Ямз 236 двигатель схема устройство

ЯМЗ-236 – грузовая легенда советского автопрома

Двигатель ЯМЗ-236 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Исторический аспект

Мотор ЯМЗ 236 был разработан в 1951 году на базе силовых агрегатов ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Производство данных двигателей внутреннего сгорания производиться Ярославский моторный завод, который впоследствии стал ОАО «Автодизель».

Сборочный цех Ярославского моторного завода.

В процессе установки и модернизации, моторы ЯМЗ стали на постоянной основе устанавливаться на грузовые автомобили МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, тракторы К-700 и некоторую военную технику, особенно танки и вездеходные автомобили.

Технические характеристики и устройство

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов.

Технические характеристики мотора ЯМЗ 236.

Основная техническая характеристика ДВС 236 ЯМЗа.

Дизель, турбированный дизель

11 литров (11 150 см куб)

от Евро-0 до Евро-4

Материал исполнения блока и головки

800 000 — 1 000 000 км пробега

Порядок работы цилиндров

МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Модификации мотора

В разное время, существовали разные модификации двигателей изготовленных Ярославским моторным заводом. Итак, какие разновидности можно встретить на автомобилях:

Двигатель ЯМЗ 236.

  • ЯМЗ-236Г — 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин.
  • ЯМЗ-236ДК — 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин.
  • ЯМЗ-236НД — 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236Н — 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БК — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-236Б — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БЕ2 — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-7601 — 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин.

Применяемость

Двигатели ЯМЗ 236 получили достаточно большую применяемость. Так, порядка двух десятков марок и более 40 моделей автомобилей, автобусов, военных машин и строительной техники по этот день оснащаются легендарными моторами.

УРАЛ с мотором ЯМЗ 236.

Достаточно большую популярность получил УРАЛ-4320 с двигателем ЯМЗ 236. Кроме этой марки мотора существует также старший брат — ЯМЗ-238. Этот мотор намного мощнее, а поэтому устанавливается на тяжелую строительную технику, тягачи, и даже военные автомобили стратегического назначения.

Почему моторы ЯМЗ получили широкую распространенность? В отличие от западных аналогов, силовые агрегаты отечественного производства, достаточно просты в ремонте и не имеют большого количества электроники, что делает возможность ремонта в полевых условиях.

Также, моторы обладают необходимой мощностью, чтобы автомобиль мог потянуть груз даже в самых тяжелых условиях. Например, попавший песок и топливную систему не помеха, и он легко удаляется в двигателя.

Итак, рассмотрим, на каких транспортных средствах можно встретить силовой агрегат ЯМЗ-236:

  • Первые в очереди, конечно же, автомобили МАЗ. Движки можно встретить на таких моделях как: 500, 503, 504, 509, 516, 5335, 5549, 5551 и другие.
  • Второй по применяемость остается автомобиль КРАЗ: 255, 250, 257, 260 и 6322.
  • Также устанавливается на автомобили серии УРАЛ: 4320, УРАЛ 5323.
  • Также, применялся двигатель ЯМЗ-236 еще и на КАМАЗ. Так, оснащалась модель 5320 с 1976 года и 2000 год.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 236 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

Т-150 с мотором ЯМЗ 236.

  • Замена масла.
  • Регулировка клапанного механизма
  • Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  • Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.
Читать еще:  Характеристики двигателя hyundai matrix

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ 236 проводится достаточно стандартно для всей серии моторов выпущенных Ярославским моторным заводом. Так, поточные ремонтные работы проводятся непосредственно на автомобиле.

В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей транспортного средства, на котором установлен движок, даже капитальный ремонт, возможно, выполнить без снятия силового агрегата. Это притом условие, что не требуется расточка.

Процесс проведения капитального ремонта ЯМЗ 236.

Зачастую, если идет восстановление или капитального ремонта, двигатель растачивают. Как показывает последняя практика, то большинство старых блоков цилиндров не подлежат расточке и хонинговке, а поэтому, они проходят процесс гильзовки. Головки блока достаточно живучие, что дает возможность перебирать их не часто, но при «капиталке» — это процедура обязательная.

Еще один элемент со скромным сроком жизни является масляный насос. Именно его, зачастую, меняют еще до проведения капитального восстановления силового агрегата. Наряду с этой деталью стоит водяной насос, который невыносливый, и как показывает практика, быстро выходит со строя. Но, здесь есть выход — установка ремкомплекта, который достаточно дешевый.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 236 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

Ямз 236 двигатель схема устройство

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-236 работает по четырехтактному циклу с воспламенением от сжатия и с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания.

Полный цикл рабочего процесса в цилиндрах двигателя осуществляется за два оборота коленчатого вала, т. е. за четыре хода поршня.

При вращении коленчатого вала через распределительные шестерни приводится во вращение также распределительный вал двигателя и кулачковый валик топливного насоса высокого

давления. Движение этих механизмов строго согласовано между собой, и каждому положению поршня соответствует вполне определенное положение кулачков распределительного вала и кулачкового валика топливного насоса, а следовательно, и клапанов газораспределительного механизма и плунжеров топливного насоса.

Чтобы рассмотреть работу двигателя, достаточно проследить за работой одного из цилиндров, так как работа во всех цилиндрах происходит аналогично.

Схема очередности тактов рабочего процесса показана на рис. 9.

Первый такт — впуск. При вращении коленчатого вала поршень начинает двигаться вниз от т. к н. м. т. При этом

вследствие наличия разряжения над поршнем из окружающей среды через предварительно открытый впускной клапан (который открывается за 20° до в. м. т. по углу поворота коленчатого вала) в цилиндр двигателя поступает очищенный от пыли воздух, необходимый для сгорания очередной порции топлива.

Процесс всасывания воздуха продолжается и после прохождения поршнем н. м. т., так как в этот период впускной клапан еще открыт и воздух продолжает поступать в цилиндр по инерции, приобретенной им при входе в цилиндр с большой скоростью.

Только через 56° после прохождения поршнем н. м. т. впускной клапан закрывается, и всасывание воздуха в цилиндр прекращается. Начинается второй такт — сжатие. Такое запаздывание закрытия впускного клапана улучшает наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха, что способствует лучшему сгоранию топлива.

Рис. 9. Схема рабочего процесса четырехтактного дизеля: с — впуск свежего воздуха; б —сжатие воздуха и впрыск топлива: в — расширение газов (рабочий ход); г— выпуск отработавших газов

Второй такт — сжатие. При движении поршня вверх к в. м. т. после закрытия впускного клапана воздух, поступивший в цилиндр, сжимается поршнем. Происходит такт сжатия, в конце которого при подходе поршня к в. м. т. давление воздуха достигает 40—42 кГ/см2, а его температура 740—800° С.

Когда поршень подходит к в. м. т. (за 20° до нее), в камеру , сгорания, где находится сжатый и нагретый воздух, топливным насосом через форсунку под давлением 150 кГ/см2 впрыскивается топливо, распыленное в виде мельчайших капелек.

Хорошему перемешиванию топлива с воздухом, а следовательно, и улучшению сгорания его способствуют вихревые движения воздуха, возникающие в цилиндре в процессе впуска в результате [тангенциального ввода воздуха в цилиндр, обусловленного тангенциальным расположением впускного канала по отношению к цилиндру.

Вследствие высокой температуры сжатого воздуха и интенсивного вихреобразования впрыскиваемое в цилиндр топливо воспламеняется и быстро сгорает. При этом давление в цилиндре резко возрастает и достигает к концу такта сжатия 74— 80 кГ/см .

Читать еще:  Lf3 что за двигатель

Третий такт — рабочий ход. После того как поршень пройдет в. м. т., газы расширяются, и под их действием поршень движется вниз к н. м. т., осуществляя рабочий ход, продолжающийся до момента открытия выпускного клапана. Выпускной

клапан открывается за 56° до н. м. т., когда давление газов в цилиндре снижается.

После открытия выпускного клапана давление в цилиндре быстро падает вследствие истечения продуктов сгорания из-за избыточного давления в цилиндре через трубопровод и глушитель в атмосферу.

К моменту прихода поршня к н. м. т. давление в цилиндре приближается к атмосферному.

Четвертый такт—выпуск. При последующем движении поршня вверх происходит выталкивание отработавших газов через открытый выпускной клапан без заметного повышения давления.

К концу такта цилиндр в основном освобождается от продуктов сгорания, и при дальнейшем движении поршня вниз весь процесс рабочего цикла повторяется в той же последовательности. Закрытие выпускного клапана происходит через 10° после прохода поршнем в. м. т. Запаздывание закрытия выпускного клапана обеспечивает лучшую очистку цилиндра от отработавших газов.

Диаграмма фаз газораспределения приведена на рис. 10. Принятые фазы газораспределения являются оптимальными для данного двигателя с точки зрения повышения коэффициента наполнения двигателя, снижения шума впуска и повышения надежности работы газораспределительного механизма.

Наиболее благоприятным порядком работы шестицнлиндрового V-образного двигателя (с углом развала 90°) оказался порядок 1—4—2—5—3—16; при этом вспышки происходят то в одном, то в другом ряду (рис. 11). Угловой интервал (по углу поворота коленчатого вала) между рабочими ходами при этом составляет 90° — 150° — 90° — 150° — 90° — 150°

​Изучаем строение ТНВД ЯМЗ 236

Прочный ТНВД ЯМЗ 236 располагается в развале блока цилиндров силового агрегата. На конце рейки имеется втулка с винтом.

Плунжерные пары монтируются в корпусе установки ТНВД ЯМЗ 236.

Внутри также находятся штуцеры и нагнетательные клапаны. Детали соединяются с трубопроводом.

Тип ТНВД двигателя ЯМЗ 236 — многосекционный. Насос оснащен шестеренчатым приводом.

Принцип работы

Масло разбрызгивается и смазывает трущиеся пары на ТНВД ЯМЗ 236. Под давлением жидкость направляется к нескольким элементам системы:

  • Подшипникам;
  • Толкателям;
  • Коромыслам;
  • Опором штанг;
  • Приводу;
  • Подшипникам пневмотормозов.

Для зубчатых передач, цилиндров и кулачков не нужна отдельная смазка. Трущиеся механизмы отрабатываются маслом, вытекшим из отверстий подшипников.

У устройства ТНВД ЯМЗ 236 смазка автономная. Жидкость собирается в поддоне из патрубка. Объем смазки регулируется проволочным щупом с метками уровня. Двойная система фильтрации обеспечивает тонкую и грубую очистку масла.

Особенности топливного насоса высокого давления

Устройство ТНВД ЯМЗ 236 устанавливается на дизельные двигатели. Имеет V-образное расположение плунжеров. Состоит из шести секций, находящихся друг от друга на расстоянии 36 мм.

ТНВД обеспечивают цикловую подачу и давление впрыска до 1600 бар. Прибор укомплектован всережимным регулятором.

Как работает установка ТНВД ЯМЗ 236?

Плунжер перемещается вниз. Топливо заполняет внутреннюю полость втулки. В этом момент помпа низкого давления подает горючее в клапан корпуса.

При открытии впускного отверстия топливо направляется в надплунжерное пространство. Давление в системе возрастает. Топливо нагнетается через топливопровод к форсунке. Плунжер сжимает горючее. При увеличении давления запускается впрыск топлива.

Регулировка ТНВД ЯМЗ 236

Топливный насос проверяют на специальном стенде. Определяют:

  • Момент начала;
  • Величина;
  • Равномерность подачи горючего.

Регулировка ТНВД ЯМЗ 236 служит для изменения количества топлива, подающегося в систему. Порция горючего определяется исходя из нагрузки на двигатель. Благодаря регулировкам можно поддерживать установленную водителем частоту вращения коленвала.

Также обеспечивается при помощи механического регулятора. Прибор находится на торце насоса.

Для регулировки начала подачи топлива установите пяту толкателя под плунжер. Замерьте углы поворота вала и сверьте с табличными данными. Допускается неточность не более 1/3 градуса.

Величина и равномерность подачи топлива ТНВД двигателя ЯМЗ 236 регулируется с помощью комплекта форсунок. На входе в насос создают давление в 0,1 Па. Регулировку выполняют по схеме:

  1. Сначала проверяют частоту вращения вала;
  2. Затем поворачивают рычаг управления до упора;
  3. Осуществляют проверку момента выброса реек.

Для снижения частоты вращения ТНВД ЯМЗ 236 регулировочный болт ослабляют.

Подводящий и отводящий каналы закупорены пробками с кольцевыми уплотнителями. Топливопровод подсоединен со стороны муфты. Избыток горючего удаляется через перепускной клапан.

Осевой люфт устройства ТНВД ЯМЗ 236 регулируется с помощью набора прокладок в пределах до 0,07 мм.

Читать еще:  Чем отогреть дизельный двигатель

Ямз 236 двигатель схема устройство

Дизель ЯМ8-236 имеет комбинированную систему смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала и его упорный фланец, ось промежуточной шестерни, толкатели и втулки коромысел клапанов. Все остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиваемым маслом. Система очистки масла двойная, имеет фильтры грубой и тонкой очистки.

В передней части двигателя внутри картера закреплен двухсекционный шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. Передняя секция насоса, снабженная редукционным клапаном, нагнетает масло в систему смазки двигателя, а задняя секция, имеющая перепускной клапан, — в масляный радиатор. Редукционный клапан отрегулирован на предельное давление 7,5—8,0 кГ/см2, а перепускной клапан — на давление 0,8—1,2 кГ/см2. Обе секции насоса трубопроводом соединены с неподвижным маслоприемником, снабженным сетчатым фильтром и расположенным в поддоне картера.

Масляные фильтры закреплены с левой стороны блока в передней части.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При работе двигателя передняя основная секция насоса засасывает масло через маслоприемник из поддона картера и по каналу в блоке нагнетает его в фильтр 20 грубой очистки, имеющий предохранительный клапан. Фильтр состоит из чугунного корпуса, на центральном стержне которого гайкой закреплен на прокладке стальной колпак. Под колпаком установлен двойной фильтрующий элемент. Каждая секция элемента состоит из металлического гофрированного цилиндра с отверстиями, являющегося каркасом, на котором натянуты и закреплены внутренняя стальная и наружная латунная мелкая сетки. Масло через обе сетки проходит последовательно. Фильтр включен в магистраль последовательно и оборудован предохранительным клапаном, перепускающим масло при загрязнении фильтра в случае перепада давлений в нем 2—2,5 кГ /см2. Часть масла от фильтра грубой очистки ответвляется и проходит через фильтр тонкой очистки, представляющий собой масляную центрифугу с реактивным приводом ротора и включенный в систему смазки параллельно. Работа центрифуги была рассмотрена ранее. Очищенное в центрифуге масло сливается обратно в картер.

Из фильтра грубой очистки масло проходит в главную магистраль, расположенную в блоке с левой стороны. Из главной магистрали по каналам в перегородках блока масло проходит ко всем коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. Из коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу и через грязеуловители подается к шатунным подшипникам и по каналам в шатунах — к поршневым пальцам.

У дизелей, работающих с турбонаддувом и имеющих более тяжелый нагрузочный режим, вместо заглушки в отверстии на верхней головке шатуна ставится специальный распылитель, через который на днище поршня выбрызгивается масло, охлаждающее его.

В канале средней перегородки блока установлен сливной клапан, который перепускает в неизношенном двигателе излишнее масло, подаваемое насосом, имеющим большую производительность, обратно в картер. Клапан открывается при давлении 5—5,5 кГ/см2. При увеличении зазоров в подшипниках расход масла через них возрастает, вследствие чего давление в магистрали падает. При этом перепуск масла клапаном прекращается, что обеспечивает хорошую смазку деталей двигателя даже при некотором его износе и повышенном расходе масла.

Из передней опоры распределительного вала масло через отверстия в шейке вала подается пульсирующей струей в полую ось толкателей для смазки их втулок. Далее масло по каналам в толкателях проходит к нижним наконечникам штанг и по штангам — к верхним наконечникам и ко втулкам коромысел, обеспечивая смазку клапанного механизма. Скапливающееся в головках масло сливается обратно в картер по сливным каналам в блоке. Под давлением масло подается также к упорному фланцу распределительного вала и оси промежуточной шестерни привода насоса.

Все остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым при вращении коленчатого вала или поступающим на детали самотеком.

Задняя секция насоса подает масло по трубке в масляный радиатор, устанавливаемый перед водяным радиатором автомобиля, откуда охлажденное масло сливается по другой трубке в поддон картера. Включение радиатора осуществляется краном, расположенным на штуцере подводящего шланга.

Масло заливают в картер через заливную горловину, расположенную на крышке клапанного механизма левой секции блока. Уровень масла проверяют стержнем, установленным в трубке с левой стороны блока. Контроль за работой системы смазки осуществляется по электрическому указателю, расположенному на щитке приборов. Датчик указателя присоединен к магистрали блока.

Вентиляция картера проточная, закрытая. Воздух поступает в картер через неплотности соединений двигателя. Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке, расположенной с левой стороны двигателя в задней его части и выведенной вниз. Верхний конец трубки соединен через маслоуловитель с внутренней полостью камеры штанг двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector