Характеристики волговского двигателя 402

Двигатель ЗМЗ 402

  • Двигатели
  • ЗМЗ
  • 402

2.4-литровый двигатель ЗМЗ 402 собирали на Заволжском заводе с 1981 по 2006 год и ставили на ряд популярных моделей отечественных автопроизводителей, таких как ГАЗ, УАЗ или ЕрАЗ. Силовой агрегат существовал в версии под 76-ой бензин с пониженной до 6.7 степенью сжатия.

К этой серии также относят двс: 405, 406, 409 и ПРО.

  • Характеристики
  • Расход
  • Применение
  • Поломки

Технические характеристики мотора ЗМЗ-402 2.4 литра

Точный объем 2445 см³
Система питания карбюратор
Мощность двс 100 л.с.
Крутящий момент 182 Нм
Блок цилиндров алюминиевый R4
Головка блока алюминиевая 8v
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 92 мм
Степень сжатия 8.2
Особенности двс нет
Гидрокомпенсаторы нет
Привод ГРМ шестерня
Фазорегулятор нет
Турбонаддув нет
Какое масло лить 6.0 литра 10W-40
Тип топлива АИ-92
Экологический класс ЕВРО 0
Примерный ресурс 200 000 км

Расход топлива ЗМЗ 402

На примере ГАЗ 3110 2000 года с механической коробкой передач:

Город 13.0 литра
Трасса 9.2 литра
Смешанный 11.3 литра

Аналогичные двигатели других производителей:

На какие автомобили ставили двигатель ЗМЗ 402

ГАЗ

2410 1985 — 1992
3102 1981 — 2003
31029 1992 — 1997
3110 1997 — 2004
Volga 31105 2003 — 2006
Газель 1994 — 2003
УАЗ

452 1981 — 1997
469 1981 — 2005

Недостатки, поломки и проблемы ЗМЗ 402

Мотор очень шумный, склонен к дерганью и вибрациям в силу своей конструкции

Слабым местом двигателя считается вечно текущий задний сальник коленвала

Агрегат часто перегревается и виной качество изготовления системы охлаждения

Так как гидрокомпенсаторов нет, приходится раз в 15 000 км регулировать клапана

Невысоким ресурсом тут обладает карбюратор и компоненты системы зажигания

  • Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

    Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

    Характеристика двигателя ЗМЗ-402: описание, фото и видео

    Одним из самых легендарных моторов Советского союза остается — двигатель ЗМЗ 402 (сокращенно — дв. 402). Изготовитель силового агрегата — ООО «Заволжский моторный завод», именно от этого двигатель получил такое название — ЗМЗ 402. Еще одной модификацией стал ЗМЗ 24Д, но он не прижился в связи с частыми ремонтами и дорогим обслуживанием.

    История

    Разрабатывался он не менее легендарным конструктором Гарри Вольдемаровичем Эвартом специально для Волги. Этот силовой агрегат должен был прийти на смену устаревшего мотора ГАЗ-21. В последующей разработке был сделано много модификаций, таких как — ЗМЗ-24Д и ЗМЗ 4021.

    Еще этот мотор называют ЗМЗ 24, поскольку изначально он предполагался для установки тольку на 24-ю Волгу, но как показала практика и история, движок получил достаточно широкое распространение на другие модели автомобилей.

    Мотор ЗМЗ 24Д имел улучшенные характеристики охлаждения, которые снижали расход горючего. Но, эта серия двигателей прервалась в 1972 году, поскольку ремонт силового агрегата обходился слишком дорого.

    Впоследствии ВОЛГА получила всего два силовых агрегата — ЗМЗ 402 и ЗМЗ 402.1. Но, как показывает практика, использование силовых агрегатов ЗМЗ 24 и ЗМЗ 24Д дошли до нашего времени, и на некоторых автомобилях 24-й серии еще можно встретить такие моторы.

    Технические характеристики и описание

    Волговский мотор считался в Союзе одним из самых надежных. Несмотря на высокий расход, 402 двигатель полюбился многим автомобилистам. Итак, рассмотрим, основные характеристики двигателя ЗМЗ 402, а также устройство работы:

    Наименование Характеристика
    Изготовитель ЗМЗ
    Модель ЗМЗ 24, ЗМЗ 24Д
    Модификации ЗМЗ 4021, ЗМЗ 4022, ЗМЗ 4025, ЗМЗ 24С
    Тип мотора Бензиновый
    Тип впрыска Карбюратор
    Конфигурация 4-цилидровый рядный продольный ДВС
    Мощность двигателя 95 л.с.
    Количество цилиндров 4
    Количество клапанов 8
    Диаметр поршня 92 мм
    Ход поршня 92 мм
    Охлаждение Жидкостное
    Материал блока и головки Алюминий
    Ресурс 300 000 км
    Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
    Система зажигания Контактная или бесконтактная

    Видео

    Видеоматериал расскажет о двигателе ЗМЗ 402, а также поведает о некоторых тонкостях и нюансах капитального ремонта

    Применяемость мотора

    Как уже упоминалось, мотор ЗМЗ 402 могу устанавливаться не только на легковой автомобиль Волга, но и на ряд аналогичных транспортных средств. Довольно широко ЗМЗ 402 устанавливался на УАЗ. Часто можно встретить УАЗ 469 с волговским двигателем. При этом мотор устанавливался на автомобиль с завода изготовителя. Это связно было с тем, что в период перехода с устаревшего ДВС УМЗ 417 на УМЗ 421.

    Читать еще:  Греется двигатель причины кондиционер

    В этот момент двигатель УАЗ переживал не лучшие времена и руководством завода было решено временно заменить Ульяновские моторы на аналогичные — Заволжского завода. Как показала практика и эксплуатация, УАЗ 402 смог выдержать все положенные нагрузки. Но, с выходом Ульяновского 421 мотора все радикально поменялось, и было решено отказаться от использования ЗМЗ.

    Еще один яркий представитель, который получал данные силовые агрегаты — стала Газель. На первых моделях малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ, можно встретить двигатель ЗМЗ 24. Уже позже, с разработкой и внедрением заводских инноваций устанавливался двигатель 4021. Газель с мотором ЗМЗ 402 выпускалась достаточно долго, пока заводом изготовителем не начал внедряться 405 и 406 силовой агрегат.

    С появлением новых типов двигателя ситуация на заводе ГАЗ, не поменялась радикально и Газель с 402 двигателем выпускалась еще до 1997 года. Но, после замены кузова на новый образец, все-таки руководство ГАЗ решило на новые автомобили устанавливать только 405 и 406 моторы, а также их модификации. Так, кончилась эпоха использования автомобиля Газель с силовым агрегатом ЗМЗ 402.

    Тюнинг

    Доработать мотор ЗМЗ 402 своими руками достаточно просто. Конечно, многие автолюбители, которые практикуют тюнинг двигателя ЗМЗ 402 стараются поменять в первую очередь систему впрыска с карбюратора на моноинжектор, но в классическом тюнинге дорабатываются уже имеющееся характеристики. В этом разделе рассмотрим, какой тюнинг можно применить на 402 двигатель.

    Первым, что подвергается доработки становиться поршневая группа. Так, вместо стандартного поршнекомплекта ставиться облегченный от польского производителя ATF. Таким же образом стоит заменить клапана и шатуны на более легкие. За счет снижения веса силового агрегата увеличивается крутящий момент и увеличивается мощность двигателя.

    Следующим этапом становиться проточка коленчатого вала и установка вкладышей спортивного типа. Таким образом, еще больше можно уменьшить вес мотора, что позволит набирать скорость быстрее.

    Отдельным этапом становиться доработка системы впрыска и выпуска выхлопных газов. Вместо родных коллекторов можно установить венгерские от компании DDR-line, которые рассчитаны именно под тюнинг двигателя ЗМЗ 402 и его модификации. Вместо родного карбюратора К-126 обычно автомобилисты ставят моноинжектор или жигулевский ОДАЗ от ВАЗ 2107. Это значительно сокращает расход топлива на пару литров. Для улучшенной подачи воздуха в камеру сгорания, монтируется воздушный фильтр нулевого сопротивления.

    Неотъемлемой частью процесса становиться доработка зажигания. Так, многие знают, что существует контактное и бесконтактное, но третий вариант зажигания — это установка пуска при помощи кнопки, что не требует ключа. Эта система зажигания стала довольно распространенной, когда идет модернизация данного ДВС.

    Кроме самой системы меняются также свечи, провода и катушка зажигания. Самой распространенной фирмой, которая производит тюнинговый комплект, стала BRW и ДМС. Первая — это Беларусь, а вот вторая — Россия.

    На этом тюнинг 402 двигателя не заканчивается. Также, автомобилисты меняют систему охлаждения. Для этого устанавливается более совершенный и облегченный алюминиевый радиатор, помпа и силиконовые патрубки вместо стандартных. Это позволяет улучшить систему охлаждения, которая более эффективно работает на высоких оборотах и не дает силовому агрегату перегреться.

    Техническое обслуживание

    Как правильно обслужить свой Волговский мотор? Очень редко в интернете можно найти достоверную информацию о техническом обслуживании ЗМЗ 402. В свою очередь, были найдены технические карты завода изготовителя о правильном обслуживании мотора. Итак, распишем, как проводиться ТО для 24-ки:

    1. 1000 км: замена масла и масляного фильтра.
    2. 8000 км: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, фильтра тонкой очистки топлива.
    3. 17000 км: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра.
    4. 25000 км: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, фильтра тонкой очистки топлива, регулировка клапанов.
    5. 35000 км: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена ремня ГРМ и генератора.
    6. 45000 км и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 40000 км пробега — замена ремня ГРМ.

    Ремонт и основные проблемы

    Двигатель ЗМЗ 402 и его модификации достаточно легко поддаются ремонту даже в самом худшем техническом состоянии. Так, проводится переборка силового агрегата, головки блока и замена расходных элементов. Сам процесс ремонта проводится поэтапно, как и для любого силового агрегата. Итак, рассмотрим, поэтапный процесс капитального ремонта ЗМЗ 402.

    Разборка

    На данном этапе разбирается ДВС полностью, а именно демонтируется головка блока, снимается поддон и все детали разбираются. Для данного типа моторов процесс дефектовка проводиться в процессе разборки. Сюда не входят только промеры блока цилиндров, опресовка головки, а также замер коленчатого вала.

    Читать еще:  Двигатель kubota v2203 характеристики

    Диагностические операции

    На данном этапе проводятся работы по определению твердости и толщины шеек коленвала, а также его ремонтопригодности. Так, если деталь можно отремонтировать, то определяется размер шеек и изделие отдается на последующую обработку. То же самое ждет и блок цилиндров. Гильзы промеряются и определяется ремонтный размер поршней.

    Опресовка ГБЦ ЗМЗ 402 — это процесс определения наличия трещин в корпусе. На головке закрываются все отверстия, кроме впускного для охлаждающей жидкости, в которое подается горячая вода или керосин. Далее, специалист смотрит, есть ли протеки и трещины. Если нет, то ГБЦ отправляется на ремонт, а если есть — то все дефекты необходимо заварить.

    Поскольку деталь сделана с алюминия, то применяется аргонная сварка. В гаражных условия, для заделывания отверстий в корпусе силового агрегата, автомобилисты пользуются холодной сваркой.

    Расточка

    Блок цилиндров и коленчатый вал подвергаются расточке. Если цилиндры уже вышли с ремонтного размера, то устанавливаются гильзы стандартного диаметра 92 мм. Для блока цилиндров характерным становиться хонинговка — это один из процессов расточки цилиндров блока при помощи специального станка. Коленчатый вал растачивается на специальном агрегате, при помощи высоких оборотов и камня, который полирует шейки.

    Работы по ГБЦ

    Головка блока цилиндров также поддается переборке. Так, зачастую меняются клапана, седла, сальники и манжеты. Неоднократно специалистам приходится заменять направляющие втулки клапанов. С развитием современной технологии ремонта, для ЗМЗ 402 можно применить гильзовку технологией k-line. Для этого применяются бронзовые втулки размером 9 мм.

    На сегодняшний день, достаточно часто встречается замена распределительного вала. Это связано с тем, что двигателям по 20-30 лет и эта деталь уже несколько раз изнашивалась. Поэтому, при проведении ремонта ГБЦ на эту деталь стоит обратить особое внимание. При необходимости рабочая поверхность головки блока шлифуется.

    Сборка

    Сборочные операции проводятся на специальном стенде. Все детали устанавливаются в той же последовательности, что и разбирались. Так, замене, зачастую, поддаются масляный и водяной насос, устанавливается новый комплект прокладок.

    Интересные факты

    Двигатель ЗМЗ 402 получил довольно широкое распространение не только на территории Союза и СНГ, но и в Прибалтике, а также Германии. Так, силовой агрегат устанавливался на такие знаменитые модели, как Мерседес Бенц 302 и 115.

    Похожими можно назвать двигатели, которые устанавливались на автомобили: Plymouth Valiant (1967–1976), Dodge Dart (1967–1976), Dodge Aspen и Plymouth Volaré (1976–1980), Chevrolet Nova (1967–1974), Ford Falcon (1962–1991), Volvo 140/240 (1967–1993), Mitsubishi Debonair (1964–1986).

    Вывод

    Как видно двигатель ЗМЗ 402 был очень популярным для установки на другие автомобильные марки. Так, силовой агрегат от Волги ставился на УАЗ, Газель и даже Мерседес Бенц. Мотор 402 модели стал достаточно популярным за счет свой надежности.

    Если правильно обслуживать силовой агрегат, то ресурс его может быть до 500 000 км пробега.

    В ремонте и тюнинге двигатель показал себя достаточно простым и пригодным. Поэтому, ЗМЗ 402может считаться одной из легенд СССР.

    Характеристики волговского двигателя 402

    Мотор ЗМЗ-402 (или незначительно отличающийся от него ЗМЗ-24), который является прямым потомком мотора ГАЗ-21 и «последним из могикан» (на нём эволюция двадцать первого мотора остановилась, и далее пошли совершенно другие моторы — ЗМЗ-406, 409, 405), очень популярен. В самом деле, куда его только ни ставили. Начиная с ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029, и на ГАЗели, и даже УАЗы. Неудивительно, что периодически попадаются ГАЗ-21 с этим мотором. Однако смысла в его установке взамен «родного» мотора мало. Единственным оправданным вариантом является случай, когда вам необходимо срочно поставить машину на ход, и у вас имеется только этот мотор. Однако если вы не ограничены в выборе между ЗМЗ-402, ЗМЗ-21, УМЗ-417 и другими подобными моторами, то вам следует понимать, что сделав выбор в пользу ЗМЗ-402 против родного или УАЗовского мотора, вы столкнётесь с определёнными трудностями:

    1. Необходимость переварки поддона картера, так как балка мешает вставить мотор как есть;
    2. Необходимость переноса радиатора вперёд (проще всего использовать радиатор от 24-ки же), ибо 24 мотор находится сильно близко к нему и будет рубить его крыльчаткой на каждой кочке.
    3. Возможно, придётся химичить с подушками двигателя;
    4. Трудности с приёмной трубой выпускного коллектора;
    5. Коробку придётся либо также брать ГАЗ-24, соответственно делая кочергу в полу и лишаясь возможности быстро раскладывать сиденья (ручка мешает), либо придётся искать диск сцепления от Победы;
    6. Если КП будет 24, то впридачу придётся менять главную пару в заднем мосту, так как КП 24 рассчитана на другое передаточное число и нормально работать не будет — первая будет слишком короткая, придётся в основном трогаться со второй, то есть получите ту же трёхступку, но не такую удобную. Разве что с синхронизаторами на первой…
    7. Опять-таки, спидометр будет работать неверно без замены главной пары. То есть начать с двигателя — а закончить на заднем мосту — по сути, поменять полмашины.

    На этом фоне моторы от УМЗ, которые устанавливаются в ГАЗ-21 как родные, а по своим характеристикам не уступают волговским двигателям (если говорить об УМЗ-417) выглядят гораздо привлекательнее… Особенно последние версии УМЗ-421 и 249, которые по мощности и крутящему моменту приближаются к ЗМЗ-406…

    Кстати, если говорить про мощность, то основным преимуществом ЗМЗ-402 перед ГАЗ-21 является более высокая степень сжатия, рассчитанная на бензин с октановым числом 92-93. Однако мотор ГАЗ-21 переводится на этот бензин очень легко: достаточно сточить с нижней плоскости головки блока цилиндров 3.6 мм, и он прибавит в мощности 10 л.с. Если же использовать распредвал от ЗМЗ-402, то это добавит ещё примерно 5 л.с. А при установке бесконтактного зажигания и двухкамерного карбюратора у ЗМЗ-402 останется преимущество клапанов большего диаметра, плавной формы коллектора с круглыми окнами в головке и настроенного выпуска, но это — разница порядка 5 л.с., которой можно пренебречь. В крайнем же случае, если вам сильно хочется иметь ЗМЗ-402 под капотом, вы можете просто поставить головку от него на родной двигатель, а также распредвал от него же. Для этого придётся заменить шпильки ГБЦ на более длинные с правой стороны и вставить в головку водораспределительную трубу, чтобы на неё можно было установить помпу (на ЗМЗ-402 водяная помпа ставится не на ГБЦ, а на блок цилиндров).

    Несколько слов про сам мотор ЗМЗ-402. Он сделан на базе мотора ГАЗ-21 и отличается от него незначительно. Большинство отличий непринципиальны. Некоторые удачные, но большинство — регресс. В их числе:

    1. менее жёсткий и прочный блок цилиндров, отливающийся под давлением — трещит и ведёт при перегреве;
    2. отсутствие в верхней части блока привалочной плоскости под ГБЦ — гильзы фиксируются только снизу, сверху их прижимает головка, прокладка висит в воздухе… точнее, в воде;
    3. привод маслонасоса — шестигранник, срезается на раз.

    Из преимуществ ЗМЗ-402 можно всерьёз отметить лишь ГБЦ: более крупные клапана (47 мм впускные и 39 выпускные против соответственно 44 и 36 у ГАЗ-21) и скруглённый коллектор, изначально рассчитанный на двухкамерный карбюратор. Это даёт прибавку в мощности около 5 л.с. при прочих равных. Также удачным решением является опущенная плоскость разъёма картера с поддоном — постели коленвала «утоплены». Установка поддона и герметизация легче.

    Стартер для автомобилей ГАЗ ЗМЗ-402/УМЗ-421

    Код STARTVOLT: LSt 0302

    Код STARTVOLT: LSt 0302

    OEM номер: 402-3708000 СТ221 6502.3708000

    402-3708000 СТ221 6502.3708000

    Где купить

    • Интернет-магазин
    • Розничный магазин
    • Оптовая покупка

    Применяемость для А/М

    Модель Код двигателя Год Объем
    двигателя, л.
    GAZELLE c бортовой платформой/ходовая часть 2.4 ZMZ-402.10 / ZMZ-4021.10 1993 — 2013 GAZELLE Фургон 2.4 ZMZ-402.10 / ZMZ-4025.10 1993 — 2013 SOBOL (2217) автобус 2.4 ZMZ-402.10 1997 — н.в. SOBOL (2217) автобус 2.5 ZMZ-4026.10 1997 — 2013 SOBOL (2310) c бортовой платформой/ходовая часть 2.4 ZMZ-402.10 1997 — 2013 SOBOL (2752) Фургон 2.4 ZMZ-4021.10 / ZMZ-402.10 1997 — 2013 VOLGA 2.4 ZMZ-4021.10 1993 — 2010 VOLGA (3102) 2.5 ZMZ-4021.17 / ZMZ-4021.19 1972 — 1993 VOLGA универсал 2.4 ZMZ-4021.10 1993 — 2010 VOLGA универсал (3102) 2.5 ZMZ-4021.19 / ZMZ-4021.17 1972 — 1993 Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector