Возможная причина переохлаждения двигателя

Гибриды на морозе: особенности зимней эксплуатации

«А как зимой-то на ней ездить?» — владельцев гибридных машин часто веселят такими вопросами. Обилие «Приусов» на заснеженных российских дорогах не должно оставлять сомнений в их всесезонности, но многие до сих пор не верят в морозостойкость гибридов. Поговорим об особенностях зимней эксплуатации «зелёных» автомобилей подробнее.

Запуск гибрида зимой

Сразу развеем главное опасение: на морозе гибриды заводятся отлично! На большинстве гибридных машин двигатель запускает мощный мотор-генератор, а не обычный стартер; разница в их мощности — примерно в 10 раз. С мотор-генератором гибрида даже сильно застывшее на морозе масло не помеха успешному запуску. Хотя масло в гибридах застывает редко: почти во все современные гибридные двигатели заливается маловязкое масло 0W-20.

А вот про бесшумный запуск гибрида зимой придётся забыть. Даже если гибридная схема позволяет запускать электромотор отдельно от бензинового двигателя и ехать только на электричестве, в сильный мороз электроника не даст этого сделать, чтобы не повредить тяговую батарею. Пока высоковольтная батарея (ВВБ) гибрида не прогреется до рабочей температуры, бензиновый двигатель будет работать. Поэтому все советы по зимнему запуску актуальны и для гибридных машин.

Разряд тяговой батареи на морозе

Главное зимнее правило гибрида — он должен ездить. В морозы нельзя на месяц оставить гибридную машину на улице и уехать в командировку — по возвращении вы, вероятно, обнаружите «недвижимость». И вернуть автомобиль к жизни будет сложно и дорого — тяговая батарея может полностью выйти из строя.

Когда владельцу гибрида необходимо надолго уехать, а за окном ощутимый минус, лучшим решением будет аренда тёплого гаража или места в отапливаемом паркинге. Если такой вариант невозможен, можно настроить автоматический запуск двигателя с определённой периодичностью (например, раз в два дня), чтобы бензиновый мотор заводился и заряжал тяговую батарею. Правда, есть риск, что от долгой работы на холостых оборотах выхлопная труба зарастёт льдом от скопившегося конденсата, и двигатель больше не сможет запускаться. Поэтому лучше оставить ключ от машины кому-то из друзей, попросив периодически прогревать гибрид и совершать небольшие поездки — хотя бы по территории стоянки.

С краткосрочной зимней стоянкой всё не так плохо: несколько дней на морозе без движения гибридный автомобиль спокойно выдерживает. Главное, не оставлять его с разряженной ВВБ: убедитесь, что тяговая батарея заряжена не менее, чем на 70%.

Прогрев салона гибрида

Гибрид — не дизель, и долгий прогрев салона для него не характерен. Однако, многие владельцы гибридов с этой проблемой сталкиваются, списывая её на конструктивные особенности силовой установки и не пытаясь искать причину. А она однозначно есть.

В гибридных машинах используется сложная двухконтурная система охлаждения с двумя расширительными бачками: для ДВС и электрической части. Падение уровня антифриза в любой из них ведёт к проблемам с нагревом силовой установки, а значит и проблемам с работой печки. Зачастую достаточно долить охлаждающую жидкость до номинального уровня, и в салоне заметно потеплеет.

Другая возможная причина плохой работы климат-контроля гибрида — дефект клапана отвода тепла. Его задача — перенаправлять тепловой поток от электродвигателя и инвертора к салонному отопителю. Если клапан неисправен, то в салоне будет тепло только при включении бензинового мотора, который задействован далеко не всегда.

Если же все узлы работают исправно, то с прогревом салона зимой владельцы гибридов не испытывают никаких проблем.

Гибрид: расход топлива зимой

Зимний расход топлива — больная тема для владельцев гибридов. Из-за растущего на морозе электрического сопротивления снижается мощность высоковольтной батареи; переохлаждение её ячеек также не способствует высокой отдаче. Снижает мощность ВВБ и контроллер, защищая её от глубоких разрядов, чреватых зимой. В итоге запас хода на электричестве заметно падает, а двигатель внутреннего сгорания включается в работу намного чаще, чем летом. В особо сильные морозы он может вообще не выключаться.

Фактически, зимний расход топлива гибридной машины приближается к расходу аналогичного автомобиля с обычным бензиновым мотором. Например, популярный в России Lexus RX400h (как и его гибридный аналог Toyota Harrier) по расходу зимой неотличим от модели RX300, где никаких гибридных технологий нет. Аналогичная картина и с другими гибридными авто. Это не неисправность и не недоработка конструкции, а просто данность, с которой владельцам гибридов приходится мириться.

Достаточно эффективной мерой является утепление моторного отсека гибрида с помощью автоодеяла. Прикрыть основной радиатор старой доброй картонкой тоже можно (главное — следить за температурным режимом, чтобы не перегреть мотор). После такой подготовки бензиновый мотор начинает просыпаться заметно реже, и расход топлива уменьшается.

Как прикурить гибрид

Многие думают, что проблем с севшим аккумулятором у гибридов не бывает, ведь на борту огромная тяговая батарея. Однако для запуска всех бортовых систем машины (а иногда и для питания мотор-генератора, в зависимости от конструкции гибрида) используется обычный стартерный аккумулятор небольшого размера. И он вполне может разрядиться.

«Прикуривать» гибрид нужно так же, как и обычную машину — процесс подробно освещён в нашем учебном видеоролике. Главное — подобраться с «крокодилами» к стартерной батарее, что не всегда просто: у того же «Приуса» она расположена в багажнике. Хотя под капотом тоже есть силовой вывод, расположенный в блоке с предохранителями: плюсовой провод донора можно соединить с ним, а минусовой — с любой неокрашенной деталью бензинового двигателя. Лучшее место для подключения «минуса» указано в инструкции к автомобилю.

В целом, за исключением нескольких особенностей, езда на гибридной машине зимой ничем не отличается от езды на аналогичной бензиновой (увы, включая и расход топлива). Электроника успешно защищает силовую установку от опасных режимов, поэтому шансы заморозить гибридный автомобиль невелики, если специально не задаваться такой целью.

Замёрзла вода в двигателе: что делать

В отличие от обитателей жарких стран, отечественному автолюбителю приходится сталкиваться с проблемой, вызываемой суровым климатом. Особенно это касается жителей северных регионов. Непредусмотрительно оставив машину на ночь на улице, они рискуют утром обнаружить кусок двигателя, лежащий под автомобилем.

Разумеется, описанный случай является максимально возможной неприятной ситуацией, вызванной замерзанием воды в моторе. Однако, если не удалось своевременно заполнить систему охлаждения антифризом, отрицательная температура способна вызвать и другие, менее плачевные последствия, негативно влияющие на работоспособность всего автомобиля.

Какую опасность таит в себе замерзание воды в двигателе

Развитие современных технологий намного облегчил рядовым автолюбителям процесс ухода за транспортным средством. К сожалению, не все владельцы должным образом заботятся о своей машине. Некоторые, в целях неоправданной экономии, по старинке заливают в систему охлаждения вместо прогрессивного тосола или антифриза обычную воду, даже не дистиллированную.

Выгаданные подобным способом копейки не оправдывают возможную опасность, которой можно было бы избежать, используя вполне доступные рядовому обывателю инновационные средства.

Как известно, вода при понижении температуры имеет свойство изменять свое агрегатное состояние из жидкого в твердое. Подобное превращение сопровождается увеличением исходного объема. Расширяясь, замерзающая жидкость вполне способна не только повредить некоторые детали, но даже окончательно разрушить двигатель, разорвав его изнутри.

Поэтому, чтобы не пришлось проводить незапланированный капитальный ремонт автомобиля, следует своевременно предпринимать некоторые меры предосторожности, которым будет уделено особое внимание в настоящей публикации.

Также весьма неприятными последствиями замерзания воды можно считать появление ледяной пробки в шлангах радиатора. Такую ситуацию вызывает даже незначительный мороз.

Результатом является циркуляция жидкости по малому кругу, которая приводит к нежелательному перегреву двигателя, что отражается на его функциональных способностях. Значительное повышение температуры мотора вызывает деформацию деталей, и в скором времени двигатель может выйти из строя.

Читать еще:  Биение при запуске двигателя

При какой температуре замерзает вода в двигателе

Известно, что вода переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое при понижении температуры окружающей среды ниже 0 градусов по шкале Цельсия. Но, поскольку процесс преобразования требует определенного времени, такое показание термометра вовсе не означает мгновенного замерзания. Кроме того, существуют определенные причины, замедляющие появление льда в двигателе:

  • Поскольку мотор представляется металлическим массивом, заполненным охлаждающей жидкостью и смазкой, моментально замерзнуть он не может. Нормально функционирующий силовой агрегат обычно нагревается до температуры 90 0 . Процесс остывания заглушенного двигателя автомобиля, поставленного на открытую стоянку, происходит постепенно. Поэтому незначительные заморозки зачастую не вызывают полного промерзания мотора;
  • Немаловажную роль играют дополнительные факторы. Например, защитив радиатор от прямого задувания ветра, можно будет значительно замедлить процесс охлаждения силового агрегата. Пасмурная погода, наоборот, ускорит промерзание двигателя.

Итак, установлено, что в зависимости от окружающих факторов, вода в моторе может сохранять жидкое агрегатное состояние порой до температуры −7 0 С. Хотя возможным бывает появление льда в двигателе при −3 0 С. Законы физики, определяющие подобное преобразование при 0 0 , в данном конкретном случае не работают.

Как защитить автомобиль от замерзания воды в двигателе. Полезные рекомендации

К сожалению, далеко не каждый автолюбитель может позволить себе содержание машины в теплом гараже. Если приходится оставлять транспортное средство на открытом месте, следует соблюдать определенные инструкции для защиты автомобиля от переохлаждения:

  1. Сливая воду после выключения двигателя, можно обезопасить себя от ее замерзания. Однако, здесь имеются некоторые трудности, наподобие невозможности полного удаления всей жидкости из мотора, вызываемой техническими особенностями автомобиля. Замерзая, оставшаяся вода образует непроходимые пробки, затрудняющие последующую заправку охлаждающей системы;
  2. Теплоизолятор, прикрепленный к обратной стороне капота, уменьшает возможность повреждения блока. Поможет и защита радиатора специальным фартуком. Обезопасить двигатель от промерзания при незначительных заморозках на недолгой ночной стоянке можно, утепляя его старыми одеялами или куртками. Однако, следует помнить, что описанная мера предосторожности действует лишь непродолжительное время, и через несколько дней вы рискуете лишиться мотора;
  3. При выборе места стоянки старайтесь предусмотреть направление ветра. Защитив радиатор от прямого попадания воздушных потоков, можно минимизировать риск промерзания двигателя;
  4. Не рекомендуется проявлять неуместную экономию. Всего один литр антифриза, добавленный в систему охлаждения, поможет избежать проблем, связанных с капитальным ремонтом силового агрегата;
  5. Периодическое прогревание двигателя защитит от появления льда даже при −10 0 С. Такой способ причиняет большие неудобства, поскольку требует наведываться к автомобилю через каждый час.

Выполняя предложенные рекомендации, можно уберечь двигатель от промерзания. Однако, при значительных минусовых температурах вышеописанные меры предосторожности оказываются бессильны.

Простейшие рекомендации по размораживанию двигателя

Итак, несмотря на все ухищрения, в автомобильном моторе все-таки образовался лед. Что делать в подобной ситуации, как заставить транспортное средство тронуться с места и выполнять положенные ему функции?

Для начала рекомендуется определить масштаб проблемы. Небольшая ледяная корка легко устраняется при прогревании двигателя. Гораздо сложнее справиться с пробками, образовавшимися в системе из-за замерзания воды. Самым трудоемким считается процесс ликвидации льда из нижнего трубопровода.

Предлагаем несколько действенных рекомендаций по размораживанию воды в автомобильном моторе:

  • Если машина находилась на небольшом морозе сравнительно недолго, в расширительном бачке может образоваться ледяная корка. Ликвидировать ее достаточно просто. Для этого помпа отсоединяется от привода и несколько раз на непродолжительное время (примерно на 5 минут) запускается двигатель, выдерживая недолгие паузы. При этом жидкость в рубашке охлаждения циркулировать не будет, мотор перегреться не успеет, но лед в системе растопит. Предварительно рекомендуется принять меры по утеплению радиатора и двигателя, укутав их теплыми вещами. Также перед запуском следует должным образом прогреть насос, обернув его тканью, которую затем поливают горячей водой. Такой способ не подходит для автомобилей, у которых помпа запускается ремнем ГРМ, поскольку его отсоединение делает невозможным включение мотора;
  • При замерзании нижнего трубопровода и радиатора вода перестает вытекать из открытого сливного крана. Это можно определить тактильно, прощупыванием соединительного шланга. Устраняется проблема поливанием горячей водой тряпок, которыми предварительно оборачивают трубопровод и радиатор со стороны его соединения с рубашкой системы охлаждения. Также для размораживания упомянутых деталей применяется отрезок резиновой трубки, надетый на нижнюю часть пароотвода. Выходящая струя пара направляется на обледеневшие участки и проблема устраняется;
  • Некоторые предприимчивые автолюбители не боятся столкнуться с ситуацией, когда неожиданно замерзла вода в двигателе, поскольку заблаговременно приобрели тепловую пушку, заправляющуюся бензином или дизтопливом. Благодаря такому оборудованию, не зависящему от электропитания, которое не всегда доступно в местах стоянки, на обогрев автомобиля владелец тратит считанные минуты. Отдельно следует отметить, что менее масштабное промерзание можно ликвидировать обычным строительным феном. Подойдут и любые обогревательные приборы, наподобие тэна, которые необходимо будет разместить непосредственно под двигателем;
  • Изобретательность отечественных автолюбителей не имеет границ. Так, некоторые владельцы справляются с промерзанием двигателя с помощью отрезка трубы, противоположный конец которого нагревается паяльной лампой. Этот способ опасен в случае протекания масла или бензина, поэтому его применение требует максимальной осторожности;
  • Последним вариантом является буксировка автомобиля в отапливаемый гараж, где его оставляют до полного отогрева.

Заключение

Как видно из предоставленной информации, размораживание двигателя не является неразрешимой проблемой. Однако, лучше не допускать появления льда в моторе. Чтобы не дать двигателю замерзнуть, рекомендуется использовать вместо воды антифриз или тосол.

Применение этих материалов позволит избежать преждевременной коррозии и появления накипи на стенках функциональных деталей силового агрегата. Этим значительно продлевается срок службы всего автомобиля.

Кроме того двигатель, использующий воду, в нагруженных режимах способен перегреваться, нарушая стабильность работы, увеличивая расход топлива и сокращая моторесурс. Поэтому лучше не проявлять излишнюю бережливость и заправлять свое транспортное средство антифризом или тосолом.

Недостаточная производительность ТРВ

Воздействие на систему ТРВ/испаритель

Получаем, что по причине недостаточного расхода жидкости, выкипание в испарителе происходит слишком рано (точка 1). В результате этого пары будут большее количество времени находится под действием проходящего через испаритель воздуха, поскольку длина участка перегрева увеличилась. Температура в термобаллоне станет аномально высокой. В результате получаем испаритель, слабозаполненный хладагентом, из-за чего холодопроизводительность снижаются. Если такой кондиционер работает на холод, то в охлаждаемом им помещении станет повышаться температура воздуха (точка 3). Если в испаритель начинает поступать слишком теплый воздух, при низкой холодопроизводительности, то температура воздушной струи станет чрезмерно высокой (точка 4).

Воздействие на систему испаритель/компрессор

С учетом того, что давление кипения имеет склонность к снижению, а температура воздуха на входе в испаритель увеличивается, то полный температурный напор??полн становится слишком высоким.

При уменьшении давления кипения температура снижается согласно соотношению между температурой и давлением для данного хладагента. Вместе с этим увеличивается и температура термобаллона (точка 2), в результате чего перегрев становится высоким.

Если говорить о кондиционере, то при его стабильной работе температура кипения всегда выше 0С. Но с учетом недостаточной производительности ТРВ, давление кипения станет низким и температура опуститься до отрицательных значений. В этом случае трубопровод на выходе их ТРВ покроется инеем (точка 6).

Воздействие на систему компрессорконденсатор

Стоит отметить, что если в магистрали всасывания температура газа повышенная, то она будет более высокой и в нагнетающей магистрали (точка 9). Таким образом, мы убедились, что холодопроизводительность в указанной ситуации становится очень низкой. В свою очередь параметры конденсатора были выбраны по условиям теплоотдачи, которая рассчитывалась по нормальной холодопроизводительности.

Из-за малой пропускной способности ТРВ, переразмеренность конденсатора может привести и к другим нежелательным последствиям. Дефицит жидкости в конденсаторе, испарителе и жидкостном ресивере говорит о ее избыточным количестве. Так как конденсатор является переразмеренным, то жидкость будет лучше охлаждаться. Согласно соотношению между температурой и давлением, давление конденсации станет снижаться и величина падения будет зависеть от использованного способа настройки давления конденсации. С учетом переразмерности конденсатора мы вправе предполагать, что в точке 11 (рис.14.4) произойдет преждевременная конденсация последней молекулы газа, тем самым обусловив увеличение длины участка конденсатора, где происходит переохлаждение.

Читать еще:  Chevrolet aveo неисправность двигателя

Величина переохлаждения на выходе из конденсатора, (точка 13) вероятно, окажется высокой. Для того чтобы правильно поставить диагноз, необходимо убедиться, что на жидкостной магистрали нет засоров и отсутствует преждевременное дросселирование, поскольку эти факторы могут привести к ошибочному выводу о нормальном переохлаждении.

В качестве эталона оценки величин переохлаждения лучше брать данные температур жидкости на выходе их конденсатора (точка 13), поскольку перекрытый жидкосной вентиль из ресивера, вскипание на выходе из ТРВ или засоренный фильтр создадут иллюзию нормального переохлждения.

Признаки низкой пропускной способности ТРВ

Алгоритм обнаружения низкой пропускной способности ТРВ

Неправильный выбор диаметр проходного сечения ТРВ

От ремонтника требуется особая внимательность, когда он сталкивается с ТРВ со сменными, взаимозаменяющимися проходными сечениями. Например, если взять терморегулирующий вентиль компании DANFOSS марки TEX2, работающий на R22, то его производительность будет составлять от 7 кВт (проходное сечение № 3) до 17 кВт (проходное сечение № 6) для одинаковых условиях функционировании.

Не стоит определять номер проходного сечения в ТРВ только по его внешнему виду. В случае сомнений лучше извлечь сменный патрон и прочитать номер проходного сечения, выгравированный на его корпусе. В данном случае сложность ремонта заключается только в установке патрона с увеличенным проходным сечением, для получения необходимой производительности. После замены патрона необходимо правильно отрегулировать ТРВ.

Неправильная настройка ТРВ

Не следует производить настройку ТРВ без полной уверенности в своем предположении. Если такие меры все же считаете необходимыми, то нужно предусмотреть возможность вернуться к первоначальным настройкам.

Нарушение управляющего тракта ТРВ

Для исправления поломки необходимо точно определить место повреждения капилляра и заменить его на аналогичный. При этом следует обратить внимание на место разрушения и характер повреждения, для того чтобы при замене не совершить ранее допущенную ошибку. Подобная неисправность приводит к полному перекрытию проходного сечения ТРВ, что становится причиной остановки компрессора.

Установка термобаллона ТРВ произведена ниже места врезки трубки внешнего уравнивания давления. На приведенной схеме (рис.14.8) изображен ТРВ с трубкой внешнего уравнивания давления, установка которой по отношению к термобаллону произведена неверно.

Если уплотнение, обеспечивающее герметичность между камерой дросселирования и приемной камерой низкого давления (точ. А), в результате износа потеряет герметичность, то возникнет вероятность попадания жидкости в полость А. Из нее, в свою очередь, по уравнительной трубке небольшая часть жидкости окажется на выходе испарителя, что приведет к аномальному охлаждению термобаллона.

При утечке легко обнаружить разницу температур между точками В и С, для этого просто достаточно прикоснуться к данным трубопроводам. Чтобы исключить возможность возникновения данной проблемы, необходимо осуществлять крепление термобаллона выше по потоку от места врезки уравнительной трубки в точке С.

Заполнение термобаллона и управляющего тракта другим хладагентом

Вариант 1. Работает данный терморегулирующий вентиль на R22 и служит для питания испарителя с прямым циклом расширения в кондиционере. Перегрев сохраняется на уровне 7К, а температура кипения равна 4 С. При повышении температуры в термобаллоне до 11 С, что эквивалентно давлению для R22 6 бар, терморегулирующий вентиль начнет открываться. Другим словами, давление открытия ТРВ составляет 6 бар.

Если давление в термобаллоне достигло 6 бар — ТРВ открывается, если нет — остается закрытым.

Вариант 2. Допустим, что при ремонте ТРВ ошибочно установили термостатический элемент с термобаллоном с R12. Когда температура в термобаллоне станет равной 11 С, то давление составит всего 3,4 бара и ТРВ останется закрытым.

Вариант 3. Известно, что для открытия ТРВ необходимо создать давление в термобаллоне величиной в 6 бар. С учетом того, что термобаллон заполнен R12, температуру необходимо повысить до 27 С. В этом случае будет отмечаться большой перегрев, в результате которого жидкости в испарителе станет настолько мало, что можно заподозрить недостаточную производительность ТРВ.

Как определить данную аномалию? Вначале необходимо твердо убедиться в причине неисправности. Далее стоит определить, какой хладагент используется в установке, и каким хладагентом заполнен управляющий тракт ТРВ и термобаллон. Тип хладагента в управляющем тракте указывается на крышке мембранного узла. В некоторых случаях он представлен в виде цветного кода: зеленый — R22, желтый – R12, фиолетовый – R502.

Появление и распространение новых хладагентов усложняет данную ситуацию, поскольку некоторые из них, особенно переходные смеси, могут работать с непредназначенными для совместной работы хладагентами. В случае, когда наименование хладагента не указано на установке, следует обратиться к клиенту, который располагает соответствующей документацией и хорошо знаком с историей оборудования.

Заклинивание и заедание штока при открытии

При положительных результатах проверки нужно также предпринять меры по полной очистке системы, поскольку в противном случае возникает большой риск поломки компрессора.

Закупорка фильтра на входе в ТРВ

Аномальное снижение давления конденсации

Отсутствие такого регулирования (поломка, плохая настройка) приводят к снижению давления жидкости на входе в ТРВ, пропускной способности ТРВ, даже если полностью открыть дроссельное устройство.

В результате количество паров, производимых испарителем, уменьшается, способствуя падению давления кипения (рис.14.10).

Следовательно, основной задачей является (при различной наружной температуре) поддерживание на входе в ТРВ высокого давления, для того чтобы обеспечить на выходе из него нормальную подпитку испарителя жидким хладагентом.

Многие ремонтники, определив факт снижения давления конденсации, часто стремятся сразу воспользоваться регулировочным винтом ТРВ. Необходимо помнить, что поворачивание его в неверную сторону приводит к разругелировке всей установки. Поэтому нелишним будет напомнить, что терморегулирующий вентиль не служит для регулировки давления кипения. Его настройка является весьма трудоемким процессом, так для того чтобы сбить настройку винта достаточно его повернуть всего на 1/8 оборота. Для того чтобы напрямую узнать о перегреве, можно просто зажать термобаллон в ладони, вместо бессмысленной настройки ТРВ при помощи винта (рис.14.11).

Узкое отверстие диафрагмы распределителя

Для низких значений температуры кипения устанавливают диафрагму большего отверстия. При одинаковых условиях работы на установках, функционирующих на хладагенте R12, необходима диафрагма большего диаметра, чем на R22.

Преимущественно такие испарители снабжены диафрагмой для R12, которая устанавливается на заводе-производителе, но укомплектованы запасной для R22, которая входит в комплект поставки. Ее используют в тех случаях, когда необходимо произвести заправку контура другим хладагентом. Как правило, в конструкторской документации указывают номера отверстий, допустимые для данной модели испарителя, температуру кипения и допустимый хладагент.

Если в распределителе установлена диафрагма малого отверстия, то даже в случае полного открытия ТРВ расход жидкости будет пониженным, и установка будет иметь все характерные признаки низкой производительности ТРВ.

Корпус терморегулирующего вентиля холоднее термобаллона

Трехходовой (небольшой) электроклапан управляет большим ТРВ

Особенности летней эксплуатации автомобиля

Летняя эксплуатация имеет свои особенности. Прежде всего, летняя эксплуатация автомобиля связана с повышенными температурами и проблемами отвода тепла от двигателя внутреннего сгорания ДВС. Салон автомобиля также сильно нагревается на солнце. Возможный результат нагрева – расплавленный пластик.

Температура в автомобиле

Расплавиться может чёрный (тёмный) пластик, из которого сделаны корпуса некоторых электронных устройств. Раньше достаточно часто на задней полке автомобилей можно было заметить радиоприёмник или компактный магнитофон с корпусом, расплавленным как у «горячего телефона».

При нагреве салона автомобиля происходят различные неприятности с вполне знакомыми вещами. Могут самопроизвольно открыться бутыли со всякими газированными напитками, некоторые продукты питания на жаре портятся очень быстро.

Читать еще:  Что такое работа двигателя в штатном режиме

В плёночных фотоаппаратах, оставленных в автомобиле, стоящем на солнце может расплавиться эмульсионный слой на плёнке. В цифровых фотоаппаратах при высоких температурах возможна ускоренная деградация матрицы. В инструкциях к цифровым фотокамерам определён рабочий диапазон температур 0-+40°C.

Курильщикам надо быть особенно внимательными. Например, оставленная в салоне автомобиля, стоящего на солнце, популярная зажигалка из прозрачного цветного пластика просто разлетелась на куски.

Измерения температуры, проведённые уже этим летом в салоне автомобиля Daewoo NEXIA (Дэу Нексия) показали, что воздух в салоне нагревается до температуры 65-67°C. При этом автомобиль стоит на солнце не более двух-трёх часов. Температура воздуха в это время не превышала 28-30°C в тени. Кстати, тонировка стёкол не сильно помогает.

Производители автомобилей давно предлагают остроумное решение подобной проблемы. Суть сводится к тому, что в стеклянный люк на крыше автомобиля встраивается солнечная батарея. Чем ярче светит солнце, тем больше нагревается автомобиль и тем больше энергии вырабатывает солнечная батарея, от которой питается двигатель вентилятора климатической установки. Вентилятор подает наружный воздух в салон автомобиля даже при неработающем двигателе автомобиля, не расходуя при этом энергию автомобильного аккумулятора. Таким образом, при помощи принудительной вентиляции удаётся избежать перегрева салона автомобиля.

Нагретый на солнце автомобиль не следует сразу мыть, тем более холодной, ключевой или колодезной водой. Перепада температур не выдержит краска.

Контроль давления в шинах

Особое внимание при летней эксплуатации автомобиля следует уделить шинам. Следует поддерживать в шинах необходимое давление. Во время поездок на высокой скорости в течение достаточно продолжительного времени в шинах, в которых давление меньше нормы, происходит большая работа деформации. Работа деформации сопровождается сильным нагревом шины, что может привести к разрушению шины и, как следствие к аварии.

Контролировать давление воздуха в шинах следует на «холодных» шинах до начала движения. Если автомобиль стоит на открытом воздухе, то следует проследить за тем, чтобы солнце своими прямыми лучами не нагрело шины, иначе результат измерения давления будет неверным. При длительном движении с полной нагрузкой и при движении с высокими скоростями давление в шинах следует повысить и поддерживать на уровне, рекомендованном производителем автомобиля.

Автомобильные солнцезащитные очки

Летом солнце светит очень ярко. Солнечные лучи, отражаясь от дорожного полотна, от других автомобилей и от предметов, расположенных около дороги попадают в глаза водителю, что приводит к утомлению. Деревья, высаженные вдоль дорог, при определённом положении солнца могут отбрасывать тень на дорожное полотно. Такой чередующийся светотеневой рисунок обладает определённым гипнотическим эффектом, у водителей наблюдается сонливость, замедление скорости реакции и другие признаки утомления.

Определённую помощь могут оказать солнечные очки с затемнёнными стёклами. В салонах оптики продаются специальные очки для автомобилистов. Очки бывают разного назначения. Например, очки, повышающие контраст или очки, которые убирают блики от дорожного полотна. Перед покупкой таких очков следует обязательно проконсультироваться у продавца салона оптики. Хорошие солнцезащитные очки должны задерживать ультрафиолет. Некоторые очки с поляризационным эффектом могут не сочетаться с автомобильными стёклами конкретной модели автомобиля, создавая эффект тёмных пятен.

Автомобилистам, предпочитающих ночные поездки, рекомендуется ходить целый день в солнцезащитных очках, не снимая их даже в помещении. При этом считается, что в таком случае зрение лучше адаптируется для ночной поездки.

Битумные пятна

На сильном солнце дорожное полотно также сильно нагревается. На некоторых дорогах начинает выплавляться битум. Дорога становится скользкой, а битумные пятна попадают на лакокрасочное покрытие автомобиля. Для удаления битумных пятен существует специальное средство автомобильной косметики, которое так и называется «Очиститель битумных пятен». В инструкциях к большинству автомобилей эта тема затронута в разделе, посвящённом мойке автомобиля.

Битумные пятна часто возникают во время ремонта дорог, особенно южных направлений. Много лет подряд можно было легко определить автомобиль, только что приехавший в Геленджик, в Новороссийск или в Анапу. Дело в том, что многие автомобилисты, во избежание попадания мелких камешков и битума, заклеивали переднюю часть своих автомобилей. В ход шёл и лейкопластырь, и офисная клейкая лента, и даже синяя изолента.

Обычно заклеивают капот, передние крылья, передние стойки. Оставляют открытыми фары, противотуманные фары, указатели поворотов и лобовое стекло.

При этом неизвестно, как воздействует на лак и на краску автомобиля клеевая основа лейкопластыря, офисной клейкой ленты и синей изоленты. Особенно на жаре и на солнце.

Перегрев и переутомление водителя

Во время летних поездок водитель должен избегать перегрева и переутомления. Обязательно следует проветривать салон автомобиля перед поездкой. Эффективному проветриванию салона автомобиля способствует люк, в который уходит горячий воздух, скапливающийся под крышей автомобиля. Обязательно надо следить за микроклиматом в салоне автомобиля. Если в автомобиле есть климатическая установка, то её следует правильно отрегулировать.

Простуды автомобилистов

Часто автомобилисты простывают летом. Обычно в простудах винят автомобильный кондиционер воздуха. Однако при правильной настройке кондиционера в салоне автомобиля можно получить вполне приятный микроклимат. В современных автомобилях существует режим проветривания и кондиционирования, при котором воздух направляется на лобовое (ветровое) стекло автомобиля, отражаясь от которого воздух рассеивается и поступает в салон автомобиля.

Другая причина простуды автомобилистов – приоткрытое боковое стекло со стороны водителя. Через приоткрытое стекло наружный воздух попадает в область уха и шеи, что приводит к переохлаждению и простудам. На небольшой скорости лучше опускать передние боковые стёкла полностью. Как вариант (если сзади нет пассажиров) – опускать на треть оба задних боковых стекла. Если водитель едет один, то лучше немного опустить переднее боковое стекло со стороны пассажира. При наличии люка для вентиляции следует пользоваться им.

Климат-контроль

Специалисты по кондиционированию рекомендуют поддерживать температуру в салоне автомобиля ниже температуры окружающего воздуха примерно на 6-8-10°C. При большей разнице температур (10 и более градусов) возможен дискомфорт при выходе из автомобиля и при посадке в него. Поддерживать рекомендуемую температуру комфорта 22°C помогает система автомобильного контроля климата.

Климат-контроль бывает одно-, двух-, трёх- и четырёх зонным.

  • Если зона климат-контроля одна, то такая система регулирует температуру всего салона.
  • Если зон две, то температура контролируется в правой и в левой половинах салона автомобиля.
  • Если зон три, то температура контролируется для водителя, для переднего пассажира и для всей части салона в районе заднего сиденья.
  • Если зон четыре, то температура контролируется для каждого места в салоне.

Дневные ходовые огни

Летом нередко можно увидеть припаркованные автомобили, водитель которых, уходя, забыл выключить фары. В светлое время суток водитель может не заметить включенный свет фар своего автомобиля. Результат – разряженная аккумуляторная батарея.

Многие современные автомобили оснащаются специальными «дневными ходовыми огнями», которые автоматически гаснут при выключении зажигания. Если конкретный автомобиль не оборудован подобной автоматикой, то водителю следует быть особенно внимательным и обязательно выключать фары.

При мощности ламп ближнего света фар (дневных ходовых огней) составляющей 55+55 W=110 W, аккумуляторная батарея может полностью разрядиться за 5-6 часов при условии, что аккумуляторная батарея была полностью заряжена. Иными словами, оставив автомобиль с включенными фарами у офиса или у проходной, водитель рискует вечером получить автомобиль с полностью разряженным аккумулятором. Если такое случилось, то следует завести автомобиль от другого аккумулятора или «прикурить» от другого автомобиля и не глушить двигатель, по крайней мере, несколько часов с тем, чтобы разряженная аккумуляторная батарея зарядилась. Как вариант можно по приезду домой или в гараж поставить аккумуляторную батарею на зарядку при помощи специального зарядного устройства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector