Гиперзвуковой двигатель принцип работы

Гиперзвуки боя: новое супероружие проверят в полевых условиях

Российское супероружие, основанное на новых физических принципах, ждет учебно-боевая проверка. Минобороны планирует задействовать его в серии маневров. Речь идет о лазерах, сверхскоростных ракетах и робототехнике. О создании большинства образцов публично было объявлено лишь несколько лет назад, но сейчас все они либо уже испытаны, либо находятся на завершающих этапах принятия на вооружение. Эксперты считают, что такие учения станут демонстрацией новых военных возможностей России.

Стратегические тренировки

До конца года Минобороны проведет серию маневров с использованием нескольких видов оружия, основанного на новых физических принципах, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Учения пройдут уже не в рамках испытаний перспективных образцов: на них будут отрабатываться реальные боевые сценарии. Источники отказались уточнить, о каких конкретно системах вооружений идет речь.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К с новейшей гиперзвуковой ракетой «Кинжал»

Президент Владимир Путин на встрече с выпускниками военных вузов 28 июня заявил о прогрессе в разработке таких вооружений. По его словам, новейшие гиперзвуковые комплексы «Авангард» и «Кинжал» уже заступили на боевое дежурство. На подходе и другие уникальные системы, включая межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) «Сармат», корабельную гиперзвуковую «Циркон» и ЗРК С-500 «Прометей».

Ранее начальник Главного управления боевой подготовки Минобороны генерал-полковник Иван Бувальцев анонсировал, что в летнем периоде обучения в Космических войсках пройдут тактические и штабные учения с отработкой вопросов применения оружия на новых физических принципах.

— Первое, что вспоминается из этой серии, — лазерный комплекс «Пересвет», — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев. — Его опытная эксплуатация уже ведется в Вооруженных силах. Это оружие размещено как минимум на пяти базах РВСН, для него построены ангары, которые видны со спутника.

Скорее всего, «Пересвет» предназначен для засветки систем оптического наблюдения в угрожаемый период времени для обеспечения беспрепятственного развертывания стратегических мобильных систем «Тополь-М», «Ярс» и их модификаций, считает эксперт. Его мощный лазер, по словам Дмитрия Корнева, может поразить оптические системы наблюдения самолетов, беспилотников и даже спутников.

— Похоже, сейчас решили провести учения по применению комплекса, его развертыванию и сопровождению ракетных систем. Полагаю, маневры будут достаточно масштабными и заметными для потенциального противника, — заключил эксперт.

«Кинжалы» наготове

О разработке целой серии вооружений на новых физических принципах президент Владимир Путин рассказал в обращении к Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Эти образцы оружия должны сделать неотвратимым ответный удар в случае нападения на нашу страну. А также расширить возможности неядерного сдерживания.

Лазерный комплекс «Пересвет»

— Скоро в армии появится несколько новейших систем, которые выходят из испытательной стадии и поступают на вооружение. У нас есть «Кинжал» и «Пересвет», «Авангард» и «Посейдон», ставится на вооружение «Сармат», развивается робототехника, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Очевидно, когда такие образцы появляются, необходимо найти им свое место, расстановку на поле боя. Понять и увидеть возможности оружия, определить, где будет наиболее эффективное применение, можно только в ходе учений. Практически все образцы, о которых Владимир Путин говорил в 2018-м, на данный момент либо уже находятся на вооружении, либо заканчиваются их войсковые испытания.

Гиперзвуковое оружие сейчас приходит на все армейские уровни. Оперативно-тактическое — это авиационные ракеты «Кинжал», стратегическое — межконтинентальные «Авангард», тактические системы меньшей дальности сейчас тоже довольно активно разрабатываются.

Главное преимущество такого оружия заключается в огромных скоростях, которые затрудняют противнику эффективный перехват и и делают удар фактически неотвратимым. Оно серьезно меняет рисунок современной войны. Целями для него может быть всё что угодно — от высокозащищенных точечных объектов до боевых кораблей, пояснил Владислав Шурыгин.

Уже поставлена на боевое дежурство первая эскадрилья с авиационным ракетным комплексом «Кинжал». При использовании его с истребителя МиГ-31К дальность досягаемости достигает 2 тыс. км.

Межконтинентальная баллистическая ракета ракетного комплекса стратегического назначения «Авангард»

Пару таких самолетов на прошлой неделе перебазировали на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. Оттуда они выполняют учебные полеты над Средиземноморьем и отрабатывают электронные пуски ракет в обстановке, максимально приближенной к реальной.

В конце прошлого года на боевое дежурство в 13-й ракетной дивизии заступил уже второй полк с шахтными межконтинентальными ракетами, оснащенными гиперзвуковым планирующим блоком «Авангард». Они способны обходить районы противовоздушной и противоракетной обороны.

«Цирконы» на подходе

Еще несколько образцов вооружений находятся на финальных стадиях разработки и испытаний.

К исходу этого года планируют завершить цикл тестирования корабельных гиперзвуковых ракет «Циркон», которые могут поражать морские и сухопутные цели на удалении до тысячи километров. Ими оснастят в перспективе не только новейшие российские фрегаты, но и подводные лодки.

В III квартале 2021-го начнутся летные испытания МБР «Сармат». Военные специалисты полагают, что наличие у России группировки таких ракет обесценит планы США по развертыванию глобальной системы ПРО. По оценкам экспертов, МБР РС-28 «Сармат» будет способна доставить разделяющуюся головную часть массой до 10 т со множеством ложных целей в любую точку мира как через Северный, так и через Южный полюс.

Бросковые испытания тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» российского ракетного комплекса наземного шахтного базирования РС-28 «Сармат»

ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПРЯМОТОЧНЫМ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Гиперзвуковой летательный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, относится к авиационно-космической технике. Изобретение включает в себя гиперзвуковой летательный аппарат, прямоточный воздушно-реактивный двигатель и камеру сгорания, а также источники электропитания и рабочих газов. Электрохимический генератор низкотемпературной плазмы содержит соединенные между собой плазматрон и термохимический реактор, который соединен с камерой сгорания и с источником рабочих газов. Плазматрон в свою очередь соединен с источниками электропитания и рабочих газов.

Данное изобретение может быть применено для обеспечения полетов на гиперзвуковой скорости в широком диапазоне чисел Маха М=6-10 за счет расширения диапазона режимов полета и выполнения их оперативной корректировки. Это дает возможность использовать заявляемое изобретение для решения широкого спектра народно-хозяйственных и экологических задач, а именно: геодезические наблюдения, контроль и уничтожение космического мусора и др.

Читать еще:  Что обозначает двигатель tsi

Гиперзвуковой летательный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, содержащий сверхзвуковую камеру сгорания, источник электропитания и источники рабочих газов, отличающийся тем, что гиперзвуковой летательный аппарат снабжен электрохимическим генератором низкотемпературной плазмы, состоящим из соединенных между собой плазмотрона и термохимического реактора, который непосредственно подключен к каналу сверхзвуковой камеры сгорания, при этом плазмотрон соединен с источником электропитания, а к термохимическому реактору и к плазматрону подключены источники рабочих газов.

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, а именно к движущимся со сверхзвуковыми или гиперзвуковыми скоростями летательным аппаратам с воздушно-реактивными двигателями.

Известен гиперзвуковой летательный аппарат (US 5452866 B64G 1/50), в выпуклой поверхности носовой части которого имеются отверстия, выполненные в виде микроскопических пор. Эти отверстия расположены соосно с отверстиями входа в камеру сгорания двигателя. Отверстия газодинамически связаны с емкостью с газом. Цель такой инжекции — в защите критической части и переднего участка носовой области летательного аппарата от тепловых потоков. Волновое сопротивление при этом не спадает, и даже может увеличиваться. Воздушный поток уплотняется, сильно нагревается в формирующейся ударной волне и частично перемещается с инжектируемым газом; т.е. при использовании для инжекции горючего газа формируется высокотемпературная топливовоздушная смесь. В результате этого весьма вероятно ее нежелательное воспламенение. Летно-технические характеристики гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) в этом случае не повышаются. Целесообразно для такой инжекции применение негорючих газов, что увеличивает волновое сопротивление.

Известно устройство летательного аппарата (патент RU 2107010, 20.03.1998 МПК В64С 21/02, В64С 23/00, В64С 30/00), содержащее внутри корпуса источник лучевой энергии и источник питания, электрически соединенный с источником лучевой энергии. В лобовой части корпуса летательного аппарата размещено устройство фокусирования потока лучевой энергии, оптически связанное с источником лучевой энергии. Имеется устройство хранения газа, устройство подготовки и подачи его. В лобовой части корпуса летательного аппарата выполнена система сопел. Данное устройство обеспечивает безударное сверхзвуковое движение при одновременном энергетическом выигрыше, высокую скорость и дальность полета. Уровень ударного воздействия на поверхность Земли для широкого спектра сверхзвуковых летательных аппаратов различных типов и назначений снижен. Однако тактико-технические характеристики известного летательного аппарата недостаточно высоки.

Известен гиперзвуковой летательный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (RU 2604975 20.04.2015 МПК F02K 7/10). Данное техническое решение по максимальному количеству сходных существенных признаков и по достигаемому результату при его использовании принимается за прототип. В передней части известного устройства сформировано углубление (емкость), объем которого заполняется горючим газом через отверстия, расположенные по поверхности углубления. В этом объеме формируется изобарическая область. На ее плоской границе с воздухом происходит формирование топливовоздушной смеси, которая поступает в камеру сгорания (КС) прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) и зажигается в зоне стабилизации горения. Однако на создание тяги, компенсирующей силу аэродинамического сопротивления, уходит много горючего газа, а большая величина аэродинамического сопротивления вызывает излишний нагрев гиперзвукового летательного аппарата и отрицательно влияет на диапазон режимов полета.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение и технический результат, который может быть получен при его осуществлении, позволяет расширить диапазон гиперзвуковых режимов полета гиперзвукового летательного аппарата и осуществлять их оперативную корректировку при изменении внешних условий полета или полетного задания. Это обеспечивается повышением эффективности работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя за счет организации устойчивого воспламенения и стабильного горения топлива при повышении полноты его сгорания.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, где на фигуре изображена схема гиперзвукового летательного аппарата ГЛА с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ПВРД.

4 — источник электропитания плазмотрона;

5 — источник рабочего газа плазмотрона;

6 -источник рабочего газа термохимического реактора ТХР;

7 — электрохимический генератор низкотемпературной плазмы

9 — термохимический реактор ТХР.

Заявляемое изобретение, как и прототип, содержит гиперзвуковой летательный аппарат ГЛА 1 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ПВРД 2 со сверхзвуковой камерой сгорания КС 3, а также источник электропитания 4 и источники рабочих газов 5 и 6. В отличие от прототипа заявляемое устройство снабжено электрохимическим генератором низкотемпературной плазмы 7, состоящим из связанных между собой плазмотрона 8 и термохимического реактора ТХР 9, соединенного со сверхзвуковой камерой сгорания КС 3. К каналу камеры сгорания КС 3 подключен электрохимический генератор низкотемпературной плазмы 7 для более эффективного воздействия на внутренние процессы в камере сгорания 3. К плазмотрону 8 подключены источник электропитания 4 и источник рабочего газа 5. К термохимическому реактору ТХР 9 подключен источник рабочего газа 6.

Работа заявляемого изобретения происходит следующим образом. В канал сверхзвуковой камеры сгорания КС 3 двигателя ПВРД 2 вводится плазменная струя из термохимического реактора ТХР 9 генератора низкотемпературной плазмы 7. Ввод плазменной струи в канал КС 3 улучшает качество смешивания топлива с воздухом. Плазма нагревает топливовоздушную смесь и обогащает ее высокореакционными элементами (радикалы, заряженные и возбужденные частицы). Эти элементы необходимы для сокращения времени задержки воспламенения углеводородного топлива в сверхзвуковом потоке воздуха и стабилизации егопоследующего горения в камере сгорания КС 3. Первоначально плазма определенного состава, расхода и температуры формируется в плазмотроне 8, используя рабочий газ из источника 5 и электрическую энергию источника электропитания 4. Перед впрыском плазмы в канал КС 3 она проходит через канал термохимического реактора ТХР 9. Здесь плазма из плазмотрона 8 взаимодействует с рабочим газом ТХР 9 из источника 6. В результате этого взаимодействия образуется дополнительное количество высокореакционных элементов. Применение ТХР 9 в составе электрохимического генератора низкотемпературной плазмы 7 дает возможность экономичного расходования электроэнергии плазмотроном 8. Возможность осуществления полета ГЛА на углеводородном топливе в диапазоне чисел Маха М=6-10 обеспечивается за счет управления процессом горения в КС 3 ПВРД 2 в широком диапазоне до- и сверхзвуковых скоростей воздушного потока в ней.

Читать еще:  Шевроле каптива что лучше бензиновый или дизельный двигатель

Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение диапазона режимов полета гиперзвукового летательного аппарата ГЛА с ПВРД и выполнение их оперативной корректировки за счет повышения эффективности работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя ПВРД 2. Достижение заявленного технического результата подтверждается проведенными на предприятии расчетно-экспериментальными исследованиями.

Топливо взрывается — полет нормальный

Детонация — это взрыв. Можно ли ее сделать управляемой? Можно ли на базе таких двигателей создать гиперзвуковое оружие? Какие ракетные двигатели будут выводить необитаемые и пилотируемые аппараты в ближний космос? Об этом наш разговор с заместителем гендиректора — главным конструктором «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» Петром Левочкиным.

Петр Сергеевич, какие возможности открывают новые двигатели?

Петр Левочкин: Если говорить о ближайшей перспективе, то сегодня мы работаем над двигателями для таких ракет, как «Ангара А5В» и «Союз-5», а также другими, которые находятся на предпроектной стадии и неизвестны широкой публике. Вообще наши двигатели предназначены для отрыва ракеты от поверхности небесного тела. И она может быть любой — земной, лунной, марсианской. Так что, если будут реализовываться лунная или марсианская программы, мы обязательно примем в них участие.

Какова эффективность современных ракетных двигателей и есть ли пути их совершенствования?

Петр Левочкин: Если говорить об энергетических и термодинамических параметрах двигателей, то можно сказать, что наши, как, впрочем, и лучшие зарубежные химические ракетные двигатели на сегодняшний день достигли определенного совершенства. Например, полнота сгорания топлива достигает 98,5 процента. То есть практически вся химическая энергия топлива в двигателе преобразуется в тепловую энергию истекающей струи газа из сопла.

Совершенствовать двигатели можно по разным направлениям. Это и применение более энергоемких компонентов топлива, введение новых схемных решений, увеличение давления в камере сгорания. Другим направлением является применение новых, в том числе аддитивных, технологий с целью снижения трудоемкости и, как следствие, снижение стоимости ракетного двигателя. Все это ведет к снижению стоимости выводимой полезной нагрузки.

Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что повышение энергетических характеристик двигателей традиционным способом малоэффективно.

Петр Левочкин: Увеличение давления и расхода топлива в камере сгорания, естественно, увеличит тягу двигателя. Но это потребует увеличение толщины стенок камеры и насосов. В результате сложность конструкции и ее масса возрастают, энергетический выигрыш оказывается не таким уж и большим. Овчинка выделки стоить не будет.

То есть ракетные двигатели исчерпали ресурс своего развития?

Петр Левочкин: Не совсем так. Выражаясь техническим языком, их можно совершенствовать через повышение эффективности внутридвигательных процессов. Существуют циклы термодинамического преобразования химической энергии в энергию истекающей струи, которые гораздо эффективнее классического горения ракетного топлива. Это цикл детонационного горения и близкий к нему цикл Хамфри.

Сам эффект топливной детонации открыл наш соотечественник — впоследствии академик Яков Борисович Зельдович еще в 1940 году. Реализация этого эффекта на практике сулила очень большие перспективы в ракетостроении. Неудивительно, что немцы в те же годы активно исследовали детонационный процесс горения. Но дальше не совсем удачных экспериментов дело у них не продвинулось.

Теоретические расчеты показали, что детонационное горение на 25 процентов эффективней, чем изобарический цикл, соответстветствующий сгоранию топлива при постоянном давлении, который реализован в камерах современных жидкостно-рактивных двигателей.

А чем обеспечиваются преимущества детонационного горения по сравнению с классическим?

Петр Левочкин: Классический процесс горения — дозвуковой. Детонационный — сверхзвуковой. Быстрота протекания реакции в малом объеме приводит к огромному тепловыделению — оно в несколько тысяч раз выше, чем при дозвуковом горении, реализованному в классических ракетных двигателях при одной и той же массе горящего топлива. А для нас, двигателистов, это означает, что при значительно меньших габаритах детонационного двигателя и при малой массе топлива можно получить ту же тягу, что и в огромных современных жидкостных ракетных двигателях.

Не секрет, что двигатели с детонационным горением топлива разрабатывают и за рубежом. Каковы наши позиции? Уступаем, идем на их уровне или лидируем?

Петр Левочкин: Не уступаем — это точно. Но и сказать, что лидируем, не могу. Тема достаточно закрыта. Один из главных технологических секретов состоит в том, как добиться того, чтобы горючее и окислитель ракетного двигателя не горели, а взрывались, при этом не разрушая камеру сгорания. То есть фактически сделать настоящий взрыв контролируемым и управляемым. Для справки: детонационным называют горение топлива во фронте сверхзвуковой ударной волны. Различают импульсную детонацию, когда ударная волна движется вдоль оси камеры и одна сменяет другую, а также непрерывную (спиновую) детонацию, когда ударные волны в камере движутся по кругу.

Насколько известно, с участием ваших специалистов проведены экспериментальные исследования детонационного горения. Какие результаты были получены?

Петр Левочкин: Были выполнены работы по созданию модельной камеры жидкостного детонационного ракетного двигателя. Над проектом под патронажем Фонда перспективных исследований работала большая кооперация ведущих научных центров России. В их числе Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева, МАИ, «Центр Келдыша», Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Механико-математический факультет МГУ. В качестве горючего мы предложили использовать керосин, а окислителя — газообразный кислород. В процессе теоретических и экспериментальных исследований была подтверждена возможность создания детонационного ракетного двигателя на таких компонентах. На основе полученных данных мы разработали, изготовили и успешно испытали детонационную модельную камеру с тягой в 2 тонны и давлением в камере сгорания около 40 атм.

Данная задача решалась впервые не только в России, но и мире. Поэтому, конечно, проблемы были. Во-первых, связанные с обеспечением устойчивой детонации кислорода с керосином, во-вторых, с обеспечением надежного охлаждения огневой стенки камеры без завесного охлаждения и массой других проблем, суть которых понятна лишь специалистам.

Читать еще:  Что щелкает в двигателе форд фокус 2

Можно ли использовать детонационный двигатель в гиперзвуковых ракетах?

Петр Левочкин: И можно, и нужно. Хотя бы потому, что горение топлива в нем сверхзвуковое. А в тех двигателях, на которых сейчас пытаются создать управляемые гиперзвуковые летательные аппараты, горение дозвуковое. И это создает массу проблем. Ведь если горение в двигателе дозвуковое, а двигатель летит, допустим, со скоростью пять махов (один мах равен скорости звука), надо встречный поток воздуха затормозить до звукового режима. Соответственно, вся энергия этого торможения переходит в тепло, которое ведет к дополнительному перегреву конструкции.

А в детонационном двигателе процесс горения идет при скорости как минимум в два с половиной раза выше звуковой. И, соответственно, на эту величину мы можем увеличить скорость летательного аппарата. То есть уже речь идет не о пяти, а о восьми махах. Это реально достижимая на сегодняшний день скорость летательных аппаратов с гиперзвуковыми двигателями, в которых будет использоваться принцип детонационного горения.

Что будет дальше?

Петр Левочкин: Это сложный вопрос. Мы только приоткрыли дверь в область детонационного горения. Еще очень много неизученного осталось за скобками нашего исследования. Сегодня совместно с РКК «Энергия» мы пытаемся определить, как может в перспективе выглядеть двигатель в целом с детонационной камерой применительно к разгонным блокам.

На каких двигателях человек полетит к дальним планетам?

Петр Левочкин: По-моему мнению, еще долго мы будем летать на традиционных ЖРД занимаясь их совершенствованием. Хотя безусловно развиваются и другие типы ракетных двигателей, например, электроракетные (они значительно эффективнее ЖРД — удельный импульс у них в 10 раз выше). Увы, сегодняшние двигатели и средства выведения не позволяют говорить о реальности массовых межпланетных, а уж тем более межгалактических перелетов. Здесь пока все на уровне фантастики: фотонные двигатели, телепортация, левитация, гравитационные волны. Хотя, с другой стороны, всего сто с небольшим лет назад сочинения Жюля Верна воспринимались как чистая фантастика. Возможно, революционного прорыва в той сфере, где мы работаем, ждать осталось совсем недолго. В том числе и в области практического создания ракет, использующих энергию взрыва.

«Научно-производственное объединение Энергомаш» основано Валентином Петровичем Глушко в 1929 году. Сейчас носит его имя. Здесь разрабатывают и выпускают жидкостные ракетные двигатели для I, в отдельных случаях II ступеней ракет-носителей. В НПО разработано более 60 различных жидкостных реактивных двигателей. На двигателях «Энергомаша» был запущен первый спутник, состоялся полет первого человека в космос, запущен первый самоходный аппарат «Луноход-1». Сегодня на двигателях, разработанных и произведенных в НПО «Энергомаш», взлетает более девяноста процентов ракет-носителей в России.

Гиперзвук на подлете

Американское издание The National Interest признало, что ни у одного военно-морского флота средств защиты от «Циркона» на сегодня не существует. По мнению зарубежных аналитиков, новейшая российская ракета — глубоко модернизированная версия еще советской противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Напомним, что так называлась экспортная версия ракет «Яхонт». Именно на базе «Оникса» в Индии создана универсальная сверхзвуковая ракета «БраМос» — лучшая в своем классе. Индийцы, кстати, заявляли, что начинают работы над гиперзвуковой версией «БраМоса» — базовая модель это позволяет.

Поэтому версия о том, что «Циркон» рожден на конструкционной основе аналогичной ракеты, выглядит вполне достоверно. С учетом того, что ракеты более мощной и точной, чем П-800, за рубежом так и не создали, боевые характеристики гиперзвукового варианта могут показаться вообще запредельными.

Напомним, что попадание даже одной ракеты П-800 выводит из строя авианосец — он если не тонет, то теряет возможность выпускать-принимать самолеты. Масса боевой части — около 300 кг. Причем взрыв ее происходит внутри корабля, так как корпус пробивается без проблем благодаря огромной скорости. «Циркон», по мнению экспертов, имеет еще лучшие характеристики.

Сообщалось, что гиперзвуковая ракета, меняя траекторию, может маневрировать не только по высоте, но и в плоскости. Это еще более затрудняет ее обнаружение и поражение. С учетом того, что «Циркон» большую часть времени летит на высоте в 30-40 километров в облаке плазмы, он невидим для самых современных радаров. И хотя боевая часть меньше, чем у П-800, как утверждается — 200 кг, уничтожающая способность «Циркона» намного выше. Гиперзвуковая скорость позволяет ракете массой несколько тонн и без боевой части просто развалить боевой корабль средних размеров, а авианосец пробить насквозь. Подрыв боевой части многократно усиливает разрушающее действие кинетической энергии корпуса ракеты.

Впервые об успешном испытании ракеты «Циркон» в противокорабельном варианте было официально объявлено в мае 2017 года. Тогда, как сообщалось, ракета достигла восьми скоростей звука. Если будет достигнута предполагаемая дальность полета 1000 километров, то под вопросом оказывается вся американская доктрина глобальной трансляции своих сил посредством ударных авианосных групп. Дальность действия палубной авиации США с дозаправкой в воздухе — около 800 километров. Получается, что авианосная ударная группа просто не сможет подойти к защищаемой «Цирконами» территории на дальность своего удара.

За прошедшие два года разработчики нашей гиперзвуковой ракеты, вполне очевидно, не сидели сложа руки, и работы по «Циркону» существенно продвинулись. Вполне вероятно, что разработаны и испытаны не только его противокорабельные варианты, но и те, которые позволяют наносить удары по сухопутным объектам.

А это, по мнению издания The National Interest, позволяет наносить сокрушительные и неотразимые удары по базам НАТО в Европе. В совокупности с МиГ-31БМ, вооруженными гиперзвуковыми «Кинжалами», которые уже находятся в опытной эксплуатации, это серьезная угроза тем силам, которые могут вынашивать агрессивные планы в отношении России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector