Геннадий холодный роторный двигатель

Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили, что «кулибинщина» бывает разная.

В ынужден признаться сразу: этот материал задумывался как стопроцентно развлекательный, как повод в очередной раз подивиться на странные самоделки и тех, кто их изобретает. Но в процессе подготовки выяснилась пара интересных деталей. Мы решили поговорить не просто о самодельных авто (это отдельная тема), а о чем-то большем – всегда интересно, когда человек посягает на сами принципы устройства автомобиля. Мы все, как правило, считаем, что изобрести что-то новое в этой области очень сложно – и уж во всяком случае, невозможно сделать это в собственном гараже или комнате «хрущёвки». Мы свыклись с мыслью, что время изобретателей-одиночек осталось где-то в первой половине XX века. Но возможно, мы ошибаемся.

Изобретатель колеса

Начнём с якобы изобретённой технологии езды на спущенном колесе. Современных «кулибиных» очень любит телевидение – сюжеты о них с завидной регулярностью появляются и на региональных, и даже на центральных каналах. Своя минута славы выпала на долю Алексея Мишина из Екатеринбурга – в 2012 году его «изобретение» попало в эфир «Россия 2».

Телевизионщики, если это не специализированные автомобильные каналы, как правило, не слишком разбираются в автомобиле и транспортных технологиях вообще, и это был один из тех случаев, когда они пали жертвой своего неведения. Как, видимо, и сам изобретатель. В сюжете его «ноу-хау» противопоставляют технологии Runflat, но ничего не говорят о прочих экспериментах с различными вариантами усиления шин, ведущихся едва ли не с начала прошлого века – скажем, о мишленовской «бронированной» шине PAX-System. Помимо отсутствия явной новизны «изобретение» екатеринбуржца сложно разбирается и собирается, сложно балансируется и по сравнению с обычным колесом имеет огромный вес.

«Новый вид автомобильного топлива – вода обыкновенная»

Именно так решил назвать следующее видео его автор – и, разумеется, собрал немало просмотров. Надо заметить, что автор этого изобретения — не из России, но обделить его вниманием мы просто не могли. В кадре – таксист Тарас из Луцка, который «придумал», как использовать воду в работе ДВС. Однако через какое-то время после начала просмотра выясняется, что вода используется не как топливо, а как дополнение к нему, уж простите за спойлер. Тарас перешёл на низкооктановый бензин («залейте сюда 95-й – получится реактивное топливо, прогорят поршни») и утверждает, что расход топлива, если смешивать его с водой, значительно сокращается… Впрочем, по бортовому компьютеру это не особо заметно.

Полная ли это чушь? Совсем нет: еще в годы Второй мировой войны на некоторых самолётах и танках США и Германии применялись двигатели, в цилиндры которых в максимально распылённом виде подавалась вода. Мгновенно вскипая и превращаясь в пар, она давала прибавку к силе, действующей на поршень.

Не новинка это и для «кулибиных» – в СССР с этим охотно экспериментировали двигателисты-самодельщики. Грамотно впрыскивать воду – технически сложная задача, и исследования по ней ведутся до сих пор. И отнюдь не только Тарасом из Луцка.

Двигатель без клапанных пружин

Началось всё с видео, снятого самими авторами изобретения. Видео, вероятно, увидели телевизионщики, за чем последовал очередной сюжет, наделавший немало шума в автомобильном сообществе. Шум получился разный – от удивленных возгласов до гомерического хохота. Умельцы из Торбеево (Мордовия) исключили из ГРМ клапанные пружины, возложив функцию возвращения клапана в седло на магнитный кулачок распредвала. На какое-то время сюжет может заставить вас даже всерьёз задуматься, пока один из изобретателей не произносит фразу… Впрочем, смотрите сами.

Можно и 1 000 «лошадей» снять, но, действительно, зачем. Если взглянуть на историю эволюции ГРМ, то видно, что классическую клапанную пружину пытались заменить (и в ряде случаев успешно заменили) множеством разных механизмов – тут и вставленные одна в другую несколько пружин, и знаменитый десмодромный привод Ducati, и пневматические толкатели Формулы-1… Как говорится, сложно, но можно.

Эксперименты с магнитами тоже были, но к настоящему времени прекратились – с ростом температуры магнитные свойства ослабевают, да и на высоких оборотах магнитные кулачки не слишком хорошо возвращают клапаны, а кроме того, такой механизм сложно разбирать и собирать, продукты износа магнитятся к рабочей поверхности… и так далее.

Двигатель, собранный в Торбееве, действительно может иметь сниженное трение в ГРМ, но проверку длительными пробегами, высокими оборотами и температурами едва ли пройдёт. А уж идея снимать ЭДС посредством установки катушек над магнитами, чтобы отказаться от классического генератора, выглядит и вовсе утопически – очень вероятно, что кулачки просто перестанут должным образом магнититься и выполнять свою прямую функцию.

Роторный двигатель за зависть Мазде

На этот раз тему прорывных автомобильных технологий взялся освещать телеканал «Россия 1», предварив сюжет хлёстким комментарием: «Дело жизни – под капот Мазды». Из видеоряда следует, что ростовский изобретатель, пенсионер Геннадий Холодный, за 10 лет придумал новый тип роторного двигателя: «Нету перегрузок, нету трения, ничего не изнашивается», — описывает своё творение Холодный.

Компактность, малый вес, более чем тройная экономия топлива, высокая мощность (на собранном образце заявлено 240 л.с) – и, к сожалению, никакой конкретики по конструкции. Этому можно найти объяснение: российский патент уже получен, но шпионы-то не дремлют. По словам автора, к нему с целью приобретения технологии уже обращались из Японии и Китая.

Этот случай выделяется из ряда приведённых выше «изобретений» — в целом, ничего фантастичного или откровенно шарлатанского здесь, в первом приближении, не просматривается, и можно допустить, что изобретение ростовчанина имеет шансы хотя бы частично оказаться дельным. В конце концов, над вариациями роторных двигателей инженеры бьются не одно десятилетие – одних только роторно-лопастных (РЛД) вариантов существует около десятка. РЛД прочили и на печально известный Ё-мобиль, да только вот забывали сказать, что работоспособных образцов изобретателям РЛД во всех его модификациях удалось собрать всего по нескольку штук (иным не удалось и этого): проблем, не учтённых в теории и вылезших на практике, как правило, оказывалось слишком много.

Двигатель Ибадуллаева

Именно под таким названием эта конструкция известна теперь. И в отличие от всех вышеперечисленных, она действительно уникальна и действительно работает. Хотя фон вокруг неё был точно такой же, как и во всех остальных случаях: первые упоминания в сети, сюжет на крупном канале – в этот раз репорт организовал НТВ. Но волны критики не последовало, а последовали обзоры и доклады, как с точки зрения термодинамики, так и с точки зрения работы 4-тактного ДВС, на тему с условным названием «почему именно конструкция Ибадуллаева работоспособна». Гаджи Ибадуллаев из Махачкалы поднял компрессию в цилиндрах 8-клапанного двигателя своей «десятки» до 22 (вместо обычных 9,9) и получил увеличение КПД до 65%. Это то, что рассказывается нам в сюжете. Но… как?!

Дело в том, что помимо возросшей компрессии – для чего изобретатель уменьшил камеру сгорания практически вдвое – контроллер двигателя Ибадуллаева хитро играет с углом опережения зажигания. Вспоминаем теорию ДВС: этот угол нужен, чтобы воспламенять смесь не в ВМТ, а чуть раньше – иначе часть топлива не сгорит от искры, а взорвётся от сжатия, и возникнет детонация. Чтобы её избежать, можно делать зажигание и поздним (поджигать смесь после ВМТ), но отдача обычного двигателя при позднем зажигании хуже, чем при раннем, и поэтому традиционно с ростом оборотов зажигание становится всё более ранним. Но Ибадуллаев посчитал, что если двигатель имеет высокую степень сжатия и работает на высоких оборотах, позднее зажигание позволяет передать на маховик большую мощность, нежели раннее зажигание на двигателях с низкой (обычной) степенью сжатия.

На низких оборотах в двигателе Ибадуллаева, как и в обычном моторе, применяется раннее зажигание, с ростом оборотов становясь всё более ранним, но по мере открытия дроссельной заслонки наступает такой момент, когда угол опережения увеличивать больше нельзя (если почти всё топливо горит на впуске, оно тормозит поршень на пути к ВМТ), и тут зажигание становится поздним! Ибадуллаев в своей работе (некоторое время назад её можно было найти в Сети) углы опережения/запаздывания зажигания на разных оборотах не приводит (и это понятно), но более-менее удачные эксперименты по запросу «двигатель Ибадуллаева» уже реализованы и опубликованы.

Читать еще:  Характеристика двигателя бмв s85

Для успеха исследователю этой темы нужна сбалансированная работа следующих элементов: расходомер (датчик расхода воздуха), датчик поворота коленвала и ЭБУ двигателя с модернизированной прошивкой, которая позволяла бы в определённый момент делать зажигание поздним. Сложно рассказать 180-страничный труд в паре абзацев, но суть можно свести к следующему: Ибадуллаев не просто поднял давление в цилиндрах, а научился удерживать его на высоком уровне после прохождения поршнем ВМТ, в то время как в обычном двигателе давление в цилиндре спадает резко, сразу после начала движения поршня вниз. В результате возникновения этой «полки» поршень на рабочем ходе оказывает серьёзное давление на рычаг коленвала ровно в тот момент, когда последний имеет наибольшую длину, и потому обеспечивает наибольший КПД.

Что дальше?

К сожалению, в последние годы скромный мужчина из Махачкалы Гаджи Ибадуллаев исчез и с объективов камер, и с просторов Интернета – даже с его официального веб-адреса пользователя теперь перекидывает на «левый» сайт о туризме. Создаётся впечатление, что детище Ибадуллаева теперь развивают исключительно добровольные последователи-энтузиасты. Не исключено, что технических проблем с этим двигателем немало, однако вот же он, на видео – автомобиль, в двигателе которого реализован новаторский принцип. Ездит, удивляет немного странным звуком работы мотора, обгоняет мощные джипы и здорово экономит топливо. Мы обещаем вернуться к этой теме.

Так было, и так будет всегда: любое общественно важное явление, будь то область искусства или технического прогресса, всегда обрастает кучей шарлатанов, жуликов и сумасшедших, жадных до популярности. Но настоящие гении всё ещё есть. Гении, соединяющие пару простых, давно известных вещей, чтобы получить что-то совершенно новое. Собрать автомобиль будущего в гараже сложно, но кто сказал, что теперь это стало невозможным?

Пламенный мотор ни к чему нашему Титанику.

Все чаще убеждаюсь в поговорке что никто не пророк в своем отечестве.
В России вообще пророков нет. На тех, кто бескорыстно пытается что-то сделать для будущего этой страны, в лучшем случае смотрят как на чудаков.
В худшем — с подозрением или откровенной насмешкой.
С одним из таких пророков мне посчастливилось быть знакомым лично. Это Геннадий Константинович Холодный. Он изобретатель. Всю жизнь изобретает для своей Родины полезные вещи, которые могли бы двинуть экономику, если их внедрить в производство. А на выходе получается, что современной России вообще не нужны технические изобретения.
Даже такие, как сверхэкономичный, сверхкомпактный и сверхмощный двигатель внутреннего сгорания.


Роторный двигатель оригинальной конструкции Геннадия Холодного запатентован должным образом и официально признан изобретением. О необычных свойствах двигателя может судить даже дилетант в технике. При весе менее 40 килограммов, двигатель развивает мощность в 240 лошадиных сил. Он «питается» обычным бензином, и потребляет всего 50 граммов топлива в час, из расчета на одну лошадиную силу. Среднее потребление обычного двигателя современного автомобиля — около 200 граммов.

Коэффициент полезного действия впечатляет! По мощности это примерно восьмицилиндровый двигатель объемом четыре литра. При этом движок Геннадия Холодного весьма компактен: он в 4-5 раз меньше по габаритам, чем обычный двигатель марки ЯМЗ.

Идею двигателя внутреннего сгорания повышенного давления Геннадий Холодный опубликовал еще в 1977 году, в популярном тогда журнале «Техника — молодежи», под рубрикой «Патенты со всего света». Она еще тогда вызвала положительные заключения специалистов. С годами концепция менялась, совершенствуясь. Были вихревой, роторный, кривошипно-детонационный, газотурбинный двигатели. Последняя, выверенная до мелочей модель называется «кривошипно-веерный двигатель непрерывного горения». В своей домашней мастерской Геннадий Константинович вместе со своим помощником, тоже изобретателем Олегом Шагиняном изготовил опытную модель. Сейчас проводятся ее испытания на стенде. По словам изобретателей, результаты обнадеживающие.


Стенд в мастерской, на котором испытывается двигатель

Необходимый эффект достигается за счет применения принципа непрерывного горения топлива внутри двигателя. Рабочий цикл все тот же, четырехтактный: всасывание топливо-воздушной смеси, сжатие, рабочий ход, выхлоп. Лопасти, что закреплены внутри на вращающемся роторе, изменяют объем камеры, увеличивая скорость вращения.

Изобретатели разработали два типа двигателей: «тяговитый», который предназначен для сельхозтехники других рабочих машин, а также «оборотистый», с повышенным крутящим моментом. Его можно использовать в авиации или в спортивной технике: гоночных автомобилях, на скутерах. На оба мотора уже получены патенты.

Сильной стороной своего изобретения Г.К. Холодный считает экономичность. К примеру, такой движок может обеспечить работу маленькой электростанции мощностью в десять киловатт, потребляя всего литр топлива в час. Он очень бы пригодился вдали от источников электроэнергии, там где приходится экономить горючку.
Или мини-земснаряд для очистки дренажных каналов, малых рек и проток. Мощная помпа потребляет столь же малое количество бензина, давая на выходе впечатляющую мощность.

Двигатели Геннадия Холодного:

«оборотистый»


«тяговитый» (для представления о габаритах рядом сигаретная пачка)

Интерес к моторам Холодного поначалу проявил Азовский оптико-механический завод. В середине 90-х там были готовы освоить серийный выпуск двигателя, но все же предпочли заняться лицензионной сборкой японских швейных машин.

Приезжали в Ростов конструкторы известного «ё-мобиля», или «концепт-кара для бедных», который разрабатывается под эгидой предпринимателя Михаила Прохорова. Они смотрели двигатель, хвалили разработчика, но дальше дело не пошло. На «ё-мобиль» поставили гибридный мотор (спаренный с электрогенератором) мощностью всего 60 лошадиных сил. Иметь 240 экономичных лошадей под капотом, как предлагал ростовчанин, для «ё-мобиля» оказалось ненужной роскошью.

Письмо в адрес ростовского изобретателя пришло от японской автомобильной компании «Мазда», которая стала пионером в массовом производстве автомобилей с роторными двигателями. Но японцы также лишь обозначили свой интерес — и только.

Зато недюжинную настойчивость проявили китайцы. Пять раз(!) представители Поднебесной приезжали в Ростов, встречались с изобретателем, просили передать им права на этот двигатель. Но ростовчанин не спешит расставаться с любимым детищем. Во-первых, двигатель нуждается в практических испытаниях. Во-вторых, негативный опыт общения с китайцами остался у Холодного с 90-х годов, когда те хитростью выманили у него чертежи мини-трактора, быстро освоили его производство а потом стали поставлять этот же трактор нам в Россию, в том числе и в Ростов.

Геннадий Холодный считает, что его изобретение нужно России, хотя деловые люди не проявляют к нему интереса. Для большой аграрной страны иметь небольшую экономичную тягу для тракторов, грузовых автомобилей, катеров или электростанций, означает большой экономический эффект и решение многих проблем. Изобретатель пока работает над своими моторами, доводя их до совершенства. И надеется на будущее.

Во дворе частного дома Геннадия Константиновича Холодного стоят его разработки: мини-грузовик «Хуторок», сконструированный для использования на селе, микроавтобус «Вихрь», несколько сеялок, катер с установкой для очистки неглубоких каналов и речных проток. Все эти вещи, в принципе необходимые народному хозяйству, построены в одном экземпляре, успешно испытаны, и. заняли свое место во дворе ростовского изобретателя.

Перспективные разработки Геннадия Холодного, построенные в единственном экземпляре и стоящие на его дворе:

Мини-грузовичок для села «Хуторок»


Мини-земснаряд, способный экономично чистить и углублять небольшие русла


Сеялка оригинальной конструкции

Возвращаясь к пророкам в своем отечестве. В 2010 году весь мир восторгался выходцами из России Геймом и Новоселовым, которые изобрели сверхтонкий материал графен. Он сулит огромные перспективы в самых разных отраслях науки и техники. Президент Медведев даже предложил ученым приехать поработать в Сколково, но они категорически отказались.

Я догадываюсь о причинах отказа. Изобрети Гейм и Новоселов этот графен здесь, в России, они бы до сих пор маялись с ним в своей лаборатории. При уничтоженном производстве Россию вообще не интересуют никакие изобретения. Напротив, от них лишь головная боль. Дешевле и проще все покупать в Китае, а прибыли получать от торговли газом и нефтью.

Вот так и с двигателями Холодного. Они наверняка пригодились бы китайцам. Но они не нужны на борту нашего Титаника. У нас и так все в порядке: мы идём ко дну.

Количество просмотров: 12102

  • Изобретатель
  • Холодный Геннадий
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Читать еще:  А17дв для какого двигателя

Вертолет — не роскошь, а средство передвижения

Когда Холодному было 13 лет, вместе с одноклассниками его отправили на летнюю практику в колхоз. В школе ребятам сказали, что они будут собирать яблоки, а на деле оказалось, что им предстояло сажать деревья тютины.

— Рыть лунки — дело скучное и утомительное, в первый же день мне это жутко надоело, — вспоминает Геннадий Константинович. — И я стал думать, как бы облегчить себе жизнь.

Из старого конного плуга и двух колес от велосипеда он смастерил автоматическую сеялку для саженцев. Запряг в агрегат двух лошадей и за два дня засадил участок в 65 гектаров — это месячная норма целой бригады.

Умные люди посоветовали отправить заявку в комитет по изобретениям и открытиям. Ответ не заставил себя долго ждать: парнишку пригласили в Москву. Принимая во внимание всю значимость ситуации и вопреки всем правилам в столице Холодному даже выписали паспорт. Юное дарование поддержал сам академик Лысенко. Но большое собрание из 400 академиков в Академии наук СССР, одобрив машину в принципе, зарубило ее на корню. Ну не смог юный кулибин научно обосновать свой принцип разделения саженцев при посадке — словарного запаса не хватило. Ростовчанина похлопали по плечу, пожелали дальнейших успехов, а через год в промышленном производстве появилась похожая рассадопосадочная машина Чашкина. Все то же самое, только без автоматической подачи рассады. Видно, академики с автоматикой так и не разобрались.

Конструктор от Бога, он не прошел в автомобильный техникум по конкурсу. Стал скульптором, отучившись в ростовском художественном училище имени Грекова. По заказу Михаила Горбачева возвел в Ставрополе монументальную композицию «Комсомольская горка». А за скульптуру «Трудный хлеб» (памяти первой женской тракторной бригады) под городом Миллерово стал первым лауреатом Дона в области изобразительного искусства. Он ваял и изобретал.

Его «Вихрь» был первым в мире микроавтобусом. Да еще с алюминиевым кузовом, как у самолета. Он вмещал 5 пассажиров, развивал максимальную скорость 160 километров в час и съедал всего 9 литров бензина на 100 километров. В 1984 году чехословацкий журнал «Svetmotora» назвал чудо-автобус «Автомобилем года». «Вихрь» стал лауреатом всесоюзного конкурса. В 1989 году в авторалли «Набережные Челны-Москва» занял восьмое место. На своем микроавтобусе ростовчанин участвовал в популярной в то время телепрограмме «Это вы можете».

Спустя некоторое время японская «Subaru» выпустила почти точную копию русского «малыша», только с другим двигателем и стальным корпусом. Тогда Холодный модифицировал «Вихрь» — собрал своими руками минигрузовик «Хуторок». Грузоподъемность — 500 килограммов. Скорость — 95 километров в час. Расход дизельного топлива — всего 1,5 литра на 100 километров. Масса грузовичка — 280 килограммов. А стоимость ниже, чем у мотоцикла с коляской. Для сельской местности такая машина просто находка. По подсчетам Холодного, ежегодная потребность только Ростовской области в «Хуторке» составляет 3000 штук. Выпуск именно такого количества и планировалось осуществить на одном из местных заводов. Однако грянула экономическая реформа, предприятие оказалось в глубочайшем кризисе, и от своих планов изобретателю пришлось отказаться.

Потом был детский автомобильчик «Юниор». Просто игрушка! Но с серьезной «начинкой». Технология выдержана полностью, однако с поправкой на возраст водителей: от 5 до 10 лет.

— Я считаю, чем раньше человек сядет за руль, тем лучше. Значит, на дорогах будет меньше аварий. Ведь безаварийное вождение приходит с опытом, — убежден Геннадий Константинович.

В 1960-е годы он работал на Украине. От Ростова — 500 километров. На машине на дорогу уходил почти весь день. Чтобы не терять драгоценное время, сделал себе вертолет.

— Два часа лету — и ты дома, — вспоминает Холодный. — На сборку «вертушки» ушла всего пара месяцев. Так ведь ничего там сложного нет: сиденье, двигатель с винтом и руль управления. Даже кабины не было. Поднимался на высоту 50, 100 метров, а пару раз — при хорошем ветре — и на 3 километра.

В своей винтокрылой машине изобретатель использовал принцип конвектора: взлетает она как вертолет, а дальше летит как самолет. Управлять им необычайно легко. Единственное требование к пилоту — умение держать равновесие. Если вы когда-нибудь катались на велосипеде, то вмиг освоите «вертушку».

В Ростове Геннадий Константинович сажал вертолет прямо на крышу своего дома. Для этого специально сделал ее плоской. С соседями проблем не было, а власти спустя два года спохватились.

— Побоялись, что я за границу улечу, — смеется изобретатель. — А у меня и в мыслях такого не было. Незадолго до этого я вернулся из Италии, где 3 месяца работал над барельефом. И хотя условия мне создали великолепные, очень хотелось домой. Я сильно скучал по Ростову, по СССР.

Запретили не только летать. Велели разобрать машину до винтика. Холодный предписание выполнил, но многие детали предусмотрительно сохранил. Сейчас он снова собирает свой вертолет. Разрешение на полеты получить стало гораздо проще.

В середине 1980-х ему предлагали выгодные контракты частные фирмы из Турции и Италии. Должность генерального конструктора и собственное конструкторское бюро. Были интересные предложения от «Volvo», которое заинтересовалось суперэкономичным дизельным двигателем — расход 160 граммов топлива на 1 лошадиную силу. Это меньше, чем у самих шведов, — почти на 30 граммов. Скульптор отказался — по убеждению. Все, что сделает, считал он тогда, должно остаться в России. Но автор десяти уникальных автомобилей, сотни блестящих рационализаторских предложений, десятка патентов так и не смог внедрить подавляющее большинство из них в серийное производство на Родине.

Ни дня без идеи — таково жизненное кредо ростовского изобретателя Геннадия Холодного

В следующем году известному скульптору и конструктору исполнится 80 лет

Скульптурная композиция «Тачанка» — достопримечательность Ростова-на-Дону, которая уже давно стала одним из символов города. Но мало кто знает, что к ее созданию свою руку приложил знаменитый изобретатель и скульптор многих известных памятников Геннадий Константинович Холодный. За его плечами более 170 различных изобретений и проектов, он мастер спорта международного класса по мотоспорту, тренер по картингу. А когда-то он был лишь любопытным мальчишкой, только вступавшим на путь гения-конструктора…

Изобретатель мечтает построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины. Фото: Владимир Солнечный.

Реактивный велосипед

В середине сороковых семилетнему Гене подарили сломанный мотоцикл.

— После войны в земле оставалось еще много неразорванных снарядов и мин. Сколько тогда любопытных мальчишек погибло в «исследованиях» этих снарядов. А меня, как самого любознательного, родители решили обезопасить и подарили этот поломанный двухколесный. Я его разобрал, собрал и починил!

С этого момента в Геннадии Холодном пробудился изобретатель. Мальчик интересовался всеми устройствами и машинами. Самоучка, он пробовал изобретать. Однажды чуть не погиб при попытке запустить реактивный велосипед собственного производства:

— Мне было 12 лет. Прикрепил под сиденье велосипеда снаряд, заполненный порохом, и металлический защитный кожух. На следующий день вся школа собралась посмотреть на испытания реактивного велосипеда. Я оседлал свою ракету, зажег фитиль и с гордым видом начал разгоняться. Велосипед дергало все сильнее и дальше, скорость увеличивалась, я понял, что переборщил с порохом, — раздался взрыв. Дальше осознаю себя летящим, но недолго — полет завершился в кусте терновника. Велосипед закинуло на дерево, а на месте взрыва — только черное пятно да погнутое колесо. На школьном дворе вопли ужаса, дети позвали учителей. На глазах моих одноклассников появляются слезы. Тут сверху падает велосипед, а из кустов весь подранный, с лохмотьями вместо одежды вылезаю я.

Но со временем баловство с техникой привело к созданию действительно полезных и уникальных вещей. Когда Геннадию было тринадцать, вместе с другими школьниками его послали на поле сажать саженцы тутовника. День мальчишка провел на поле. И пока работал, возникла мысль, как избежать тяжелой работы и при этом выполнить план. Он собрал лесопосадочную машину:

— Взял старый плуг, велосипед довоенного образца, старую духовку от печки, немного поработал в кузнице — и получился такой аппарат, на котором мы вдвоем с товарищем за два дня засеяли 60 гектаров полей — сезонная норма целой бригады рабочих!

Читать еще:  Где хорошо капиталить двигатель

Такое не могло остаться незамеченным. Тринадцатилетнего мальчишку пригласили в Москву — защищать свое изобретение перед 400 академиками. В столицу Геннадий ехал не с пустыми руками, кроме лесопосадочной машины он вез и другие чудеса — роторный комбайн и сеялку для многоколосной пшеницы.

Несмотря на то что Геннадия поддержал сам академик Лысенко, большое собрание в Академии наук СССР зарубило идею на корню. Не смог мальчик научным языком объяснить принцип своего изобретения. А через год в промышленном производстве появилась машина Чашкина. Она почти полностью копировала лесопосадочный аппарат Холодного.

— Помню, все крутился вокруг меня этот Чашкин, угощал эскимо, конфетами и расспрашивал про мое изобретение. Ну, а я маленький был, наивный, было приятно делиться своим успехом со взрослым ученым, — вздыхает Геннадий Константинович.

Но неудача не испугала юного изобретателя — в 19 лет он выдал почти 100 проектов по улучшению работы в сфере сельского хозяйства.

Изобретатель становится… скульптором

В конце пятидесятых Геннадий Холодный начал службу в армии. Одаренного конструктора заметили сразу — ему выделили помещение для творчества, где Геннадий собрал автомобиль. Машина с дюралевым корпусом по плацу аэродрома разгонялась до 250 километров в час. Здесь же Геннадий Холодный познакомился с авиационной техникой — окончил летное училище, служил пилотом, выполнял важные, иногда и секретные, миссии, одна из которых чуть не стоила ему жизни:

— Я пилотировал самолет на Северном полюсе. Произошло обледенение, самолет стал неуправляемым, и пришлось совершить аварийную посадку в дикой местности. Это суровый край, холод -52 °С, еды нет, ледяные торосы затрудняли ходьбу. Наши жизни спас белый медвежонок. Когда мы его заметили, хотели убить. Но поколебались, решили идти за ним. Медвежонок обходил все места с тонким льдом, и мы шли прямо по его следам, чтобы не провалиться в холодную воду. Через две недели закончилась еда, а наш спаситель поймал огромную рыбу — весом килограмм в сто, наверное, съел только голову, а остальное бросил. Так мы этой рыбой спасались целую неделю. Медведь вывел нас к воде, где мы смогли послать сигнальную ракету и вызвать помощь. Немного позже над местом, где нас забрали, пролетал вертолет, и его пилот обнаружил там целую семью взрослых белых медведей. Видимо, они шли по нашему следу, и страшно подумать, что бы было, если бы нашу ракету не заметили и нас не забрали.

Демобилизовался Геннадий как пилот-инструктор воздушной дозаправки. После службы он окончил Художественное училище имени Грекова и стал скульптором. На его счету скульптурная композиция «Тачанка» на южном въезде в донскую столицу и Памятник Стачке 1902 года, бюст Ленина во Дворце съездов СССР, памятник партизанам в Италии. Геннадий Холодный стал настолько известным, что сам Михаил Сергеевич Горбачев пригласил его сделать в родном Ставрополе композицию «Комсомольская горка». А благодаря монументу «Трудный хлеб» в городе Миллерово скульптор стал первым лауреатом Дона в области изобразительного искусства:

— Как-то раз я узнал, что в городе Миллерово во время войны погибло более 10 тысяч женщин-механизаторов, перевозивших хлеб на фронт. Этот факт вызвал настолько живой отклик в моей душе, что я решил увековечить этот геройский труд памятником. Назвал его «Трудный хлеб». Когда монумент был установлен, проезжающие мимо него женщины, пережившие тот сложный период, останавливались, смотрели и плакали, вспоминая свое прошлое, погибших боевых подруг. Эта искренняя человеческая реакция стала для меня самой большой наградой.

Вертолет своими руками

Конструктор и скульптор прекрасно уживались в Геннадии. Так, в одно время находчивый изобретатель собрал настоящий вертолет:

— В 60-х я работал на Украине — украшал остановочные павильоны художественными фресками из мозаики. Работа находилась за 500 километров от дома. Ездить на машине или мотоцикле было неудобно. Тогда я и собрал свою «вертушку». Мини-вертолет состоял из сиденья, двигателя с девятиметровым винтом и рулем управления. Моя «Стрекоза» развивала скорость до 250 километров в час и набирала до трех километров высоты! На ней я с легкостью преодолевал путь, бывало, и меньше, чем за пару часов.

Крыша дома изобретателя служила взлетно-посадочной площадкой для «вертушки». Своим «небесным конем» Геннадий пользовался два года! Любопытные ростовчане со всего города приезжали посмотреть, как Холодный сажает свою «Стрекозу». А потом местные власти летать запретили — рядом с его домом пролегала высоковольтная линия, пришлось вертолет разобрать.

Изобретательский гений Геннадия Холодного, казалось, никогда не засыпал. В середине семидесятых родился его «Вихрь» — микроавтобус, компактный снаружи, но просторный внутри, машина была рассчитана на пять посадочных мест. И расход бензина был минимальный — четыре литра на 100 километров. «Вихрем» заинтересовались многие, он стал участником нескольких выставок, его запустили в серийное производство на Подольском заводе. Геннадия Константиновича неоднократно приглашали на работу за рубеж. Но он гордо отказывался.

— Я ведь для нашей страны это делал, хотел улучшить жизнь советского человека, рассказывает он. — И «Вихрь» задумывался мной как дешевый, доступный автомобиль — не дороже мотоцикла. Таким он и вышел.

Следующим интересным изобретением Геннадия стал мини-грузовичок «Хуторок». Двигатель от мотоцикла «Ява», колеса — от мотороллера. А грузоподъемность — 500 килограммов! Машина набирала до 95 километров в час и имела малый расход дизельного топлива. Этот грузовичок должен был стать хорошим помощником в хозяйстве для фермеров и граждан, живущих в селах, где по дорогам не каждая машина проедет. А «Хуторок» проехал бы. Но в массовое производство машину запустить не удалось.

Для других могу, а для себя — нет

Геннадий Холодный не только изобретал, но и разрабатывал проекты создания мусоросжигательных заводов, экономичных электростанций и многого другого. И каждая его задумка рождалась из потребности улучшить качество жизни своих соотечественников.

— Для всех своих «детищ» запчасти я приобретал сам. Хорошо, что жена у нас в семье заведует финансами, знает, что я всю пенсию могу спустить на очередное изобретение, — смеется Геннадий Константинович.

Никто из родственников не разделяет тягу Геннадия Холодного к изобретательству.

— Из всей семьи только трехлетний внук проявляет интерес к моему делу, — сетует изобретатель. — Стоит малышу зайти в мастерскую, его отсюда не вытащишь — станки крутит, все ему интересно. Младшего сына я как-то «упустил», его интересуют совсем другие вещи. А вот старший, Максим, не только увлекался техникой и изобретательством, он был успешным спортсменом в мотоспорте, и я возлагал на него большие надежды. Но любимого сына я потерял — он погиб молодым в армии. Уже столько лет прошло, а я до сих пор не могу сделать его бюст. Недоделанная работа и сейчас находится здесь, у меня в мастерской. Все, кому показываю, говорят, что это отличная работа. Но для меня в ней как-то… нет души. Вот почему так — чужого человека сделать могу, а своего — нет.

В этом вопросе весь Геннадий Константинович Холодный. Всю свою жизнь он посвятил другим людям. А мог бы жить для себя, уехать за границу по выгодному предложению, когда звали, жить припеваючи… Но нет, он остался на родине, из года в год рождал идеи, собирал устройства, стучался во все двери администраций, заводов, предприятий с предложениями. В следующем году Геннадию Константиновичу исполняется 80 лет. Но он до сих пор не опускает рук. Изобретателя не отпускает идея — уехать в деревню, взять несколько гектаров земли, провести испытания, построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины.

— В прошлом году я даже провел эксперимент, — рассказывает Геннадий Константинович. — Поднял свои старые разработки сельскохозяйственных машин, кое-что улучшил, собрал. В двух районах фермеры мне выделили несколько гектаров земли, которые я засеял с помощью своей машины. Когда стали собирать урожай, оказалось, что на моих крохотных кусочках урожая в 4—5 раз больше, чем на всем поле, засеянном обычным образом!

Геннадий Константинович считает, что его разработки могут произвести эволюцию в сельскохозяйственном производстве. Остается только пожелать ему дальнейших успехов в воплощении своих планов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector