Вентилятор охлаждения двигателя температура включения

Вентилятор охлаждения двигателя температура включения

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

На карбюраторе. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора на карбюраторном двигателе, необходимо заглушить автомобиль. Далее находите датчик в подкапотном пространстве и снимаете с него провода, подходящие к разъему. После этого запускаем двигатель и перемыкаем разъемы, с которых были сняты провода. Если вентилятор включился, можно диагностировать поломку датчика.
Обратите внимание: В ситуации, когда датчик выходит из строя в дороге, чтобы избежать перегрева двигателя, можно подобным образом перемкнуть контакты датчика. При этом важно их изолировать, чтобы они не коснулись корпуса и не вызвали замыкание.

  • На инжекторе. В инжекторном двигателе можно провести компьютерную диагностику датчика. В ряде современных автомобилей предусмотрена отдельная диагностическая ошибка, сигнализирующая, что неисправен датчик вентилятора охлаждения. Если такая ошибка была определена, можно следующим образом провести диагностику датчика на автомобиле. Нужно отсоединить разъем с датчика и подождать несколько секунд. Блок управление обнаружит, что датчик более не подключен и запустит вентилятор.
  • Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:

    1. Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
    2. Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
    3. Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
    4. Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;

  • Пока вода не разогрета, сопротивление датчика будет стремиться к бесконечности. При определенной температуре нагрева датчик должен сработать и сопротивление значительно снизится. Необходимо определить при какой температуре воды это происходит.
  • В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

    температура включения вентилятора

    подскажите как изменить температуру при которой включается вентилятор?
    без прошивания и бк?
    есть ли датчики с более меньшей t ?
    21099 инж

    я на девятку ставил датчик 85 или 87 градусов.при этой темпиратуре он включал вентилятор!

    че то мало, он постоянно тогда будет крутиться. мне б градусов 95.

    помоему они стандартные идут 97-94 гр.

    че то мало, он постоянно тогда будет крутиться. мне б градусов 95.

    а чем тебя стандартный датчик не устраивает?

    поздно включается, закипать начинаю

    ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ ТОСОЛА 115 *C.

    У меня на десятке, вентилятор включается при 104 *С, но проблем с закипанием не возникает даже в летних пробках.

    а почему тогда у меня кипит?((

    не ну как. температура поднимается и тосол в бочке поднимается и выливается

    может у вас тосол разбадяжен? Водой разбавили, температура закипания понизилась… Лучше произведи замену на новый… Зима на носу, не помешает

    радиатор печки менял, тосол по новой заливал. так что не разбодяжен))
    у меня похожу гдето протекает. задолбался доливать. хотя луж под машиной не видно.
    возможно вот гдето протекает там воздух попадает и пробка получается.

    радиатор печки менял, тосол по новой заливал. так что не разбодяжен))
    у меня похожу гдето протекает. задолбался доливать. хотя луж под машиной не видно.
    возможно вот гдето протекает там воздух попадает и пробка получается.

    это может быть причиной… Уровень ОЖ низкий, вот и закипает…Чем охлаждать если в радиаторе пусто? Ищите утечку.

    Завтра буду искать.

    Радиатор греется. Значит жидкость присутствует)) термостат новый ставил.
    В печке тепло есть.
    Значит по кругу есть тосол. А куда девается непонятно.
    Поищу

    Читать еще:  Электрическая схема обмотки асинхронного двигателя

    когда закипит потрогай все патрубки они должны быть все одинаковой температуры! скорее всего помпа или в худшем случае прокладка под ГБЦ!

    радиатор печки менял, тосол по новой заливал. так что не разбодяжен))
    у меня похожу гдето протекает. задолбался доливать. хотя луж под машиной не видно.
    возможно вот гдето протекает там воздух попадает и пробка получается.

    если тосол уходит, а под машиной сухо смотри в салоне под ковриками))

    я у себя нашел завтро буду кавролин менять(

    не обязательно. у меня 2 раза тек. 1-й раз кран, а 2-й раз патрубок. было все мокро. снял сиденья, вытащил ковролин на солнышко на пол дня(пока все поменял) и обратно положил;)

    а почему тогда у меня кипит?((

    не ну как. температура поднимается и тосол в бочке поднимается и выливается

    проверьте пробку на бачке… если она не герметична. то тосол вскипит раньше, чем сработает вентилятор…

    на инжекторе карлсон включается программно(есть величины вкл и откл)можно установить с бк или програмкой через к-лайн адаптер.иначе никак.датчик температуры показывает эбу температуру двигателя, а решение о включении и выключении делает эбу по заложенной температуре.так что замена датчика тебе ничего не даст.это не карбюратор с термопарой.

    если тосол уходит а лужи нет, это друг мой скорее всего прокладка прогорела!по этому и закипаешь!

    Мне сказали что уровень тогда должен сразу подниматься. А по трассе или кода я быстро езжу держится в пределах 90-95
    Если только по городу на светофорах стоять то закипает

    если жидкость уходит большим количеством, а течи нигде нет, значит прокладка.у меня друг вон щас ездит тоже самое.у него 16кл 10 нет ни где ни капельки течи, а антифриз уже покупает бочками

    Точно не прокладка.
    Заметил щас еще вот что. Тосол уже начинает выливать прям из бочонка а вентилятор и не собирается включаться. Стрелка возле красной зоны уже. Глушу двигатель но зажигание включено и только тогда вентилятор срабатывает

    датчик менял ?и крышку поменяй

    так у меня же нет датчика вентилятора на инжекторе))

    лохонулся))))привык что у меня карб

    Да я сам только узнал что у меня нету датчика)) полазил поискал а его нету. Потом прочитал что его и не должно быть.
    Походу только прошивкой можно настроить. Но вот почему вентилятор включается только после того как двиг заглушу. Непонятно

    ну если инжектор то там же через мозги все !они контролируют весь процесс!можешь на диагностику съездить ониподскажут или перешьют!я на своем оборудовании менял температуру включения вентилятора!ну ни че люди ездят довольны)))))

    Может быть еще и крышка расширительного бочка. Не держит нужного давления…

    Вот тоже может быть. Сменю

    ищи пробитую прокладку гбц. внимательно осмотри выкрученные свечи, одна из них может быть сырой, а если посветить в цилиндр — у него будет другой оттенок, и запах из цилиндра с тосолом тоже другой. А если прям прилично уходит — то будет еще троить периодически когда завел, проехался, заглушил и потом опять попозже завел.

    Я недавно чипонул десяточку. Всегда летом в пробке включается вентилятор, все говорят что это нормально для этой машины, но я боялся закипеть. Сейчас поставил включение на 97гр. Теперь спокойней. Так что кроме чиповки наверно никак не сделаешь включение раньше

    поменял термостат и поменяли прошивку залили прошивку евро 2 стандарт залил тосол вот на ходу температура стоит 87 90 в салоне тепло печка дует стоишь на месте начинает кипеть включаю печку в 1 положение и все температура снова 87 90 стоит и тосол не выкипает в чем причина может быть вентилятор сробатывает при 97 100 и тд

    Это нормально. Помпа ведь механическая. На ходу на оборотах она качает лучше. На месте обороты холостые, прокачивает хуже, потому включается вентилятор. Если температура сбивается успешно — все в порядке, система работает штатно.

    а вот мне подсказали что можно в радиатор вкрутить дачик вкл вентилятора от жигулей и просто перекинуть провода у меня в радиаторе есть вкрученная заглушка под дачик если так попробовать изменения будут или нет

    у меня инжектор и сказали что с датчика который находиться рядом с термостатом перекинуть на установленный в радиатор

    ЗАЧЕМ? Судя по твоему описанию, у тебя все в порядке.

    просто у меня стояла чипованная прошивка и вентилятор срабатывал нормально потом я поменял прошивку на стандартную и теперь температура быстрей поднимаеться чем вкл вентилятор и тосол выкипает вот теперь постоянно езжу с включеной на первой скорости печкой!если все нормально тогда все так и оставим

    Надо не симптомы лечить, а искать причину.У меня включение вентилятора 105 градусов и ничего не кипит.

    как решение «малой кровью»-поставить радиатор от карбовой машины, в который ввернуть датчик, чтобы тот врубал штатное реле вентилятора. Более того, можно ввернуть 2-пороговый датчик (см. тему в личном блоге), и сделать, как на ино

    Кто подскажет куда смотреть и кидаться . )) на ходу температура в порядке (около 90 и чуть меньше ) но стоит попасть в пробку все труба. вентиляторы не умолкают (у меня пара от нивы температуру скидывают но не надолго ) термостат менял от ваз 2110. антифриз AGA (красный) прокладка ГБЦ целая. крышка вроде держит давление . (пшикает когда откручиваю после долгой поездки)

    А проверял перед тем как поставить
    Правда на большой круг( на малый хз как проверить греть в сборе не пытался:).)

    я наверное очень сильно согрешил по жизни раз достался мне такой ваз … меня добивает тот момент что на малых оборотах температура быстро растет. и в пробках чаще других вентелатор запускаеться… осталось помпу поменять на лузар турбо… и радиатор …

    Читать еще:  Все о причинах расхода масла дизельные двигатели

    Мда поменял с месяц назад .на большой круг все окей.
    Прошлый год крышку менял (лобнула) пришлось брать с терм -терь валяетя не держит
    За кстати лузар поставил
    Блин есть ещё сомнения по крыльчатке помпы какая лучше с прямыми или кассыми лопастями?

    Добрый вечер! Хочу к теме подключиться. У меня вентилятор включается, но очень долго охлаждает. Бывает по 10 минут работает. Уже все датчики поменял, радиатор и антифриз.

    Термостат? Герметичность системы? Крышка бачка? Ну и наконец компьютер!

    Добрый вечер! Хочу к теме подключиться. У меня вентилятор включается, но очень долго охлаждает. Бывает по 10 минут работает. Уже все датчики поменял, радиатор и антифриз.

    Подключи комп, посмотри, если температуру сбивает и продолжает работать, то мозги. Если действительно так долго сбивает, то скорей всего термостат. Остальное ты уже поменял.

    Поменял всё, и термостат тоже. Думаю, что-то с прошивкой. Надо на диагностику заехать.

    а термостат нормальный. на диагностике такую неисправность вряд ли выявят, он тебе скажет Термостат меняй))) сто пудово! =)

    Добрый вечер! Хочу к теме подключиться. У меня вентилятор включается, но очень долго охлаждает. Бывает по 10 минут работает. Уже все датчики поменял, радиатор и антифриз.

    Причины неисправности автомобильного вентилятора радиатора

    Мы прекрасно знаем, что при работе двигателя происходит повышение его температуры, и требуется охлаждение. Для этого в автомобиле и существует система охлаждения двигателя. Углубляться в ее устройство и принцип работы в этой статье мы не будем, а лишь затронем одну из часто встречающихся проблем, связанную с поломкой вентилятора охлаждения радиатора. Какие есть потенциальные причины поломки автомобильного вентилятора и как их устранять. Радиатор машины состоит из небольших тонких трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Проходящий поток воздуха убирает излишки тепла, хранящиеся в жидкости. В ситуации, когда силы потока воздуха не достаточно (двигатель работает в холостом режиме, машина не движется) предусмотрен автомобильный вентилятор, расположенный прямо напротив радиатора. Включение в работу вентилятора происходит после подачи сигнала, через термостат. Если температура радиатора превышает установленную, а это, как правило, до 100 градусов (в зависимости от настроек) происходит включение вентилятора, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе. Таков основной принцип работы вентилятора.

    Определение неисправности

    Довольно часто автомобилисты встречаются с проблемой, когда вентилятор не включается, при уже довольно высокой температуре, что чревато возникновением проблем с двигателем. Чтобы выяснить причины поломки вентилятора, нужно проверить предохранитель и соединительные провода. Выполните проверку подачи напряжения на вентилятор, нет ли обрыва контакта. Чтобы это проверить, можно воспользоваться обыкновенной лампочкой. Если подключая к проводам, лампочка не горит, значит нет контакта, и где то на линии произошел обрыв провода или его перегорание. Попробуйте подключить вентилятор напрямую с аккумуляторной батареи, и если он будет крутиться, то вся проблема не в самом вентиляторе, а в проводке. Если вентилятор не работает, то причины поломки нужно искать непосредственно в нем.

    Влияние температуры

    Возникают ситуации, когда вентилятор работает практически непрерывно. Причина может крыться в термостате. Термостат — датчик, определяющий режим циркуляции охлаждающей жидкости и дает сигнал на включение вентилятора, при наборе двигателем определенной температуры. В радиаторе происходит циркуляция жидкости по двум кругам, большому и малому. В том случае, когда циркуляция происходит по малому кругу, то в радиатор она не попадает. В случае поломки термостата вода может циркулировать только по малому кругу, что приведет к перегреву и срабатыванию вентилятора через датчик. Но, из за того что вода в радиатор не поступает, он не охлаждается и находится постоянно под высокой температурой. В итоге вентилятор радиатора находится постоянно включенным. Проблема постоянной работы вентилятора автомобиля, может быть скрыта в обыкновенном заклинивании термостата. Для чего достаточно простучать по корпусу, чтобы датчик работал в нормально режиме. Если Вы заметили, что вентилятор постоянно включается при достаточно небольшой температуре, то также нужно проверить термостат. Возможно, причина кроется в низко выставленном диапазоне температур, т.е. так называемый летний режим, когда учитывая жаркую погоду, вентилятор должен включаться раньше, чтобы своевременно остудить двигатель. Нужно выяснить при достижении какой температуры происходит срабатывание датчика. Если эта температура примерно от 80 градусов и выше, то просто нужно перенастроить на более высокую температуру. Если срабатывание происходит и при довольно низких температурах, а также сразу после включения в работу мотора, то в такой ситуации лучше заменить термостат на исправный. Запомните, система охлаждения играет важную роль, так как перегрев двигателя, может привести к выходу его из строя, что повлечет значительные финансовые затраты, поэтому при появлении проблем в работе системы нужно своевременно реагировать и устранять проблемы.

    Если все выше перечисленное не помогло вернуть вентилятор в рабочее состояние, то необходима замена. Посмотрите автомобильный вентилятор в наем каталоге. Обратите особое внимание на вентиляторы производства немецкого концерна Ebmpapst. Они имеют повышенный ресурс работы и отличаются отличным качеством.

    Как проверить датчик вентилятора

      26 1 56k

    Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно. А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы. Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

    Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

    Как работает датчик вентилятора

    Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

    Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

    Читать еще:  Штатный режим работы двигателя это

    Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

    Неисправности датчика включения вентилятора

    Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:

    Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

    • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
    • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
    • Поломка реле (штока).
    • Износ биметаллической пластины.
    • Отсутствие питания от предохранителя.

    Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют. В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529. Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

    Как проверить датчик вентилятора

    Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

    Проверка питания

    Проверка питания ДВВ

    На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение. Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса». Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

    Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

    Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

    Проверка срабатывания вентилятора

    При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

    Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

    Проверка датчика включения вентилятора

    Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

    Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

    Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

    1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
    2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
    3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
    4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
    5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
    6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
    7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
    8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

    Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

    Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

    Заключение

    Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector