Электрическая схема двигателя на 220 вольт с реверсом

Способы включения трехфазного асинхронного двигателя в однофазную сеть

Ситуации, когда необходимо произвести подключение трехфазного асинхронного электродвигателя в однофазную сеть возникают, довольно часто. Скажем, имеется циркулярная пила, насос, компрессор или еще какое-либо оборудование с питающим напряжением 380 В., которое надо приспособить для питания от бытовой розетки 220 вольт.

Разумеется, при этом придется произвести модернизацию привода и его системы управления. Причина этого заключается в том, что для работы асинхронного двигателя необходим главный элемент – вращающееся электромагнитное поле. В трехфазной сети сети оно создается очень легко благодаря сдвигу в 120 градусов между фазами. Поле вращается, наводит ЭДС в роторной обмотке, которая создает там электрический ток. Этот ток взаимодействует с полем, и ротор начинает вращаться.

Если же подключить статорные обмотки трехфазного двигателя к однофазной сети, то поле получится не вращающимся, а пульсирующим. В таком поле электромагнитный момент возникнуть не может, а двигатель не запустится.

Поэтому очевидно, что включать асинхронный трехфазный двигатель прямо в однофазную сеть нельзя. И для решения этой проблемы имеются разные способы:

Установка частотного преобразователя

Практически все производители современных частотных преобразователей, или, как их еще часто называют, инверторов, предлагают интересные модели, получающие питание от однофазной сети, но способные управлять трехфазным асинхронным двигателем. Мощность таких преобразователей, а, соответственно, и приводов, управляемых ими, не очень велика – до 6 кВт. Но необходимо помнить, что потребность в запуске трехфазного двигателя в однофазной сети возникает, как правило в быту, а бытовой электропривод мощностью более 6 кВт – очень большая редкость.

Простейшая схема управления трехфазным двигателем, включенным в однофазную сеть через ПЧ:

UZ — преобразователь частоты (инвертор); L — «фаза» сети; N — рабочий «ноль»; u, v, w — выводы для подключеия двигателя.

Реле в цепи дискретных входов ПЧ:

Все преобразователи частоты устроены по одному общему принципу. Вначале они преобразовывают переменное напряжение сети в постоянное при помощи статического выпрямителя. Затем управляемый инвертор формирует из постоянного напряжения импульсы различной величины, частоты и продолжительности.

Эти импульсы распределяются по трем фазам двигателя и создают вращающееся электромагнитное поле статора. Управление преобразователем возможно либо с его съемной панели, либо посредством аналоговых или цифровых входов.

Таким образом, при помощи преобразователя можно подключить трехфазный электродвигатель в однофазную сеть и при этом в полной мере воспользоваться такими преимуществами частотно-регулируемого привода, как:

— высокий пусковой момент; — сниженный пусковой ток; — повышенный КПД; — широкий диапазон регулирования скорости; — полный спектр встроенных защит электрооборудования привода.

Однако, у такой схемы включения трехфазного двигателя в сеть 220 вольт, конечно есть и недостатки:

— высокая стоимость преобразователя: стоимость ПЧ может в несколько раз превышать стоимость самого двигателя, поэтому, дешевым решением, эту схему назвать никак нельзя; — низкая его ремонтопригодность; — требовательность преобразователя к условиям эксплуатации, необходимость создания определенного микроклимата в помещении или шкафу, где он расположен.

Монтаж пусковой схемы с рабочим и пусковым конденсаторами

Из-за перечисленных недостатков частотных преобразователей большинство пользователей в быту отдает предпочтение рабочей схеме с конденсаторами. Идея проста и популярна: чтобы создать сдвиг фаз, необходимый для вращающегося электромагнитного поля, один из статорных выводов двигателя подключают к линии через конденсатор. Другой вывод подключается к «фазе» напрямую, а третий соединяется с рабочим нулевым проводником. Обмотки двигателя при этом обычно соединяются в «треугольник».

Для осуществления реверса на вывод, подключенный к конденсатору, подают не «фазу», а «ноль». Поскольку необходимая емкость конденсатора зависит от текущих оборотов двигателя, то в схеме пуска применяют два конденсатора, включенных параллельно. Один из них включается только на время разгона и емкость его в два раза больше емкости рабочего конденсатора.

Пусковой конденсатор может быть защищен сопротивлением — резистором на 200-300 Ом, включенным параллельно и обеспечивающим разряд обкладок после пуска. Номинальное напряжение конденсаторов для безотказной работы должно быть 500 вольт или более. Емкость рабочего конденсатора определяется по формуле:

где P – номинальная мощность двигателя, кВт.

Для нагруженных в момент пуска или имеющих мощность более 1,5 кВт асинхронных двигателей рекомендуется использовать помимо рабочего конденсатора дополнительный — только для пуска. Их емкость можно рассчитать здесь.

При работе в однофазной сети с конденсаторами мощность двигателя снижается, в среднем на 40-50%. Ухудшаются и энергетические показатели, в частности КПД и коэффициент мощности. Но зато, схема с конденсаторами может быть собрана буквально «на коленке», без особых материальных затрат. Последнее достоинство конденсаторной схемы включения, в наше время, нередко оказывается решающим при выборе способа включения электродвигателя в однофазную сеть.

Устройство и подключение однофазных электродвигателей 220В

Однофазные электродвигатели 220В широко используются в разнообразных бытовых и промышленных устройствах: холодильниках, стиральных машинах, насосах, дрелях, заточных и подобных им обрабатывающих станках. Их технические характеристики несколько уступают свойствам трехфазных двигателей. Существует два наиболее распространенных типа однофазных электродвигателей для сети переменного тока промышленной частоты:

  • асинхронные;
  • коллекторные.

Первые более просты по своему устройству, но обладают рядом недостатков, главные из которых – трудности с изменением направления и частоты вращения ротора.

Далее рассмотрены однофазные асинхронные электродвигатели и коллекторные двигатели переменного тока.

Однофазные асинхронные электродвигатели

Устройство и принцип действия

Мощность такого однофазного двигателя 220В может в зависимости от конструкции находиться в пределах от 5 Вт до 10 кВт. Его ротор – это обычно короткозамкнутая обмотка («беличья клетка») – медные или алюминиевые стержни, замкнутые с торцов.

Такой однофазный двигатель, как правило, имеет две смещенные на 90° друг относительно друга обмотки. Рабочая (главная) при этом занимает большую часть пазов статора, а пусковая (вспомогательная) – оставшуюся. И однофазным его называют потому, что у него лишь одна рабочая обмотка.

Переменный ток, протекающий по главной обмотке, создает периодически меняющееся магнитное поле. Его можно считать состоящим из двух круговых с одинаковой амплитудой, вращающихся навстречу друг другу.

По закону электромагнитной индукции в замкнутых витках ротора меняющийся магнитный поток создает индукционный ток, взаимодействующий с порождающим его полем. Если ротор неподвижен, моменты действующих на него сил одинаковы, вследствие чего ротор остается неподвижным.

Если же ротор начать вращать, то равенство моментов этих сил нарушится, поскольку скольжение его витков относительно вращающихся магнитных полей станет разным. Как следствие – сила Ампера, действующая на витки ротора со стороны прямого магнитного поля, будет значительно больше, чем со стороны обратного.

Индукционный ток в витках ротора может возникать лишь при пересечении ими силовых линий магнитного поля. А для этого они должны вращаться со скоростью, чуть меньшей, чем частота вращения поля (при одной паре полюсов – 3000 об/мин). Отсюда и название, которое получили такие электродвигатели, асинхронные.

При увеличении механической нагрузки скорость вращения уменьшается, возрастает величина индукционного тока в витках ротора. Как следствие – возрастают и механическая мощность двигателя, и мощность потребляемого им переменного тока.

Читать еще:  Шумоизоляция двигателя что лучше

Схема запуска и подключения

Понятно, что раскручивать вручную ротор при каждом запуске электродвигателя неудобно. Для создания первоначального пускового момента и используется пусковая обмотка. Поскольку она составляет с рабочей обмоткой прямой угол, для создания вращающегося магнитного поля ток в ней должен быть сдвинут по фазе относительно тока в рабочей обмотке тоже на 90°.

Добиться этого можно включением в цепь ее питания фазосмещающего элемента. Резистор или дроссель обеспечить фазовый сдвиг в 90° не могут, поэтому в большинстве ситуаций логично использование конденсатора в качестве фазосмещающего элемента. В этом случае однофазный электродвигатель обладает наилучшими пусковыми свойствами.

Когда фазовращающий элемент является конденсатором, однофазные электродвигатели конструктивно могут быть такими:

  • с пусковым конденсатором (рис. а);
  • с пусковым и рабочим (рис. б);
  • только с рабочим конденсатором (рис. в).

Первый (наиболее распространенный) вариант предусматривает подключение пусковой обмотки с конденсатором ненадолго на время пуска, после чего они отключаются. Реализовать его можно с помощью реле времени, а то и просто за счет замыкания цепи во время нажатия пусковой кнопки. Эта схема запуска характеризуется сравнительно небольшим пусковым током, но в номинальном режиме характеристики невысоки. Причина в том, что поле статора является эллиптическим (в направлении полюсов оно сильнее, чем в перпендикулярном).

Схема с рабочим, постоянно включенным конденсатором лучше работает в номинальном режиме, но имеет посредственные пусковые характеристики. Вариант с пусковым и рабочим конденсатором является промежуточным между двумя описанными выше. Расчет значений их емкостей сравнительно прост: у рабочего 0,75 мкФ на 1 кВт мощности, у пускового – в 2,5 раза больше.

Коллекторный двигатель переменного тока

Рассмотрим коллекторный двигатель переменного тока. Универсальные коллекторные электродвигатели могут питаться от источников как переменного, так и постоянного тока. Они часто используются в электроинструментах, швейных и стиральных машинах, мясорубках – там, где нужен реверс, регулировка частоты вращения ротора или его вращение с частотой более 3000 об/мин.

Обмотки статора и ротора коллекторного электродвигателя соединяются последовательно. К обмоткам ротора ток подводится через щетки, соприкасающиеся с пластинами коллектора, к которым подсоединяются концы обмоток ротора.

Реверс однофазного двигателя с коллектором осуществляется за счет изменения полярности включения в сеть обмоток статора или ротора, а скорость вращения можно регулировать, изменяя величину тока в обмотках.

Основные недостатки такого двигателя:

  • высокая стоимость;
  • сложность устройства, практическая невозможность самостоятельно осуществить его ремонт;
  • значительный уровень шума, трудное управление, создание радиопомех.

Остается добавить, что при использовании устройств, содержащих однофазный электродвигатель, следует самое пристальное внимание уделить выбору его типа, схеме подключения, тому, как правильно осуществить расчет элементов.

Реверс однофазного конденсаторного двигателя с пультом ДУ

Цифровая схема реверса однофазного асинхронного двигателя на микроконтроллере PIC12F629

Это несложное цифровое устройство было разработано для управления однофазным асинхронным электродвигателем типа 6АЕ80 номинальной мощностью 1100 Вт. Одним из условий было наличие проводного пульта дистанционного управления с кабелем длиной 5 — 6 метров, небольшой вес пульта и низковольтное управление (для электробезопасности оператора). Устройство можно использовать с любым однофазным асинхронным электродвигателем, но следует учитывать мощность мотора. Для более мощных двигателей, возможно, потребуется применение в схеме электромагнитных реле, способных коммутировать больший ток.

Чаще всего электрики делают подобные устройства на основе электромагнитных пускателей, представляющих собой практически мощные электромагнитные реле с обмотками на 220 вольт. Например, распространенных контакторах типа ПМЛ-1100. Это самое распространенное решение, но с точки зрения наших целей оно имеет ряд недостатков. Первое — это большие габариты устройства на электромагнитных контакторах, и второе — это необходимость тянуть к пульту управления (кнопочному пульту) силовые провода большого сечения, по которым течет сравнительно большой ток и присутствует опасное высокое сетевое напряжение 220 вольт. Ниже на картинке — фото одного из таких устройств:

Видим что такое устройство по размерам сопоставимо с размерами самого электродвигателя.

Я решил разработать небольшое по габаритам устройство с цифровым управлением на недорогом 8-пиновом микроконтроллере PIC12F629.

Применение микроконтроллера позволило реализовать управление двигателем всего двумя кнопками (вместо обычных трех кнопок в реверсе на пускателях). При этом оператору не нужно думать об остановке двигателя перед сменой направления вращения — об этом заботится программа, «зашитая» в микроконтроллер.

На фотографии — мой пульт управления двигателем. С блоком контроллера пульт соединяется мягким качественным кабелем длиной 6 метров (При необходимости длину кабеля можно увеличить). Применен микрофонный кабель с двумя жилами и экраном. Кабель имеет диаметр 6 мм (по изоляции) Такой кабель применяется ы звукотехнике для подключения микрофонов. В принципе можно использовать любой трехжильный провод. Я применил микрофонный, так как он качественный, стойкий к изгибам и обрывам, так как рассчитан на использование в «экстремальных» условиях живых концертов.

Микрофонный кабель (один из вариантов)

Пульт управления имеет две кнопки. Зеленая кнопка — вращение вперед, красная кнопка — реверс, то есть вращение в обратную сторону (следует учесть, что направления вращения — условные).

Если двигатель остановлен, то нажатие на любую из кнопок запускает двигатель в соответствующем направлении. Если во время вращения мотора нажать на любую из кнопок, то происходит выключение двигателя.

На корпусе пульта управления есть кольцо, предназначенное для того, чтобы пульт можно было повесить на стену или на шею оператора (желание заказчика). Двигатель используется с редуктором, в станке для гибки труб.

Корпуса пульта управления и самого контроллера разработаны в программе 3D моделирование SolidWorks и напечатаны на 3D принтере.

Корпус кнопочного пульта (слева) и контроллера (справа), распечатанные на 3D принтере.

Контроллер управления, закреплённый на пластиковой крышке распределительной коробки двигателя 6АЕ80.

Изменение направления вращения однофазного асинхронного двигателя

Существует несколько разновидностей асинхронных однофазных электродвигателей. В этой статье идет речь о двигателях с конденсаторным пуском. такой электродвигатель имеет две обмотки — рабочую (Р.О.) и пусковую (П.О.). рабочая обмотка включается в сеть 220 вольт напрямую, а пусковая — через специальн6ый пусковой конденсатор. Конденсатор позволяет создать сдвиг фаз переменного тока в пусковой обмотке относительно тока в рабочей обмотке.

На этой схеме (и в распределительной колодке нашего двигателя 6АЕ80) начало и конец рабочей обмотки обозначены как U1 и U2, а начало и конец пусковой обмотки — Z1 и Z2. Для того, чтобы изменить направление вращения достаточно поменять местами начало и конец любой из обмоток. Обычно используется реверс по рабочей обмотке, однако совершенно все равно, начало и конец какой обмотки менять между собой. Мы будем менять между собой выводы рабочей обмотки, то есть U1 и U2. Итак, схема для реверсивного включения будет выглядеть следующим образом:

Читать еще:  Ваз 2199 неисправности двигателя

Следует иметь в виду, что изменение направления вращения такого двигателя возможно только в момент его старта. При этом якорь двигателя должен быть неподвижен. Если переключить обмотку и подать питание на мотор, не дождавшись остановки вращения его якоря, то двигатель запустится в том же направлении, в котором он вращался до этого, не зависимо от включения обмотки.

Принципиальная схема контроллера управления двигателем

Печатная плата разведена в программе DipTrace, поэтому принципиальная схема нарисована также в схемном редакторе DipTrace. Для того, чтобы увеличить схему, кликните на ней мышкой:

В данной схеме всем рулит микроконтроллер PIC12F629. Это небольшая микросхема в 8-выводном корпусе. Микроконтроллер настроен для работы от внутреннего (встроенного) генератора частотой 4 МГц, поэтому дополнительный кварцевый резонатор здесь не нужен. Для управления двигателем используются два порта микроконтроллера. Порт GP4 (вывод 3) управляет электромагнитным реле (К1) включения и выключения питания двигателя. Направление вращения переключает реле (К2), управляемое портом GP5 (вывод 2) микроконтроллера. Микроконтроллер управляет обмотками реле через ключи на сравнительно мощных транзисторах Q1 и Q2. Эти транзисторы необходимы, так как выходной порт микроконтроллера не может обеспечить ток, достаточный для включения электромагнитного реле. Катушки электромагнитных реле включены в коллекторные цепи транзисторов Q1 и Q2. Диоды, вколоченные параллельно катушкам реле катодом к плюсу питания и анодом к коллектору транзистора, защищают переходы транзисторов от индукционных бросков напряжения, возникающего в обмотках в момент срабатывания реле.

Для отслеживания нажатий на кнопки управления задействованы порты микроконтроллера GP0 и GP1 (выводы 7 и 6). Эти выводы настроены как входы и подтянуты к источнику питания +5В через резисторы R5 и R6 сопротивлением 1 кОм. Сами кнопки на схеме не показаны, так как схема рисовалась для разводки печатной платы, а кнопок на печатной плате нет, они устанавливаются в пульт ДУ. Кнопки подключаются к контактам платы BTN_FWD (кнопка ВПЕРЕД), BTN_REV (кнопка НАЗАД) и к контакту GND (земля):

Схема пульта дистанционного управления

На корпусе контроллера установлены три светодиода, которых нет на схеме и печатной плате. Дело в том, что установить светодиоды я решил уже когда собрал контроллер. первый, синий светодиод светится когда включено питание (+5В) контроллера. Второй светодиод, красный, светится когда срабатывает реле, коммутирующее направление вращения (K2). Третий светодиод, зеленый, светится когда двигатель включен, то есть на него подано питание 220В.

Если вы хотите установить светодиоды, схема их включения показана ниже. Также, при желании вы сможете модифицировать печатную плату контроллера, все файлы вы найдете в конце этой статьи. Мне дорабатывать плату было лень и я просто допаял три резистора навесным монтажом а сами светодиоды закрепил в отверстиях на корпусе контроллера при помощи небольшого количества цианоакрилата (суперклей).

Схема подключения светодиодов

Питание контроллера

В качестве источника питания этого контроллера я использовал обычный импульсный адаптер для смартфона с выходным напряжением 5 В. Для работы контроллера достаточно, чтобы адаптер обеспечивал выходной ток в районе 500 — 600 мА. Мой адаптер оказался рассчитанным на 2 А. Единственная доработка адаптера — это замена micro USB разъема на обычный штекер питания, вот такой (папа):

такой разъем более надежен и практичен чем micro USB. На корпусе контроллера я установил ответную часть — гнездо «мама»

Можно купить готовый адаптер на 5 В с таким штекером. У нас в магазинах радиотоваров такой адаптер на максимальный ток 2 А стоит примерно 200..250 рублей.

Если у вас в хозяйстве есть небольшой сетевой трансформатор с напряжением на вторичной обмотке в районе 9 — 14В, вы можете собрать блок питания по классической схеме:

Но я думаю, что покупной импульсный адаптер — более дешевый и главное «быстрый» вариант. Можно также такой адаптер заказать в Китае, на Алиэкспресс:

Печатная плата

Печатная плата разведена в программе DipTracе. Бесплатную версию программы на 400 пинов вы можете скачать на официальном сайте. Ее функционала вполне достаточно для такой платы.

Ниже во фрейме вы видите трехмерное изображение печатной платы. Нажав на кнопку «плэй» в центре изображения, вы сможете «покрутить» плату в виртуальном 3D пространстве и подробно её рассмотреть:

Большие контактные площадки над двумя оранжевыми реле — это высоковольтная часть платы. В центре этих круглых пинов я просверлил отверстия диаметром 3 мм, и с помощью крепежа на M3 (винт — гайка — шайба — шайба — гайка) закрепил провода от электродвигателя и от сети 220 вольт. Можно конечно просто эти провода припаять, если вам лень возиться с крепежом. При соединении высоковольтной части платы нужно соблюдать аккуратность и внимательность, чтобы не допустить замыкания по высоковольтным цепям.

Печатная плата — односторонняя. На ней есть три перемычки. Одна перемычка находится на низковольтной части платы (справа от резисторов R4 и R2). Она выполнена отрезком монтажного провода. Две другие перемычки находятся в высоковольтной части платы. Для их создания необходимо кусками изолированного провода сечением не менее 1 мм соединить точки на плате: A1 с A2 (первая перемычка) и B1 с В2. Будьте внимательны, в этих точках действует напряжение сети и через эти провода течет ток электродвигателя. Поэтому не используйте здесь тонкий провод

Подключение электродвигателя к плате

Подключение электродвигателя несложно, но повторяю, здесь нужно быть очень внимательным и проверять всё несколько раз, так как ошибка может вызвать замыкание и «бабах. », так как вы работаете с напряжением сети 220В.

Для успешного подключения электродвигателя из его корпуса в распределительную коробку должны быть выведены все 4 провода, то есть начало-конец рабочей обмотки и начало-конец стартовой обмотки. В некоторых двигателях общая точка соединения обмоток двигателей находится внутри корпуса и выведен просто один общий провод. такой двигатель подключить с реверсом не получится. У нашего двигателя 6АЕ80 все 4 конца выведены из корпуса а монтаж изначально сделан на трех-контактной монтажной колодке внутри распределительного отсека.

Синий и коричневый провода ведут к пусковому конденсатору. Оставим их как есть.

первое что нужно сделать, это отсоединить от схемы провода рабочей обмотки. В данном моторе они промаркированы U1 и U2. Их нужно отсоединить, удлинить дополнительными кусками провода (сечением 1.5 — 2 мм) и вывести наружу через «штуццер», пометив как U1 и U2. еще два куска такого же провода соединяем к колодке на место, куда были прикручены концы рабочей обмотки ( на фото это — левый и средний винты контактной колодки) и выводим тоже наружу, помечая как KU1 и KU2 (Колодка-U1 и Колодка-U2). Эти 4 провода соединяем с одноименными контактами на высоковольтной части печатной платы (за реле).

Схема подключения мотора к плате контроллера

Толстыми линиями показаны провода, которые нужно добавить. Тонкие линии — то что внутри мотора.

Читать еще:  Что перебирают в двигателе ваз 21083

Сеть 220 вольт подключаем к контактам 220-1 и 220-2 на плате контроллера.

U3 — микроконтроллер PIC12F629
Q1, Q2 — транзисторы BD139
K1, K2 — электромагнитное реле типа RT424005 с обмоткой на 5 вольт и коммутируемым током 8 A.

D1, D2 — диоды 1N4001
Все резисторы мощностью 0.125 — 0.25 Вт с номиналами, указанными на схеме.
Конденсатор C1 — керамический на 0.1 мкФ
Конденсатор С2 — электролитический на 47 мкФ 16В
две нормально разомкнутые кнопки для пульта (я купил подходящие в радиомагазине по 15 рублей)

Внимание! Для управления двигателями большей мощности потребуются реле, способные коммутировать больший ток. Такие реле могут быть больших габаритов и из придется монтировать отдельно.

Программа для микроконтроллера

Прошивка для микроконтроллера PIC12F629 написана на языке Си в среде MikroC Pro For Pic. Для прошивки микроконтроллера вам потребуется любой из программаторов, способных прошивать микроконтроллеры PIC.

в архиве:
Программа (прошивка) для микроконтроллера с исходными кодами
Сама прошивка — это файл Revers_12F629.hex
также в архиве найдете проект для симуляции в Proteus. Это файл Reves12F6298.pdsprj
Проект печатной платы в формате DipTrace и 3D модели для печати корпусов контроллера и кнопочного пульта

Серия видео об изготовлении этого устройства:


Схема реверса трехфазного двигателя

Трехфазные электродвигатели широко используются на многих объектах. В силу специфических условий эксплуатации, довольно часто возникает необходимость изменения направления вращения вала того или иного агрегата. Для этих целей лучше всего подходит стандартная схема реверса трехфазного двигателя, применяемая для открытия и закрытия гаражных ворот, обеспечения работы лифтов, погрузчиков, кран-балок и другого оборудования.

  1. Общая схема реверса электродвигателей
  2. Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста
  3. Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Общая схема реверса электродвигателей

В промышленности и сельском хозяйстве нашли широкое применение различные типы трехфазных асинхронных электродвигателей. Они устанавливаются в электроприводах оборудования, служат составной частью автоматических устройств. Трехфазные агрегаты завоевали популярность, благодаря высокой надежности, простому обслуживанию и ремонту, возможности работы напрямую от сети переменного тока.

Специфика работы устройств, работающих с электродвигателями, предполагает необходимость изменения направления вращения вала, называемого реверсом. Для таких ситуаций разработаны специальные схемы, в состав которых включены дополнительные электрические приборы. Прежде всего, это вводный автомат, имеющий соответствующие параметры, контакторы (2 шт.), тепловое реле и элементы управления в виде трех кнопок, объединенных в общий кнопочный пост.

Для того чтобы вал начал вращаться в противоположную сторону, необходимо изменить расположение фаз подаваемого напряжения. Необходим постоянный контроль над значением напряжения, поступающего на электродвигатель и катушки контакторов. Непосредственное выполнение реверса в трехфазном двигателе осуществляется контакторами (КМ) № 1 и № 2. При срабатывании контактора № 1, фазы поступающего напряжения будут располагаться иначе, нежели при срабатывании контактора № 2.

Для управления катушками обоих контакторов предусмотрены три кнопки – ВПЕРЕД, НАЗАД и СТОП. Они обеспечивают питание катушек в зависимости от расположения фаз. Порядок включения контакторов влияет на замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала двигателя в каждом случае происходит строго в определенную сторону. Кнопку НАЗАД необходимо только нажать, но не удерживать, так как она сама оказывается в нужном положении под действием самоподхвата.

На всех трех кнопках установлена блокировка, предотвращающая их одновременное включение. Несоблюдение этого условия может привести к возникновению в электрической цепи короткого замыкания и выходу из строя оборудования. Для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный в соответствующем контакторе.

Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста

В каждой системе, обеспечивающей реверс трехфазного электродвигателя, имеются специфические кнопочные контакты, объединенные в общий кнопочный пост. Работа этой системы тесно связана с функционированием остальных элементов схемы.

Всем известно, что включение контактора магнитного пускателя осуществляется с помощью управляющего импульса, поступающего после нажатия на пусковую кнопку. Данная кнопка в первую очередь обеспечивает подачу напряжения на катушку управления.

Включенное состояние контактора удерживается и сохраняется, благодаря принципу самоподхвата. Он заключается в параллельном подключении (шунтировании) к пусковой кнопке вспомогательного контакта, обеспечивающего подачу напряжения на катушку. В связи с этим уже нет необходимости удерживать кнопку ПУСК в нажатом состоянии. Таким образом, магнитный пускатель может отключиться только после разрыва цепи катушки управления, поэтому в схеме необходима кнопка с размыкающим контактом. В связи этим, кнопки управления, объединенные в кнопочный пост, оборудуются двумя парами контактов – нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).

Все кнопки выполнены в универсальном варианте для того, чтобы обеспечить моментальный реверс двигателя, если в этом возникнет срочная необходимость. Отключающая кнопка, в соответствии с общепринятыми нормами, имеет название СТОП и маркируется красным цветом. Кнопка включения известна как стартовая или пусковая, поэтому она именуется по-разному с помощью слов ПУСК, ВПЕРЕД или НАЗАД.

В некоторых случаях кнопочный пост может использоваться в нереверсивной схеме работы электродвигателя, когда его вал вращается лишь в одном направлении. Запуск производится кнопкой пуск, а остановка произойдет через определенный промежуток времени после нажатия кнопки СТОП, когда вал преодолеет инерцию. Подключение такой схемы может быть выполнено в двух вариантах, с помощью катушек управления на 220 и 380 вольт.

Во всех случаях перед подключением кнопочного поста составляется схема его монтажа. В первую очередь выполняется подключение контактора, при отсутствии напряжения на входном кабеле. Для непосредственного управления напряжение может сниматься с любой фазы, какая будет наиболее удобна для использования. Проводник, соединяемый с кнопкой СТОП, подключается совместно с проводом фазы к соответствующей клемме контактора. Во избежание путаницы, нормально разомкнутые контакты маркируются цифрами 1 и 2, а нормально замкнутые – цифрами 3 и 4.

По завершении монтажа в кнопочном посте устанавливается перемычка, затем подключается провод, соединяющий клемму 1 кнопки ПУСК и вывод катушки управления контактора.

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Довольно часто трехфазные электродвигатели используются в бытовых условиях и включаются в однофазную сеть. Для таких случаев предусмотрена реверсивная схема подключения электродвигателя в однофазной сети. Принцип действия такой схемы очень простой: для выполнения реверса используются конденсаторы, питание которых переключается между полюсами питающего напряжения. Управление схемой осуществляется кнопкой.

Поскольку питающее напряжение составляет 220 В, соединение обмоток двигателя будет выполнено звездой, а на клеммник подведено три вывода. На кнопке управления между клеммами устанавливается перемычка, после чего к одной из них подключается вывод конденсатора. Второй вывод конденсатора подключается к обмотке электродвигателя, не соединенной с сетью.

Затем переключатель соединяется с двигателем, затем подводится питающее напряжение. Готовую систему нужно включить и проверить работу реверса.

Реверс электродвигателя – схема

Схема реверса электродвигателя с магнитным пускателем

Схема реверсивного пуска двигателя

Подключение трехфазного двигателя к трехфазной сети

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети

Как подключить трехфазный двигатель к сети 220 вольт

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector