Устройство запуска двигателя камаз

Общее устройство двигателя КамАЗ серий 740 и евро

Грузовые автомобили КамАЗ начали производить в 1969 году, для него инженеры создали 4-тактный дизельный восьмицилиндровый мотор КамАЗ-740 V8. Данный силовой агрегат имел рабочий объем в 10852 см3, а мощность его составляла 210 лошадиных сил. Затем показатели мощности пришлось расширить от 180 л.с. до 360. Эти грузовики комплектовались пневмоусилителем сцепления, 5-ступенчатой коробкой с синхронизаторами.

Продольный разрез двигателя КамАЗ

1 — генератор; 2 — насос топливный низкого давления; 3 — насос топливоподкачивающий ручной; 4 — насос топливный высокого давления; 5 — муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива; 6-полумуфта ведущая привода топливного насоса высокого давления; 7-патрубок соединительный впускных воздухопроводов; 8 — фильтр тонкой очистки топлива; 9 — вал кулачковый; 10 -маховик; 11 — картер маховика; 12-пробка сливная; 13-картер двигателя; 14-вал коленчатый; 15 — насос масляный; 16 — валик привода ведущей части гидромуфты; 17 — шкив привода генератора; 18-крыльчатка вентилятора

Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740

1 — фильтр полнопоточный очистки масла; 2 — горловина маслозаливная; 3 -указатель уровня масла; 4 — фильтр центробежный масляный; 5 -коробка термостатов; 6 — рым-болт передний; 7 — компрессор; 8 -насос гидроусилителя рулевого управления; 9 — рым-болт задний; 10 — труба водяная левая; 11 — свеча факельная; 12- воздухопровод впускной левый; 13 — форсунка; 14 — скоба крепления форсунки; 15 — патрубок выпускного коллектора; 16 — коллектор выпускной

Конструктивные особенности двигателя КамАЗ-740

— поршни, отлитые из высококремнистого алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
— гильзы цилиндров, объемно закаленные и обработанные плосковершинным хонингованием;
— поршневые кольца с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;
— трехслойные тонкостенные сталебронзовые вкладыши коренных и шатунных подшипников;
— закрытую систему охлаждения, заполняемую низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автомати ческим регулированием температурного режима,гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;
— высокоэффективную фильтрацию масла, топлива и воздуха бумажными фильтрующими элементами;
— электрофакельное устройство подогрева воздуха, обеспечивающее надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до минус 25 С.

Блок цилиндров отлит из легированного серого чугуна заодно с верхней частью картера. Картерная часть блока связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, что придает прочность конструкции. Для увеличения продольной жесткости наружные стенки блока выполнены криволинейными. Бобышки болтов крепления головок цилиндров представляют собой приливы на поперечных стенках, образующих водяную рубашку блока.

Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой на одной кривошипной шейке коленчатого вала двух шатунов.

Спереди к блоку крепится крышка, закрывающая гидромуфту привода вентилятора, сзади — картер маховика, который служит крышкой механизма привода агрегатов, расположенного на заднем торце блока.

Гильзы цилиндров «мокрого» типа легкосъемные, изготовлены из специального чугуна, объемно закалены для повышения износостойкости.

Зеркало гильзы обработано плосковершинным хонингованием для получения сетки впадин и площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы.

В соединении гильза — блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части два кольца установлены в расточки блока.

Блок цилиндров

Представляет собой корпус агрегата, предназначается для монтажа и закрепления всех механизмов мотора. Блок цилиндров выполнен в виде монолитной литой конструкции. Деталь имеет технологические отверстия, а также каналы для смазки и охлаждения.

В верхней части этого блока располагаются гнезда под гильзы. Корпус оснащен каналами и полостями для прохода охлаждающей жидкости. В нижней части блока установлен коленвал. Картер имеет два технологических отверстия для смазки. Внутри узел имеет перегородки со специальными ребрами жесткости. В этих перегородках и стенках картера сделаны специальные расточки, которые закрываются крышками. Эти детали служат опорами для коленвала.

Гильзы служат в качестве направляющих для поршней. Вместе с головкой блока они образуют специальную полость, которая является камерой сгорания топлива. Гильзы изготавливаются из особого чугуна, а также проходят закалку электричеством.

Головка блока цилиндров двигателя КамАЗ

Каждая головка внутри имеет рубашку охлаждения, которая в свою очередь соединена с рубашкой блока. Также каждая головка имеет смазочные отверстия, клапаны для впуска и выпуска, специальное гнездо под форсунку.

Каждая головка блока КамАЗ устанавливается на два установочных штифта, запрессованные в блок цилиндров, и крепится четырьмя болтами из легированной стали.
Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.

Коленвал двигателя

Коленвал изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями.

Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°. К каждой шатунной шейке коленвала КамАЗ присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров.

Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал Камаз имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленвала.
Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2, напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6. В расточку хвостовика коленвала запрессован шариковый подшипник.

Устройство смазочной системы

Двигатель оснащен смазочной системой комбинированного типа. В зависимости от того, где размещены и в каких условиях работают трущиеся детали, масло подается различными способами. Система может разбрызгивать, подавать масло под низким давлением, либо пускать ее самотеком.
Устройство подает масло под давлением к деталям, которые больше подвержены износу и работают в особенно нагруженных узлах. Этот узел состоит из основных приборов и устройств, в которых хранится смазка, устройств фильтрации и подвода, а также охлаждения масла.
Масло проходит из поддона на маслоприемник, проходит через специальный фильтр в виде сетки. Затем оно поступает к маслонасосу. Из секции нагнетания через специальный канал смазка подается в масляный фильтр, а затем на магистрали. Далее, по смазочным каналам под давлением проходит смазывание ГБЦ и блока цилиндров, а затем к другим узлам, таким как коленвал, газораспределительный механизм, компрессор и топливный насос.

В цилиндрах лишняя смазка снимается при помощи маслосъемных колец, а затем уходит через поршневые канавки далее. Так смазывается опора поршневого пальца в верхней головке.
Из основной магистрали масло подается к термосиловому датчику. Если открыт кран, который включает гидромуфту, тогда обрабатывается и муфта. Если же он находится в закрытом положении, то из фильтров центробежной очистки жидкость подается в поддон.
Если смазки недостаточно, то падает мощность, а также детали терпят повышенный износ, мотор перегревается, плавятся подшипники, а поршни могут заклинить.

Система питания

Двигатель КамАЗ оснащен узлом питания разделительного типа. Здесь разделены ТНВД и форсунки. Топливная система состоит из баков для хранения дизельного горючего, топливных фильтров, насоса низкого давления, ТНВД, а также топливопроводов.

Из топливных баков посредством насоса для подкачки горючее проходит на фильтры очистки. Затем по сети топливопродов низкого давления солярка подается на ТНВД. После ТНВД закачивает дизель под высоким давлением порциями, исходя из режимов работы мотора, через форсунки в цилиндры и камеры сгорания. Форсунки, в свою очередь, распыляют смесь. Лишняя солярка попадает снова в бак посредством перепускного клапана.

Система охлаждения

Охлаждение реализовано в виде закрытой системы с жидким охладителем и принудительной циркуляцией.

Охлаждающая жидкость циркулирует под воздействием центробежного насоса. Сначала антифриз попадает в полость левого ряда цилиндров, далее через трубку – в правую полость. Затем смесь омывает гильзы цилиндров, а затем через отверстия – полость ГБЦ.

Дальше горячий охладитель поступает в термостаты, а затем либо в радиатор, либо в водяной насос. Температурные режимы регулируются посредством термостатов и гидромуфт.

Поршни и шатуны

Шатун Камаз-740 стальной, кованый, стержень имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым и плоским разъемом.
Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. В верхнюю головку шатуна Камаз-740 запрессована сталебронзовая втулка, а в нижнюю установлены сменные вкладыши.

Крышка нижней головки шатуна Камаз-740 крепится с помощью гаек, навернутых на болты, предварительно запрессованные в стержень шатуна. На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности — трехзначные порядковые номера. Кроме того на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Поршень КамАЗ отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо.
Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.
Поршни Камаз комплектуются тремя кольцами, двумя компрессионными и одним маслосъемным. Отличительной его особенностью является уменьшенное расстояние от днища до нижнего торца верхней канавки, которое составляет 17 мм.

Читать еще:  Что означает битурбированный двигатель

Поршни двигателей 740.11, 740.13 и 740.14 отличаются друг от друга формой канавок под верхнее компрессионное и маслосъемное кольца. Установка поршней с двигателей Камаз740.10 и 7403.10 недопустима. Допускается установка поршней с поршневыми кольцами двигателей 740.13 и 740.14 на двигатель 740.11.

Компрессионные кольца Камаз изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой «верх» должен располагаться со стороны днища поршня.

Устройство двигателя КамАЗ Евро-1

Появилась новая поршневая группа и все элементы новесного потерпели изменения. При этом масса агрегата увеличилась с 760 до 835 кг.
Появились отличия в блоках цилиндров. Увеличилось сечение масляного канала, были перенесены установочные места некоторых узлов и механизмов. Комплектация Евро 1 пополнилась форсунками для охлаждения поршня. Теперь направляющие толкателей присоединили к блоку. Улучшилась экономичность по сравнению с базовой версией.

Устройство двигателя КамАЗ Евро-2

С стандартом Евро-2 начали производиться силовые установки серии 740.31. Здесь был использован турбонаддув с промежуточным охлаждением подаваемого воздуха. Мощность осталась прежней – 240 л.с. при объеме 10,85 литра.
Конструкция отличается от предыдущей версии наличием теплообменника и интеркуллера. Вместо гидромуфты уже используется более современная электромагнитная муфта, также установлена новая помпа и ремни.

Система облегчения пуска холодного двигателя 740 Евро-1

Система облегчения пуска холодного двигателя

В холодный период года пуск двигателя КАМАЗ осуществляется с применением электро-факельного устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице.

Электро-факельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 °С. Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22 °С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелами свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и подогретый факелами свечей воздух поступает в цилиндры, создавая благоприятные условия для воспламенения топлива впрыскиваемого форсунками.

Перед пуском холодного двигателя производится прокачка топлива топливо-прокачивающим насосом 30 (рисунок 42) для удаления воздуха и создания предварительного избыточного давления 25…45 кПа (0,25…0,45 кгс/см 2 ) в системе питания на которое настроен клапан фильтра тонкой очистки топлива. Предварительное избыточное давление в системе питания также необходимо для уменьшения задержки подачи топлива к свечам ЭФУ.

С помощью кнопки ЭФУ производится разогрев свечей, а затем включение электромагнитного клапана 15. Топливо, за счет предварительного избыточного давления поступает к свечам 17.

При включении стартера топливоподкачивающий насос 18 подает топливо через фильтр тонкой очистки 16 к свечам 17 под давлением 130… 190 кПа (1,3… 1,9 кгс/см 2 ), которое поддерживает перепускной клапан 24.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24 А, такое значение потребляемого тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер. Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термореле, то есть на выводы свечей подается напряжение, минуя спираль термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение батарей снижается.

Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ также предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.

Проверка работоспособности ЭФУ

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

  • проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);
  • определить время от момента включения ЭФУ до загорания сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50.. .70 с. а при температуре ниже нуля — 70… 110 с. При повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха:

проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

  • вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электропровода;
  • обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;
  • включить ЭФУ и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.

В холодный период года пуск двигателя КАМАЗ осуществляется с применением электро-факельного устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице.

Электро-факельное устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 5 до минус 20° С.

1. Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов в кабине нажатием кнопки контроля (для панели приборов ф. «КАМАЗ»).

2. Определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для первого включения ЭФУ оно должно быть:

– при положительной температуре воздуха – 50…70 с;

– при отрицательной температуре воздуха – 70…110 с.

При повторном включении ЭФУ время до загорания контрольной лампы сокращается.

3. Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, по нагреву коллектора рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУ неработоспособно.

Параметры Без применения ЭФУ С применением ЭФУ С предпусковым подогревателем
1. Предельная температура надежного пуска, °С минус 10 минус 20 минус 45
2. Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более 8 – 10 36
3. Вязкость (сорт) моторного масла, мм 2 /с, (сСт) 4000 6000 Зимнее, класс «8» ГОСТ 17479.1-85
4. Топливо по ГОСТ 305-82 дизельное «3» минус 35 дизельное «3» минус 45 дизельное «А»

Предпусковой подогреватель

Автомобили, в зависимости от моделей и комплектаций, комплектуются подогревателями моделей ПЖД-30,15.8106, 14 ТС-10, DBW ф. «WEBASTO» и др.

Автомобили с предпусковыми подогревателями моделей 14 ТС-10, DBW и др. комплектуются Руководствами по эксплуатации, прилагаемыми к автомобилю.

ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ПЖД-30

Предпусковой подогреватель модели ПЖД-30 предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодный период времени.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. При использовании подогревателя нужно помнить, что невнимательное обращение с ним, его неисправность, а также загрязнение двигателя и особенно масляного картера могут явиться причиной пожара. Запрещается пользоваться ПЖД в закрытых помещениях.

2. При прогреве двигателя обязательно надо присутствовать и следить за работой подогревателя.

3. Необходимо помнить, что топливный кран надо открывать только во время его работы, в остальное время кран должен быть закрыт. Нельзя отключать подогреватель прекращением подачи топлива (закрытием топливного крана).

4. Не допускается работа подогревателя без охлаждающей жидкости в его теплообменнике продолжительностью более 15с. Нельзя заполнять жидкостью прогретый теплообменник во избежание его повреждения; перед заливкой жидкости теплообменник подогревателя надо охладить.

5. В случае появления открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя нужно немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи и только после этого приступить к устранению неисправности.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Теплопроизводительность, кВт(ккал/ч) – 30 (26000)

Топливо – Применяемое для двигателя

Расход топлива, кг/ч – 4,2

Потребляемая электрическая мощность, Вт – 340

Время работы свечи, с, не более – 30

Подогреватель состоит из котла, теплообменника в сборе с горелкой, насосного агрегата, системы электроискрового розжига, системы дистанционного управления подогревателем.

Теплообменник подогревателя состоит из двух связанных между собой полостей: жидкостной полости и газохода.

Насосный агрегат состоит из жидкостного насоса, воздушного нагнетателя (вентилятора) и топливного насоса, приводимых в действие от одного электродвигателя. Жидкостной насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости между подогревателем и двигателем. Вентилятор предназначен для подачи воздуха в горелку. Топливный насос шестеренного типа предназначен для подачи топлива под давлением к форсунке подогревателя.

Читать еще:  Холодный двигатель плохо схватывает

Система электроискрового розжига предназначена для создания искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Она состоит из искровой свечи, транзисторного коммутатора с катушкой зажигания.

Система дистанционного управления состоит из переключателя управления, контактора и соединительных проводов.

Подогреватель приводится в действие с помощью переключателя управления (см. рис. Управление ПЖД-30, раздел «Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы»), который имеет четыре положения:

0 – все выключено;

I – включены электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и электроискровая свеча;

II – включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный топливный клапан;

III – включен электродвигатель насосного агрегата (режим продувки).

При необходимости, в зависимости от температуры окружающей среды, электронагреватель включается кнопочным выключателем (см. рис. Управление ПЖД-30) путем удержания его в нажатом состоянии в течение следующих временных интервалов:

  • 60с при температуре окружающего воздуха минус 40°С;
  • 90с при температуре окружающего воздуха минус 50°С

Пуск двигателя Камаза в холодный период

В холодный период года пуск двигателя КАМАЗ осуществляется с применением электрофакельного устройства, пуск двигателя Cummins осуществляется с применением электроподогревателя воздуха во впускном коллекторе.
Пуск двигателей может осуществляться также с помощью предпускового подогревателя.

Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя

Предельная температура надежного пуска:

  • Без применения средств облегчения пуска – не ниже минус 10°С
  • С применением средств облегчения пуска* – не ниже минус 22°С
  • С предпусковым подогревателем – не ниже минус 45°С

Время подготовки двигателя к принятию нагрузки:

  • Без применения средств облегчения пуска – не более 8 мин
  • С применением средств облегчения пуска* – не более 10 мин
  • С предпусковым подогревателем – не более 35 мин (30 – с применением ЭФУ)

Вязкость (сорт) моторного масла:

В соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении В

Топливо:

В соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении Б, В

* Для двигателя КАМАЗ – ЭФУ; для двигателя Cummins — электроподогреватель воздуха во впускном коллекторе.

Пуск двигателя Cummins

Пуск и останов двигателя Cummins в холодный период осуществлять в соответствии с Руководством по эксплуатации соответствующего двигателя Cummins.

Внимание!
Не проворачивать коленчатый вал двигателя во время горения контрольной лампы электрического предпускового подогревателя воздуха , расположенной на панели приборов.

Пуск двигателя Камаз с применением ЭФУ

Электрофакельное устройство служит для облегчения пуска двигателя КАМАЗ при температуре окружающего воздуха от минус 5 °С и ниже.

Внимание!
При подготовке автомобиля к эксплуатации в холодный период провести проверку работоспособности ЭФУ в сервисном центре.
Ресурс штифтовых свечей ЭФУ зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать 3 минут непрерывной работы.
Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.

Пуск двигателя КАМАЗ

1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
2. Стояночная тормозная система должна быть включена.
3. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя (не более 2 секунд).
4. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.
5. При необходимости прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса.
6. Нажать на выключатель ЭФУ (см. рис. Выключатель ЭФУ) и удерживать его. При удержании выключателя ЭФУ в нажатом состоянии в течение некоторого времени, на панели приборов загорается (мигает) контрольная лампа , сигнализирующая о готовности ЭФУ к пуску двигателя.
7. После загорания контрольной лампы готовности ЭФУ, не отпуская выключатель ЭФУ:

  • нажать до упора педаль сцепления;
  • включить стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное положение, не более чем на 15 секунд. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера до 20 секунд.

8. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ замка выключателя приборов и стартера.
9. Убедиться в наличии давления в системе смазки.
10. Плавно отпустить педаль сцепления.
11. Выключатель ЭФУ удерживать до выхода двигателя на устойчивый режим работы, но не более 60 секунд после выключения стартера.
Не нажимать выключатель ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.
12. Довести давление в контурах тормозной системы до нормы (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ), контролируя давление в I и II контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов.
13. После пуска двигателя до начала движения
автомобиля необходимо:

  • прогреть масло в рулевой системе;
  • довести температуру охлаждающей жидкости до 40 °С.

14. Выключить стояночный тормоз.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1 минуту. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

Пуск двигателя КАМАЗ с автоматическим управлением ЭФУ

В отдельных комплектациях автомобилей управление режимами работы ЭФУ осуществляет электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
2. Стояночная тормозная система должна быть включена.
3. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя (не более 2 секунд).
4. При необходимости прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса.
5. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом автоматически происходит измерение температур моторного масла, охлаждающей жидкости и воздуха во впускных коллекторах.
При температуре в одной из точек измерения ниже минус 5 °С включается предварительный разогрев свечей ЭФУ (для свечей ф. Hidria — в течение 25 секунд). Во время предварительного разогрева свечей горит, не мигая, контрольная лампа ЭФУ .
6. После предварительного разогрева свечей контрольная лампа начинает мигать – это сигнал готовности ЭФУ к пуску двигателя. Время ожидания включения стартера 15 секунд.

7. Нажать до упора на педаль сцепления.
8. Включить стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное положение, не более чем на 15 секунд. После включения стартера контрольная лампа снова горит, не мигая.
После достижения скорости вращения коленчатого вала двигателя выше 30 мин-1, ЭБУ включает электроклапан ЭФУ для подачи топлива к свечам.

Внимание!
Если стартер не будет включен за время мигания контрольной лампы в течение 15 секунд, произойдет отключение ЭФУ.
Повторное включение ЭФУ возможно только после выключения и повторного включения замка выключателей приборов и стартера в первое фиксированное положение.

9. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ замка выключателя приборов и стартера. После пуска двигателя ЭФУ продолжает работать в течение 60 секунд для прогрева и начала самостоятельной и устойчивой работы двигателя. После выключения ЭФУ контрольная лампа гаснет.
10. Убедиться в наличии давления в системе смазки. После пуска дать двигателю немного поработать с минимальной частотой вращения холостого хода, пока не установится достаточное давление масла.
11. Плавно отпустить педаль сцепления.
12. Довести давление в контурах тормозной системы до нормы (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ), контролируя давление в I и II контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов.
13. После пуска двигателя до начала движения автомобиля необходимо:

  • прогреть масло в рулевой системе;
  • довести температуру охлаждающей жидкости до 40 °С.

14. Выключить стояночный тормоз.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1 минуту. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

Система пуска холодного двигателя КамАЗ 5320 — 54115

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема КамАЗ 6540 , скачать электросхему КамАЗ 6540 , электрооборудование КамАЗ 6540 , схема электрооборудования КамАЗ 6540 , двигатель КамАЗ 6540 , электросхема КамАЗ 65115 , скачать электросхему КамАЗ 65115 , электрооборудование КамАЗ 65115 , схема электрооборудования КамАЗ 65115 , двигатель КамАЗ 65115 , электросхема КамАЗ 65111 , скачать электросхему КамАЗ 65111 , электрооборудование КамАЗ 65111 , схема электрооборудования КамАЗ 65111 , двигатель КамАЗ 65111 , электросхема КамАЗ 55111 , скачать электросхему КамАЗ 55111 , электрооборудование КамАЗ 55111 , схема электрооборудования КамАЗ 55111 , двигатель КамАЗ 55111 , электросхема КамАЗ 55102 , скачать электросхему КамАЗ 55102 , электрооборудование КамАЗ 55102 , схема электрооборудования КамАЗ 55102 , двигатель КамАЗ 55102 , электросхема КамАЗ 54115 , скачать электросхему КамАЗ 54115 , электрооборудование КамАЗ 54115 , схема электрооборудования КамАЗ 54115 , двигатель КамАЗ 54115 , электросхема КамАЗ 54112 , скачать электросхему КамАЗ 54112 , электрооборудование КамАЗ 54112 , схема электрооборудования КамАЗ 54112 , двигатель КамАЗ 54112 , электросхема КамАЗ 5410 , скачать электросхему КамАЗ 5410 , электрооборудование КамАЗ 5410 , схема электрооборудования КамАЗ 5410 , двигатель КамАЗ 5410 , электросхема КамАЗ 53229 , скачать электросхему КамАЗ 53229 , электрооборудование КамАЗ 53229 , схема электрооборудования КамАЗ 53229 , двигатель КамАЗ 53229 , электросхема КамАЗ 53228 , скачать электросхему КамАЗ 53228 , электрооборудование КамАЗ 53228 , схема электрооборудования КамАЗ 53228 , двигатель КамАЗ 53228 , электросхема КамАЗ 53215 , скачать электросхему КамАЗ 53215 , электрооборудование КамАЗ 53215 , схема электрооборудования КамАЗ 53215 , двигатель КамАЗ 53215 , электросхема КамАЗ 53213 , скачать электросхему КамАЗ 53213 , электрооборудование КамАЗ 53213 , схема электрооборудования КамАЗ 53213 , двигатель КамАЗ 53213 , электросхема КамАЗ 53212 , скачать электросхему КамАЗ 53212 , электрооборудование КамАЗ 53212 , схема электрооборудования КамАЗ 53212 , двигатель КамАЗ 53212 , электросхема КамАЗ 53211 , скачать электросхему КамАЗ 53211 , электрооборудование КамАЗ 53211 , схема электрооборудования КамАЗ 53211 , двигатель КамАЗ 53211 , электросхема КамАЗ 5320 , скачать электросхему КамАЗ 5320 , электрооборудование КамАЗ 5320 , схема электрооборудования КамАЗ 5320 , двигатель КамАЗ 5320 , электросхема КамАЗ 44108 , скачать электросхему КамАЗ 44108 , электрооборудование КамАЗ 44108 , схема электрооборудования КамАЗ 44108 , двигатель КамАЗ 44108 , электросхема КамАЗ 4326 , скачать электросхему КамАЗ 4326 , электрооборудование КамАЗ 4326 , схема электрооборудования КамАЗ 4326 , двигатель КамАЗ 4326 , электросхема КамАЗ 43118 , скачать электросхему КамАЗ 43118 , электрооборудование КамАЗ 43118 , схема электрооборудования КамАЗ 43118 , двигатель КамАЗ 43118 , электросхема КамАЗ 43115 , скачать электросхему КамАЗ 43115 , электрооборудование КамАЗ 43115 , схема электрооборудования КамАЗ 43115 , двигатель КамАЗ 43115 , электросхема КамАЗ 43114 , скачать электросхему КамАЗ 43114 , электрооборудование КамАЗ 43114 , схема электрооборудования КамАЗ 43114 , двигатель КамАЗ 43114

Система пуска холодного двигателя

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 ° С.

Читать еще:  Давление масла двигателя akq

Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22 ° С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и разогретого газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива — ТНВД.

Схема питания двигателя топливом:

  1. бак топливный;
  2. фильтр грубой очистки топлива;
  3. трубка топливная подводящая к насосу низкого давления;
  4. трубка топливная дренажная форсунок левых головок;
  5. форсунка;
  6. трубка топливная высокого давления;
  7. насос топливоподкачивающий низкого давления;
  8. насос топливоподкачивающий ручной;
  9. трубка топливная отводящая насоса низкого давления;
  10. насос топливный высокого давления;
  11. клапан электромагнитный;
  12. трубка топливная к электромагнитному клапану;
  13. свеча факельная;
  14. трубка топливная дренажная форсунок правых головок;
  15. трубка топливная подводящая ТНВД;
  16. трубка топливная отводящая ТНВД;
  17. фильтр тонкой очистки топлива;
  18. трубка топливная фильтра тонкой очистки топлива;
  19. тройник крепления топливных трубок;
  20. трубка топливная сливная;
  21. топливопровод к фильтру грубой очистки;
  22. труба приемная с фильтром.

При пуске двигателя топливоподкачивающий насос подает топливо через фильтр тонкой очистки 17 к свечам 13. Перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива закрыты и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана 11. При давлении больше 25. 45 кПа (0,25. 0,45 кгс/см²) клапан-жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление перед жиклером свечи ЭФУ для устойчивого горения факела.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер.

Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термореле, то есть на выводы свечей подается напряжение, минуя спираль термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение батарей снижается.

Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ так же предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.

Проверка работоспособности электрофакельного устройства

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

  • Проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля).
  • Включить ЭФУ и определить время момента включения ЭФУ до загорания сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50-70 секунд, а при температуре ниже нуля — 70-110 секунд. При повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха:
  • Проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

  • Вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электропровода.
  • Обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы.
  • Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.

Работоспособность реле 4 включения ЭФУ определите в следующем порядке:

  • Отсоедините любой провод от вывода «К» дополнительного реле стартера.
  • Нажмите кнопку включения ЭФУ и два-три раза не более чем на 1с поверните ключ выключателя приборов и стартера в положение II (крайнее правое положение). При исправном реле должны прослушиваться характерные щелчки.
  • Выключите ЭФУ и подсоедините провод к выводу «К».

Работоспособность реле отключения ОВГ определите так:

  • Нажмите кнопку ЭФУ и пустите двигатель стартером. Стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около 30 А. Остановите двигатель и только после этого отпустите кнопку ЭФУ.
  • Вновь пустите двигатель и убедитесь, что генератор дает заряд.

При подготовке автомобиля к первой зимней эксплуатации дополнительно проверьте подачу топлива к свечам ЭФУ и пропускную способность свечей.

Ремонт электрофакельного устройства

Изделия электрофакельного устройства ремонту не подлежат. При обнаружении отказа изделия замените его.

Для проверки подачи топлива к свечам отсоедините топливопровод от свечи и прокачайте систему питания двигателя топливом ручным топливоподкачивающим насосом. Затем откройте электронагнетательный клапан, подав напряжение на штекер клапана со штекера провода подкапотной лампы. При этом из отсоединенного топливопровода должно появляться топливо.

Пропускную способность свечи определяйте на специальных стендах (например, СДТА-3 (КИ-22201) или NC-108-1318 фирмы «Моtограl»), позволяющих плавно регулировать давление топлива.

При избыточном давлении дизельного топлива 73,6 кПа (0,75 кгс/см²) и температуре 15. 25 ° С пропускная способность свечи должна быть 5,5. 6,5 см³/мин. Замер производите после предварительного пролива свечи топливом в течение 20. 30 секунд.

При отсутствии указанных стендов соберите установку по приведенной ниже схеме.

Схема установки для проверки пропускной способности свечей ЭФУ:

  1. клапан;
  2. манометр;
  3. ресивер;
  4. топливопровод;
  5. вентиль запорный;
  6. свеча факельная;
  7. цилиндр мерный с ценой делений 0,1. 0,2 см³.

Для определения величины потребляемого тока свечи соберите схему, позволяющую иметь выходное напряжение постоянного тока 19 В. Напряжение поддерживайте реостатом 2. При таком напряжении потребляемый ток через минуту после включения свечи должен быть 11. 11,8 А.

Схема проверки потребляемого свечой тока:

  1. источник питания;
  2. реостат;
  3. амперметр;
  4. вольтметр;
  5. свеча;
  6. выключатель.

Для проверки параметров термореле соберите схему, указанную на следующем рисунке. Термореле установите на горизонтальную поверхность защитным экраном вверх. Номинальную величину тока 22,8 А, проходящего через реле, устанавливайте и поддерживайте реостатом 2. Время до замыкания контактов и удержания их в замкнутом состоянии определяйте по загоранию контрольной лампы 4. Для этого один провод контрольной лампы соедините со штекером термореле, а второй — с источником постоянного тока (аккумуляторной батареей).

Схема проверки термореле:

  1. источник питания;
  2. реостат;
  3. амперметр;
  4. лампа контрольная;
  5. термореле;
  6. вольтметр;
  7. выключатель.

Время с момента включения тока до замыкания контактов термореле (загорание контрольной лампы) при температуре окружающего воздуха 15. 25 ° С должно быть 55. 65 секунд, а время удержания контактов (горения контрольной лампы) после отключения — не менее 45 секунд.

Герметичность электромагнитного клапана проверяйте подачей сжатого воздуха под давлением 147 кПа (1,5 кгс/см²) к входному каналу клапана. При погружении клапана в воду не должны выделяться пузырьки воздуха.

Возможные неисправности ЭФУ и способы их устранения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector