Воздушный запуск двигателя бмп

Боевая машина пехоты БМП-1. СССР

Год выпуска – 1966 — 1983

Всего выпущено – более 20 000 ед.

Масса в боевом положении, т – 13 – 13,2

Мощность двигателя, л.с. – 300

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 65

Запас хода по шоссе, км — 550 — 600

Экипаж, чел. — 3 + 8

Вооружение: 73-мм пушка, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»
Боекомплект, выстр/патр/ПТУР — 40/2000/4

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 23/19

Послевоенный период развития бронетанковой техники характеризовался созданием новых типов военных гусеничных машин, предназначенных для решения специфических задач на поле боя, отличных от задач, возлагаемых на танки. В 1960-х году на Челябинском тракторном заводе им. В.И. Ленина в ГСКБ-2 под руководством главного конструктора П.П.Исакова была начата разработка новой боевой гусеничной машины, предназначавшейся для повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей на поле боя при поддержке танков. Это был первый в мире образец машины, обеспечивающей действие пехоты без выхода из нее на поле боя, или поддерживающей действия пехоты, вышедшей из машины. Таким образом, в СССР появилась новая категория военной техники – боевая бронированная плавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя и совместных действий с танками в бою. Эта машина, получившая обозначение «боевая машина пехоты – 1 (БМП-1)», была принята на вооружение Советской армии Приказом Министра Обороны СССР от 2 июня в 1966 году. Широкой общественности ее впервые показали на параде войск на Красной площади в Москве в 1967 году.

Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, поступившая на вооружение мотострелковых частей, заметно усилив их наступательную мощь, положила начало семейству подобных машин. Она резко повысила маневренные и огневые возможности пехоты в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенность личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия массового поражения, а также возможности войск по преодолению водных преград.

БМП-1 была создана на специальной базе с передним расположением силового отделения, размещенного справа и отделения управления — слева, в средней части — боевое отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части машины находится десантное отделение. Сварной корпус коробчатого сечения снабжен боковыми нишами над гусеничными цепями. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, с дополнительным элементом защиты — волноотражающим щитком, лежащим на верхней лобовой плите. Корпус и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета. Они выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов на всех дальностях стрельбы, кроме того, лобовая броня не пробивается снарядами 20-мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва использовался противорадиационный подбой. На боковых стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов, закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создавали гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы. В отделении управления имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. В условиях плохой видимости для механика-водителя вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения. За креслом механика-водителя расположено место командира машины. Крышка люка командира машины, смонтированная на подшипниках, вращается вкруговую. На ней установлены универсальный прибор наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным прожектором, и два перископа.

В средней части машины установлена коническая литая башня с приваренной к ней крышей из катаной броневой стали, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. На подвесной вращающейся платформе башни смонтировано сиденье, а в крыше башни – люк наводчика-оператора. Десантное отделение, рассчитанное для размещения мотострелкового отделения из восьми солдат с полной выкладкой, и занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться «по-походному» и «по-боевому» — шесть десантников, сидят по трое в ряд, спина к спине. Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме – две большие полые двери с встроенными в них топливными баками.

Увеличение огневой мощи БМП-1 достигалось за счет оборудования ее амбразурами, закрываемыми броневыми крышками и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении БМП-1 установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов, причем солдат, сидящий у левой створки двери, также мог вести огонь и прикрывать машину с кормы. Амбразуры стрелков были оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов. Основное вооружение БМП-1 составляло 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» и спаренный с ним 7,62-мм танковый пулемет ПКТ. Орудие 2А28 предназначалось для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях на дальностях до 1300 м. Наведение осуществлялось электрическими приводами. Стрельба из орудия велась активно-реактивными противотанковыми выстрелами ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. С 1973 года в боекомплект были включены также осколочные гранаты ОГ-15В. Выстрелы подаются с помощью электромеханического механизма заряжания полуавтоматического действия, состоящего из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела.

Орудие может вести огонь со скорострельностью 8 — 10 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы — 1300 м. Вертикальный угол обстрела основным вооружением составляет от -4° до +30°. Для поражения бронированных объектов на дальностях от 500 до 3000 м предназначен противотанковый комплекс, состоящий из управляемой ракеты с кумулятивной боевой частью 9М14М «Малютка» и пусковой установки, включающей пусковой кронштейн, направляющую, а также управляющую аппаратуру 9С428. Для этого на стволе орудия и бронемаске смонтирован кронштейн для выдвижной пусковой установки ПТУР 9М14М с ручным управлением по проводам. Боекомплект 73-мм орудия составляет — 40 выстрелов, 4 противотанковые ракеты для ПТУР 9М14М и 2000 патронов для 7,62 мм пулемета. Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Кроме того, в машине размещался ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами или ПЗРК «Стрела-2», использование которых было возможно через открытые люки в крыше десантного отделения.

Средства связи в БМП-1: УКВ-радиостанция Р-123М (для внешней связи) и танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов (для внутренней связи). Силовое отделение БМП-1 расположено в носовой части корпуса справа. В нем смонтированы: многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20 мощностью 300 л.с.; главный фрикцион; коробка передач с двумя планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок; масляный бак с котлом подогрева; блок системы охлаждения с воздухоочистителем; узлы топливной системы; компрессор; водооткачивающий насос и другое оборудование. Запуск двигателя БМП-1 производился сжатым воздухом или же с помощью электрического стартера. Защита двигателя БМП-1 от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивалась удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращавших попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производилось с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивала машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин. Механическая трансмиссия с гидросервоприводом, главным фрикционом и механической двухвальной пятискоростной коробкой передач были объединены в один блок с двигателем. Силовая передача управлялась с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот БМП-1 обеспечивался вращением штурвала. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Гусеничный движитель (мелкозвенчатая гусеница с резинометаллическими шарнирами) с передним расположением ведущих колес и цевочным зацеплением имел 6 опорных и 3 поддерживающих катка на каждом борту. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески. БМП-1 – представляла собой плавающую машину, движение которой на плаву осуществлялось за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц. Машина не имела водомета, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, были установлены специальные решетки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой. Повороты выполнялись изменением скорости перематывания одной из гусениц. Перед входом машины в воду пневмоприводами в передней части корпуса поднимался волноотражающий щиток и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обзора механику-водителю устанавливался специальный перископ ТНПО-350Б. Максимальная скорость на плаву достигала 7 км/ч. Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость БМП-1 по шоссе достигала 65 км/ч, по сухой грунтовой дороге — 40-45 км/ч, запас хода по шоссе составлял 550 — 600 км. Небольшое удельное давление на грунт создавало ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности.

Читать еще:  Двигатель 206s1 технические характеристики

Производством БМП-1 и машин на ее базе занимались Челябинский тракторный, Курганский машиностроительный (с 1967 по 1979 год), а также Рубцовский машиностроительный заводы. С 1969 по 1973 годы в серийном производстве находился усовершенствованный вариант БМП-1 – объект 765Сп2, массой 13 тонн, а с 1973 по 1983 год выпускался доработанный вариант БМП-1 (объект 765СпЗ) с боевой массой 13,2 тонн. Всего в 1966 – 1983 годах было выпущено более 20000 БМП-1 и машин на ее базе. Исключительно удачная конструкция БМП-1 способствовала появлению на ее базе 9 основных модификаций и нескольких модернизаций базовой модели.

Устройство для зарядки баллонов воздушного запуска бронеобъектов

Изобретение относится к системам запуска дизельных двигателей сжатым воздухом. Техническим результатом является повышение надежности запуска двигателя. Сущность заключается в том, что устройство снабжено дополнительным клапаном, в котором между упорной гайкой и седлом клапана расположен шарик клапана, поджатый к упомянутому седлу пружиной клапана. Корпус клапана с одной стороны выполнен с возможностью установки его в корпус вентиля, а с дугой стороны на нем установлена накидная гайка, предназначенная для ввинчивания в нее ствола автомата с предварительно снятым пламегасителем. 1 ил.

Изобретение относится к области военной техники, преимущественно к системе запуска двигателя сжатым воздухом, и может быть использовано при разработке и модернизации бронеобъектов на заводах промышленности.

Важнейшее боевое свойство бронеобъекта — подвижность в военное время и боеготовность в мирное — обеспечиваются в первую очередь пусковыми свойствами двигателя. Существуют два способа запуска дизеля бронеобъекта — электрическим стартером (вспомогательный) и сжатым воздухом (основной). В условиях снижения финансирования на закупку аккумуляторных батарей и продления сроков службы до списания, а следовательно, снижения емкости аккумуляторных батарей при пуске двигателя, невысокой надежности воздушного компрессора и автомата давления не существует альтернативных устройств для запуска дизеля. Замена аккумуляторных батарей и разряженных воздушных баллонов требует много времени и под огнем противника может привести к срыву выполнения боевой задачи и потерям.

Известно устройство для зарядки баллонов воздушного запуска бронеобъектов (Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Воениздат, Москва — 1979 г. 542 стр. Открытое издание. Прототип), включающее маховичок вентиля, корпус вентиля, клапан, пружину, диафрагму, шарик, стержень, пробку, корпус баллона, воздушный трубопровод, автомат давления и компрессор. В процессе эксплуатации часто выходит из строя автомат давления (АДУ-2с) и воздух, закачиваемый компрессором в баллон, стравливается в атмосферу. Низкая надежность компрессора (AK-150 MKB) связана с изломом приводного валика иди с отказом одной из трех последовательно сжимающих воздух ступеней, что приводит к созданию в баллоне давления, недостаточного для пуска дизеля.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности пуска дизельного двигателя бронеобъекта. Техническое решение задачи основано на использовании энергии пороховых газов, образующихся при стрельбе холостыми патронами из стрелкового оружия через клапанное устройство в баллон бронеобъекта.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для зарядки баллонов воздушного запуска бронеобъектов включает маховичок вентиля, корпус вентиля, клапан, пружину, диафрагму, шарик, стержень, пробку, корпус баллона и дополнительно в корпус вентиля закручивается корпус клапана, в котором между упорной гайкой и седлом клапана находится шарик клапана, поджатый пружиной клапана, а на корпус клапана устанавливается накидная гайка, в которую ввинчивается отвод автомата с предварительно снятым пламегасителем.

Устройство поясняется чертежом, где 1 — маховичок вентиля; 2 — корпус вентиля; 3 — клапан; 4 — пружина; 5 — диафрагма; 6 — шарик; 7 — стержень; 8 — пробка; 9 — корпус клапана;
10 — упорная гайка;
11 — пружина клапана;
12 — шарик клапана;
13 — седло клапана;
14 — накидная гайка;
15 — ствол автомата;
16 — корпус баллона.

Маховичок вентиля 1 крепится на стержне 7 с шариком 6, который ввинчивается в пробку 8, поджимающую диафрагму 5 к корпусу вентиля 2, установленного в корпусе баллона 16, и включающего клапан 3, поджатый пружиной 4. С одной стороны корпус клапана 9 с упорной гайкой 10 и седлом клапана 13, между которыми устанавливается шарик клапана 12, поджатый пружиной клапана 11, устанавливается на корпус вентиля 2, с другой стороны на него закручивается накидная гайка 14, в которую ввинчивается ствол автомата 15 с предварительно снятым пламегасителем.

Работа устройства заключается в следующем. При вращении маховичка вентиля 1 в пробке 8 перемещается стержень 7 с шариком 6. Пружина 4 в корпусе вентиля 2 поднимает клапан 3, который прогибает диафрагму 5, открывается сообщение корпуса баллона 16 с полостью корпуса клапана 9. Ствол автомата 15 без пламегасителя завинчивается в накидную гайку 14, которая накручивается на корпус клапана 9. При стрельбе холостыми патронами из автомата шарик клапана 12 отжимается от седла клапана 13. Давления пороховых газов 250-300 кгс/см 2 достаточно для удержания шарика клапана 12 в открытом состоянии. После окончания стрельбы шарик клапана 12 под действием пружины клапана 11, упирающейся в упорную шайбу 10, садится в седло клапана 13. Маховичок вентиля 1 завинчивается и баллон готов для пуска двигателя сжатыми пороховыми газами.

Читать еще:  Шумно работает двигатель дизель

Известно, что при сгорании объем пороха увеличивается примерно в 1500 раз. При весе пороха 1,6 г в патроне калибра 7,62 мм и плотности 0,7 г/см 3 объем, образующийся при стрельбе двух магазинов (60 патронов), составит 105 литров, а давление в баллоне емкостью 5 литров составит 42 кгс/см 2 , что вполне достаточно для пуска дизельного двигателя.

Техническим результатом устройства для зарядки баллонов воздушного запуска бронеобъектов является повышение надежности пуска дизельных двигателей при отказе других систем запуска, сокращение времени на запуск двигателя в аварийных ситуациях, повышение боеготовности и боеспособности частей и соединений ВС РФ.

Устройство для зарядки баллонов воздушного запуска бронеобъектов, включающее маховичок вентиля, корпус вентиля, клапан, пружину, диафрагму, шарик, стержень, пробку и корпус баллона, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным клапаном, в котором между упорной гайкой и седлом клапана расположен шарик клапана, поджатый к упомянутому седлу пружиной клапана, при этом корпус клапана с одной стороны выполнен с возможностью установки его в корпус вентиля, а с дугой стороны на нем установлена накидная гайка, предназначенная для ввинчивания в нее ствола автомата с предварительно снятым пламегасителем.

Воздушный запуск двигателя бмп

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/05/3360 (дата обращения: 12.04.2021).

Исправность системы электростартерного пуска во многом определяет высокую маневренность бронетранспортеров и боевых машин, а значит и способность экипажей и подразделений эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Если на бронетранспортере БТР-80 по какой-либо причине нет аккумуляторных батарей или они сильно разряжены, то электростартерный пуск двигателя машины не возможен.

Установка аккумуляторных батарей на машине представлена в соответствии с рисунком 1.

а – ниша для установки батарей бронетранспортера БТР-80 (машина без батарей); б – аккумуляторные батареи типа 12СТ-85, установленные на БТР-80; в – установка батарей на бронетранспортере БТР-80

1 – крышка люка; 2 – стяжка; 3 – гайка-барашек; 4 – накладка; 5 – основание; 6 – провод; 7, 13 и 15 – шины (перемычки); 8 – резиновая прокладка; 9 – защищая крышка; 10 –экран; 11 – блок защиты аккумуляторных батарей; 12 –ручка батареи; 14 – аккумуляторные батареи

Рисунок 1 – Установка аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 на БТР-80

В машине имеется розетка для пуска двигателя от внешнего источника. Для доступа к розетке необходимо открыть люк доступа к аккумуляторным батареям (он находиться справа по ходу движения машины).

В нише аккумуляторных батарей (в люке слева по ходу движения) размещена розетка внешнего пуска.

Используя специальные провода из группового комплекта 5903-3906234 ЗИП (на 10 машин) при необходимости (при разряженных или отсутствующиз на машине батареях) можно пустить двигатель бронетранспортера от внешнего источника постоянного тока, например, от батарей другого БТР с работающим двигателем. Специальные провода подключается к розеткам внешнего пуска обеих машин. На проводах с обеих сторон имеются маркированные наконечники с нанесенными знаками полярности.

Согласно [1] при отсутствующих или неисправных аккумуляторных батареях допускается временная работа двигателя без батарей. В этом случае пуск двигателя производится от внешнего источника питания только после того, как предварительно будет отсоединена плюсовая шина от блока защиты аккумуляторных батарей.

Но при определенных обстоятельствах в особых условиях (например, при ведении боевых действий, выполнении миротворческой миссии или ликвидации чрезвычайных ситуаций) при неисправных (отсутствующих) батареях бронетранспортера иногда приходится осуществлять пуск двигателя машины с помощью подручных средств, используя их вместо штатных специальных проводов.

Для электростартерного пуска в принципе можно применять любые провода или металлические пруты, соответствующей площади сечения и длины. На каждом бронетранспортере в шанцевом инструменте имеется лом. В особых условиях его можно использовать для того, чтобы осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80. При этом необходимо действовать в следующей последовательности:

— установить на ровной площадке бронетранспортер с неисправными батареями (без батарей) и бронетранспортер с исправными батареями и работающим двигателем. Передние (носовые) части машин должны быть направлены в противоположные стороны. Люки доступа к аккумуляторным батареям должны находиться напротив друг друга. Расстояние между машинами должно быть около 1 м (рисунок 3);

— на бронетранспортерах открыть люки ниш аккумуляторных батарей для доступа к ним;

— взять ломы из шанцевого инструмента каждой машины;

— одним ломом надежно соединить корпуса обоих бронетранспортеров. Места соединения корпусов ломом должны быть очищены от краски. Другим ломом надежно соединить выводы блоков защиты (рисунки 1, в и 2) машин;

— включить на бронетранспортере с неисправными батареями выключатель аккумуляторных батарей;

— осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера с неисправными батареями (без батарей) в штатном режиме;

— после пуска двигателя немедленно выключить на бронетранспортере с неисправными батареями (без батарей) выключатель аккумуляторных батарей и отсоединить ломы.

Требования безопасности при рассмотренном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 достаточно просты и должны быть следующими:

— во избежание ожогов личного состава экипажа машины держать ломы следует в перчатках (например, зимних) или через ветошь;

— во избежание поражения электрическим током личный состав экипажа машины, принимающий участие описанном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 в особых условиях не должен размещаться на мокрых влажных участках местности. Необходимо под ноги положить резиновые коврики или сидения с машины;

— во избежание короткого замыкания лом должен быть плотно прижат к выводам блоков защиты аккумуляторных батарей, и ни в коем случае не касаться корпуса машин.

1 – бронетранспортер БТР-80 с исправными аккумуляторными батареями; 2 – бронетранспортер

БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих бронетранспортеров с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блоков защиты с помощью лома

Рисунок 2 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 с помощью подручных средств (ломов из шанцевого инструмента машин)

В особых условиях при неисправных батареях бронетранспортера также можно осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера от аккумуляторных батарей автомобиля с напряжением бортовой сети 24 В с использованием того же лома из комплекта шанцевого инструмента БТР-80 и любого гибкого металлического проводника (рисунок 3) с площадью поперечного сечение не менее 30 мм 2 . Ломом целесообразно соединить корпус бронетранспортера и раму машины, гибким проводником – вывод блока защиты бронетранспортера и вывод «+» аккумуляторных батарей автомобиля.

1 – автомобиль семейства «Мотовоз-1»; 2 – бронетранспортер БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих машин с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блока защиты с выводом «+» аккумуляторных батарей автомобиля с помощью гибкого металлического проводника с площадью поперечного сечение не менее 30 мм 2

Читать еще:  Характеристика двигателя шевроле блейзер

Рисунок 3 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 от аккумуляторных батарей автомобиля с помощью подручных средств

Порядок электростартерного пуска двигателя такой же, как и в первом рассмотренном случае.

Отметим, что рассмотренный способ электростартерного пуска дизеля бронетранспортера БТР-80 достаточно прост по своей сути, но при практическом выполнении требует высокой выучки экипажа. Применять такой способ пуска двигателя в условиях повседневной эксплуатации бронетранспортера крайне не рекомендуется.

Библиографический список

  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Назначение, общее устройство системы воздушного пуска

Для запуска двигателя на машине имеется две системы: система запуска сжатым воздухом

(основная) и система запуска электрическим стартером.

Обе системы действуют независимо и в особо тяжелых условиях могут применяться одновременно (комбинированный запуск).

Система запуска сжатым воздухом состоит из электропневмоклапана 9 (см. рис. 45), воздухораспределителя 12, обратного клапана 13, воздухопроводов и пусковых клапанов 4.

На машинах выпуска до 1970 г. установлен кран 15 (см. рис. 45 б) аварийного запуска двигателя. Кран введен на случай неисправности в системе электрооборудования, так как вместо электропневмоклапана ЭК-48 на этих машинах стоит электропневмоклапан ЭК-69, который не имеет рычажка ручного пуска.

Сжатый воздух поступает в систему из баллона 7 системы пневмооборудования.

Электропневмоклапан служит для дистанционного управления по­дачей сжатого воздуха из баллона 7 к воздухораспределителю 12 при запуске двигателя. Он приводится в действие кнопкой, расположенной на центральном щитке водителя (ПУСК ВОЗД.), а в случае отказа электровключения — рычажком ручного включения, рас­положенным на корпусе электропневмоклапана.

Электропневмоклапан 9 (см. рис. 45) расположен на борту машины слева от сиденья водителя. Воздухораспределитель (см. рис. 46) служит для распределения воз­духа по цилиндрам двигателя в порядке их работы. Воздухораспреде­литель установлен на левом блоке со стороны маховика.

Корпус 1 воздухораспределителя штампованный, из алюминиевого сплава. В центральной расточке корпуса установлен валик 12. Опора валика смазывается маслом, поступающим из системы смазки двигате­ля по каналам г.

В корпусе просверлено шесть каналов а и б, в которые ввернуты зажимы 2 крепления трубок подвода воздуха к цилиндрам.

В алик 12 с помощью регулировочной втулки 4 сочленен с распре­делительным диском 3, имеющим золотниковое окно в. Протяженность золотникового окна по дуге равна 60°. Путем перестановки регулиро­вочной втулки, имеющей внутренние мелкие и наружные крупные шли­цы, осуществляется правильная установка золотникового окна в рас­пределительного диска по отношению к каналам б в корпусе воздухо­распределителя и регулируется момент начала подачи воздуха в ци­линдры.

Рис. 45. Система запуска сжатым воз­духом:

а — схема измененной системы; б — схема до изменения; 1 — редукторы пневмосистемы; 2 — воздушный фильтр; 3 — распределитель­ная коробка; 4 — пусковые клапаны; 5 — пере­городка силового отделения; 6 — спускная пробка маслоотстойника; 7 — воздушный бал­лон; 8 — вентиль; 9 — электропневмоклапан; 10 — распределительная коробка; 11—отстой­ник; 12 — воздухораспределитель; 13 — обрат­ный клапан на трубопроводе к воздухорас­пределителю; 14 — обратный клапан на тру­бопроводе к электропневмоклапану; 15 — кран ручного запуска.

Рис. 46. Воздухораспределитель:

1 — корпус воздухораспределителя; 2 — зажим; 3 — распредели­тельный диск; 4 — регулировочная втулка; 5 — пружина; б — та­релка; 7 — гайка; 8 — штуцер; 9 — колпак; 10 — замковое кольцо; 11 — прокладка; 12—валик; 13 — шплинт; 14 — трубопровод для подвода воздуха из системы воздухопуска; а, б — каналы для под­вода сжатого воздуха к цилиндрам; в — золотниковое окно; г — канал для подвода смазки.

В расточке ступицы распределительного диска 3 установлена та­релка 6, которая стопорится замковым кольцом 10. Тарелка прижима­ется к гайке 7, контрящейся шплинтом 13. Пружина 5, установленная между регулировочной втулкой и тарелкой 6, отжимает распредели­тельный диск 3 и обеспечивает зазор между корпусом воздухораспре­делителям распределительным диском во время работы двигателя.

Корпус воздухораспределителя закрыт колпаком 9, который уплот­няется алюминиевой прокладкой 11. Через штуцер 8 воздух подводится к воздухораспределителю.

При запуске двигателя сжатый воздух поступает в полость возду­хораспределителя и, преодолевая усилие пружины 5, прижимает рас­пределительный диск к корпусу воздухораспределителя. При этом зо­лотниковое окно в совпадает с одним из шести каналов б в корпусе. Сжатый воздух поступает через пусковой клапан в цилиндр и, воздей­ствуя на поршень, заставляет вращаться коленчатый вал. При повороте коленчатого вала, и следовательно распределительного диска, золотниковое окно сообщается последовательно с каждым из цилиндров в по­рядке их работы.

Для запуска двигателя достаточно, чтобы давление воздуха было не менее 30 кгс/см 2 . Максимально допустимое давление воздуха, по­ступающего в воздухораспределитель – 70 кгс/см 2 .

Пусковые клапаны служат для впуска сжатого воз­духа в цилиндры при запуске. Клапаны ввернуты в головки блока ци­линдров под впускными коллекторами. От каждого гнезда клапана про­сверлен сквозной канал 12 в камеру сгорания.

Пусковой клапан состоит из цилиндрического корпуса 2 (см. рис. 47), в котором установлен тарельчатый клапан 1 со стержнем 7, пружины 5, шайбы, гайки 6 и колпачка 4.

Пружина постоянно прижимает тарель клапана к седлу. Сжатый воздух к клапанам подводится по трубкам от воздухораспределителя. Поворотный угольник трубопровода надева­ется на гладкую выточку корпуса с радиальными отверстиями а, уплот­няется медно-асбестовыми кольцами 3 и прижимается колпачком 4.

Рис.46. Пусковой клапан:

1 — тарельчатый клапан; 2 — корпус; 3 — уплотнительные кольца; 4 — колпачок; 5 — пру­жина; 6 — гайка;

7 — стержень клапана; а — радиальное отверстие.

Воздух, поступая в полость клапана, нажимает на тарель клапана, сжимает пружину 5 и открывает проход в цилиндр.

Отстойник предназначен для улавливания конденсата влаги и ка­пель масла, содержащихся в воздухе, поступающем из компрессора. Он представляет собой пустотелый цилиндр с двумя штуцерами и проб­кой 6 (см. рис. 45) для слива отстоя. Отстойник крепится к стойке на пе­регородке силового отделения.

Работа системы запуска сжатым воздухом. При открытии вентиля 8 баллона сжатый воздух из баллона поступает в распределительную коробку 10, проходит через войлочный фильтр 2 в редукторы 1, где сни­жается давление до 70 кгс/см 2 .

При нажатии на кнопку ПУСК ВОЗД на центральном щитке или на рычажок электропневмоклапана, а на машинах выпуска до 1970 г. при открывании крана 15 воздух из редукторов 1 проходит через распре­делительную коробку 10, расположенную на левом борту машины, че­рез электропневмоклапан 9, через отстойник 11, обратный клапан 13 к воздухораспределителю 12. Из воздухораспределителя воздух попадает через пусковые клапаны 4 в цилиндры двигателя и вращает коленча­тый вал двигателя.

Требуемые обороты двигателя для запуска 100—150 в минуту. Запуск двигателя электростартером применяется при неисправно­сти системы запуска сжатым воздухом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector