Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей что это

Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей что это

Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей что это

ОАО ВНИИНП и ЗАО НПО «Химсинтез» создано этанолсодержащее топливо – БЕНЗАНОЛ. Разработан ГОСТ Р 52201-2004 — «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы, который действует с 1 июля 2004 года.

В настоящее время ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых автобензинов определяется не только техническими возможностями нефтепереработки и нефтехимии, но и структурой автомобильного парка страны, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.
Ужесточаются требования по содержанию серы; ароматических, в том числе бензола, и олефиновых углеводородов; по испаряемости бензинов. Производство в России автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами остается актуальным, так как отсутствуют в необходимом количестве традиционные бензиновые компоненты компаундирования: алкилат, изомеризат, оксигенаты. Большинство НПЗ находятся в эксплуатации от 30 до 50 лет, значительная часть их устарела и нуждается в модернизации. Однако из-за скудости финансирования модернизация и строительство новых установок сдерживаются. Поэтому одним из решений проблемы получения таких автомобильных топлив является использование в качестве высокооктанового компонента этилового спирта.
Использование этанола в качестве добавки к моторным топливам для двигателей с искровым зажиганием широко известно. Уже в восьмидесятых годах прошлого века началось массовое производство обезвоженного спирта и использование его в бензинах в США, Канаде, Бразилии, ряде стран Европы. Практически все ведущие производители автомобилей (за исключением отечественных) допускают введение в топливо до 10% этанола. В Бразилии, благодаря мягким климатическим условиям, более половины автомобильного парка используют этанол в качестве основного вида топлива. В США широко используется «газохол», содержащий от 5,7 до 10% этанола. Производится топливный этанол на гигантских спиртзаводах производительностью до 1000 тонн абсолютированного спирта в сутки.
Российская Федерация до последнего времени несколько отставала в решении этих проблем. Причин тому несколько. Во-первых, наличие достаточно дешевой нефти, во-вторых, отсутствие производств абсолютированного этанола из возобновляемых источников сырья и, в третьих, отсутствие комплексного подхода к решению данных вопросов. Тем не менее, в 1999 году в России были разработаны и утверждены технические условия на бензины автомобильные неэтилированные, содержащие до 5% масс. этанола (ТУ 38.401-58-244-99). В 2002 году введен ГОСТ Р 51866-2002, предусматривающий выпуск бензинов с 5% об. этилового спирта, что составляет не более 2,7% по кислороду. Однако по тем же причинам эти решения практически не нашли применения.
Толчком к решению проблемы применения этанола в топливе послужили совместные действия ОАО ВНИИНП и ЗАО НПО «Химсинтез», направленные на создание в России нового (для нас) вида топлива, получившего название БЕНЗАНОЛ. С этой целью с подачи названных организаций в Общероссийский классификатор продукции была внесена отдельная подгруппа 02 5140 «Альтернативные виды топлива», а в составе этой подгруппы выделена позиция 02 5142 «Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием».
Следующим шагом явилась разработка национального стандарта ГОСТ Р 52201-2004  «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования», с датой введения в действие с 1 июля 2004 года.
Настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к топливам «Бензанолы» (таблица 1), а также основные требования по безопасности и охране окружающей среды. Необходимость создания нового ГОСТа связана с тем, что бензанолы являются самостоятельным видом продукции, отличающимся от бензинов по отдельным техническим характеристикам.
В отличие от показателей качества, нормируемых для традиционных автомобильных бензинов, к бензанолам предъявляются дополнительно следующие требования:
— объемная доля этанола в пределах 5-10%;
— содержание кислорода не более 3,5% масс.;
— антикоррозионные свойства (степень коррозии стального стержня);
— фазовая стабильность (температура помутнения).

Кроме того, в связи с использованием в бензанолах этилового спирта, к ним могут применяться специальные меры государственного регулирования их производства и оборота.
Помимо ГОСТ Р 52201-2004 на бензанолы разработаны и утверждены технические условия ТУ 38.401-58-330-2003, где в зависимости от детонационной стойкости предусмотрены три марки бензанолов: БИ-80, БИ-92 и БИ-95, все октановые числа приведены по исследовательскому методу. Следует отметить, что введение в бензин до 5% этилового спирта не дает того антидетонационного эффекта, который позволил бы получить на базе АИ-92 бензин АИ-95. Использование же до 7-10% этанола позволяет без дополнительных антидетонационных присадок получить прирост октанового числа более чем на 3 единицы. При этом, благодаря более полному сгоранию топлива, количество вредных выбросов снижается на 20-30%.

Таблица 1.Показатели качества бензанолов

В соответствии с утвержденной инструкцией по производству бензанолов в ЗАО НПО «Химсинтез» выработаны опытно-промышленные партии, представляющие смесевое автомобильное топливо с содержанием этилового спирта до 7,8% масс., и проведены квалификационные испытания. По результатам квалификационных испытаний было отмечено, что бензанолы имеют хорошее распределение детонационной стойкости по фракциям: для БИ-80 – 1,12, БИ-92 и БИ-95 – 0,98; низкое содержание ароматических углеводородов, которое составляет в БИ-92 –26,8% об. и БИ-95- 30,6% об., в том числе содержание бензола не превышает 2%.
Однако, наряду с очевидными преимуществами бензанолов, они имеют определенный недостаток, связанный с повышением коррозионной агрессивности топлива при наличии в нем этанола. При этом, с другой стороны, наличие в топливе спирта способствует очищению топливной системы. Коррозионная агрессивность существенно возрастает в присутствии растворённой воды и в ещё большей степени в присутствии отделённой от спирта свободной воды. Кроме того, наличие в спирте воды может приводить к расслоению топлива и к снижению антдетонационного эффекта за счет абсорбирования спирта водой и снижения концентрации его в топливе. В частности, исследования показали, что в бензанолах недопустимо использование спирта ректификата крепостью 96,5%. Таким образом, для исключения попадания в бензанол воды кроме очевидных мер по его должному хранению необходимо применять только обезвоженный (абсолютированный) спирт с содержанием воды не более 0,1-0,2%.
Первым предприятием в России, успешно производящим абсолютированный спирт из растительного сырья, стало ОАО «Биохим» (Тамбовская область), где совместно с ЗАО НПО «Химсинтез» создана установка азеотропной перегонки спирта в присутствии циклогексана. Производительность этого завода (1500 дал спирта в сутки) позволяет обеспечить изготовление до 50 000 тонн бензанола в год. В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» совместно с ЗАО «Зернопродукт» (Тульская область) начато создание установки, обеспечивающей обезвоживание до 10 000 дал спирта в сутки путем адсорбции воды на молекулярных ситах. Установка должна быть внедрена до конца года.
Дополнительным средством борьбы с коррозией является применение антикоррозионных присадок. Проведенные ОАО ВНИИНП исследования показали, что использование таких присадок как DCI 11, СВ-20, Амдор-ЭМ позволяют полностью исключить коррозионное воздействие этанола на стальные изделия.
Оценка антикоррозионных свойств присадок проводилась по аналогу применяемых за рубежом методов А DIN 51585 и ASTM D 665 B, с использованием стандартного отечественного прибора АСМ-1. Сущность метода заключается в определении коррозии стального стержня (Ст. 3), погружённого в смесь испытуемого топлива и дистиллированной воды.
В табл. 2 представлены результаты оценки антикоррозионной эффективности испытанных присадок.

Таблица 2. Результаты оценки антикоррозионной эффективности присадок (по отношению к Ст. 3 в присутствии дистиллированной воды).

Образец

Результаты испытаний по оценке влияния ингибиторов коррозии на физико-химические и антидетонационные свойства бензанола показали, что наличие присадок СВ-20 (0,005%), Амдор-ЭМ (0,0025%), DCI 11 (0,0016%) не приводит к существенному изменению качественных показателей исходного бензанола.
Таким образом, проблемы, связанные с повышением коррозионной активности бензанола по сравнению с бензином, могут быть успешно решены за счет использования абсолютированного спирта и антикоррозионных присадок.
В заключение следует отметить, что, таким образом, в Российской Федерации предприняты первые успешные шаги по созданию нового для нашей страны вида спиртосодержащего моторного топлива.
В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» ведется подготовка к промышленному выпуску бензанолов для нужд автопредприятий г. Москвы.

В.П. Баранник, В.В. Макаров, А.А. Петрыкин,
А.В. Шамонина, ЗАО НПО «Химсинтез», Красноармейск
В.Е. Емельянов, С.Н. Онойченко, ОАО ВНИИ НП, Москва

Источник: ГСМ

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

Биотопливные присадки

Во всех промышленно развитых и в большинстве развивающихся стран ведутся интенсивные научно – исследовательские и практические работы по производству и применению альтернативных (лат. alter – другой, один из двух) видов топлива, таких как биогаз, спирты, синтетическое топливо, водород, генераторный газ и др., позволяющие снизить выбросы в атмосферу токсичных веществ.

В связи с тем, что биотопливо является возобновляемым источником энергии, побочные продукты производства (глицерин) также находят промышленное производство. При этом биотопливо не обязательно будет дешевле обыкновенного топлива, полученного из нефти или нефтепродуктов, а чаще всего, наоборот.

Читать еще:  Что такое двигатель сди

Альтернативные виды топлива по сравнению с обычными нефтяными имеют как свои преимущества, так и недостатки. Именно из?за последних в настоящее время сдерживается широкое использование данных видов топлива.

Наиболее распространенным видом биотоплива является биоэтанол (этиловый спирт), получаемый путем перегонки любой субстанции, содержащей крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла или тростник) или целлюлозу (древесина, щепа, солома, хлопковая шелуха и т. п.). Чаще всего для перегонки используют зерновые культуры: рис, кукурузу, пшеницу, рожь, а также рапс (рис. 36).

Рис. 36. Схема получения биоэтанола из рапсового масла

Биоэтанол этиловый спирт (этанол), получаемый в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива для автомобильного транспорта.

Получение этанола осуществляется микробиологическим (спиртовым брожением, под действием дрожжей, ферментов или бактерий) либо синтетическим (гидратизацией этилена, полученного при добыче нефти в присутствии катализатора) методом (рис. 37).

Рис. 37. Химическая формула получения биоэтанола из рапсового масла

В мире около 85 % спирта применяется в технических целях, в том числе 80 % в качестве биотоплива, которое по своим свойствам практически не уступает бензину (табл. 27). При этом мировой рынок топливного биоэтанола ежегодно вырастает на 20…25 % и, по прогнозам экспертов, производство и потребление этанола к 2020 году достигнет на планете 120 млрд литров в год.

Табл. 28. Параметры биоэтанола в сравнении с бензином

Биоэтанол в большинстве случаев является своего рода присадкой к бензину. При этом смеси этанола и бензина маркируются букой Е ( ethanol ) и числом, указывающим на его долю в топливе. Наиболее распространены марки Е5, Е7 и Е10. Для использования таких марок топлива внесение изменений в конструкцию бензинного двигателя не требуется, а вот марки Е85, Е95 и Е96 с содержанием этанола соответственно 85, 95 и 96 % – требуют специальной модификации системы питания и зажигания автомобиля. Применение этанола позволяет не только уменьшить нефтяную зависимость государства и выбросы углекислого газа с выхлопом, но и повысить детонационную стойкость (октановое число) применяемого бензина, а также снизить содержание токсичных ароматических углеводородов (табл. 28).

Табл. 29. Физико – химические свойства автомобильного бензина с добавкой биоэтанола

В настоящее время в Российской Федерации действует следующая нормативно – техническая документация на автомобильные бензины с добавками этанола:

1. Технические условия ТУ 38.401–58–244—99 «Бензины автомобильные неэтилированные, содержащие этанол». Разрешение на производство таких бензинов выдано ОАО «Лукойл – Волгограднефтепереработка», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» и некоторым другим нефтебазам;

2. Государственный стандарт ГОСТ Р 51866—2002 (аналог европейской нормали ЕН-228), предусматривающий возможность применения до 5 % этанола;

3. Государственный стандарт ГОСТ Р 52201—2004 «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием «Бензанолы». Общие технические требования»». Данное топливо разработано совместно с ЗАО НПО «Химсинтез» и является отечественным аналогом топлива «Газохол», на которое приходится около трети общего объема применяемого в США автомобильного бензина. Бензанол представляет собой смесь нефтяных углеводородов и денатурированного этилового спирта (от 5 до 10 % объём.), а также других присадок, обеспечивающих антидетонационные, антикоррозионные, антиокислительные и другие нормативные характеристики моторного топлива;

4. Стандарт СТО 11605031–007—2006 с требованиями к денатурированному топливному биоэтанолу. С целью возможного экспорта характеристики к качеству биоэтанола в нем полностью соответствуют западному стандарту (АSТМ Д 4806).

Применение этанола в составе автомобильных бензинов влечет за собой ряд трудностей при организации производства, хранении, транспортировке и использовании бензиноэтанольных видов топлива. Это связано с фазовой нестабильностью (расслаиванием при хранении) бензина с добавкой этанола, коррозионной активностью по отношению к металлическим материалам и старением резинотехнических изделий, как в топливных системах автомобиля, так и на автозаправочных станциях, а также склонностью такого топлива к накоплению отложений на впускных клапанах и образованию нагара в камере сгорания (табл. 29).

Табл. 30. Образование отложений в двигателе при применении биоэтанола

Для производства биодизеля используют различные жиры растительного или животного происхождения. Для того чтобы превратиться в биодизель, они подвергаются процессу этерификации, в ходе которого превращаются в эфиры жирных кислот. Смесь этих эфиров и называют биодизелем. Сопутствующим продуктом является глицерин (см. рис. 36). При этом в качестве добавки к такому топливу может применяться и чистое дизельное топливо, в концентрации не более 20 %. Физико – химические свойства различных смесей дизельного топлива (ДТ), чистого рапсового масла (РП) и его метилового (МЭРМ) и этилового эфиров (ЭЭРМ) представлены в табл. 30.

Табл. 31. Физико – химические свойства топлива для дизельного двигателя

Наиболее распространенным сырьем для производства биодизеля служат различные сельскохозяйственные масличные культуры: рапс, соя, подсолнечник, ятрофа, кокос и др. Из них наибольшее распространение получил рапс – неприхотливое растение семейства крестоцветных, которое хорошо произрастает в умеренном климате, имея продуктивность 1,2 тыс. л масла с одного гектара. Для сравнения, с одного гектара подсолнечника можно получить около 0,95 тыс. литров масла. Эффективность переработки кокоса и ятрофы значительно выше, но их производство ограничено странами с тропическим климатическим поясом. При этом следует отметить следующее:

– применение чистого рапсового масла и его метилового эфира (МЭРП) в качестве добавки к дизтопливу в концентрации до 20 % не требует дополнительной регулировки дизеля и не приведет к ухудшению его мощности и экономичности;

– использование 20 % рапсового масла в дизтопливе позволяет снизить дымность выхлопа до 40 %, выбросы углеводородов на 25…36 %, а оксида азота до 3,8…10 %.

Биодизель – б иотопливо на основе растительных или животных жиров (масел), а также продуктов их этерификации. Применяется на автотранспорте в чистом виде и в виде различных смесей с дизельным топливом.

Однако в последнее время наиболее перспективным объектом для производства биодизеля становятся водоросли. Продуктивность водорослей может достигать фантастических объёмов – 95 тыс. л масла с 1 га водной поверхности, вследствие чего в США, Канаде, ЮАР, Новой Зеландии и Испании начато строительство заводов по производству биодизеля из водорослей.

Применение в качестве биодизеля чистого растительного масла, как и его кустарное производство, практически невозможно, так как требуется строгое соблюдение промышленной технологии (рис. 38).

Рис. 38. Схема получения биодизеля из рапса: 1–6 – виды топлива с разным содержанием биодизеля в качестве добавки

Во – первых, для этерификации используется очень ядовитый и опасный метиловый спирт. Во – вторых, необходима очистка получаемого промежуточного продукта от образующихся жирных кислот, приводящих к омылению и последующему засорению топливных фильтров, а также образованию нагара в цилиндрах дизельного двигателя. В – третьих, требуется удаление остатков влаги, которая может привести не только к повышению водородного изнашивания и коррозии деталей двигателя, но и к интенсивному размножению микроорганизмов и резкому снижению качества биодизеля.

Несмотря на то, что биодизель можно применять и в чистом виде, чаще всего он является своего рода присадкой к классической нефтяной солярке. Так, в США (штат Миннесота) принят закон, обязывающий применять во всем дизельном топливе 2 % биодизеля. В Канаде к 2012 году также планируется введение 2 % биодизеля в состав всего автомобильного и печного топлива, а в Японии с марта 2007 года разрешено 5 %-ное содержание биодизеля в дизельном автомобильном топливе. Более того, в Южной Корее уже в 2006 году доля биодизеля от общего потребления дизельного топлива составляет 0,5 % и в последующие годы неуклонно растет.

В Европейском союзе в 2010 году доля биотоплива (этанола и биодизеля) должна составлять не менее 5,75 %, при этом в Германии уже с 1 января 2007 года его доля составляет 5 %, во Франции на текущий год запланировано 7 %, а в Португалии – 10 %.

Соответствующие программы по производству биотоплива приняты также в Австралии, Бразилии, Китае, Тайване, Индии, Индонезии и других странах.

Биодизель может применяться в качестве смазывающей присадки в объеме 1…2 % к нефтяному дизельному топливу с крайне низким содержанием серы. Смесь биодизеля и дизельного топлива маркируется буквой «В», например, смесь из 20 % биодизеля и 80 % дизтоплива имеет марку В20, служит обычной заменой дизтопливу и является самой распространенной биодизельной смесью в США. При соответствующей подготовке топливной системы дизеля, например установке специальных подогревателей, а также замене уплотнительных материалов и прокладок, контактирующих с топливом, можно использовать в двигателе и чистый биодизель (В100).

Читать еще:  Что такое рекондиционер для двигателей

Установлено, что биодизель марки В20 ухудшает показатели выброса в пять раз по сравнению с В100, а 2 %-ная смесь биодизеля с соляркой может использоваться как обыкновенная топливная присадка, но, естественно, она меньше всего улучшает показания выхлопа.

Использование биотоплива В100 из бобов сои в двигателях городских автобусов позволило снизить выброс углекислого газа почти на 79 %, но с учетом выбросов, получаемых при производстве биодизеля, этот эффект нивелируется.

При этом все же не нарушается «парниковый» баланс, так как в атмосферу выбрасывается тот углекислый газ, который был взят из воздуха в ближайшем прошлом, а не аккумулированный в нефтепродуктах несколько миллионов лет назад.

В России, несмотря на достаточные запасы традиционных видов топлива, начато строительство заводов по производству биоэтанола в Омской области и по переработке рапса в Татарстане.

На основании вышесказанного, всё более актуальной проблемой становится защита окружающей среды. Во многих странах мира ведутся исследования и разработка альтернативных смазочных материалов и топлива. Очень обнадёживают последние разработки отечественных и японских учёных по использованию в качестве универсального смазочного материала и топлива воды, водно – масляных эмульсий и водорода.

Обладая высокой смазывающей способностью, наивысшей теплоёмкостью (равной единице), доступностью, низкой стоимостью и, что самое главное, высокой экологичностью, вода в обозримом будущем может полностью заменить нефтяные смазочные материалы.

Вопрос. Можно ли заправлять автомобиль чистым биотопливом?

Ответ. Во многих странах на производство и применение биотоплива отводится значительная часть всего используемого в стране автомобильного топлива, для применения которого разработаны специальные адаптеры.

Лидером в этом является Бразилия, которая уже в 2000 году довела содержание этанола в бензинах до 20 % благодаря технологии «Тотал – флекс». Данная технология позволяет непосредственно перед заправкой автомобиля выбирать тип топлива – бензин или спирт. Двигатель адаптируется к виду топлива автоматически, и не важно, в каких соотношениях применяется нефтяной бензин, биоэтанол или их смесь.

В Германии продается специальное устройство « Flex – Тек » для модернизации любого автомобиля в целях использования смеси этанола и бензина (рис. 39). Например, такой системой оборудуются автомобили «Фольксваген», которые поставляются и в Россию.

Рис. 39. Автомобильное устройство « Flex – Тек » для использования смеси этанола и бензина

Для применения биодизеля модернизация двигателя не требуется, но существует ряд ограничений. При отрицательных температурах необходим дополнительный подогрев топлива или применение специальных депрессорных присадок.

Топливо для автомобильных двигателей

Требования к используемому топливу указаны в инструкции и чаще всего дублируются на внутренней стороне лючка бензобака. Существует два основных вида горючего для автомобилей: бензин и дизельное топливо и альтернативные виды: газ, электричество, водород. Так же существует множество более экзотических видов топлива, которые практически не используются на автомобилях серийного производства.

ГОСТ, ТУ, СТС: регламенты регулирующие качество топлива на автомобильных заправках

Качество российского топлива регламентирует целых семь ГОСТ. Три относятся к бензину — Р 51105, Р 51866 и 32513. Четыре к дизельному топливу: Р 52368, 32511, Р 55475 и 305. Однако существующее законодательство не обязывает производителя точно следовать нормам ГОСТ, поэтому возможны и иные нормативы: технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). Очевидно, что к топливу, выполненному в соответствии с ГОСТ, доверия гораздо больше. Документы на реализуемую продукцию обычно вывешены на АЗС, при необходимости их можно спросить у сотрудников. Основные нормативы изложены в техническом регламенте таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Маркировка наиболее распространенного 95-го бензина выглядит так: АИ 95 К5. Это означает бензин класса 5 с октановым числом 95. С 2016 года в России запрещена реализация моторного топлива ниже 5-го класса. Основные отличия состоят в предельно допустимом содержании определенных веществ.

Распространенного понятия Евро5 применительно к бензину или дизелю не существует: экологические требования относятся не к горючему, а к выхлопу автомобиля. Поэтому различные надписи «Наше топливо соответствует Евро5» — просто маркетинговый ход и не выдерживают никакой юридической критики.

Бензин: как одни из распространенных видов автомобильного топлива

Значимые параметры бензина – октановое число и экологический класс. Октановое число – мера детонационной стойкости бензина. Большинство современных бензиновых двигателей спроектировано для использования горючего с октановым числом 95, для некоторых допустимо октановое число 92. Бензин с октановым числом 98 предназначен для высокофорсированных двигателей. При использовании неподходящего горючего возможны неприятности: топливная смесь вместо сгорания может начать детонировать — взрываться. Для окружающих это, конечно опасности не представляет, но двигатель можно загубить. Поэтому важно следовать рекомендациям изготовителя автомобиля, поскольку при заливке неподходящего топлива производитель не несет ответственности в случае выхода из строя двигателя или топливной системы.

Дизельное топливо: второй по популярности вид автомобильного моторного топлива

Дизельное топливо по старинке иногда называют соляркой. Название происходит от немецкого Solaröl – солнечное масло. Дизельное топливо – тяжелая фракция, образующаяся при перегонке нефти.

Для дизельного мотора, помимо экологического класса, важна и температура замерзания. Существует летнее дизтопливо с температурой застывания -5 °C, зимнее (-35 °C) и арктическое, которое густеет при -55 °C.

Практика показывает, что последние годы АЗС следят за качеством. По крайней мере, сетевые станции не позволяют себе торговать топливом, которое становится вязким при низких температурах. В дальние поездки опытные водители берут с собой присадки-антигели, использование которых обеспечивает беспроблемную эксплуатацию дизельного двигателя.

Признаки неисправности двигателя

В случае заправки некачественным топливом может выйти из строя двигатель или топливная система. Первые признаки, следующие:

  • дым (белый, черный или сизый) из выхлопной трубы;
  • существенно снижается динамика автомобиля
  • увеличение шума, посторонние звуки – гул, скрежет, щелчки;
  • хлопки, которые мастера называют «помпажем», связанные с пульсацией давления на выходе турбокомпрессора;
  • нестабильная работа на холостых оборотах.

В этом случае рекомендуем заглушить машину и связаться с техническим центром ГК FAVORIT MOTORS. Эксплуатировать автомобиль в такой ситуации опасно, поскольку это может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Недолив как один из основных способов обмана на АЗС

Распространенная жалоба – недолив топлива. Практика показывает, что на сетевых АЗС обычно соблюдают все нормативы. Повышенный расход горючего может быть связан с неисправностью или неэкономным режимом вождения. Доказать недолив можно только при заливке топлива в канистру определенной емкости.

Бывают случаи, когда на АЗС заливают объем топлива, превосходящий объем топливного бака. Далеко не всегда это свидетельствует о мошенничестве. Дело в том, что топливо содержится не только в баке, но и в соединительных патрубках. Точный дополнительный объем зависит от модели автомобиля.

Таким образом, наиболее верное решение – заправляться на проверенных АЗС.

Если же на АЗС видны нарушения, то можно обратиться в органы госнадзора или прокуратуру.

Что нужно предпринять при поломке автомобиля из-за не качественного топлива

В случае неисправности автомобиля, связанной с некачественным топливом, основные сложности состоят в доказательной базе: нужно доказать причинно-следственную связь между поломкой и некачественным горючим. Важно мнение экспертов дилерского центра, которые хорошо знают обслуживаемые машины. Иногда водители считают, что дилерский центр может намеренно отказывать в ремонте. Опасаться этого не стоит, поскольку устранение заводского брака дилерскому центру компенсирует изготовитель автомобиля. Дилеру нет смысла отказывать в проведении гарантийного ремонта. Иное дело, если неисправность связана с нарушением правил эксплуатации машины, к которым относится и использование топлива ненадлежащего качества. В этом случае, разумеется, завод не должен возмещать убытки. Это обязан сделать виновник – АЗС.

Если мастера технического центра установили, что неисправность связана с топливом, то нужно взять пробу горючего. Его заливают в три емкости, которые опечатываются и подписываются людьми, присутствующими при отборе (владелец, представитель независимой экспертной организации, сотрудник техцентра). На процедуру отбора топлива телеграммой с уведомлением о вручении желательно пригласить представителя АЗС. Одна емкость направляется в независимую лабораторию, остальные хранятся у владельца – они могут понадобиться для возможных последующих экспертиз. Для большей достоверности доказательной базы юристы советуют взять пробу топлива на АЗС, где производилась заправка машины – с привлечением сотрудников АЗС и независимых экспертов. Совет хороший, но на практике это далеко не всегда удается сделать: пока машину доставят в техцентр и осмотрят, проходит слишком много времени. Эксперт определяет, соответствует ли исследуемый образец параметрам технического регламента таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Эксперт технического центра выдает документ о том, что неисправность связана с некачественным топливом, описывает дефект, приводит список работ и запасных частей.

Читать еще:  Двигатель 4hf1 подробные характеристики

Также у владельца машины должен быть документ, подтверждающий, что горючее он залил на определенной АЗС. Оптимальный вариант – чек, так что его лучше не выбрасывать. За неимением его суд могут устроить свидетельские показания, записи с камер видеонаблюдения, выписка с банковской карточки.

Имея доказательства причинно-следственной связи между заправкой топлива и неисправностью, пострадавший обращается к владельцу АЗС и требует возместить расходы: стоимость ремонта и запчастей, топлива, эвакуации машины, экспертизы и т.д. Если договориться не удастся, придется обращаться в суд. При положительном решении суда виновнику придется также возмещать судебные издержки и стоимость услуг адвоката.

Особые сорта горючего

Ряд АЗС предлагает топливо, в названии которого присутствуют термины Ultimate, «Экто» и т.д. От собрата с аналогичным октановым числом такое топливо отличается наличием моющих присадок, и производитель часто говорит о повышении эффективности двигателя. Но к словам маркетологов нужно относиться с определенной долей скептицизма.

Если двигатель сильно загрязнен, то использование топлива с моющими присадками может, наоборот, спровоцировать неисправность. Вся грязь попадает в форсунки, и насос высокого давления и просто забивает их. Может наблюдаться нестабильная работа, повышение токсичности. С выведением загрязнений работа стабилизируется. К моющим присадкам нужно относиться как к витаминам: они сохраняют «здоровье» топливной системы, но в клинических случаях бесполезны. Регулярная заливка такого топлива на хорошей АЗС не повредит двигателю и, вероятнее всего, благотворно скажется на его работе. Есть и экономическая сторона вопроса: топливные присадки продаются отдельно и их можно периодически заливать в бак. Это будет дешевле.

Если же пробег большой, и за это время топливных присадок не использовали, то лучше проконсультироваться со специалистами ГК FAVORIT MOTORS. Квалифицированные мастера оценят состояние автомобиля, подскажут оптимальный вариант действий и определят нужные препараты.

Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей что это

Однако позже интерес к таким смесям угас. Отчасти потому, что спирт-ректификат содержит примерно 6 % масс, воды, которая в бензине не растворяется, а ведет к расслоению этих жидкостей, при низких температурах замерзает, образуя ледяные «пробки» в трубопроводах и каналах карбюратора. Получение же безводного («абсолютированного») спирта в те времена было очень дорогим.

Однако в конце 1970-х — начале 1980-х годов интерес к спиртобензиновым смесям в связи с резким ухудшением экологической обстановки и нефтяным кризисом возник снова, и с 1980 г. началось массовое производство обезвоженного спирта и его использование в США, Канаде, Швеции, Франции и Колумбии. Типовое топливо, состоящее из бензина и спирта и не требующее перерегулировки двигателя, — газохол Е10. Причем основным его производителем и потребителем постепенно стала Бразилия: она сегодня выпускает 912 млрд л этанола в год, что составляет 57 % его мирового производства.

В Бразилии этанол получают из сахарного тростника, в США — преимущественно из кукурузы (в настоящее время его производство достигло 4 млн т в год, но планируется построить еще 33 завода). Занимаются его изготовлением Испания (175 тыс. т), Швеция, а в Англии предполагается снизить налоги на «спиртованное» топливо, чтобы сделать его конкурентоспособным по отношению к традиционным бензинам.

Бывшие республики СССР тоже уделяют ему внимание. Например, на Украине утверждены стандарт и технические условия на высокооктановую добавку на базе этанола, которая вводится в топливо в количестве до 6 % масс.; в Литве принят закон о биотопливе, состоящем из бензина и 7 % этанола, что позволит сократить расход нефти на 30 тыс. т в год и на 25—30 % уменьшить загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобильных двигателей. Проблемы применения «спиртованных» бензинов обсуждаются в Белоруссии, Узбекистане, Азербайджане.

Что касается России, то здесь давно уже испытания таких топлив ведут не только НИИ, но и автозаводы. В частности, ВАЗ в результате испытаний, проведенных совместно с ОАО «ВНИИ НП», допустил к применению бензины с 5 % этанола (ТУ 38-401-58-244—99), а разрешение на их производство получили ряд предприятий фирм «Лукойл» и «Нефтегаз».

Главное достоинство этанолсодержащих топлив — уменьшение количества монооксида углерода, оксидов азота и сажи в отработавших газах двигателей. Кроме того, этанол обладает высокими антидетонационными свойствами: он является наиболее эффективной антидетонационной добавкой среди алифатических спиртов (см. таблицу). Очень важно и то, что его можно получать из возобновляемого (растительного) сырья.

К сожалению, этанол имеет недостатки, из-за которых он до настоящего времени широкого распространения в России не получил.

Первый из таких недостатков — почти на 30 % меньшая, чем у бензина, теплотворная способность, а следовательно, и меньшая мощность, развиваемая двигателем. Однако, как показал опыт США, данный недостаток в значительной степени компенсируется большей полнотой сгорания «спиртованного» бензина: увеличения расхода топлива при переходе от бензина к газохолу Е10 практически не обнаружено.

Второй недостаток спиртосодержащих топлив — фазовая их нестабильность при обводнении, т. е. расслоение смесей. Но решение проблемы уже найдено: это — введение в этанолсодержащее топливо определенных добавок, а также обеспечение условий, препятствующих попаданию воды в топливо.

Третий недостаток — наличие в спиртах полярной гидроксильной группы, которая делает их химически более активными, чем эфиры и традиционные виды топлив. Скажем, тот же этанол даже при малом содержании воды приобретает высокую электропроводность, поэтому способствует коррозии металлов. Причем он особенно агрессивен по отношению к цинку, латуни, свинцу, алюминию, а также стали, покрытой сплавом свинца и олова (припои на свинцовой основе). Поэтому, например, на бразильских автомобилях, использующих бензиноэтанольное топливо, некоторые медные и цинковые детали пришлось заменить на никелевые.

Нашли и способы защиты стальных деталей. Дело в том, что коррозия углеродистых сталей — процесс электрохимический. Для его протекания необходимо, чтобы между катодными и анодными участками поверхности металла находился электролит. Следовательно, коррозию можно замедлить или даже практически остановить путем введения в агрессивную среду ингибиторов — веществ, образующих на поверхности металла пленку (чаще всего хемосорбционную), препятствующую выходу ионов металла с поверхности и их взаимодействию с кислородом или другими компонентами среды. В качестве ингибиторов используются амины, аминоспирты, кислоты (например, бензойную, формирующую защитную пленку гексабензоата железа) и нитросоединения. Эффективность некоторых ингибиторов, в том числе бензойной кислоты, а также пока не применявшихся триэтиламина, пиридина и хиноолина в бензинах Уфимского и Рязанского НПЗ с добавками этанола проверили в ЗАО «Химсинтез». И вот что установлено.

Добавки в бензиноспиртовую смесь бензойной кислоты возлагаемых на нее надежд не оправдали: коррозионная активность обводненных бензинов сохраняется. В то же время добавка 0,05—0,15 % триэтиламина, пиридина или хинолина полностью предотвращает коррозию углеродистых сталей. Потому что, скажем, в случае хинолина на поверхности железа образуется защитная пленка, соответствующая комплексному соединению [C9H7N] [Fe(OH)3], которое не растворяется ни в воде, ни в бензине, ни в спирте. Но количество противокоррозионной добавки, необходимой для защиты металла, зависит от состава бензина: если в бензине есть сера и другие примеси, которые повышают электропроводность воды, то расход этой добавки возрастает.

Триэтиламин, пиридин и хинолин, как известно, хорошо растворяются в спирте, воде и бензине. Поэтому, естественно, они могут быть еще и хорошими стабилизаторами водно-спиртобензиновых смесей.

Таким образом, опыт многих стран, в том числе России, доказал: неразрешимых проблем с использованием этанола в автомобильных топливах нет. Поэтому в январе 2004 г. Госстандарт РФ утвердил ГОСТ Р 52201—2004 «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы», который введен в действие с 1 июля 2004 г. Этим документом узаконены бензанолы — моторные топлива, содержащие, кроме бензина, этиловый спирт в количестве 5—10 % об., — аналоги американскому «газоходу», в составе которого от 5,59 до 10 % об. этанола. Правда, производство этанола, предназначенного для применения в моторных топливах, в России еще находится в начальной стадии развития: пока используют лишь ректификованные спирты, получаемые традиционными способами, из пищевого и непищевого сырья. Но ректификованный спирт из пищевого сырья достаточно дорог; кроме того, он слишком очищен. И с этой точки зрения более предпочтителен спирт-сырец из пищевого сырья, так как он содержит большое количество полезных для топлива соединений — спиртов, эфиров, аминосодержащих органических соединений (метиламин, диметиламин, триметиламин, этиламин, диэтиламин, триэтиламин). Однако в нем есть и нежелательные для топлива примеси — вода, кислоты, соединения серы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector