Высотная характеристика реактивного двигателя

Авиационное вооружение

— оружие, устанавливаемое на летательные аппараты и системы, обеспечивающие его боевое применение. Совокупность всех средств, относящихся к вооружению конкретного летательного аппарата, называется комплексом авиационного вооружения. Авиационное вооружение подразделяется на стрелково-пушечное, бомбардировочное, ракетное, минно-торпедное и специальное (оружие, для которого средствами поражения служат ядерные, химические и другие специальные боеприпасы).

На первой фотографии российский самолёт штурмовик Су-25 с вооружением, а на второй — российский ударный вертолёт Ми-28.

Авиационное звено

— тактическое подразделение в военной авиации, состоящее обычно из 3 или 4 самолётов. В истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации звено делится на пары самолётов.

Авиационное топливо,
авиатопливо

— топливо для двигателей авиационных летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов). Основным топливом для поршневых двигателей служит авиационный бензин, а для воздушно-реактивных двигателей — авиационный керосин.

Авиационные часы:

  • — наручные часы, применяемые лётным составом в работе или имеющие авиационную символику;

  • — часы, устанавливаемые на авиационной технике и предназначенные для показания текущего времени, для отсчёта времени полета и для отсчета различных промежутков времени.
  • Авиационный бензин

    — высокооктановый бензин особо высокой очистки, предназначенный для использования в качестве топлива в поршневых авиационных двигателях.

    Авиационный городок,
    авиагородок

    — название микрорайона города или посёлка городского типа, для которого градообразующим предприятием служит аэропорт, авиационная воинская часть, авиационный завод или авиационное учебное заведение.

    Авиационный двигатель

    — двигатель, предназначенный для приведения в движение летательного аппарата (самолёта, вертолёта, автожира, винтокрыла, дирижабля и т. д.) в воздушном пространстве.

    На первой фотографии авиационный турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой РД-33, а на второй — авиационный поршневой звездообразный двигатель АШ-82.

    Авиационный завод

    — завод, осуществляющий производство, испытания и ремонт авиационной техники.

    На фотографии Иркутский авиационный завод.

    Авиационный керосин,
    авиакеросин

    — керосин, предназначенный для использования в качестве топлива для авиационных газотурбинных двигателей и поэтому подвергнутый дополнительной очистке для снижения содержания смол, нафтеновых кислот, серы и т.д. Различают авиакеросины для двигателей дозвуковых самолётов и для сверхзвуковых. Для дозвуковых самолётов предназначены керосины марок ТС-1, Т-1, Т-2 и РТ, а для сверхзвуковых — Т-6 и Т-8В. Широко применяются авиакеросины марок ТС-1 и РТ. Керосины Т-6 и Т-8В используются только в военной авиации. Авиакеросины Т-1 и Т-2 не производятся в настоящее время или производятся в ограниченных объёмах и рассматриваются как резервные виды топлива.

    Авиационный подъёмный двигатель

    — авиационный двигатель, создающий направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки. Входит в составную силовую установку самолёта, включающую также маршевый или подъёмно-маршевый двигатель, и работает только на режимах взлёта, посадки и висения. Обычно в качестве подъёмных двигателей используют турбореактивные двигатели (ТРД) и двухконтурные турбореактивные двигатели (ДТРД) несколько упрощённой конструкции с небольшим межремонтным ресурсом работы.

    На фотографиях многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 с двумя подъёмными двигателями РД-41 и одним подъёмно-маршевым Р79В-300.

    Авиационный пулемёт

    — пулемёт, предназначенный для установки на самолёте или вертолёте. По месту расположения авиационный пулемёт может быть встроенным фюзеляжным, встроенным крыльевым, подвесным, турельным, хвостовым (кормовым) и т. д.

    На фотографии авиационный четырёхствольный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7, установленный на вертолёте Ми-24В.

    Авиационный тренажёр,
    авиатренажёр

    — тренажёр для профессионального обучения и тренировок авиационных специалистов (лётчиков, штурманов, техников, диспетчеров и т. д.).

    Высотная характеристика турбореактивного двигателя

    Высотная характеристика ТРД показывает изменение тяги и удельного расхода топлива от высоты полета.

    Высотная характеристика снимается при испытании ТРД при следующих условиях: с = пост., n = пост., Т3 = пост, т. е. при полете на неизменной скорости, при работе двига­теля на постоянных числах оборотов и неизменной темпера­туре газов перед турбиной.

    Высотная характеристика одного из выполненных турбо­реактивных двигателей приведена на рис. 47. Как видно из рисунка, с увеличением высоты полета тяга двигателя непре­рывно уменьшается и на высоте 10 км составляет около 46% от максимальной тяги, развиваемой двигателем на земле Н=0).

    Читать еще:  Шериф сигнализация блокирует двигатель как снять блокировку

    Падение тяги объясняется уменьшением удельного веса воздуха с высотой, следовательно, уменьшением секундного расхода воздуха, протекающего через двигатель с увеличением высоты полета.

    С подъемом на высоту температура окружающего воз духа понижается, это улучшает работу компрессора. Сте­пень сжатия двигателя повышается. Поэтому с увеличением высоты полета удельный расход топлива уменьшается. На высоте 11 км удельный расход топлива ТРД составляет примерно 80% от удельного расхода на земле (рис, 48).

    Рис. 47. Высотная характеристика ТРД.

    Рис. 48. Изменение удельного расхода топлива по высоте полета.

    Турбореактивный двигатель более экономичен на боль­ших высотах. Самолет с ТРД при полетах на высоте проле­тит большее расстояние и продержится в воздухе дольше, чем при полете на малой высоте.

    Скоростная характеристика турбореактивного двигателя

    Скоростная характеристика ТРД показывает изменение тяги и удельного расхода топлива от изменения скорости полета.

    Скоростная характеристика строится при следующих условиях: Н = пост., п = пост., Тз = пост., т. е. при полете, ни постоянной (неизменной) высоте, при работе двигателя на ‘постоянные числах оборотов и при неизменной темпера­туре газов перед турбиной.

    Скоростная характеристика турбореактивного двигателя показана на рис. 49. Как видно из рисунка, тяга двигателя с увеличением скорости полета от нуля до 700—900 кмiчас медленно уменьшается, примерно до 80% от тяги, которую развивал двигатель при работе на месте (от РМАКС). При дальнейшем увеличении скорости тяга начинает возрастать.

    Рис. 49. Скоростная характеристика ТРД.

    Чем объяснить такой характер изменения тяги с увели­чением скорости полета?

    Тяга, как мы знаем, определяется произведением секунд­ного расхода воздуха на разность скоростей воздушного Потока на выходе из двигателя и на входе в него:

    До скорости полета 700—900 км/час секундный расход воздуха растет очень медленно, а разность скоростей с5 — со уменьшается очень сильно, поэтому тяга ТРД падает.

    При скоростях полета свыше 700—900 км/час за счет скоростного напора секундный расход воздуха GСЕК начинает увеличиваться быстрее и, хотя разность скоростей с5 — со продолжает уменьшаться, тяга ТРД начинает увеличи­ваться.

    Удельный расход топлива с увеличением скорости полета непрерывно увеличивается.

    Удельный расход топлива определяется по уравнению:

    При увеличении скорости полета будут изменяться разность температур Т3 — Т2 и удельная тяга.

    С увеличением скорости полета за счет торможение потока увеличивается температура воздуха на входе в ком­прессор и соответственно увеличивается температура воз­духа на входе в камеру сгорания Т2.

    Рис. 50. Изменение удельного расхода топлива по скорости полета.

    При постоянной температуре газов за камерой сгорания Т3 разность Т3 — Т2 будет уменьшаться. Эта разность тем­ператур определяет количество тепла (а следовательно, и количество топлива), расходуемого на нагрев одного кило­грамма воздуха.

    Удельная тяга с увеличением скорости полета умень­шается быстрее, чем разность температур Т3 — Т2, поэтому удельный расход топлива увеличивается.

    Для выполненных турбореактивных двигателей удельный расход топлива при работе на месте (когда скорость полети с = 0) на максимальных оборотах лежит в пределах 0,80—1,05 (кг топл/кг тяги в час) и при увеличении скорости полета до 1000 км/час повышается до 1—1,5 (кг топл/кг тяги в час).

    Удельный расход топлива на скорости полета 1000 км/час, превышает удельный расход топлива при работе двигателя на земле на месте примерно на 35—40% (рис. 50).

    Применение комбинированного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя в качестве двигательной установки для малоразмерных беспилотных летательных аппаратов

    Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

    Авторы

    Компания «Межрегионэнергосбыт», проспект Вернадского, 101, к. 3, Москва, 119526, Россия

    Аннотация

    В статье рассматриваются особенности термодинамических процессов и проработка конструкции нового типа реактивного малоразмерного двигателя с мембранным свободнопоршневым нагнетателем топливной смеси, в котором ее часть используется для внутреннего охлаждения теплонапряженных подвижных узлов двигателя и получения работы сжатия компрессора мембранного типа.

    Разработана схема новой энергоустановки с двойным осевым выхлопом с эжекторным усилителем тяги, проведены тепловой и термодинамический расчеты по расчетной методике автора, а также вычислены основные конструктивные размеры двигателя.

    Читать еще:  Двигатель l13a расход масла

    Решен вопрос охлаждения поршневого узла всем расходом топливной смеси двигателя, что привело к частичной регенерации тепла в цикле, снижению удельного расхода топлива и увеличению высотности.

    Ключевые слова

    Библиографический список

    Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. — М.: Наука, 1991. — 454 с.

    Афинов В.Н. Стратегические разведывательные БПЛА и направления развития беспилотной авиации США // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 6. С. 35-42.

    Богданов В.И. Повышение эффективности пульсирующих реактивных двигателей: Дисс. . докт. техн. наук. — М.: 2003. — 293 с.

    Бодров А.В., Лапушкин В.Н. Теоретическое исследование возможности создания малоразмерной высотной реактивно-поршневой энергетической установки дистанционно-пилотируемого летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2010. Т. 17. № 2. С. 73-77.

    Васильев А.В., Григорьев Е.А. Математическое моделирование рабочих процессов ДВС. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. технического университета. 2002. — 67 с.

    Гаврилов А.А., Игнатов М.С., Эфрос В.В. Расчет циклов поршневых двигателей. — Владимир: Изд-во Владимирского гос. университета, 2003. — 124 с.

    Гришин С.Д., Захаров Ю.А., Оделевский В.К. Проектирование космических аппаратов с двигателями малой тяги. — М.: Машиностроение, 1990. — 224 с.

    Зуев В.С., Макарон В.С. Теория прямоточных и ракетно-прямоточных двигателей. — М.: Машиностроение, 1971. — 368 с.

    Квасников А.В. Процессы и балансы в авиамоторных установках. — М.: Оборонгиз, 1948. — 256 с.

    Кошкин В.К., Левин Б.Г. Двигатели со свободно движущимися поршнями. — М.: Машгиз, 1954. — 176 с.

    Кошкин В.К., Майзель Л.М., Черномордик Б.М. Свободнопоршневые генераторы газа для газотурбинных установок. — М.: Машгиз, 1963. — 292 с.

    Побежимов В.Н. Моделирование рабочего процесса пульсирующего ВРД с аэродинамическим клапаном на основе анализа термодинамического цикла // Известия Вузов. Авиационная техника. 2007. № 1. С. 46-48.

    «Прошёл обкатку в районах боевых действий»: как модернизируется российский зенитно-ракетный комплекс «Тор»

    Ижевский электромеханический завод «Купол» работает над модернизацией и улучшением всех основных характеристик зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор».

    «Тор» совершенствуется непрерывно с момента своего появления. С 2013 года работы по модернизации ЗРК семейства «Тор» ведёт непосредственно «Купол» силами заводских конструкторских бюро в тесном сотрудничестве с ведущими профильными НИИ. Ведутся работы по кардинальному совершенствованию всех основных характеристик изделия — и боевых, и эксплуатационных», — цитирует ТАСС гендиректора предприятия Фанила Зиятдинова.

    На прошедшем в конце августа форуме «Армия-2021» завод «Купол» (входит в концерн «Алмаз-Антей») представил такие образцы модификаций этого ЗРК, как «Тор-Э2», «Тор-А» и «Тор-М2КМ». Кроме того, посетителям форума был представлен перспективный комплекс ПВО «Адъютант».

    Разработка комплекса

    Создание зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» началось в 1975 году. Головным разработчиком боевой машины «Тор» является Научно-исследовательский электромеханический институт (Москва). МКБ «Факел» (Химки) создало управляемую ракету 9М330, а Минский тракторный завод — гусеничные шасси. Опытно-конструкторские работы заняли менее десяти лет, на вооружение ВС СССР комплекс был принят в 1986 году. Он был создан для защиты военных и инфраструктурных объектов на тактическом уровне.

    Практически сразу начались работы по модернизации комплекса. В 1991 году на вооружение была принята его обновлённая версия «Тор-М1» с ракетами 9М331 повышенной эффективности и увеличенной зоной поражения низколетящих целей. Кроме того, была добавлена более эффективная защита от помех, а экипаж комплекса сократили до трёх человек.

    В дальнейшем модификация комплекса продолжилась: в 2012 году в войска поступил вариант «Тор-М1-2У».

    Следующим этапом развития семейства ЗРК стала машина нового поколения «Тор-М2», которая поставляется в российские войска с 2016 года. Эксперты отмечают, что «Тор-М2» — представитель нового поколения средств ПВО малой дальности.

    Он предназначен для поражения самолётов, вертолётов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.

    Читать еще:  Ваз неустойчивая работа непрогретого двигателя

    Комплекс оснащён 16 зенитными ракетами вертикального старта с дальностью поражения до 12 км и высотным диапазоном до 10 км.

    В 2019 году главный конструктор «Вымпела» Виктор Елецкий в интервью газете «Известия» указал на высокую эффективность «Тора-М2» при применении ракеты 9М338К.

    «Дальность её полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

    Конструктор пояснил, что улучшенные характеристики 9М338К были достигнуты за счёт оригинальной аэродинамической схемы, которая позволила существенно облегчить ракету.

    «Всё это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей — крыльев, рёбер и т. д. Потому что всё это — дополнительный вес. При этом мы создали у нашей ракеты возможность выходить на углы атаки, бо́льшие, чем на предыдущих версиях. И, помимо снижения габаритов изделия, получили возможность поражать более манёвренные цели», — подчеркнул Виктор Елецкий.

    Кроме того, вместо катапультного старта в «Тор-М2» ракета выводится из пусковой установки с помощью облегчённых газогенераторов. Эти технические решения позволили сделать ракету более манёвренной и вдвое увеличить боекомплект машины.

    При этом «Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, заявил главный конструктор «Вымпела».

    Этот уникальный комплекс также выпускается в арктическом варианте «Тор-М2ДТ» — на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30ПМ. Модификация предназначена для боевого дежурства в условиях труднопроходимой болотистой местности и экстремально низких температур.

    В 2019 году Минобороны РФ и завод «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей.

    Перспективы использования

    В 2020 году на заводе «Купол» началось серийное производство экспортных вариантов комплекса «Тор-М2Э(К)» на колёсном шасси и «Тор-М2У» на гусеничном.

    Эксперты отмечают, что ЗРК получит широкое распространение не только в ВС РФ, но и за рубежом благодаря своим впечатляющим характеристикам, а также успешному опыту применения в современных конфликтах.

    В 2020 году начальник войск противовоздушной обороны Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Александр Леонов сообщил, что комплексы «Тор» сбили в Сирии более 45 беспилотников, которые применялись боевиками террористических организаций.

    «В целом во время боевых действий в Сирии данный комплекс продемонстрировал свою эффективность, ведь он стоял на авиабазе Хмеймим и морской базе Тартус и на его счету уже свыше нескольких десятков сбитых беспилотников», — подчеркнул в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.

    «Тор-М2Э» в экспортном варианте уже доказал свою эффективность в решении поставленных задач, добавил специалист.

    «Тор» выпускается на колёсном и гусеничном шасси, а также может быть представлен в качестве отдельного боевого модуля, который может применяться где угодно, в том числе выполнять роль объектового ПВО», — пояснил Леонков.

    В свою очередь, директор Музея войск ПВО в Балашихе Юрий Кнутов подчеркнул, что «Тор» может уничтожать не только БПЛА, но и ракеты реактивных систем залпового огня. По словам эксперта, дальнейшая модернизация комплекса будет направлена на интеграцию в современные цифровые системы управления войсками.

    «На данном этапе требуется цифровая модернизация, что позволит сопрягать комплекс со всеми новыми системами, например «Бук-М3», ЗРК С-300В4, и за счёт этого можно будет создать эшелонированную противовоздушную оборону», — рассказал собеседник RT.

    После модернизации комплекс сможет бороться не только с существующими, но и с перспективными воздушными и баллистическими целями, добавил Юрий Кнутов.

    «Запад сейчас тоже создаёт подобные комплексы, но преимущество комплекса «Тор» заключается в том, что он прошёл обкатку в районах боевых действий, где показал высокую эффективность. Уверен, модернизированная версия будет пользоваться спросом, как и предыдущая», — заключил эксперт.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector