В чем отличие дизеля от двигателя внутреннего сгорания

Чем дизельный двигатель отличается от бензинового

Споры между приверженцами дизельных и бензиновых двигателей не утихают уже очень долго. Но нельзя отдать предпочтение тому или иному устройству – у каждого есть свои преимущества и, конечно же, присущие ДВС недостатки, а оптимальный выбор будет зависеть от конкретных условий эксплуатации и личных предпочтений владельца. В настоящее время многие производители автомобилей снабжают одни и те же модели как бензиновым, так и дизельным двигателем, чтобы был выбор для приверженцев обеих разновидностей агрегатов.

Основные отличия дизельного и бензинового двигателей

Принцип работы. Чтобы понять, чем дизельный двигатель отличается от бензинового, в первую очередь, необходимо разобраться в принципах их работы.

  • Бензиновый двигатель.Во впускном коллекторе формируется смесь воздуха и топлива, после чего он подается в камеру сгорания. В самом конце такта сжатия происходит окончательное смешивание топливовоздушной смеси и последующее ее равномерное распределение по всему объему цилиндра. В результате сжатия смесь нагревается примерно до 500 °С, после чего происходит ее воспламенение с помощью свечи.
  • Дизельный двигатель.Образование топливовоздушной смеси в дизельной установке происходит значительно быстрее. В цилиндре дизельного ДВС сжимается только воздух, который нагревается при этом до 900°С. Топливо подается в камеру отдельно. Мелкие капли солярки быстро испаряются и смешиваются с воздухом. Благодаря более высокой температуре, такая смесь самовоспламеняется и не нуждается в дополнительной искре.

Мощность и экономичность. Исторически сложилось мнение, что использование дизельного топлива намного экономичнее, чем бензина. Сейчас это верно лишь отчасти, так как стоимость дизельного топлива практически стала равна стоимости бензина.

Тем не менее, благодаря более эффективному сгоранию рабочей смеси, расход топлива в дизельном двигателе примерно на 15-20% ниже. Такое показание достигается за счет того, что степень сжатия топливовоздушной смеси в дизельной установке почти в 2 раза выше.

Бензиновые двигатели, в свою очередь, обладают большей производительностью. Например, Mercedes-Benz W124 E 200 D в дизельной версии имеет всего 75 л.с., в то время как его бензиновый оппонент может похвастаться почти в два раза превосходящей мощностью, которая составляет 136 л.с.

Однако следует заметить, что сравнительно небольшая мощность дизельных устройств с лихвой компенсируется ровной тягой на любых оборотах, что не под силу бензиновым двигателям.

Экологичность. Из-за высокой экологичности, автомобили с установленными в них дизельными двигателями пользуются повышенным спросом в США, а также и в странах Европы. Выхлопные газы дизельных установок выделяют в воздух гораздо меньше оксида углерода и других агрессивных соединений, вызывающих кислотные дожди и прочие экологические проблемы.

Основные преимущества и недостатки бензинового и дизельного двигателей:

Использование дизельных двигателей имеет ряд преимуществ:

  • более высокий КПД, и, как следствие, повышенная экономичность;
  • цена на топливо несколько ниже;
  • высокая долговечность;
  • экологичность;
  • в качестве смазочного материала выступает сама солярка;
  • благодаря отсутствию системы зажигания, двигателю не страшно попадание воды;

В то же время у дизельных установок есть и свои недостатки:

  • большая масса двигателя;
  • топливная система крайне чувствительна к некачественному топливу;
  • техническое обслуживание необходимо проводить чаще;
  • для запуска требуется аккумулятор большей емкости;
  • плохая устойчивость к морозам;
  • повышенный шум и вибрации;
  • сложность и дороговизна технического обслуживания;
  • не выносит повышенных оборотов и скоростей.

Как и дизельные, бензиновые двигатели имеют свои плюсы:

  • морозоустойчивость;
  • относительная дешевизна и простота технического обслуживания;
  • высокая мощность;
  • низкий уровень шума;
  • не требователен к качеству топлива;
  • легко переносит работу на очень высоких оборотах.

К недостаткам бензиновых устройств относятся:

  • повышенный расход топлива;
  • более быстрый износ;
  • хорошее тяговое усилие только на определенных оборотах.

Статьи

  • Разное
  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • СМТ
  • Печное
  • Газ
  • ДГК
  • Нефтебазы

Бензиновый и дизельный двигатели. Отличия и преимущества

При выборе автомобиля учитываются многие параметры. В перечне таких критериев одно из первых мест занимает тип двигателя, в зависимости от потребляемого топлива. Если раньше отечественные автолюбители отдавали предпочтение автомобилям с бензиновыми силовыми агрегатами, то в последнее время все чаще отдается предпочтение дизелям. Эта тенденция соответствует данным всемирной статистики. Судя по исследованиям различных агентств, в настоящее время каждый четвертый автомобиль на планете оборудован дизельным двигателем. Если обратиться к статистике 10 летней давности, то можно отметить, что на дизеле ездило только каждое десятое авто. Аналитики, специализирующиеся на автомобилестроении прогнозирую ежегодный рост количества такого транспорта примерно на 5%. Это обусловлено экологическими требованиями (использование биодизеля), а также экономическими соображениями (дизеля более экономичны). Единственным фактором, который пока еще сдерживает более интенсивное увеличение количества транспортных средств с дизельными моторами в РФ, это более существенная цена такого транспорта.

Принцип действия

Силовые агрегаты на бензине и дизтопливе относятся к моторам внутреннего сгорания. Их принцип действия состоит в преобразовании тепловой энергии в механическую, и топливо при этом сгорает внутри цилиндров. Но вот сам процесс приготовления топливной смеси и ее воспламенения у моторов разных типов отличается:

  • В бензиновых моторах топливо смешивается с воздухом, после чего попадает в цилиндр, в котором, полученная смесь сжимается и воспламеняется при помощи свечи.
  • В дизельных силовых агрегатах топливо попадает в цилиндр раздельно с воздуха, там сжимается, что приводит к поднятию его давления и температуры и в конечном итоге к воспламенению.

Устройство дизелей и бензиновых двигателей

В целом можно говорить о схожести конструкции бензиновых и дизельных двигателей с некоторыми различия. У обоих типов моторов присутствуют топливные, газораспределительные, смазывающие и охлаждающие системы, которые имеют некоторые конструкционные отличия:

  • кривошипно-шатунные механизмы моторов разных типов отличаются прочностью и размерами. Дело в том, что элементы этого механизма у дизелей испытывают более высокие нагрузки (так как необходимо создавать высокое давления для воспламенения топлива), поэтому детали таких моторов отличает более высокая прочность и массивность, а поршни комплектуются дополнительным компрессионным кольцом.
  • У дизельных моторов отсутствует присущая бензиновым аналогам система зажигания, включающая прерыватели, распределители, коммутаторы, импульсные датчики и т.д. Для дизелей роль такой системы выполняет ТНВД, регулирующий угол впрыска топлива, а также система его предварительного подогрева для запуска в холодную погоду.
  • Камера сгорания у дизелей расположена внизу поршня, а у бензиновых агрегатов она находится в головке блока цилиндров.

Эксплуатационные качества

К наиболее значимым эксплуатационным показателям ДВС относят удельное потребление топлива и степень сжатия. Первый показатель особенно волнует автовладельцев, так как, он демонстрирует, насколько экономичной является эксплуатация автомобиля в плане расходов на бензин или дизель. Удельное потребление (расход) это количество топлива, которое необходимо для 1 часа работы мотора при условии мощности в один кВт.

Вид двигателя Удельный расход (в граммах) Степень сжатия
Бензиновый От 265 до 305 Менее 12
Дизельный От 200 до 230 От 13 до 25

Из таблицы видно, что дизельные моторы является более экономичными, а следовательно, если принимать в расчет постоянное повышение цен на топливо, покупка авто с таким двигателем является более выгодным решением.

Показатель «степени сжатия» демонстрирует, во сколько раз сжимается топливная смесь в процессе перемещения поршня от нижней, до верхней мертвых точек. Степень сжатия влияет на КПД и мощность силового агрегата. Как мы видим, дизельные моторы отличает более высокая мощность. Более низкие тяговые показатели бензиновых агрегатов особенно проявляются на низких оборотах – они в отличие от дизелей часто глохнут, если авто передвигается на слишком низких оборотах.

Преимущества дизельных моторов:

  • экономичность;
  • высокий показатель КПД (почти на 38% выше, чем у бензиновых моторов);
  • безопасность и экологичность. Испарения дизеля в сравнении с бензиновыми парами менее токсичны. К тому же дизельный транспорт отличается меньшей пожароопасностью;

Преимущества бензиновых ДВС:

  • хорошо запускается на морозе;
  • быстро прогревается в холодное время года (дизеля мало выделяют тепла на холостом ходу);
  • более тихая работа.

Недостатки бензиновых двигателей:

  • низкий КПД;
  • взрывоопасность;
  • более высокая стоимость километра пути;
  • бензиновые моторы при работе выделяют больше парниковых газов.

Недостатки дизелей:

  • при сильных морозах дизельное топливо кристаллизуется и перестает проходить через фильтр;
  • высокая шумность;
  • дорогостоящий ремонт и обслуживание топливной аппаратуры.

Как мы видим, большинство недостатков дизельного двигателя связаны с качеством используемого топлива. Эти агрегаты очень чувствительны к этой характеристике. Особенный вред дизельным моторам наносит использование летнего дизеля в зимнее время, а также повышенное содержание серы и наличие воды.

Читать еще:  Электрическая схема двигателей toyota

Качественное дизтопливо в разы увеличит эксплуатационный срок силового агрегата и позволит в полном объеме воспользоваться неоспоримыми преимуществами дизелей. Компания «МосНефтеТранс» — гарантирует качество поставляемых нефтепродуктов, а также предоставляет услуги по проверке качества топлива в собственной лаборатории, оборудованной самым передовым исследовательским оборудованием.

рассчитать доставку бензина ЗДЕСЬ.

Запретит ли Германия автомобили с ДВС к 2035 году?

Темпы перехода на электромобили задают Китай и Калифорния. Премьер Баварии — за определение даты отказа от двигателей внутреннего сгорания. Он готовит почву для будущей коалиции с «зелеными»?

В Германии вновь вспыхнула дискуссия о том, стоит ли запрещать продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с целью ускорить переход автомобильного транспорта на более экологичные альтернативные двигатели, прежде всего — электрические. Новый виток обсуждения вызван заявлениями двух влиятельных немецких политиков — и двумя знаковыми зарубежными событиями.

Калифорния запретит ДВС ради защиты климата и своих пляжей

Одно из них произошло в Калифорнии. Ее губернатор Гевин Ньюсом объявил 23 сентября, что с 2035 года калифорнийские власти запретят продажу новых легковых машин и легких коммерческих автомобилей с ДВС. В 2045 году запрет распространится на средние и тяжелые грузовики с бензиновыми или дизельными двигателями.

Губернатор Калифорнии Гевин Ньюсом объявляет о запрете ДВС в легковых машинах с 2035 года

Власти самого большого по населению штата США пошли на такой шаг для защиты не только глобального климата, но и непосредственных интересов собственных жителей. «Из-за автомобилей не должны таять ледники и повышаться уровень мирового океана», ведь это угрожало бы пляжам и побережью Калифорнии, подчеркнул Гевин Ньюсом. К тому же, по его словам, «автомобили не должны усиливать лесные пожары». А они оказались в нынешнем году на западном побережье США чрезвычайно мощными, и губернатор явно связывает это с глобальным потеплением.

В Германии калифорнийскую инициативу поддержал глава Федерального ведомства по охране окружающей среды (UBA) Дирк Месснер (Dirk Messner). «Запрет регистрации новых дизельных и бензиновых автомобилей с 2035 года я считаю хорошей идеей», — заявил он изданиям медиагруппы Funke.

Но одно дело — слова государственного защитника экологии, совсем другое — высказывания премьер-министра Баварии. Кто бы ни занимал эту должность, он неизменно лоббировал в Германии интересы автомобильной промышленности. Ведь в этой федеральной земле находятся штаб-квартиры и головные заводы сразу трех крупных немецких производителей легковых и грузовых автомобилей — BMW, Audi и MAN, не говоря уже о многочисленных поставщиках компонентов для автопрома.

Возможный кандидат в канцлеры Маркус Зёдер подает сигнал «зеленым»

Выступая 26 сентября с программной речью на состоявшемся в режиме онлайн съезде возглавляемой им консервативной баварской партии ХСС, премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (Markus Söder) к удивлению многих подчеркнул, что он «решительно за то, чтобы мы определились с окончательной датой» отказа от ДВС. И уточнил, что, вслед за Калифорнией, считает 2035 год «очень хорошей датой».

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер — влиятельная фигура в консервативном блоке ХДС/ХСС

Правда, в данный кризисный момент было бы правильно помочь отрасли, приняв государственную программу стимулирования продаж не только электромобилей, но и наиболее современных и экологичных автомобилей с ДВС, добавил Зёдер, который и раньше отстаивал такую точку зрения, но не смог переубедить правительство ФРГ.

Далеко не все в консервативном блоке ХДС/ХСС поддержали предложение баварского лидера о запрете ДВС к конкретной дате, хотя принципиальных возражений против ускоренного перехода на электрические и водородные двигатели ни у кого нет. Зато инициативу Маркуса Зёдера похвалила Партия «зеленых».

Тут следует учитывать, что ровно через год в Германии должны состояться выборы в бундестаг, и все явно идет к тому, что следующая правящая коалиция в ФРГ будет сформирована блоком ХДС/ХСС и «зелеными». Поэтому за инициативой баварского премьера вполне может стоять четкий внутриполитический расчет: заранее подготовить почву для успеха будущих коалиционных переговоров, подав потенциальным партнерам сигнал о готовности поддержать одно из их ключевых требований. Тем более, что Маркус Зёдер рассматривается сейчас как один из возможных кандидатов на пост канцлера ФРГ.

Автосалон Auto China 2020: главные герои — электромобили

Так что вероятность того, что в Германии уже следующей осенью примут решение о запрете ДВС в легковых машинах к 2035 году или даже раньше, в последние дни существенно возросла. Впрочем, каким бы ни было следующее правительство ФРГ, темпы перехода немецкого автопрома на электрические двигатели будет определять вовсе не оно. Их будут задавать или даже диктовать крупнейшие экспортные рынки автомобилей Made in Germany. А это США, все та же Калифорния, и Китай.

Автосалон Auto China 2020 — первый крупный отраслевой смотр в год пандемии

Причем рынок Китая крупнее, динамичнее, а потому сейчас играет решающую роль. И этот рынок сделал стратегическую ставку на электромобильность, что убедительно подтвердило второе знаковое зарубежное событие последних дней: проходящий в Пекине с 26 сентября по 5 октября первый после начала пандемии международный автосалон на планете — все остальные пришлось отменить из-за коронавируса.

Главными героями выставки Auto China 2020, указывают в сообщениях из столицы КНР немецкие СМИ, стали электромобили. Через пять лет каждый четвертый продаваемый на китайском рынке автомобиль должен быть на электрической тяге. Это примерно 4 миллиона единиц. Кто их будет выпускать?

Главный экспортный рынок для автомобилей Made in Germany — Китай

В репортажах немецких СМИ с автосалона в Пекине и в комментариях экспертов в эти дни неизменно отмечалось, что пока автостроители Германии представлены на этом направлении развития мирового автопрома довольно скромно. «До сих пор у Volkswagen, Daimler и BMW лишь незначительная доля на большом китайском рынке электромобильности», — констатировала, к примеру, экономическая газета Handelsblatt. Правда, свою статью она посвятила подробному рассказу о том, как они намерены это изменить.

Зарядные станции для электромобилей в Пекине

«Китай — главный рынок электромобилей, причем c большим отрывом, и здесь очень велика опасность оказаться в хвосте», — предупредил руководитель Центра автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе профессор Штефан Брацель (Stefan Bratzel). По его мнению, «уже из-за одного только Китая немецким автостроителям следовало бы уделять куда больше внимания электромобильности, поскольку конкуренция здесь очень сильна».

Иными словами, для того, чтобы сохранить и тем более укрепить позиции на жизненно важном для всего автопрома Германии китайском рынке, тем же баварским автостроителям BMW и Audi, как и всем остальным, придется в ближайшие годы усиленно вкладывать деньги в развитие электромобилей. И, соответственно, сокращать инвестиции в производство легковых машин с ДВС. Получается, что баварский премьер своим предложением отказаться от их выпуска с 2035 года вовсе не предал интересы отрасли: немецкие автостроители сами к этому идут.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Volkswagen ID.3: народный электромобиль

Концерн под названием «народный автомобиль» начал продажи своего главного электромобиля для массового рынка. Он призван повторить легендарный успех VW Golf. По длине и ширине ID.3 соответствует этой модели, но несколько выше. Цена в базовой комплектации: почти 30 000 евро. Минус 9 000 евро скидка до конца 2021 года. Батареи трех размеров, самая мощная должна обеспечить пробег до 550 км.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Renault Zoe: лидер немецкого рынка

Уже не первый год самый популярный в Германии электромобиль — родом из Франции. С осени 2019 Renault выпускает «полностью обновленный» вариант своего электрического бестселлера. Его теперь можно быстро подзаряжать постоянным током. В ФРГ базовая версия с дальностью пробега 300 км продается по прежней цене: от 22 000 евро. Zoe Life Z.E. 50 c более мощной батареей проезжает 395 км, но стоит 24 000.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Tesla Model 3: претендент на лидерство

Культовый американский автостроитель начал поставлять в Германию свою модель среднего класса в 2019 году, и она сразу стала одним из двух лидеров продаж среди электромобилей. Версию Standard Range предлагают за 45-54 000 евро, полноприводная AWD Long Range с двумя электромоторами и дорогой комплектацией может стоить порядка 65-70 000.

Читать еще:  Ваз 2109 закипел двигатель возможные причины и устранение

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

BMW i3: испытанный ветеран

Баварский автоконцерн начал выпускать эту модель в 2013 году, став немецким первопроходцем в деле электромобильности. С тех пор с конвейера сошли, в основном на экспорт, свыше 150 тысяч машин. В Германии i3 несколько раз был в тройке лидеров. Развивать дальше эту модель BMW не намерен, но и снимать с производства после семи лет тоже пока передумал: больно хорошо она продается за 38-42 000 евро.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Opel Corsa-e: электрический вариант

Corsa вот уже четыре десятилетия — популярный в ФРГ бренд автомобиля малого класса. Осенью 2019 началось производство шестого поколения этой модели, и ее рекламирует Юрген Клопп — тренер футбольного клуба «Ливерпуль». В ролике он садится за руль именно электрического варианта, который компания Opel выпускает наряду с бензиновым и дизельным. Те стоят 14-18 000 евро, а электромобиль — почти 30 000.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Seat Mii electric: доступная малютка

Свой первый электромобиль вывела на рынок испанская дочка Volkswagen. С Seat Mii, варианта VW up!, сняли бензиновый двигатель, и впредь малютку будут производить только с электрическим мотором. В компании считают, что для типично городского автомобиля дальность пробега в 260 км и 83 лошадиные силы вполне достаточно. Цена — от 20 650 евро. А если еще вычесть субсидии…

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Nissan Leaf: недооцененный чемпион

Японцы первыми разработали электромобиль для массового производства и с 2010 года выпустили уже свыше 400 тысяч машин, что сделало Nissan Leaf мировым чемпионом продаж. Однако в ФРГ, в отличие от США, Японии, Норвегии и Великобритании, эта модель особо популярной не стала, хотя и входила в Топ 10. Базовый вариант стоит сейчас от 37 000 евро, Leaf e+ с более мощной батарей — примерно 45 000.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Hyundai Kona Elektro: компактный SUV

Южнокорейский концерн называет эту выпускаемую с 2018 года модель «первым полностью электрическим компактным SUV в Европе». На станциях быстрой зарядки вариант Kona Elektro Trend с двигателем мощностью 150 кВт (204 лошадиные силы) заряжается меньше, чем за час, а дальность пробега составляет при идеальных условиях до 449 км. Цена — от 42 000 евро, базовый вариант примерно на 8 000 дешевле.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Audi e-tron: настоящий внедорожник

Свой первый электрический SUV дочка концерна Volkswagen выпустила в 2019 году для привычного ей премиум-сегмента — и сразу попала в ФРГ в Топ 10 среди электромобилей. Полноприводный Audi e-tron 50 quattro с двумя моторами стоит в Германии от 69 000 евро, включая 19% НДС, а 55 quattro мощностью 300 кВт и дальностью пробега до 430 км — от 81 000. Хотя часть можно вернуть с помощью субсидий.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Mercedes EQC: батарейный «Мерседес»

Концерн Daimler выбрал для продвижения на рынке Германии своего первого внедорожника на электрической тяге рекламный слоган «Это «Мерседес» среди электромобилей». Его цена — от 71 000 евро, мощность — 300 кВт, дальность пробега при идеальных условиях — 470 км, максимальная скорость — 180 км в час. Полноприводный электромобиль с двумя моторами испытывали, в частности, в условиях шведской зимы.

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Porsche Taycan 4S: «уцененный» спорткар

Электромобиль за 185 000 евро? Именно столько стоит Taycan Turbo S. Осенью 2019 года его начала выпускать компания Porsche, прославившаяся спортивными автомобилями. Модель Turbo обойдется в 152 000. Чтобы несколько расширить круг потенциальных покупателей, прибавили третий вариант: Taycan 4S «всего» за 105 000. Его мощность — 390 кВт, дальность пробега — 330-400 км.

Почему из нашей жизни уходят дизельные моторы

На родине дизеля запрещают дизель. Пока еще не совсем — просто муниципалитеты германских городов получили право ограничивать въезд на свою территорию легковых дизельных автомобилей. Мотивировка — содержание оксидов азота в выхлопе моторов, в которых воспламенение смеси происходит от ее сжатия, превышает нормативы Европейского союза. Впрочем, даже если вы пользуетесь своим дизельным автомобилем вне городской черты, налоги, которые придется платить с «кубика», будут в Германии почти в пять раз больше, чем у владельца бензиновой машины. Но лиха беда начало. За что его так и что будет?

Безусловно, благая цель — защита здоровья горожан — фактически означает резкое снижение интереса покупателей к дизелю. Собственно, процесс уже пошел. Спрос на машины, потребляющие солярку, падает. В конструкторских бюро автомобильных фирм работ по усовершенствованию дизельных моторов уже почти не ведется. А ведь еще вчера дизели считались чуть ли не будущим автомобилестроения — в силу своей экономичности и бережного отношения к окружающей среде.

Словом, самое время понять: что это было, как это работало, чего мы лишаемся и стоит ли об этом жалеть.

Что такое дизельный мотор и где его применяли?

Ключевое отличие дизеля от бензинового двигателя — способ воспламенения топливовоздушной смеси.

Немецкий инженер Рудольф Дизель в конце XIX века решил усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания и лишить его свечей. Для воспламенения топлива в его моторе использовался нагрев воздуха при его сжатии в цилиндре в 15—20 раз.

Увы, двигатель Дизеля при рабочем объеме 19,6 л развивал лишь 20 лошадиных сил! Эту махину, конечно, трудно было бы использовать на автомобиле. Поэтому первые дизели применялись в промышленности и, в частности, для перекачки нефти. Лицензию на них купили братья Нобель для разработки месторождений в России.

До легковых автомобилей дизель добрался только в середине тридцатых годов. Так, в 1936 году состоялся официальный дебют Mercedes—Benz 260 D. Его 2,6—литровый дизель развивал 45 л. с. — на 10 л. с. меньше, чем бензиновый двигатель модели 230, а сама машина была на 100 кг тяжелее. Но расход был примерно в полтора раза ниже. Правда, стоила дизельная модель почти на тысячу рейхсмарок дороже: для нее необходима сложная топливная аппаратура — солярку надо впрыскивать в цилиндр под большим давлением. А бензин в то время смешивали с воздухом в карбюраторе, который гораздо проще и дешевле. Такие отличия привели к тому, что дизельные автомобили заняли «профессиональную» нишу и в основном использовались как такси или развозные автомобили. Большие ежедневные пробеги помогали быстрее окупить более высокие затраты на приобретение.

Толчок спросу на дизели дал топливный кризис 1973 года — цены на бензин выросли в несколько раз, и даже в богатых США потребители просто сметали из дилерских шоу—румов компактные и экономичные автомобили. В Европе доля дизельных легковых автомобилей, колебавшаяся около 2,5 процента, за пару лет выросла более чем в полтора раза, до 4,1. Французская группа Peugeot почти в одиночестве предлагала дизельные версии для компактных автомобилей, и преуспела в этом. Затем к ней присоединился Volkswagen — выпустил дизельный Golf. Долю в 10 процентов в объемах продаж в Европе дизель преодолел в первой половине восьмидесятых годов. В XXI веке во многих европейских странах доля дизельных превышает половину всех проданных легковых машин.

Работа двухтактного дизеля

Дизельные моторы, как и бензиновые, бывают четырехтактными и двухтактными. В последнем рабочий цикл происходит за один оборот коленвала — то есть два движения поршня, а не четыре. Такой двигатель имеет бо?льшую удельную мощность, чем четырехтактный. Но он более шумный и имеет худшие экологические показатели, так что на легковых автомобилях практически не применяется. Однако устройство и основные принципы работы дизельного мотора лучше видны именно на его двухтактном варианте.

Читать еще:  Шаговый двигателя как моторчик

Начинается не с нижней мертвой точки поршня, а с момента, когда он перекрывает окна, через которые входил воздух.

Когда цилиндр оказался в верхней мертвой точке и воздух максимально сжат и поэтому нагрет, впрыскивается топливо. От высокой температуры оно воспламеняется, и давление толкает поршень вниз.

Поршень доходит до продувочных окон, открывается выпускной клапан.

Через открытые продувочные окна подается свежий воздух, давление которого вытесняет отработавшие газы.

Слово «солярка» происходит от немецкого Solaroel, «солнечное масло» — оно желтое по цвету.

Заметно ли было отличие типов двигателя при пользовании автомобилем?

Раньше дизель был более шумный, а низкая литровая мощность означала, что при равном рабочем объеме мотор развивает заметно меньшую мощность и автомобиль едет медленнее. Зато высокий крутящий момент на низких оборотах — типичная черта дизеля — позволял быстрее разгоняться.

Современные электронные системы управления так хорошо работают, что и по поведению машины, и на «на слух» отличить дизельный мотор от бензинового довольно сложно. Разве что взглянуть на тахометр: если там максимальные обороты 4000—5000 — то это дизельный, а если 6000—7000 и выше — то бензиновый.

Достоинства иногда оборачиваются недостатками. Высокая эффективность дизеля в преобразовании энергии топлива в механическое движение означает, что дизель меньше греется. Поэтому дизелям не хватает тепла на отопление салона, и большинство дизельных моделей оснащается дополнительным электрическим нагревателем. Большинство дизельных модификаций дороже своих бензиновых собратьев, в том числе и по этой причине.

Чем солярка отличалась от бензина?

И то и другое — набор углеводородов, выделяемый из нефти. Просто разные фракции.

Изначально в XIX веке процессы переработки нефти были довольно простыми: ее нагревали, а потом собирали выпаривающиеся при разных температурах фракции. Среди них был и бензин, так называемый прямогонный, который начинал испаряться при довольно низких температурах — от 33 до 190 градусов, затем керосин и газойль, а потом другие фракции, в том числе соляровое масло. Таким образом, бензин за счет его легкого испарения получить было довольно просто, и он стал популярным топливом.

Одно из следствий того, что бензин легко испаряется, — его более высокая пожароопасность. Когда в Советскую армию стали поступать дизельные танки Т—34, некоторые инструкторы убеждали бойцов в большей безопасности солярки: они вставляли в ведро с дизтопливом факел — и он гас. Топливо просто не успевало образовать горючую смесь с воздухом.

Главная характеристика дизтоплива — цетановое число. Оно показывает, как быстро топливо начинает воспламеняться после впрыска в горячую камеру сгорания, чем цетановое число выше, тем лучше. По действующим стандартам оно должно быть не менее 45 единиц. У бензина же главный параметр — устойчивость к детонации, то есть способность противостоять взрыву при сжатии. Его определяет октановое число: чем оно выше, тем лучше бензин. Грубо говоря, это характеристика, противоположная цетановому числу. И еще у него хуже смазывающие свойства. Поэтому если залить бензин в дизель и дать ему поработать, то можно довести мотор до полной негодности.

В лютый мороз в солярку можно долить бензин, керосин или моторное масло. Это допускается и даже рекомендуется производителями двигателей. Собственно, аналогичные приемы используются и при изготовлении арктической солярки.

В лютый мороз в солярку можно долить бензин, керосин или моторное масло. Это допускается и даже рекомендуется производителями двигателей. Собственно, аналогичные приемы используются и при изготовлении арктической солярки.

Почему дизель плохо заводился в мороз?

Дизтопливо хуже испаряется, а при низких температурах становится вязким. Однако сезонные проблемы уже давно научились решать с помощью летней, зимней и арктической солярки. В наше время также используются подогреватели топлива, которые растапливают сгустки парафинов в замерзшей солярке. Они устанавливаются на топливопроводы или фильтр тонкой очистки.

В советские времена, когда сезонного топлива не было, баки дизельных машин утепляли и даже подогревали. При отсутствии специального обогрева пользовались и паяльной лампой. В особо холодных регионах машины старались глушить как можно реже. Расход топлива при работе вхолостую все—таки не так страшен, как риск потратить несколько часов на повторный запуск двигателя.

Почему в России дизель не был так популярен?

В советское время выбора не было — покупали то, что производили. А производили более простые и мощные бензиновые двигатели. Даже грузовики и автобусы у нас ездили на бензине. Первый советский дизель «Коджу» («Коба Джугашвили») разрабатывали в тридцатые годы, но дальше испытаний дело не зашло. Хотя автомобиль ЯАЗ с ним расходовал всего 25 кг топлива на 100 км, а его бензиновый аналог почти вдвое больше — 48 кг. Страна могла себе позволить тратить бензин, а вот наладить производство точной топливной аппаратуры оказалось сложнее.

Про «зимние» проблемы дизеля мы уже говорили.

Отчасти репутацию дизельных моторов на территории бывшего Союза испортили иномарки секонд—хенд. В Германии и вообще в Европе их обычно эксплуатировали очень интенсивно, чтобы экономия на топливе была более ощутимой. В итоге при равном возрасте дизельные автомобили имели огромные пробеги и вырабатывали бо?льшую часть своего ресурса по сравнению с бензиновыми. А ремонт обходился значительно дороже.

С распространением дизелей в РФ стала заметной и другая проблема — качество дизтоплива было нестабильным. На некоторых АЗС не успевали вовремя перейти с летней на зимнюю солярку, в итоге топливные магистрали забивались парафином, и двигатель работал плохо. Неприхотливые грузовики это не всегда «замечали», а вот предназначенным для эксплуатации в аккуратной Европе легковые модели могли в буквальном смысле не пережить столкновения с суровой российской реальностью. При этом ремонтировать дизели было некому, а замена ТНВД стоила как половина купленного подержанного автомобиля.

Сейчас ситуация изменилась: хозяева АЗС и производители топлива следят за его качеством и своевременной заменой по сезону. Но стереотипы — штука устойчивая. Поэтому доля дизеля в продажах новых легковых автомобилей у нас держится на уровне 5—7 процентов.

Разобрать, собрать и отрегулировать карбюратор и бензонасос был способен даже старшеклассник, а вот с дизельными форсунками и ТНВД автолюбителям пришлось бы куда сложнее.

Почему дизель считался более экологичным, чем бензин?

Благодаря особенностям процессов сгорания в дизеле его отработавшие газы содержат много меньше угарного газа, CO. Это отражают и экологические нормы: для бензиновых двигателей порог содержания этого ядовитого газа вдвое выше, чем для дизеля. Но из—за тех же органических особенностей дизель выбрасывает больше оксидов азота. Заставив инженеров уменьшить содержание совсем вредного CO, законодатели теперь взялись за другие составляющие отработавших газов. То есть это не дизель стал хуже, это требования к нему стали жестче.

Увы, у любой конструкции и процесса есть пределы для совершенствования. И, похоже, дизель подошел к черте, когда улучшение параметров отработавших газов двигателя возможно только за счет ухудшения его потребительских качеств.

Почему дизель был популярен в Европе?

Главное достоинство дизеля — низкий расход топлива. Правда, дизельная версия часто стоит дороже аналогичной бензиновой. Вот, например, новый BMW X2 xDrive 2.0d обойдется у нас на 110 000 руб. дороже, чем почти не отличающийся от него по всем характеристикам бензиновый xDrive 2.0i. Разница в расходе топлива по смешанному циклу — 1,4 л на 100 км. При цене топлива 40 руб. нужно проехать 296 428 км, чтобы окупить разницу! Современные автомобили имеют расчетный срок службы семь лет или 350 000 км. Так что наш владелец просто не успеет получить заметную прибыль от выбора дизеля.

Но на Западе все обстоит немного иначе. Разница между ценой дизтоплива и бензина куда существеннее, чем у нас, так что окупаемость автомобиля случается при меньшем пробеге. Плюс налоговое законодательство. Дизельные модели выбрасывают меньше углекислого газа при тех же показателях мощности, что бензиновые. А в странах Европы система налогообложения автомобилей основана именно на этих выбросах, поэтому владельцы дизельных машин платили до недавнего времени меньше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector