Характеристика двигателя дхм 5

Характеристика двигателя дхм 5

Поводом к написанию этой статьи послужил один комментарий с вопросом и попавший ко мне неисправный агрегат от холодильника. Коментарий: После 10-15 секунд работы двигатель отключается,что может стать причиной?

Во времена СССР в производстве холодильников в основном использовались два типа мотор-компрессоров: ДХ и ФГ-0,100 (LS-08B). Зарубежные типы компрессоров здесь не рассматриваю, так как они не часто попадают в руки к самодельщикам. Ниже рассмотрим мотор-компрессор со стороны электротехники. Но сперва вкратце об устройстве компрессоров ДХ и ФГ и их отличиях.

Мотор-компрессоры ДХ и ФГ-0,100 различаются по подвеске. ДХ компрессор и двигатель закреплены жесткое кожухе, подвешенном на раме с пружинами. Компрессор и двигатель мотор-компрессора ФГ-0,100 подвешены на пружинах внутри кожуха, а кожух жестко закреплен на раме. По внутренней конструкции компрессорные установки тоже имеются различия.

Мотор-компрессор ДХ.

Дополнительные фото и чертежи можно посмотреть тут: Мини — компрессор из холодильника (теория).

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с вертикально расположенной осью цилиндра. Возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре осуществляется при помощи кривошипно-шатунного механизма. Смазка трущихся частей принудительная при помощи масляного насоса ротационного типа. Компрессор приводится в действие электродвигателем типа ДХМ. Двигатель однофазный, асинхронный переменного тока для работы от сети напряжением 220 или 127 В 50 Гц. Номинальная частота вращения ротора 1500 об/мин. Ротор напрессован непосредственно на коренной шейке коленчатого вала, статор закреплен в кожухе мотор-компрессора. Герметичные проходные контакты, через которые осуществляется электропитание двигателя, впаяны в одну из крышек кожура. Кожух мотор-компрессора ДХ цилиндрической формы состоит из трубы, закрытой с торцов наглухо приваренными к ней крышками. Подвеска кожуха мотор-компрессора пружинная.

Мотор-компрессор ФГ-1,100 (LS-08B). Дополнительные фото можно посмотреть тут: Устройство компрессора ФГ-0,100.

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с горизонтально расположенной осью цилиндра. Поршень перемещается в цилиндре при помощи кулисного механизма. Смазка трущихся частей осуществляется под действием центробежной силы через наклонно просверленное отверстие в нижнем торце коренной шейки вала. Двигатель компрессора однофазный, асинхронный переменного тока, для работы от сети напряжением 220 В. Номинальная частота вращения ротора 3000 об/мин. Статор закреплен на корпусе компрессора, который опирается на три пружины, симметрично расположенные в кожухе по окружности. Кожух мотор-компрессора ФГ-0,100 имеет форму горшка, закрытого приваренной крышкой. Три штампованные площадки на крышке, расположенные над опорами мотор-компрессора, ограничивают его перемещение внутри кожуха и препятствуют соскакиванию мотор-компрессора с пружин подвески.

Мотор-компрессор ФГ-0,100 (LS-08B) выгодно отличается от мотор-компрессора ДХ меньшим уровнем шума при работе, а также своей компактностью. Первому благоприятствует внутренняя подвеска, второму — применение высокооборотного двигателя.

Электродвигатель компрессора.

Статор является неподвижной частью двигателя. Он состоит из отдельных листов электротехнической стали, собранных в пакет. Вырезы, имеющиеся на внутреннем диаметре листа, необходимы для укладки обмоток. Обмоток две — рабочая и пусковая. Пусковая обмотка рассчитана на кратковременное включение лишь при запуске двигателя. Для повышения сопротивления ее выполняют из провода меньшего сечения, чем рабочую.

Для обмоток применяют провод марки ПЭВ-2 с высокопрочной лаковой (випифлекс) изоляцией, не растворяющейся под действием фреона и масла. Пропитывание обмоток лаками не допускается во избежание их растворения фреоном, а также отслаивания лака.

Витки обмоток в секциях скрепляют льняными нитками. Одни из концов рабочей и пусковой обмоток соединяют. Таким образом, обмотки имеют три выводных конца — рабочий, пусковой и общий конец обеих обмоток.

Для выводных проводников используют многожильные провода в хлопчатобумажном чулке с вплетенной цветной ниткой для отличия концов обмоток.

Пускозащитное реле

Обычно пусковое и защитное реле совмещено в одном корпусе. Пусковые реле электромагнитные, с соленоидными катушками, которые включены в цепь рабочей обмотки двигателя. В нормальном состоянии контакты пускового реле разомкнуты и замыкаются в зависимости от перемещения сердечника в магнитном поле катушки. Защитные реле токовые, с нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, деформирующимися от нагрева током и воздействующими на контакты. Контакты защитного реле размыкающие.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении холодильного агрегата в сеть по рабочей обмотке двигателя и катушке пускового реле, а также через замкнутую цепь защитного реле проходит большой ток короткого замыкания (ротор неподвижен). В результате возникающего магнитного поля якорь втягивается в катушку соленоида и через пружинку увлекает стержень вместе с планкой контактов, которые замыкаются с контактами. При замыкании контактов включается пусковая обмотка двигателя, в результате чего начинается разгон ротора. При вращающемся роторе ток снижается, напряженность магнитного поля катушки слабеет, якорь опускается своей массой и контакты размыкаются. Двигатель работает с включенной в сеть рабочей обмоткой.

Принципиальное устройство и схема включения пускового реле:

1 – соленоидная катушка: 2 — якорь; 3 — подвижные контакты; 4 — неподвижные контакты; 5 — стержень; 6 – пружина; РО – рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ПР — пусковое реле

Работа защитного реле заключается в следующем. При включении холодильника в сеть, когда ротор двигателя еще неподвижен, по замкнутой цепи защитного реле через нагревательный элемент и биметаллическую пластинку проходит большой ток короткого замыкания. При нормальном запуске двигателя и быстром разгоне ротора биметаллическая пластинка не успевает нагреться настолько, чтобы ее изгиб привел к размыканию контактов. Цепь защитного реле остается также замкнутой и при нормальном рабочем токе. Однако в случае повышения тока нагрев биметаллической пластинки приведет к размыканию контактов и отключению двигателя от сети.

Принципиальное устройство и схема включения защитного реле:

1 — нагревательный элемент; 2 — биметаллическая пластина; 3 — подвижный контакт; 4 — неподвижный контакт; РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ЗР — защитное реле

Пускозащитное реле РТК-Х применяется для мотор-компрессоров с двигателями ДХМ-5 (220 В). По своим токовым характеристикам реле РТК-Х, взаимозаменяемо с реле РТП-1 для тех же двигателей. Оно монтируется на проходных контактах компрессорной установки. Пусковое реле РТХ-Х отличается от реле РТП-1 наличием двойного разрыва контактов, расположением контактов над соленоидной катушкой, а также меньшей массой сердечника, что способствует его бесшумному перемещению при размыкании контактов. Устройство защитного реле РТК-Х на 220 В отличается наличием дополнительного нагревательного элемента, благодаря чему улучшена защита пусковой обмотки двигателя и мотора в целом.

Устройство и схема включения пускозащитного реле РТК-Х: 1 — соленоидная катушка; 2 — якорь; 3 — стержень, 4 — планка подвижных контактов пускового реле; 5 — подвижные контакты; 6 — пружин а; 7 — неподвижные контакты пускового реле; 8 — нагревательный элемент цепи пусковой обмотки; 9 — нагревательный элемент цепи рабочей обмотки; 10 — подвижный контакт защитного реле; 11 — неподвижный контакт защитного реле; 12 — биметаллическая пластинка; 13 — упор контактодержателя; 14 – контактодержатель

Читать еще:  Волга сайбер троит двигатель

Ниже фотографии реле РТК-Х выпуска времён СССР и Россия (чёрный и белый соответственно).

Далее фотографии реле РТП-1:

Определение выводных концов обмоток

Расположение проходных контактов на кожухе и присоединение к ним выводных концов рабочей и пусковой обмоток у разных мотор-компрессоров разное.

Присоединение выводных концов обмоток можно определить при помощи тестера (или батареи 3336Л и лампочки на 4,5 В). Выводные концы обмоток определяют включением какого-либо из перечисленных приборов попеременно между каждой парой проходных контактов. При этом стрелка прибора будет отклоняться по-разному, в зависимости от сопротивления обмотки, включенной между конкретной парой контактов. При проверке выводных концов лампочкой, будет заметна разница по ее яркости.

Практическая часть. Необходимо демонтировать реле. Нарисовать схему расположения контактов на корпусе агрегата и обозначить каждый контакт условным порядковым номером. Далее проверить попеременно каждую пару проходных контактов и записать результаты в табличку. К паре контактов, между которыми будет наибольшее сопротивление (наименьшая сила тока или наименьшая яркость лампочки), присоединены выводные концы рабочей и пусковой обмоток, следовательно, оставшийся контакт — общий выводной конец обеих обмоток. Определив присоединение общего выводного конца обмоток, следует сравнить результаты проверки между этим контактом и остальными. Наименьшее сопротивление (наибольшая сила тока, наибольшая яркость лампочки) будет указывать на контакт, к которому подключен выводной конец рабочей обмотки, и следовательно, к оставшемуся контакту — выводной конец пусковой обмотки.

В моём случае получилось следующее. Эксперимент проводил на трёх одинаковых мотор компрессорах типа ДХ. Обозначил контакты условными номерами 1, 2 и 3, сделал замеры и записал полученные результаты в табличку:

Из полученных данных следует, что к проходному контакту 2 присоединен общий конец обмоток, к контакту 3 — конец рабочей обмотки и к контакту 1 — конец пусковой обмотки:

Теперь по подробнее о третьем мотор компрессоре (из-за которого и пришлось написать эту статью). Ситуация была следующей. При подаче питания на компрессор, он включался. Поработав не продолжительное время, около тридцати – сорока секунд (максимум минуту) выключался. И включение происходило только после того как, что-то щёлкнет в пусковом реле. Если запустить компрессор и через десять секунд выключить, а после выключения включить повторно, то уже при старте двигателя в блоке реле произойдёт щелчок и мотор выключится, а далее всё заново. После того как были сделаны измерения сопротивления обмоток электродвигателя стало ясно что рабочая обмотка имеет коротко замкнутые витки. Щелчки которые раздавался при остановки двигателя и его старте, были срабатывания реле защиты.

Тема: Определение обмоток компрессора по сопротивлению

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме
    Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Определение обмоток компрессора по сопротивлению

    Как по сопротивлению определить какая обмотка рабочая, а какая пусковая? У какой сопротивление больше, у какой меньше? И влияет ли положение в пространстве на работу самого компрессора или это нужно только для пускового реле?

    Компрессор такого типа

    Рабочая обмотка всегда по сопротивлению больше чем пусковая. Соответственно ток проходящий через рабочую обмотку меньше. По подключению обмотки нельзя менять местами. Иначе компрессор проработает минут 5 на пусковой и сгорит.

    Рабочая всегда меньше всех . . Для любого бытового компрессора более 10 ом.

    Согласен с Вьюгой, сопротивление рабочей обмотки меньше чем пусковой.

    Это было бы справедливо в цепях постоянного тока (чем ниже сопротивление, тем выше ток). А у нас — переменный, значит при расчетах тока надо ориентироваться не только на сопротивление обмотки, но и на ее индуктивность.

    В подтверждение — посмотрите табличку характеристик компрессоров, там как раз указаны сопротивления обмоток.

    Рабочая всегда имеет сопротивление приблизит в 1.5 раза ниже пусковой !

    Как категорично
    Jim1, постом выше Yahoo! привел ссылку на табличку характеристик компрессоров. Там отлично видно, что ваше «приблизит в 1.5 раза» не всегда срабатывает.

    находите обмотки методом замера с самым большим показателем — это будет стартовая + рабочая, напротив этих обмоток — нулевая(нейтральная). по очереди замеряете нулевую с одной и другой обмоткой. результат: меньший показатель — рабочая, больший — стартовая. удачи

    Coolmaster, а как бы посоветовал определить назначение выводов у компрессора БК? .

    а че есть разница? честно, в работе не приходилось сталкиваться с компрессорами БК и со старыми компрессорами БХ. точнее не вдавался в подробности за ненадобностью.

    А как быть в таком случае. Компрессор Embraco,сейчас не скажу какой именно,но одна обмотка 15ом,другая16ом.Компрессора новые и рабочие.Если нет схемы холодоса или паспорта к компрессору как понять где рабочая где пусковая.

    Небольшая разница в сопротивлениях характерна для позисторных двигателей. Сравните например у СК. Но ВСЕГДА — рабочая имеет самое низкое сопротивление из всех трех замеров.
    В том числе и у БК — номинал там ниже =3, 4, и 7 ом, примерно.
    Нет схемы холодоса? но реле подключено? В 99% схема стандартна.

    ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

    Привод герметичных компрессоров бытовых холодильников и морозильников осуществляется с помощью однофазных асинхронных встроенных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Статор электродвигателя размещен на одном валу с компрессором и состоит из пакета, собранного из отдельных стальных пластин, а также рабочей и пусковой обмоток, расположенных секциями в пазах пакета. Ротор электродвигателя состоит из сердечника, собранного из отдельных стальных пластин, пазы которого залиты алюминиевым сплавом, образующим с обеих сторон проводники, накоротко замкнутые кольцами.

    Электродвигатели выпускают на номинальное напряжение 127 или 220 В с допустимым отклонением напряжения ±10. 15 %. Мощность электродвигателя составляет 60; 90; 120; 150 и 180 Вт, частота вращения вала—1500 и 3000 мин -1 . Обмотка статора электродвигателей работает в среде хладагента и масла.

    Рис.1 — Электронагреватели: а — общий вид; б — разрез; 1 — металлическая гильза; 2 – нихромовая спираль; 3 — песок; 4 — втулка спирали; 5 — фарфоровые бусы.

    В бытовых холодильниках применяют электродвигатели ЭД, ЭД-21, ЭД-23, ЭДП-24, ЭДП-125, ДХМ-2-75, ДХМ-2-90, ДХМ-2-120, ДХМ-5, ДАО-130-120, ДАО-131-120 и др.

    Технические характеристики однофазных асинхронных электродвигателей приведены в табл. 1.

    Коэффициент полезного действия электродвигателя при номинальной мощности 60 Вт составляет 0,6 (частота вращения 3000 и 1500 мин -1 ), при 90 Вт — 0,64 (частота вращения 3000 мин -1 ) и 0,62 (частота вращения 1500 мин -1 ) и при 120 Вт — 0,68 (частота вращения 3000 мин -1 ) и 0,64 (частота вращения 1500 мин -1 ).

    Для пуска электродвигателей и защиты их в аварийных режимах применяют пускозащитную аппаратуру.

    Направление вращения ротора однофазного асинхронного электродвигателя, если смотреть со стороны выводных концов статора, левое.

    Читать еще:  Что такое двигатель с сажевым фильтром или без

    Сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса в практически холодном состоянии не должно быть менее 10 МОм. Электрическая прочность рассчитана на испытательное напряжение 1500 В в течение 1 мин или 1800 В в течение 1 с.

    Электродвигатель холодильника в нормальных условиях работает циклично, т.е. через определенные промежутки времени включается и выключается. Чем больше коэффициент рабочего времени холодильника (при постоянной температуре в помещении), тем ниже температура в холодильной камере и тем больше среднечасовой расход электроэнергии. Определенную цикличность в работе холодильника (коэффициент рабочего времени) обеспечивает терморегулятор.

    Работает электродвигатель следующим образом. На статоре расположены две обмотки — рабочая и пусковая. Переменный ток, протекая по рабочей обмотке, создает переменное магнитное поле, наводящее токи в короткозамкнутом роторе двигателя. Электромагнитные силы, возникающие в результате взаимодействия магнитного поля с токами ротора, взаимно уравновешиваются, благодаря чему ротор не вращается. Для образования вращающегося магнитного поля применяют дополнительную пусковую обмотку. При включении обеих обмоток образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой ротор. Когда частота вращения достигает 75. 80 % скорости вращающегося магнитного поля в рабочей обмотке, пусковая обмотка отключается. Для отключения обмотки используется пусковое реле. Длительность разгона двигателей, соединенных с компрессором, 0,3. 0,4 с.

    В условиях повышенной температуры окружающего воздуха (в том числе тропический вариант), а также в пусковом и аварийном режимах электродвигатель компрессора работает при повышенной термической нагрузке, что часто приводит к сгоранию обмоток электродвигателя вследствие ухудшения физико-химических свойств изоляции в среде масла и фреона, так как при нагреве возможна деструкция масла с образованием жирных кислот, разъедающих изоляцию проводов. Обмотка электродвигателя компрессора, рассчитанная на нормальную работу при температуре, не превышающей 130 °С, может в вышеупомянутых ситуациях перегреваться до 200 °С, что крайне неблагоприятно сказывается на работоспособности электродвигателя.

    В холодильниках, маркированных тремя звездочками, и двухкамерных обычная температура кипения около —25 °С и ниже; температура конденсации 40. 50 °С. В таких условиях нельзя рассчитывать на интенсивное охлаждение электродвигателя всасываемым паром и, следовательно, необходимо применять дополнительные системы охлаждения компрессора, например, охлаждение масляной ванны, головки блока цилиндра.

    Допускаемая температура обмоток определяется теплостойкостью электрической изоляции проводов и пазовой изоляции, причем по теплостойкости принято разделять изоляцию на несколько классов.

    Изоляция класса А может выдерживать температуру до 105 °С от 50 до 95 тыс. часов. При повышении температуры на 10 °С надежность ‘и долговечность изоляции электродвигателя снижаются в 1,8 раза.

    В последние годы за рубежом применяют виды электроизоляции обмоток, более надежные и долговечные, чем изоляция класса А. Общепринятой является изоляция, рассчитанная на работу при 120 °С. Материалом для изоляции провода служит поливинилацетатный лак, для пазовой изоляции — прессшпан, для крепления катушек — хлопчатобумажная лента. Применяют также изоляцию на полиэфирной основе, обеспечивающую достаточную надежность при температуре 140 °С. , В настоящее время в бытовой холодильной технике в качестве изоляционного материала применяют полиэтилентерефталатную пленку ПЭТ-Э. Разработан также новый композиционный материал «Лавитерм-2», который рекомендуется использовать в конструкции изоляции встроенных электродвигателей герметичных компрессоров для бытовой холодильной техники, работающих на озонобезопасных хладагентах.

    Результаты испытаний материала «Лавитерм-2» в смеси хладагента R134a и масла ХС-22 при 120. 140 °С показали его высокую технологичность и химическую стойкость. Этот материал характеризуется также высокой термостабильностью.

    Один из путей улучшения энергетических показателей электродвигателей компрессоров бытовых холодильников — переход на новые схемы запуска с применением рабочих конденсаторов и пускового конденсатора, или позистора. Оба эти способа пуска широко применяют в электроприводах японских, датских, итальянских и других фирм, причем электродвигатель с пусковым конденсатором позволяет повысить пусковой и максимальный моменты при одновременном увеличении КПД по сравнению с соответствующими значениями для электродвигателя с позисторным пуском. Поэтому электродвигатель с пусковым конденсатором успешно применяют в компрессорах с увеличенным моментом сопротивления, особенно при работе в условиях пониженного напряжения сети.

    Таблица 1 — Технические характеристики электродвигателей

    Электрические схемы включения электродвигателя приведены на рис. 2.

    По условному обозначению (ГОСТ 23264) электродвигатели различаются следующим образом:

    · по наружному диаметру: (130 мм—на базе ЭДП-125 и ЭД, 131 мм — на базе ДАО-131-120),

    · мощности (100, 120, 150 и 180 Вт);

    · способу запуска (С19—с рабочим и пусковым конденсаторами, С18П — с рабочим конденсатором и позистором). Частота вращения ротора составляет соответственно 48 и 47 с -1 . Сопротивление позистора — 22 0м.

    Результаты испытаний (табл. 1) показали, что КПД электродвигателей мощностью 100. 120 Вт с позисторным пуском выше на 6. 7 %, а с конденсаторным — на 7. 8 %, чем у серийных аналогов ЭД-23, ЭДП-125 и ДАО-131-120, коэффициент мощности больше на 25. 30 %. Масса электродвигателей серии ДАО-130 составляет от 3,5 до 4,65 кг, серии ДАО-31 — от 3,8 до 4,8 кг. Электродвигатели типа ДАО производят на Астраханском заводе холодильного оборудования.

    Рис. 2 — Схемы включения электродвигателя с рабочим конденсатором и позистором (а) и рабочим и пусковым конденсаторами (б):

    ПО – пусковая обмотка; РО – рабочая обмотка; РП – реле пусковое; РТ – реле защитное тепловое; Rп – позистор; Ср – рабочий конденсатор; Сп – пусковой конденсатор; Х – колодка штепсельная; М – электродвигатель; КА – реле пускозащитное.

    Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 3667 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Изучение электрооборудования и приборов автоматики холодильников компрессионного типа (стр. 2 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5

    Рис. 5. Принципиальное устройство защитного реле: 1 – нагревательный элемент; 2 – биметаллическая пластинка; 3 – подвижный контакт; 4 – неподвижный контакт

    Биметаллическая пластинка реле может нагреваться не только под действием тепла, выделяемого током, но также и от внешнего тепла. Для этой цели корпус реле в месте расположения биметаллической пластинки делают открытым, а реле прикрепляют открытой стороной корпуса к кожуху компрессора в месте наиболее возможного нагрева.

    Основными характеристиками пусковых реле являются: ток замыкания и ток размыкания контактов реле. Токовые характеристики пускового реле рассчитывают исходя из возможно худших условий его работы. Токовые характеристики двигателя и пускового реле можно считать согласованными, если будет обеспечено:

    1) замыкание контактов реле при токе, несколько меньшем, чем ток короткого замыкания рабочей обмотки, при максимально допустимом падении напряжения в сети и в условиях нагретого двигателя;

    2) размыкание контактов реле при токе несколько большем, чем ток рабочей обмотки, при работе двигателя на двух обмотках в условиях холодного состояния двигателя и при максимально допустимом напряжении в сети.

    Основными параметрами защитного реле являются: время размыкания контактов при прохождении максимально допустимого тока через нагревательный элемент и время от момента размыкания до последующего замыкания контактов при остывании биметаллической пластины.

    Читать еще:  105 лошадиных сил какой объем двигателя

    Для запуска электродвигателя и защиты его обмоток от перегрузок в бытовых отечественных холодильниках наибольшее применение нашли следующие комбинированные пускозащитные реле типа ДХР, РТП, РТК-Х, РПЗ и др. (табл. 1).

    Таблица 1. Техническая характеристика пускозащитных реле

    Тип двигателя или

    Место установки реле

    На проходных контактах или раме

    На проходных контактах

    Рассмотрим устройство одного из наиболее распространенных реле типа РТК-Х. Это комбинированное реле (пусковое и защитное) смонтировано в одном корпусе 1 (рис. 6).

    В корпусе 2 катушки находится свободно перемещающийся сердечник 3 на стержне 4. На верхнем конце стержня имеется планка 6 с контактами 7, поджимаемая пружинами. При включении электродвигателя сердечник поднимается вместе со стержнем, подтягивая планку, которая замыкает неподвижные контакты 8. После того как увеличится частота вращения ротора, вследствие чего уменьшится магнитное поле катушки, сердечник 3 падает, увлекая за собой планку 6, и контакты 8 размыкаются.

    Рис. 6. Конструктивная схема реле РТК-Х: 1 – корпус; 2 – корпус катушки;

    3 – сердечник; 4 – стержень сердечника; 5 – пружина сердечника; 6 – планка;

    7 – подвижные контакты пускового реле; 8 – неподвижные контакты пускового реле; 9 – нагреватель; 10 – биметаллическая пластина ; 11 – упор; 12 – контактодержатель; 13 – регулировочные винты; 14 – подвижный контакт защитного реле; 15 – неподвижный контакт защитного реле

    Защитные реле на напряжения 127 и 220 В несколько отличаются друг от друга. В реле на напряжение 127 В биметаллическая пластина 10 одним концом соединена с проводом катушки пускового реле, а другим через упор 11 – с контактодержателем 12. На противоположном конце держателя закреплён подвижный контакт 14, нормально замкнутый с неподвижным контактом 15. Возле биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя 9, включённая последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом 8 пускового реле, а другим – с биметаллической пластиной. В случае повышения силы тока в цепи рабочей обмотки электродвигателя биметаллическая пластина деформируется от тепла, выделяемого проходящим через неё током. При повышении силы тока в цепи пусковой обмотки биметаллическая пластина деформируется под воздействием тепла, выделяемого нагревателем 9. При этом контакты 14 и 15 размыкаются. После остывания пластина занимает прежнее положение, и контакты вновь замыкаются. Параметры защитного реле регулируются при помощи винтов 13.

    В реле на напряжение 220 В имеется дополнительный нагреватель, расположенный возле биметаллической пластины и включенный последовательно с ней в цепь рабочей обмотки. Наличие дополнительного нагревателя (при малом рабочем токе электродвигателя на напряжение 220 В) повышает чувствительность биметаллической пластины.

    По своим габаритным параметрам и установочным размерам реле РТК-Х является взаимозаменяемым с аналогичными модификациями реле типа РТП-1.

    Реле РТК-Х подсоединяют к проходным контактам двигателя так же, как и реле РТП-1, т. е. через штепсельные гнезда, расположенные на задней стенке корпуса реле.

    Приборы управления оттаиванием испарителей

    Для полуавтоматического и автоматического оттаивания испарителей бытовых холодильников выпускаются приборы ТО-11 и ТО-41.

    Прибор полуавтоматического управления оттаиванием испарителя типа

    ТО-11 — бесшкальный, предназначен для бытовых компрессионных холодильников.

    Срабатывание прибора (рис. 7) на включение режима оттаивания (контакты 1 – 3 размыкаются, 2 – 3 замыкаются) принудительное (кнопкой) при температуре термочувствительной части термосистемы не выше – 3°С.

    Рис. 7. Схема включения прибора ТО-11

    Срабатывание прибора на отключение режима оттаивания (контакты 1 – 3 замыкаются, 2 – 3 размыкаются) автоматическое при температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8° С.

    Прибор работает следующим образом (рис. 8). При нажатии на кнопку 6 рычаг 10 с помощью пружины 11 приводит в действие рычаг 14, происходит резкое размыкание контактов 1 – 3 и замыкание контактов 2 – 3, которые замыкают электрическую цепь подогрева испарителя. Режим оттаивания включается при температуре конца капиллярной трубки термочувствительного элемента не выше – 30 С.

    По мере удаления «снеговой шубы» с поверхности испарителя, а следовательно, и повышения температуры до 4…8°С давление внутри термосистемы возрастает, термосистема 1 (рис. 8) поворачивает рычаг 9 против часовой стрелки, преодолевая усилие пружины 5 до тех пор, пока не произойдёт резкое замыкание контактов 1 – 3 и размыкание контактов 2 – 3 (рис. 7).

    Рис. 8. Прибор полуавтоматического управления оттаиванием ТО-11:

    1 – термочувствительная система; 2 – винт; 3 – колодка; 4 – винт настройки;

    5 – пружина настройки точки срабатывания; 6 – кнопка; 7 – гайка; 8 – кожух;

    9 – двухплечевой рычаг; 10 – рычаг; 11 – опрокидывающаяся пружина; 12 – ось; 13 – корпус; 14 – рычаг резкого размыкания контактов

    Реле — датчики температуры

    Применяются прямой и косвенный методы регулирования температуры. Прямой метод заключается в поддержании постоянной температуры воздуха, причем датчик регулятора температуры размещается в холодильной камере, косвенный — в поддержании постоянной температуры кипения или, что почти то же самое, постоянной температуры поверхности испарителя. Оба метода имеют и достоинства, и недостатки. Косвенный метод регулирования температур широко применяется в бытовых холодильных приборах, чаще всего при конвективном охлаждении холодильной камеры. Прямой метод применяется реже, например, в некоторых моделях холодильников с принудительной циркуляцией воздуха, когда регулирование температур в обеих камерах производится путем изменения количества подаваемого в них холодного воздуха.

    В холодильниках с косвенным методом общепринято двухпозиционное регулирование путем включения и выключения электродвигателя компрессора. Включение происходит, когда температура чувствительного элемента или датчика достигает верхнего предела – температуры включения, выключение – когда она достигает нижнего предела, т. е. температуры выключения. Разность этих температур называют дифференциалом прибора.

    При прямом методе регулирования дифференциал прибора должен быть равен или меньше допустимой амплитуды колебаний температуры воздуха в холодильной камере, порядка 1°С. Такие приборы сложны и дороги. В простых по конструкции приборах дифференциал может быть, по крайней мере, вдвое большим.

    При косвенном методе регулирования колебаниям температуры воздуха порядка 1°С или менее соответствуют колебания температуры кипения на порядок больше. Дифференциал терморегулятора может находиться в пределах 6…10°С.

    Естественно, что каким бы ни был принцип действия прибора — манометрический, дилатометрический, полупроводниковый — большему дифференциалу соответствует более сильный сигнал, управляющий контактной системой. В результате прибор может быть сделан проще и надежнее, стабильнее в работе (по длительности цикла и его частей).

    Косвенный метод регулирования является достаточно «гибким»: с повышением температуры окружающей среды tОКР несколько повышаются температуры в камерах холодильника tВН и коэффициент b, соответственно растет расход энергии. При жестком регулировании по температуре воздуха с повышением tОКР быстро растут коэффициент b и расход энергии, холодильный агрегат раньше переходит на непрерывную работу. Поэтому понятны причины широкого распространения косвенного метода регулирования температуры в бытовых холодильниках.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector