Вредно ли прогревать двигатель на холостых оборотах

Раз и навсегда: нужно ли прогревать двигатель? Ответ от физика и автоэксперта

Евгений Хомяков 01 ноября 2019 15:09

Вечный спор: греть или не греть? Мы решили опросить экспертов, чтобы дать ответ раз и навсегда

Наступили холода, все засыпало снегом. Теперь ездить в автомобиле хочется вдвойне: там тепло и сухо. Только вот иногда кажется, что в непрогретой машине еще холоднее, чем на улице. Именно поэтому автомобилисты начинают греть свои автомобили: запускают двигатель, ждут, пока он проработает на «холостых» оборотах определенное количество времени, в среднем от 5 до 10 минут. В сильные морозы двигатель некоторые автовладельцы «греют» и по 20 минут. Есть множество мнений, но не все из них считаются верными. Именно поэтому мы решили обратиться за ответами к автоэксперту Шабалину Дмитрию Анатольевичу — преподавателю технических дисциплин:

«Что касается периода летней эксплуатации, то прогревать двигатель нет необходимости. В период зимней эксплуатации прогрев двигателя необходим, но ровно на то время, пока чистятся кузов и стекла автомобиля от снега. Дальнейший прогрев двигателя выполняется под нагрузкой — движения на небольшой скорости и на небольших оборотах».

Далее этот вопрос мы решили передать кировскому преподавателю по физике Дмитрию Гурдину. По его словам, многие ошибочно думают, что прогрев двигателя увеличивает срок службы агрегата. С точки зрения инженерии и теории работы двигателя внутреннего сгорания, это не лучший вариант.

«Если говорить с точки зрения физики — программа за 7 класс, то при нагревании объем тела увеличивается, а при охлаждении — уменьшается. Поскольку у двигателя много сопряженных частей, и они изготовлены из разных материалов, и коэффициенты теплового расширения у них разные. Поэтому важно прогревать двигатель, чтобы зазоры между этими частями пришли в норму, рассчитанную на заводе-изготовителе».

Физик отметил, что это не самый важный аспект, наиболее важный — это система смазки. В мороз вязкость масла меняется, оно становится более густым. Именно поэтому требуется больше времени, чтобы оно прошло через всю систему и попало в нужные места. В этот момент ДВС изнашивается больше всего — это не зависит от времени года. Зима или лето — неважно. Момент запуска — самые высокие нагрузки для двигателя.

Лучше запустить двигатель, подождать буквально несколько минут и начать движение, то есть прогревать двигатель в процессе работы. Наиболее уязвимое место — это поршневая группа. Принцип смазки её заключается в образовании «масляного тумана»: масло из картера должно поступать в мелко-дисперсионном виде. Когда масло холодное, густое — оно не может разбрызгиваться в виде мелких частиц. Кроме того, сам металл еще и холодный, — поэтому в самом начале все смазывается плохо.

Если стоять на «холостых оборотах» — масло эффективно не разбрызгивается (из-за низких оборотов). Когда двигатель работает, а коленчатый вал имеет большие обороты — разбрызгивание происходит эффективнее. Именно поэтому, долго прогревая автомобиль «на холостых» — можно получить масляное голодание и трение всухую. В эту же «степь» можно приписать дополнительный расход бензина, загрязнение окружающей среды. Также Дмитрий отметил, что двигатели современных автомобилей рассчитаны на работу в отрицательные температуры. Многие по старой памяти прогревают двигатель, думая, что это правильно. Как, например, делали с карбюраторными двигателями.

Сам Дмитрий прогревает двигатель иногда, чтобы было комфортно ехать: чтобы на стеклах не было наледи.

Ранее мы рассказывали: как не убить двигатель своего автомобиля. Также в нашем материале вы можете узнать, что делать зимой с автомобилем категорически нельзя.

Плюсы и минусы прогрева двигателя перед зимней поездкой

Приветствую всех!
Попалась статейка интересная, вот и решил поделиться, поскольку дело в зиму, а с машиной пока никаких свершений.
Итак…

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля в холодное время до рабочей температуры? Можно ли ехать сразу после запуска мотора? И как работа на холостом ходу отразится на сроке службы двигателя? Ответы автопроизводителей, автомобильных экспертов и технических специалистов
Многие автомобильные компании рекомендуют не прогревать двигатель на холостом ходу в холодном время года до рабочей температуры. Многие из них даже пишут об этом в инструкциях к своим машинам. Но представители ряда брендов обращают внимание на то, что все же некоторое время двигателю рекомендуется поработать на холостых оборотах. Это можно сделать, например, во время очистки автомобиля от снега и льда.
«Движение автомобиля при отрицательной температуре окружающей среды рекомендуется начинать не ранее чем через 30 секунд после пуска двигателя», — сказал РИА Новости представитель АвтоВАЗа со ссылкой на инструкцию к автомобилю Lada Vesta.
Время требуется и для частичного прогрева масла в коробке передач. В случае необходимости прогрев можно сделать и во время движения, но только на небольшой скорости и при использовании низших передач и невысоких оборотов мотора. По мере прогрева можно переходить и на высшие передачи.
Похожая информация содержится, например, и в инструкции к Volkswagen Polo, которая не рекомендует прогревать двигатель на неподвижном автомобиле.
«Начинайте движение, как только это позволят условия обзора через стекла. Так двигатель прогревается быстрее и выбрасывает с отработавшими газами меньше вредных веществ», — говорится в документе. С АвтоВАЗом и Volkswagen согласен и представитель Kia Motors в России.
«Можно не ждать, пока двигатель полностью прогреется в неподвижном состоянии, и начинать движение при умеренных оборотах двигателя. При этом следует избегать резких ускорений и замедлений», пояснили РИА Новости в корейской компании. В Chery тоже заверили, что продукция компания не требует прогрева двигателя зимой.
«Особо прогревать автомобиль не нужно. Минуту греется и можно ехать. Если прогревать холодный двигатель на холостом ходу, то это сказывается на его ресурсе», — сказал РИА Новости представитель Nissan в России Роман Скольский, но добавил, что компания не рекомендует использовать автомобиль при экстремально низких температурах окружающей среды.
В компании BMW РИА Новости сообщили, что обязательный прогрев двигателя для автомобилей BMW и Mini зимой не требуется.
«Работа на холостых оборотах вредна для двигателя и окружающей среды. Можно начинать движение сразу после запуска двигателя без прогрева», — пояснил представитель группы BMW Василий Мельников и добавил, что для долгой службы двигателя не рекомендуется высокая нагрузка на холодный мотор.
«При обычной эксплуатации прогревать автомобиль не нужно. Не стоит использовать автомобиль в экстремальных режимах до достижения двигателем рабочей температуры», — сказал официальный представитель Mercedes-Benz в России .
Не все автомобильные эксперты и технические специалисты, опрошенные РИА Новости, полностью согласны с рекомендациями производителей.
Главный технический эксперт CarFix Олег Чирков поддерживает рекомендации автокомпаний. «Заведите мотор, смахните снег, пристегнитесь и езжайте. Этой минуты или двух уже достаточно, но только без форсажа», — сказал он РИА Новости.
«Прогревать двигатель на холостом ходу не рекомендуется даже зимой. На этой стадии высока интенсивность износа, рекомендуется плавно начинать движение, избегая повышенных оборотов», — говорит руководитель послепродажного обслуживания группы компаний «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич, но уточняет, что быстрая езда на холодном двигателе уменьшает ресурс мотора.
Некоторые из экспертов советуют прогревать двигатель до рабочей температуры перед началом движения. В момент прогрева двигателя всем системам автомобиля наносится минимальный ущерб, тогда как в движении сразу после пуска возникает «нештатное» трение, и оно сокращает моторесурс, отметил технический директор «Пеликан-Авто» Роман Козанчук.
Моторное масло при низких температурах становится более вязким, и холодному двигателю приходится работать в условиях дефицита смазки, что сказывается на цилиндро-поршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого и распределительного валов, а также турбины (если она есть), пояснил специалист РИА Новости.
С ним согласен и автомобильный эксперт и видеоблогер Денис Рем, который считает, что прогревать двигатель перед движением желательно, но не обязательно. Он рассказал, что в некоторых странах, например в Германии, запрещено прогревать автомобиль на холостом ходу, как и в России. Штраф за стоянку в жилых зонах с работающим двигателем более 5 минут составляет 1,5 тыс. рублей (В Москве и Санкт-Петербурге – 3 тыс. рублей).
Эксперты обращают особое внимание, что работа непрогретого двигателя зимой заметно сказывается на его ресурсе.
«По разным оценкам, 5 минут работы непрогретого двигателя в зависимости от качества и состава моторного масла приравниваются к пробегу от 20 км до 300 км», — пояснил автомобильный эксперт и ведущий телеканала «Авто Плюс» Александр Добин.
Аспект износа непрогретого двигателя при движении абсолютно не волнует автопроизводителя, считает он.
«Прогрев двигателя зимой должен был небольшим и сбалансированным. Греться надо, но очень недолго — 3-5 минут», уточнил он и добавил, что можно и совсем не греть двигатель, но это могут себе позволить только те водители, которые собираются ездить на автомобиле только во время гарантийного периода.
«Для продления срока службы автомобиля, что важно в нашей экономической ситуации, не на 3 года, а на 5 или 10 лет, при всем уважении к экологии, нужно перед движением прогревать мотор», — резюмировал он.

Читать еще:  Газ 3309 с двигателем д 245 не заводится

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля

Сегодня, когда автомобильная техника шагнула далеко вперед, и производители при проектировании автомобилей учитывают, в том числе, еще и экологический фактор, ответить однозначно стало намного сложнее.

ЗАЧЕМ ГРЕТЬ

Для начала разберемся, для чего вообще нужен прогрев, на что он влияет. Рабочая температура большинства современных двигателей – не менее 90 градусов, а у некоторых еще и больше, и неспроста. То, что охлаждающая жидкость нагрелась до такого состояния, означает, что мотор пришел в норму и готов работать во всех заявленных режимах, а не только на холостом ходу. Более всего от нагрева зависят следующие компоненты:

Система смазки. После выключения двигателя масло стекает в поддон и находится там до пуска. Текучесть холодного масла намного ниже, чем горячего, а значит, масляному насосу намного тяжелее доставить его во все уголки двигателя, где оно необходимо, да и смазывающий эффект будет ниже. То есть, первое время мотор будет испытывать масляное голодание – в это время ему противопоказаны нагрузки и слишком высокие обороты.

Поршневая группа. При холодном старте страдают канавки поршней – углубления, в которые вставляются поршневые кольца, маслосъемные и компрессионные. Если холодному мотору сразу дать повышенную нагрузку, канавки могут разрушиться.

Топливная система. Холодное топливо само по себе испаряется намного хуже, а, смешиваясь с неподогретым воздухом, еще более теряет свои свойства. Для того, чтобы непрогретый двигатель мог работать, смесь обогащают – то есть, увеличивают в ней соотношение бензина. Приводит это к повышенному расходу топлива, и, соответственно, к большим выбросам. Действует этот принцип только на бензиновых двигателях.

Катализатор. Каталитический нейтрализатор, которым оснащены все автомобили, соответствующие хотя бы Евро-2, греется от потока выхлопных газов, соответственно, зависит от их объема и температуры. Холодный «каталик» не очищает отработавшие газы – наоборот, датчик на выходе может зафиксировать ее большее загрязнение, чем на входе, в случае, если на сотах осядут остатки несгоревшего топлива.

Читать еще:  Что произойдет с двигателем если нет давления

Климатическая система. Находиться внутри непрогретого автомобиля в холодную или влажную погоду не только некомфортно, но еще и небезопасно. На стеклах конденсируется влага от теплого дыхания человека, что снижает обзорность.

Казалось бы, мораль ясна: двигатель перед началом эксплуатации должен достичь рабочей температуры. Но не будем торопиться с выводами – у медали есть и обратная сторона.

ЧРЕЗМЕРНАЯ РАБОТА НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

В технических характеристиках любого автомобильного двигателя есть данные о количестве оборотов, при которых достигается максимальный крутящий момент, а значит, работа становится максимально эффективной. И эти цифры всегда больше оборотов холостого хода: ни один двигатель не рассчитан на работу без нагрузки. Более того, для некоторых его узлов она даже вредна.

масляный насос на холостых изнашивается быстрее из-за недостаточного давления масла;

во внутренних каналах двигателя из-за этого же появляются твердые отложения;

на свечах зажигания образуется нагар из-за неполного сгорания топлива на холостом ходу;

неполное сгорание бензина вредит и катализатору.

К тому же, длительная работа на холостом ходу вредит экологии, загрязняет воздух вблизи жилых домов. Зарождается как бы непримиримое противоречие: и не прогревать нельзя, и стоять вредно. На самом деле, выход прост – лучшим решением будет, немного разогрев масло, через пару минут тронуться в путь на минимальных оборотах. Тем более, что двигатель под нагрузкой нагревается намного быстрее, чем на холостом ходу.

ЗИМА И ЛЕТО

Хотя справедливо вышесказанное для всех времен года, особую актуальность прогрев двигателя имеет при отрицательных температурах, когда разница между температурами окружающей среды и рабочей двигателя особенно велика. Однако, если автомобиль хранится на улице, проблем не возникает – водителю все равно нужно время на то, чтобы стряхнуть снег или очистить стекла ото льда. Нескольких минут, необходимых на эти процедуры, двигателю вполне хватит для того, чтобы можно было выехать на дорогу.

Летом и вовсе достаточно одной-двух минут – масло поступит во все каналы, и двигатель будет готов набрать обороты. Но стоит помнить, что, кроме мотора, в прогреве нуждаются и некоторые другие узлы: коробка передач, редукторы мостов, подшипники, амортизаторы. Из-за этого – даже, если двигатель прогрет до рабочей температуры – не стоит сразу развивать высокие обороты и скорость, особенно, если авто оснащено автоматической коробкой, валы которой на холостом ходу не вращаются вместе с мотором, следовательно, не греются.

ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА

Менее всего требовательны к прогреву дизеля, особенно – атмосферные. Дизельные моторы работают по иному принципу, топливо в них не загорается, а детонирует от сжатия, поэтому температура в камере не важна. Однако смазке прогрев все равно необходим, тем более, что в дизельных двигателях обычно используется менее вязкое масло. А уж для турбодизелей (которых сейчас большинство) прогрев тем более актуален – подшипники турбины должны быть смазаны перед тем, как выйдут на рабочие обороты.

Бензиновые карбюраторные двигатели прошлого без прогрева не держали холостых оборотов и не обеспечивали достаточную мощность. Электроника современных инжекторных автомобилей позволяет не бояться заглохнуть, и регулировать ее работу водителю не требуется – электронный блок управления самостоятельно обогащает смесь бензином и удерживает необходимые обороты.

Больше всего времени на прогрев нужно двигателю, работающему на пропане. Для того, чтобы редуктор смог переводить сжиженный газ из жидкого состояния в газообразное, в котором топливо подается в цилиндры, температура подведенного к нему антифриза должна подняться примерно до 35-40 градусов – по крайней мере, так обычно настроено самое популярное на сегодня ГБО 4-го поколения. Поэтому прогрев таких моторов осуществляется на бензине, а по достижению рабочей для редуктора температуры автоматика переключает клапан на газ. Устаревшее 2-е поколение пропанового оборудования переключается вручную, поэтому на нем можно перейти на газ раньше. И вовсе лишено таких проблем ГБО на метане – этот газ не имеет жидкой фазы, поэтому готов воспламеняться при любой температуре.

ПРЕДПУСКОВЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ


Впрочем, для того, чтобы нагреть двигатель до температуры, достаточной для уверенного пуска и последующего движения, необязательно его включать. Достаточно воспользоваться предпусковым подогревателем – устройством, нагревающим охлаждающую жидкость двигателя. Теплый антифриз, в свою очередь, нагреет все, с чем соприкасается: двигатель, отопитель салона, редуктор ГБО. Подогреватели бывают как штатные, так и установленные в качестве дополнительного оборудования. По способу питания они делятся на три группы:

жидкостные, использующие моторное топливо автомобиля (ДТ, бензин, газ);

электрические, работающие от бортовой электрической сети;

подключающиеся к внешнему источнику электричества – преимущественно, 220В.

Особенно актуально использование предпусковых подогревателях на Крайнем Севере и в других районах с экстремально низкими температурами – там это часто единственный способ запустить двигатель.

Принцип работы электрических подогревателей, вне зависимости от источника энергии, практически идентичен: нагревательный элемент (ТЭН) в герметичном корпусе врезается в разрыв системы охлаждения или подсоединяется к ней патрубками. По мере нагрева жидкость в системе перемещается либо путем естественной циркуляции, либо при помощи дополнительной помпы. Включаются такие приборы либо механически, либо таймером, а выключает их встроенное реле при достижении запрограммированной температуры – как правило, 70 градусов. Теперь водителю остается только повернуть ключ, завести двигатель и ехать, не забыв только прогреть КПП и прочие узлы.

Читать еще:  Автоматический запуск двигателя генератора

Жидкостные предпусковые подогреватели устроены несколько сложнее. Чаще всего они представляют собой мини-котел, где топливо, подающееся из бака специальным насосом, воспламеняется свечей зажигания и, сгорая, подогревает антифриз. Так же, как и в электрических, здесь предусмотрена принудительная циркуляция жидкости по системе охлаждения при помощи дополнительного насоса. Подогревателями, не подключенными к внешней сети, можно пользоваться и при запущенном двигателе, помогая ему прогреваться.

Отдельно можно отметить тепловые аккумуляторы – специальные термосы, накапливающие горячую жидкость во время работы мотора и вливающие ее в систему при холодном пуске, подогревая ее таким образом на пару десятков градусов.

Надеемся, вы поняли – прогревать двигатель нужно, но «без фанатизма», чтобы не навредить ни автомобилю, ни окружающей среде.

Как быстрее прогреть машину

Большинство автомобилей в городах «зимуют» на улице. Морозные ночи и частые снегопады могут нарушить работу основных систем и стать причиной серьезных неполадок. Во избежание дорогостоящего ремонта важно соблюдать правила эксплуатации транспортных средств в холодное время года.

Опытные водители отлично знают, что после продолжительной стоянки на морозе машину нужно подготовить к поездке. О том, как правильно прогревать машину, пойдет речь в этой статье.

Причины прогрева двигателя:

  1. Состояние моторного масла. Любое масло, независимо от стоимости и сезона использования, указанного на упаковке, при низкой температуре становится более вязким. Густое масло не в состоянии обеспечить хорошую смазку и защиту деталей мотора от трения. Работа двигателя на низких оборотах позволяет ускорить нагрев масла, чтобы таким способом повысить текучесть смазочного средства.
  2. Безопасность поездок. Часто после снегопада или ледяного дождя проникнуть в салон авто чрезвычайно сложно. Кузов, покрытый толстым слоем снега или коркой льда нуждается в тщательной чистке и разморозке. Не следуйте примеру нерадивых водителей, которые садятся за руль заснеженного транспорта и с трудом видят дорогу сквозь обледеневшее лобовое стекло. Подобные поездки не соответствуют требованиям безопасности как водителей, пассажиров, так и пешеходов.
  3. Износ двигателя. Под воздействием температуры ниже ноля градусов жидкости и металлические детали силового агрегата частично теряют свои свойства, а значит не гарантируют нормальную работу основной системы авто. Чтобы уберечь мотор от поломок, обязательно прогревание автомобиля на холостых оборотах в течение 10-15 минут в зависимости от пробега и состояния транспортного средства.
  4. Большой расход топлива. Не секрет, что «холодный» двигатель потребляет при примерно на 30% больше бензина и дизеля. Причиной повышенного «аппетита» является затрудненное образование топливно-воздушной смеси в морозную погоду. Сопротивление более густого топлива и охлажденного воздуха требует больше смеси для процесса воспламенения в камере сгорания.
  5. Холодный салон. Даже короткая поездка в непрогретой машине может пагубно сказаться на здоровье водителя и его пассажиров. Планируйте прогрев авто заранее, чтобы не садится в спешке на холодные сиденья, рискуя оказаться на больничной койке.
  6. Нагрузка на аккумулятор. Некоторые автомобилисты, желая быстрее прогреть машину, но не располагая достаточным временем для медленного обогрева стекол включают принудительную систему электрического аналога. Тем самым нагрузка на холодный аккумулятор резко возрастает. Большое число потребителей электроэнергии приводит к снижению эффективности работы батареи: плотность электролита становится меньше, впрочем, как и срок эксплуатации самого аккумулятора.

Правильный режим прогрева

Как быстро прогреть машину

Пока салон автомобиля прогревается, самое время почистить стекла, кузов и оптику снаружи. Особенно тщательно следует приводить в порядок лобовое и передние боковые стекла, которые отвечают за качество обзора и безопасность движения на машине.
В общей сложности прогрев авто в соответствии с таким алгоритмом занимает от 15 до 20 минут в зависимости от погодных условий и длительности пребывания транспортного средства на морозе.

Не забывайте, что холодный двигатель испытывает своего рода «стресс» и функционирует первые минуты после запуска на высоких оборотах, даже работая в холостом режиме. Согласно показаниям тахометра силовой агрегат выдает около 1300 оборотов за одну минуту, в то время как частота вращения коленвала прогретого мотора составляет примерно 1000. Отслеживайте эту характеристику во время прогрева авто — как только стрелка упадёт до безопасной «тысячи», можно трогаться с места.

В начале пути не стремитесь ехать быстрее и не набирайте высокой скорости. Пусть стандартные 60 км/ч будут максимальным показателем спидометра первые 5 километров. Далее набирать скорость рекомендуется плавно, без резких рывков.

Итак, если вы не хотите стать постоянным клиентом автомастерской по дорогостоящему ремонту авто, не пренебрегайте тщательным прогревом машины после продолжительной стоянки на холоде. В случае обнаружения неисправностей обращайтесь в сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS в Москве. Квалифицированные мастера помогут продлить срок эксплуатации транспортного средства и обеспечат нормальную работу основных систем в условиях морозной зимы.

Относитесь бережно к своему «железному коню» и он ответит вам взаимностью!

Ссылка на основную публикацию