Электро датчик температуры двигателя

Электрическая схема ВАЗ 2108, 2109, 21099 с низкой панелью приборов

Низкая панель приборов устанавливалась на первые ВАЗ 2109 и через несколько лет была заменена новой «высокой» панелью. Низкая панель практически не имела минусов, за исключением устаревшего дизайна и отсутствия тахометра. Ниже приведена схема электрических соединений для автомобилей с низкой панелью.

1 – блок-фара;
2 – электродвигатель очистителя фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей);
3 – выключатель подкапотной лампы;
4 – звуковой сигнал;
5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 – генератор;
8 – электромагнитный клапан включения омыва фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей);
9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей);
10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
11 – свечи зажигания;
12 – датчик–распределитель зажигания;
13 – катушка зажигания;
14 – выключатель света заднего хода;
15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
16 – стартер;
17 – аккумуляторная батарея;
18 – датчик уровня тормозной жидкости;
19 – коммутатор;
20 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра;
21 – колодка диагностики;
22 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
23 – реле включения стартера;
24 – концевой выключатель карбюратора;
25 – электромагнитный клапан карбюратора;
26 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
27 – электродвигатель омывателя стекол;
28 – электродвигатель вентилятора отопителя;
29 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
30 – переключатель вентилятора отопителя;
31 – электродвигатель очистителя ветрового стекла;
32 – прикуриватель;
33 – лампа подсветки рычагов отопителя;
34 – штепсельная розетка для переносной лампы;
35 – подкапотная лампа;
36 – лампа освещения вещевого ящика;
37 – монтажный блок;
38 – выключатель освещения приборов;
39 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
40 – выключатель стоп-сигнала;
41 – подрулевой переключатель;
42 – выключатель наружного освещения;
43 – выключатель аварийной сигнализации;
44 – выключатель заднего противотуманного света;
45 – предохранитель цепи противотуманного света;
46 – выключатель обогрева заднего стекла;
47 – боковые указатели поворота;
48 – плафон;
49 – разъем для подключения к плафону индивидуального освещения;
50 – выключатели плафона на стойках дверей;
51 – реле зажигания;
52 – выключатель зажигания;
53 – комбинация приборов;
54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
55 – задние фонари;
56 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
57 – элемент обогрева заднего стекла;
58 – электродвигатель очистителя заднего стекла;
59 – фонари освещения номерного знака;

А – порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания
Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла

Неправильные показания датчика температуры двигателя

Сигнализация StarLine a93. Датчик температуры установлен на патрубке системы охлаждения. Когда температура двигателя 90 градусов ( включается электро вентилятор охлаждения радиатора) датчик температуры сигнализации показывает 70 градусов. Как это понять?

Ответы 8

Датчик температуры двигателя, от сигнализации, имеет более точные показания в отрицательном диапазоне температур. Он необходим для реализации запуска двигателя по температуре в холодное время. Производитель выбрал датчик более точным (нужным диапазоном) показанием температуры для реализации своих функций.

  • Ответить
  • |

Поставил плюс коллеге, а от себя добавлю:

1) Датчик сигнализации не предназначен для дублирования показаний штатных приборов, контролирующих температукру НАГРЕТОГО (работающего) мотора. Задача этого дачтика — отслеить момент ОСТЫВАНИЯ мотора до некоторой критической температуры, которая назначена, как температура запуска мотора для подогрева.

Когда температура двигателя 90 градусов

то это температура охлаждающей жидкости ВНУТРИ рубашки охлаждения двигателя в той точке ГОЛОВКИ БЛОКА, куда ввернут ПОГРУЖНОЙ в жидкость ШТАТНЫЙ датчик автомобиля.

А где у Вас датчик сигнализации? Правильно:

а) СНАРУЖИ, а не внутри и жадкостью он не омывается. Как думаете — когда Вы получите более сильный ожог руки — когда опустите руку в кастрюлю с почти закипевшей водой (намекаю на 90 градусов) или приложите руку к стенке МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ кастрюли снаружи? Намекаю на то, что СНАРУЖИ температура будет несколько ниже, чем внутри.

б) разные материалы обладают разной теплопроводностью и теплопередачей. У резины эти показатиели значительно ниже, чем у металла. Поэтому если Датчик температуры установлен на патрубке системы охлаждения, который из резины, то тепература на его поверхности будет куда ниже, чем внутри шланга.

в) Воздух — очень плохой проводник тепла (хуже только вакуум) — не зря в домах делают окна из нескольких слоев стекла с прослойками воздуха между ними. Намекаю на то, что датчик, примотанный к патрубку может иметь хоть небольшое неприлегание, но в зазоре будет воздух.

Поэтому ничего удивительного в том, что

датчик температуры сигнализации показывает 70 градусов.

Если перенести датчик и зажать под подходящий крепеж на металле головки блока, то он станет показывать в тех же режимах мотора температуру ВЫШЕ, но с учетом пункта а) ждать 90 градусов не следует и в этом месте крепления.

И еще — производитель сигнализации не рекомендует такое креплениен датчика, так как при неаккуратном выполнении работ датчик может быть поврежден. А с учетом пункта 1) патрубок — не самое худшее место.

Читать еще:  Хороший двигатель для аэросаней

PS своим клиентам креплю датчик на металлических элементах либо самой головки блока, либо впускного коллектора либо кронштейнов, имеющих тепловой контакт с головокй блока.

  • Ответить
  • |

Спасибо за быстрый ответ. Изначально закрепил датчик под гайку на головке блока, результат был тот же. Посмотрел на сайте Старлайн как правильно крепить датчик, обнаружил что крепить надо на патрубок. Перенёс датчик на патрубок, ничего не изменилось. Возможно действительно датчик расчитан на измерение температуры в отрицательном диапазоне. При такой калибровке датчика сомневаюсь что можно будет точно выставить температуру для автозапуска. Всё равно будет большое расхождение между показаниями датчика и реальной температурой двигателя.

Ещё раз СПАСИБО за ответы.

  • Ответить
  • |

Перенес датчик на патрубок именно из-за того что подумал так правилее судя по картинке с сайта Старлан.

  • Ответить
  • |

Изначально закрепил датчик под гайку на головке блока, результат был тот же.

Странно. Обычно, когда приезжают страдальцы с проблемами разного рода после автосалонских и других проводокрутских установок ижалюутся в том числе. что слишком асто заводится на автозапусках (так как патрубок остывает быстрее самого мотора) — переннос датчика с патрубка на металл головки/впускного коллетора и т.д — улучшает картину по измерению плюсовых температур и увеличиваент интервалы от запуска к запуску. Но надо осознавать — если датчик будет работать в более широком диапазоне температур, да еще близких к критическим для него — он проживет куда меньше и может выйти из строя раньше, чем если бы работал в «тепличных условиях» на патрубке. Поэтому совать его в сильно горячее место на моторе тоже надо поостеречься и уж точно не ставитьблизко к выхлопному коллектору (где при работе мо тора можетбыть несколько состен градусов(. ).

Перенес датчик на патрубок именно из-за того что подумал так правилее судя по картинке с сайта Старлан.

Так как он на картинке — он даже не касается толком патрубка. А ведь за РЕЗИНОВЫЙ патрубок Вы можетет взяться рукой в обхват и держать не секунду и не две, не боясь ожога вообще (даже если мотор только что был заглушен после длительной поездки). Да, руке будет горячевато, но ожога не будет. А это значит, что температура точно не выше 60-70 градусов. При более высокой ожог хотя-бы первой степени (покраснение) неминуем. Перечитваем предыдущий ответ еще раз.

При такой калибровке датчика сомневаюсь что можно будет точно выставить температуру для автозапуска.

Да, запуск будет происходить по температуре датчика и многое будет зависеть от места его крепления. За годы практики могу сказать — измеряет он с точностью 1 градус. Не хуже (во всяком случае — при минусовых температурах однозначно не хуже). И нам куда важнее — как он измеряет именно «в минусах» — его мы примотали к мотору ДЛЯ ЗАПУСКА, а не для мониторига состояния мотора в процессе кольцевых гонок с запредельными нагрузками.

И запуск для погогрева нам важен как событие, а вот ТОЧНАЯ температура (МИНУС 18 ИЛИ МИНУС 16 ИЛИ МИНУС 19) — уже не так принципиально. Лишь бы при той настройке, что мы выбрали — мотор ГАРАНТИРОВАНО завелся с одной стороны и чтобы не заводился слишком часто в никуда сжигая топливо — с другой.

Датчики температуры на УАЗ Патриот

Автомобиль Ульяновского производства УАЗ Патриот оснащается такими немаловажными устройствами, как датчики: температуры воздуха входящего в двигатель, и охлаждающей жидкости двигателя. Благодаря данным датчикам функционирование автомобиля, а точнее, его двигателя марки ЗМЗ-409, становится полноценным. В данном материале уделим внимание этим двум видам датчиков и рассмотрим их назначение, конструктивные особенности, а также способы определения неисправностей изделий и процессы замены на внедорожнике УАЗ Патриот.

Конструктивные особенности и назначение

Как и большинство прочих датчиков на внедорожнике УАЗ Патриот, температурные элементы также не представляют собой сложной технической конструкции. Датчик температуры воздуха и охлаждающей жидкости двигателя представляет собой термистор. Как известно, из уроков физики, термистором называется электрический резистор, который под воздействием на него температуры способствует изменению выходного сопротивления. Поэтому датчик температуры смело можно называть термистором. Располагается такой термистор охлаждающей жидкости двигателя в конструкции термостата, а второй агрегат расположен во впускном трубопроводе. Выходные контакты термистора соединяются посредством электрических проводов с ЭБУ автомобиля УАЗ Патриот. Датчики на внедорожнике УАЗ Патриот имеют тип 19.3828.

Принцип работы датчика заключается в том, что при возвышении температуры сопротивление изделия снижается, а при ее повышении, наоборот, увеличивается. Увеличение и уменьшение сопротивления приводит к тому, что, таким образом, осуществляется изменение выходного напряжения. На датчики поступает постоянное напряжение величиной 5 Вольт. Кроме того, к данному термистору в цепь включается резистор величиной 2 кОм. Изменяется температура, а значит, и изменяется значение напряжения, считывание которого осуществляет контроллер или ЭБУ. Посредством изменения значения напряжения и происходит управление дроссельной заслонкой и производится регулировка датчика холостого хода.

Стоимость датчиков температуры воздуха и охлаждающей жидкости для двигателя ЗМЗ-409 Евро-3 внедорожника УАЗ Патриот составляет около 200-250 рублей. Конструкция таковых изделий идентична и представлена на фото ниже.

Читать еще:  Частота работы двигателя автомобиля

Конструкция изделия в зависимости от года выпуска внедорожников УАЗ Патриот может отличаться, но принцип работы остается одним и тем же. Данный элемент имеет каталожный номер, что упрощает его поиски и выбор: 40523.3828000.

Данные элементы имеют большой функциональный ресурс, но даже он когда-то заканчивается и возникает необходимость замены изделия. Рассмотрим, как же происходит замена таковых изделий на внедорожнике УАЗ Патриот, а затем выясним принципы определения исправности элементов.

Замена элементов

Замена датчиков температуры воздуха и охлаждающей жидкости двигателя на внедорожнике УАЗ Патриот Евро-3 предусматривает использование только лишь одного инструмента – гаечного ключа на “19”.

Датчики подключены к системе питания, поэтому в целях исключения вероятности замыкания цепи и создания КЗ рекомендуется отключить питание автомобильной цепи от АКБ путем откидывания клеммы “минус”.

Датчик охлаждающей жидкости двигателя имеет непосредственный контакт с антифризом, поэтому во избежание утечки, следует первым делом осуществить слив ОЖ в емкость. Для этого необходимо отвинтить сливную пробку в картере мотора и слить жидкость в количестве около 2 литров, пока конструкция датчика не выйдет из-под состава ОЖ. Дальнейшие процедуры демонтажа датчика ОЖ выполняются в следующем порядке:

  1. Отжимается фиксатор, после чего отводится в сторону колодка питающих проводов. На фото ниже представлено расположение изделия на внедорожнике.
  2. Используя гаечный ключ на “19”, осуществляется вывинчивание изделия от термостата. На фото выше показан данный процесс.
  3. После извлечения датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя, можно приступить к снятию второго агрегата.
  4. Датчик температуры воздуха находится на впускном трубопроводе, как показано на фото ниже.
  5. Демонтаж изделия осуществляется в аналогичном порядке, как и элемент ОЖ.

Стоит отметить, что если термистор ОЖ двигателя устанавливается на всех моделях внедорожников УАЗ Патриот, то элемент температуры воздуха может на некоторых автомобилях данного семейства отсутствовать. В таком случае осуществляются все необходимые вычислительные процессы посредством датчика ОЖ.

Когда же изделия были демонтированы из своих посадочных мест, то их следует заменить новыми элементами. Но в промежутке этого периода не помешает такая процедура, как проверка датчиков на пригодность. Тем более что проверка не представляет никаких сверхъестественных действий.

Проверка пригодности изделий

Проверка устройств осуществляется по аналогичному принципу их функционирования, то есть изменение напряжения под влиянием изменения температуры. Для проверки датчиков потребуется следующий материал:

  • Вольтметр или мультиметр, по которому будет осуществляться снятие напряжения, и делаться вывод об исправности устройств;
  • АКБ на 12 Вольт;
  • Реостат, который необходим для того, чтобы на устройство поступало питание равное 5 Вольтам;
  • Амперметр или измеритель тока.

Ниже приведена схема по порядку подключения этих вспомогательных приборов.

После того, как будет собрана такая схема, можно приступить к проведению проверочных мероприятий. Для этого с помощью резистора под номером 1 необходимо установить напряжение на датчике, равняющееся 2,9-3 Вольтам, но при условии, что температуры окружающей среды равняется +25 градусам. Данное напряжение должно отображаться на вольтметре или мультиметре под номером 3. Теперь путем увеличения температуры до +90 градусов следует контролировать изменение напряжения. При увеличении температуры падение напряжение должно возрастать, так как сопротивление устройства будет падать, поэтому мультиметр 3 должен показывать значение 3,6-3,7 В. Вот таким вот способом осуществляется проверка исправности температурных элементов.

Если же в наличии нет необходимого оборудования, то спешить в магазин за их приобретением не стоит. Гораздо проще приобрести новый датчик и установить его на авто. Но если все же имеется желание убедиться в неисправности устройств, то можно осуществить проверочные процедуры путем выполнения таких действий:

  • налить в стакан горячую воду;
  • подключить к выводам элемента мультиметр, выставив его на измерение сопротивления.

После погружения устройства в воду, дисплей прибора будет показывать понижение сопротивления. В таком случае можно сделать вывод, что изделие функционирует и не требует замены. Если же прибор не показывает сопротивления вовсе или значение не изменяется, то агрегат подлежит замене. Замена датчиков двигателя осуществляется в порядке обратном снятию.

Подводя итог, следует отметить, что датчики температуры на автомобиле УАЗ Патриот Евро-3 выполняют важную роль, поэтому при их неисправной работе следует сразу же осуществить замену. В противном случае двигатель автомобиля будет работать с ошибкой, о чем будет свидетельствовать загорание сигнальной лампы “Check Engine” на панели приборов.

Датчик температуры: контроль температурного режима двигателя

В каждом автомобиле есть простой, но важный датчик, помогающий контролировать работу двигателя — датчик температуры охлаждающей жидкости. О том, что такое датчик температуры, какую он имеет конструкцию, на каких принципах основана его работа, и какое место он занимает в автомобиле — читайте в статье.

Что такое датчик температуры

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — электронный датчик, предназначенный для измерения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Данные, полученные с помощью датчика, используются для решения нескольких задач:

• Визуальный контроль температуры силового агрегата — данные с датчика выводятся на соответствующий прибор (термометр) на приборной панели в салоне автомобиля;
• Корректировка работы различных систем двигателя (питания, зажигания, охлаждения, рециркуляции отработанных газов и других) в соответствии с его текущим температурным режимом — информация с ДТОЖ подаются на электронный блок управления (ЭБУ), который вносит соответствующие корректировки.

Читать еще:  Атом как вечный двигатель

Датчики температуры ОЖ используются во всех современных автомобилях, они имеют принципиально одинаковую конструкцию и принцип работы.

Типы и конструкция датчиков температуры

В современных транспортных средствах (а также и в различных электронных устройствах) используются датчики температуры, чувствительным элементом в которых выступает терморезистор (или термистор). Терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от его температуры. Существуют термисторы с отрицательным и положительным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС), у приборов с отрицательным ТКС сопротивление падает с ростом температуры, у приборов с положительным ТКС — напротив, повышается. Сегодня чаще всего применяются термисторы с отрицательным ТКС, как более удобные и дешевые.

Конструктивно все автомобильные ДТОЖ принципиально одинаковы. Основу конструкции составляет металлический корпус (баллон) из латуни, бронзы или иного коррозионностойкого металла. Корпус выполнен таким образом, что его часть контактирует с потоком охлаждающей жидкости — здесь располагается термистор, который дополнительно может прижиматься пружиной (для более надежного контакта с корпусом). В верхней части корпуса располагается контакт (или контакты) для включения датчика в соответствующую цепь электросистемы транспортного средства. На корпусе также нарезана резьба и выполнен шестигранник под ключ для монтажа датчика в систему охлаждения двигателя.

Датчики температуры отличаются способом подключения к ЭБУ:

• Со стандартным электрическим разъемом — на датчике выполнен пластиковый разъем (или колодка) с контактами;
• С винтовым контактом — на датчике выполнен один контакт с зажимным винтом;
• Со штыревым контактом — на датчике предусмотрен один контакт в виде штыря или лопатки.

Датчики второго и третьего вида имею только один контакт, в роли второго контакта выступает корпус датчика, соединенный с «массой» электросистемы автомобиля через двигатель. Такие датчики чаще всего используются на коммерческих и грузовых автомобилях, на специальной, сельскохозяйственной и иной технике.

Датчик температуры ОЖ монтируется в самой горячей точке системы охлаждения мотора — в выпускном патрубке головки блока цилиндров. На современных автомобилях часто устанавливается сразу два или даже три ДТОЖ, каждый из которых выполняет свою функцию:

• Датчик термометра (указателя температуры ОЖ) — наиболее простой, имеет невысокую точность, так как он помогает лишь визуально оценить температуру силового агрегата;
• Датчик ЭБУ на выходе из головки блока — наиболее ответственный и точный датчик (с погрешностью 1-2,5°C), позволяющий отслеживать изменения температуры в несколько градусов;
• Датчик на выходе из радиатора — вспомогательный датчик невысокой точности, обеспечивающий своевременное включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора.

Несколько датчиков дают больше информации о текущем температурном режиме силового агрегата и позволяют надежнее контролировать его работу.

Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве

В общем случае принцип работы датчика температуры прост. На датчик подается постоянное напряжение (обычно 5 или 9 В), на термисторе в соответствии с законом Ома (за счет его сопротивления) напряжение падает. Изменение температуры влечет за собой изменение сопротивления термистора (при росте температуры — сопротивление снижается, при понижении температуры — повышается), а значит, и падение напряжения в цепи датчика. Измеряемая величина падения напряжения (а точнее — фактическое напряжение в цепи датчика) как раз и используется термометром или ЭБУ для определения текущей температуры двигателя.

Для визуального контроля температуры силового агрегата в цепь датчика подключается специальный электрический прибор — логометрический термометр. В приборе используется две или три электрических обмотки, между которыми расположен подвижный якорь со стрелкой. Одна или две обмотки создают постоянное магнитное поле, а одна обмотка включена в цепь датчика температуры, поэтому ее магнитное поле изменяется в зависимости от температуры ОЖ. В результате взаимодействия постоянных и переменных магнитных полей в обмотках заставляет якорь проворачиваться вокруг оси, что влечет за собой изменение положение стрелки термометра на его циферблате.

Для контроля функционирования мотора на различных режимах и управления его системами показания датчика подаются на электронный блок управления через соответствующий контроллер. Измерение температуры производится по величине падения напряжения в цепи датчика, для этого в памяти ЭБУ присутствуют таблицы соответствия величины напряжения в цепи датчика и температуры двигателя. На основе этих данных в ЭБУ запускаются различные алгоритмы работы основных систем двигателя.

На основе показаний ДТОЖ осуществляется корректировка работы системы зажигания (изменение угла опережения зажигания), питания (изменение состава топливно-воздушной смеси, ее обеднение или обогащение, управление дроссельным узлом), рециркуляции отработавших газов и других. Также ЭБУ в соответствие с температурой двигателя устанавливает частоту вращения коленвала и другие характеристики.

Датчик температуры на радиаторе охлаждения работает аналогичным образом, с его помощью осуществляется управление электровентилятором. На некоторых автомобилях этот датчик может работать в паре с основным для более точного управления различными системами двигателя.

Датчик температуры играет важную роль в любом транспортном средстве с ДВС, в случае поломки его необходимо как можно скорее заменить — только в этом случае будет обеспечена нормальная работа силового агрегата на любых режимах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector