Влияние искрового зазора на работу двигателя

Правильный зазор свечей зажигания

Автомобилисты знают, что залог устойчивой работы бензинового двигателя внутреннего сгорания – исправность свечей зажигания (СЗ). Он этих «финальных» элементов системы зажигания зависит правильность и эффективность воспламенения топлива. Именно поэтому специалисты рекомендуют периодически осматривать СЗ и менять по истечении регламентного срока эксплуатации. Однако даже новые и исправные свечи зажигания могут не обеспечить нужного результата, если будет неправильно выставлен зазор между их электродами.

Доли миллиметра имеют значение

Общий принцип работы системы зажигания заключается в том, что катушка зажигания преобразует ток бортовой сети в высоковольтный импульс в несколько десятков тысяч вольт, который «передается» на свечи. Мощности разряда должно быть достаточно для того, чтобы преодолеть воздушную «изоляцию» (зазор) и, при этом образовать искру на свече зажигания. Несмотря на солидный «вольтаж» считанные доли воздушного слоя имеют серьезное значение.

Нужная для конкретного двигателя величина СЗ указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. В сравнении с ней установленные свечи могут иметь:

  • малый;
  • большой;
  • правильный зазор.

Несмотря на то, что они отличаются на «микроскопические» величины, отличия в расстоянии между боковым и центральным электродами оказывает существенное влияние на работу мотора.

Нормальный зазор свечи зажигания зависит от конструктивных особенностей двигателя:

  • для «классических» карбюраторных авто – 0,5-0,6 мм;
  • для карбюраторных машин с электронным зажиганием 0,7-0,8 мм;
  • для инжекторных -1 — 1,3 мм.

Именно такие величины гарантируют правильное, оптимальное. Искрообразование, а значит – и работу силового агрегата. Отклонения в ту или иную сторону чреваты потерей мощности или ростом расхода топлива.

Малая величина

Если расстояние между электродами СЗ составляет 0,1 -0,4 мм, образуется очень «короткая» искра, которая не может воспламенить весь объем горючего. В результате СЗ заливает бензином. Авто «дергается», а затем – постоянно глохнет.

Большая величина

Если зазор превышает 1,3 мм, проходящая искра становится очень слабой. Ее мощности не будет хватать для поджога или даже пробоя воздушного слоя.

Увеличение зазора может наблюдаться, как по причине неправильной настройки, так и вследствие «выгорания» (уменьшения толщины) электродов в процессе эксплуатации.

Как проверить и выставить зазор

Проверить зазор на новых или работающих СЗ можно с помощью набора специальных щупов. Обычно качественные новые изделия уже выставлены на необходимую величину. Однако, в случае необходимости, расстояние между электродами просто откорректировать в домашних условиях.

Малое значение увеличивается с помощью обычной отвертки, вставленной между электродами. В условиях СТО для этой цели служит приспособление BRISK. Оно позволяет более «нежно» отогнуть центральный электрод закрепленной в устройстве СЗ.

Большое уменьшается постукиванием по электроду или его прижатием к твердой поверхности.

Купить новые свечи зажирания и другие оригинальные запчасти или их аналоги вы можете на нашем сайте!

Как свечи могут повлиять на работу двигателя…

Всем доброго времени суток, сегодня я с полезной информацией, которая позаимствована с ресурса ВК:

Чтобы инфа была всегда под рукой, ну или для пользы читателя данного блога, дублирую все это дело в свой блог^^

Очень часто проблемы с двигателем автомобиля возникают из-за того, что в свечах зажигания между электродами неправильно выставлен зазор. Такая ситуация нередко провоцируется и тем, что производители этих деталей в большинстве случаев заявляют, что нет необходимости регулировать в свечах зажигания зазор. Но это утверждение совершено неправильное и необоснованное, потому каждому автовладельцу не лишним будет знать, как можно проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания.

Понятно, что если, например, нет искры на катушке зажигания, то зазор в свечах тут совершенно ни при чем. Но все равно эта величина оказывает важное влияние на работу двигателя. Для того чтобы лучше это понять, следует рассмотреть процессы, которые происходят в камере сгорания, когда от искры воспламеняется воздушно-топливная смесь. В этот момент происходит сжатие наполнения цилиндра при помощи поршня. Углеводородно-воздушная смесь при этом до предела уплотняется и чтобы искра прошла успешно через такую плотную субстанцию, нужна разница потенциалов.

☑ Почему важна регулировка зазора в свечах зажигания?

В стандартных бензиновых двигателях система зажигания устроена так, что она может нормально работать, только если все элементы механизма исправны. В частности, вам не помешает знать, как проверить катушку, как провести диагностику генератора, ведь каждый из этих узлов оказывает влияние на работоспособность двигателя.

И даже небольшое нарушение во всем этом сложном механизме, к примеру, нагар на свечах, может стать причиной не только ухудшения работы двигателя, но и его поломки. Что касается зазора в свечах зажигания, то например, если произошло его естественное увеличение, искре может попросту не хватить мощности, чтобы пробить плотную смесь воздуха и углеводорода. Естественно, придется тратить больше энергии на пробитие и как следствие, запал искры уменьшается, что в свою очередь в большинстве случаев снижает мощность двигателя.

Читать еще:  Характеристики клапанов двигателя 4g63

При изучении процесса работы автомобильных свечей зажигания, нередко приходится столкнуться еще с некоторыми не до конца исследованными факторами. Именно поэтому если возникает вопрос «какие свечи следует поставить на свой автомобиль», ответ должен быть однозначный – оригинальные, которые рекомендует завод-производитель. Немаловажной является и периодическая проверка свечей, которая подразумевает определение величины зазора и ее корректировку в случае необходимости. Как правило, каждым производителем двигателя даются рекомендации по требуемому зазору и их лучше соблюдать, только так можно гарантировать качественную работу и полную исправность двигателя.

☑ Водители со стажем, которые уже имеют четкое представление об устройстве свечей зажигания, меняя зазор в свечах, могут влиять на мощность и работу двигателя. Но следует помнить, что неправильно выставленный зазор может и негативно отразиться на мощности двигателя и на расходе топлива, а также посредственно будет причиной увеличенной нагрузки на коленвал и поршневую систему.

Также следует заметить, что в старых моделях двигателей свечной зазор не так важен, как в современных. В работе двигателей последних модификаций используются максимально сжатые смеси, а потому и требования к точности зазоров очень высоки. Например, если нарушить величину зазора свечи на четырехтактном двухлитровом четырехцилиндровом восьмиклапанном двигателе всего на 1/5 миллиметра, это увеличит расход топлива на 4% и приведет к потере двигателем мощности примерно на столько же.

Проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания можно как в сервисном центре, так и самостоятельно. Для правильного выставления зазора лучше всего следовать рекомендациям производителя или советам опытных автомобилистов. Не забывайте, что хотя бы через каждый 15 тыс. километров эту процедуру нужно повторять. Только так ваш автомобиль всегда будет в порядке и порадует максимумом скорости и мощи.

Надеюсь инфа будет полезной)
Всем Peace 🙂

Какой должен быть зазор на свечах зажигания? Цифры, факты и советы

Скачать PDF

При эксплуатации бензиновых двигателей нужно знать, какой должен быть зазор на свечах зажигания. Эти небольшие изделия предназначены для воспламенения в рабочих цилиндрах двигателя внутреннего сгорания сжатой смеси из воздуха и бензина. На работоспособность этих приборов влияет величина расстояния между центральным и боковым электродами.

Для разных условий эксплуатации она может быть разной. На её величину оказывает влияние применяемое топливо для двигателя, степень сжатия рабочей смеси, тип системы зажигания и другие факторы.

Содержание

  • Особенности конструкции
  • Немного о влиянии зазора на работу двигателя
  • Несколько слов о нормальном зазоре
  • О проверке искрового промежутка

Особенности конструкции

Самые экстремальные условия работы в автомобиле приходятся на свечи зажигания. Им приходится в очень короткий промежуток времени поочерёдно испытывать «стрессовые ситуации» от микровзрывов воспламеняющейся смеси топлива и воздуха, большого её давления при сжатии, высокой температуры, которая может иметь несколько тысяч градусов, во время работы. Поэтому разработчикам приходится уделять большое внимание при разработке, испытаниям и доводке их в процессе запуска в производство.

Немного о влиянии зазора на работу двигателя

Его величина напрямую влияет на искрообразование и работу мотора. Он может быть маленьким, большим и нормальным. Поговорим о каждом из них отдельно.

О маленьком зазоре. Такой промежуток между электродами может привести к перебоям в работе мотора из-за пропусков воспламенения рабочей смеси. Это связано с тем, что при таком промежутке искровой вспышке тяжело воспламенить смесь. Начинается дергание автомобиля, остановки мотора, заливание свечей бензином. Принято считать, что небольшим считается промежуток от 0,1 до 0,4 мм.

О большом искровом промежутке. Такой промежуток возникает в процессе эксплуатации двигателя из-за выгорания электродов. Уменьшаются в размерах оба электрода, центральный и боковой. Из-за увеличения расстояния между ними искра также теряет свою силу, становиться слабее, что также затрудняет воспламенение рабочей смеси. Бывают случаи, когда это приводит даже к выходу свечи из строя. Искра начинает искать короткий путь к боковому электроду и разрушает изолятор нижнего контакта.

При увеличенном расстоянии между электродами, нарушается самоочищение свечи, а это усложняет прохождение искры ещё больше. Это может привести к тому, что мотор будет невозможно запустить. Поэтому нужно периодически проверку зазора совмещать с очисткой свечей зажигания. Принято считать большим расстояние между электродами 1,3 мм. и больше.

Несколько слов о нормальном зазоре

Как уже стало ясным маленький зазор — это размер до 0,4 мм., а большой более 1,3 мм. А какой же тогда будет считаться нормальным. Однозначного ответа дать нельзя, так как и здесь имеются свои факторы, влияющие на его величину. В первую очередь влияние на величину искрового промежутка оказывает выбор типа системы зажигания. Условно его можно разделить на такие группы:

  • Для карбюраторных моторов с классической системой зажигания он должен быть в пределах 0,5 – 0,6 мм.;
  • Для карбюраторных, но с электронным зажиганием он должен быть в пределах от 0,7 до 0,8 мм.;
  • Для инжекторных моторов он будет самым большим и равен 1 – 1,3 мм.
Читать еще:  Что такое конфигурация двигателя

О проверке искрового промежутка

Выполнить эту процедуру совсем несложно. В торговых сетях и автомобильных рынках реализуются специальные наборы для проверки и регулировки зазоров. Какой должен быть зазор на свечах зажигания вы уже знаете, поэтому выставить правильный искровой промежуток не составит большого труда. Лучше всего для таких целей использовать щупы круглой формы, с их помощью можно установить наиболее точный размер.

Влияние искрового зазора на работу двигателя

От этой важной части системы зажигания двигателя во многом зависит его работоспобность. В настоящее время ведущие фирмы-производители в конкурентной борьбе за право устанавливать свою продукцию в наиболее массовых и наиболее престижных автомобилях пытаются довести конструкцию свечей по соотношению качества и себестоимости до оптимальных пределов.

Назначение — преобразование электрической энергии в искровой разряд для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя.

Отечественными разработчиками используются нижеприведенные понятия.

Калильное зажигание — неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси раскаленными элементами свечи.

Калильное число — отвлеченная величина, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание.

Рабочая температура — температура наиболее раскаленных элементов(электродов и теплового конуса изолятора) свечи в процессе работы двигателя.

Эффективная мощность — мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя.

Холостой ход — работа двигателя без нагрузки.

Тепловая характеристика — зависимость рабочей температуры свечи от эффективной мощности, развиваемой двигателем. Определяется конструктивными параметрами свечи, качеством ее охлаждения и параметрами рабочего процесса двигателя.

Верхний температурный предел тепловой характеристики — рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900°С.

Нижний температурный предел тепловой характеристики — минимальная температура, при которой свеча начнет самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350-400°С.

«Горячие» свечи — относительное понятие, связанное с рабочей температурой. Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи «горячее» положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем «холодные», калильное число.

«Холодные» свечи — предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холодные» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

Термоэластичность — понятие, характеризующее способность свечи достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.


Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью:
1 — контактная (штекерная) гайка;
2 — оребрение изолятора;
3 — контактная головка;
4 — изолятор;
5 — корпус;
6 — токопроводящий (или резистивный) стеклогерметик;
7 — уплотнительное кольцо;
8 — теплоотводящая шайба;
9 — центральный электрод;
10 — тепловой конус изолятора;
11 — рабочая камера свечи;
12 — электрод массы (боковой);
h — искровой зазор;
L — длина ввертываемой части;
l — длина резьбовой части (цоколь);
d — наружный диаметр резьбы.

Наращиванием числа боковых электродов (массы) увеличивают срок их службы, но ухудшают обдув теплового конуса.

Устройство современной свечи зажигания с плоской опорной поверхностью и уплотнительным кольцом представлено на рис.1. Центральный электрод на наиболее современных свечах изготавливают биметаллическим (состоящим из двух металлов) — центральная часть из меди заключена в жаростойкую оболочку.

К габаритно-присоединительным размерам свечей зажигания, которые строго определенны для каждого двигателя, относятся: диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой и ввертываемой части, размер шестигранника «под ключ». Плоская опорная поверхность предназначена для герметизации свечного отверстия специальным уплотнительным кольцом, коническая поверхность сама превосходно герметизирует соединение с головкой блока.

Свечу с диаметром и шагом резьбы, не соответствующими данному двигателю, просто невозможно установить. Если же свеча имеет несоответствующую длину ввертываемой части, то возможно два варианта:

«короткая» свеча не позволит электродам занять оптимальное положение в камере сгорания, в результате чего двигатель будет работать неустойчиво. Свободная часть резьбы свечного отверстия забьется нагаром, что затруднит установку свечи штатной длины;

«длинная» свеча может послужить препятствием для движения поршня или клапанов, что приведет к серьезным повреждениям. Если этого не произойдет, выступающая в камеру сгорания резьбовая часть забьется нагаром, что может повредить резьбу при выворачивании свечи.

Требования к свечам: строгое соответствие типу двигателя по габаритно-присоединительным размерам, калильному числу, тепловой характеристике, искровому зазору; способность препятствовать образованию нагара и самоочищение от него; быстрое достижение температуры самоочищения; бесперебойность работы в широком диапазоне температур и мощностей двигателя.

Тепловые характеристики свечей с одинаковыми калильными числами, но разными конструктивными параметрами отличаются друг от друга (рис. 2). Свеча 1 «прогревается» быстрее, чем свеча 2 и достигает температуры самоочищения при меньшей мощности, развиваемой двигателем. Такую свечу называют более термоэластичной.


Рис. 2. Тепловые характеристики свечи:
Ne — эффективная мощность двигателя (%);
Х/Х — холостой ход двигателя;
t — рабочая температура свечи °С.

При одинаковом значении калильного числа большей термоэластичностью обладает свеча с более длинным тепловым конусом, но длина ввертываемой части строго определенна для каждого двигателя.

Тенденции усовершенствования свечей обусловлены изменением характеристик и конструктивных параметров двигателя. Для повышения мощности увеличивают степень сжатия, максимальное число оборотов коленчатого вала, применяют наддув воздуха, увеличивают число клапанов на каждый цилиндр двигателя. Это ведет к увеличению тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и, в частности, на свечи. Увеличение рубашки охлаждения, как и увеличение числа клапанов, оставляет меньше места для размещения свечи на головке блока цилиндров. Вышеперечисленные причины вынуждают применять более высококачественные материалы, уменьшать общий диаметр свечи и размер шестигранника «под ключ», использовать коническую опорную площадку, увеличивать длину резьбовой части.


Увеличение длины резьбовой части и применение конической опорной поверхности позволяют подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Число боковых электродов. В процессе работы свечи происходит выгорание электродов. Наиболее подвержен этому боковой электрод. Ввод в конструкцию нескольких боковых электродов увеличивает ресурс свечи, одновременно ухудшая обдув теплового конуса изолятора.

Резьбовая часть. Увеличение ее длины вместе с применением конической опорной поверхности позволяет подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Длина теплового конуса изолятора является основным средством изменения калильного числа. Увеличение длины теплового конуса ведет к уменьшению калильного числа. Одновременно с этим увеличивается способность свечи к самоочищению от нагара (из-за улучшения обдува теплового конуса изолятора) и улучшается изоляция центрального электрода от массы, что уменьшает утечку электричества.

Биметаллический электрод позволяет увеличить длину теплового конуса на 30% при сохранении калильного числа.

На свече зажигания российского производства должны быть указаны дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления), наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение типа свечи (может быть указана величина искрового зазора в мм), стоять надпись «Сделано в России» или «RUS».

Расшифровка условного обозначения отечественных свечей зажигания приведена в табл. 1. Отечественные производители в соответствии с ОСТом 37.003.081 «Свечи зажигания искровые» выпускают свечи с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26.


Таблица 1. РАСШИФРОВКА ОБОЗНАЧЕНИЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Информацию о свечах, необходимых для двигателя вашего автомобиля, можно получить в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке). В случае ее отсутствия необходимо точно знать марку автомобиля, год его выпуска и модель, тип, марку двигателя, что позволит подобрать свечи по каталогам фирм-производителей. Зная марку свечи отечественного, производства можно подобрать зарубежный аналог, воспользовавшись табл. 2. Подобрать аналог другим способом (например, расшифровкой обозначений) затруднительно из-за отсутствия единой системы обозначения свечей и единой шкалы калильных чисел.

Отечественный рынок сегодня буквально наводнен низкокачественными подделками под известных зарубежных производителей, поэтому свечи желательно приобретать в солидных фирменных магазинах, которые дорожат своими клиентами. Специалисты утверждают, что сегодня отечественные свечи, особенно с биметаллическим электродом, практически ничем не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Причины нарушения работоспособности свечей следующие: воздействие раскаленных газов; воздействие продуктов неполного сгорания, приводящее к образованию нагара; несоответствие тепловых характеристик свечей и двигателя; перегрев свечи из-за недостаточного охлаждения; образование копоти на наружной части изолятора.

Современные отечественные свечи зажигания при эксплуатации на полностью исправных и отрегулированных двигателях должны в соответствии с ОСТом 37. 003 081 бесперебойно работать в течение 30 тыс. км пробега для классической и 20 тыс. км для электронной системы зажигания. По мнению специалистов, фактический ресурс примерно вдвое выше, но труднодостижим из-за необходимости идеальных условий эксплуатации свечей, которые возможны не всегда (например, некачественное топливо). Поэтому при ухудшении работы двигателя необходимо провести следующие операции:

  • удалить нагар деревянной щепкой, смоченной в бензине (либо ацетоне) или нагреванием поверхности теплового конуса до температуры выше 400°С. Используя направленное пламя, нагревают только прилегающую к искровому зазору зону. Однако методом нагревания следует пользоваться осторожно, так как свечи герметизированы стеклогерметиком. Металлическими щетками для удаления нагара пользоваться нежелательно из-за «наволакивания» частичек металла на керамику, которые увеличивают вероятность электрического «пробоя» свечи;
  • отрегулировать искровой зазор и центрирование бокового электрода относительно центрального аккуратным подгибанием первого (бокового);
  • удалить копоть и другие загрязнения наружной части изолятора.

Если после обслуживания свечей улучшения работы двигателя не призошло, то причину следует искать в других системах и механизмах.

Обычной проверки на искрообразование не всегда достаточно, так как под давлением в цилиндре и на открытом воздухе свеча может вести себя по-разному. Чтобы в дороге не заниматься обслуживанием свечей и диагностикой их работоспособности, желательно всегда в автомобиле иметь запасной комплект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector