Электрическая схема пуска двигателя реверс
Схема реверса с описанием подключения
Практически любой электродвигатель можно заставить вращаться как в одну, так и в другую сторону. Это часто необходимо, особенно при конструировании различных механизмов, например, систем закрывания и открывания ворот. Обычно на корпусе двигателя указывается заводское направление движения вала, которое считается прямым. Кручение в другую сторону в этом случае будет реверсивным.
Что такое реверс
Проще говоря, реверс – это изменение направления движения какого-либо механизма в противоположную сторону от выбранного основного. Схему реверса можно получить несколькими способами:
- Механическим
- Электрическим.
В первом случае при помощи переключения шестеренчатых связей, соединяющих ведущий вал с ведомым, добиваются вращения последнего в обратную сторону. По такому принципу работают все коробки передач.
Электрический способ подразумевает непосредственное воздействие на сам двигатель, где в изменении движения ротора принимают участие электромагнитные силы. Этот метод выигрывает тем, что не требует применения сложных механических преобразований.
Для того, чтобы получить реверс электродвигателя, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая так и называется – схема реверса двигателя. Она будет отличаться для разных типов электрических машин и питающего напряжения.
Где применяется реверс
Легче перечислить случаи, когда реверс не используется. Практически вся механика построена на передаче крутящего момента по часовой стрелке и наоборот. Сюда можно отнести:
- Бытовую технику: стиральные машины, аудиопроигрыватели.
- Электроинструмент: реверсивные дрели, шуруповерты, гайковерты.
- Станки: расточные, токарные, фрезерные.
- Транспортные средства.
- Спецтехнику: крановое оборудование, лебедки.
- Элементы автоматики.
- Робототехнику.
Ситуация, с которой чаще всего сталкивается обычный человек на практике, это необходимость собрать схему подключения реверса электродвигателя асинхронного переменного тока либо коллекторного мотора постоянного тока.
Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс
Схема подключения асинхронника в прямом направлении имеет определенную последовательность подачи фаз A, B, C на контакты двигателя. Ее возможно доработать, например, добавив переключатель, который бы менял местами любые две фазы. Таким способом можно получить схему реверса электродвигателя. В практических схемах такими фазами принято считать B и A.
- Пускатели магнитного типа (КМ1 и КМ2).
- Станция на три кнопки, где два контакта имеют нормально разомкнутое положение (в исходном состоянии контакт не проводит ток, при нажатии на кнопку происходит замыкание цепи), один нормально замкнутый.
Схема работает следующим образом:
- Включением автоматических предохранителей АВ1 (силовая линия), АВ2 (цепь управления) ток поступает на трехкнопочный переключатель и клеммы магнитных контакторов, которые в исходном состоянии разомкнуты.
- Нажатием кнопки «Вперед» ток проходит на катушку электромагнита контактора 1, который притягивает якорь с силовыми контактами. Одновременно при этом происходит обрыв цепи управления контактора 2, его теперь невозможно включить кнопкой «Реверс».
- Вал двигателя начинает вращаться в основном направлении.
- Нажатием кнопки «Стоп» ток в цепи обмотки управления прерывается, электромагнит отпускает якорь, силовые контакты размыкаются, замыкается блокировочный контакт кнопки «Реверс», и ее теперь можно нажать.
- При нажатии кнопки «Реверс» происходят аналогичные процессы только в цепи контактора 2. Вал двигателя будет вращаться в обратную сторону от основного направления.
Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс
Добиться реверса движения вала двигателя в этом случае возможно, если есть доступ к выводам его пусковой и рабочей обмоток. Эти моторы имеют 4 вывода: два на пусковую обмотку, подключенную с конденсатором, два на рабочую.
Если нет информации о назначении обмоток, ее можно получить методом прозвонки. Сопротивление пусковой обмотки всегда будет больше, чем рабочей за счет меньшего сечения провода, которым она намотана.
В упрощенном варианте схемы подключения мотора 220 В подают на рабочую обмотку, один конец пусковой обмотки на фазу или ноль сети (без разницы). Двигатель начнет вращаться в определенную сторону. Чтобы получить схему реверса, нужно отсоединить конец пусковой обмотки от контакта и туда подключить другой конец той же обмотки.
Чтобы получить полную рабочую схему включения, необходимо оборудование:
- Защитный автомат.
- Пост кнопочный.
- Электромагнитные контакторы.
Схема реверса и прямого хода в этом случае очень похожа на схему подключения трехфазного мотора, но коммутация здесь происходит не фаз, а пусковой обмотки в одном либо другом направлении.
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
Так как трехфазному асинхронному двигателю будет недоставать двух фаз, их нужно компенсировать конденсаторами – пусковым и рабочим, на которые коммутируют обе обмотки. От того, куда присоединить третью, зависит кручение вала в ту или иную сторону.
На схеме ниже видно, что обмотка под номером 3 через рабочий конденсатор подсоединяется к трехпозиционному тумблеру, который и отвечает за режимы работы двигателя вперед/назад. Два других его контакта объединены с обмотками 2 и 1.
При включении двигателя нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Подать питание на схему через вилку либо рубильник.
- Тумблер для переключения режимов работы перевести в положение вперед или назад (реверс).
- Тумблер питания поставить в положение ON (вкл).
- Нажать кнопку «Пуск» на время, не превышающее трех секунд, чтобы произвести запуск двигателя.
Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока
Моторы, работающие от постоянного тока, несколько сложнее подключить, нежели электрические машины переменной сети. Затруднение состоит в том, что конструкции таких устройств могут быть разными, а точнее разным является способ возбуждения обмотки. По этому признаку различают двигатели:
- Независимого способа возбуждения.
- Возбуждения самостоятельного (бывают последовательного, параллельного и смешанного подключения).
Касаемо первого типа устройств, то здесь якорь не связан с обмоткой статора, они питаются каждый от своего источника. Этим добиваются огромных мощностей двигателей, используемых на производстве.
В станочном оборудовании и вентиляторах применяют моторы параллельного возбуждения, где энергия источника одна для всех обмоток. Электрические транспортные средства построены на основе последовательного возбуждения обмоток. Реже встречается смешанное возбуждение.
Во всех описанных типах конструкций двигателей возможно запустить ротор в противоположном направлении от основного хода, то есть реверсом:
- При последовательной схеме возбуждения роли не играет, где менять направление тока в якоре или статоре – в обоих случаях двигатель будет стабильно работать.
- В других вариантах возбуждения машин рекомендовано задействовать только обмотку якоря в целях реверсирования. Это связано с опасностью обрыва в статоре, скачка электродвижущей силы (ЭДС) и, как следствие, повреждения изоляции.
Запуск мотора схемой звезда-треугольник
При прямом запуске мощных трехфазных электродвигателей, применяя схему управления реверсом, происходят просадки напряжения в сети. Это связано с большими пусковыми токами, протекающими в этот момент. Чтобы снизить значение тока, применяют постепенный запуск мотора по схеме звезда-треугольник.
Суть заключается в том, что начало и конец каждой обмотки статора выводят в коробку с клеммами. Управляется схема тремя контакторами. Они поэтапно включают обмотки в звезду, а далее при разгоне двигателя выводят систему на рабочее состояние при подключении треугольником.
Как отличить реверсивный пускатель от прямого
Реверсивный пускатель — более сложное устройство. На самом деле, он состоит из двух обычных прямых пускателей, последние объединены в одном корпусе. Внутренняя схемотехника реверсивного устройства характерна тем, что невозможно запустить одновременно два режима – прямой и реверс. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.
В заключение
Необходимо помнить, что подключать двигатели трехфазного напряжения к сети на 380В дозволено только квалифицированным специалистам, имеющим допуск к работе с высоковольтным оборудованием. Кустарные электрические схемы могут быть причиной возникновения электрических травм!
5. Управление асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска и реверса
Схема электрическая принципиальная
Схема электрическая соединений
Указания по проведению эксперимента
Схема электрическая принципиальная
Схема электрическая соединений
Перечень аппаратуры
Трёхфазный источник питания
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
380 В / 1500 мин –1
Автоматический трёхполюсный выключатель
660 B / 10 A / уставка 0,42…0,58 А
Автоматический однополюсный выключатель
660 B / 10 A / 10 перемычек
Кнопочный пост управления
500 B / 10 A/ 3 кнопки
Блок световой сигнализации
Указания по проведению эксперимента
Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.
Соедините гнёзда защитного заземления «» устройств, используемых в эксперименте, с гнездом «PE» трёхфазного источника питанияG1.
Соедините аппаратуру в соответствии со схемой электрической соединений.
Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся лампочки.
Включите выключатель А1.
Включите выключатель А4. В результате загорится зелёная лампа блока А7, сигнализирующая о готовности двигателя М1 к пуску.
Нажмите верхнюю кнопку поста управления А6. В результате произойдёт прямой пуск двигателя М1, о чём будет сигнализировать загоревшаяся верхняя красная лампа в блоке А7. Стрелки вольтметра Р1 и амперметра Р2 укажут напряжение и ток двигателя М1. Зелёная лампа в блоке А7 погаснет.
Нажмите среднюю кнопку поста управления А6. В результате произойдёт реверс двигателя М1, о чём будет сигнализировать загоревшаяся средняя красная лампа в блоке А7. Стрелки вольтметра Р1 и амперметра Р2 укажут напряжение и ток двигателя М1.
Нажмите нижнюю кнопку поста управления А6. В результате произойдёт отключение двигателя М1 от электрической сети и последующий его останов. Двигатель М1 будет готов к очередному пуску, о чём будет сигнализировать загоревшаяся зелёная лампа в блоке А7. Красные лампы в блоке А7 погаснут.
По завершении эксперимента отключите трёхфазный источник питания G1 нажатием на кнопку «красный гриб».
6. Работа тепловой защиты асинхронного двигателя, основанной на использовании электротеплового реле
Схема электрическая принципиальная
Схема электрическая соединений
Указания по проведению эксперимента
Схема электрическая принципиальная
Схема электрическая соединений
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Схема магнитного пускателя реверсивного типа, описание её работы и принципа действия.
Схема магнитного пускателя реверсивного типа, по сути, мало чем отличается от простой схемы, которая была приведена в предыдущей статье. Это так сказать, две простые схемы собраны воедино и для исключения возможности одновременного срабатывания, что в итоге повлечёт короткое замыкание и неприятности, добавлена специальная защита. Давайте вкратце рассмотрим принцип работы данной схемы магнитного пускателя реверсивного типа. И так Вы должны знать, что направление движение трёхфазного асинхронного двигателя зависит от порядка подключения фаз к внутренним обмоткам.
То есть, на практике делается так — три фазы подсоединяются к трём клеммам электродвигателя и кратковременным пуском проверяется направление вращения, после чего направление этого движения помечается на движке или самом устройстве. Если направление неправильное, просто меняются местами любые два провода из имеющихся трёх фаз. Так и в данной схеме магнитного пускателя, применяется данный метод, только это делается контактами пускателей. Первый пускатель подаёт фазы на электродвигатель как есть, а второй просто подключает те же фазы, но с поменянными двумя проводами между собой.
А что будет, если нажать два пуска с разными направлениями одновременно? Поскольку на втором магнитном пускателе провода переброшены, то он просто замкнёт между двух различных фаз, а в результате «Бабах» от короткого замыкания. Значит, чтобы избегать подобного, нужно сделать что-то, что просто при включении одного направления, будет запрещать пуск второго. Ну, а схематически это сделать очень просто. Нам для этого понадобится пускатели, у которых будут иметься кроме 4 основных нормально разомкнутых контактов, ещё по одному нормально замкнутому. Тем самым, когда один из пускателей работает и подает питание на двигатель, он же и отключает второй, в его цепи питания катушки. Так что замыкания уже не будет.
Как правило, для дополнительной защиты от беды, в цепи управления магнитными пускателями ставятся плавкий предохранитель. На случай когда одна из катушек, вдруг каратнёт внутри, и без такой плавкой вставки, просто может произойти её возгорание (на моей практике когда-то подобное было, благо сработал вводной автомат). Так же необходимо ставить на входе питания вводной автомат, который будет полностью отключать электроснабжение на всю схему, полностью обесточивая её. Это нужно в целях безопасности и удобства при ремонте или переделки самой схемы. Ещё обязательно ставится тепловая защита, о которой упоминал в предыдущей старье. Для всё той-же безопасности.
А в общем, электробезопасность для электрики имеет первостепенное значение, поскольку электричество, это огромная сила, спрятана под изоляцией в проводах, и не вооруженным глазом её не увидишь. А маленькая ошибка при работе, может стоить жизни и Вам и окружающим. А на этом и закончу эту статью, схема магнитного пускателя реверсивного типа, описание работы и принципа действия.
Как настроить реверс на преобразователе частоты Danfoss
В данной статье будет рассмотренна настройка преобразователя частоты для реверсивного управления электродвигателем:
- Запуск реверса на остановленном электродвигателе
- Изменение направления вращения вала электродвигателя во время работы
Подключение преобразователя частоты
Для ввода преобразователя частоты Danfoss в эксплуатацию необходимо выполнить следующие действия:
- Выполнить монтаж с соблюдением норм безопасности!
- Проверить параметры оборудования (параметры сети, входа питание ПЧ, двигателя)
- Проверить условия установки и эксплуатации преобразователя частоты (отсутствие пыли и влаги, температурный режим и установочные зазоры).
- Электрический монтаж осуществить в соответствии с схемой подключения указанной на рисунке 1
Рисунок 1. Принципиальная электрическая схема подключения преобразователя частоты VLT Micro Drive
Программирование частотного преобразователя
Необходимо установить следующие параметры в преобразователе частоты VLT Micro Drive :
пар. | Параметр | Требуется установить значение |
---|---|---|
14-22 | Режим работы (сброс параметров на заводские) | [2] Initialisation — инициализация, после установки значения выключить и затем включить ПЧ (сбросится в 0). |
1-20* | Номинальная мощность | ## кВт — с шильдика (паспортной таблички двигателя) |
1-22* | Номинальное напряжение | ## В — с шильдика (паспортной таблички двигателя) |
1-23* | Номинальная частота | ## Гц — с шильдика (паспортной таблички двигателя) |
1-24* | Номинальный ток | ## А — с шильдика (паспортной таблички двигателя) |
1-25* | Номинальный скорость | ## Об/мин — с шильдика (паспортной таблички двигателя) |
1-29 | Автоматическая адаптация двигателя | [2] Enable AMT — Для запуска адаптации установите [2] на пульте «Hand on» по завершении — «Ok» Знач. сбросится [0] |
4-12* | Мин. скорость вращения | [0] Гц — в зависимости от применения (реком. для вентиляторов) |
4-14* | Макс. скорость вращения | [50] Гц — рекомендуется установить номинальную скорость |
3-41 | Время разгона | [3] с — зависит от применения |
3-42 | Время замедления | [3] с — зависит от применения |
Проверьте правильность направления вращения механизма, в ручном режиме нажав на панели «Hand on» (далее потенциометром панели или стрелками), по окончании нажмите «Auto on»* | ||
3-15 | Источник задания 1 | [21] — Задание частоты с панели оператора LCP |
3-16 | Источник задания 2 | [0] No function — нет |
Вариант 1 | Запуск реверса на остановленном | электродвигателе |
5-10 | Функция цифр. вх. 18 | [8] — ПУСК |
5-11 | Функция цифр. вх. 19 | [11] — Запуск реверса (не допускается одновременная подача сигналов пуска) |
Вариант 2 | Изменение направления вращения | вала электродвигателя в рабочем состоянии |
5-10 | Функция цифр. вх. 18 | [9] — Импульсный запуск |
5-11 | Функция цифр. вх. 19 | [10] — Реверс (сигнал реверса воздействует только на направление вращения вала, не приводит к запуску двигателя) |
5-12 | Функция цифр. вх. 27 | [6] — Инверсный останов |