Электрическая схема дистанционного управления двигателем

СХЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛИФТА

Простейшая схема для дистанционного включения асинхронного двигателя дана на рис. 1.9. Две фазы подведены к главным контактам контактора, третья — подключена к двигателю.

Минус от источника постоянного тока подан на один конец катушки контактора, ее другой конец заведен на замыкающий контакт кнопки с самовозвратом. Чтобы не держать кнопку постоянно нажатой, она зашунтирована замыкающим блокировочным контактом. На кнопку

«Стоп» с размыкающим контактом, служащую для остановки двигателя, подается плюс от источника

Работает схема следующим образом. На клеммах 1—2 напряжение постоянное; на всех трех фазах — переменное. Нажимается кнопка «Пуск». Контактор срабатывает и замыкает главные контакты и блокировочные. При отпущенной кнопке двигатель остается включенным, ток на катушку контактора идет через замкнувшийся блокировочный контакт, как показано стрелками на рис. 1.9.

Для выключения двигателя следует нажать на кнопку «Стоп». Якорь контактора отпадет, его контакты — главные и блокировочный — разомкнутся. Двигатель остановится.

На схемах силовую часть (двигатель и главные контакты) и цепь управления (катушка контактора, кнопки, блокировочные контакты) показывают отдельно, в разных местах.

Состояние катушки контактора (включенное либо выключенное) связано с состоянием его контактов (контакты замкнуты либо разомкнуты).

Чтобы изменить направление вращения двигателя (рис. 1.10), т. е. поменять местами две фазы, используются два контактора: контактор «Вверх» КВ и контактор «Вниз» КН. Катушки контакторов подключены к минусу источника (рис. 1.11). Чтобы одновременно не включились оба контактора, предусмотрена электрическая блокировка: в цепи контактора КВ — размыкающий блокировочный контакт КН, в цепи контактора

КН — размыкающий блокировочный контакт КВ. Кнопки «Вверх» или «Вниз» зашунтированы замыкающими блок-контактами своих контакторов. Для отключения использована общая кнопка «Стоп».

Предположим, нажали кнопку «Вверх», включив напряжение на катушку контактора КВ. Контактор сработал: замкнулись его главные контакты в цепи двигателя (рис. 1.10) и блокировочный КВ, шунтирующий кнопку «Вверх» (рис. 1.11). Отпустили кнопку — катушка КВ осталась включенной. На схеме рис. 1.12 стрелками

отмечен путь тока через катушку при включенном состоянии контактора КВ. Контактор КН включить невозможно, так как в цепи его катушки размыкающий блокировочный контакт КВ разомкнут.

Схема управления электродвигателем лифта отличается от схемы реверсивного двигателя (рис. 1.11) тем, что в ней кнопками включают катушки этажных реле, а последние своими контактами замыкают цепь контакторов «Вверх» или «Вниз».

Рис. 1.11. Схема управления реверсивным двигателем

Рис. 112. Путь тока при включенном контакторе КВ

Электрические схемы и их начертание

Любое электротехническое устройство состоит из определенного количества составных элементов, объединенных в общую систему с четким, заранее установленным порядком взаимодействия. Графическое изображение элементов системы и связей между ними называется схемой электротехнического устройства.

Различают структурные, функциональные, принципиальные, схемы соединений (монтажные) и другие схемы.

На структурной схеме весь прибор или систему показывают в виде его укрупненных функциональных частей.

Функциональная схема дает более подробное представление о системе, чем структурная. По функциональной схеме разрабатывается принципиальная схема.

На принципиальной схеме дается детальное представление о принципе работы установки (системы). На этой схеме в виде условных графических и буквенных обозначений изображены все элементы приборов и устройств, составляющих установку и все связи между ними.

Схема соединений (монтажная) показывает соединения в аппарате, на панели, на станции управления и определяет провода и кабели, которыми ведется монтаж, а также показывает места, к которым присоединяются провода (клеммы, разъемы, проходные изоляторы и др.).

На принципиальных схемах аппараты и их элементы обозначаются буквами в соответствии с требованиями ГОСТ 2.710–81. КМ – контактор (магнитный пускатель), К – реле промежуточное, КН – реле указательное, КА – реле токовое, КК – реле электротепловое, КР – реле поляризованное, КТ – реле времени, KV – реле напряжения, РА – амперметр, PV –вольтметр, PW – ваттметр, QF – выключатель автоматический (в силовых цепях), QS – разъединитель, в цепях управления: SA – выключатель или переключатель, SB – выключатель кнопочный, SF – выключатель автоматический; выключатели, срабатывающие от различных воздействий: SL – от уровня, SP – от давления, SQ – от положения, SR – от частоты вращения, SK – от температуры; ТА – трансформатор тока, TV – трансформатор напряжения, VD – диод и стабилитрон, VT – транзистор, VS – тиристор, YA – электромагнит.

При одинаковом назначении нескольких аппаратов после букв ставится порядковая цифра КМ1, КМ2, КМ3; К1, К2, К3.

Контакты в элементных схемах изображаются в их нормальном положении, т.е. при отсутствии напряжения на катушках контакторов, магнитных пускателе, реле и т.д.

Порядок замыкания контактов универсальных переключателей, реле времени, конечных выключателе исполнительных механизмов, регуляторов температуры указывается в виде специальных диаграмм на чертежах со схемами.

Для примера начертания электрических схем релейно-контакторного управления рассмотрим принципиальную электрическую схему местного и дистанционного управления нереверсивным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Принципиальная электрическая схема местного

и дистанционного управления асинхронным двигателем

с короткозамкнутым ротором

Данная схема может быть применена для управления электроприводом вентилятора, насоса, компрессора, транспортера и др. Все элементы схемы имеют графическое и буквенное обозначение в соответствие с ГОСТ 2.710–81. Зажимы всех элементов в цепи управления имеют также цифровое обозначение 1, 3, 5 и т.д.

Схема состоит из силовой цепи и цепи управления. В силовую цепь включены: автоматический выключатель QF1, силовые контакты магнитного пускателя КМ1, нагревательные элементы электротеплового реле КК1 и электродвигатель М1. В этой цепи могут проходить большие токи до 100 А и более.

В цепь управления включаются катушки электромагнитных аппаратов, избиратели режимов управления электроприводом, сигнальная арматура, кнопки управления и аппараты защиты цепи. В этой цепи токи не превышают 1 А.

Принцип работы схемы. Перед началом пуска электродвигателя включают автоматический выключатель QF1 и устанавливают переключатель SA в положение . Схемой предусмотрено два вида управления – местное и дистанционное. При местном управлении переключатель SA устанавливают в положение М (местное). В этот момент замыкаются контакты (9-13) переключателя SA. Для включения электродвигателя М1 нажатием на кнопку управления SB3 (пуск)подается питание на катушку магнитного пускателя КМ1, который срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ1 в цепи электродвигателя М1. Электродвигатель включается в работу и передает вращение рабочей машине (насосу, вентилятору и т.д.). Одновременно замыкаются блок-контакты КМ1 (7-13) в цепи управления, которые шунтируют кнопку SB3. Теперь кнопку SB3 можно отпустить. Ток на катушку КМ1 будет поступать через замыкающий блок-контакт КМ1 (7-13). Если насос НЦ1 включился в работу, то замыкаются контакты датчика давления SP и загорается сигнальная лампа HL1, сигнализирующая о нормальной работе электропривода насоса. Для отключения электродвигателя М1 необходимо нажать на кнопку управления SB1 (стоп), контакты которой разрывают цепь питания катушки КМ1 и магнитный пускатель отключается. Все его контакты принимают первоначальное состояние.

При дистанционном управлении электроприводом насоса переключатель SA переводят в положение Д (дистанционное). В этот момент замыкаются контакты (11-13) переключателя SA. Процесс пуска и остановки электродвигателя М1 осуществляется аналогично управлению электродвигателем в режиме местного управления. Нажатием на кнопку управления SB4 осуществляют пуск электродвигателя, а кнопкой SB2 отключают электродвигатель от сети.

Максимальная защита электродвигателя осуществляется электромагнитным расцепителем автоматического выключателя QF1, а защита от перегрузки – электротепловым реле КК1 и тепловым расцепителем автоматического выключателя QF1. Защита от токов короткого замыкания цепи управления осуществляется плавким предохранителем FU.

2.3.2. Электрическая схема управления задвижкой

Для управления задвижками применяется реверсивный электропривод. Задвижки с электрическим приводом широко применяются в схемах управления паровых и водогрейных котлов. Их устанавливают на трубопроводах сетевой воды до и после котла, газопроводе и мазутопроводе к котлу, трубопроводах обвязки насоса питательной воды, на напорном трубопроводе сетевой воды.

Для примера рассмотрим схему управления электроприводом задвижки на напорном трубопроводе сетевой воды (рис. 2.22) [9]. В схеме применен реверсивный магнитный пускатель, состоящий из двух контакторов КМ1, КМ2 и электротеплового реле КК. Схемой предусматривается ручное и автоматическое управление электроприводом. В ручном режиме нажатием на кнопку управления SB1 подается напряжение на катушку КМ1 магнитного пускателя открытия задвижки. При достижении запорным органом полного открытия конечный выключатель SQ1 разрывает цепь питания катушки магнитного пускателя, и электропривод останавливается. Закрытие задвижки осуществляется дом нажатием на кнопку управления SB2.

Читать еще:  Автомат холодного запуска двигателя

Останов электропривода при закрытии задвижки осуществляется муфтой предельного момента SQ5. При достижении необходимой плотности при закрытии задвижки момент вращения, развиваемый электроприводом, становится больше номинального значения, и муфта предельного момента воздействует на конечный выключатель SQ5, который, срабатывая, кратковременно размыкает свой контакт. Цепь катушки КМ2 магнитного пускателя разрывается, и электропривод останавливается. Для прекращения действия ошибочно поданной команды, а также для

кратковременно остановки задвижки в промежуточном положении в схеме предусматривается установка кнопки управления SB3 (Стоп).

Рис. 2.22. Принципиальная электрическая схема управления

электроприводом задвижки на напорном трубопроводе се- тевой воды

При включении магнитным пускателем электропривода на открытие задвижки блок-контактом контактора КМ1 размыкается цепь катушки контактора КМ2, и наоборот, то есть в схеме предусмотрена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного включения обеих катушек реверсивного магнитного пускателя. Сигнальные лампы HL1, HL2 и HL3 сигнализируют соответственно полное открытие, полное закрытие запорного органа и срабатывание муфты предельного момента. Ключ SA, установленный в цепях сигнальных ламп HL1 и HL2, обеспечивает эксплуатацию щита автоматизации с нормально погашенными сигнальными лампами.

В автоматическом режиме открытие и закрытие задвижки осуществляется контактами К1 реле дистанционного управления К1 насоса сетевой воды(см. рис. 2.27). При пуске электродвигателя насоса задвижка открывается и после его отключения закрывается.

Наиболее распространенные принципиальные схемы дистанционного управления горными машинами

В соответствии с требованиями ПБ схемы дистанционного управления горными машинами должны иметь:

1) минимальное количество проводов, по которым осуществляется управление;

2) следующие затраты: а) нулевую; б) минимальную; в) максимальную; г) температурную; д) от потери управления; е) от обрыва и ухудшения качества заземления передвижной машины; ж) от включения напряжения на участок электрической цепи с плохим качеством изоляции относительно земли;

3) напряжение в цепях управления не более 40 В;

4) искробезопасные цепи управления (для шахт, опасных по газу); должны обеспечивать:

1) последовательность включения и отключения механизмов в соответствии с технологией работы их;

2) контроль за исправной работой механизмов, работающих в одной технологической линии;

3) возможность включения и отключения механизмов с необходимого количества мест;

4) автоматическое отключение напряжения в силовых линиях до размыкания силовых контактов штепсельных соединений при попытке разъединить их;

5) размыкание и замыкание силовых контактов в местах с наименьшим содержанием метана в рудничной атмосфере;

6) отсутствие рабочего напряжения в кабеле при отключении двигателя машины.

К схемам дистанционного управления специальных машин, помимо вышеперечисленных, предъявляются дополнительные требования, вытекающие из специфики их работы.

Правильный выбор аппаратуры управления обеспечивает выполнение многих требований ПБ к схемам дистанционного управления.

Выбор пускателей серий ПВИ, ПМВИ, ПВ-1140 и агрегатов АП, АБК или магнитных станций СУВ обеспечивает наличие в схемах всех необходимых зашит (исключая температурную), нужного напряжения в цепях управления и искробезопасность их.

Остальные требования выполняются следующим образом:

1) температурная защита обеспечивается за счет размещения температурных реле в работающих электродвигателях и включения их размыкающих контактов в цепи управления пускателей;

2) определенная последовательность включения и отключения машин достигается за счет электрических блокировок между пускателями;

3) контроль за нормальной работой машин осуществляется путем включения в цепь управления пускателя контактов специальных реле, установленных на машине;

4) автоматическое отключение напряжения при размыкании штепсельных соединений достигается за счет конструкции контактных систем штепсельных муфт;

5) замыкание и размыкание силовых цепей в благоприятных условиях достигается эа счет соответственного размещения аппаратуры;

6) остальные пункты требований выполняются за счет конструкций схем управления,

Все схемы дистанционного управления базируются на двух принципиальных схемах управления контакторами: двухпроводной и трехпроводной.

На рис. 20.1 приведены цепи управления пускателями в рудничном исполнении.

На рис. 20.1, а приведена принципиальная схема дистанционного управления, которая требует наличия между пускателем и машиной шести токоведущих проводов: три для управления (на чертеже провода /—4 2—5; 3—6) и три для передачи энергии от пускателя к электродвигателю машины (на чертеже не показаны). Такая схема называется трехпроводной.

В схеме для управления используются искробезопасные цепи (все линии, отходящие от клемм 1, 2, 3). Контакты реле, обеспечивающие блокировку последовательности пуска машин, защиту от перегрева электродвигателя, защиту от работы машины при опасной концентрации метана в атмосфере и т. д., включаются в схему управления последовательно между контактами 3 и 6 (на рисунке показаны пунктиром). Контроль за нали чием заземлении осуществлен путем включения заземля- ющей жилы 3 — 6 как токоведущей в цепь управления. Контроль за величиной сопротивления заземляющей жилы осуществляется катушкой РП, которая при большом сопротивлении цепи с диодом не сможет ни притянуть якорь, ни удержать его в притянутом состоянии. Защита от потери управления выполняется путем размещения диода Д в конце цепи управления. Нулевая защита обеспечивается катушкой К и блок-контактом ее К-1. Минимальная защита обеспечивается применением резистора R, который ограничивает ток в катушке РП до величины, достаточной для удержания якоря в притянутом состоянии только при напряжении на зажимах катушки (0,6 4-0,7) УП0м и выше.

Данная схема отвечает всем требованиям ПБ, поэтому широко используется в подземных условиях.

При подсоединении схемы А к фазам а и b первичные и вторичные обмотки трансформатора Тр, стабилизатора СТ и катушка РП будут обтекаться переменным током; все контакты останутся в положениях, изображенных на рисунке.

При нажатии кнопки «Пуск» ток от вторичной обмотки СТ в первый полу пер иод пройдет по цепи: СГ — «Стоп 1»—Д — «Стоп 2»—«Пуск»—СТ, во второй полу период—по цепи: СТ— РП — СТ. Катушка РП обтечет- ся постоянным током, замкнется контакт РП-1, катушка контактора К обтечется током по цепи: а — Пр — РП-1, РЗ-1 — К— Ь, включит силовые контакты (на рисунке не показаны), замкнет блок-контакт К-1. Теперь уже в первый полупериод ток от вторичной обмотки СТ будет проходить по двум параллельным цепям: СТ—«Стоп 1»— Д — «Стоп 2» — «Пуск» — СТ и СТ — «Стоп 1»— Д — «Стоп 2» — R — К-1 — СТ, Отпущенная кнопка «Пуск» размыкает первую цепь, а катушка РП продолжает получать питание по второй цепи и пускатель остается включенным. При нажатии на одну из кнопок «Стоп» разрывается цепь питания постоянным током катушки РП, контактор выключается и схема приходит в первоначальное положение.

На рис. 20.1, б показана двухпроводная схема дистанционного управления, где для управляющих цепей требуется только два проводника.

Эта схема отличается от предыдущей тем, что нулевая защита в ней осуществляется за счет применения резистора R, который подбирается такой величины, что 8 1-34 225 при номинальном напряжении в цепи управления Un0M ток в цепи катушки РП недостаточен для ее срабатывания.

При замыкании контактов кнопки «Пуск» резистор R закорачивается (шунтируется), катушка РП обтекается достаточно большим током, срабатывает и замыкает свой контакт в цепи катушки К— контактор включается.

После размыкания контактов кнопки «Пуск» величина тока в катушке РП уменьшается (так как в цепь включился резистор R), но остается достаточной для удержания контакта РП-1 в замкнутом состоянии — контактор остается включенным.

Недостатком схемы является ненадежность нулевой защиты, так как при значительных колебаниях напряжения сети (свыше 1,5 Ull0M) возможно самовключение пускателя. Учитывая этот недостаток, двухпроводная схема дистанционного управления с самофиксацией в подземных условиях применяется реже трехпроводной.

На рис. 20.1 в приведена двухпроводная (без самофиксации) схема дистанционного управления, где включение контактора происходит только при нажатой кнопке «Пуск». При размыкании кнопки «Пуск» контактор выключается, так как размыкается цепь питания постоянным током катушки РП. Такая схема применяется для управления электросверлами, иногда для управления маневровыми лебедками.

Читать еще:  Шаговый двигатель сколько фаз

Лекция 13. Тема: Электрооборудование и электрические схемы дистанционного управления машинами и механизмами

    Элла Алмазова 4 лет назад Просмотров:

1 Лекция 13 Тема: Электрооборудование и электрические схемы дистанционного управления машинами и механизмами План 1 Общие сведения 2 Требования к схемам дистанционного управления горными машинами 3 Принципиальные электрические схемы дистанционного управления 1 Общие сведения В зависимости от условий работы, технических требований и требований правил безопасности, для обеспечения производительной работы машин применяют три способа управления ими: местное, дистанционное и автоматическое. Местное управление осуществляется в случаях, когда исполнительная машина и аппаратура управления ею находится рядом, а условия эксплуатации не требуют частых включений и отключений электропривода. При местном (непосредственном) управлении обычно применяется ручная пусковая и защитная аппаратура, иногда магнитные пускатели, управление которыми производится с помощью встроенных кнопок. К достоинствам местного управления относятся: простота устройства и обслуживания, невысокая стоимость аппаратуры управления; к недостаткам: необходимость постоянного присутствия обслуживающего персонала, невозможность осуществления многих необходимых видов’ защиты, необходимость размещения аппаратуры управления рядом с исполнительным механизмом, повышенная опасность эксплуатации оборудования во взрывоопасных условиях. Местное управление в подземных выработках применяют довольно редко. Дистанционное управление управление исполнительной машиной на расстоянии. Оно дает возможность: наиболее полно осуществлять необходимые защиты машины и обслуживающего персонала, располагать взрывоопасную аппаратуру управления и защиты в местах с наиболее благоприятными

2 климатическими условиями, сосредоточить управление несколькими машинами в одном, наиболее удобном месте, повысить производительность труда и т. д. В связи с этим дистанционное управление нашло широкое применение в подземных условиях. Под автоматическим управлением понимается такое управление, когда весь процесс выполнения работы электроприводом происходит без непосредственного участия человека. 2 Требования к схемам дистанционного управления горными машинами В соответствии с требованиями ПБ схемы дистанционного управления горными машинами: должны иметь: 1 — минимальное количество проводов, по которым осуществляется управление; 2 — следующие защиты: а) нулевую; б) минимальную; в) максимальную; г) температурную; д) от потери управления; е) от обрыва и ухудшения качества заземления передвижной машины; ж) от включения напряжения на участок электрической цепи с плохим качеством изоляции относительно земли; 3 — напряжение в цепях управления не более 40 В; 4 — искробезопасные цепи управления (для шахт, опасных по газу); должны обеспечивать: 1 — последовательность включения и отключения механизмов в соответствии с технологией работы их; 2 — контроль за исправной работой механизмов, работающих в одной технологической линии; 3 — возможность включения и отключения механизмов с необходимого количества мест; 4 — автоматическое отключение напряжения в силовых линиях до размыкания

3 силовых контактов штепсельных соединений при попытке разъединить их; 5 — размыкание и замыкание силовых контактов в местах с наименьшим содержанием метана в рудничной атмосфере; 6 — отсутствие рабочего напряжения в кабеле при отключении двигателя машины. К схемам дистанционного управления специальных машин, помимо вышеперечисленных, предъявляются дополнительные требования, вытекающие из специфики их работы. Правильный выбор аппаратуры управления обеспечивает выполнение многих требований ПБ к схемам дистанционного управления. Выбор пускателей серий ПВИ, ПВ-1140 и агрегатов АП, АОС или магнитных станций СУВ обеспечивает наличие в схемах всех необходимых защит (исключая температурную), нужного напряжения в цепях управления и искробезопасность их. Остальные требования выполняются следующим образом: — температурная защита обеспечивается за счет размещения температурных реле в работающих электродвигателях и включения их размыкающих контактов в цепи управления пускателей; — определенная последовательность включения и отключения машин достигается за счет электрических блокировок между пускателями; — контроль за нормальной работой машин осуществляется путем включения в цепь управления пускателя контактов специальных реле, установленных на машине; — автоматическое отключение напряжения при размыкании штепсельных соединений достигается за счет конструкции контактных систем штепсельных муфт; — замыкание и размыкание силовых цепей в благоприятных условиях достигается за счет соответственного размещения аппаратуры; — остальные пункты требований выполняются за счет конструкций схем управления.

4 3 Принципиальные электрические схемы дистанционного управления Рис. 1 Принципиальные схемы дистанционного управления: а трехпроводная; б двухпроводная с самофиксацией; в двухпрвводная без самофиксации Все схемы дистанционного управления базируются на двух принципиальных схемах управления контакторами: двухпроводной и трехпроводной. На рис. 1 приведены цепи управления пускателями в рудничном исполнении. На рис.1, а приведена принципиальная схема дистанционного управления, которая требует наличия между пускателем и машиной шести токоведущих проводов: три для управления (на чертеже провода 1 4; 2 5; 3 6) и три для передачи энергии от пускателя к электродвигателю машины (на чертеже не показаны). Такая схема называется трехпроводной. В схеме для управления используются искробезопасные цепи (все линии, отходящие от клемм 1, 2, 3). Контакты реле, обеспечивающие блокировку последовательности пуска машин, защиту от перегрева электродвигателя, защиту от работы машины при опасной концентрации метана в атмосфере и т. д., включаются в схему управления последовательно между контактами 3 и 6 (на рисунке показаны пунктиром). Контроль за наличием заземленияо осушествлен путем включения заземляющей жилы 3 6 как токоведущей в цепь управления. Контроль за величиной сопротивления заземляющей жилы осуществляется катушкой РП, которая при большом сопротивлении цепи с диодом не сможет ни притянуть якорь, ни удержать его в притянутом состоянии. Защита от потери

5 управления выполняется путем размещения диода Д в конце цепи управления. Нулевая защита обеспечивается катушкой К и блок-контактом ее К-1. Минимальная защита обеспечивается применением резистора R, который ограничивает ток в катушке РП до величины, достаточной для удержания якоря в притянутом состоянии только при напряжении на зажимах катушки (0,6 0,7) U ном и выше. Данная схема отвечает всем требованиям ПБ, поэтому широко используется в подземных условиях. При подсоединении схемы А к фазам а и б первичные и вторичные обмотки трансформатора Тр, стабилизатора СТ и катушка РП будут обтекаться переменным током; все контакты останутся в положениях, изображенных на рисунке. При нажатии кнопки «Пуск» ток от вторичной обмотки СТ в первый полупериод пройдет, по цепи: СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» «Пуск» СТ, во второй полупериод по цепи: СТ РП СТ. Катушка РП обтечется постоянным током, замкнется контакт РП-1, катушка контактора К обтечется током по цепи: а Пр РП-1 РЗ-1 К б, включит силовые контакты (на рисунке не показаны), замкнет блок-контакт К-1. Теперь уже в первый полупериод ток от вторичной обмотки СТ будет проходить по двум параллельным цепям: СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» «Пуск» СТ и СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» R К-1 СТ. Отпущенная кнопка «Пуск» размыкает первую цепь, а катушка РП продолжает получать питание по второй цепи и пускатель остается включенным. При нажатии на одну из кнопок «Стоп» разрывается цепь питания постоянным током катушки РП, контактор выключается и схема приходит в первоначальное положение. На рис.1, б показана двухпроводная схема дистанционного управления, где для управляющих цепей требуется только два проводника. Эта схема отличается от предыдущей тем, что нулевая защита в ней осуществляется за счет применения резистора R, который подбирается такой величины, что при номинальном напряжении в цепи управления U ном ток в цепи катушки РП недостаточен для ее срабатывания.

6 При замыкании контактов кнопки «Пуск» резистор R закорачивается (шунтируется), катушка РП обтекается достаточно большим током, срабатывает и замыкает свой контакт в цепи катушки К контактор включается. После размыкания контактов кнопки «Пуск» величина тока в катушке РП уменьшается (так как в цепь включился резистор R), но остается достаточной для удержания контакта РП-1 в замкнутом состоянии контактор остается включенным. Недостатком схемы является ненадежность нулевой защиты, так как при значительных колебаниях напряжения сети (свыше 1,5U ном ) возможно самовключеиие пускателя. Учитывая этот недостаток, двухпроводная схема дистанционного управления с самофиксацией в подземных условиях применяется реже трехпроводной. На рис.1в приведена двухпроводная (без самофиксации) схема дистанционного управления, где включение контактора происходит только при нажатой кнопке «Пуск». При размыкании кнопки «Пуск» контактор выключается, так как размыкается цепь питания постоянным током катушки РП. Такая схема применяется для управления электросверлами, иногда для управления маневровыми лебедками. Контрольные вопросы 1 В чем особенности дистанционного управления? 2 Какие требования предъявляются к дистанционному управлени? 3 В чем достоинства трехпроводной схемы дистанционного управления? 4 Принцип работы трехпроводной схемы дистанционного управления. 5 Принцип работы двухпроводных схем дистанционного управления. Литература: Л.С.Бородино. Горная электротехника. М.Недра, 1981 с

Читать еще:  Электронный термометр для температуры двигателя

ПРА Пускатель автоматики рудничный

Пускатель автоматики рудничный Пускатель автоматики рудничный предназначен для управления и защиты приводов толкателей ПВМ, приводов задвижек ПЗ, приводов дверей стволовых ПДС-1 и приводов моторных стрелочных

Магнитный пускатель с тепловым реле и кнопками управления, схема, принцип действия

Магнитный пускатель наиболее часто используется для управления электродвигателями. Хотя есть у него и другие сферы применения: управление освещением, отоплением, коммутация мощных нагрузок. Их включение и отключение может выполняться как вручную, при помощи кнопок управления, так и с применением систем автоматики. О подключении кнопок управления к магнитному пускателю мы и поговорим.

  1. Кнопки управления пускателей
  2. Магнитный пускатель
  3. Схема управления пускателем на 220 В
  4. Схема управления пускателем на 380 В
  5. Подключение теплового реле в схему пускателя
  6. Проверка работоспособности схемы

Кнопки управления пускателей

В общем случае потребуется две кнопки: одна для включения и одна для отключения. Обратите внимание, что у них для управления пускателем используются разные по назначению контакты. У кнопки «Стоп» они нормально замкнуты, то есть, если кнопка не нажата, группа контактов замкнута, и размыкается при активации кнопки.

У кнопки «Пуск» все наоборот.

Эти устройства могут содержать или только конкретный, нужный для работы элемент, либо быть универсальными, включая в себя и по одному замкнутому и разомкнутому контакту. В этом случае необходимо выбрать правильный.

Производители обычно снабжают свою продукцию символьными обозначениями, позволяющими определить назначение той или оной контактной группы. Стоповую кнопку обычно окрашивают в красный цвет. Цвет пусковой традиционно черный, то приветствуется зеленый, который соответствует сигналу «Включено» или «Включить». Такие кнопки используются, в основном, на дверях шкафов и панелях управления двигателями станков.

Простейшая рабочая схема пускателя с тепловым реле

Магнитный пускатель

Теперь о том, на что следует обратить внимание, рассматривая сам пускатель перед его подключением. Самое важное – напряжение катушки управления, которое указано либо на ней самой, либо неподалеку. Если надпись гласит 220 В АС (или рядом с 220 стоит значок переменного тока), то для работы схемы управления потребуется фаза и ноль.

Интересное видео о работе магнитного пускателя смотрите ниже:

Если же это 380 В АС (того же переменного тока), то управлять пускателем будут две фазы. В процессе описания работы схемы управления будет понятно, в чем отличие.

При любых других значениях напряжения, наличии знака постоянного тока или букв DC подключить изделие к сети не получится. Оно предназначено для других цепей.

Еще нам потребуется использовать дополнительный контакт пускателя, называемый блок-контактом. У большинства аппаратов он маркируется цифрами 13НО (13NO, просто 13) и 14НО (14NO, 14).

Силовые контакты предназначены для подключения нагрузки, которой они и управляют.

У разных производителей их маркировка отличается, но при их определении сложностей не возникает. Итак, крепим пускатель к поверхности или DIN-рейке в месте его постоянной дислокации, прокладываем силовые и контрольные кабели, начинаем подключение.

Схема управления пускателем на 220 В

Один мудрец сказал: есть 44 схемы подключения кнопок к магнитному пускателю, из которых 3 работают, а остальные – нет. Но правильная – только одна. Про нее и поговорим (смотри схему ниже). Подключение силовых цепей лучше оставить на потом. Так будет проще доступ к винтам катушки, которые всегда перекрываются проводами основной цепи. Для питания цепей управления используем один из фазных контактов, от которой проводник отправляем на один из выводов кнопки «Стоп».

Это может быть или проводник, или жила кабеля.

От кнопки стоп пойдут уже два провода: один к кнопке «Пуск», второй – на блок-контакт пускателя.

Для этого между кнопками ставится перемычка, а к одной из них в месте ее подключения добавляется жила кабеля к пускателю. Со второго вывода кнопки «Пуск» тоже идут два провода: один на второй вывод блок-контакта, второй – к выводу «А1» катушки управления.

При подключении кнопок кабелем перемычка ставится уже на пускателе, к ней подключается третья жила. Второй вывод от катушки (А2) подключается к нулевой клемме. В принципе нет разницы, в каком порядке подключать вывода кнопок и блок-контакта. Желательно только именно вывод «А2» катушки управления соединить с нулевым проводником. Любой электрик ожидает, что нулевой потенциал будет только там.

Схема управления пускателем на 380 В

Все то же самое, но для того, чтобы катушка заработала, проводник от вывода «А2» надо подключить не к нулевой шинке, а к любой другой фазе, не использующейся до этого. Вся схема будет работать от двух фаз.

Подключение теплового реле в схему пускателя

Тепловое реле используется для защиты электродвигателя от перегрузки. Конечно, автоматическим выключателем он защищается при этом все равно, но его теплового элемента для этой цели недостаточно. И его нельзя настроить точно на номинальный ток мотора. Принцип работы теплового реле тот же, что и в автоматическом выключателе.

Ток проходит по греющим элементам, если его величина превысит заданную – отгибается биметаллическая пластинка и переключает контактики.

В этом есть еще одно отличие от автоматического выключателя: само тепловое реле ничего не отключает. Оно просто дает сигнал к отключению. Который нужно правильно использовать. Силовые контакты теплового реле позволяют подключать его к пускателю напрямую, без проводов. Для этого каждый модельный ряд изделий взаимно дополняет друг друга. Например, ИЭК выпускает тепловые реле для своих пускателей, АВВ – своих. И так у каждого производителя. Но изделия разных фирм не стыкуются друг с другом.

Тепловые реле также могут иметь два независимых контакта: нормально замкнуты и нормально разомкнутый. Нам понадобится замкнутый – как в случае с кнопкой «Стоп». Тем более, что и функционально он будет работать так же, как эта кнопка: разрывать цепь питания катушки пускателя, чтобы он отпал.

Теперь потребуется врезать найденные контакты в схему управления. Теоретически это можно сделать почти в любом месте, но традиционно он подключается после катушки.

В описанном выше случае для этого потребуется от вывода «А2» отправить провод на контакт теплового реле, а от второго его контакта – уже туда, где до этого был подключен проводник. В случае с управлением от 220 В это – нулевая шинка, с 380 В – фаза на пускателе. Срабатывание теплового реле у большинства моделей никак не заметно.

Для возврата его в исходное состояние на панели прибора есть небольшая кнопочка, которая перекидывает контакты при нажатии. Но это нужно делать не сразу, а дать реле остыть, иначе контакты не зафиксируются. Перед включением в работу после монтажа кнопку лучше нажать, исключив возможное переключение контактной системы в ходе транспортировки из-за тряски и вибраций.

Интересное видео о работе магнитного пускателя:

Проверка работоспособности схемы

Для того, чтобы понять, правильно собрана схема или нет, нагрузку к пускателю лучше не подключать, оставив его нижние силовые клеммы свободными. Так вы обезопасите коммутируемое оборудование от лишних проблем. Включаем автоматический выключатель, подающий напряжение на испытуемый объект.

Само собой разумеется, пока идет монтаж, он должен быть отключен. А также любым доступным способом предотвращено случайное его включение посторонними лицами. Если после подачи напряжения пускатель не включился самостоятельно – уже хорошо.

Нажимаем на кнопку «Пуск», пускатель должен включиться. Если нет – проверяем замкнутое положение контактов кнопки «Стоп» и состояние теплового реле.

При диагностике неисправности помогает однополюсный указатель напряжения, которым можно легко проверить прохождение фазы через кнопку «Стоп» до кнопки «Пуск». Если при отпускании кнопки «Пуск» пускатель не фиксируется, а отпадает – неправильно подключены блок-контакты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector