Электрическая схема двигателя пылесоса

Ремонт пылесоса своими руками: пошаговый мастер-класс

Во все времена для поддержки чистоты люди использовали разные приспособления и инструменты. С появлением электричества стали доступны эффективные и удобные в использовании помощники в этом деле. Одними из них являются пылесосы. Они бывают, как бытовые, так и производственные.

Пылесосы разделяются по принципу работы и назначению. Так, существуют моющие пылесосы, которые помимо уборки пыли могут делать влажную уборку. К ним есть множество насадок, применение которых расширяет возможности пылесоса.

По конструкции пылесосы могут быть с пылесборочным мешком, с аквафильтром и системой циклон, — когда мусор спрессовывается в брикеты.

На примере можно посмотреть, как работает простой пылесос с мешком для сбора пыли. Главным элементом в его конструкции является электродвигатель коллекторного типа с насаженной на его ось крыльчаткой. Когда крыльчатка начинает свое вращение, она создает поток воздуха, который движется от рабочего шланга через мешок и выходит наружу в помещение.

Проходя через тканевый мешок, пыль задерживается, а уже относительно чистый воздух, проходя через поролоновый фильтр, выходит через решетку пылесоса. Хотя этот способ сбора пыли не самый эффективный, но он считается очень простым. Поэтому пылесосы с таким фильтром очистки недороги и очень популярны. Их главным недостатком является то, что вытряхивание пыли из мешка занимает много времени и требует выхода на улицу. Тем не менее, для многих это не очень большая проблема.

Поэтому в статье будет уделено внимание такому типу пылесоса и возможным причинам его поломки.

За пример взят ремонт пылесоса MACH4 немецкого производителя. По конструкции и принципу действия он мало чем отличается от аппаратов других фирм. Поэтому данное руководство по диагностике и ремонту применимо ко многим пылесосам такого исполнения.

Итак, посмотрим симптомы поломки.

Пылесос перестал работать без каких либо причин. Ни перепадов напряжения, ни падений, ни дыма и треска, ничего такого не происходило.

Просто в один из дней, при включении его в сеть он не подал никаких признаков жизни.

Манипуляции кнопками управления никаких результатов не дали.

Рис. 3. Пылесос не включается

Напряжение в розетке присутствовало. Стало понятно, что разборки пылесоса не избежать.

Сначала нужно определить, где находятся винты крепления верхней крышки корпуса.

В этом пылесосе винты скрыты под панелью пылесборника. Чтобы снять эту панель, необходимо приподнять защелку и отодвинуть ее вперед (рисунок 4 и 5).

Рис. 4. Приподнимаем защелку Рис. 5. Отодвигаем защелку

При этом крышка выходит из зацепления и снимается. Под ней находятся два винта (рисунок 6), которые нужно открутить. Для этого подойдет крестовая отвертка.

Рис. 6. Два винта под крышкой

Открутив винты, снимаем крышку.

Рис. 7. Снимаем крышку пылесоса

Сняв ее можно увидеть основные узлы пылесоса (см. рисунок 8). Среди них: электродвигатель, регулятор мощности, плата разъемов, кнопки управления и катушка сетевого шнура.

Рис. 8. Основные узлы пылесоса

На фото 9 — схема разъемов. Выбираем разъем, от которого провода идут на сетевую катушку (рисунок 10).

Рис. 9. Схема разъемов Рис. 10. Провода идут на сетевую катушку

Нужно его снять, чтобы проверить шнур на целостность. Таким образом, можно узнать, приходит ли напряжение сети на пылесос.

Так как шнур часто подвергается механическим воздействиям (скручивание и растяжение) он очень уязвим и часто, одна из его жил обрывается под наружной изоляцией.

Для проверки цепи можно использовать любой прибор, способный это сделать. Например, омметр, мультиметр или указатель напряжения.

Соединяем один конец прибора с одним из выводов на разъеме, а второй со штырем на вилке (рисунок 11).

Рис. 11. Проверка цепи

Если цепь прибор не показал, перебрасываем щуп прибора на другой провод на разъеме. Если в одном из положений цепь присутствует, значит, один провод в кабеле цел и это хорошо.

Теперь проверяем второй провод. Перебрасываем щуп прибора на другой штырь на вилке питания.

Другой конец прибора, так же, как и в первом случае, попеременно соединяем с выводами на разъеме.

Прибор ни на одном из выводов не показал цепь, а это значит, что произошел обрыв данного провода в шнуре. Отсюда отсутствие напряжения на пылесосе и отказ его работы.

Теперь, когда известна причина поломки, нужно найти, где обрыв и устранить его.

Для этого необходимо снять катушку и разобрать ее.

Рис. 12. Проверка цепи. Прибор цепь не показал

Этому могут помешать провода, проходящие поверх катушки. Поэтому, отключаем разъем с этими проводами.

Рис. 13. Отключаем разъем с проводами

Теперь, когда ничего не мешает, снимаем барабан, приподняв его вверх (рисунок 14).

Рис. 14. Снимаем барабан

Когда он будет извлечен, кладем его на бок и откручиваем винты в центре, и по краю.

Рис. 15. Откручиваем винты на барабане

После чего, снимаем защитную крышку катушки. С обратной стороны этой крышки расположены два кольцевых неподвижных контакта.

Когда катушка разматывается, подвижные контакты скользят по кольцевым, таким образом напряжение сети попадает дальше в узлы пылесоса.

При осмотре было обнаружено, что один из проводов «выскочил» из зажима на токосъемнике (рисунок 16).

Это могло произойти из-за тряски и натяжения провода при вращении барабана.

Рис. 16. Выскочил один из проводов

Теперь можно проверить, что шнур действительно цел.

Так же, как уже было сказано выше, поочередно соединяем штыри на вилке, с проводами на окончании шнура. При целом кабеле прибор должен показать цепь на двух проводах.

На фото 17 видно, что так и происходит. Это еще раз подтверждает, что проблема является в послаблении зажима и отсоединении от него провода.

Рис. 17. Проверка шнура

Чтобы такого больше не произошло, удлиняем кабель, добавлением к нему небольшого куска медного провода.

Это предотвратит натяжку и даст возможность не просто завести и зажать жилу, но и сделать из нее петлю. Такое соединение обеспечит хороший контакт и предотвратит повторное выскальзывание.

Рис. 18. Удлиняем провод

Дополнительный провод соединяем с основным посредству скрутки (рисунок 19). При желании скрутку можно пропаять.

Это даст более надежный контакт, но это необязательно. Главное, чтобы оба проводника в месте скрутки, были хорошо зачищены и зажаты с помощью плоскогубцев.

Рис. 19. Дополнительный провод соединяем с основным

Далее, изолируем провод ПВХ лентой.

Рис. 20. Изолируем провод ПВХ лентой

В петлю на конце провода вставляем предварительно открученный винт с зажима. После чего вставляем его в резьбу контакта и затягиваем (рисунки 21 и 22).

Рис. 21. Петля на конце провода Рис. 22. Так получилось в итоге

Теперь, когда провода на своем месте, для хорошего контакта, зачищаем наждачной бумагой неподвижные кольцевые контакты.

Рис. 23. Зачищаем наждачной бумагой

Можно потереть и токосъемники, но в этом пылесосе они достаточно чистые.

После зачистки, контакты необходимо вытереть ватой, смоченной в спирте или одеколоне. Такое действие уберет металлическую стружку, которая может привести к замыканию между двумя контактами.

Далее, устанавливаем крышку барабана на место и закрепляем ее винтами (рис. 24).

Рис. 24. Устанавливаем крышку барабана обратно

Следующий этап — установка барабана в пылесос.

Для этого продеваем шнур с вилкой в выходное отверстие, и вставляем барабан до отказа (рисунок 25).

Рис. 25. Вставляем барабан до отказа

Устанавливаем разъемы на плату, согласно схемы (рисунок 26).

Рис. 26. Устанавливаем разъемы на плату

Перед тем, как надеть защитный кожух, совмещаем шток на ручке регулятора мощности с прорезью на резисторе.

Рис. 27. Совмещаем шток на ручке регулятора

Теперь аккуратно надеваем крышку, соединяя все пазы. Зажимаем ее винтами и устанавливаем панель пылеприемника.

Рис. 28. Зажимаем крышку винтами

Проверяем, как работает механизм барабана, скручивает ли он шнур до конца.

Также, включив пылесос в сеть, тестируем кнопку питания и регулятор мощности.

Рис. 29. Проверка работы пылесоса

Если все работает, то можно считать, что ремонт прошел успешно!

Напоследок, несколько рекомендаций:

  1. Во-первых, раскручивая шнур, нужно держать кнопку тормоза барабана нажатой.
  2. Во-вторых, не увеличивать длину кабеля, дальше ограничительной метки на нем.
  3. В-третьих, не ставить пылесос вертикально при раскрученном шнуре.

Эти простые рекомендации продлят надолго «жизнь» пылесоса.

Ремонт двигателя пылесоса

Типов и моделей пылесосов много, разбираются они по-разному. Но только малая часть их имеет в комплекте инверторный бесщеточный двигатель. Но и срок гарантии на этот двигатель 10 лет, и вряд ли кому то придет в голову его ремонтировать. Все другие моторы коллекторные, асинхронного типа изготовлены по классической схеме, с вариантами крепления вентилятора на оси.

Читать еще:  Шумовые характеристики двигателей аир

Разборка и ремонт пылесоса

Если определено, потеря мощности, нагревание, и другие проблемы пылесоса связаны с энергетическим узлом, нужно вскрывать корпус. Признаком того, что все болты и защелки сняты будет легкое отделение нижней части корпуса от верхней. Открывается свободный доступ к электрической схеме управления. В этот момент можно заменить пусковую кнопку, прозвонить схему с помощью мультиметра, найти обрыв в цепи, почистить контакты, протестировать работу регулятора мощности. Здесь снимают электрические разъемы, соединяющие сеть с корпусом мотора.

Двигатель пылесоса закрыт перегородкой, может быть прикручен к станине. Для ремонта необходимо снять ее, убрать прессованную пыль на конструкциях, на мягком текстильном кожухе, прикрывающем корпус.

Разборка начинается со снятия соединений проводов с электрических зажимов. Здесь же проверяют исправность плавкого предохранителя, установленного в корпусе мотора. Дальнейший демонтаж заключается в аккуратном снятии кожуха вентилятора и скручивании гайки крепления крыльчатки к валу. Убираются также угольные щетки, соединенные с электрической подводкой на 220 В.

Устранение неисправностей

Во время разборки и подготовки к ремонту электродвигателя пылесоса устанавливаются неисправности:

  • Плавкого предохранителя.
  • Находится обрыв провода от кремы до соединения с угольной щеткой.
  • Проверяется состояние самих графитовых щеток и устанавливается необходимость их замены.
  • Оценивается состояние вентилятора тангенциального типа – алюминиевой лопасти между двумя плоскостями.
  • Проверяется целостность подшипников вентилятора.
  • Крышка-коллектор должен быть чистым, сиять медным блеском.
  • Обмотки двигателя не должны иметь следов порыва пряди, шелушения изоляции, короткого замыкания.

Случилось, в вентилятор попал шарик от разбитой обоймы подшипник, занесло туда канцелярскую скрепку, крыльчатка пылесоса помята и побита. Ремонт невозможен, придется покупать новый компрессор. Выполнить своими силами восстановление вентилятора и центровку считается невозможным.

Вал мотора закреплен на статоре двумя подшипниками разного размера. Передний – больше, задний меньше для облегчения разборки. Если вал люфтит, разрушена обойма одного из подшипников. Выполняя ремонт электродвигателя пылесоса своими руками, менять нужно оба, выбивая вал из статора и пользуясь резьбовым или гидравлическим съемником. Применять нагрев не рекомендуется – меняется структура металла, вал теряет жесткость. Ревизируя состояние, подшипники смазывают, литолом или HADO, снова устанавливают пыльники в прежнем положении. После монтажа нового подшипника, следует проверить и убедиться, что вращение его на оси легкое, бесшумное.

Прозвонив обмотки мультиметром, находят обрыв плети в катушке, прожог коллектора, межвитковое замыкание. Любые межвитковые неисправности требуют ремонт, сопоставимый по цене с новым двигателем. Обмотки восстанавливают в специальных мастерских. В этом случае ремонт двигателя пылесоса своими руками невозможен.

Во время ремонта пылесоса своими руками тщательно протирается поверхность коллектора, но без использования абразивных материалов. Очищаются от пыли все зазоры, крыльчатка. Зачастую именно ее разбалансировка от налипшей пыли приводит к другой аварии, связанной с заменой подшипников. Но если вылетевшие шарики еще не натворили беды, вентилятор можно почистить и попытаться отцентровать.

Замена угольных щеток своими руками – операция простая. Необходимо соблюдать ту же полярность при установке новых компонентов. Если перепутать полюса, можно создать выдув пыли.

Специалисты советуют, все, что касается ремонта двигателя и управления пылесосом доверить специалистам СЦ. Аппаратура становится с каждым годом сложнее, есть особенности, не описанные в руководстве. Не имея навыка, своими руками можно только усугубить проблему.

Видео

Предлагаем посмотреть, как правильно разобрать пылесос и найти неисправность.

Электрическая схема пылесоса

СХЕМА ПЫЛЕСОСА

Пылесос-одно из гениальнейших изобретений. Патент на изобретение был получен в 1860 году. Он зарегистрирован на имя Дэниеля Хесса, но в действительности пылесос был создан гораздо ранее. Современные пылесосы давно укрепили свое место в нашей повседневной жизни. Они, как и другие бытовые устройства, призваны облегчить нашу жизнь. Пылесос — по своей конструкции напоминает обычный водяной насос, только качает не воду, а воздух.

Для получения движения, нужен двигатель. В пылесосе имеется встроенный высокооборотный двигатель. Число оборотов в минуту достигает до 15000! (обычно 10-12 тысяч оборотов за минуту). Мощность двигателей может доходить до 3-х киловатт. Обычно средняя мощность двигателя пылесоса должна быть порядка 2000 — 2500 ватт. Именно от мощности двигателя и числа оборотов в минуту зависит мощность и эффективность пылесоса в целом. Регулировка режимов работы двигателя осуществляется переключателем режимов или мощным регулятором напряжения.

Пылесос имеет также встроенный фильтр, в котором накапливается вся грязь, после уборки помещения. Подробнее смотрите на структурной эл. схеме.

Для надежной работы двигателя, также имеется помехоподавляющяя система, в роли которой играют дроссели по питанию. Они предназначены для сглаживания высокочастотных сетевых помех и шумов. Затем напряжение поступает на конденсатор, который сглаживает всплески напряжения и только потом напряжение поступает на двигатель. Конденсатор также осуществляет плавный пуск двигателя пылесоса. Схемы простых подключений двигателя показаны на рисунке:

Почти любой современный пылесос должен иметь специальный резервуар, в котором помещается сетевой кабель пылесоса, длина этого кабеля как право 3-5 метров.

Более дорогие современные пылесосы могут иметь электронную систему управления, сенсорный регулятор мощности и переключатель режимов работы двигателя. Пылесос также должен быть снабжен небольшими колесиками, для удобной эксплуатации, движения. На схеме показанны: 1 — мешок для пыли, 2 — фильтр входной, 3 — фильтр выходной.

Советы по самостоятельному ремонту пылесоса. Если пылесос не работает, нужно вначале проверить штепсельную розетку. Проверить соединительный шнур и штепсельную вилку. Место обрыва соединить и тщательно заизолировать. Проверить выключатель пылесоса. При необходимости разобрать пылесос и осмотреть выключатель. Зачистить и подогнуть контакты или установить новый выключатель. Осмотреть внимательно контактные соединения электрической схемы, особенно места паек и наличие контактов в местах соединения проводов. Проверить угольные щетки и коллектор двигателя. При необходимости — заменить щетки. Вынуть угольные щетки, растянуть их пружины и установить на старое место. Вынуть угольные щетки, намотать на стержень ватку смоченную в спирте или одеколоне и почистить внутренюю поверхность щеткодержателей. После этого установить щетки на место. Если длина угольных щеток менее 3 мм их следует заменить. Почистить коллектор двигателя тряпкой, смоченной в спирте или одеколоне. Удалить угольную пыль между пластинами коллектора

Эволюция систем управления пылесосов LG (часть 1)

Почти все окружающие нас устройства оснащены электронной „начинкой», позволяющей не только улучшить удобство пользования ими, но и повысить степень безопасности. Не являются исключением в данном вопросе и пылесосы. В этой статье приведен своеобразный мини-обзор электронных систем управления на примере пылесосов LG по принципу: „от простого к сложному». Некоторые модели, приведенные в обзоре, могут отсутствовать на российском рынке, но это неважно, так как главное в данном случае — отразить особенности схемотехники в процессе эволюции систем управления пылесосов.

Модели V-C2940NB/ND, V-C3043ND, V-C3031NB

Эти модели пылесосов являются бюджетными и к тому же не имеют никакой системы управления (см. рис. 1) — сетевое напряжение поступает через выключатель непосредственно на контакты коллекторного мотора переменного тока. Термостат отключает питание мотора, если температура на его корпусе превысит заданное критическое значение.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема пылесосов V-C2940NB/ND, V-C3043ND, V-C3031NB

Модели V-C2940RB/RD/RT, V-C3032RB, V-C3044RD

По сравнению с предыдущим случаем в рассматриваемых моделях пылесосов имеется регулятор мощности мотора, выполненный по простейшей схеме на основе симметричного динистора DIAC и симистора TRIAC (см. рис. 2)

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема пылесосов V-C2940RB/RD/RT, V-C3032RB, V-C3044RD

Регулятор выполнен по схеме с фазово-импульсным регулированием. При этом способе используется зависимость между моментом (фазой) открытия регулирующего элемента относительно начала полупериода питающего напряжения и потребляемой устройством мощностью.

При каждой полуволне сетевого напряжения конденсатор С3 заряжается током, протекающим через резисторы R1, VR1, R4. Когда напряжение на С3 достигает порогового значения открытия динистора (напряжение зависит от типа динистора, обычно оно составляет 32В), открываются динистор, симистор, а конденсатор С3 быстро разряжается по цепи R2 DIAC TRIAC. После прохождения полуволны через ноль симистор закрывается. Аналогичным образом выполняется процесс на отрицательной полуволне и далее все повторяется по циклу.

Значение мощности в нагрузке (мотора пылесоса) зависит от того, как долго симистор будет включен в течение каждой полуволны сетевого напряжения. Момент включения симистора определяется пороговым напряжением динистора и постоянной времени, определяемой формулой:

Из формулы следует, что чем больше сопротивление переменного резистора VR1, тем длительнее промежуток времени, в течение которого симистор находится в закрытом состоянии, тем меньше энергии передается в нагрузку.

Полностью статью можно прочитать в бумажной версии журнала

Читать еще:  Чтобы двигатель зимой хорошо заводился

Устройство пылесоса

Внутри пылесоса преимущественно исключительно двигатель (снаружи — кнопка включения). Коллекторный мотор, нацеленный на долгую непрерывную эксплуатацию. Если миксеры часто ломаются от перегрева, сгорают, о пылесосах подобное слышишь гораздо реже. Но и здесь нужно смазывать подшипники, а щетки порой приходится менять. Имеем в виду не щетки, очищающие ковер, а питаемые обмотки двигателя пылесоса. Сделанные контакты из графита потихоньку стираются, и, прижимаясь пружинами, двигаются дальше до полного износа. Рассмотрим устройство пылесоса из Кореи, это типичная циклонная модель, радующая дешевизной.

Циклонные пылесосы

Начнем с камеры. У дешевых циклонных пылесосов это цилиндр с двойными стенками, причем наружная прозрачна. Это позволит легко контролировать уровень пыли. Воздух входит из шланга в циклонный пылесос по центру со смещением и внутрь малого цилиндра. Образуется вихрь, идущий по кругу вверх. Под куполом стенка цилиндра разрывается, в результате пыль, под действием центробежной силы, выбрасывается во внешнюю емкость. В центре обоих цилиндров возвышается нечто, напоминающее круглый минарет, крыша усыпана дырочками. Через них поток устремляется к двигателю циклонного пылесоса, создающему вакуум.

Скорость вращения потока рассчитывается, чтобы мелкие частицы захватывались центробежной силой. К примеру, у пылесосов Dyson хепа-фильтр не меняют на протяжении эксплуатации. За прибор потребуется отдать 20000 рублей и выше, но прослужит он долго. Циклонная камера дополняется устройствами забора воздуха, снабженными резиновыми всасывающими трубками. Они с напора вибрируют, сбрасывая пыль назад в емкость. Диэлектрик наэлектризован за счет факта движения частиц, получается, что практически ничего не попадает на фильтр, защищающий двигатель. Если купленная модель далеко не новая, и не Dyson, она все равно даст отличные результаты.

Для сомневающихся, рекомендуем простой опыт:

  • В отсеке двигателя, под крышкой перепускной клапан. Это полый бочонок с пружиной и ходящей сердцевиной.
  • Пропускает воздух в единственном направлении и стоит, чтобы при засорении шланга либо блокировки щетки мотор не сгорел. Отжимается пружиной силой всасывания и созданным вакуумом, за счет чего воздух идет из корпуса через крыльчатку двигателя наружу. Бак останавливает вращение циклона и в процессе не участвует. Таким образом блокируются неприятные последствия аварийной ситуации.
  • Извлеките обратный клапан из днища, где тот обычно устанавливается. Протрите сухой, а потом и влажной тряпочкой для удаления скопившейся пыли. Попробуйте продуть силой легких. Это непростая задача.

Мощность всасывания велика (типично 350 Вт), это видно невооруженным глазом. Покупателей удивляет низкая цена агрегата (не актуально после введения санкций), но устройство вакуумного пылесоса предельно простое, нет сложных деталей, а на фильтрах возможно экономить. Что, видимо, и делает производитель. В результате, получаем изделие, работающее хорошо.

Обратите внимание, что выходит поток не по центру, а в сторону закручивания циклона. Это обеспечит максимально эффективную работу устройства.

Циклонная камера традиционно стоит вертикально, а фильтр располагается вслед за ней, защищая мотор от остатков пыли. В дешевых моделях часть грязи проходит барьер и устремляется к крыльчатке. На циклонном баке стоит грубая сетка, задерживающая крупные предметы. Samsung легко засосет пакет, и через мгновение полиэтилен остановлен преградой. Выключите прибор, выньте бак, вытащите застрявшие предметы, продолжайте уборку.

Вакуум создает типичный тангенциальный вентилятор, применяющийся в вытяжках и в прочих пылесосах. Двигатель заключается в единый корпус с конструкцией. Пыль входит с направления крыльчатки по центру, выбрасывается наружу силой вращения лопастей, и выходит по бокам через щели по направлению к финишному фильтру очистки. Ряд производителей так уверены в качестве выбрасываемого воздуха, что часть используется для обдува обмотки двигателя (для охлаждения). Смазка подшипников, видимо, не страдает. Понятно, что подобный шаг позволит резко увеличить эффективность охлаждения, что положительно влияет на работу устройства.

Двигатель циклонного пылесоса

Электрическая схема циклонного пылесоса проста. Простейший лишен регулировок скорости. Принцип действия пылесоса основан на вращении ротора коллекторного двигателя, оснащенного крыльчаткой типа «беличье колесо». Засор входного тракта контролируется перепускным односторонним клапаном, ставящимся отдельно, а прижимается к отсеку силой создаваемого вакуума. Не требуется крепежа дополнительно. Устройство стандартного пылесоса включает (на картинку не смотрите, там модель с пылесборником):

  1. Выключатель кнопочного типа, размыкающий и замыкающий цепь.
  2. Конденсатор на входе для фильтрации помех. Понятно, что пылесос не слишком боится скачков напряжения, но за счет искрения создает постоянные помехи домашним приборам, требующим спокойной обстановки. Для данных целей и стоит конденсатор, выполняющий роль грубого фильтра.
  3. Дальше стоит мотор с щетками и не видно варисторов. Обычно возле щеток стоит запаянный одним концом на корпус защитный элемент. В случае искры ток разряжается через двигатель. При переключении секций коллектора возникает паразитная противо-ЭДС. Подобные эффекты направленно используются в схемах на симисторах для регулирования скорости вращения. Скорость вращения двигателя меняется в зависимости от приложенной нагрузки (изменение проходного сечения щетки). Главное, чтобы пылесос продолжал работать.

На корпусе двигателя стоит термопредохранитель, нацеленный на случай повышения температуры. Технические характеристики пылесосов выполнены для бесперебойной работы. Полагаем, что внутри обмоток найдете нечто подобное.

Если двигатель не звонится (статор либо ротор в разрыве), не спешите приобретать новый мотор. Разберите корпус с крыльчаткой. Не забудьте, что резьба у гайки левая, при съеме лопасти. Корпус чаще крепится на жестяных гнутых соединениях, разгибающихся пассатижами. Процесс непростой, но выполнить операции реально. Необходимо смазывать подшипники, так как они чаще и бывают причиной перегрева, вовсе не обмотки.

Хотя процесс идет по нарастающей: чем больше сила трения и сопротивление движению вала, тем выше энергозатраты, что приводит к увеличению счетов за электроэнергию. Естественно, разница наличествует между работой смазанного пылесоса и сухого. Но и простейшее обслуживание не факт, что удастся провести. Устройство ручного пылесоса предусматривает множество препонов. Часть болтов тщательно скрыта от глаз. К примеру, у Samsung необходимо скрупулезно осмотреть корпус, отыскать круглые небольшие площадки. Часто закрывается приклеенной пластиковой крышкой. Если открепить защитный элемент, то найдется болт. В глубине скрыты пластиковые зубцы и прочие схожие элементы.

Колеса снимать не стоит. Не важно строение пылесоса: в этом месте ничего не таится. Обода держатся на зубцах, к примеру, надеваясь на пластиковые кольца корпуса. Снимаются колеса отверткой, не помешает фонарик. Зубцы открепляются по кругу, при этом необходимо удерживать защелки от возвращения на место. Так, вращая колесо, необходимо открепить все. Вероятно, изделие поцарапается, и мастера из сервиса заметят внешнее вмешательство (откажут в починке).

В заключение хотим сказать, что сегодня доступны на прилавках миллион разновидностей пылесосов, но циклонные самые доступные по соотношению цены и качества. Бак легко чистить, так как контейнер из пластика. Мешки, и аквафильтры требуют особого ухода, здесь аккуратный моющийся контейнер, а пыль не пристает ввиду гладкой поверхности. Принцип работы циклонного пылесоса единственный, наделенный оттенком научности. И это не удивительно, Дайсон позаимствовал идею из промышленных систем очистки воздуха. А параметры пылесосов циклонного типа просто превосходны (КПД). Применение коллекторного двигателя объясняет высокий уровень шума.

6.2. Ручные электропылесосы

Эти пылесосы выпускаются двух видов: электрощетки-пылесосы и ручные (переносные и штанговые) электропылесосы.

Электрощетка-пылесос «Ветерок-3» предназначен для чистки от пыли одежды, головных уборов, мягкой мебели и т. д. Корпус 6 (рис. 6.4, а) электрощетки-пылесоса разъемный, состоит из двух полукорпусов (верхнего и нижнего) и съемной волосяной щетки. Корпусные детали изготовлены из ударопрочного полистирола различных цветов.

Воздуховсасывающий агрегат состоит из электродвигателя и полиэтиленовой крыльчатки. Схема движения воздуха обеспечивает охлаждение электродвигателя. Электрическая схема электрощетки-пылесоса «Ветерок-3» (рис. 6.4, б) состоит из малогабаритного электродвигателя типа ЭДМ-3-3, высокочастотных дросселей L1 и L2 типа Д-06-16 и помехоподавляющего устройства, состоящего из конденсаторов C1, С2 и СЗ. Включение щетки-пылесоса производится ползунковым выключателем.

Рис. 6.4. Электрощетка-пылесос «Ветерок-3»:

а — конструкция: 1 — щетка; 2 — пылесборник; 3 — крыльчатка; 4 — электродвигатель; 5 — крышка; 6 — корпус; 7 — соединительный шнур; 8 — выключатель;

б — электрическая схема: М — электродвигатель; С1, С2 — конденсаторы емкостью по 4700 пФ; СЗ — конденсатор емкостью 0.25 мкФ; L1,12 — высокочастотные дроссели; S — выключатель

Электропылесосы «Шмель». Ручной прямоточный пылесос «Шмель-авто-2» предназначен для уборки салона, багажника и моторного отделения автомобиля, а также других работ, связанных с использованием разреженного воздуха.

Ручной прямоточный пылесос «Шмель-4» предназначен для уборки помещений, чистки одежды, ковровых изделий, мягкой мебели, а также для других работ. Конструкция пылесосов «Шмель-авто-2» и «Шмель-4» максимально унифицирована. Принцип сборки и разборки пылесосов, а также последовательность и характер выполняемых работ одинаковы.

Пылесос «Шмель-4» состоит из следующих основных частей: двух полукорпусов 7 и 21 (рис. 6.5, а), пылесборника 3, на котором закреплена щетка 1, воздуховсасывающего агрегата 15 и фильтра 5. Пылесос подключается к источнику питания посредством шнура 17. Агрегат установлен на резиновых амортизаторах (опорах) 11 и 20. Выключатель 12, установленный на ручке корпуса, служит для включения и выключения пылесоса. Замок 8 служит для присоединения пылесборника к корпусу. Клапан 4 предотвращает выпадение пыли из пылесборника.

Читать еще:  Двигатель zzr 250 характеристики

Электрическая схема пылесоса показана на рис. 6.5, б.

Рис. 6.5. Электропылесос «Шмель-4»:

а — устройство: 1 — щетка; 2 — крышка; 3 — пылесборник; 4 — клапан; 5 — фильтр; 6, 23 — шильдики; 7 — полукорпус правый; 8 — замок; 9 — пружина; 10, 25 — уплотнения; 11 — передняя опора; 12 — выключатель; 13, 19, 24 — винты; 14 — конденсатор; 15 — воздуховсасывающий агрегат; 16 — трубка; 17 — сетевой шнур; 18 — прижимная пластина; 20 — задняя опора; 21 — полукорпус левый;

б — электрическая схема: С1, С2 — конденсаторы емкостью по 4700 пф; СЗ — конденсатор емкостью 0,05 мкФ; С4 — конденсатор емкостью 0,25 мкФ; М — воздуховсасывающий агрегат типа А140; S — выключатель

Разборка пылесоса. Нажимают кнопку замка 8 (см. рис. 6.5, а), снимают пылесборник 3, извлекают фильтр 5. Отворачивают винты 24 и 13 и разъединяют полукорпуса 7 и 21.

Отпаивают провода воздуховсасывающего агрегата 15 и соединительного шнура 17 и, вывернув винты 13, крепящие шнур, извлекают их из полукорпуса. Снимают с агрегата 15 заднюю опору 20 и переднюю опору 11.

Ниже приведены возможные неисправности и способы их устранения.

Малое разрежение. Если установлено, что разрежение, создаваемое пылесосом, ниже 4 кПа (7,8 кПа для пылесоса «Шмель-4»), проверяют и в случае повреждения заменяют переднюю опору 11.

При включении пылесос не работает. Проверяют работу выключателя 12 и монтажные провода, исправность соединительного шнура, работу агрегата, длину угольных щеток. При длине угольных щеток менее 4 мм их заменяют.

Посторонний шум. Если при включении пылесоса слышен посторонний шум, снимают крышку воздуховсасывающего агрегата, отворачивают гайку ключом, придерживая вал электродвигателя за лыски со стороны гайки, снимают крыльчатку, снимают вторую крышку и крыльчатку. Проверяют, не деформированы ли крыльчатки, не ослаблена ли расклепка лопаток. Если есть такие неисправности, заменяют крыльчатку. При наличии разрушения в шарикоподшипниках их заменяют.

Не работает воэдуховсасывающий агрегат. Проверяют катушки статора и якоря на закороченность витков или секций прибором ЕЛ-1 (или омметром). При обнаружении дефекта заменяют якорь или статор новым. Проверяют наличие контакта между коллектором якоря и угольными щетками. Осматривают поверхность коллектора и в случае обнаружения загрязнения протирают поверхность коллектора чистой хлопчатобумажной салфеткой, слегка смоченной в бензине или спирте. Если загрязнение не удаляется, чистят поверхность коллектора стеклянной шкуркой. Проверяют легкость хода угольных щеток в каналах щеткодержателей, а также исправность нажимных пружин. При необходимости заменяют пружины и прочищают каналы.

Установка агрегата в корпус пылесоса. Устанавливают уплотнения 10 и 25 в правый полукорпус 7. На бобышки правого полукорпуса устанавливают замок 8, надевают пружину 9. Длинный конец пружины заводят в средний паз замка. Берут агрегат 15, устанавливают на агрегат переднюю 11 и заднюю 20 опоры. Устанавливают агрегат в правый полукорпус 7. Выводные концы агрегата выводят наружу. Берут сетевой шнур 17 и надевают на его выводные концы трубку 16. Закрепляют шнур прижимными пластинами 18 на бобышках правого полукорпуса 7 посредством винтов 13. Соединяют выводной конец агрегата с коротким выводным концом шнура. Надевают на провода полихлорвиниловую трубку. Соединяют вывод конденсатора 14 с выводными концами шнура и агрегата. Припаивают места соединения и надевают трубки на места пайки. Соединяют длинный вывод шнура с контактом выключателя 12. Соединяют свободный вывод конденсатора 14 со свободным контактом выключателя. Устанавливают выключатель 12 на бобышки правого полукорпуса и закрепляют винтом 13. Конденсатор устанавливают ограничитель, укладывают провода в пазы корпуса. Устанавливают левый полукорпус 21, винты 24 и 13 и заворачивают их до упора.

Берут пылесборник 3 и устанавливают клапан 4. Устанавливают фильтр 5 до упора. Соединяют пылесборник с полукорпусами пылесоса и закрывают замком 8.

Ручной ранцевый электропылесос «Мини-Вихрь-2» (рис. 6.6, а) — пылесос вихревого типа. Корпус пылесоса состоит из трех частей: крышки 2 пылесборника, корпуса 4 и крышки 13. Воздуховсасывающий агрегат 14 закреплен между крышкой и металлическим кожухом 6 при помощи винтов. Резиновый уплотнитель 5 является амортизатором. Крышка и корпус соединяются двумя замками. Крышка пылесборника 10 и корпус соединяются винтом 3, между ними расположен резиновый уплотнитель с пылефильтром 1. На крышке имеются: выключатель 12, гнездо подключения пылесоса к электросети с помощью сетевого шнура и отверстие 15 выхода воздуха. На боковой стенке корпуса расположено вводное отверстие 11, служащее для присоединения шланга-воздухопровода к пылесосу. На крышке пылесборника установлен указатель 7 заполнения пылесборника пылью. На ручке 8 имеется планка 9, закрепленная двумя винтами и предназначенная для удержания наплечного ремня. Длина ремня регулируется пряжкой, на которой имеется крючок для подвешивания свободного конца шланга.

При включении пылесоса воздуховсасывающий агрегат всасывает внутрь корпуса через шланг-воздухопровод воздух вместе с пылью. Засасываемая пыль оседает в пылесборнике 10 и на поверхности сменного бумажного фильтра или пылефильтра. Очищенный от пыли воздух обтекает электродвигатель и, охлаждая его, выходит наружу.

Степень заполнения пылесборника определяется только при его работе. При чистом пылесборнике окно указателя заполнения пылесборника пылью бесцветно. В пылесосе на изогнутом наконечнике шланга-воздухопровода предусмотрен регулятор расхода воздуха, выполненный в виде отверстия с поворотным кольцом. При открытом отверстии уменьшается количество воздуха, проходящего через насадку.

В комплект принадлежностей пылесоса входят четыре насадки, разбрызгиватель, 12 сменных бумажных фильтров и устройство хранения принадлежностей, которое может быть закреплено на стене двумя шурупами. Электрическая схема пылесоса приведена на рис. 6.6, б.

Рис. 6.6. Электропылесос «Мини-вихрь-2»:

а — конструкция: 1 — пылефильтр; 2 — крышка пылесборника; 3 — винт; 4 — корпус; 5 — резиновый уплотнитель; 6 — кожух; 7 — указатель заполнения пылесборника; 8 — ручка; 9 — планка; 10 — пылесборник; 11 — входное отверстие; 12 — выключатель; 13 — крышка; 14 — воздуховсасывающий агрегат; 15 — выходное отверстие;

б — электрическая схема: С1С3 — конденсаторы емкостью 0.1+2×0.057 мкФ; С4 — конденсатор емкостью 0.47 мкФ; R — резистор сопротивлением 10 МОм; S1, S2 — выключатели; М — воздуховсасывающий агрегат типа А-280; L1, L2 — высокочастотные дроссели ДМ2-0.6-16; L3, L4 — катушки возбуждения

Ручной электропылесос «Спутник ПР-280» (рис. 6.7) состоит из пластмассового корпуса, воздуховсасывающего агрегата 6 с электродвигателем типа КВЛ-120-220, пылеприемника 12, пылесборника 13 и сетевого шнура 9. На корпусе пылесоса имеются входное отверстие 1 для входа воздуха и закрепления гибкого шланга, выключатель 3 и выходное отверстие 8. Для амортизации и уменьшения шума агрегат установлен на резиновых кольцах 5 и 10. Корпус изготовлен из двух половинок, которые соединяются между собой с помощью двух откидных замков 2. Для герметизации в месте соединения частей пылесоса расположена уплотнительная резина. Для подвешивания на плечо имеется наплечный ремень 7.

В комплект пылесоса входят гибкий шланг, удлинительная трубка, сопло щелевое, щетка и одежное сопло.

Рис. 6.7. Конструкция ручного электропылесоса «Спутник ПР-280»:

1 — входное отверстие; 2 — замок; 3 — выключатель; 4 — планка; 5 — верхнее кольцо; 6 — воздуховсасывающий агрегат; 7 — наплечный ремень; 8 — выходное отверстие; 9 — сетевой шнур; 10 — нижнее кольцо; 11 — гребенка; 12 — пылеприемник; 13 — пылесборник

При разборке пылесоса отсоединяют шнур 9. Открывают замок 2 и снимают верхний корпус с воздуховсасывающим агрегатом 6, отворачивают четыре винта и вынимают агрегат с выключателем 3 и вилкой. Отпаивают конденсаторы помехоподавляющего устройства от выводов электродвигателя и выключателя. Отворачивают два винта, снимают помехоподавляющее устройство. Отсоединяют выключатель от выводов. Снимают нижний корпус, отворачивают гайку и разбирают воздуховсасывающий агрегат.

При ремонте электродвигателя очищают его от пыли. Вынимают электрощетки из щеткодержателей. Очищают пазы между коллекторными пластинами от угольной пыли. Продувают электродвигатель сухим воздухом. Протирают поверхность пластин спиртом. Проверяют состояние электрощеток. При износе щеток заменяют их запасными и поджимают (притирают) по коллектору. После подгонки щеток двигатель очищают от угольной пыли. Проверяют наличие смазки в переднем и заднем подшипниках электродвигателя. При необходимости добавляют смазку до заполнения ею 2/3 объема. Для смазки заднего подшипника отворачивают четыре винта и снимают крышку. Для подшипников применяют смазки ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-221.

После выполнения ремонтных работ проверяют путем проворачивания вала от руки отсутствие задевания турбинок.

Пылесос после ремонта обкатывают при номинальном напряжении и открытом входном отверстии в течение не менее 45 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector