Факты лучшие российские двигатели

60 ЛЕТ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим, продемонстрировавшим всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны. Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.

Следящая антенна бортовой системы радиоуправления

Разработки РКС помогли вывести корабль «Восток-1» на орбиту

НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, которая стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса.

Для успешного выполнения задачи ракетам необходима была эффективная и надежная система управления. Важность такой системы и определила то, что в Совете главных конструкторов по ракетной технике, который возглавлял Сергей Королев, из шести его членов два отвечали за создание системы управления. Это были Михаил Рязанский и Николай Пилюгин. Оба они работали в НИИ-885 (сегодня – РКС).

В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радиосистемы управления и радиотелеметрические системы.

Усилитель-преобразователь сигналов
слежения бортовых антенн

С 1952 года в НИИ-885 работали два базовых подразделения: комплекс 1 во главе с главным конструктором автономных систем управления, главным инженером НИИ-885 Николаем Пилюгиным и комплекс 2 под руководством главного конструктора радиосистем управления, директора института Михаила Рязанского.

Точность полета ракеты в основном определялась возможностями системы управления. В начале 1950-х годов считалось, что инерциальные автономные системы без радиокоррекции не способны обеспечить приемлемую точность. Например, отклонение боевой части ракеты Р-7 без применения радиоуправления могло достигать десятков километров. Поэтому применялись и автономная, и радиосистема управления.

Пеленгационная антенна
системы локационного наведения
наземных антенн

В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. В состав автономной системы управления входили автомат угловой стабилизации, система нормальной стабилизации, система боковой стабилизации, система регулирования кажущейся скорости, система одновременного опорожнения баков и синхронизации уровней компонентов, а также автомат управления дальностью.

Чувствительными элементами автомата угловой стабилизации являлись гироскопические приборы: гирогоризонт и гировертикант, системы нормальной и боковой стабилизации и автомата управления дальностью (одностепенные физические маятники), системы регулирования кажущейся скорости (электролитические интеграторы продольных ускорений).

Стабилизация третьей ступени ракеты-носителя «Восток» осуществлялась по командам автономной системы управления с помощью специальных сопел, работающих на отработанном газе после турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя. Систему управления третьей ступени также разрабатывали в НИИ-885 под руководством Николая Пилюгина. Выключение двигателя третьей ступени и подача команды на отделение космического корабля выполнялись системой радиоуправления при достижении расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

Главный токораспределитель автономной системы управления

В целом система управления ракеты-носителя «Восток» в полете Гагарина проработала без замечаний, но на завершающем этапе система радиоуправления не выдала команду на выключение двигателя третьей ступени. Это произошло из-за неустойчивой работы преобразователя постоянного тока в переменный в системе бортового радиокомплекса, разработанного и изготовленного другим предприятием.

Двигатель проработал дольше расчетного времени и отключился по сигналу дублирующей автономной системы управления, которая была настроена на скорость большую, чем заданная для системы радиоуправления. В результате космический корабль «Восток-1» вышел на несколько более высокую орбиту. Тем не менее, этот сбой не привел к необратимым последствиям, и Юрий Гагарин, облетев земной шар, благополучно вернулся на Землю.

НИИ ТП создал командную радиолинию для первого корабля «Восток».

Телеуправление космическим кораблем-спутником «Восток-3А» обеспечила созданная НИИ-648 (ныне АО «НИИ ТП») командная радиолиния, при помощи которой с командно-измерительных пунктов передавались разовые команды на борт корабля.

Коллектив НИИ-648 приобрел уникальный опыт при разработке командной радиолинии для объекта «Д» – третьего отечественного искусственного спутника Земли, поэтому Сергей Королев лично рекомендовал поручить предприятию разработку аналогичной аппаратуры для пилотируемого корабля-спутника «Восток». Соответствующее решение было закреплено постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года.

Приступая к разработке КРЛ для корабля «Восток», специалисты НИИ-648 модернизировали успешно отработавшую аппаратуру, созданную для объекта «Д». В наземном комплексе использовали аппаратуру модернизированных серийных станций минного радиовзрывателя МРВ-2М, для бортовой аппаратуры командной радиолинии – БПУ-ДП (бортовое приемное устройство для объекта «Д», полупроводниковый вариант). Новая командная радиолиния для корабля «Восток» получила обозначение КРЛ «МРВ-ВС — БКРЛ-В».

Модернизация КРЛ позволила увеличить число разовых команд вдвое, с 20 до 40, за счет частотно-временного метода разделения команд, передававшихся на двух несущих частотах. Разработчики впервые ввели высоконадежную команду «Спасение» для катапультирования космонавта в случае аварийных ситуаций на активном участке полета, а также увеличили надежность исполнения команды «Спуск» космического корабля.

Новая КРЛ для космического корабля «Восток» в УКВ-диапазоне волн была создана в кратчайшие сроки и обеспечила беспоисковое и бесподстроечное вхождение в связь, обладая при этом высокой помехозащищенностью от неорганизованных помех, надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации.

За успешное выполнение работ по обеспечению полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток-3А» сотрудники НИИ-648 были отмечены правительственными наградами.

НПО ИТ разработало измерительную аппаратуру для первого полета человека в космос

Предшественник АО «НПО ИТ» (входит в интегрированную структуру РКС) – 5-й научно-исследовательский комплекс НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш) – в 1950–60-х годах разрабатывал датчиковую аппаратуру и аппаратуру сбора и регистрации измерительной информации, получаемой при стендовых и летных испытаниях ракет.

Датчиковая аппаратура, разработанная в 5-м комплексе НИИ-88, использовалась в том числе и при стендовых и летных испытаниях ракеты-носителя, выведшей на орбиту корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.

В 1958 году коллектив 5-го научно-исследовательского комплекса НИИ-88 создал первую отечественную специализированную вычислительную систему автоматизированной обработки телеметрической информации «Старт».

«Мы разработали специальный магнитофон, на который регистрировались одновременно несколько параметров, – вспоминает ветеран отрасли, главный специалист НПО ИТ, а в то время инженер 5-го центра Вячеслав Иванович Савин. – Обрабатывая эту информацию, мы получали физические значения параметров. В 1959-м году опытный образец системы «Старт» был внедрен в эксплуатацию, что существенно сократило время получения результатов летных испытаний».

12 апреля 1961 года сразу после запуска космического корабля «Восток», пилотируемого Юрием Гагариным, система «Старт» обработала телеметрические данные, зарегистрированные на магнитную ленту телеметрической системой Трал-К (разработка АО «ОКБ МЭИ», которое сегодня также входит в интегрированную структуру РКС), и выдала информацию о физиологическом состоянии первого космонавта во время полета.

5-й комплекс НИИ-88 также создал автономную систему регистрации параметров корабля «Восток» и физиологических параметров космонавта Юрия Гагарина «Мир-В-1» – так называемый «черный ящик» или бортовой самописец.

«Небольшой магнитофон был размещен в бронированной кассете, которая выдерживала большие ударные нагрузки и температурные значения, – рассказывает Вячеслав Савин. – Эта система дала возможность сохранять для последующего анализа информацию об обстановке на корабле во время полета».

Сегодня НПО ИТ продолжает создавать и модернизировать датчико-преобразующую аппаратуру и бортовые системы сбора и передачи измерительной информации. Продолжается совершенствование автономной системы запоминания информации СЗИ прототипом которой была «Мир-В-1» на борту корабля «Восток-1». Этой современной системой оснащаются пилотируемые корабли «Союз».

Читать еще:  Гранта тихо работал двигатель

Аппаратура ОКБ МЭИ обеспечивала полет первого космонавта

Разработанный в ОКБ МЭИ измерительный комплекс «Восток» позволил решить задачи радиотелеметрии, контроля траектории и телевизионной передачи изображения космонавта во время полета Юрия Гагарина в космос.

В состав радиоизмерительного комплекса космического корабля «Восток» входила радиотелеметрическая система «Трал» с бортовым устройством «Трал-П1»; комплекс радиотехнических средств траекторных измерений, включавший радиолокационные станции «Бинокль-Д», работающие по бортовым ответчикам «Рубин-Д», и прецизионные угломерные станции фазовой пеленгации «Иртыш», работающие по бортовым передатчикам-маякам «Факел-М»; телевизионная система «Трал-Т».

Бортовая аппаратура этого комплекса размещалась в приборном отсеке корабля, а наземная – на стартовой позиции и измерительных пунктах командно-измерительного комплекса.

Бортовые устройства «Трал-П1» были установлены на одном из блоков первой ступени и на третьей ступени ракеты-носителя. На корабле-спутнике «Восток» было размещено бортовое устройство «Трал-П1» с орбитальным запоминающим устройством ЗУ-О.

Радиотелеметрическая система «Трал» обеспечивала телеметрическую информацию о состоянии физических параметров космонавта, работе систем жизнеобеспечения, состоянии и работе всех систем и агрегатов, о ходе полета, ориентации и других параметрах и характеристиках систем корабля, а также о состоянии и работе систем первой, второй и третьей ступени ракеты-носителя.

Станции приема телевидения были расположены в Медвежьих озерах (Московская область), в Красном Селе (Ленинградская область) и в районе старта.

Во время запуска и полета Юрия Гагарина все средства ОКБ МЭИ работали безупречно. Радиотелеметрия подтвердила нормальное функционирование всех систем ракеты-носителя и корабля, если не считать незначительной ошибки в системе управления носителя. Телевизионная система «Трал-Т» выполнила возложенные на нее задачи телевизионного мониторинга состояния самочувствия Юрия Гагарина и всего происходящего на борту корабля.

Интересные факты о Екатеринбурге

♦ Екатеринбург – самый крупный город на сухопутной границе Европы и Азии. По статистике, границу частей света через Екатеринбург каждый час пересекает 78 поездов. Уникальное географическое место находится в семнадцати километрах от центра Екатеринбурга и является одним из самых посещаемых мест города.

♦ Город назывался Свердловском в течение 67 лет (1924-1991).

♦ Екатеринбург – самый компактный город-миллионник страны. В России среди городов с населением свыше одного миллиона жителей нет другого такого аккуратного и хорошо скомпонованного мегаполиса. Протяжённость застроенной территории Екатеринбурга – 20 километров с севера на юг и 15 с запада на восток. Поездка на Екатеринбургском метрополитене от конечной северной станции «Проспект Космонавтов» до конечной южной станции «Ботаническая» занимает всего 19 минут.

♦ В 2002 году комиссия ЮНЕСКО признала Екатеринбург одним из 12 идеальных городов мира.

♦ Ещё древним грекам были известны уральские земли, на которых расположен Екатеринбург. Эсхил, Платон и Геродот упоминали о фантастических богатствах уральской земли, её таинственной силе и населявших её волшебных мифологических существах.

♦ В Екатеринбурге хранится древнейшая в мире деревянная скульптура — Большой Шигирский идол. Он старше египетских пирамид, его возраст — 9 500 лет. Радиоуглеродный анализ фрагментов идола, найденного в окрестностях города, дал сенсационный результат: он был изготовлен каменными орудиями в эпоху мезолита в 8 тысячелетии до н.э.

♦ В Екатеринбурге хранится единственный в своём роде Каслинский чугунный павильон, созданный уральскими мастерами и завоевавший Гран-при и золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Каждый из 25 уральских рабочих, собравших павильон на выставке, получил в Париже в награду за своё искусство именные серебряные часы. Павильон составлен из более чем 1 500 уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весит около 20 тонн. В 1978 году павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

♦ Продукция металлургических заводов Екатеринбурга была использована при создании известнейших архитектурных сооружений и конструкций по всему миру. Первые промышленные станки в Англии были изготовлены именно из уральского железа. В 1820 году крыша здания английского парламента в Лондоне была изготовлена из кровельного железа, произведённого в Екатеринбурге. Уральская сталь использовалась при строительстве Эйфелевой башни в Париже, а уральская медь – при строительстве статуи Свободы в Нью-Йорке.

♦ Екатеринбург — первый город в России, в котором нашли и начали добывать рудное золото. С 1745 по 1922 годы было добыто 559 тонн россыпного и 145 тонн коренного золота – примерно треть в общем балансе России. Но значимость этого уральского металла трудно переоценить: это было первое российское золото. Здесь отрабатывалась технология поисков коренных и россыпных месторождений, технологии переработки руд из содержащих золото песков, конструировались машины по извлечению золота. Словом, значимость уральского золота историческая, геологическая, технологическая — необыкновенно велика.

♦ В XVIII веке до 80 % медной монеты в Российской империи производил Екатеринбургский монетный двор. Почти два века всё население огромной страны ежедневно расплачивалось за покупки уральскими пятаками.

♦ Первый велосипед, аналог современных моделей, был изобретён в Екатеринбурге. Крестьянин Ефим Артамонов соорудил модель, мало чем отличающуюся от современных, и в 1801 году прибыл на ней на коронацию императора Александра I в Санкт-Петербург. Аналогичная двухколёсная «машина для бега» с педалями появилась в Европе только в 1839 году.

♦ Первый в мире реактивный самолет БИ–1 был испытан в Екатеринбурге. 15 мая 1942 года БИ-1 под управлением лётчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. Полёт длился 3 минуты 9 секунд на высоте 840 метров.

♦ Екатеринбург, как и весь Урал, имеет самое непосредственное отношение к открытию космической эры человечества. Именно в Екатеринбурге был изобретён передатчик, позволяющий принимать сигналы со спутника на Землю.

♦ Самый известный в мире шагающий экскаватор, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса, был произведён в Екатеринбурге. Длина стрелы гигантской модели ЭШ 100.100, изготовленной на знаменитом заводе «Уралмаш» в 1980 году, составляет 100 метров. Один ковш такого экскаватора загружает за раз два железнодорожных вагона.

♦ В годы Великой Отечественной войны Свердловск был центром радиовещания СССР — здесь находился самый мощный в стране радиопередатчик и в 1941 году в обстановке строжайшей секретности в cвердловскую радиостудию переехал Юрий Левитан, который получал информацию Совинформбюро из Москвы по телефону. Таким образом, знаменитые левитановские слова «Внимание, говорит Москва» на самом деле звучали из Свердловска.

♦ С 1943 года в городе функционирует Свердловская киностудия – единственная в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, снимающая не только документальное, но и художественное кино.

♦ В годы Великой Отечественной войны в Свердловске хранились коллекции Государственного Эрмитажа, а также были эвакуированы МХАТ имени Чехова и Центральный театр Советской Армии.

♦ Имя Екатеринбурга присвоено подводному атомоходу. Подводный крейсер К-84 «Екатеринбург» был построен в 1984 году в Северодвинске. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на ПО «Севмашпредприятие». К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. В 2003 году на «Екатеринбурге» успешно прошли испытания ракетного комплекса по программе «Синева». В 2006 году с «Екатеринбурга» был успешно запущен ИСЗ «Компас 2».

♦ Миллионный житель Екатеринбурга был рождён 23 января 1967 года.

♦ В 1973 году город был награждён Орденом Ленина «за трудовые и научные заслуги, а также за вклад жителей города в обеспечение разгрома фашистских захватчиков».

♦ В 1979 году город внесён в список исторических городов России.

Читать еще:  Что сделать с двигателя 24 вольта

♦ За всю историю в Екатеринбурге побывало 35 глав государств — начиная от визита императора Александра I в 1824 году и заканчивая саммитами стран ШОС и БРИК с участием 13 президентов, которые прошли 15-16 июня 2009 года.

♦ В 1963 году, когда в уральской столице гостил Фидель Кастро, городскими ЗАГСами было зарегистрировано одиннадцать новорождённых по имени Фидель.

♦ Екатеринбург занимает третье место в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству дипломатических представительств, при этом их консульские округа распространяются далеко за пределы Свердловской области, и обслуживают другие регионы Урала, Сибири и Поволжья. Город имеет обширные внешние связи. В столице Урала периодически проводятся дни культуры других городов и стран. К 2013 году у Екатеринбурга 13 городов-партнёров. Сейчас ведётся активное сотрудничество со многими городами в сфере культуры, науки и промышленности. Примечательным фактом является, например, то, что эмблему клуба НХЛ «Сан-Хосе Шаркс» из города-побратима Сан-Хосе разработал екатеринбургский художник Анатолий Пасека. А специалисты из итальянской Генуи в настоящее время внедряют специальную систему «умного» светофорного регулирования на улицах Екатеринбурга, чтобы избавить город от проблемы дорожных заторов.

♦ Екатеринбург — один из ведущих спортивных центров в России. С городом связано большое количество известных спортсменов, мировых и олимпийских чемпионов. Начиная с 1952 года екатеринбургские спортсмены завоевали на Олимпийских играх 145 медалей (50 золотых, 60 серебряных и 35 бронзовых).

♦ Первый официальный чемпионат страны по биатлону с участием в основном лыжников-гонщиков прошёл в Екатеринбурге на Уктусских горах в 1957 году.

♦ Приняв в 2009 году финальные игры Кубка УЕФА по мини-футболу, Екатеринбург стал самым восточным городом, где проходил финал соревнования под эгидой УЕФА, за более чем полувековую историю организации.

♦ Екатеринбург — один из российских городов, в котором прошли игры Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™.

♦ В настоящее время Екатеринбург — один из ведущих театральных центров России, в городе действует 57 театров, большинство из которых пользуется популярностью не только в России, но и за рубежом. Здания многих театров (например, Театр оперы и балета) являются памятниками архитектуры.

♦ Орган Свердловской государственной академической филармонии в Екатеринбурге считается одним из крупнейших в России. Он весит 22 тонны, состоит из 3 840 труб и 52 регистров. Самые большие трубы весом до 180 килограммов достигают 6 метров в высоту и 40 сантиметров в диаметре. Самые маленькие – не выше 15 сантиметров и 1,5-2 мм в диаметре. Благодаря своим неповторимым звуковым качествам орган участвует в самых различных программах: сольных, ансамблях с певцами и инструменталистами, симфоническим и камерным оркестрами, хором.

♦ Екатеринбург стал первым российским городом, имеющим официальное представительство в кириллической Интернет-зоне.

♦ Два самых северных небоскрёба мира расположены в Екатеринбурге. Жилая башня «Исеть» (209 м) и бизнес-центр «Высоцкий» (188 м) – самые высокие здания не только Екатеринбурга, но и всей страны к востоку от Москвы.

♦ Первый президент России Борис Ельцин начинал политическую карьеру в Екатеринбурге. Город считается одним из форпостов развития демократии в стране. В 2015 году в Екатеринбурге открылся Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр).

Вечные «Жигули»: история и факты

Интересные факты о ВАЗ-2101

Производство

Сборка первых «Жигулей» состоялась в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года и была приурочена к важной для советского человека дате. 22 апреля 1970 года отмечали столетие В.И.Ленина. С того момента производство ВАЗ-2101 начало быстро набирать обороты. Поэтому неудивительно, что в том же году уже было собрано более 23 тысяч машин.

На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб выпустили опытно-промышленную партия таких машин.

С 1970 по 1988 было изготовлено 4 846 900 автомобилей LADA первой модели, включая модификации. Эта модель оказалась самой массовой за всю историю российского автопрома. 19 апреля в АО «АВТОВАЗ» отмечают корпоративный праздник — День первого автомобиля.

О бренде

Знакомая нам серебристая ладья на логотипе «Жигулей», вписанная в стилизованную букву «В» (ВАЗ) — символ движения.

По результатам голосования новый российский автомобиль получил имя «Жигули». Так называлась горная система, расположенная рядом с г. Тольятти. Были у машины и народные прозвища: «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали использовать гораздо позже, в 90-х годах.

Продажи в СССР и за рубежом

В августе 1970 года начались продажи ВАЗ-2101. Первый проданный автомобиль (вишнёвого цвета) хранится сегодня в музее АВТОВАЗа.

Поскольку слово «Жигули» звучало для иностранцев неблагозвучно, при поставках модели за рубеж использовали название LADA.

В 1971 году первая партия автомобилей была отправлена на экспорт в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. Там LADA полюбили за прочность и низкую цену. Всего за указанный год было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA. Что соответствует примерно трети годового экспорта легковых автомобилей СССР.

В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» — на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Таким образом, автомобиль LADA получил широкое признание, составив уже половину от общего числа экспортируемых СССР «легковушек».

До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю». В 1969 году вышел приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали построить огромные автоцентры на 55 постов, но потом взялись за создание проектов 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО.

В 1975 году в СССР организовали 30 действующих спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных (!) СТО. В этот же период через спец. центры поступало на рынок около 150 тысяч автомобилей в год.

Сегодня у LADA около 300 дилеров в РФ, практически все перешли на новый современный стиль.

Признание

В 1973 году автомобиль ВАЗ-2101 получил Государственный знак качества. По результатам голосования журнал «За рулём» назвал модель «Российским автомобилем столетия». Машина только-только вышла в продажу, и, как отмечала редакция, получила признание «авансом». На втором месте в рейтинге оказалась «Волга» ГАЗ-21, на третьем – LADA 110.

В настоящее время

В силу своей надёжности и долговечности, «Жигули» успешно используются и сегодня. По данным АА «Автостат», больше 200 тысяч автомобилей стоит на российском учете в настоящее время. Кроме того, модель участвует в интересных пробегах.

Весной 2017 года Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице совершили на LADA 2101 кругосветное путешествие. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие и сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.

Открыли в Тольятти и сквер имени 50-летия АВТОВАЗа. Одной из его инсталляций стала модель ВАЗ-2101 в застекленном павильоне.

Автоспорт

В 2021 году отмечается не только 50-летие автомобилей LADA, но и 50-летие заводского автоспорта. Впервые «Жигули» приняли участие в соревнованиях в феврале 1971 года. Три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 выступили на зимнем командном чемпионате СССР по ралли. Им достались почетный приз «За волю к победе» и первая проверка возможностей нового автомобиля на спортивном поприще.

В 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов». В ралли «Тур Европы-73» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Золотой и Серебряный кубки.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя малая скорость

В 2004 году ВАЗ-2101 выступил в гонках ретроавтомобилей в Германии. На знаменитом кольце «Нюрбургринг» он стал первым в своем классе, обогнав десятки соперников.

Особенности конструкции

Платформой модели послужил итальянский FIAT-124, который в 1966 году завоевал титул «Автомобиль года».

ВАЗ-2101 отличался от базовой модели. В первую очередь, совершенно новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок.

В коробке передач применены более надежные синхронизаторы. Изменилась кинематика передней подвески, были усилены многие детали, в т.ч. пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. С целью повышения прочности укрепили и кузов автомобиля. Был увеличен дорожный просвет.

В итоге в базовый автомобиль внесли свыше 800 конструкторских изменений.

Хроника ВАЗ-2101

1966 – в общественном центре FIAT прошла официальная презентация нового легкового автомобиля FIAT-124. Он настолько понравился журналистам, что получил почетный титул «Автомобиль года».

1966 – министерство внешней торговли СССР и АО FIAT (Турин, Италия) заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.

1967 – запустили строительство Волжского автозавода.

1968 – прошли эксплуатационные испытания прототипов автомобиля.

1969 – начался монтаж главного конвейера ВАЗа.

1970 – в апреле на главном конвейере завода были собраны первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. В августе «Жигули» поступили в продажу. Первую машину продали жителю г. Тольятти. Через 19 лет раритетный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но уже в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль нового автомобиля LADA SAMARA, подаренного предприятием.

1971 – собрали 100-тысячный ВАЗ-2101 светло-палевого цвета, который сегодня тоже находится в музее.

Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь ВАЗа по выпуску 220 тыс. автомобилей в год.

1974 – выпустили миллионный автомобиль ВАЗ-2101.

1975 – с главного конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-21011.

1979 – с главного конвейера Волжского автозавода сошел 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.

1984 – был собран последний ВАЗ-2101 первой модификации.

1988 – вышел последний автомобиль семейства ВАЗ-2101.

Всего за период 1970-1988 гг. было выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций.

5 фактов о CheryExeed TXL, которые нужно знать перед покупкой

Дочерний бренд китайской компании Chery официально начал продажи своего первого кроссовера в России. Премиальный CheryExeed TXL доступен в двух комплектациях со стартовым ценником в 2,25 млн. рублей. Стоит ли эта машина своих денег, и какие факты нужно знать перед покупкой?

Он вам не Tiggo 8

Многие сравнивают паркетник CheryExeed TXL с Chery Tiggo 8, называя их чуть ли не братьями-близнецами. Да, обе модели являются одноклассниками в сегменте полноразмерных SUV, однако за счет налета премиальности у «ТХЛ» выше стоимость.

При этом в техническом плане кроссоверы совершенно разные, несмотря на общий бренд и происхождение. Так, в основе Tiggo 8 лежит модульная архитектура T1X, в то время как TXL построили на базе Chery M3X. Габариты «китайцев» также разнятся: «премиумный представитель» на 75 мм длиннее (4775 мм) и на 25 мм (1885 мм) шире «восьмерки». Расширение колесной базы до 2800 мм позволило увеличить пространство для ног задних пассажиров. А вот прибавка в 20 мм к дорожному просвету (210 мм в итоге) придется по вкусу всем будущим владельцам CheryExeed TXL, ибо клиренса много не бывает.

ЧериЭксид ТХЛ – дорогой кроссовер

В базовой комплектации TXL Luxury оценен в 2 249 900 рублей, а максимальная комплектация Flaghip, отличающаяся лишь начинкой и оборудованием, обойдется покупателю в 2 399 900 рублей. К примеру, топовый Тигго 8 можно купить за 1,8 миллиона рублей.

Как ни странно, но премиальность бренда диктует его ценник. И в этом сегменте придется отвыкнуть от стереотипа дешевых китайских автомобилей, «выживающих» на российском рынке за счет демпинга и хорошего соотношения цены и оборудования.

Один мотор – одна коробка

С моторной линейкой у «первенца» бренда все просто – безальтернативная моторно-трансмиссионная связка, состоящая из турбомотора на 1,6 литра рабочего объема и роботизированной коробки. Силовой агрегат под кодовым названием F4J16 из семейства Acteco третьего поколения выдает в пике 186 л.с. (в китайской версии 197 л.с.), что является одним из лучших показателей по мощности в мире для такого объема.

Помогли собрать китайцам двигатель специалисты из компании AVL, размещенной в Австрии. С коробкой же мудрить не стали – «старый добрый» Getrag 7DCT 300, семиступенчатый «робот» с двойным сцеплением мокрого типа. Привод только полный с муфтой от BorgWarner на задней оси, переднеприводных модификаций в России не предвидится.

Заявленная максимальная скорость CheryExeed TXL составляет 185 км/ч при разгоне с нуля до сотни в 9,8 сек. Tiggo 8 чуть быстрее в плане максимальной скорости (200 км/ч), но по разгону уступает 0,2 сек. При этом двигатель TXL может работать на бензине АИ-92 и в смешанном цикле потребляет 7,8 литра. Вполне неплохой показатель для такой мощности мотора и при таком объеме ДВС.

Полный «премиум-пакет»

В заявлениях компании CheryExeed не раз звучала фраза о том, что модели этой марки получат самое современное оборудование и опции, которые не будут доступны на машинах от Chery. Будем откровенны, действительно в TXL есть уникальные опции, к примеру, система интеллектуальной автопарковки с задействованием камер кругового видеообзора и датчиков парковки.

Активная и пассивная безопасность представлена 14 различными системами, фронтальными и боковыми «эйрбегами», а также шторками безопасности на обоих рядах кресел. В связи с чем, с большой долей вероятности, Эксид ТХЛ является одним из безопаснейших паркетников китайской компании.

Впрочем, премиальность модели выражается и в интерьере кроссовера. Использование кожи и высококачественных материалов при отделке салона, большие дисплеи виртуальной приборки и медиасистемы (по 10 дюймов), акустика премиум-класса Arkamys – все это и явилось катализатором повышения цены.

Разница между комплектациями невелика

И если вы уже решились на покупку этого кроссовера, то настало время разобраться с его комплектациями. Ведь по факту, вы переплачиваете лишь за оборудование и ряд опций целых 150 тысяч рублей.

Так, в максимальной комплектации вы получаете:

  • 19-дюймовые колесные диски с шинами Continental вместо R18;
  • светодиодную головную оптику взамен галогеновых фар;
  • панорамную крышу и два дополнительных динамика аудиосистемы;
  • тонированные боковые задние стекла и возможность переключения передач подрулевыми лепестками;
  • электрорегулировку у пассажирского переднего кресла;
  • атмосферную подсветку салона с возможностью выбора цвета и яркости;
  • систему видеообзора 360 градусов, передний парктроник и систему автопарковки;
  • мониторинг «слепых» зон и ассистент при выезде задним ходом.

Стоит ли вам переплачивать, конечно же, решать вам. Однако нужно понимать, что на рынке есть обновленный KIA Sorento, Hyundai Santa Fe, Toyota RAV4, которые хоть и не относятся к премиум-классу, но при этом обладают схожим ценником и «начинкой».

В автосалоне «Мас Моторс» вы можете приобрести CheryExeed TXL со скидкой до 451 тыс. рублей. Оставьте заявку уже сейчас на сайте или по телефонам: 8 (800) 551-99-10, 8 (495) 292-57-42.

Ссылка на основную публикацию