Одновременно с этим была создана форсажная камера с регулируемым соплом для самолёта МиГ-25, а затем и МиГ-29.

Продолжалась также работа и над совершенствованием жидкостных реактивных двигателей малой тяги. Был создан целый ряд ЖРДМТ тягой от 40 до 45 кГ. Последний из них, 11Д444, до сих пор не имеет мировых аналогов. Он является рекордсменом среди жидкостных реактивных двигателей не только по минимальному уровню тяги, но и по продолжительности непрерывного огневого включения в космосе, которая составляет 100 часов. Этот двигатель в составе ДУ 11Д78, разработанного конструкторами «Союза» в 1978 году, использовался в реализации программы вывода на орбиту стационарных спутников связи.

С 1979 года в ТМКБ «Союз» велись разработки ПВРД на углеводородном топливе для перспективных беспилотных летающих аппаратов на водороде по программе «Холод» экспериментального осесимметричного двухрежимного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на криогенном топливе.

В 80-х годах конструкторское бюро завершило работу над ещё одним прямоточным двигателем – 31ДП, которым и сегодня оснащаются не имеющие аналогов сверхзвуковые крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31А (противокорабельная) и Х-31П (противорадиолокационная). В октябре 1988 года успешно закончились испытания единственного в своём роде ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории ГЭЛА с полетным числом Маха 4.5.

В 1991 году ТМКБ «Союз» приступило к масштабному проекту гиперзвуковых двигателей для пилотируемого летательного аппарата по программе Российского космического агентства «ОРЕЛ-2-1». Во время многочисленных стендовых экспериментов проведена поузловая отработка воздухозаборников, камер сгорания и сопел в условиях, соответствующих полетным числам Маха от 3.5 до 7, исследованы способы топливоподачи и форма форсунок, установлена оптимальная геометрия камер сгорания. Определены также полнота сгорания в зависимости от типа впрыска, геометрия проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания, зависимость задержки воспламенения и границы самовоспламенения от температуры и числа Маха на входе.

Политические изменения в России в период с 1991 по 2001 годы привели к спаду во всей отечественной экономике, и в оборонной промышленности в частности. Значительно сократился государственный заказ, а вместе с ним прекратилось и финансирование научных исследований. Но, несмотря на сложные экономические условия тураевское предприятие продолжало изыскания в области двигателестроения для космоса и обороны.

В соответствии с указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 года государственное предприятие Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» было преобразовано в ОАО «ТМКБ «Союз». Акционерное общество зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Лыткарино Московской области № 227-П от 23 марта 1994 года (свидетельство № 05-445).

В рамках государственной программы реформирования оборонного комплекса 24 января 2002 года вышел указ Президента РФ № 84. Согласно этому документу, а также постановлению Правительства РФ № 149 от 13 марта 2002 года, ОАО «ТМКБ «Союз» вошло в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

В настоящее время АО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» является одним из основных российских разработчиков двигателей для космоса и ВПК. Предприятие располагает структурой, позволяющей полностью замкнуть цикл создания двигателей и двигательных установок для летательных аппаратов. Это конструкторское и технологическое бюро, опытное и мелкосерийное производство, экспериментальная база, включающая в себя лабораторию прочностных динамических и статических испытаний, стенды для огневых испытаний 1РДМТ и ПВРД. Научно-технический, конструкторский и производственный потенциал позволяет не только постоянно совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования в области гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Контакты

Адрес: 140080, г. Лыткарино, Московской области, Промзона Тураево, стр. 10

РД-180

РД-180

Модель двигателя РД-180
Тип жидкостный ракетный двигатель
Топливо керосин
Окислитель жидкий кислород
Камер сгорания 2
Страна Россия
Использование
Время эксплуатации 2000 год — настоящее время
Применение «Атлас III и Атлас V» (первая ступень)
Производство
Конструктор НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко
Время создания 1994—1999 гг.
Производилось 1999—2021 гг.
Массогабаритные
характеристики
Полная масса 5950 кг
Сухая масса 5480 кг
Высота 3600 мм
Диаметр 3200 мм
Рабочие характеристики
Тяга вакуум: 423,4 тс
уровень моря: 390,2 тс
Удельный импульс вакуум: 338,4 c
уровень моря: 311,9 с
Время работы 270 c
Давление в камере сгорания 261,7 кгс/см² (253,3 атм)
Степень расширения 36,87:1
Тяговооружённость 77,3
Медиафайлы на Викискладе
Читать еще:  Что такое детонация влияние детонации на работу двигателя

РД-180 — российский двухкомпонентный (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород) жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами.
Разработан в середине 1990-х годов на основе мощнейшего советского двигателя РД-170 [1] , производится на территории России в «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Проект двигателя РД-180 был разработан под руководством Б. И. Каторгина [2] [3] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Использование
    • 3.1 Ситуация с американским рынком сбыта
  • 4 Модификация
    • 4.1 Русь-М
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История [ править | править код ]

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе жидкостного ракетного двигателя РД-170 [1] под руководством Бориса Ивановича Каторгина, в 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс на создание и продажу двигателей для РН США «Атлас-3» и «Атлас-5» [3] .

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Ею он был впервые использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA»; в дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Core Booster ) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла 9 млн долл [4] . Таким образом, с начала 1999 года двигатель РД-180 используется в РН «Атлас-3» и «Атлас-5».

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные слухи [5] [6] , патентные права на конструкцию двигателя принадлежали НПО «Энергомаш» [7] [8] [9] до октября 2019 года (срок действия патента США — 20 лет [10] ); на конец 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России [11] . Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП « РД-Амрос [en] »; приобретение и монтаж производились United Launch Alliance (ULA). C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда, в связи с иском конкурента — компании SpaceX; поставки двигателей по старым контрактам продолжаются [12] .

Конструкция [ править | править код ]

Двигатель состоит из:

  • двух камер сгорания,
  • турбонасосного агрегата,
  • бустерного насосного агрегата горючего,
  • бустерного насосного агрегата окислителя,
  • газогенератора,
  • регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего,
  • блока баллонов, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка.
  • системы рулевых приводов, системы приводов автоматики, блока управления автоматикой и датчиков системы аварийной защиты,
  • рамы двигателя, донного экрана, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40—100 %.

Использование [ править | править код ]

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне LRO (2009), аппараты для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010) и Solar Orbiter (2020), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу MRO (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013), InSight (2018) и «Марс-2020» (2020), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

В конце 2018 года проект носителя с шестью боковыми блоками, оснащенными РД-171, и одним центральным, снабженным РД-180, был выбран в качестве базового облика новой российской сверхтяжелой ракеты. Готовность ракеты планируется на 2027 год, а пуск носителя — на 2028 год с космодрома «Восточный» [13] .

Ситуация с американским рынком сбыта [ править | править код ]

В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68 % всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство [14] . По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» Владимира Солнцева, до 2010 года ракетные двигатели продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. В 2010—2011 годах был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить [15] .

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014 года), политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых американцами. В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна [16] . С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступал зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин [17] .

В качестве замены РД-180, в США рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено [ когда? ] 160 млн долларов. Ожидалось, что он будет готов к использованию не ранее 2019 или даже 2025 года [16] . Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе ULA в Декейтере [18] .

В 2014 году был заключён контракт с частной компанией Blue Origin на создание аналога российского РД-180; их новый двигатель BE-4 (в качестве горючего используется метан) был представлен в начале 2017 года [19] .

В августе 2018 директор НАСА Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским двигателям РД-180 [20] .

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей НПО «Энергомаш» заявило о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей; издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза бо́льшую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120 [21] [22] .

В декабре 2018 года глава SpaceX Илон Маск заявил о неловкости факта, что Boeing/Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на ракете Atlas, а сам двигатель назвал великолепным [23] .

12 февраля 2019 года главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Левочкин отметил, что двигатель РД-180 сертифицирован с 10 % запасом, а это значит, что давление в его камере сгорания может быть выше 280 атмосфер [24] .

20 декабря 2019 года ракета-носитель «Атлас V» с российскими двигателями РД-180 запустила с авиабазы на мысе Канаверал на орбиту космический корабль CST-100 Starliner компании Boeing [25] [26] .

Летом 2020 года ULA получила первый тестовый двигатель BE-4 производства «Blue Origin» [27] .

По состоянию на 08 апреля 2021 года (более 20 лет с момента первого пуска РН «Атлас» с РД-180) в США поставлено 116 двигателей, состоялось 92 пуска, все они признаны успешными [28] [29] .

16 апреля 2021 года Роскосмос сообщил об отправке в США последней партии из 6 двигателей РД-180. [30]

Модификация [ править | править код ]

Русь-М [ править | править код ]

РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии российских ракет-носителей «Русь-М»; в различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году НПО «Энергомаш» прекратило работу над этим двигателем, так как ранее «Роскосмос» отказался от самой ракеты [31] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector